какое значение в жизни птиц имеет звуковая сигнализация

Какое значение в жизни птиц имеет звуковая сигнализация

Почему в средней полосе России весной насекомоядные птицы прилетают значительно позже, чем растительноядные?

1) Ранней весной насекомые отсутствуют из-за низких температур и недостаточно длинного светового дня.

2) Насекомоядные птицы не могут обеспечить себя пищей из-за отсутствия насекомых.

3) Не могут обеспечить пищей потомство.

Какие приспособления к сезонным изменениям среды имеют млекопитающие?

1) Впадают в спячку (медведи, бурундуки),

2) мигрируют на другие территории (киты, сайгаки),

3) запасают корма и накапливают жир,

4) линяют и обрастают густым мехом.

Какие особенности строения сформировались у хордовых животных в процессе эволюции?

1) Появился внутренний осевой скелет — хорда или позвоночник,

2) нервная система в виде трубки расположилась на спинной стороне тела,

3) появились жаберные щели в пищеварительной трубке.

Многие птицы в период размножения живут парами, а зимой образуют стаи. Объясните, с чем связано временное объединение птиц.

1) Многие формы поведения у птиц обусловлены инстинктами — сохраненными естественным отбором комплексами безусловных рефлексов.

2) Весной у птиц начинает проявляться инстинкт размножения, поэтому они образуют (разбиваются на) пары.

3) Птицам, живущим в стае, легче ориентироваться в пространстве, защищаться от врагов и добывать себе корм.

Стая — это временные объединения животных, которые инстинктивно проявляют биологически полезную организованность действий.

В стаях оседлых птиц существует постоянная сигнализация, звуковая и зрительная связь между особями. Благодаря внутристайной, а часто и межстайной сигнализации птицы используют и опыт, и случайное обнаружение отдельными особями благоприятных мест ночевок и отдыха, источников корма, восходящих потоков воздуха и т. п.

Источник

АКУСТИЧЕСКАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ И ПОВЕДЕНИЕ ПТИЦ

какое значение в жизни птиц имеет звуковая сигнализация какое значение в жизни птиц имеет звуковая сигнализация какое значение в жизни птиц имеет звуковая сигнализация какое значение в жизни птиц имеет звуковая сигнализация

какое значение в жизни птиц имеет звуковая сигнализация

какое значение в жизни птиц имеет звуковая сигнализация

Закономерности голосообразования и звукового общения у птиц — одно из важнейших направлений в современной орнито­логической биоакустике. Исследование вопросов функциональной физиологии голосового аппарата птиц связано с большими труд­ностями, главным образом в связи с многообразием морфологи­ческих типов нижней гортани у различных систематических групп класса (Тереза, 1930; Ames, 1971). В последнее время наиболее перспективным методом изучения голосообразования служит ана­лиз с помощью специальной радиоэлектронной аппаратуры аку­стической структуры излучаемых птицами звуков. Использование этого метода применительно к раннему онтогенезу дает возмож­ность выявить и возрастные закономерности голоса у птиц.

ПРЕНАТАЛЬНЫЕ СТАДИИ РАЗВИТИЯ ГОЛОСА У ПТИЦ

Становление акустической сигнализации у птиц в эмбриогене­зе освещено в литературе чрезвычайно слабо. Основное внимание исследователи уделяли «щелкающим» звукам эмбрионов, как наи­более легко регистрируемым непосредственно перед вылуплением.

Звуковое общение, будучи надежным механизмом связи, ши­роко используется выводковыми птицами, у которых развитие пуховой системы в эмбриогенезе идет опережающими темпами по сравнению с развитием зрения. Микрофонный потенциал улитки куриного эмбриона в ответ на низкочастотные звуки регистрируется на 11-й день инкубации, а электрическая активность сетчатки глаза — только на 18-й день.

Установлению взаимного общения способствует гетерохронное развитие слухового анализатора эмбрионов. Оно обеспечивает максимальную слуховую чувствительность перед вылуплением в диапазонах частот, соответствующих основным энергетическим максимумам в звуковых сигналах родителей и собственной вокализации. Акустическая афферентация на определенных стадиях ран­него онтогенеза оказывает непосредственное влияние на развитие слуха, ускоряет процесс освоения высокочастотного диапазона, характерного для собственной вокализации эмбриона. Диапазон воспринимаемых частот птенцов как у выводко­вых, так и у полувыводковых птиц совпадает со спектральными характеристиками эффективных для соответствующих форм поведения видоспецифических сигналов взрослых птиц, что имеет важное адаптивное значение. Оно состоит в том, что видоспецифическая звуковая сигнализация между эмбриона­ми и взрослыми птицами обеспечивает синхронизацию вылупления выводка и поддержание стабильности его последующего су­ществования.

Развитие акустической сигнализации у птиц в пренатальном онтогенезе опосредовано становлением легочного дыхания. Пер­вые звуковые сигналы эмбрионов формируются еще до выхода их в воздушную камеру яйца. По времени появления они соответствуют «спонтанному» дыханию, которое осуществляется за счет воздуха полости амниона. В этот же период устанавливается и взаимная акустическая связь эмбрионов и насиживающей птицы. Такое явление отмечено у ку­ликов, на примере большого веретенника, у куриных и пластинчатоклювых.

Начало функционирования звукоиздающих систем у предста­вителей различных систематических групп значительно варьирует. Первые звуковые сигналы эмбрионов представляют собой одиночные писки, разделенные длительными временными интервалами — до 30—60 мин. После выхода эмбриона в воздушную камеру яйца его звуковая активность резко увели­чивается, что свидетельствует о появлении истинного легочного дыхания. Интенсивность писков возрастает, их можно слышать даже без вскрытия скорлуповой оболочки яйца, но они по-прежнему разделены длительными паузами — 20— 40 мин. Проклев — появление первых трещин на скорлупе — со­провождается группированием отдельных писков в серии из 2—-3 импульсов. Двигательная активность эмбрионов на этой стадии развития сопровождается интенсивными писками; частота их излучения значительно увеличива­ется при резких движениях и вибрации яиц.

Длительность паранатального периода (от проклева скорлуповой оболочки до вылупления) коррелируют у птиц с общей продолжительностью инкубационного периода. Обра­щает на себя внимание короткий паранатальный период у нанду и чомги. Этот парадокс связан с экологией гнездования вида. Со­кращение длительности паранатального периода у нанду до ми­нимума является своеобразной адаптацией эмбриогенеза к арид­ным условиям. Проклев скорлуповой оболочки эмбрионом перед вылуплением приводит к интенсивному испарению влаги, что при длительном паранатальном периоде развития в условиях саванн и полупустынь может достигнуть критической величины и по­влечь за собой гибель кладки. В гнездах поганок, напротив, от­мечена высокая влажность, обусловленная известными особенно­стями их «плавучей» конструкции. Длительное пребывание эмбрионов на стадии проклева скорлупы в условиях повышенной (избыточной) влажности также может оказаться для них губи­тельным. В связи с этим, несмотря на раннее включение звуко­издающей системы эмбрионов, длительность паранатального раз­вития чомги сокращена до минимума.

какое значение в жизни птиц имеет звуковая сигнализация

«Щелкающие» звуки занимают особое положение при развитии голоса у птиц. Они сопутствуют легочному дыханию и характерны для эмбрионов. Существует мнение, что «щелкающие» зву­ки возникают в результате подвижности хрящей трахеи, бронхов или гортани. Как показали исследования, «щелчки» являются вторым типом звуковых сигналов в хронологическом порядке при развитии голоса у птиц в эмбриогенезе. Первые «щелчки» — нерегулярные и низкоинтенсивные — регистрируются у эмбрионов за несколько часов до проклева скорлуповой оболочки. Их ритм не превышает 10 в минуту. Серии, включающие от 10 до 50 импульсов, чередуются с паузами длительностью до 5—15 мин.

Проклев скорлупы и последующая стабилизация легочного дыхания приводят к становлению регулярной и более интенсивно «щелкающей» активности у эмбрионов. Поскольку «щелкающие звуки сопутствуют дыхательным актам, их ритм нарастает вплоть до вылупления, являясь индикатором развития и стабилизации дыхания. По спектрально-временным па­раметрам они представляют собой короткие (10—30 мс), ритмические широкополосные импульсы. Видоспецифичных характеристик «щелкающих» звуков не обнаружено. Ритм «щелчков» помимо возрастных особенностей эмбрионов находится в прямой зависимости от внешней температуры, что вызвано интенсификацией дыхательных движений. У выводковых и полувыводковых птиц «щелкающие» звуки служат основой для акустической стимуляции эмбрионов, приводящей к акселерации эмбрионального развития и синхронизации вылупления птенцов в кладке.

Переход эмбрионов к дыха­нию атмосферным воздухом со­провождается ритмической орга­низацией излучаемых звуковых сигналов. Определенные катего­рии из них (сигналы «диском­форта», «комфорта») имеют функциональное значение в про­цессе звукового общения эмбри­онов и насиживающей птицы. У ряда групп проклев скорлуповой обо­лочки и стабилизация легочного дыхания эмбрионов резко изме­няют спектральную структуру излучаемых сигналов. В целом же переход к излучению «шумовых», или широ­кополосных сигналов, практически не имеющих выраженной частотной модуляции, имеет место у птиц с «примитивным» типом строения нижней гор­тани. Примитивный тип строения нижней гортанихарактеризуется одной парой мышц, а у некоторых видов голенастых (аисты) и бескилевых птиц (эму, нанду, африканский страус) и она подвергается значительной редукции. Развитая нижняя гортань (например, у певчих воробьиных) обусловливает сложность голосовой мускулатуры (8—12 пар); ей свойственна сильная модификация окостеневающих трахеальных колец.

какое значение в жизни птиц имеет звуковая сигнализация

Различна и структурно-динамиче­ская организация сигналов. Эмб­рионы толстоклювых кайр способны излучать как отдельные им­пульсы, так и сигналы трелевого звучания. Трелевая структура сигналов не характерна для пренатального онтогенеза тонкоклю­вых кайр. Столь раннее и сильное различие акустических сигналь­ных систем у близких видов кайр обусловлено, по-видимому, ихсовместным гнездованием в колониях. Высокого уровня в гнездовых колониях кайр достигает не только межвидовое, но и индиви- дуальное опознавание в семьях.

Зрелость и сложность акустической сигнальной системы у птиц к моменту вылупления определяются типом развития и ви­довыми экологическими особенностями. В пренатальном онто­генезе выводковых и полувыводковых птиц формируются все основные категории сигналов: звуки «дискомфорта», «ком­форта», «выпрашивания корма» и т. д. Не регистри­руются у эмбрионов лишь сигналы тревоги.

какое значение в жизни птиц имеет звуковая сигнализация

Эмбрионы глупышей (Fulmarus glaclalis) и поморников (сем Stercorariidae) на стадиях предвылупления способны издавать все звуковые сигналы, характерные для взрослых птиц. Сравни­тельный анализ ювенильной и дефинитивной акустических сигнальных систем у этих видов свидетельствует, что возрастные изменения выражаются главным образом в расширении спектральных границ и увеличении длительности сигналов. Структурная организация звуковых сигналов у эмбрионов и взрослых птиц практически идентична. Таким образом, у трубконосых и поморников тип развития акустической сигнальной системы жестко детерминирован. Все категории звуковых сигналов формируются в пренатальном онтогенезе и по структурной организации являются как бы копиями дефинитивных сигналов. Дальнейшей функциональной дифференциации и структурного усложнения сигналов не происходит.

Перед вылуплением эмбрионы активно отвечают сигналами «дискомфорта» на определенные внешние воздействия: охлаждение, резкие перевороты яиц, встряхи­вание и т. п. Число импульсов в серии и ритм их излучения не строго фиксированы и определяются, по-видимому, физиоло­гическим состоянием эмбрионов и внешними факторами. Сигналы «комфорта» легко отличимы на слух от «дискомфорт­ных» сигналов и воспринимаются как тихое щебетание или посви­стывание. Интенсивность их излучения эмбрионами значительно ниже, чем сигналов «дискомфорта». Сигналы «комфорта» обычно регистрируются в конце «вспышек» двигательной активности у эмбрионов, при согревании охлажденных яиц, их вибрации.

К одной из разновидностей звуков «комфорта» относятся «комфортные» трели. Трели из­даются эмбрионами на стадиях непосредственно предшествующих вылуплению. Трели следуют, как правило, в конце серии «комфортных» зву­ков и завершают ее. Для эмбри­онов пластинчатоклювых, кури­ных, пастушковых и некоторых других видов птиц характерны «сонные» трели как один из ва­риантов трелевых звуков. Они отличаются от обычных «ком­фортных» трелей узкополосностью в спектральном отношении, и меньшей длительностью импульсов. «Сонные» тре­ли обычны при согревании охлажденных яиц, двигательная ак­тивность эмбрионов в этом случае значительно снижена.

Непосредственно перед вылуплением эмбрионы «взрезают» скорлуповую оболочку яйца: этот процесс сопровождается спе­цифическими «инструментальными» звуками, возникающими при трении яйцевого «зуба» о скорлупу. Интенсивность этих звуков чрезвычайно низка.

Выход птенцов из скорлупы сопровождается сигналами «вылупления». Их излучение вызывается болевыми ощущениями, по­скольку в этот момент у птенцов происходит обрыв пупочного «стебелька». По спектрально-временным параметрам сигналы «вылупления» близки к звукам «дискомфорта»

Звуковая сигнализация на стадиях предвылупления у вывод­ковых и полувыводковых птиц обеспечивает общение между эм­брионами в кладке, с одной стороны, и между эмбрионами и на­сиживающей птицей — с другой. Звуковое общение в этот период координирует поведение эмбрионов и приводит к установлению первичного акустического контакта с родителями, на основе ко­торого после вылупления формируется стабильная связь взрослой птицы с выводком. Ритм сигналов «дис­комфорта» у эмбрионов увеличивается при сходе (слете) птицы с гнезда. В этом случае они стимулируют возвращение насижи­вающей птицы. Магнитная запись звуков, издаваемых эмбрионами при естественной инкубации, поз­волила выявить некоторые особенности их звукового общения с насиживающей птицей. Так, излучение курицей-наседкой сигналов тревоги приводило к прекращению звуковой активности эмбрионов. Сход наседки с гнезда вызывал у эмбрионов спустя 5—8 мин интенсивные сигналы «дискомфорта», а возвращение птицы и ее призывные звуки активизировали «комфортную« сигнализацию. Воспроизведение для наседки звуков «дискомфорта» с помощью магнитофона приводило к тому, что он активно излучала призывные сигналы, перемещалась на гнездо постукивала клювом по скорлупе яиц. «Комфортные» сигналу эмбрионов не вызывали особых изменений в ее поведении.

Таким образом, формирование основных типов акустическихсигналов завершается перед вылуплением, что в последующем обеспечивает успешную акустическую ориентацию всего выводка Переход от акустического восприятия внешнего окружения, свойственного для эмбрионов, к восприятию комплексной афферентации после вывода сопровождается у птенцов дальнейшим развитием сигнализации. Появляются новые категории акустических сигналов, которые не наблюдались у эмбрионов: ориентировочны тревожные и тревожно-оборонительные. Вместе с этим происходит дальнейшее развитие сигналов «дискомфорта» и «комфорта».

Источник

Звуковые сигналы у животных и их роль в поведении животных. Язык птиц Значение звуковой сигнализации в жизни птиц

Фокин С.Ю. Акустическая сигнализация и биологические основы управления поведением птиц при искусственном дичеразведении // Дичеразведение в охотничьем хозяйстве. Сборник научных трудов ЦНИЛ Главохоты РСФСР. Москва, 1982. С. 157-170.

АКУСТИЧЕСКАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ И БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОВЕДЕНИЕМ ПТИЦ ПРИ ИСКУССТВЕННОМ ДИЧЕРАЗВЕДЕНИИ

На возможность применения биоакустики в охотничьем хозяй­стве впервые указали В.Д. Ильичев (1975) и А.В. Тихонов (1977). Однако специальные исследования были начаты лишь недавно, в ЦНИЛ Главохоты РСФСР. Они позволят решить ряд сложных проблем, стоящих перед отечественным дичеразведением, повысить его эффективность. До сих пор в охотничьем хозяйстве звуковое общение животных использовалось лишь при охоте на дичь методом подманивания и при учетах некоторых животных по голосам. Однако, изу­чение звуковой сигнализации птиц показало принципиальную возможность использования её в управлении поведением птиц.

Г.Н.Симкин (1977) предложил новую схему функциональной классификации акустических сигналов птиц, основываясь на мак­симальной дифференциации значений сигналов. Все звуковые сиг­налы разделены им на 3 основные группы, каждая из которых вклю­чает более мелкие категории:

1. Основные позывы, подаваемые в течение всего года: основной видовой призывный крик, стайные и групповые позывы, пищевые сигналы, сигналы тревоги, конфликтные сигналы, особые сигналы эмоциональной сферы.

2. Позывы репродуктивного цикла: брачная фаза, родительская фаза.

3. Позывы птенцов и слётков.

Родительские сигналы выводковых птиц принято подразделять на «зов следования», «пищевой зов», «сигнал сбора», контактные сигналы, тревожный сигнал (у куриных птиц сигналы на воздушно­го и наземного врага различны).

Мы предложили подразделять на 3 категории и акустические сигналы птенцов (Тихонов, Фокин, 1980).

1. Сигналы отрицательного физиологического и социального состояния, включающие сигналы «дискомфорта», ориентировочные и пищевые.

2.Сигналы положительного физиологического и социального состояния с подразделением их на сигналы «комфорта», согрева­ния, насыщения, групповых контактов, следования, предсонного
состояния.

3. Тревожные и защитно-оборонительные сигналы (тревоги, бедствия, испуга).

Такая дробная классификация составляет основу для решения многих задач управления поведением птиц в дичеразведении. Зная основной функциональный смысл сигнала, характеризующегося определенными физическими параметрами, можно ставить и обратную задачу, изучая влияние данного сигнала на поведение птиц.

Первые звуковые сигналы птица издает еще находясь в яйце, за 1-2 дня до проклёва скорлупы. В слуховом анализаторе птен­цов в первую очередь созревают те нервные клетки, которые «на­строены» на видоспецифическую частоту голоса самки (Анохин, 1969). Звуковое общение самки с птенцами устанавливается уже в конце насиживания (Тихонов, 1977). Опосредованное обучение у выводковых птиц, включающее сигнальную преемственность и групповое обучение (Мантейфель, 1980), играет важную роль в этологической подготовке молодых птиц к самостоятельной жизни. Особое значение имеет акустическое поведение родителей как фактор стимуляции и шлифовки поведения и связи молодых птиц в выводке (Симкин, 1972).

При искусственном дичеразведении человек лишает птенцов контакта с самкой. Инкубация яиц, вольерное и клеточное выращивание молодняка без наседок приводит не только к невозможности развертывания приспособительных поведенческих реакций, формирую­щихся в природе на базе индивидуального и группового опыта, но и к угасанию некоторых важных врожденных поведенческих актов, в частности тревожных реакций. Наши эксперименты на кряковых утятах показали, что врожденная реакция бегства у птенцов на тревожные сигналы самки наиболее четко проявляется на 2-3 день и без визуального подкрепления угасает уже на пятый день. За­крепленная же специальными «сеансами пуганий» (громкие крики, выстрели, сирены, специальное отпугивание людьми), тревожная реакция сохраняется до выпуска в природу. В дальнейшем она ста­новится неотъемлемым компонентом поведения выпущенных птиц.

Однако, применение специальных «пуганий» не является основ­ным фактором формирования «дикого» стереотипа поведения птиц, выращенных в неволе. Как известно, птицы, выращенные в постоян­ном контакте с человеком, по поведению резко отличаются от своих диких сородичей. У таких птиц отсутствуют направленные тревожно-оборонительные реакции на хищников, что делает их легкой добычей как наземных, так и воздушных врагов. Охота на птиц, не боящихся человека, утрачивает спортивный интерес и становится даже негуманной.

Наилучшим оказался вариант содержания утят в изоляции от человека в течение всего времени, вплоть до выпуска их в угодья, т.е. до 25-30 дней. Такие утки по поведению практически не от­личались от диких: улетали при подходе человека, боялись не­знакомых объектов, воздушных и наземных врагов и даже «мирных» птиц. Охота на такую дичь практически не отличалась от охоты на дикую птицу.

Отсюда следует, что управлять двигательными реакциями птенцов можно двумя способами: либо применением акустических аттрактантов в дискомфортных ситуациях (охлаждение, голод), ли­бо использованием акустико-визуальных аттрактантов (движущихся звучащих динамиков), предварительно обеспечив запечатление их птенцами. Наши эксперименты полностью подтвердили это (Фокин, 1981). Так, например, маленькие утята, не реагировавшие на вос­произведение им призывных кряканий утки, быстро собирались у динамика после выключения в брудере освещения и обогрева; фазанята активно следовали за движущимся динамиком, через который проигрывались записи их комфортных сигналов.

В качестве стимуляторов мы применяли и комфортные сигналы птенцов и самок. Хороший эффект дает периодическое воспроизве­дение пищевых звуков неголосового происхождения, сопутствую­щих кормёжке (удары клюва о субстрат, щелочение воды и т.п.).

Сейчас интенсивно ведутся исследования по разработке опти­мальных режимов стимуляции молодняка звуковыми сигналами. Известно, что весной токовые звуки стимулируют рост половых желез птиц (Промптов, 1956). Кроме того, для большинства видов харак­терно явление звуковой индукции, суть которой состоит в той, что видовая брачная песня стимулирует аналогичные ответные зву­ковые реакции у самцов того же вида птиц (Мальчевский, 1982), Брокуэй (Вгосkwау, 1965) отмечает, что озвучивание птиц брачны­ми сигналами стимулирует процесс яйцекладки.

Этими направлениями не ограничивается круг поисковых иссле­дований практического использования биоакустики в дичеразведении. Изучаются отличительные признаки голосов отечественных под­видов обыкновенного фазана, выясняется роль звуковых реакций в формировании пар у гусей и казарок, для которых характерны в период размножения так называемые антифональные дуэты, свой­ственные также некоторым журавлям, совам и воробьиным птицам (Мальчевский, 1981). Исследуются методы отлова диких птиц в природе с помощью «акустических ловушек».

Разрабатываются экспресс-методы определения пола по го­лосу у суточного молодняка охотничье-промысловых птиц, ведутся исследовании по акустической стимуляции и синхронизации вылупления птенцов.

Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса.- М.: Наука, 1968.

Установлению взаимного общения способствует гетерохронное развитие слухового анализатора эмбрионов. Оно обеспечивает максимальную слуховую чувствительность перед вылуплением в диапазонах частот, соответствующих основным энергетическим максимумам в звуковых сигналах родителей и собственной вокализации. Акустическая афферентация на определенных стадиях ран­него онтогенеза оказывает непосредственное влияние на развитие слуха, ускоряет процесс освоения высокочастотного диапазона, характерного для собственной вокализации эмбриона. Диапазон воспринимаемых частот птенцов как у выводко­вых, так и у полувыводковых птиц совпадает со спектральными характеристиками эффективных для соответствующих форм поведения видоспецифических сигналов взрослых птиц, что имеет важное адаптивное значение. Оно состоит в том, что видоспецифическая звуковая сигнализация между эмбриона­ми и взрослыми птицами обеспечивает синхронизацию вылупления выводка и поддержание стабильности его последующего су­ществования.

Развитие акустической сигнализации у птиц в пренатальном онтогенезе опосредовано становлением легочного дыхания. Пер­вые звуковые сигналы эмбрионов формируются еще до выхода их в воздушную камеру яйца. По времени появления они соответствуют «спонтанному» дыханию, которое осуществляется за счет воздуха полости амниона. В этот же период устанавливается и взаимная акустическая связь эмбрионов и насиживающей птицы. Такое явление отмечено у ку­ликов, на примере большого веретенника, у куриных и пластинчатоклювых.

Проклев скорлупы и последующая стабилизация легочного дыхания приводят к становлению регулярной и более интенсивно «щелкающей» активности у эмбрионов. Поскольку «щелкающие звуки сопутствуют дыхательным актам, их ритм нарастает вплоть до вылупления, являясь индикатором развития и стабилизации дыхания. По спектрально-временным па­раметрам они представляют собой короткие (10-30 мс), ритмические широкополосные импульсы. Видоспецифичных характеристик «щелкающих» звуков не обнаружено. Ритм «щелчков» помимо возрастных особенностей эмбрионов находится в прямой зависимости от внешней температуры, что вызвано интенсификацией дыхательных движений. У выводковых и полувыводковых птиц «щелкающие» звуки служат основой для акустической стимуляции эмбрионов, приводящей к акселерации эмбрионального развития и синхронизации вылупления птенцов в кладке.

Переход эмбрионов к дыха­нию атмосферным воздухом со­провождается ритмической орга­низацией излучаемых звуковых сигналов. Определенные катего­рии из них (сигналы «диском­форта», «комфорта») имеют функциональное значение в про­цессе звукового общения эмбри­онов и насиживающей птицы. У ряда групп проклев скорлуповой обо­лочки и стабилизация легочного дыхания эмбрионов резко изме­няют спектральную структуру излучаемых сигналов. В целом же переход к излучению «шумовых», или широ­кополосных сигналов, практически не имеющих выраженной частотной модуляции, имеет место у птиц с «примитивным» типом строения нижней гор­тани. Примитивный тип строения нижней гортани характеризуется одной парой мышц, а у некоторых видов голенастых (аисты) и бескилевых птиц (эму, нанду, африканский страус) и она подвергается значительной редукции. Развитая нижняя гортань (например, у певчих воробьиных) обусловливает сложность голосовой мускулатуры (8-12 пар); ей свойственна сильная модификация окостеневающих трахеальных колец.

Различна и структурно-динамиче­ская организация сигналов. Эмб­рионы толстоклювых кайр способны излучать как отдельные им­пульсы, так и сигналы трелевого звучания. Трелевая структура сигналов не характерна для пренатального онтогенеза тонкоклю­вых кайр. Столь раннее и сильное различие акустических сигналь­ных систем у близких видов кайр обусловлено, по-видимому, ихсовместным гнездованием в колониях. Высокого уровня в гнездовых колониях кайр достигает не только межвидовое, но и индиви- дуальное опознавание в семьях.

Зрелость и сложность акустической сигнальной системы у птиц к моменту вылупления определяются типом развития и ви­довыми экологическими особенностями. В пренатальном онто­генезе выводковых и полувыводковых птиц формируются все основные категории сигналов: звуки «дискомфорта», «ком­форта», «выпрашивания корма» и т. д. Не регистри­руются у эмбрионов лишь сигналы тревоги.

какое значение в жизни птиц имеет звуковая сигнализация

Эмбрионы глупышей (Fulmarus glaclalis) и поморников (сем Stercorariidae) на стадиях предвылупления способны издавать все звуковые сигналы, характерные для взрослых птиц. Сравни­тельный анализ ювенильной и дефинитивной акустических сигнальных систем у этих видов свидетельствует, что возрастные изменения выражаются главным образом в расширении спектральных границ и увеличении длительности сигналов. Структурная организация звуковых сигналов у эмбрионов и взрослых птиц практически идентична. Таким образом, у трубконосых и поморников тип развития акустической сигнальной системы жестко детерминирован. Все категории звуковых сигналов формируются в пренатальном онтогенезе и по структурной организации являются как бы копиями дефинитивных сигналов. Дальнейшей функциональной дифференциации и структурного усложнения сигналов не происходит.

Перед вылуплением эмбрионы активно отвечают сигналами «дискомфорта» на определенные внешние воздействия: охлаждение, резкие перевороты яиц, встряхи­вание и т. п. Число импульсов в серии и ритм их излучения не строго фиксированы и определяются, по-видимому, физиоло­гическим состоянием эмбрионов и внешними факторами. Сигналы «комфорта» легко отличимы на слух от «дискомфорт­ных» сигналов и воспринимаются как тихое щебетание или посви­стывание. Интенсивность их излучения эмбрионами значительно ниже, чем сигналов «дискомфорта». Сигналы «комфорта» обычно регистрируются в конце «вспышек» двигательной активности у эмбрионов, при согревании охлажденных яиц, их вибрации.

Таким образом, формирование основных типов акустическихсигналов завершается перед вылуплением, что в последующем обеспечивает успешную акустическую ориентацию всего выводка Переход от акустического восприятия внешнего окружения, свойственного для эмбрионов, к восприятию комплексной афферентации после вывода сопровождается у птенцов дальнейшим развитием сигнализации. Появляются новые категории акустических сигналов, которые не наблюдались у эмбрионов: ориентировочны тревожные и тревожно-оборонительные. Вместе с этим происходит дальнейшее развитие сигналов «дискомфорта» и «комфорта».

Голос птиц. Пение птиц.

какое значение в жизни птиц имеет звуковая сигнализация

В.Д. ИЛЬИЧЕВ, О.Л. СИЛАЕВА

Голос птицы – почти такое же уникальное явление, как ее полет. И то, и другое обеспечивается структурами, которые свойственны только птицам: полет – перьями с их особой микроструктурой, а разнообразные звуки прежде всего с нижней гортанью, где располагается голосообразующий орган. Это отличает голос птиц от голоса млекопитающих, источником которого является верхняя гортань, расположенная на границе ротовой полости и трахеи.

Для голосового аппарата млекопитающих характерны опорные хрящи, обеспечивающие и поддерживающие глоточную щель, которая, собственно говоря, и формирует звук. Ограничивается глоточная щель парными полулунными хрящами. Для верхней гортани млекопитающих характерен также щитовидный хрящ и надгортанник.

Между щитовидными и черпаловидными хрящами внутри гортани располагается голосовая щель, ограниченная голосовыми связками. Голосовые связки представляют собой складки слизистой оболочки, внутри которых находится эластичная ткань. У некоторых видов под этими складками располагается пара ложных голосовых связок, развитых значительно слабее.

У некоторых млекопитающих имеются морганьевы желудочки – ямки, расположенные между верхними и нижними голосовыми связками. Непарные мешки между щитовидным и надгортанными хрящами найдены у узконосых обезьян, газели и северного оленя. Резонанс этих мешков усиливает голос. Гортань млекопитающих иннервируется верхним и нижним гортанными нервами – ветвями блуждающего нерва.

В нижней части трахеи сближенные или сращенные хрящевые кольца образуют барабан. Между трахеей и бронхами располагаются увеличенные бронхиальные полукольца. Между вторым и третьим полукольцами внешняя сторона образует тонкую слизистую мембрану – наружную голосовую перепонку (тимпанальную мембрану). Эластичное утолщение на внутренней стороне третьего полукольца называется наружной голосовой губой. Внутренняя голосовая губа, прикрепленная между свободными концами бронхиальных полуколец, располагается на противоположной, обращенной к средней линии тела стороне бронхов.

Соединение внутренних стенок бронхов обеспечивает хрящевой козелок с полулунной складкой. Внутренняя поверхность бронхов ниже внутренних губ покрыта внутренней голосовой перепонкой. При этом внутренние голосовые перепонки каждого из бронхов соединяются эластичной связкой – бронходесмом. Такой тип нижней трахеи, объединяющей элементы трахеи и бронхов, называется трахеобронхиальным и характерен, прежде всего, для воробьинообразных и попугаеобразных, а также для зимородков, кукушек, удодов и некоторых других птиц.

Значительно реже встречаются трахеальный и бронхиальный типы нижней гортани, у которых, как ясно из названий, в строении преимущественное значение имеют элементы трахеи и бронхов. Наконец, существуют отряды птиц с полной или частичной редукцией голосового аппарата – у них отсутствуют голосовые перепонки, козелок и т.д.

В работе нижней гортани большое значение имеют грудинно-гиоидные мышцы, иннервируемые подъязычными и блуждающими нервами и обеспечивающие сложные и разнообразные движения отдельных элементов нижней гортани.

Наибольшего развития грудинно-гиоидные мышцы достигают у представителей отряда воробьинообразных – у певчих птиц их число достигает 7–9 пар. У попугаев имеется 3 пары таких мышц; у журавлей, кукушек, удодов, сов, козодоев, дятлов, пингвинов, гагар, поганок, пластинчатоклювых, паламедей, куриных и голубей и некоторых других – 1 пара. Нижняя гортань казуара, африканского страуса и киви вообще лишена мышц.

Если гортанная мускулатура развита слабо, звуки производятся при сокращении грудинно-трахейных мышц, сближающих голосовые перепонки и прижимающих трахею к бронхам. При этом козелок давит на выступ клавикулярного мешка, выпячивающего внутреннюю голосовую перепонку. При прохождении воздушной струи голосовые перепонки вибрируют. Пластинчатоклювые, куриные, страусы и некоторые другие птицы производят звуки именно таким образом.

Цель урока: познакомить учащихся с новой для них наукой – биоакустикой; рассмотреть способы воспроизведения звуков в животном мире; выявить целесообразность строения органов слуха у различных животных; повторить знания по теме «Звуковые волны».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 4»

Артемовского городского округа

по теме «Звуковая сигнализация в жизни животных»

Т.Г. Селиванова, учитель физики

Л.В. Выдренок, учитель биологии

Артемовский городской округ

Цель урока: познакомить учащихся с новой для них наукой – биоакустикой; рассмотреть способы воспроизведения звуков в животном мире; выявить целесообразность строения органов слуха у различных животных; повторить знания по теме «Звуковые волны».

Оборудование: магнитофон, запись голосов различных животных, плакат «Строение уха», фотографии животных. Звуковой генератор, камертон, молоточек.

Подготовка к уроку: на доске записана тема урока, план урока, высказывания – эпиграфы к уроку.

«Постижение языка животных – это древняя, как само человечество, мечта»

«Задача сохранения животных требует их понимания»

1. Вступительное слово учителя.

(Учитель физики) Тема сегодняшнего урока “Звуковая сигнализация в жизни животных”. Урок интегрированный, т.к. сегодня мы поговорим о биоакустике, а это комплексная наука, объединяющая знания по биологии и физике. Работать будем по плану, приведенному на доске.

В сказках звери разговаривают. Вспомните, хотя бы “Маугли” Киплинга или “Сказку о золотой рыбке” Пушкина. И малышам не кажется странным, что золотая рыбка, лиса, медведь или лягушка умеют говорить. В сказках и сам человек разговаривает с животными. В этом проявляется вековая мечта человека научиться понимать язык животных.

Сегодня, когда цивилизация все больше отделяет нас от живой природы, когда “все меньше становится природы, а все больше окружающей среды”, мы как-то особенно начинаем ощущать ее недостаток, стремимся к изучению знаков живого.

Термин “язык животных” биологи долгое время писали в кавычках, но сейчас признали правомерность этого понятия для обозначения способности животных общаться друг с другом.

Звук – к тому же “оружие дальнобойное”. Крики врановых слышны в километре от них, крокодилы слышат друг друга на расстоянии 1,5 км, львы – 2,5 км. Но рекорд дальности поставили горбатые киты: они слышат друг друга на расстоянии несколько сотен миль.

2. “Значение звуковой сигнализации”. Практическая работа с оформлением таблицы в тетради.

(Учитель биологии) А теперь мы предлагаем вам послушать голоса животных, записанные в разных уголках нашей планеты. Может быть, кого-нибудь узнаете? И подумайте, какое значение могут иметь звуковые сигналы. (Звучит запись) Результаты работы оформляются в таблице:

Вывод: Итак, давайте подведем итог. Значение звуковой сигнализации для животных:

1. Внутривидовое общение:

а) между представителями разных полов одного вида в период размножения (поиск полового партнера или борьба с соперником за возможность спаривания);

б) забота о потомстве (поиск пищи, сигналы опасности);

Пример с курами: Со своим потомством курица общается в основном с помощью звуковых сигналов. Например, в одном из опытов было обнаружено, что курица не приходит на помощь цыпленку, видя его в затруднительном положении, если тот находится под звуконепроницаемым стеклянным колпаком. И цыплята, и взрослые птицы издают около 20 различных звуковых сигналов и могут с помощью звуков выражать удовольствие, страх, испуг, угрозу, торжество. При этом из 20 сигналов, которыми пользуются куры, 7 сигналов уточняют характер опасности.

в) у общественных животных совместный поиск пищи, коллективная защита;

г) мечение территории.

2. Межвидовое общение:

а) жертвам дает возможность избежать нападения хищника, а хищнику – ее обнаружить;

б) взаимодействие между конкурирующими видами.

3. История биоакустики

(Рассказывает учитель биологии) Две с половиной тысячи лет назад греческий мыслитель и математик Пифагор (вы ведь знаете его теорему) приступил к первым в мире акустическим опытам. Пифагор умер. Шло столетие за столетием, а наука о звуке, начало которой он заложил, остановилась. Ни одного эксперимента до 1638 года, когда дело Пифагора продолжил Галилео Галилей. И вот наступило девятнадцатое столетие. Выходят в свет классические работы по акустике немецкого ученого Германа Гельмгольца.

Сегодня мы говорим о биоакустике, а это комплексная наука, объединяющая знания по биологии и физике. Акустика – наука о звуках, а биоакустика – изучает всевозможные существующие в природе способы звуковой связи между живыми существами. Биоакустика интересует и объединяет не только биологов и физиков, но и лингвистов, психологов, инженеров и многих других специалистов.

Фонотеки многих научных центров по биоакустике содержат десятки тысяч записей голосов разных животных. Коллекционирование голосов животных имеет большое научное и практическое значение. Например, многие птицы и насекомые, не отличимые внешне, хорошо различаются по голосам, и по этому признаку их удается выделить в самостоятельные биологические виды.

Транслируя призывные сигналы, можно заманивать рыб или насекомых в ловушки, а если включать сигналы угрозы, то отпугивать животных с нежелательных мест их присутствия.

Например: на севере в поселки часто наведываются медведи, чтобы порыться в мусорных кучах в поисках пропитания. Чтобы избавиться от непрошенных гостей, свирепое рычание двух дерущихся медведей записали на магнитофон и воспроизвели через громкоговорители в одном из поселков. Нахальные гости в страхе ретировались и надолго забыли туда дорогу.

Особенность птиц реагировать на звуки используют при охране аэродромов. Ведь пернатые стали настоящим бедствием для них. Птицы часто попадают в воздухозаборники двигателей реактивных самолетов, ударяются в лобовые стекла и вызывают аварии. Поэтому их стараются выгнать с аэродромов любыми способами. А проще всего это сделать, включив тревожные сигналы самих птиц, записанные на магнитофонную пленку. Правда, надо учитывать, что в разных местах птицы “разговаривают” на разных “языках и диалектах”. Известен случай, когда на пленку записали сигналы тревоги французских ворон и дали их послушать американским. Однако те не поняли криков своих заокеанских сородичей и не откликнулись на них. [ 1]

4. Звук и его характеристики

(Учитель физики) Живые организмы способны издавать самые разнообразные звуки, непохожие друг на друга. Давайте вспомним с уроков физики, что же такое звук, и чем могут звуки отличаться друг от друга? (фронтальная беседа-опрос с учащимися)

Вопрос: Что такое звук?

Ответ: Звук – это упругие волны сжатия и разрежения, распространяющиеся в твердой, жидкой, газообразной среде.

Т.е. звук – это обычная механическая волна, которая представляет собой сменяющие друг друга области сгущения и разрежения.

Но каждый звук имеет свои особенности, т.е. свои характеристики.

Вопрос: Какие характеристики звука вы знаете?

Ответ: Высота, громкость, тембр.

Вопрос: Что такое высота или тон звука?

Ответ: Это характеристика, которая определяется частотой колебаний в звуковой волне. Большей частоте соответствуют высокие звуки, меньшей частоте – низкие звуки.

Вопрос: Звуки какой частоты воспринимает человек?

Ответ: От 20 до 20 000 Гц (проводится опыт со звуковым генератором)

Вопрос: Какие звуки находятся за этими пределами?

Ответ: Инфразвуки (частота меньше 20 Гц) и ультразвуки (частота больше 20 кГц)

Вопрос: Что такое громкость звука?

Ответ: Это характеристика, которая определяется амплитудой колебаний в звуковой волне. Чем больше амплитуда, тем громкость больше.

Вопрос: В каких единицах измеряется?

Ответ: Измеряется в дБ.

Вопрос: Какая характеристика называется тембром?

Ответ: Окраска звука, возникающая вследствие наложения друг на друга нескольких обертонов.

Именно благодаря тембру мы можем различать звуки различных музыкальных инструментов, голоса разных людей, животных, птиц.

Одна из характеристик любой волны – это скорость распространения.

Вопрос: Что можно сказать об этой характеристике. От чего она зависит?

Ответ: Скорость звука различна в разных средах. Больше в твердых телах, меньше в газах, т.к. взаимодействие частиц в газообразном веществе самое слабое.

Не случайно в далекие времена воины прикладывали ухо к земле и таким образом обнаруживали конницу противника значительно раньше, чем она появлялась в поле зрения. Т.к. звук в твердом теле – земле – распространяется быстрее, чем в воздухе.

Если подвести итог всему вышесказанному, то можно отметить, что все разнообразие звуков объясняется их различными характеристиками.

(Учитель физики) Звук имеет в жизни животных немаловажное значение. Это средство передачи информации. Животные способны издавать звуки, например, человек, может говорить. Каким же образом возникает звук? Обратимся к опыту. Ударим молоточком по ножкам камертона и слышим звук. Почему возникает звук?

Ответ: При ударе молоточком о ножки камертона, они начинают колебаться, что вызывает колебания воздуха, которые распространяются в пространстве, т.е. возникает звуковая волна.

Значит, источником звука является колеблющееся тело.

Зачем в опыте используют подставку в виде деревянного ящичка?

Ответ: Для усиления звука. Его подбирают таким образом, чтобы его собственная частота колебаний равнялась частоте звука камертона, т.е. чтобы наблюдалось явление резонанса, вследствие которого амплитуда колебаний увеличивается, и мы слышим более громкий звук.

Сама подставка называется резонатором.

Каким же образом животные издают звуки? Рассмотрим данный вопрос на примере человека. (рассказ учителя биологии о голосовых связках).

А какие еще способы создания звуков существуют у животных? (сообщение учащегося) Вы у себя в тетради по ходу доклада отмечайте название животного и “чем оно говорит”:

Органы, воспроизводящие звуки

Доклад “Как у животных образуются звуки?”

(Доклад сопровождается показом фотографий соответствующих животных)

Как и у человека у всех млекопитающих органом, специально предназначенным создавать звуковые колебания, является гортань. Части, составляющие ее причудливы. Щитовидный хрящ напоминает раскрытую книгу, корешок которой стоит вертикально. На что похож перстневидный хрящ, ясно из его названия, а черпаловидные хрящи – трехгранные пирамидки. Как раз между этими пирамидками и щитовидным хрящом идут голосовые связки – эластичные складки слизистой оболочки. Многие звуки зверей зависят от дыхания, и почти у всех зверей возникают они тогда, когда вырывается из легких воздух. Именно они заставляют колебаться голосовые связки гортани, и они издают слабый звук, а ротовая полость играет роль резонатора, усиливающего звук. Если воздух будет выходить из легких более или менее плавно, то получится вой. У некоторых зверей звуки могут образовываться и на вдохе и на выдохе (например, у марала и осла). Тигр и остальные его собратья, когда настроены дружелюбно, фыркают. И фыркают своеобразно: ухитряются издать два разных звука, потому что в этот момент используют они не только гортань, но и нос. А собаки, утконосы и вомбаты так вдыхают и выдыхают воздух через нос, что получается у них свист. Свистеть умеют и дельфины. А еще они умеют щелкать. При чем воздух здесь не нужен, так как источником звуков служит не колебание голосовых связок, а вибрация черпаловидных хрящей, управляемых мышцами гортани. Это легко проделать самим (предложить попробовать).

Гортань птиц похожа на гортань млекопитающих, но птицы мало пользуются ею. Называется она “верхняя гортань”. Почему верхняя? Да потому что существует еще и нижняя или сиринкс. Сиринкс – орган особый. Он есть только у птиц. В глубине груди, где трахея делится на бронхи, находится камера. Если заглянуть внутрь этой камеры, в каждом бронхе увидим голосовые перепонки. Хотя анатомия сиринкса изучена очень хорошо, это настолько сложная система, что до сих пор нет единой теории, объясняющей, как образуются звуки у птиц. Скорость, с какой птицы извлекают свои звуки, необыкновенна. Садовая камышевка успевает за 1 минуту пропеть 250 звуков, а болотная камышевка – ровно в два раза больше.

Однако, всегда ли, чтобы сообщить что-то друг другу, надо использовать гортань? Вовсе нет. И этим особым звукам, которые возникают без участия гортани, дано специальное название: “инструментальные”. А вот инструменты, используемые животными очень разные. Щелкают клювом совы. Хлопают крыльями голуби, утки же свистят ими. Галапагосский пастушок топает лапами. Тараканы, сеноеды, муравьи стучат кто чем: кто головой, кто кончиком брюшка, а кто челюстями. Термиты, обнаружив опасность, дружно бьют головами о субстрат (материал термитника), оповещая о тревоге всех жителей. Стучат зубами морские свинки и сони-полчки. Кузнечик сдвигает и раздвигает крылья, да так, чтобы канатик на одном крыле дотрагивался до напильничка с ребрышками на втором крыле. Некоторые жуки (слоник, водолюб, навозник) стрекочут, потирая брюшко о надкрылья, а жуки-олени издают звуки надкрыльями и бедрами ног.

(Учитель физики) Чтобы общаться животные должны не только издавать звуки, но и принимать их, т.е. слышать. Звукоприемник – это ухо. Животные слышат, потому что их уши реагируют на звуковые волны. Разберем строение уха млекопитающих на примере человеческого уха. (рассказ по таблице “Внутреннее строение уха”) Ухо можно разделить на три части: наружное, среднее, внутреннее. Наружное ухо состоит из ушной раковины и слухового прохода. Среднее ухо: здесь располагается барабанная перепонка и три косточки характерной формы: молоточек, наковальня и стремечко. Кроме того, среднее ухо соединяется с носом узкой трубкой, которая необходима для выравнивания давления воздуха в среднем ухе по отношению к внешней среде. Во внутреннем ухе находится три наполненные жидкостью трубки (полукружные каналы), которые относятся к вестибулярному аппарату, улитка – миниатюрная спиральная трубка и слуховой нерв.

Итак, ушная раковина принимает звуковую волну. При чем площадь поверхности ушной раковины имеет немаловажное значение. Давайте проведем опыт: приставим руку к ушной раковине и послушаем. Слышимость увеличивается. Чем больше площадь поверхности, тем большую часть звуковых волн мы воспринимаем.

Далее слуховой проход направляет волну к барабанной перепонке. Барабанная перепонка под действием звуковой волны начинает колебаться, и эти колебания передаются молоточку, наковальне и стремечку, которые работают как маленькие рычажки, усиливая колебания. Косточки соединены с улиткой, заполненной особой жидкостью, и переданные колебания вызывают движение жидкости вперед и назад в такт с колебаниями в звуковой волне. При этом чувствительные волосковые клетки, расположенные внутри улитки, деформируются и посылают электрический сигнал через слуховой нерв в мозг. Мозг расшифровывает сигналы и воспринимает их как звуки.

Зачем человеку два уха? Оказывается, благодаря этому мы можем определить, где находится источник звука. Ухо, ближайшее к источнику слышит его немного громче и чуть раньше, чем другое ухо. Именно этим два звука и дают возможность определить, откуда исходит звук.

Если источник находится строго перед вами, то звук достигает каждого уха одновременно, и определить нужное направление мы не сможем. Значит, если мы хотим определить, откуда доносится звук, надо не поворачиваться на звук, а наоборот, отвернуться от него.

В случае громких звуков дополнительно сокращаются две мышцы среднего уха и барабанной перепонки, молоточек, наковальня и стремечко колеблются уже с меньшей амплитудой. При этом давление, передаваемое внутреннему уху – улитке уменьшается. Но слишком громкие звуки вредны для слуха, а звуки равные 140 дБ вызывают болевые ощущения, а равные 160 дБ – разрушение барабанной перепонки. Как защитить орган слуха: закрыть уши и открыть рот.

Несмотря на принципиальное сходство в строении уши у разных млекопитающих имеют свои особенности. Индивидуальные особенности органов слуха позволяют разным животным воспринимать разные звуки. Так, человек слышит звуки от 20 до 20 000 Гц, причем с возрастом пределы слышимости меняются. Дети способны услышать до 40 кГц, т.е. ультразвук. С возрастом эта способность уменьшается. Установлено, что после 40 лет пять лет подряд каждые полгода верхний предел частотной шкалы опускается на 80 Гц.

Многие животные на протяжении всей жизни воспринимают ультразвук, например, собаки – до 60 кГц; лисицы до 65 кГц; летучие мыши до 250 кГц, китообразные также общаются с помощью ультразвука. А некоторые морские животные (кальмары, каракатицы, осьминоги) воспринимают инфразвук.

(Учитель биологии) Вы знаете, что звери живут кто где. В зависимости от среды обитания и уши у них устроены по-разному. Давайте попытаемся вместе с вами на примере некоторых животных объяснить биологическую целесообразность строения их ушей. Я буду называть животных, а вы попробуйте определить биологическую целесообразность строения их ушей: (беседа по вопросам сопровождается показом фотографий соответствующих животных)

Вопрос 1: Усатые киты, обыкновенные дельфины, кроты совсем не имеют ушной раковины, почему? Ответ: В воде и в земле, где обитают эти животные, ушная раковина только мешала бы. У крота, чтоб земля не попала в слуховой проход, есть специальный клапан, который может открываться и закрываться по необходимости.

Вопрос 2: У нутрии уши небольшие, закругленные, а верхний их край повернут в сторону входного отверстия, внизу в ухе пучок жестких и длинных волос, почему? Ответ: Нутрия живет в воде и на суше, поэтому должна слышать в обеих средах. Пучок жестких волос не дает воде попасть в слуховой проход.

Вопрос 3: Африканская лисица фенек сама небольшая (30-40см), а уши у нее до 15см. Как вы это можете объяснить? Ответ: Уши у фенека не только орган слуха, но еще и участвуют в терморегуляции. У животных жаркого климата все выступающие части тела (уши, хвост, конечности) намного длиннее, чем у родственных им видов в холодных краях (правило Алена). Эти особенности строения увеличивают общую поверхность тела, а, следовательно, и его теплоотдачу. То же можно сказать и про большие уши слонов, которыми, к тому же, еще можно прекрасно отгонять назойливых насекомых.

(Подводят учащиеся) Итак, подведем итог сегодняшнего урока. Звуковая сигнализация имеет огромное значение в жизни животных. Изучение существующих в природе способов звуковой сигнализации между животными, то есть, то чем занимается биоакустика, важно и для научной и для практической деятельности человека.

Морозов В.П. Занимательная биоакустика. Изд. 2-е, доп., перераб. – М.: Знание, 1987.

Стишковская Л.Л. И сказала золотая рыбка. Научно-художественная литература/Художник В. Левинсон. – М.: Дет.лит., 1989.

CD. 1С: Школа. Биология (человек и его здоровье), 9 кл. Издательский центр “Вентана-Граф”, текст учебника с иллюстрациями, 2006.

CD. 1С: Школа. Биология (животные), 7 кл. Издательский центр “Вентана-Граф”, текст учебника с иллюстрациями, 2006.

Урок экологии в 5 классе по теме «Звуковые сигналы у животных и их роль в поведении животных»

Развивающие: развитие познавательного интереса и бережного отношения к природе, наблюдательности, устойчивого внимания, творческой активности, самостоятельности, умение сравнивать, делать выводы

Образовательные: формирование понятий о звуковых сигналах у животных, умение различать их.

Воспитательные: показать связь между животными при помощи звуковых сигналов, прививать бережное отношения к природе, развитие любви к прекрасному, чувства гармонии и красоты.

Оборудование: компьютер, мультимидийная установка, презентация, картинки с изображением животных, учебник, рабочая тетрадь.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь. Желаю вам хорошего настроения на весь урок.

Фронтальная беседа. (Беседа проводится по вопросам учебника в конце п.46)

Письменный опрос (Выполнить задание 138 в рабочих тетрадях)

3. Изучение нового материала.

Сообщение учащихся об звуковых сигналах у животных.

Задание : по звуковым сигналам определите название животного и запишите в тетрадь.

1.Что между собой представляют сигналы – звуки у животных?

2. Звуковая сигнализация существует у всех видов животных или нет?

3.Можно ли по звуковым сигналам собаки определить её поведение и желание? Приведите примеры.

Задание на дом : Подготовить ответы на вопросы в конце информации на раздаточном материале.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *