какое знамение сделал бог каину
Знамение Каина: чем оно было на самом деле
Рога и борода
Тот же Зонди упоминает поэта Шахина, который представлял, что Бог наградил Каина столь страшной бородой, что от убийцы бежали прочь даже дикие звери.
Болезни
Другие толкователи почти уверены в том, что Бог ниспослал на Каина какую-то болезнь, чаще всего заразную, например, проказу. А Иоанн Златоуст утверждал, что убийца наверняка был отмечен другим заболеванием, наличие которое вызывало бы в людях чувство жалости к Каину, но никак не страха. Иоанн Златоуст писал, что Каином овладела некая телесная слабость, плоть его все время дрожала, тем самым напоминая остальным об опасности и последствиях греха (Иоанн Златоуст «Против иудеев»).
Священник Даниил Сысоев в книге «Летопись начала» упоминал, что, согласно переводу 70-ти толковников, после убийства брата Каин все время стонал, тряс головой и правой рукой, которой и расправился с Авелем. Конечно, благодаря этому знамению-недугу он не мог совершать даже примитивных действий, в частности принимать пищу. Несомненно, такого больного человека большинство людей не тронули бы. Хотя Бог, конечно, допускал возможность того, что кто-то может и, напротив, воспользоваться слабостью Каина, а потому он, делая знамение для Каина, для верности произнес: «За то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро» (Быт. 4:15).
О болезни Каина говорит и отец Олег Моленко на сайте церкви Иоанна Богослова. В частности Моленко приводит в пример эпилептические припадки. Кроме того, священник предполагает, что после совершения преступления Каин начал страдать и психическими отклонениями.
Татуировка
Многие понимают священные тексты буквально, а потому уверены в том, что на теле Каина Господь нарисовал какое-то изображение или сделал несмываемую надпись, вроде татуировки. Один из известных комментаторов Торы Раши писал, что Бог поставил на лоб убийцы одну из букв своего имени. Согласно иудейской и каббалистической традициям, полное имя Бога, так называемый «тетраграмматон», состоит из 4-х букв, но произнести его нельзя: это табу. Поэтому Всевышний и написал только одну букву. Но даже она одна внушала в окружающих такой страх или трепет другого рода, что никто не смел поднять руку на Каина.
Однако раввин-философ Авраам ибн Эзра был уверен в том, что Всевышний сделал это не для того, чтобы отпугнуть кого бы то ни было от Каина, а для того, чтобы вернуть тому веру в то, что Бог всегда будет рядом с ним и защитит его от любых опасностей.
Какое знамение Бог сделал Каину — какой знак или метку?
Мне бы хотелось узнать о том, какое знамение Бог сделал Каину, о котором говорится в Библии? После убийства своего брата Авеля Каин очень боялся, что любой, кто встретит его, убьет его в отместку за Авеля. Каин говорит об этом Богу, а в качестве ответа получает обещание Бога о том, что никто не причинит ему вреда:
Может это какое-то образное выражение или же Бог сделал какой-то реальный знак или метку?
Так какое же знамение, или метку Бог сделал Каину?
Скажу сразу, что я не знаю, какой знак или знамение Бог сделал Каину. Книга Бытие не говорит нам об этом. У разных библейских комментаторов мнение насчет этого знамения тоже расходится. Был ли это какой-то физический знак или метка? Возможно. Если да, то что это был за знак, глядя на который люди сразу должны были понять, что лучше этого человека не трогать? Надо быть честными и признать, что этого никто не знает.
Мог ли это быть какой-то не физический знак? Возможно. Может Бог пометил Каина каким-то образом в своем разуме и отводил людей от него, чтобы те не преследовали его. Нет никакой возможности узнать это. Несмотря на свое прошлое, Каин очень изменился в своей будущей жизни. Если бы Бог хотел, чтобы мы наверняка знали, что это был за знак или знамение, то Он бы сказал нам. Но Бог решил не раскрывать нам эту информацию, а нам остается доверять Ему и принять Его решение.
Я думаю, что нам надо принять то, что сказано во Второзаконии:
Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, а открытое — нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего. (Второзаконие 29:29)
Природа этого знамения Каина не открыта для нас возможно еще и потому, что она не имеет отношения к послушанию словам Закона. Так что нам надо довольствоваться тем, что есть.
Джон Окс
Перевод Петров Игорь
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Каинова печать цивилизации: кем на самом деле был Каин и какова его роль в истории человечества?
Приблизительное время чтения: 7 мин.
Есть в библейском повествовании несколько личностей, имена которых, став нарицательными, навсегда превратились в синонимы зла. Народная молва традиционно именует предателя Иудой, жестокого и безжалостного человека – Иродом, грубого и бестактного – Хамом. И первым в этом ряду стоит имя человека, пролившего кровь родного брата. Имя это – Каин – породило множество неологизмов: “каиново семя”, “каинова печать”. Кем же на самом деле был Каин и так ли однозначна его роль в истории человечества?
Преступление и наказание
Но почему, собственно, Бог не принял жертву Каина. Понятно, что убивать брата в любом случае нельзя. И все же, не было ли у Каина, если можно так выразиться, смягчающих вину обстоятельств? Ведь оба трудились, каждый принес Богу, что имел, и вдруг такое разное отношение к жертвам! Может, Каину просто нужно было бросить свое земледелие и заняться скотоводством, раз Богу угодно, чтобы Ему приносили в жертву овец, а не пшеницу и кукурузу? Вот только, если разобраться, оказывается, что жертва Богу вообще не нужна. Ну, действительно, все, что человек может принести Ему в дар, по сути Им же и создано. И предполагать, будто Бог нуждается в баранине более, нежели в овощах, по меньшей мере – несерьезно. Смысл жертвы совсем в другом.
Ведь когда ребенок угощает родителей сладостями из новогоднего подарка, который они же сами ему и купили, он может выбрать для них самые вкусные конфеты, а может – пару слипшихся карамелек. Но если тем, что получше, он поделиться пожалел, родителям есть отчего расстроиться. Конечно же, дело не в том, что им сластей не достанется. Просто ребенок променял любовь на шоколадного зайца.
Так и с жертвой Богу – она нужна самому человеку, чтобы проявить свою любовь к Нему. Принося в жертву самое лучшее, человек как бы говорит: смотри Господи, как я приумножил то, что Ты дал мне! Так он своей любовью и благодарностью отвечает на Божественную любовь и заботу. Так Авель принес лучших овец своего стада в дар Богу.
А Каин, похоже, совершил свое жертвоприношение по принципу: “На тебе, Боже, что нам негоже”. В каноническом библейском тексте на это есть лишь косвенное указание, но Предание Церкви сохранило более подробный рассказ о его жертве. По одной версии, это было неспелое зерно и недозрелые плоды, которые нельзя было употребить в пищу, по другой – пустые кукурузные початки. В любом случае, о любви тут говорить не приходится.
И Бог осудил его на изгнание из родных мест и скитальчество, отметив его особым знаком, который впоследствии стали называть “каиновой печатью”. В чем она заключалась, сказать трудно. Существуют самые разные предположения. В Библии же сказано только, что знамение это дал Каину сам Бог. Отсюда и поговорка: “Бог шельму метит”.
Под “каиновой печатью” стали понимать некое клеймо, подобное тем, которые выжигали на лбу у осужденных преступников. Но Библия говорит совсем о другом.
Культура, разрушающая гармонию
Что же сделал изгнанный с родной земли Каин? Он построил город и назвал его именем своего сына.
Факт знаковый в истории человечества – первый город на Земле построил убийца.
Для чего? Да чтобы создать искусственную границу между собой и всем остальным миром, оградить себя от окружающей среды. Сегодня, когда конфликт между городской цивилизацией и природой обострился до предела, когда вокруг нас загрязненные реки, гибнущие леса, а сам воздух города пропитан ядовитыми выхлопами, в самом словосочетании “окружающая среда” звучит какая-то отчужденность, будто человек прилетел на Землю с другой планеты и мучительно пытается освоить враждебный ему мир.
А началось все с первой в истории “экологической катастрофы”, когда Каин, убив своего брата, пролил его кровь на землю. Вот что говорит об этом Библия: “И сказал Господь: что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле”.
Так Каин впервые нарушил экологическое равновесие. Мир стал для него чужим, все, что его окружало, превратилось в источник опасности.
Психология убийцы понятна: ему страшно, тревожно и все время хочется спрятаться. Это заложено в человеческой природе – совершивший зло страшится такого же воздаяния. Но от кого хотел оградиться Каин? Ведь на земле не было других людей кроме членов его семьи. По преданию, после совершенного убийства на Каина стали охотиться дикие звери (до этого они на людей не нападали). Именно тогда Земля перестала быть для человека домом и превратилась в “окружающую среду”. Человек, совершающий смертный грех, разрывает связь не только с Богом, но и со всей природой. Механизм этого разрыва объяснить невозможно, но последствия его – очевидны. Кстати, в истории Церкви много примеров, когда святые (т.е. люди, восстановившие в себе эту связь с Богом и сотворенным Им миром) общались с самыми опасными хищниками, как с домашними животными.
Таким образом, строительство первого города было прямым следствием братоубийства. Все грядущие войны, междоусобицы, борьба за выживание в условиях меняющегося климата, – вся трагичная история человечества пророчески изображена в библейском рассказе о первом рожденном на земле человеке.
Именно потомки Каина положили основание тому феномену, который мы сегодня называем цивилизацией. Об одном из них, Иувале, сказано, что “ он был отец всех играющих на гуслях и свирели”. Другой, его брат Тувалкаин “был ковачем всех орудий из меди и железа”, провозвестником “медного” и “железного” веков. Потомки Каина начали вооружаться – первое братоубийство предопределило неизбежность дальнейших войн. А сельскохозяйственные орудия, сделанные Тувалкаином, были нужны, чтобы силой вырвать у земли те блага, которые она перестала давать людям, оросившим ее кровью. А искусство помогало заслониться от пустоты, вторгшейся в человеческую жизнь.
Но, на наше счастье, у Адама и Евы был еще третий сын – Сиф.
В Библии говорится, что именно его дети начали призывать имя Божие, то есть пытаться жить на земле, не разрывая отношений с ее Создателем. Именно стремление к Богу сынов Сифа, вплетаясь в художественные изыски потомков Каина, привело к появлению такого искусства, благодаря которому мы и сегодня чувствуем, что есть в мире нечто большее, чем мы сами и все наши земные дела и заботы. И при звуках музыки знаменитого церковного певчего – Баха хочется молиться, даже если не знаешь, как это делается. Потому что такое искусство сохранило память о гармонии всего сущего, так неосмотрительно разрушенной в самом начале нашей истории.
Каин: печать милосердия. Александр Ткаченко о том, как Каин дважды огорчил Бога
Приблизительное время чтения: 6 мин.
Почему Бог не принял жертву Каина? Мог ли Каин не убивать Авеля? Был ли Авель «любимчиком» Бога, а Каин – «пасынком»? На эти вопросы отвечает Александр Ткаченко.
Но почему Бог не принял жертву Каина? Понятно, что убивать брата в любом случае нельзя. И все же не было ли у Каина, если можно так выразиться, смягчающих вину обстоятельств? Ведь оба трудились, каждый принес Богу то, что имел, и вдруг такое разное отношение к жертвам! Может, Каину просто нужно было бросить свое земледелие и заняться скотоводством, раз Богу угодно, чтобы Ему приносили в жертву овец, а не пшеницу и кукурузу? Но ведь очевидно, что Богу вообще не нужны никакие приношения от людей. Все, что человек может принести Ему в дар, Им же и создано. И предполагать, будто Бог нуждается в баранине более, нежели в овощах, по меньшей мере несерьезно. Смысл жертвы совсем в другом.
Ведь когда ребенок угощает родителей сладостями из новогоднего подарка, который они же сами ему и купили, он может выбрать для них самые вкусные конфеты и зефирины, а может, отведя глаза в сторону, сунуть им пару слипшихся карамелек. И если он пожалел самое вкусное лакомство, приберегая его для себя, родителям есть от чего расстроиться. Но причиной этого огорчения будет тревога и горечь за свое чадо, которое растет жадиной.
А что же сделал Каин? К сожалению, он поступил так же, как жадный ребенок на новогоднем утреннике, и принес свою жертву по принципу: «На тебе, Боже, что нам негоже». Святитель Иоанн Златоуст писал об этом так: «Каин, сказано, принес от плодов земли жертву Господу. Потом, желая сообщить нам и об Авеле, божественное Писание говорит, что и он принес жертву от своего, пастушеского занятия: принесе и той от первородных овец своих и от туков их. Смотри, как Писание показывает нам боголюбивое его намерение и то, что он принес не просто от овец, но первородных, то есть, дорогих, отборных, далее, что от этих первородных он принес самое драгоценнейшее: и от туков их, сказано, то есть — из самого приятного, наилучшего. О Каине же ничего такого Писание не замечает, а говорит только, что он принес от плодов земли жертву, что, так сказать, попалось, без всякого старания и разбора».
И, наверное, не так уж важно, что же именно принес Каин в жертву Богу. В любом случае ясно, что это была не лучшая часть его урожая, а значит, и о любви к Богу тут говорить не приходится.
Но, отвергнув его жертву, Бог вовсе не отверг его самого. Непринятие даров Каина было, если можно так выразиться, воспитательной мерой, призванной пробудить в нем сомнение в собственной правоте: ведь если Бог не принял твоей жертвы, значит, ты что-то делаешь не так. Бог не принял плоды Каина, давая ему повод задуматься над причинами этого отказа, желая помочь ему разобраться в себе и вернуть в душу утраченную любовь. Однако в отношениях человека и Бога далеко не все определяется действиями и намерениями Бога. Человек волен отвергнуть предложенную ему помощь, восприняв ее как оскорбление, и остаться наедине со своей обидой. Именно такой выбор, к несчастью, сделал Каин.
И Бог осудил его на изгнание из родных мест и скитальчество, отметив его особым знаком, который впоследствии стали называть каиновой печатью. В чем она заключалась, сказать трудно. В Библии сказано только, что знамение это дал Каину сам Бог (отсюда, кстати, и пошла поговорка: «Бог шельму метит»).
Под каиновой печатью обычно понимают некое клеймо, подобное тем, которые выжигали на лбу у осужденных преступников. Однако Библия говорит совсем о другом. Знамение, данное Богом Каину, было вовсе не наказанием, а свидетельством того, что, несмотря на совершенное им преступление, он находится под защитой Господа.
Какое «знамение» сделал Бог Каину,чтобы спасти его от убийства
Рога и борода
Тот же Зонди упоминает поэта Шахина, который представлял, что Бог наградил Каина столь страшной бородой, что от убийцы бежали прочь даже дикие звери.
Болезни
Другие толкователи почти уверены в том, что Бог ниспослал на Каина какую-то болезнь, чаще всего заразную, например, проказу. А Иоанн Златоуст утверждал, что убийца наверняка был отмечен другим заболеванием, наличие которое вызывало бы в людях чувство жалости к Каину, но никак не страха. Иоанн Златоуст писал, что Каином овладела некая телесная слабость, плоть его все время дрожала, тем самым напоминая остальным об опасности и последствиях греха (Иоанн Златоуст «Против иудеев»).
Священник Даниил Сысоев в книге «Летопись начала» упоминал, что, согласно переводу 70-ти толковников, после убийства брата Каин все время стонал, тряс головой и правой рукой, которой и расправился с Авелем. Конечно, благодаря этому знамению-недугу он не мог совершать даже примитивных действий, в частности принимать пищу. Несомненно, такого больного человека большинство людей не тронули бы. Хотя Бог, конечно, допускал возможность того, что кто-то может и, напротив, воспользоваться слабостью Каина, а потому он, делая знамение для Каина, для верности произнес: «За то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро» (Быт. 4:15).
О болезни Каина говорит и отец Олег Моленко на сайте церкви Иоанна Богослова. В частности Моленко приводит в пример эпилептические припадки. Кроме того, священник предполагает, что после совершения преступления Каин начал страдать и психическими отклонениями.
Татуировка
Многие понимают священные тексты буквально, а потому уверены в том, что на теле Каина Господь нарисовал какое-то изображение или сделал несмываемую надпись, вроде татуировки. Один из известных комментаторов Торы Раши писал, что Бог поставил на лоб убийцы одну из букв своего имени. Согласно иудейской и каббалистической традициям, полное имя Бога, так называемый «тетраграмматон», состоит из 4-х букв, но произнести его нельзя: это табу. Поэтому Всевышний и написал только одну букву. Но даже она одна внушала в окружающих такой страх или трепет другого рода, что никто не смел поднять руку на Каина.
Однако раввин-философ Авраам ибн Эзра был уверен в том, что Всевышний сделал это не для того, чтобы отпугнуть кого бы то ни было от Каина, а для того, чтобы вернуть тому веру в то, что Бог всегда будет рядом с ним и защитит его от любых опасностей.