какое значение имеют споры в жизни мхов

Каково значение спор в жизни мхов?

какое значение имеют споры в жизни мхов какое значение имеют споры в жизни мхов какое значение имеют споры в жизни мхов какое значение имеют споры в жизни мхов

какое значение имеют споры в жизни мхов

какое значение имеют споры в жизни мхов

Споры – это клетки, необходимые для размножения мхов. Моховые растения не цветут, не имеют корней, поэтому для продолжения рода у них сформировался спорофит со спорангиями (место созревания спор).

Спорофит имеет короткий жизненный цикл, после высыхания споры рассеиваются вокруг, при попадании на влажную почву быстро приживаются. Могут при неблагоприятных условиях долго сохраняться, не прорастая, устойчивые к низким и высоким температурам, длительным засухам.

Мхи – это пища для многих беспозвоночных животных.

После отмирания дают залежи торфа, который необходим в производстве пластмасс, смол, карболовой кислоты, используется как топливо или удобрение.

Мох полностью укрывает землю в местах роста, что приводит к накоплению влаги и заболачиванию территории. Таким образом, прорастание другой растительности становится невозможным. В то же время они предотвращают эрозию, разрушение почв поверхностными водами и ветрами. Когда мхи отмирают, берут участие в образовании почвы.

Способны расти на местах пожаров, стойкие и выносливые, они населяют территорию тундры (основной растительный фон, так как другие растения не могут выжить в таких условиях).

В военное время сфагновый мох использовали, как перевязочный материал из-за его бактерицидных свойств, и способности впитывать влагу.

С помощью мхов можно ориентироваться на местности: они не любят света, поэтому располагаются с теневой стороны камней, деревьев. Мох указывает человеку на север.

В строительстве используют как утеплительный, изоляционный материал.

Задание1.Выберите правильные утверждения.

1.мхи относятся к споровым растениям

2.спорофитом кукушкина льна является листостебельная часть растения

3.у мхов впервые появляются проводящие ткани

4.оплодотворение у мхов не зависит от воды

5.у кукушкина льна на гаметофите созревает несколько спорофитов

6.спорофиты кукушкина льна образуются на женских растениях

Задание2.Укажите пункты, в которых названы признаки сходства кукушкина 1.льна и сфагнума:

3.есть фотосинтезирующие клетки

4.есть воздухоносные клетки

7.спорофиты представлены несколькими спорангиями

Задание3.Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

Моховидные – вечнозеленые многолетние растения. 2. В цикле развития преобладает спорофит – коробочка со спорами. 3. Стебель представляет собой побег с листьями. 4. Вода и минеральные соли поднимаются вверх по ксилеме. 5. Органические вещества, синтезированные в листьях, проводятся по флоэме. 6. Гаплоидный гаметофит- зеленое листостебельное растение, на котором образуются гаметы. 7. Корней у мхов нет; некоторые из них закрепляются в почве ризоидами.

Папоротники, хвощи плауны.

Папоротники, хвощи и плауны — это первые наземные сосудистые растения, высшие споровые, возраст которых около 400 млн лет. Расцвет их относится к девонскому и каменноугольному периодам. Для них характерно чередование бесполого (спорофита) и полового (гаметофита) поколений с преобладанием спорофита.

Источник

Характеристика и классификация моховидных, размножение и значение мхов

Отдел моховидные – это высшие споровые растения, видовое разнообразие которых достигает 20 тыс. Изучение мхов ведется много столетий, ученых занятых их исследованием прозвали бриологами, они основали отдельную ботаническую отрасль, посвященную мохообразным – бриологию. Бриология – наука о мхах, изучает строение, размножение и развитие моховидных (собственно мхов, печеночников, антоцеротовых).

Общая характеристика мхов

какое значение имеют споры в жизни мхов

Моховидные – одни из древнейших растений, населяющих нашу планету. Остатки найдены в окаменелостях конца палеозойской эры. Распространение мхов связано с предпочтением влажной среды и затенённой местности, поэтому большинство населяют северную часть Земли. Плохо приживаются на засоленных территориях и пустынях.

Классы моховидных

Листостебельные мхи – самый многочисленный класс. Растения состоят из стебля, листьев и ризоидов.

Стебель может расти вертикально или горизонтально, разделен на кору и основную ткань (содержит воду, крахмал, хлоропласты для фотосинтеза).

Клетки стебля могут давать нитевидные отростки – ризоиды, необходимы для крепления к почве и поглощения воды. Они чаще находятся у основания стебля, но могут покрывать его по всей длине.

Листья простые, часто крепятся к стеблю под прямым углом, по спирали. Листовые пластинки оснащены хлоропластами, в центре располагается жилка (служит для проведения питательных веществ).

Лиственные мхи могут размножаться стеблями, почками, ветвями, которые дают побег, так формируются сплошные ковры из мхов, устилающие землю. К классу листостебельных относятся сфагновые (имеют разнообразный окрас стебля — светло-зелёный, желтый, красный), андреевые и бриевые мхи.

Печеночники встречаются на побережьях, болотах, скалистой местности. Отличительные черты: листья не имеют жилки, дорсовентральное строение, особый механизм раскрытия спорофита.

Листья расположены рядами, имеют две лопасти (нижняя лопасть, часто, завёрнутая и служит как резервуар для воды), ризоидные отростки – одноклеточные. Во время высыпания спор, спорофитовая коробочка раскрывается на отдельные створки, а рассеиванию клеток способствуют элатеры (пружинные образования).

Размножение может осуществляться с помощью почек (вегетативно), которые образуются на верхнем полюсе листьев. Представители класса пеллия эндиевлистная, милия аномальная, мох маршанция и др.

Антоцеротовые мхи населяют тропическую зону. Многоядерное тело (таллом) имеет розетковидную форму, состоит из однотипных клеток. В верхних шарах клеток находятся хроматофоры (содержат темно-зеленый пигмент). Нижняя часть таллома дает отростки, ризоиды, само тело образует полости, заполненные вязкой жидкостью, которая поддерживает постоянную влагу.

На поверхности таллома при неблагоприятных условиях образуются клубни, устойчивые к низкой влажности, после периода засухи формируют новое поколение. Растения однодомные, органы размножения развиваются в толще таллома, стадия спорофита преобладающая. К антоцеротовым относятся фолиоцерос, антоцерос, нототилас и др.

какое значение имеют споры в жизни мхов

Как размножаются мхи?

Идет чередование бесполого и полового способа размножение в жизненном цикле мхов. Бесполый период начинается с образования спор и прорастания их на влажной почве (формируется предросток, тонкая нить, которая дает жизнь мужским и женским особям). Существует два вида мхов:

Однодомные – мужские и женские органы размножения находятся на одном растении.

Двудомные – органы размножения находятся у разных представителей пола.

После прорастания споры, жизненный цикл мха переходит в половую фазу. Органы полового размножения – антеридии (мужские) и архегонии (женские). Представители мужских особей слабее женских, меньших размеров, после формирования антеридиев отмирают.

какое значение имеют споры в жизни мхов Процесс размножения мхов

Сперматозоиды образуются на мужских растениях, яйцеклетки – на женских, после их слияния формируется зигота (находится на женской особи, она питает незрелый спорофит), которая в дальнейшем развивается в спорангий. После созревания спорангия, он раскрывается, из него высыпаются споры – начинается снова бесполый период размножения мхов.

Воспроизведение потомства возможно вегетативным способом, мхи образуют талломы (зеленые ответвления), почки, клубни, которые на влажной почве хорошо приживаются.

Каково значение спор в жизни мхов?

Споры – это клетки, необходимые для размножения мхов. Моховые растения не цветут, не имеют корней, поэтому для продолжения рода у них сформировался спорофит со спорангиями (место созревания спор).

Спорофит имеет короткий жизненный цикл, после высыхания споры рассеиваются вокруг, при попадании на влажную почву быстро приживаются. Могут при неблагоприятных условиях долго сохраняться, не прорастая, устойчивые к низким и высоким температурам, длительным засухам.

Значение мхов в природе и жизни человека

Мхи – это пища для многих беспозвоночных животных.

После отмирания дают залежи торфа, который необходим в производстве пластмасс, смол, карболовой кислоты, используется как топливо или удобрение.

Мох полностью укрывает землю в местах роста, что приводит к накоплению влаги и заболачиванию территории. Таким образом, прорастание другой растительности становится невозможным. В то же время они предотвращают эрозию, разрушение почв поверхностными водами и ветрами. Когда мхи отмирают, берут участие в образовании почвы.

Способны расти на местах пожаров, стойкие и выносливые, они населяют территорию тундры (основной растительный фон, так как другие растения не могут выжить в таких условиях).

В военное время сфагновый мох использовали, как перевязочный материал из-за его бактерицидных свойств, и способности впитывать влагу.

С помощью мхов можно ориентироваться на местности: они не любят света, поэтому располагаются с теневой стороны камней, деревьев. Мох указывает человеку на север.

В строительстве используют как утеплительный, изоляционный материал.

Источник

§ 15. Мхи — Пасечник. 5 класс. Учебник

Вопросы в начале параграфа

1. Что такое ризоиды?

Ризоиды — это бесцветные нитевидные клетки у некоторых низших растений, которые похожи по форме и функциям на корни, но по строению не имеют с корнями ничего общего.

2. Почему водоросли относят к низшим растениям?

Тело одноклеточных и многоклеточных водорослей не имеет разделение на отдельные органы и не отличается разнообразием тканей. Именно поэтому их относят к низшим растениям, а не к высшим.

3. Что такое спора?

Споры — это микроскопические образования, служащие для сохранения, распространения и размножения живых существ. Различают споры бактерий и споры растений.

Споры бактерий — это особая форма состояния живой бактерии, в которой она может сохраниться в неблагоприятных условиях.

Споры растений — это особые клетки, которые после созревания разносятся ветром и другими живыми организмами, а после попадания в благоприятную среду прорастают в новые растения.

Лабораторные работы

Лабораторная работа «Строение мха»

1. Рассмотрите растение мха. Определите особенности его внешнего строения, найдите стебель и листья.

Рассмотрим стебелёк мха сфагнума.

какое значение имеют споры в жизни мхов

2. Определите форму, расположение, размер и окраску листьев. Рассмотрите лист под микроскопом и зарисуйте его.

Листья сфагнума — продолговатые, с заострёнными концами, имеют светло-зелёную окраску. Они расположены на стебле мутовчатым способом — из каждого узла вырастает сразу несколько листочков.

какое значение имеют споры в жизни мхов

3. Определите, ветвистый или неветвистый стебель у растения.

У мха кукушкин лён стебель неветвистый, а у сфагнума — ветвистый.

какое значение имеют споры в жизни мхов

4. Рассмотрите верхушки стебля, найдите мужские и женские растения.

Мужские и женские растения образуются у мха кукушкин лён. Мужские растения можно узнать по своеобразной «метёлке» на верху стебля, а у женские — по коричневой коробочке на длинной ножке. какое значение имеют споры в жизни мхов

5. Рассмотрите коробочку со спорами. Каково значение спор в жизни мхов?

Созревшие споры высыпаются из коробочки и попадая в благоприятные условия начинают прорастать. В результате образуются новые растения.

какое значение имеют споры в жизни мхов

6. Сравните строение мха со строением водоросли. В чём их сходство и различие?

Сходство мхов и водорослей:

Различие мхов и водорослей:

7. Запишите свои ответы на вопросы.

Водоросли относятся в более развитым растениям по сравнению с водорослями, так как у них есть разделение на органы и они размножаются спорами.

Вопросы в конце параграфа

1. Почему мхи называют высшими споровыми растениями?

Мхи называют высшими споровыми растения потому, что их тело состоит из отдельных органов: стебля, листьев и ризоидов. Кроме того, мхи размножаются специально предназначенными для размножения клетками — спорами. Это тоже стало причиной отнесения мхов к высшим споровым растениям.

2. Каково строение кукушкина льна?

Кукушкин лён — это один из видов листостебельных мхов. У этого вида есть мужские и женские растения. И у тех, и у других особей имеется тонкий коричневый стебелёк покрытый маленькими тёмно-зелёными листиками.

У мужских растений на верхушке стебелька помещается мужские половые органы — гаметы, в которых развиваются сперматозоиды.

У женских растений на верхушках расположена женская половая клетка — гамета. Вокруг неё образуется коробочка, а из гаметы после оплодотворения, развиваются споры. После созревания споры высыпаются из коробочки и прорастают новыми растениями мха.

какое значение имеют споры в жизни мхов

3. Чем сфагнум отличается от кукушкина льна?

Сфагнум отличается от кукушкиного льна тем, что:

4. Чем мох отличается от водоросли?

В отличие от водорослей, большинство мхов имеют отдельные органы: листья и стебель.

5. Какое значение имеют мхи в природе и жизни человека?

В природе мхи часто разрастаются густым ковром, что приводит к закисанию и заболачиванию почв из-за плохого доступа кислорода.

Человек научился использовать продукт, образующийся в результате заболачивания и отмирания мхов — торф. Торф используется человеком в качестве топлива, из него изготавливают древесный спирт, пластмассы, изоляционные материалы, карболовую кислоту, смолу и другие полезные для хозяйственной деятельности человека материалы.

Подумайте

Почему даже самые крупные мхи не достигают размеров более 80 см?

Мхи не имеют проводящей системы, из-за чего питательные вещества, поглощаемые ризоидами из почвы, не смогли бы подняться на высоту более 80 см. Кроме того, у мха нет полноценных корней, а ризоиды не способны удержать слишком высокие растения мха в почве. Из-за этого при сильном ветре и в морозы высокие растения быстрее погибают.

Задания для любознательных

1. Рассмотрите под микроскопом листья мха сфагнума. Отметьте особенности строения двух типов клеток, из которых они состоят.

Листья мха сфагнума состоят из двух типов клеток: живых клеток с хлоропластами и мёртвых воздухоносных клеток.

Клетки с хлоропластами мельче и зелёного цвета. Они соединены друг с другом и образуют единую сеть. В этих клетках есть ядро, цитоплазма, вакуоль, оболочка и хлоропласты, которые преобразуют минеральные вещества в органические, необходимые для жизни и развития растения.

Мёртвые воздухоносные клетки более крупные и прозрачные. Цитоплазма в них разрушена, а в оболочке имеются отверстия, через которые эти клетки заполняются водой и воздухом. Наличие таких клеток позволяет мху сфагнуму быстро всасывать большое количество воды и воздуха и долго их удерживать, создавая запас необходимых растению веществ.

какое значение имеют споры в жизни мхов2. Поместите в банку с влажной почвой немного риччии. Банку накройте стеклом и поставьте в тёплое светлое место. Следите, чтобы почва была постоянно влажной. Наблюдайте, что будет происходить с риччией.

При хорошем освещении и благоприятной температуре мох риччия очень быстро размножается и образует плотные зелёные подушки.

какое значение имеют споры в жизни мхов

Словарик

Мох — это высшее споровое растение, которое произрастает в основном в хорошо увлажнённых местах, имеет стебель и листья и размножается спорами.

Спора — это особая клетка растения, необходимая для размножения. При попадании в благоприятную среду из споры вырастает новое растение.

Высшее споровое растение — растение, тело которого имеет отдельные органы (листья, стебель) и которое размножается спорами.

Сперматазоид — мужские подвижные половые клетки (гаметы).

Яйцеклетка — женские половые клетки (гаметы).

Источник

Параграф 20. Мхи.

Вопросы в начале параграфа

1. Что такое ризоиды?

Ризоиды – это бесцветные ветвистые нитеобразные клетки, при помощи которых слоевище водорослей прикрепляется к грунту.

2. Почему водоросли относят к низшим растениям?

У водорослей нет тканей и органов. У них есть только единое вегетативное тело, не делящееся на листья, стебли и корни. Поэтому они и относятся к низшим растениям.

3. Что такое спора?

Спора – это клетка растений и грибов, служащая для их размножения и распространения.

Лабораторная работа на тему «Строение мха»

1. Рассмотрите растение мха. Определите особенности его внешнего строения, найдите стебель и листья.

Рассмотрим стебелек мха сфагнума и стебелек мха кукушкин лен.

2. Определите форму, расположение, размер и окраску листьев. Рассмотрите лист под микроскопом и зарисуйте его.

Листья сфагнума имеют продолговатую форму с заостренными концами светло-зеленого цвета. Они расположены так, что из каждого узелка на стебле вырастает сразу несколько листиков. Внизу стебля нет ни корней, ни ризоидов.

Стебелек кукушкина льна густо по спирали покрыт жесткими удлиненными листочками темно-зеленого цвета. Сверху стебля листики молодые, затем идут старые листья, нижняя часть стебля оголена и заканчивается ризоидами.

3. Определите, ветвистый или не ветвистый стебель у растения.

У сфагнума стебель ветвистый, а у мха кукушкин лен – нет.

4. Рассмотрите верхушки стебля, найдите мужские и женские растения.

Мужские растения кукушкин лен имеют на самом верху стебля как бы метелочку из листиков, а у женских растений стебелек заканчивается коричневой коробочкой на длинной ножке.

У сфагнума нет деления на женские и мужские растения.

5. Рассмотрите коробочку со спорами. Каково значение спор в жизни мхов.

Споры при созревании высыпаются из коробочки, давая жизнь новым растениям.

6. Сравните строение мха со строением водоросли. В чем их сходство и различие.

Мхи относятся к высшим споровым растениям, в отличие от водорослей, так как у них есть деление на органы – стебель и листья.

Сходство мхов и водорослей:

• наличие пластид в клетках позволяет осуществлять процесс фотосинтеза,

• неограниченный рост в течение всего существования.

Различие мхов и водорослей:

• мхи существуют там, где повышенная влажность, в то время как водоросли могут существовать только в водной среде,

• мхи имеют листья и стебель в отличие от водорослей, тело которых представлено слоевищем,

• мхи размножаются спорами, а водоросли делением,

• мхи питаются влагой из почвы через ризоиды, а водоросли всасывают питательные вещества из окружающей среды всем телом.

7. Запишите свои ответы на вопросы.

Вопросы в конце параграфа

1. Почему мхи называют высшими споровыми растениями?

Мхи относятся к высшим споровым растениям,так как у них есть деление на органы – стебель и листья, а размножаются они спорами.

2. Каково строение кукушкина льна?

3. Чем сфагнум отличается от кукушкина льна?

1) Сфагнум – растение с сильно ветвящимся стеблем в отличие от прямого стебля кукушкина льна.

2) Сфагнум не имеет ризоидов. Он питается через стебель и листья, в которых присутствуют мертвые клетки, способные поглощать, удерживать, а затем отдавать живым клеткам большое количество воды.

3) У сфагнума нет женских и мужских растений, как у кукушкина льна. У него все особи обоеполые.

4) На одном растении сфагнума может располагаться от 3-х до 5-ти коробочек со спорами, а у кукушкина льна только одна.

5) Цвет сфагнума светло-зеленый, в то время, как кукушкин лен имеет более темную окраску.

4. Чем мох отличается от водоросли?

Различие мхов и водорослей:

• мхи существуют во влажной среде, в то время, как водоросли могут существовать только в водной,

• мхи имеют листья и стебель в отличие от водорослей, тело которых представлено слоевищем,

• мхи размножаются спорами, а водоросли делением,

• мхи питаются влагой из почвы через ризоиды, а водоросли всасывают питательные вещества из окружающей среды всем телом.

5. Какое значение имеют мхи в природе и жизни человека?

Мхи, отмирая, образуют торф, который широко используется человеком в качестве топлива, удобрения, а так же сырья для промышленности. Из торфа получают древесный спирт, карболовую кислоту, пластмассы, изоляционную ленту, смолу и многие другие ценные материалы.

При экстремальных условиях сфагнум может использоваться вместо ваты при повреждениях кожного покрова, так как он обладает хорошими бактерицидными свойствами и высокой влагоемкостью.

Почему даже самые крупные мхи не достигают размеров более 80 см?

У мха нет полноценных корней, а ризоиды не способны удержать слишком высокие растения. Кроме того, так как мхи не имеют проводящей системы, питательные вещества, поглощаемые ризоидами из почвы, не смогут подниматься высоко и питать все растение.

Задания для любознательных

1. Рассмотрите под микроскопом листья мха сфагнума. Отметьте особенности строения двух типов клеток, из которых они состоят.

Стебель и ветви сфагнума покрыты светло-зелеными листьями. Каждый лист состоит из одного слоя клеток. Клетки эти двух разных типов. Узкие зеленые клетки содержат оболочки, цитоплазму, ядро, вакуоль, хлоропласты. В этих клетках образуются органические вещества, которые поступают из листьев в стебель.Они мелкие и, соединяясь друг с другом, образуют единую сеть.

Между зелеными клетками находятся другие клетки, более крупные. Их цитоплазма разрушена. Есть только оболочки с отверстиями. Поэтому эти клетки прозрачны и могут заполняться водой или воздухом. Благодаря им, сфагнум может поглощать и удерживать большое количество воды и воздуха, создавая запас необходимых растению веществ.

2. Поместите в банку с влажной почвой немного риччии. Банку накройте стеклом и поставьте в теплое светлое место. Следите, чтобы почва была постоянно влажной. Наблюдайте, что будет происходить с риччией.

При достаточном освещении и благоприятной температуре мох риччия очень быстро разрастается, образуя плотные зеленые подушки.

Вопросы в начале параграфа

Ризоиды – это бесцветные ветвистые нитеобразные клетки, при помощи которых слоевище водорослей прикрепляется к грунту.

2. Почему водоросли относят к низшим растениям?

У водорослей нет тканей и органов. У них есть только единое вегетативное тело, не делящееся на листья, стебли и корни. Поэтому они и относятся к низшим растениям.

Спора – это клетка растений и грибов, служащая для их размножения и распространения.

Лабораторные работы

Лабораторная работа «Строение мха»

1. Рассмотрите растение мха. Определите особенности его внешнего строения, найдите стебель и листья.

Рассмотрим стебелек мха сфагнума и стебелек мха кукушкин лен.

2. Определите форму, расположение, размер и окраску листьев. Рассмотрите лист под микроскопом и зарисуйте его.

Листья сфагнума имеют продолговатую форму с заостренными концами светло-зеленого цвета. Они расположены так, что из каждого узелка на стебле вырастает сразу несколько листиков. Внизу стебля нет ни корней, ни ризоидов.

Стебелек кукушкина льна густо по спирали покрыт жесткими удлиненными листочками темно-зеленого цвета. Сверху стебля листики молодые, затем идут старые листья, нижняя часть стебля оголена и заканчивается ризоидами.

3. Определите, ветвистый или не ветвистый стебель у растения.

У сфагнума стебель ветвистый, а у мха кукушкин лен – нет.

4. Рассмотрите верхушки стебля, найдите мужские и женские растения.

Мужские растения кукушкин лен имеют на самом верху стебля как бы метелочку из листиков, а у женских растений стебелек заканчивается коричневой коробочкой на длинной ножке.

У сфагнума нет деления на женские и мужские растения.

5. Рассмотрите коробочку со спорами. Каково значение спор в жизни мхов.

Споры при созревании высыпаются из коробочки, давая жизнь новым растениям.

6. Сравните строение мха со строением водоросли. В чем их сходство и различие.

Мхи относятся к высшим споровым растениям, в отличие от водорослей, так как у них есть деление на органы – стебель и листья.

Сходство мхов и водорослей:

· наличие пластид в клетках позволяет осуществлять процесс фотосинтеза,

· неограниченный рост в течение всего существования.

Различие мхов и водорослей:

· мхи существуют там, где повышенная влажность, в то время как водоросли могут существовать только в водной среде,

· мхи имеют листья и стебель в отличие от водорослей, тело которых представлено слоевищем,

· мхи размножаются спорами, а водоросли делением,

· мхи питаются влагой из почвы через ризоиды, а водоросли всасывают питательные вещества из окружающей среды всем телом.

7. Запишите свои ответы на вопросы.

Вопросы в конце параграфа

1. Почему мхи называют высшими споровыми растениями?

Мхи относятся к высшим споровым растениям,так как у них есть деление на органы – стебель и листья, а размножаются они спорами.

2. Каково строение кукушкина льна?

3. Чем сфагнум отличается от кукушкина льна?

1) Сфагнум – растение с сильно ветвящимся стеблем в отличие от прямого стебля кукушкина льна.

2) Сфагнум не имеет ризоидов. Он питается через стебель и листья, в которых присутствуют мертвые клетки, способные поглощать, удерживать, а затем отдавать живым клеткам большое количество воды.

3) У сфагнума нет женских и мужских растений, как у кукушкина льна. У него все особи обоеполые.

4) На одном растении сфагнума может располагаться от 3-х до 5-ти коробочек со спорами, а у кукушкина льна только одна.

5) Цвет сфагнума светло-зеленый, в то время, как кукушкин лен имеет более темную окраску.

4. Чем мох отличается от водоросли?

Различие мхов и водорослей:

· мхи существуют во влажной среде, в то время, как водоросли могут существовать только в водной,

· мхи имеют листья и стебель в отличие от водорослей, тело которых представлено слоевищем,

· мхи размножаются спорами, а водоросли делением,

· мхи питаются влагой из почвы через ризоиды, а водоросли всасывают питательные вещества из окружающей среды всем телом.

5. Какое значение имеют мхи в природе и жизни человека?

Мхи, отмирая, образуют торф, который широко используется человеком в качестве топлива, удобрения, а так же сырья для промышленности. Из торфа получают древесный спирт, карболовую кислоту, пластмассы, изоляционную ленту, смолу и многие другие ценные материалы.

При экстремальных условиях сфагнум может использоваться вместо ваты при повреждениях кожного покрова, так как он обладает хорошими бактерицидными свойствами и высокой влагоемкостью.

Подумайте

Почему даже самые крупные мхи не достигают размеров более 80 см?

У мха нет полноценных корней, а ризоиды не способны удержать слишком высокие растения. Кроме того, так как мхи не имеют проводящей системы, питательные вещества, поглощаемые ризоидами из почвы, не смогут подниматься высоко и питать все растение.

Задания для любознательных

1. Рассмотрите под микроскопом листья мха сфагнума. Отметьте особенности строения двух типов клеток, из которых они состоят.

Стебель и ветви сфагнума покрыты светло-зелеными листьями. Каждый лист состоит из одного слоя клеток. Клетки эти двух разных типов. Узкие зеленые клетки содержат оболочки, цитоплазму, ядро, вакуоль, хлоропласты. В этих клетках образуются органические вещества, которые поступают из листьев в стебель.Они мелкие и, соединяясь друг с другом, образуют единую сеть.

Между зелеными клетками находятся другие клетки, более крупные. Их цитоплазма разрушена. Есть только оболочки с отверстиями. Поэтому эти клетки прозрачны и могут заполняться водой или воздухом. Благодаря им, сфагнум может поглощать и удерживать большое количество воды и воздуха, создавая запас необходимых растению веществ.

2. Поместите в банку с влажной почвой немного риччии. Банку накройте стеклом и поставьте в теплое светлое место. Следите, чтобы почва была постоянно влажной. Наблюдайте, что будет происходить с риччией.

При достаточном освещении и благоприятной температуре мох риччия очень быстро разрастается, образуя плотные зеленые подушки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *