какое значение придавал павел 1 парадам
Александр Николаевич Бенуа.
Александр Николаевич Бенуа (1870-1960), как и все мирискуссники, безмерно любил и хорошо знал XVIII век и, уж конечно, не мог пройти мимо его феерического конца, когда на престоле оказался сын Екатерины Великой император Павел Петрович, продержавшийся у власти меньше пяти лет. Для русского общества это были необыкновенные, памятные годы. Павел пришел к власти после смерти Екатерины 6 ноября 1796 года. Он приехал в столицу из Гатчины, где жил последние 20 лет по собственным, полупрусским порядкам, в окружении близких ему людей, получивших прозвание «гатчинцев». И сразу же жителям столицы показалось, что в Петербурге высадился десант иностранной державы: император и его люди были одеты в незнакомые полупрусские мундиры, которые Павел ввел в своем гатчинском войске. И вели они себя также необычайно для либерального екатерининского Петербурга. С первого дня своего царствования Павел начал переносить в столицу гатчинские военизированные порядки. На улицах Петербурга появились черно-белые полосатые будки, привезенные из Гатчины, и для прежде никогда не спящего, веселящегося до утра города был установлен строгий комендантский час. После восьми вечера никто не имел право высунуть нос на улицу, иначе можно было угодить в лапы архаровцев – так называли подчиненных свирепого военного губернатора столицы Н. П. Архарова. Недаром слово «архаровцы» как символ «законного беззакония» остался в народной памяти, пережило время Павла и много других времен – явление же сохраняется!
Евгений Анисимов. «Письмо турецкому султану. Образы России глазами историка». Санкт-Петербург, «Арка». 2013 год.
Какое значение придовал Павел 1-й парадам?
Союз освобождения Украины был официально создан 4 августа 1914 года — фактически с целью оказания поддержки Центральным державам в войне против России. Представлял собой политическую организацию украинских эмигрантов (в основном бежавших из Российской империи, спасаясь от преследования властей за деятельность в ходе Первой русской революции 1905—1907 годов), претендовавшую на представительство интересов российских украинцев. В работе организации также участвовал ряд буковинских и галицких деятелей.
Союз провозгласил своей целью отделение Украины от России и образование самостоятельного монархического государства под протекторатом Австро-Венгрии и Германии.
Отношения центральной власти с аристократией, знатными представителями народов, входивших в состав Российской империи строились уважительно к местной аристократии, обычаям. Примеры: Эстляндия, Лифляндия, Левобережная Украина, народы Севера, Поволжья, Урала, Сибири, Дальнего Востока.
Актуальность избранной темы обусловлена рядом причин. Во-первых, личность Джефферсона служит ярким примером, когда идейно-теоретические взгляды человека почти не соответствует его практической деятельности. Во-вторых, данная тема исследована недостаточно подробно, отсутствует её системное изложение. В данном случае представляется возможным восполнить этот пробел в идейной истории США и представить его как единый комплекс знаний, имеющий теоретическую и практическую значимость.
Целью данной статьи является выявление специфики политического режима в форме демократии Джефферсона в контексте и с учетом конкретного исторического времени.
Реализация данной цели обусловила постановку и решение следующих задач:
– проанализировать систему взглядов Джефферсона о правах человека и общественной жизни;
– рассмотреть концепцию социально-экономического развития США, которую разработал Джефферсон;
Одним из основоположников прогрессивной общественной мысли США и первых американских учёных являлся видный мыслитель и деятель Просвещения, революционный демократ Томас Джефферсон. Будущий третий президент США родился 13 апреля 1743 г. в графстве Албемарл, Виргиния, в семье богатого землевладельца Питера Джефферсона1. В течение 2-х лет с 1760 г. обучался в колледже Уильяма и Мэри. В 1767 г. просветитель начал юридическую практику2. В 26 лет Джефферсон был избран депутатом легислатуры Виргинии, в которой он занимал свою должность с 1769 по 1775 гг. За годы работы в легислатуре он зарекомендовал себя как активный приверженец сопротивления политики метрополии, был инициативным участником освободительного движения колоний, которое эволюционировало в Войну за Независимость 1775-1783 гг
Надеюсь помог!)
Какое значение придавал Павел 1-й парадам
В 13:10 поступил вопрос в раздел ЕГЭ (школьный), который вызвал затруднения у обучающегося.
Вопрос вызвавший трудности
Ответ подготовленный экспертами Учись.Ru
Для того чтобы дать полноценный ответ, был привлечен специалист, который хорошо разбирается требуемой тематике «ЕГЭ (школьный)». Ваш вопрос звучал следующим образом: Какое значение придавал Павел 1-й парадам
После проведенного совещания с другими специалистами нашего сервиса, мы склонны полагать, что правильный ответ на заданный вами вопрос будет звучать следующим образом:
НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АВТОРЕ ЭТОГО ОТВЕТА:
Работы, которые я готовлю для студентов, преподаватели всегда оценивают на отлично. Я занимаюсь написанием студенческих работ уже более 4-х лет. За это время, мне еще ни разу не возвращали выполненную работу на доработку! Если вы желаете заказать у меня помощь оставьте заявку на этом сайте. Ознакомиться с отзывами моих клиентов можно на этой странице.
ПОМОГАЕМ УЧИТЬСЯ НА ОТЛИЧНО!
Выполняем ученические работы любой сложности на заказ. Гарантируем низкие цены и высокое качество.
Деятельность компании в цифрах:
Зачтено оказывает услуги помощи студентам с 1999 года. За все время деятельности мы выполнили более 400 тысяч работ. Написанные нами работы все были успешно защищены и сданы. К настоящему моменту наши офисы работают в 40 городах.
Площадка Учись.Ru разработана специально для студентов и школьников. Здесь можно найти ответы на вопросы по гуманитарным, техническим, естественным, общественным, прикладным и прочим наукам. Если же ответ не удается найти, то можно задать свой вопрос экспертам. С нами сотрудничают преподаватели школ, колледжей, университетов, которые с радостью помогут вам. Помощь студентам и школьникам оказывается круглосуточно. С Учись.Ru обучение станет в несколько раз проще, так как здесь можно не только получить ответ на свой вопрос, но расширить свои знания изучая ответы экспертов по различным направлениям науки.
История России
§ 20-21. Рубеж веков. Павловская Россия
Внутренняя политика Павла I — это продолжение политики предшественников или поворот к антидворянской и прокрестьянской политике?
● централизация государственного аппарата
● император Павел I (1796—1801)
● наследник престола Александр I
1. Наследник Екатерины Великой. Екатерина II скончалась 6 ноября 1796 г. На престол вступил её сын Павел Петрович. Ему было уже 42 года, долгое пребывание наследником (причём не любимым императрицей-матерью) уязвляло его самолюбие. Он был подозрителен, вспышки бурного гнева чередовались с приступами душевной апатии. Тем не менее Павел I обладал своими взглядами на обязанности государя. По его убеждению, царь должен был не только воплощать, но и собственноручно творить справедливость, наводить в стране образцовый порядок. Править страной должны были император и закон, а не «женские капризы» и фавориты.
Павел I в коронационном облачении. Художник В. Боровиковский
Вступив на престол, Павел I столкнулся с новой исторической ситуацией. Французская революция сокрушила век Просвещения с его надеждами на мудрых государей и совершенное государство. Пугачёвщина заставляла задуматься о пределах крепостничества и роли власти, потворствующей во всём «первенствующему сословию», а трагическая судьба отца — Петра III — о будущности абсолютной монархии, могущей стать игрушкой в руках кучки заговорщиков.
Эпоха задавала вопросы, на которые Павел в меру своего понимания и характера пытался дать ответы. И хотя впоследствии его преемники немало потрудились над тем, чтобы скомпрометировать и окарикатурить царствование Павла, многое из им сделанного укоренилось. Император Павел стал своеобразным символом крайностей «непросвещённого абсолютизма». За пять лет его правления было издано 2179 законов. И всё для того, чтобы навести порядок и предписать подданным «благопристойное поведение» согласно представлениям нового монарха.
Неуравновешенный и непостоянный в поступках и мыслях, Павел доводил свои начинания до абсурда. В итоге вместо порядка кругом царил беспорядок, вместо закона — произвол. Венцом подобного управления стало появление в одно утро сразу трёх взаимоисключающих законов!
Павел I старался всюду поспевать, во всё вмешиваться, всем руководить. Он желал регламентировать и контролировать даже мысли подданных. Не случайно при нём расцвели парадомания и муштра. Эта строжайшая регламентация имела свой смысл: с солдатской прямолинейностью император считал, что выстаивающий часами на карауле, вышагивающий на вахтпараде офицер уже не станет зачитываться «развратной» французской книжкой, пропитанной якобинским духом, или участвовать в дворцовом заговоре. Армия — да что армия, вся Россия! — должна была превратиться в огромную казарму, в которой предписано не рассуждать, а слепо исполнять волю монарха.
Попасть в немилость к императору было чрезвычайно легко. За годы правления Павла I было отправлено в отставку, наказано, отдано под суд около 12 тыс. человек. С таким монархом дворянство и чиновничество утратили чувство покоя и стабильности. Императорская непредсказуемость и капризы постепенно стали восприниматься как деспотизм.
1. Как на личности Павла I сказалось долгое пребывание в качестве наследника престола?
2. Какую роль, по мнению Павла I, должен играть государь в управлении страной?
3. Рассмотрите парадный портрет Павла I работы В. Л. Боровиковского (с. 158). Какие, на ваш взгляд, черты характера Павла сумел выразить художник?
2. Регламентирование российской жизни. Восшествие Павла Петровича на престол преобразило Санкт-Петербург. «Настал иной век, иная жизнь, иное бытие», — отмечали современники. Улицы были перегорожены шлагбаумами и «украшены» полосатыми будками. Круглые шляпы, фраки и жилеты, модные во Франции, были объявлены вне закона. Полицейские прямо на улицах «истребляли крамольные шляпы» и обрезали отложные воротники.
Большие перемены произошли в армии. Павел не допускал никаких послаблений в военной службе. Все офицеры, лишь числившиеся в полках, а на самом деле пребывавшие в своих имениях, были уволены. Оказались вычеркнуты из армейских списков даже 7 фельдмаршалов и более 300 генералов. Жёстко преследовалось казнокрадство. Полковые командиры, до того взиравшие на полковое имущество как на источник своих «законных» доходов, оказались под судом либо были уволены.
Некогда князь Г. А. Потёмкин (ненавистный сыну Екатерины II) ввёл удобные свободные мундиры и запретил обременять солдат причудливыми причёсками. Теперь армию велено было переодеть в узкие мундиры и треуголки. Павел I вновь ввёл в употребление причёски с буклями, косицами, обсыпанными пудрой и мукой и смазанными салом.
Барабанщики в форме времён Павла I. Рисунок
Правление Павла I пришлось на переходную эпоху. Завершился век Просвещения, события Французской революции многих заставили усомниться в просветительских идеалах. Следовало, однако, предложить подданным весомые аргументы в пользу сохранения неограниченного самодержавия. Нужно было также найти более эффективные и отвечавшие духу времени способы управления страной.
Павел I попытался решить эти задачи. Император был противником коллегиальной системы управления и сторонником предельной централизации государственного аппарата. Он подготавливал министерскую реформу, осуществлённую уже в следующее царствование. Особенно император был недоволен поведением дворянства, которое, освободившись от обязательной службы, забыло о своём долге. Павел взял курс на ограничение сословных прав дворян. Он, правда, не решился отменить Манифест о вольности дворянства, однако его указы, по сути, принуждали дворян поступить на службу.
Посчитав необходимым ограничить некоторые сословные права дворянства, Павел I запретил дворянам выбирать губернских предводителей и подавать императору прошения. Тем самым монарх подчёркивал, что для него нет избранных сословий, что все равны перед царём в своём бесправии. Теперь за уголовное или военное преступление дворянин мог быть лишён прав состояния, т. е. сословных привилегий, и подвергнут телесному наказанию. Император этим напоминал, что он волен давать и отбирать дворянское звание.
Судьба отца и дворцовые перевороты побудили Павла I отменить петровский указ о престолонаследии. В 1797 г. был издан новый Указ о наследии престола: право на наследование трона закреплялось за старшим сыном императора (при отсутствии такового — за его братом). Женщина могла претендовать на корону только при отсутствии мужских представителей династии. Чётко определённый законом порядок престолонаследия должен был укрепить монархию и избавить страну от потрясений при смене правителей.
Выступая в роли справедливого монарха, император обязал крестьян присягать ему. Если раньше за крепостных это делал помещик, то Павел Петрович как бы признал земледельцев полноправными подданными.
В 1797 г. появился знаменитый Указ о трёхдневной барщине. Павел I запрещал принуждать крестьян к работе в воскресенье (в этот день крестьянин обязан был заботиться о спасении своей души). Остальные дни недели следовало разделить на две части: три дня крестьянин работал на помещика, три — на себя. Впрочем, это были скорее рекомендации помещикам, в полной мере не осуществлённые. Царь также запретил продавать дворовых и безземельных крестьян на аукционах. Дворянство восприняло эти указы как недопустимое посягательство на свои коренные интересы. Крепостное крестьянство восприняло действия Павла как стремление изменить их статус. В народе давно ходили толки о будто бы намерении Петра III освободить крепостных крестьян, за что «злые» дворяне его и свергли. Теперь планы отца якобы намеревался исполнить его сын. Павел I решительно пресёк эти толки, пригрозив крестьянам жестоким наказанием за неподчинение помещикам.
1. Как изменилась армия с восшествием на престол Павла I?
2. В чём проявилось стремление Павла I к предельной централизации государственного аппарата?
3. Как изменилось положение дворян и крестьян?
4. В чём состоял смысл нового Указа о наследии престола? С чем было связано его издание?
3. Монаршая солидарность. Горя желанием восстановить «потрясённые троны и осквернённые алтари», Павел I тем не менее в начале своего правления отказался от участия в войне с революционной Францией. Экономическое и финансовое положение страны после тяжёлых войн, которые вела Екатерина II, было подорвано. Огромные средства поглотили фавориты. Павел посчитал за благо объявить о своём желании дать стране отдых.
Однако великая европейская держава Россия долго не могла оставаться в стороне от происходящего. С установлением во Франции власти Директории революционные войны окончательно переросли в войны захватнические. Франция перекраивала карту Европы в свою пользу. Это затрагивало имперские интересы России и в конце концов побудило Павла I присоединиться к антифранцузскому союзу в составе Англии, Австрии и Турции. Подталкивал Павла к подобным действиям и «имидж» республиканской Франции: для русского царя монаршая солидарность не была пустым звуком.
В 1798 г. генерал Наполеон Бонапарт отправился завоёвывать Египет. По дороге французский флот захватил Мальту и изгнал с острова рыцарей Мальтийского ордена, официальным покровителем которых был российский император. Павел I страшно оскорбился этим и стал готовиться к войне с Францией. Был заключён союз с Англией и Австрией, которая не могла примириться с успехами Директории в Швейцарии и Италии. В войну готовилась вступить и Турция: после потери Египта и ряда других территорий она обратилась к России за помощью.
Парад при Павле I. Художник А. Бенуа
Военные действия предстояло вести на суше и на море. Возник вопрос о главнокомандующем. Вена потребовала, чтобы во главе объединённой армии встал фельдмаршал А. В. Суворов. И это при том, что доля австрийцев в союзной армии была много выше. Но Австрия хорошо помнила, кому она была обязана своими победами в войне с Турцией!
Суворов писал: «Доброе имя есть принадлежность каждого честного человека, но я заключал доброе имя моё в славе моего Отечества, все деяния мои клонились к его благоденствию». Но Александр Васильевич уже два года, как был в опале. Не будучи царедворцем, Суворов открыто высказался против военных реформ Павла I. Особенно ему не нравилось стремление во всём подражать прусской армии. Павел удалил фельдмаршала из армии, и считалось навсегда. Но слава и военный гений Суворова оказались сильнее царского гнева. Императору пришлось пойти навстречу союзникам. Фельдмаршал был вызволен из ссылки и поставлен во главе союзных войск.
1. Какие обстоятельства заставили Павла I присоединиться к антифранцузскому союзу?
2. Почему союзники настояли на том, чтобы А. В. Суворов стал главнокомандующим объединённой армии?
4. Участие России в антифранцузской коалиции. В апреле-августе 1799 г. состоялся знаменитый Итальянский поход А. В. Суворова. На этот раз русским пришлось столкнуться с первоклассной армией, во главе которой стояли талантливые генералы, выдвинутые Французской революцией. И русские солдаты и офицеры доказали, что они не только ни в чём не уступают своему противнику, но и превосходят его. В продолжение всей кампании Суворов навязывал противнику свою волю, опережал мыслью и действием. За месяц была освобождена Северная Италия: 16 апреля французы были разбиты на реке Адде. На следующий день открыл свои ворота Милан. 15 мая русские войска вступили в столицу Пьемонта — Турин.
Однако в дальнейшем наступление застопорилось по вине Высшего военного совета Австрии, которому Суворов должен был подчиняться. В итоге проволочек для союзных войск возникла угроза быть зажатыми в клещи армией Ж. Моро и спешившей к нему на выручку армией Ж. Макдональда. Но Суворов не дал им соединиться. Он решил разбить своих противников поодиночке. Для этого русским пришлось за 36 часов пройти 85 километров и утром 6 июня обрушиться на полки Макдональда. Сражение на реке Требия продолжалось четверо суток. Французы генерала Макдональда были разбиты и отброшены. Союзники потеряли свыше 8 тыс. человек, французы — 18 тыс. человек, более половины армии.
Переход армии Суворова через Чёртов мост. Неизвестный художник
4 августа союзные войска вновь встретились с французами у Нови. Сражение отличалось необычайным упорством сторон. И вновь французы были разбиты и беспорядочно отступили.
Успехи Суворова привели в замешательство. союзников. Австрийцы опасались усиления влияния России. Вместо наступления на Париж Суворову было приказано идти через Швейцарию на соединение под Цюрихом с корпусом генерала А. М. Римского-Корсакова. Так в сентябре 1799 г. начался Швейцарский поход Суворова. Фельдмаршал двинулся прямой дорогой, через Альпы. Французские генералы надеялись легко остановить продвижение суворовской армии. Ведь на пути русских было множество препятствий. Чего стоили только узкий Урзернский тоннель и Чёртов мост над 30-метровой пропастью, на дне которой бесновалась река Ройс. Однако их надеждам не суждено было сбыться. 13 сентября суворовские солдаты выбили французов с Сен-Готардского перевала. Карабкаясь по отвесным скалам, они обошли Урзернский тоннель, после чего обрушились на неприятеля и заставили его отступить. 14 сентября преодолели Чёртов мост, перекинув под огнём противника через взорванную арку брёвна, стянутые офицерскими шарфами. Прав оказался Суворов, утверждавший, что его чудо-богатырей ничто не может остановить!
15 сентября армия достигла Люцернского озера. Здесь выяснилось, что дороги больше нет, о чём австрийцы намеренно не известили союзника. Но русская армия спешила на помощь своим, и Суворов двинулся горными тропами через Роттокский перевал. Путь лежал на высоте почти в 2500 метров по столь узкой тропе, что армии пришлось идти «гуськом» в течение 12 часов.
А в это время в Мутенской долине арьергард три дня вёл неравный бой с частями генерала А. Массена: 7 тыс. русских сражались с 15 тыс. французов. Русским удалось не только сдержать неприятеля. 20 сентября они перешли в наступление и разбили его! Одних пленных было взято около 2000 человек! Сам Массена едва избежал плена, оставив в руках русского гренадера золотой генеральский эполет.
Тогда же Суворов узнал, что корпус Римского-Корсакова разбит, а город Швиц, куда двигались его полки, занят неприятелем. Положение казалось безвыходным. Все пути перехвачены. Люди измучены и оборваны. Припасы на исходе. Австрийцы вероломны. Альпы гибельны. Но о капитуляции не могло быть и речи! Суворов поворачивает на юг, чтобы через перевал Прагель прорваться к австрийской границе. Этот путь был столь трудным, что проводники отказались сопровождать армию. Солдат и офицеров донимали непогода и холод: снежные заряды били в лицо, вынуждая идти почти наощупь. Шли козьими тропам, прижимаясь к отвесным скалам, чтобы не свалиться в бездну. Перед крутым перевалом пришлось заклепать и оставить пушки. 26 сентября войска спустились в долину. Поход был завершён.
Переход Суворова через Альпы. Художник В. Суриков
Ф. Ф. Ушаков. Художник С. Александровский
За Швейцарский и Итальянский походы Суворов получил звание генералиссимуса. Французский полководец Массена признавался, что отдал бы все свои военные кампании и победы за один только альпийский поход Суворова.
Не менее успешно действовали русские моряки под началом адмирала Ф. Ф. Ушакова (1745—1817). Русско-турецкий флот вошёл в Адриатическое море, где приступил к освобождению Ионических островов. В феврале 1799 г. русский десант взял считавшуюся неприступной крепость на острове Корфу. Далее военные действия переместились в Италию. Корабли высадили десант, который с боями очистил от французов Неаполь. Ушаков был готов к освобождению Рима, но на этот раз союзники его опередили.
Поведение союзников, заботившихся только о своих интересах, возмутило Павла I. Император резко изменил внешнеполитический курс и вступил в переговоры с Наполеоном, захватившим власть во Франции. Быстрота, с которой произошла эта перемена, повергла всех в смятение. Однако за этим стоял не просто каприз императора. Ярый противник революций, Павел одним из первых понял, что Наполеон не меньший сторонник твёрдого порядка, чем он сам. Это понимание стало основанием для сближения с Францией. Первый шаг сделал Наполеон, отпустивший без всяких условий пленных русских солдат и офицеров. Павел охотно принял «жест великодушия». Для русского дворянства, которое продолжало видеть в Наполеоне порождение «якобинской заразы», мотивация императора была абсолютно непонятна. Масла в огонь подлило обострение отношений с Австрией и Англией. На Балтике началась настоящая необъявленная морская война с Англией. В русских портах задерживались английские торговые суда.
Конфликт с Англией подтолкнул к ещё более решительному сближению с Францией. В Санкт-Петербурге и Париже заговорили о военном союзе. Павел даже приказал донским казакам двинуться в поход в. Индию. В такой атмосфере всеобщего смятения и недовольства и стал вызревать заговор против императора. Активным его участником (до высылки из столицы) был английский посол, финансировавший заговорщиков.
1. Почему Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова поразили современников?
2. Как можно охарактеризовать действия союзников в ходе Итальянского и Швейцарского походов русской армии?
3. Какие военные действия вели русские моряки в Италии?
4. Можно ли считать внешнюю политику Павла I противоречивой?
5. Заговор против Павла I. Политика императора Павла I вызывала острое недовольство дворян. Павел имел дело с совершенно иным правящим сословием, чем Пётр I. Перемены, происшедшие в годы правления Павла, были восприняты как ущемление коренных интересов дворянства. Сближение с Наполеоном не одобрялось общественным мнением: в представлении русских дворян Франция оставалась рассадником революционных идей. К тому же разрыв с Англией ударил по материальному положению помещиков: ведь Англия покупала в России сырьё и сельскохозяйственную продукцию. Стремление императора регламентировать частную жизнь вызывало возмущение. Дворянство ощущало себя оскорблённым и униженным. Склоняясь в подобострастном приветствии перед императором, за глаза столичные аристократы величали его тираном.
Павлу I всюду мерещились заговорщики. Подозрительность императора распространилась даже на его старшего сына Александра. Между тем опасения Павла имели основание. Заговор вызревал в его ближайшем окружении. По сути, возглавил его губернатор Санкт-Петербурга граф П. А. Пален, которому Павел доверял. Любопытно, что незадолго до переворота император вызвал к себе Палена и прямо спросил, что он знает о заговоре. Пален ответил неожиданно: он не только знает, но и сам стоит. во главе заговора! Затем губернатор пояснил опешившему государю, что сделал это, чтобы контролировать заговорщиков, среди которых сыновья императора — Александр и Константин. Растроганный Павел обнял Палена и тут же велел арестовать великих князей.
Между тем граф Пален воспользовался ситуацией, чтобы получить от наследника согласие на переворот. Дело в том, что Александр, оповещённый о заговоре, колебался, не желая выступать против отца. В свою очередь, заговорщики также не решались действовать без согласия будущего императора (нужно было думать о последствиях!). Теперь выбора не было. Губернатор явился с императорским приказом — надо было решаться: сейчас или никогда! Александр согласился на низвержение отца-императора. Условием согласия являлось требование сохранить отцу жизнь. Трудно сказать, было ли это наивностью или лицемерием — ведь бескровных переворотов в русской истории почти не было. Рано или поздно, но поверженного властителя убивали.
Вид на Михайловский замок в Петербурге. Художник Ф. Алексеев
В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. заговорщики ворвались в спальню Павла I, расположенную в только что построенном Михайловском замке. Император надеялся, что за крепкими стенами дворца, отгороженными от улицы рвом и караульными будками, ему удастся избежать опасности. Но спасают не стены, а люди. Укреплённый дворец стал мышеловкой. Ворвавшаяся в царскую спальню толпа перепуганных заговорщиков не сразу обнаружила императора: он спрятался за экраном, который загораживал камин. Об обещании, данном наследнику, никто, естественно, не вспомнил. Заговорщики набросились на тщедушного императора и расправились с ним. Наутро было объявлено о неожиданной кончине императора Павла I «от апоплексического удара».
Санкт-Петербург встретил это известие ликованием. Вступивший на престол Александр Павлович пообещал править «как при бабушке» — Екатерине II. Но, разумеется, возвращение к екатерининским временам уже было невозможно. Короткое правление Павла I окончательно размежевало два века и две эпохи.
Наступила эпоха императора Александра I.
1. Какими действиями Павла I было недовольно русское общество?
2. Почему сын Павла I Александр согласился на низвержение отца с престола?
1. Существует точка зрения, что внутренняя и внешняя политика Павла I — это целостная система мер, важность и значимость которых остались непонятыми современниками и могут быть оценены должным образом только спустя длительное время. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Своё мнение обоснуйте.
2. Сравните положение дворянства при Петре I и при Павле I. Когда дворянство имело больше прав и привилегий?
3. Внимательно рассмотрите картину А. Бенуа «Парад при Павле I» (с. 162). Ответьте на вопросы:
1) Какое значение придавал Павел I парадам? 2) Какое отношение солдат и офицеров к происходящему изобразил художник? 3) Почему художник изображает зимний парад? Какую идею он пытается передать? 4) Почему эта картина может быть символом павловского правления?
4. Соотнесите даты, отмеченные на ленте времени, и следующие события:
1) издание Указа о наследии престола; 2) восшествие на престол Павла I; 3) свержение Павла I; 4) Итальянский поход А. В. Суворова; 5) вступление России во вторую антифранцузскую коалицию; 6) Швейцарский поход А. В. Суворова.
5. Прочитайте высказывание А. В. Суворова на с. 162. Как полководец соотносит доброе имя человека и его отношение к Отечеству?
6. Опишите картину В. И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы» (с. 165), используя знание подробностей Швейцарского похода русских войск. С помощью каких художественных средств художнику удалось показать героизм русских солдат и полководческий талант Суворова?
7. Поработайте с картой (с. 163).
1) Укажите места сражений полков А. В. Суворова с французскими войсками в Северной Италии. 2) Найдите место перехода армии Суворова через Альпы.
8. Выберите ответ на главный вопрос урока. Обоснуйте свой выбор.
Внутренняя политика Павла I — это продолжение политики предшественников или поворот к антидворянской и прокрестьянской политике?
А. При Павле I основные направления политики, несмотря на ужесточение методов её проведения, остаются прежними. Некоторые мероприятия вызывают недовольство со стороны дворян, но не меняют кардинально положения этого сословия.
Б. Принятие ряда законов в интересах крестьян и ограничение некоторых прав дворян позволяют говорить об изменении направления государственной деятельности императора, его переориентации с продворянской политики на прокрестьянскую.
В. Павел I — фигура неоднозначная, такой же была и его политика. Нельзя прямо ответить на вопрос: с одной стороны, сохраняются общие тенденции, но с другой — появляются новые направления.
РАБОТА С ИСТОЧНИКАМИ
Как военный человек, вникай прилежно в сочинения Вобана, Кугорна, Кюраса, Гюбнера. Будь знающ несколько в богословии, физике и нравственной философии. Читай прилежно Евгения, Тюренна, записки Цезаря, Фридриха II, первые тома истории Ролена и «Мечтания» графа Сакса. Языки полезны для словесности. Учись понемногу танцам, верховой езде и фехтованию.
Достоинства военные суть: отвага для солдата, храбрость для офицера, мужество для генерала, но оные должны быть руководимы порядком и дисциплиной, управляемы неусыпностью и прозорливостью. Будь чистосердечен с друзьями, умерен в своих нуждах и бескорыстен в поведении. Являй искреннюю ревность к службе своему государю, люби истинную славу, отличай любочестие от надменности и гордости, приучайся сызмальства прощать погрешности других и никогда не прощай их самому себе.
Из письма А. В. Суворова своему крестнику Александру Карачаю о том, каким должен быть военный человек.
1) Зачем русскому офицеру в XVIII в., большую часть времени проводившему в походах, уметь танцевать, фехтовать, знать иностранные языки, богословие? Как может помочь в реальных боевых действиях знание трудов античных историков? 2) В чём командир должен быть примером для подчинённых? 3) Что значит «повелевать счастьем»? 4) Чем, по мнению А. В. Суворова, должны управляться отвага, храбрость и мужество? Как нужно относиться к ошибкам других? 5) Что вы можете взять для себя из поучений А. В. Суворова?