какое значение вложил булгаков в определение собачье в названии повести собачье сердце
Смысл названия повести Собачье сердце Булгакова
Михаил Афанасьевич назвал свою работу именно так не случайно. Профессор Преображенский решил сделать из собаки человека. Ученый не учел того факта, что после проведения эксперимента сущность животного не изменится. Собака приобрела человеческий вид, но внутреннее содержание осталось тем же.
Профессор проводит гениальную операцию. В эксперименте участвуют собака по кличке Шарик и тело усопшего Клима Чугункина. Примечательно, что Чугункин при жизни был негодяем, вел отвратительный образ жизни и никому не приносил пользы. Его существование было абсолютно бессмысленно. В результате эксперимента собака стала человеком, произошло превращение.
Новое существо абсолютно не радовало профессора. Чугункин постоянно пьянствовал, вступал в конфликты и дрался, матерился, раздражал окружающих. К сожалению, подобные качества вскоре выявились и у Шарикова. Всё плохое, что было у предыдущего персонажа передалось новому созданию. Он был таким же мерзким и порочным типом. Шариков был противным человеком, который вел собачий образ жизни.
Всем стало страшно, когда такое существо смогло пробраться к власти. В этом моменте автор отображает прообразность, сравнивает Шарикова с пролетариатом. Необразованные люди, бунтовщики прорвались к власти. Они наивно полагают, что могут вершить историю. На самом же деле пролетариат не был готов взять на себя ответственность за жизни людей и дать им то, в чем они нуждаются. Разумеется, эти люди будут думать о своем благополучии и устроении в этой жизни.
Профессор, проводя эксперимент, ожидал положительных результатов. Преображенский думал, что получит умного и послушного человека, который принесет ему славу. На самом деле, все обернулось по-другому. Детище профессора чуть не убило его самого. Мало того, Шариков мог нанести существенный вред людям, если бы пробрался к власти.
В итоге, Преображенский был вынужден превратить Шарикова в собаку. И был очень рад, когда все прошло успешно. Теперь около профессора сидит обыкновенный пес, который не может нанести серьезного вреда. Профессор не учел того факта, что тело усопшего сохранила все отрицательные качества.
2 вариант
Михаил Булгаков вложил в свое произведение глубокий смысл, который раскрывается только после его прочтения. У одного героя по имени Клим сердце очень сильно отличается от других людей. Только он может в самый неподходящий момент не только предать, но и обмануть любого человека.
А вот если его сравнивать с сердцем собаки, то она на это не способна. Она всегда будет верна своему хозяину и чтобы он ни сделал, но всегда поддержит и поможет даже в самую трудную минуту.
Пес был всегда хорошим другом и всегда помогал и выручал, если требовалось. Но однажды один профессор решил пересадить ему сердце, того самого Клима и вскоре жизнь его поменялась в корне. Теперь он стал нахальным и грубым псом, а вот про свои положительные черты очень быстро забыл. Кроме этого теперь он стал человеком, который постоянно нарывался на всех людей и пытался им нахамить. И сколько бы профессор вместе со своим товарищем не пытались воспитать Клима, но у них ничего не вышло.
Из названия произведения можно понять весь его сюжет. Автор четко говорит о том, что только у людей может быть собачье сердце. Когда люди пытаются чем-то завладеть, то постепенно превращаются в алчных и жестоких, они не видят перед собой никаких препятствий и им становится наплевать не только на своих близких родственников, но и на друзей. А вот собаки на такое не способны. Только человек может предать своего товарища, а все ради того чтобы схватить место или кусок намного жирнее, чем у других.
В итоге профессору ничего не остается делать, как вернуть все на свои места. Он признает свою ошибку, и опять делает операцию, в которой возвращает к жизни Клима, а собаку превращает в собаку. Конечно же, мужчина после этого ни капли не изменился, да и собака ничего не переняла от Клима.
Из всего этого можно сделать вывод о том, что все люди рождаются хорошими людьми, а вот потом общество влияет на каждого человека по-разному. Одни подчиняются этому обществу и делают только то, что они им прикажут, а вот другие наоборот поступают, так как велит им сердце и никого не слушают.
То же самое можно сказать и про тех людей, которые слепо верят и ценят власть и если они им приказывают, то это решение правильное и нужно всегда им подчиняться, а вот ослушаться их никак нельзя. Вот таких людей очень много. Конечно же, они хотят быть свободными и независимыми, но при этом сами не хотят отвязываться от власти и начать мыслить и жить своим умом.
Сочинение 3
Это название, по-моему, очень и очень удачное. Оно сразу запоминается, звучит немного жутко и просто интересно.
Мне это название запомнилось. Я немного знал эту историю. Сейчас, вообще, сложно её не знать, ведь есть замечательный фильм, который цитируют, кадры из которого часто показывают в других программах. Сложно не знать, что современный волшебник – профессор Преображенский как раз и преобразил собаку в человека. В смысле превратил. Но из-за этого названия я думал, что этот ученый хирург пересадил собаке сердце человека! Ну, конечно, оно велико для дворняжки, но, может быть, хотя бы одну часть пересадил. Это известная тема сейчас. Во многих фильмах героям пересаживают органы погибших, и они начинают влиять на их личности. (И органы, и погибшие.) Человек может «вспомнить» что-то из жизни другого.
Но как я узнал, профессор использовал гипофиз! Часть мозга содержит больше зашифрованной информации, конечно. И ее оказалось достаточно, чтобы сделать из собаки человека. (Интересно, а если живым людям удалять гипофиз с помощью суперсовременных технологий, то люди эти превратятся в животных? А все ли в обезьян?!) А сердце у подопытного осталось буквально собачьим, как и желудок, легкие…
Наверное, тут Булгаков говорил и о пролетариях, о большевиках, которые к власти пришли. Читают только Маркса и гимны поют, а вокруг одна разруха. В общем, всем просто нужно сердце развивать.
Также читают:
Картинка к сочинению Смысл названия повести Собачье сердце
Популярные сегодня темы
Н. В. Гоголь в своей комедии «Ревизор» изображает характерный для России девятнадцатого века уездный городок, где из-за коррумпированности местных чиновников царит беспорядок.
Произведение Н.В. Гоголя «Ревизор» является классическим произведением, отразившим в себе реалии своего времени. Однако, можно с уверенностью сказать, что современное российское общество до сих пор воплощает в себе так называемый феномен «хлестаковщины».
Однажды, когда мне было восемь лет, мой папа уехал на заработки в другую страну. Для меня это была большая потеря, я понимал, что он уезжает во благо, но тоска от потери, хоть и на время, близкого человека, была неописуемая.
В живописи есть отдельный жанр, который называется импрессионизмом и он заключается в том, чтобы передать впечатление от чего-либо. Художник, который работает в этом жанре
Николай Семенович Лесков — известный русский писатель, драматург и публицист 19-го века. Рассматривая его творчество хочется отметить, что произведения Николая Семеновича вышли в свет довольно поздно, лишь когда ему исполнилось 26 лет
Смысл названия “Собачье сердце”
В повести М. Булгакова смысл названия “Собачье сердце” двояк и в смысловом и в художественном плане. Налицо метафоричность образа, который автор использовал в названии, но есть и более глубокий философский подтекст, который открывается читателю не сразу.
Путь произведения к людям
Повесть “Собачье сердце”, как и другие произведения автора ждало забвение при жизни писателя: слишком правдивым, откровенным и актуальным оказалось оно для своего исторического отрезка. Автор дважды выступал с прочтением произведения, оба раза его ждал ошеломительный успех. Но откровенная метафора, лежащая в основе главного образа стала решающим аргументом при отказе издательств печатать повесть. Впервые “Собачье сердце” было издано за рубежом в 1968 году, это означало, что на родине у гениального текста нет шансов.
Прошли годы, и лишь в 1987 году повесть была напечатана на родине писателя. Произведение, созданное Булгаковым в 1925 году, прошло длинный путь – 60 лет, прежде чем стало открыто распространяться в России. Гениальность творения была тут же оценена литераторами и кинематографистами, его экранизировали, создав не менее шедевральную кинокартину.
Смысл названия
Профессор Преображенский проводит экспериментальную операцию (пересаживает собаке органы человека), которая заканчивается тем, что пёс превращается в человека. Органы, которые были “внедрены” животному ранее принадлежали человеку(Климу Чугункину), который вёл асоциальный образ жизни: пил, бродяжничал, сквернословил, участвовал в драках.
Существо, которое появилось в результате эксперимента, имеет человеческий облик, но продолжает вести “собачий” образ жизни. В своём моральном, нравственном развитии он движется крайне вяло. Он лживый, трусливый, наглый и неблагодарный. Полиграф Полиграфович Шариков олицетворяет пролетариат, который добравшись до власти, оказался неготовым к ответственности – ни с точки зрения интеллекта, ни в плане готовности вершить историю. Пускай у персонажа человеческий облик, его сердце – “собачье”, он полон ненависти к людям, готов “облаять” каждого, кто не способен дать отпор. Злость, раздражение, ненависть к людям – вот то, что скрывается за названием повести. Есть род людей, которые имеют “собачьи сердца” от рождения, им не делали операций, это сорт людей, которых не исправить.
Социально-политический подтекст
Литераторы, исследователи творчества М. Булгакова выдвигают ещё одну версию, которая может лежать в основе названия художественного текста. Название повести – намёк на тех людей, которые слепо, преданно следуют за новой властью, они слишком недалёкие, необразованные, чтобы брать на себя ответственность за ход истории. Ими управляют те, кто “дёргают за верёвочки”, им достаточно дать команду “фас”, и новоиспечённые обладатели власти выполнят любую команду.
Какое значение вложил булгаков в определение собачье в названии повести собачье сердце
Михаил Афанасьевич Булгаков глубоко понимал людей и происходящие исторические события. Писатель также очень тонко чувствовал, в каком направлении развиваются те или иные ситуации. Свои наблюдения он воплотил в повести «Собачье сердце». Здесь дано сатирическое разоблачение науки, лишенной этической основы.
И в центре такого описания встает профессор Преображенский. Он жрец, кудесник, божество, которое творит новую жизнь. Филипп Филиппович стремится улучшить природу. Но суть его эксперимента была в другом. Профессор добивался омоложения, а получилось очеловечивание. Подобная операция маловероятна, наверное, и с научной точки зрения. Поэтому её можно обозначить как гротесковую. Новое существо оказалось способным постепенно приобретать человеческий облик, хотя и немного странный:
У портьеры, прислонившись к притолоке, стоял, заложив ногу на ногу, человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие, как бы кустами на выкорчеванном поле, а лицо покрывал небритый пух. Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными кисточками раскиданных бровей начиналась густая головная щетка.
Оно также приобретает и человеческие навыки. Некоторые из них достаются по наследству, другие же приобретаются не без помощи окружающей среды. Для описания таких новых качеств Шарикова писатель использует различные проявления гротеска. Новый человек сначала лишь произносит отрывочные непонятные слова. Но со временем у него появляется и реакция на окружающий мир.
В 5 часов событие: впервые слова произнесенные существом, не были оторваны от окружающих явлений, а явились реакцией на них.
В дальнейшем скудный словарный запас не обогащается, в нем присутствует лишь брань. Гротескную основу имеет и воспитание Шарикова Швондером. Швондер упорно настаивает на том, что Шариков должен иметь документы. Заканчиваются все попытки домкома тем, Шариков получает документы. Но стоит лишь на миг задуматься: существо, созданное лабораторным путем, получает документ, удостоверяющий его личность и дающий ему право на жилплощадь. А ведь это выглядит как абсурд, если при этом еще вспомнить, что «родителями» ему послужили пес Шарик и уголовник Чугункин.
И такой полноценный теперь человек — Полиграф Полиграфович Шариков — гоняется за котами и не может открыть щеколду в ванной. Получается поистине что-то фантастическое и уродливо комическое в этих ситуациях.
Для проявления гротеска служат и характеристики персонажей. Булгаков преувеличено описывает яркие особенности внешности и действий героев. И за счет таких доминант перед нами порой возникают чудовищные люди. Вот как описан профессор при встрече незваных гостей:
Он стоял у письменного стола и смотрел на вошедших, как полководец на врагов. Ноздри его ястребиного носа раздувались. Вошедшие топтались на ковре.
Так же гротескно дан портрет Филиппа Филипповича Преображенского, вошедшего в азарт.
Ястребиные ноздри его раздувались. Набравшись сил после сытного обеда, гремел он подобно древнему пророку, и голова его сверкала серебром.
Гротескно Булгаковым описана и обстановка действия. Здесь можно остановиться на операции Шарикову.
Тишина покрывала квартиру, заползала вовсе углы. Полезли сумерки, скверные, настороженные, одним словом, мрак
В такой обстановке начинается эта странная операция. Здесь также виден гротеск. После пересаживания органов новое человеческое существо снова становится псом. Но соседи отметили, что в этот вечер горели не все огни у Преображенского.
Так действительно, что же было на самом деле это за существо? Превращенный в человека пёс или оживление человека в собаке? Это, наверное, самый сложный вопрос. И мы ответим — это зависит от сердца. Ведь все порывы продиктованы действием именно этого органа. Какое же сердце имеет новое существо? В названии повести стоит собачье сердце. Но что под ним подразумевается?
Если посмотреть с точки зрения эксперимента, то это — сердце собаки. Ведь от человека псу пересаживают лишь яичники и гипофиз. Но по повествованию понято, что облик человека определяет именно гипофиз. То есть получается человек действительно с собачьим сердцем. На этом настаивает Борменталь: «Еще! Одни коты чего стоят! Человек с собачьим сердцем». Но профессор Преображенский опровергает его предположения. Ведь ассистент относит Шарикова к собачьей породе только лишь по причине ненависти к котам. Профессор же считает, что вопрос о дисциплине можно решить в течение двух-трех недель.
Однако на самом деле все-таки сердце становится человечьим. И применяя к нему определение, данное в названии писателем, мы еще раз сталкиваемся с приемом гротеска. «Сейчас Шариков проявляет уже только остатки собачьего, — говорит профессор ассистенту, — и поймите, что коты — это лучшее из всего, что он делает. Сообразите, что весь ужас в том, что у него уже не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе!» Созданное существо очеловечилось как внешне, так и внутренне. Собачье сердце стало только основой, неподготовленной почвой для развития человеческого. Такая благодатная почва и берет себе из окружающего мира все его новые качества и нововведения. Но Шариков все равно не становится настоящим человеком. Ведь для придания подобного статуса нужно больше, чем сердце.
Да и поведение его невольно заставляет вспомнить, что ведет он себя по-скотски. То есть человеческого в его поступках мало. А мы говорили выше, что поступки и действия определяет именно сердце. Полиграф Полиграфович Шариков так и остается на самой низшей ступени в развитии человеческих качеств. Новое существо Преображенского не прошло испытание окружающей действительностью. Оно так и осталось с собачьим сердцем.
Названием повести «Собачье сердце» Михаил Афанасьевич Булгаков в самой основе заложил гротескные нотки. Ведь подобное преувеличение — собачье сердце в груди человека — кажется просто фантастикой. И эта гротескная линия, заданная в самом названии прослеживается на протяжении всего повествования.
Гротеск писателя создавался из своеобразного юмористического переосмысления событий реальной жизни и поэтому кажется некоторым фантастической неожиданностью. Это прием помог писателю намного глубже проникнуть в потаенные уголки души людей, в исторические перипетии и события.
Почему Булгаков назвал повесть «Собачье сердце»
Повесть «Собачье сердце»: история произведения
Как и многие другие произведения Булгакова, оно оказалось слишком смелым и честным для своего времени. Написана повесть была в 1925 году. Автор успел дважды публично прочесть свое произведение. Оба раза его выступление имело потрясающий успех у публики. В ней автор правдиво описывал и откровенно высмеивал все отрицательные стороны прихода к власти пролетариата.
В самом названии был намек на характеристику новых хозяев жизни. Поэтому издательства наотрез отказывались печатать эту книгу под страхом репрессий — власть категорически выступила против ее опубликования. Да и литературные критики того времени ее не одобрили. Поначалу рукопись распространялась как самиздат, но власть прикладывала все усилия, чтобы изъять копии рукописи и предать ее забвению.
Неудивительно, что широкие массы даже не слышали об этом произведении. Впервые оно было издано в 1968 году за рубежом, во Франкфурте и Лондоне. В России же «Собачье сердце» увидело свет в 1987 году, и сразу же завоевало сердца читателей. Критики и литераторы высоко оценили повесть, по ней был снят одноименный фильм.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Смысл названия
Сюжет произведения закручен вокруг фантастического эксперимента профессора Преображенского над собакой. Он пересаживает дворовому псу Шарику гипофиз (отросток мозга) и семенные железы погибшего Клима Чугункина. Этот представитель человечества был пьяницей, бродягой, дебоширом, сквернословил и дрался — вел во всех отношениях асоциальный образ жизни.
В результате проведенной операции получилось существо, которое из собачьего постепенно начало принимать человеческое обличье и способности. Шарик научился говорить и ходить на задних конечностях, у него начали проявляться проблески разума и внешне уже мало чем отличался от людей. Он даже имя себе взял — Полиграф Полиграфович Шариков. Вот только с его нравственным развитием остались проблемы.
Шарик был добродушной собакой, но от его прежней натуры осталась лишь ненависть к кошкам. А во всем остальном он все больше походил на своего донора. В результате Шариков, несмотря на человеческий облик, продолжает вести собачий образ жизни. Он становится хулиганом, омерзительным, лживым и трусливым типом, ведущим себя по-хамски, нагло и беспардонно.
Неудивительно, что по сюжету он примыкает к пролетариату, которые сочли его за «своего». Члены пролетарского домкома даже взяли его на работу заведующим подотделом по очистке МКХ, на которой он занимался уничтожением кошек.
Вместо благодарности по отношению к профессору Преображенскому, Шариков начинает претендовать на часть его жилплощади. Он даже пытается избавиться от профессора, выжить из собственной квартиры, написав на него лживый донос.
Шариков точно так же готов по-хамски «лаять» на каждого, неспособного ему противостоять. Но если поступки Шарикова можно оправдать его собачьим происхождением, то как быть с теми, кто уже давно живет с «собачьим сердцем» без оперативного вмешательства и даже пришел к власти?
Политический подтекст произведения
Одна из версий названия произведения была высказана исследователями творчества Булгакова. Они считали, что символика заглавия в намеке на собачью преданность тех людей, которые слепо пошли за новой властью. Это новое поколение людей с «собачьим сердцем». Им не хватает ума и образования, чтобы иметь свое мнение, они лишены собственной воли.
Это люди, которые подвержены влиянию большинства, ими можно управлять как вздумается. Они беспрекословно, как дрессированные собаки, будут выполнять все приказы своих хозяев, не задумываясь над их моральной и нравственной составляющей. Эти люди пытаются вырваться на волю, но они не могут жить по законам человеческого общества, поэтому они ведут себя подобно цепным собакам.
Сцена с попыткой Шарикова захватить квартиру профессора дает откровенный намек на насильственный захват власти представителями низшей прослойки общества, которая еще недавно была «ничем», а теперь стала «всем». Профессор Преображенский приходит к выводу, что его эксперимент не удался и пытается исправить свою ошибку. Он пересаживает Шарикову обратно его органы и возвращает в его природное состояние собаки.
Можно провести параллель с происходящим в стране. Человек с сердцем собаки опасен для общества, может привести к его полному разрушению. Разруха, со слов Преображенского, начинается не в клозетах, а в голове человека. А что было в головах людей с собачьим сердцем, читатель знает.
Кроме того, здесь можно усмотреть намек на неудачную «хирургическую» попытку революционного переворота. Автор считает, что развитие общества должно идти постепенно, своим собственным путем, без насилия. Создать новое общество искусственным путем невозможно.
Доверить управление могучей страной с ее огромным культурным и историческим наследием необразованному и некультурному пролетариату, к которому примкнул Шариков — все равно что отдать ее на поругание и уничтожение. Эту параллель в произведении увидели и критики того времени. Именно поэтому цензура ее и запретила, узрев себя среди плебеев, захвативших власть.
Теперь уже можно точно утверждать, что прогноз Булгакова сбылся. Почти вся интеллектуальная элита страны была вынуждена эмигрировать. Остальные были репрессированы и отправлены в концлагеря. Страна оказалась в культурном и интеллектуальном плане отброшена назад, сильно отстав в своем развитии.
А причиной всему этому было «собачьи сердца» тех, кто стоял у власти. Поколение людей, воспитанных на идеях коллективизма, а не культурных и общечеловеческих ценностях, пыталось строить равноправное общество, но их попытки не увенчались успехом.
Ирония/сатира в адрес общества того времени
Посредством саркастической иронии на протяжении всего произведения Булгаков выражает свою авторскую позицию по отношению к своеобразию исторического момента. Основным объектом сатиры являются деформированные нравственность и общественная мораль того времени. Ирония сквозит во всем — в описании внешности и поступков героев, образе их мыслей, речевых конструкциях.
Писатель строит речь Шарикова из коротких фраз, подчеркивая ими его скудоумие и в то же время наглость считать себя не только ровней профессору, но существом, претендующим стоять на более высокой ступени. Тем более, что председатель домкома Швондер считает Шарикова более заслуженной, чем профессор, личностью за одно только его пролетарское происхождение.
Булгаков иронизирует над интеллектуальными способностями пролетариев. Через свою речь и поступки Швондер предстает перед нами неумным, необразованным субъектом, при том что сам он уверен в обратном. Швондер готов дословно следовать всем инструкциям и указаниям, не задумываясь над их смыслом.
Остальным членам домкома тоже досталось от автора. Он высмеивает попытки навязать бесполое обращение «товарищ» и одинаковую для обоих полов одежду, не оставляющую места для индивидуальности.
Булгаков сатирически передает искажение и подмену понятий новой властью. Почему-то с ее точки зрения профессор, который лечит людей и занимается развитием науки, не оставляя себе ни минуты свободного времени, считается буржуазным элементом, пьющим кровь из трудового народа. А члены домкома, которые вместо рабочей деятельности занимаются агитационной пропагандой — тот самый трудовой народ.
Ирония присутствует и в описании пациентов Преображенского, значимых фигур в новой власти (крупные чиновники). Их облик и речь выдают внутреннее ничтожество. Их поведение демонстрирует озабоченность похотливыми желаниями и полное равнодушие ко всему остальному, что на фоне происходящих событий выглядит весьма неприглядно.
Иронию и сатиру на общественный строй можно часто услышать из уст профессора. Например, когда он утверждает, что лучшее средство для поправки нервов и здоровья — это не читать большевистские газеты, а в особенности «Правду». По его наблюдению, пациенты, не читающие эту газету, выздоравливают намного быстрее. Точно также писатель устами Преображенского высмеивает российский общепит и новые продукты питания.
Сатирически едко Булгаков критикует членов жилтоварищества, с чьим приходом в доме началась разруха — прорвало отопление, перестали работать водопровод и канализация, стали пропадать вещи из подъезда, которые раньше никто не воровал. Причину этого автор видит в особенностях происхождения пролетариата.
Эти люди не умеют видеть красоту вокруг себя, не ценят блага цивилизации и труд других людей, так как прежде всего не научены ценить ни самих себя, ни окружающих.
Неудачный эксперимент профессора по созданию «нового» человека в целом можно рассматривать как иронию над социально-политической ситуацией в обществе. Автор доказывает не просто несостоятельность подобного эксперимента, но и его явную опасность для общества.
Все аналогичные исторические попытки всегда сопровождались трагедиями. На примере Шарикова Булгаков показывает, что созданное «чудовище» может покуситься не только на имущество и жилплощадь, но и на жизнь своего создателя. Недаром же Шарикову, почуявшему свою безнаказанность и вседозволенность, пришла в голову такая мысль.
Шариковщина в смысле заглавия
Символическое название повести состоит не столько в истории превращения Шарика в человекообразное существо Шарикова и обратно. Суть заглавия — в происходящих в обществе изменениях, в результате которых оно начинает развиваться по абсурдным, абсолютно иррациональным, нечеловеческим законам.
Фантастический сюжет в повести логично завершен. Все вернулось на свои места. Но к сожалению, в реальности повернуть время вспять не представлялось возможным. Трагические предсказания Михаила Булгакова полностью сбылись. Особенно ярко это проявилось в период правления Сталина, когда интеллигенция России уничтожалась «вместе с корнем».
Поэтому нравственные и философские проблемы «шариковщины» актуальны и до сих пор. Потомки и последователи Шариковых и Швондеров продолжают плодиться и утверждаться в нашем обществе. До сих пор вокруг нас много людей, не уважающих окружающих и их труд, считающих себя единолично «хозяевами жизни», которым все дозволено.
Повесть «Собачье сердце» и проблемы, затронутые в ней, можно считать на нынешний день актуальными.