какое значение в жизни растения имеют споры

§ 15. Мхи — Пасечник. 5 класс. Учебник

Вопросы в начале параграфа

1. Что такое ризоиды?

Ризоиды — это бесцветные нитевидные клетки у некоторых низших растений, которые похожи по форме и функциям на корни, но по строению не имеют с корнями ничего общего.

2. Почему водоросли относят к низшим растениям?

Тело одноклеточных и многоклеточных водорослей не имеет разделение на отдельные органы и не отличается разнообразием тканей. Именно поэтому их относят к низшим растениям, а не к высшим.

3. Что такое спора?

Споры — это микроскопические образования, служащие для сохранения, распространения и размножения живых существ. Различают споры бактерий и споры растений.

Споры бактерий — это особая форма состояния живой бактерии, в которой она может сохраниться в неблагоприятных условиях.

Споры растений — это особые клетки, которые после созревания разносятся ветром и другими живыми организмами, а после попадания в благоприятную среду прорастают в новые растения.

Лабораторные работы

Лабораторная работа «Строение мха»

1. Рассмотрите растение мха. Определите особенности его внешнего строения, найдите стебель и листья.

Рассмотрим стебелёк мха сфагнума.

какое значение в жизни растения имеют споры

2. Определите форму, расположение, размер и окраску листьев. Рассмотрите лист под микроскопом и зарисуйте его.

Листья сфагнума — продолговатые, с заострёнными концами, имеют светло-зелёную окраску. Они расположены на стебле мутовчатым способом — из каждого узла вырастает сразу несколько листочков.

какое значение в жизни растения имеют споры

3. Определите, ветвистый или неветвистый стебель у растения.

У мха кукушкин лён стебель неветвистый, а у сфагнума — ветвистый.

какое значение в жизни растения имеют споры

4. Рассмотрите верхушки стебля, найдите мужские и женские растения.

Мужские и женские растения образуются у мха кукушкин лён. Мужские растения можно узнать по своеобразной «метёлке» на верху стебля, а у женские — по коричневой коробочке на длинной ножке. какое значение в жизни растения имеют споры

5. Рассмотрите коробочку со спорами. Каково значение спор в жизни мхов?

Созревшие споры высыпаются из коробочки и попадая в благоприятные условия начинают прорастать. В результате образуются новые растения.

какое значение в жизни растения имеют споры

6. Сравните строение мха со строением водоросли. В чём их сходство и различие?

Сходство мхов и водорослей:

Различие мхов и водорослей:

7. Запишите свои ответы на вопросы.

Водоросли относятся в более развитым растениям по сравнению с водорослями, так как у них есть разделение на органы и они размножаются спорами.

Вопросы в конце параграфа

1. Почему мхи называют высшими споровыми растениями?

Мхи называют высшими споровыми растения потому, что их тело состоит из отдельных органов: стебля, листьев и ризоидов. Кроме того, мхи размножаются специально предназначенными для размножения клетками — спорами. Это тоже стало причиной отнесения мхов к высшим споровым растениям.

2. Каково строение кукушкина льна?

Кукушкин лён — это один из видов листостебельных мхов. У этого вида есть мужские и женские растения. И у тех, и у других особей имеется тонкий коричневый стебелёк покрытый маленькими тёмно-зелёными листиками.

У мужских растений на верхушке стебелька помещается мужские половые органы — гаметы, в которых развиваются сперматозоиды.

У женских растений на верхушках расположена женская половая клетка — гамета. Вокруг неё образуется коробочка, а из гаметы после оплодотворения, развиваются споры. После созревания споры высыпаются из коробочки и прорастают новыми растениями мха.

какое значение в жизни растения имеют споры

3. Чем сфагнум отличается от кукушкина льна?

Сфагнум отличается от кукушкиного льна тем, что:

4. Чем мох отличается от водоросли?

В отличие от водорослей, большинство мхов имеют отдельные органы: листья и стебель.

5. Какое значение имеют мхи в природе и жизни человека?

В природе мхи часто разрастаются густым ковром, что приводит к закисанию и заболачиванию почв из-за плохого доступа кислорода.

Человек научился использовать продукт, образующийся в результате заболачивания и отмирания мхов — торф. Торф используется человеком в качестве топлива, из него изготавливают древесный спирт, пластмассы, изоляционные материалы, карболовую кислоту, смолу и другие полезные для хозяйственной деятельности человека материалы.

Подумайте

Почему даже самые крупные мхи не достигают размеров более 80 см?

Мхи не имеют проводящей системы, из-за чего питательные вещества, поглощаемые ризоидами из почвы, не смогли бы подняться на высоту более 80 см. Кроме того, у мха нет полноценных корней, а ризоиды не способны удержать слишком высокие растения мха в почве. Из-за этого при сильном ветре и в морозы высокие растения быстрее погибают.

Задания для любознательных

1. Рассмотрите под микроскопом листья мха сфагнума. Отметьте особенности строения двух типов клеток, из которых они состоят.

Листья мха сфагнума состоят из двух типов клеток: живых клеток с хлоропластами и мёртвых воздухоносных клеток.

Клетки с хлоропластами мельче и зелёного цвета. Они соединены друг с другом и образуют единую сеть. В этих клетках есть ядро, цитоплазма, вакуоль, оболочка и хлоропласты, которые преобразуют минеральные вещества в органические, необходимые для жизни и развития растения.

Мёртвые воздухоносные клетки более крупные и прозрачные. Цитоплазма в них разрушена, а в оболочке имеются отверстия, через которые эти клетки заполняются водой и воздухом. Наличие таких клеток позволяет мху сфагнуму быстро всасывать большое количество воды и воздуха и долго их удерживать, создавая запас необходимых растению веществ.

какое значение в жизни растения имеют споры2. Поместите в банку с влажной почвой немного риччии. Банку накройте стеклом и поставьте в тёплое светлое место. Следите, чтобы почва была постоянно влажной. Наблюдайте, что будет происходить с риччией.

При хорошем освещении и благоприятной температуре мох риччия очень быстро размножается и образует плотные зелёные подушки.

какое значение в жизни растения имеют споры

Словарик

Мох — это высшее споровое растение, которое произрастает в основном в хорошо увлажнённых местах, имеет стебель и листья и размножается спорами.

Спора — это особая клетка растения, необходимая для размножения. При попадании в благоприятную среду из споры вырастает новое растение.

Высшее споровое растение — растение, тело которого имеет отдельные органы (листья, стебель) и которое размножается спорами.

Сперматазоид — мужские подвижные половые клетки (гаметы).

Яйцеклетка — женские половые клетки (гаметы).

Источник

Параграф 22. Голосеменные.

Вопросы в начале параграфа

1. Что такое спора?
Споры – это клетки грибов и растений, служащие для их размножения и распространения.

2. Какую роль играют споры в жизни растений?
При помощи спор споровые растения могут размножаться и распространяться по разным территориям планеты. Споры обладают свойством сохраняться в неблагоприятных условиях длительное время и начинать прорастать, попав в оптимальную среду.

3. Какие растения относятся к низшим? Чем они отличаются от высших? У каких растений образуются семена?
Одноклеточные и многоклеточные растения, не имеющие тканей и деления на органы, относятся к низшим растениям.
У высших растений идет четкое разделение строения на органы: корень, стебель, листья. Кроме того, они состоят из различных видов тканей, выполняющих разные функции. Низшие растения тем и отличаются от высших, что ничего этого не имеют.
Семена образуются у высших не споровых растений.

Вопросы в конце параграфа

1. Почему голосеменные получили такое название?

Свое название голосеменные получили потому, что их семена открыто лежат на поверхности чешуи шишек.

2. Каковы основные признаки голосеменных растений? Чем их строение отличается от строения папоротников?
Голосеменные растения – это наземные, вечнозеленые или листопадные деревья и кустарники, некоторые представляют собой лианы. Они имеют корень, стебель, листья и семена, при помощи которых размножаются и распространяются.
Различие строения голосеменных растений от папоротника состоит в том, что:
1) Папоротники относятся к высшим споровым растениям, так как они размножаются при помощи спор, в то время как голосеменные размножаются при помощи семян.
2) У папоротников вместо полноценного корня, имеющегося у голосеменных растений, в нижней части растения находится корневище – видоизмененное продолжение стебля.
3) У голосеменных растений имеются настоящие листья, в то время как у папоротников лишь листоподобные органы – вайи, являющиеся видоизмененными побегами.

3. Какие голосеменные растения вы знаете?

Самыми распространенными голосеменными в нашей стране являются: ель, сосна, лиственница, можжевельник, кедр, пихта, туя, кипарис.

4. Сравните внешнее строение сосны и ели. В каких условиях растут сосны и ели?

Сухие леса, в которых много света

Густые, сумрачные леса

Может расти как на плодородных почвах, так и в болотистых местах, пустынях и горах.

Любят богатую питательными веществами хорошо увлажненную почву.

Строение ствола и ветвей

Высокие стройные стволы с раскидистыми ветвями, расположенными ближе к верхней части.

Ствол высокий, ровный, с ветвями, начинающимися с нижней части и образующими пирамидальную крону.

Хорошо развитый главный корень уходит глубоко в почву. От него могут развиваться мощные боковые корни, расходящиеся далеко в стороны.

Главный корень развит слабо. Боковые корни так же находятся в поверхностных слоях почвы.

Зеленовато-желтые мужские шишки собраны тесными группами у основания молодых побегов.

Красноватые женские шишки располагаются на вершинах молодых веток поодиночке.

Фиолетово-красные или зеленоватые женские шишки располагаются вертикально на концах прошлогодних побегов.

Буровато-желтые мужские шишки располагаются на побег ниже женских шишек.

Имеют пленчатые крылышки, благодаря которым хорошо разносятся ветром.

Также крылаты и переносятся ветром.

В пазухах мелких чешуйчатых листочков находятся коротенькие побеги, из которых развиваются по два длинных сине-зеленых игловидных листа, с продолжительностью жизни 2-3 года.

Короткие остроконечные одинокие хвоинки с цветовой гаммой от темно-зеленых до сизо-голубых с продолжительностью жизни 5-7 лет.

5. Почему в лесу нижние ветки сосны отмирают, а у ели покрыты хвоей?

Так как сосны являются светолюбивыми растениями, то в условиях зарослей леса, когда нижние ветви плохо освещены, они перестают развиваться и постепенно отмирают. У одиночных сосен, растущих на открытых пространствах, нижние ветви оказываются так же хорошо развиты, как и верхние.
Ели, наоборот, теневыносливые деревья, которые хорошо себя чувствуют даже в условиях недостаточной освещенности.

6. Каково значение голосеменных растений?
Голосеменные растения так же, как и другие зеленые растения образуют органические вещества, поглощают из воздуха углекислый газ и выделяют кислород.
Хвойные растения обладают особенностью выделять фитонциды, подавляющие вредоносные бактерии не только в лесу, но и в ближайших окрестностях.
Наибольшую ценность для человека представляет древесина голосеменных растений. Древесину сосны, лиственницы и ели используют, как ценный строительный материал. Причем древесина лиственницы является наиболее прочной и долговечной, так как она обладает высокой устойчивостью к гниению.
При помощи химической обработки из древесины сосны получают искусственные волокна – вискозу, напоминающую шелк, а древесина ели идет на производство бумаги и картона.
Из семян кедра получают кедровое масло, да и сами кедровые орешки являются очень полезным лакомством.
Хвоя голосеменных растений широко используется в народной и традиционной медицине.

Подумайте

Почему многие санатории и дома отдыха расположены в сосновых борах, а на территории лечебных заведений высаживают хвойные растения?
Хвойные растения активно поглощают из воздуха углекислый газ, выделяя много кислорода и фитонцидов, поглощающих вредоносные бактерии, делая тем самым воздух вокруг лечебных учреждений чистым, свежим и целебным.

Задания для любознательных

1. Установите, в какие месяцы года происходит созревание и рассеивание семян сосны и ели в вашей местности.
В Средней полосе России созревание семян пихт и елей происходит в октябре.
У сосен семена созревают в ноябре-декабре. Всю зиму они находятся в шишках, а в марте-апреле происходит их рассеивание.
У лиственницы семена созревают и рассеиваются уже в конце лета.

2. В мае-июне понаблюдайте за развитием из почек молодых побегов сосны и ели. Обратите внимание на расположение шишек на побегах.
У сосен женские одиночные шишки расположены на концах молодых побегов, а мужские находятся в тесных группах в основании побега.
У елей женские шишки располагаются вертикально на концах побегов годичной давности, мужские же шишки находятся на побег ниже женских.
Соберите семена сосны и ели. Посейте их на пришкольном участке. Ухаживайте за всходами. Выращенные растения используйте для озеленения.

Задание

Выясните, какие еще голосеменные растения используются при лечении болезней. Подготовьте сообщение о лекарственных свойствах голосеменных и обсудите его в классе.
В России растет много голосеменных растений. Это сосны, ели, лиственницы, заросли можжевельника, туи. Все они приносят огромную пользу, очищая воздух от углекислого газа и насыщая его кислородом. Мало того, они выделяют специальные вещества, способные подавлять болезнетворные бактерии – фитонциды. И эта особенность голосеменных растений активно используется для лечения и профилактики заболеваний дыхательных путей, бронхита и бронхиальной астмы.
Но не только этим полезны голосеменные растения. Практически все их части используются в народной и традиционной медицине. Так из сосновой коры на фармацевтических фабриках изготавливается такой известный препарат, как активированный уголь, который выводит из организма человека при отравлении вредные вещества.
Еще из древесины сосны производят уксусную кислоту и метиловый спирт. Они в свою очередь идут на изготовление других лекарств и формальдегида, которым обеззараживают медицинские инструменты и дезинфицируют раны.
Сосновые корни и пни идут на производство дегтя, который входит в состав мази Вишневского – очень эффективного средства при нагноении ран и других кожных заболеваний.
В сосновых почках тоже находится немало полезных веществ. Например, эфирные масла и аскорбиновая кислота. Их собирают весной и делают из них настои, помогающие от авитаминоза и поднимающие иммунитет.
Настои делают и из сосновой хвои. Она тоже богата витаминами и минеральными веществами, особенно полезными в зимний период.
У елей для оздоровительных целей чаще всего используют хвою. Она богата провитамином А, витамином С и эфирными маслами. Еловая хвоя идет на производство лечебных экстрактов для ополаскивания рта и витаминных концентратов для лечебных ванн. Ванны с таким концентратом хорошо помогают при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, дыхательной и нервной систем.
Славится своими лечебными свойствами и можжевельник. Он способен выделять в шесть раз больше фитонцидов, чем другие голосеменные растения. Плоды можжевельника содержат в себе эфирное масло, помогающее при лечении желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы, кровеносной и дыхательной систем и, кроме того, используется как сильное болеутоляющее и противовоспалительное средство. Его применяют в качестве мазей, спиртовых настоек, концентратов для ванн и лекарственного чая.
Настоящим мультивитаминным комплексом являются кедровые орехи. Всего лишь десять грамм кедровых орешков содержит в себе суточную потребность взрослого человека в витаминах В и D, аминокислотах и некоторых микроэлементах: меди, марганце, кобальте и цинке.
Учитывая всю пользу, приносимую голосеменными растениями человеку, их следует всячески оберегать и заботиться о них.

Источник

Параграф 20. Мхи.

Вопросы в начале параграфа

1. Что такое ризоиды?

Ризоиды – это бесцветные ветвистые нитеобразные клетки, при помощи которых слоевище водорослей прикрепляется к грунту.

2. Почему водоросли относят к низшим растениям?

У водорослей нет тканей и органов. У них есть только единое вегетативное тело, не делящееся на листья, стебли и корни. Поэтому они и относятся к низшим растениям.

3. Что такое спора?

Спора – это клетка растений и грибов, служащая для их размножения и распространения.

Лабораторная работа на тему «Строение мха»

1. Рассмотрите растение мха. Определите особенности его внешнего строения, найдите стебель и листья.

Рассмотрим стебелек мха сфагнума и стебелек мха кукушкин лен.

2. Определите форму, расположение, размер и окраску листьев. Рассмотрите лист под микроскопом и зарисуйте его.

Листья сфагнума имеют продолговатую форму с заостренными концами светло-зеленого цвета. Они расположены так, что из каждого узелка на стебле вырастает сразу несколько листиков. Внизу стебля нет ни корней, ни ризоидов.

Стебелек кукушкина льна густо по спирали покрыт жесткими удлиненными листочками темно-зеленого цвета. Сверху стебля листики молодые, затем идут старые листья, нижняя часть стебля оголена и заканчивается ризоидами.

3. Определите, ветвистый или не ветвистый стебель у растения.

У сфагнума стебель ветвистый, а у мха кукушкин лен – нет.

4. Рассмотрите верхушки стебля, найдите мужские и женские растения.

Мужские растения кукушкин лен имеют на самом верху стебля как бы метелочку из листиков, а у женских растений стебелек заканчивается коричневой коробочкой на длинной ножке.

У сфагнума нет деления на женские и мужские растения.

5. Рассмотрите коробочку со спорами. Каково значение спор в жизни мхов.

Споры при созревании высыпаются из коробочки, давая жизнь новым растениям.

6. Сравните строение мха со строением водоросли. В чем их сходство и различие.

Мхи относятся к высшим споровым растениям, в отличие от водорослей, так как у них есть деление на органы – стебель и листья.

Сходство мхов и водорослей:

• наличие пластид в клетках позволяет осуществлять процесс фотосинтеза,

• неограниченный рост в течение всего существования.

Различие мхов и водорослей:

• мхи существуют там, где повышенная влажность, в то время как водоросли могут существовать только в водной среде,

• мхи имеют листья и стебель в отличие от водорослей, тело которых представлено слоевищем,

• мхи размножаются спорами, а водоросли делением,

• мхи питаются влагой из почвы через ризоиды, а водоросли всасывают питательные вещества из окружающей среды всем телом.

7. Запишите свои ответы на вопросы.

Вопросы в конце параграфа

1. Почему мхи называют высшими споровыми растениями?

Мхи относятся к высшим споровым растениям,так как у них есть деление на органы – стебель и листья, а размножаются они спорами.

2. Каково строение кукушкина льна?

3. Чем сфагнум отличается от кукушкина льна?

1) Сфагнум – растение с сильно ветвящимся стеблем в отличие от прямого стебля кукушкина льна.

2) Сфагнум не имеет ризоидов. Он питается через стебель и листья, в которых присутствуют мертвые клетки, способные поглощать, удерживать, а затем отдавать живым клеткам большое количество воды.

3) У сфагнума нет женских и мужских растений, как у кукушкина льна. У него все особи обоеполые.

4) На одном растении сфагнума может располагаться от 3-х до 5-ти коробочек со спорами, а у кукушкина льна только одна.

5) Цвет сфагнума светло-зеленый, в то время, как кукушкин лен имеет более темную окраску.

4. Чем мох отличается от водоросли?

Различие мхов и водорослей:

• мхи существуют во влажной среде, в то время, как водоросли могут существовать только в водной,

• мхи имеют листья и стебель в отличие от водорослей, тело которых представлено слоевищем,

• мхи размножаются спорами, а водоросли делением,

• мхи питаются влагой из почвы через ризоиды, а водоросли всасывают питательные вещества из окружающей среды всем телом.

5. Какое значение имеют мхи в природе и жизни человека?

Мхи, отмирая, образуют торф, который широко используется человеком в качестве топлива, удобрения, а так же сырья для промышленности. Из торфа получают древесный спирт, карболовую кислоту, пластмассы, изоляционную ленту, смолу и многие другие ценные материалы.

При экстремальных условиях сфагнум может использоваться вместо ваты при повреждениях кожного покрова, так как он обладает хорошими бактерицидными свойствами и высокой влагоемкостью.

Почему даже самые крупные мхи не достигают размеров более 80 см?

У мха нет полноценных корней, а ризоиды не способны удержать слишком высокие растения. Кроме того, так как мхи не имеют проводящей системы, питательные вещества, поглощаемые ризоидами из почвы, не смогут подниматься высоко и питать все растение.

Задания для любознательных

1. Рассмотрите под микроскопом листья мха сфагнума. Отметьте особенности строения двух типов клеток, из которых они состоят.

Стебель и ветви сфагнума покрыты светло-зелеными листьями. Каждый лист состоит из одного слоя клеток. Клетки эти двух разных типов. Узкие зеленые клетки содержат оболочки, цитоплазму, ядро, вакуоль, хлоропласты. В этих клетках образуются органические вещества, которые поступают из листьев в стебель.Они мелкие и, соединяясь друг с другом, образуют единую сеть.

Между зелеными клетками находятся другие клетки, более крупные. Их цитоплазма разрушена. Есть только оболочки с отверстиями. Поэтому эти клетки прозрачны и могут заполняться водой или воздухом. Благодаря им, сфагнум может поглощать и удерживать большое количество воды и воздуха, создавая запас необходимых растению веществ.

2. Поместите в банку с влажной почвой немного риччии. Банку накройте стеклом и поставьте в теплое светлое место. Следите, чтобы почва была постоянно влажной. Наблюдайте, что будет происходить с риччией.

При достаточном освещении и благоприятной температуре мох риччия очень быстро разрастается, образуя плотные зеленые подушки.

Вопросы в начале параграфа

Ризоиды – это бесцветные ветвистые нитеобразные клетки, при помощи которых слоевище водорослей прикрепляется к грунту.

2. Почему водоросли относят к низшим растениям?

У водорослей нет тканей и органов. У них есть только единое вегетативное тело, не делящееся на листья, стебли и корни. Поэтому они и относятся к низшим растениям.

Спора – это клетка растений и грибов, служащая для их размножения и распространения.

Лабораторные работы

Лабораторная работа «Строение мха»

1. Рассмотрите растение мха. Определите особенности его внешнего строения, найдите стебель и листья.

Рассмотрим стебелек мха сфагнума и стебелек мха кукушкин лен.

2. Определите форму, расположение, размер и окраску листьев. Рассмотрите лист под микроскопом и зарисуйте его.

Листья сфагнума имеют продолговатую форму с заостренными концами светло-зеленого цвета. Они расположены так, что из каждого узелка на стебле вырастает сразу несколько листиков. Внизу стебля нет ни корней, ни ризоидов.

Стебелек кукушкина льна густо по спирали покрыт жесткими удлиненными листочками темно-зеленого цвета. Сверху стебля листики молодые, затем идут старые листья, нижняя часть стебля оголена и заканчивается ризоидами.

3. Определите, ветвистый или не ветвистый стебель у растения.

У сфагнума стебель ветвистый, а у мха кукушкин лен – нет.

4. Рассмотрите верхушки стебля, найдите мужские и женские растения.

Мужские растения кукушкин лен имеют на самом верху стебля как бы метелочку из листиков, а у женских растений стебелек заканчивается коричневой коробочкой на длинной ножке.

У сфагнума нет деления на женские и мужские растения.

5. Рассмотрите коробочку со спорами. Каково значение спор в жизни мхов.

Споры при созревании высыпаются из коробочки, давая жизнь новым растениям.

6. Сравните строение мха со строением водоросли. В чем их сходство и различие.

Мхи относятся к высшим споровым растениям, в отличие от водорослей, так как у них есть деление на органы – стебель и листья.

Сходство мхов и водорослей:

· наличие пластид в клетках позволяет осуществлять процесс фотосинтеза,

· неограниченный рост в течение всего существования.

Различие мхов и водорослей:

· мхи существуют там, где повышенная влажность, в то время как водоросли могут существовать только в водной среде,

· мхи имеют листья и стебель в отличие от водорослей, тело которых представлено слоевищем,

· мхи размножаются спорами, а водоросли делением,

· мхи питаются влагой из почвы через ризоиды, а водоросли всасывают питательные вещества из окружающей среды всем телом.

7. Запишите свои ответы на вопросы.

Вопросы в конце параграфа

1. Почему мхи называют высшими споровыми растениями?

Мхи относятся к высшим споровым растениям,так как у них есть деление на органы – стебель и листья, а размножаются они спорами.

2. Каково строение кукушкина льна?

3. Чем сфагнум отличается от кукушкина льна?

1) Сфагнум – растение с сильно ветвящимся стеблем в отличие от прямого стебля кукушкина льна.

2) Сфагнум не имеет ризоидов. Он питается через стебель и листья, в которых присутствуют мертвые клетки, способные поглощать, удерживать, а затем отдавать живым клеткам большое количество воды.

3) У сфагнума нет женских и мужских растений, как у кукушкина льна. У него все особи обоеполые.

4) На одном растении сфагнума может располагаться от 3-х до 5-ти коробочек со спорами, а у кукушкина льна только одна.

5) Цвет сфагнума светло-зеленый, в то время, как кукушкин лен имеет более темную окраску.

4. Чем мох отличается от водоросли?

Различие мхов и водорослей:

· мхи существуют во влажной среде, в то время, как водоросли могут существовать только в водной,

· мхи имеют листья и стебель в отличие от водорослей, тело которых представлено слоевищем,

· мхи размножаются спорами, а водоросли делением,

· мхи питаются влагой из почвы через ризоиды, а водоросли всасывают питательные вещества из окружающей среды всем телом.

5. Какое значение имеют мхи в природе и жизни человека?

Мхи, отмирая, образуют торф, который широко используется человеком в качестве топлива, удобрения, а так же сырья для промышленности. Из торфа получают древесный спирт, карболовую кислоту, пластмассы, изоляционную ленту, смолу и многие другие ценные материалы.

При экстремальных условиях сфагнум может использоваться вместо ваты при повреждениях кожного покрова, так как он обладает хорошими бактерицидными свойствами и высокой влагоемкостью.

Подумайте

Почему даже самые крупные мхи не достигают размеров более 80 см?

У мха нет полноценных корней, а ризоиды не способны удержать слишком высокие растения. Кроме того, так как мхи не имеют проводящей системы, питательные вещества, поглощаемые ризоидами из почвы, не смогут подниматься высоко и питать все растение.

Задания для любознательных

1. Рассмотрите под микроскопом листья мха сфагнума. Отметьте особенности строения двух типов клеток, из которых они состоят.

Стебель и ветви сфагнума покрыты светло-зелеными листьями. Каждый лист состоит из одного слоя клеток. Клетки эти двух разных типов. Узкие зеленые клетки содержат оболочки, цитоплазму, ядро, вакуоль, хлоропласты. В этих клетках образуются органические вещества, которые поступают из листьев в стебель.Они мелкие и, соединяясь друг с другом, образуют единую сеть.

Между зелеными клетками находятся другие клетки, более крупные. Их цитоплазма разрушена. Есть только оболочки с отверстиями. Поэтому эти клетки прозрачны и могут заполняться водой или воздухом. Благодаря им, сфагнум может поглощать и удерживать большое количество воды и воздуха, создавая запас необходимых растению веществ.

2. Поместите в банку с влажной почвой немного риччии. Банку накройте стеклом и поставьте в теплое светлое место. Следите, чтобы почва была постоянно влажной. Наблюдайте, что будет происходить с риччией.

При достаточном освещении и благоприятной температуре мох риччия очень быстро разрастается, образуя плотные зеленые подушки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *