какое значение имеют семена для растений
Какое значение имеют семена для растений
Функции семени
Отделяясь от материнского организма, семя может прорасти и дать начало новому растению.
Благодаря семенам, некоторые из которых имеют воздушные мешки, дочерние растения могут расти на расстоянии десятков километров от материнского. Прорастая на новых территориях, они занимают их и распространяются.
Семя выживает при таких неблагоприятных факторах, где листостебельное растение погибло бы. Именно семя дает возможность выжить зародышу растения во время зимнего холода, недостатка влаги, летнего зноя.
Строение семени
Прорастание семени
При этом вода поступает через семявход внутрь семени. Как только это происходит, питательные вещества начинают растворяться в воде, и становится возможным их усвоение для зародыша. При полном погружении в воду, в которой мало растворенного кислорода (кипяченая вода), семена могут погибнуть из-за нехватки кислорода.
Как видно из картинки выше, удаление семядоли значительно замедляет рост и развитие растения (у 1 и 2 растения слева). У растения справа (3) сохранены обе семядоли, оно опережает в росте и развитие растение (2).
В данном случае руководствуются общим правилом: чем меньше семена, тем более поверхностно их закладывают. Семена фасоли закладывают на 4-5 см, а очень мелкие семена, не закапывая, сеют на самой поверхности почвы: семена земляники, мака, мяты, наперстянки, подорожника.
Типы прорастания семян
При надземном типе прорастания семядоли с почкой выносятся в воздушную среду над поверхностью почвы и становятся первыми фотосинтезирующими листьями (зародышевые листья). Такой тип прорастания имеется у редьки, тыквы, фасоли, огурцов, лука, капусты, томатов.
Семядоли не выносятся на поверхность почвы, а остаются в ней. Поверхности почвы достигает только почка с первыми листьями. Характерно для гороха, дуба, лещины, пшеницы.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
ГДЗ биология 6 класс Пономарева, Корнилова, Кучменко Вентана-Граф Задание: 5 Семя, его строение и значение
Стр. 28. Вспомните
№ 1. Какую роль играет семя в жизни растения?
Семя необходимо растению для дальнейшего размножения.
№ 2. Где образуются семена у цветковых растений?
Семена у цветковых растений образуются на побегах.
№ 3. Какова особенность семян хвойных растений?
Семена в хвойных растениях образуются в чешуйках шишек.
Стр. 33. Вопросы в конце параграфа
№ 1. Какую роль в жизни растения играют семена?
Семена играют одну из важных ролей в жизни растения. Они необходимы для дальнейшего размножения.
№ 2. Укажите сходство между проростком и зародышем семени.
Сходство состоит в том, что и в зародыше, и в проростке имеется зародышевый корешок, стебель и почечка.
№ 3. Сравните проростки фасоли и пшеницы. Найдите черты отличия.
№ 4. В семенах каких растений содержится большое количество жиров? Белков? Крахмала?
Большое количество жиров содержится в семенах льна, орехов, подсолнечника.
Большое количество белков содержится в семенах бобовых растений.
Большое количество крахмала содержится в семенах картофеля, риса, кукурузы.
№ 5. Используя информационные ресурсы, подготовьте сообщение об использовании семян в хозяйственной деятельности человека.
Все мы знаем о том, что в семенах растений очень много питательных веществ. Там есть и белки, и жиры, и углеводы. Именно поэтому ими питаются не только птицы или животные, но и люди. Человек научился использовать семена растений и в своей хозяйственной деятельности. Например, чтобы получить хлеб, нужна мука. Муку можно получить из пшеницы, которую нужно не только вырастить и собрать, но и сначала посадить. Для этого нужны уже семена пшеницы. Аналогично, чтобы получить запасы бобовых, нужно их посадить в почву и позже собрать урожай.
Чтобы получить достаточное для пропитания количество риса, гречки, ячменя или овса, важно посеять семена, ухаживать за ними. В будущем это позволит собрать богатый урожай, который можно не только использовать для питания, но и реализовывать, получая немалый доход.
Кроме того, многие растения используются и в технической промышленности. К примеру, растительное масло, которое можно получить изо льна, кокоса, подсолнечника, арахиса или хлопка. Многие растения, тот же лен или хлопок, используются и для получения тканей, необходимых при пошиве качественной одежды.
Как видим, семена растений важны в хозяйственной жизни человека. Правильный подход к ним позволяет улучшить качество нашей жизни.
Семя. Строение семени. Распространение и значение плодов и семян
Семя. Строение семени. Распространение и значение плодов и семян
Разнообразно по размерам и форме. Например, тысячи мелких плодов орхидей весят меньше грамма, плоды некоторых пальм – до 8-15 кг.
Продолжительное время может переносить неблагоприятные условия, находиться в состоянии покоя. Зародыш при этом остается живым. Семя, которое может прорасти, называется всхожим. Для прорастания семени необходимы благоприятные условия (температура, влажность, воздух). Семя дышит, поэтому необходим доступ воздуха (кислорода). Во время дыхания выделяется тепло. Проникает вода в семя сквозь пыльцевход.
Строение семени
Семя состоит из зародыша и запаса питательных веществ, покрытых семенной кожурой. Поверхность может быть гладкой, шероховатой, с шипами, ребрами и т. п. Семенная кожица защищает содержимое семени от повреждения, высыхания. На поверхности семени можно заметить рубчик – след от семенной ножки и пыльцевход. Пыльцевход сохраняется в виде небольшого отверстия в кожуре.
Питательные вещества, как правило, находятся в эндосперме. В состав семени входят органические и неорганические соединения. У многих растений во время созревания семени и формирования зародыша эндосперм полностью используется. Тогда запасные вещества откладываются или в первых зародышевых листках или семядолях (картофель, фасоль, горох, тыква), в других частях семени (куколь).
Количество семядолей в семени определило название классов покрытосеменных (Однодольные, Двудольные). Семена двудольных и однодольных растений имеют разное строение.
У семени двудольных есть две семядоли, между которыми находится зародыш. Семядоли содержат питательные вещества. Зародыш состоит из зародышевых корешка, стебля, почки и листиков. При прорастании семядоли выполняют функцию первых листков.
Семя однодольных имеет единую семядолю – щиток. Это тонкая пленочка, расположенная между эндоспермом и зародышем. Вторая семядоля редуцирована. Зародыш занимает незначительную часть семени и имеет зародышевый корешок, стебель, почку и листики. При прорастании семени сквозь щиток происходит всасывание зародышем питательных веществ из эндосперма.
Распространение плодов и семян
Распространение плодов и семян
У покрытосеменных семя теряет связь с материнским растением и прорастает в другом месте. Распространение плодов и семян происходит под действием разных внешних факторов или самостоятельно.
Автохория
Автохория (от греч. аутос – сам, хорео – распространяться) – это способность растений (люпин, герань, фиалка, желтая акация) самостоятельно распространять плоды и семена. «Бешеный огурец» при созревании способен с силой выбрасывать семена на много метров.
Анемохория
Анемохория (от греч. анемос – ветер, хорео – распространяться) – это распространение плодов с помощью ветра (одуванчик, осот, береза, клен). Для этого плоды имеют ряд разных приспособлений: крылатые выросты (парашютики, волоски, крыловидные придатки и т. п.), легкие семена. Это позволяет ветру подхватывать семя. Таким образом, плоды высыпаются не все вместе, а постепенно. Это распространенный способ среди растений.
Орнитохория
Орнитохория (от греч. орнис – птица, хорео – распространяться) – распространение семени и плодов с помощью птиц. Птицы могут поедать плоды, но, пройдя через кишечник, семена большинства растений не перевариваются, семя выходит с пометом; или просто перенести их на большие расстояния и потерять. Некоторые птицы могут прятать плоды в тайники, где последние иногда прорастают.
Зоохория
Зоохория (от греч. зоон – животное, хорео – распространяться) – это распространение плодов и семян растений с помощью животных. Животные поедают плоды и выводят семена с пометом, зарывают плоды в землю или делают тайники, о которых забывают или не используют их, переносят цепкие плоды на покровах.
Гидрохория
Гидрохория (от греч. гидро – вода, хорео – распространяться) – распространение плодов и семян с помощью воды. Характерно преимущественно для водных и болотных растений (осока, кувшинки, камыш и т. п.).
Антропохория
Антропохория (от греч. антропос – человек, хорео – распространяться) – это распространение семени и плодов человеком. Человек переносит плоды на одежде, транспорте, вместе с продуктами, товаром. Иногда плоды, таким образом, переносятся даже на другие континенты. Часто такие растения (элодея, амброзия, циклохена и т. п.) на новых местах быстро размножаются, распространяются и наносят большой ущерб, являются сорняками, не имеющими естественных врагов.
Значение плодов и семян
Много плодов или семян человек употребляет в пищу, кормит домашних животных. Из плодов и семян некоторых растений (подсолнух, соя) человек получает масло. В семенах масличных растений содержится от 25 до 80 % масла.
Урок «Значение семян в природе «
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема урока: Значение семян.
Цель: сформировать представление о значении семян.
Обучающие: расширить представление учащихся о значении семян для растения, животных, человека, закрепить знания о строении и составе семян.
Развивающие: развивать умения и навыки самостоятельной работы, умение наблюдать, фиксировать результаты, формулировать выводы, развивать учебно-интеллектуальные умения и навыки (анализ, синтез, логика).
Воспитательные: воспитывать любознательность, желание получать новые знания, находить вопросы в обыденной жизни и учиться на них отвечать, взаимопомощь при изучении трудных участков темы.
Тип урока: комбинированный.
Новые понятия: семена в природе, семена в жизни человека, семя – генеративный орган растения, семена и плоды как средства расселения растений.
Таблицы «Значение семян», «Строение и прорастание семян», «Способы распространения семян»
Коллекция семян культурных растений.
Гербарий культурных и дикорастущих растений.
Содержание, методы, методические приемы
Организационный момент (1 мин)
1. Приветствие учителя.
2. Проверка отсутствующих.
3. Готовность класса к уроку..
Актуализация знаний (10 мин)
Проверка выполнения заданий в рабочей тетради.
Почему не все набухшие семена прорастают?
Почему для посева отбирают набухшие семена?
Почему вода – самое главное условие для прорастания семян?
Индивидуальная работа по карточкам.
Проблемный вопрос: что произойдёт с данным видом растений, если они не будут образовывать семена.
3. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
Обобщая ответы учащихся, учитель подводит их к теме урока.
Запись темы урока на доске.
Вместе с классом определяет задачи урока.
Постановка задач урока.
Расширить представление о значении семян в природе.
Определить факторы, влияющие на расселение семян.
Сформировать знания о значении семян в жизни человека.
Изучение нового материала
Семя как орган полового размножения растений.
Актуализация знаний прошлого урока о строении и прорастании семян, развитие проростка; беседа с использованием таблиц.
Какое строение имеют семена однодольных и двудольных растений? (работа по таблицам)
Какое значение имеет зародыш семени? Из зародыша развивается новое растение – проросток.
Какое семя прорастет? Для того чтобы семя проросло, зародыш должен быть живым.
Какое значение имеют семена для растения? С помощью семян растения размножаются, т.е., семя – это орган семенного размножения, генеративный орган.
Семя как единица расселения семенного растения по земной поверхности. Способы распространения семян; ветром, водой, животными.
Самостоятельная работа учащихся с текстом§12 учебника.
Подумайте, как будут распространяться изображенные на рисунках плоды (поставьте стрелки между столбиками).
Объясните, на основании чего вы сделали такие выводы?
Сопоставьте особенности строения плодов и способ их распространения (поставьте стрелки между столбиками)
2. Плоды имеют парашютики
3. Плоды имеют крылышки
4. Плоды имеют крючки
5. Плоды имеют воздушные мешочки или пустоты внутри
Таким образом, семена являются не только органом размножения, но и средством расселения растений по земному шару.
Значение семян как ценных пищевых продуктов для человека. Основные пищевые растения и способы их использования человеком. Семена растений используемые в качестве лекарств.
Беседа с элементами рассказа, демонстрация гербария дикорастущих и культурных растений.
Семена – пищевой продукт. Из семян злаков (плодов зерновок): пшеницы, кукурузы, ржи, риса, овса, ячменя, сорго – во всём мире делают муку и крупу. В пищу широко используются горох, фасоль, чечевица, соя. Из семян подсолнечника, рапса, льна, хлопка, кокоса, арахиса вырабатывают пищевые и технические растительные масла, необходимые людям.
Ценными пищевыми продуктами являются семена грецкого ореха, мака, лещины, миндаля, кофейного дерева и какао, кокосовой пальмы, сибирской сосны и других растений. Семена чёрного перца, тмина, чернушки, мускатного ореха, ванили используют как пряность.
Издавна человек стал специально выращивать (культивировать) нужные ему растения. Благодаря этому они образуют намного больше семян, чем это необходимо самим растениям для своего возобновления. Такое свойство растений оказалось очень полезным человеку.
Самостоятельная работа с учебником с. 47 мелкий шрифт.
Закрепление и применение новых знаний
Ответ на проблемный вопрос: если растения перестанут образовывать семена, то они не смогут расселяться и рано или поздно исчезнут.
Выполнить схему в тетради:
Для самого растения Для животных Для человека
Подведение итогов (4 мин)
Домашнее задание. (1 мин)
§14, выполнить задания 1,2, 3 в рабочей тетради №1.
Урок биологии на тему «Значение семян»
Разделы: Биология
Цель урока:сформировать представление о значении семян.
Задачи урока:
Класс разделен на микрогруппы – лаборатории
У микрогрупп – технологические карты, оборудование для лабораторных опытов, «Книга для чтения по ботанике» Д. И. Трайтака, кулинарные книги.
Ход урока
I. Организационный момент. Формулировка цели.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим разговор об органах цветкового растения (слайд 1)
Для начала, отгадайте загадку:
В малой хатке – спаленке
Спит ребёнок маленький.
В кладовой еда лежит.
Как проснётся, будет сыт.
О чем идет речь?
Хатка – семенная кожура, ребенок маленький – зародыш, кладовая – запасающая ткань. Проснется – значит, прорастет.
А как вы считаете, зачем нам необходимы знания о семени? Почему мы уделяем этому органу столько внимания?
Предполагаемый ответ: Из семени развивается растение. Семя – зачаток будущего растения.
Семя играет очень большую роль в жизни растения.
Как же мы назовем наш сегодняшний урок?
(слайд 1 после щелчка мышки)
Предполагаемые ответы: Значение семян.
Дети записывают тему урока в технологическую карту
Ребята, продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня на уроке мы…». Что же мы с вами можем узнать на уроке?(слайд 2)
Предполагаемые ответы: Мы должны узнать значение семени для самого растения, для животных и для человека.
Запишите цель нашего урока в свои технологические карты.
Дети формулируют цель и записывают ее в технологические карты.
II. Актуализация знаний учащихся.
Как вы считаете, какие знания нам помогут разобраться в этом вопросе? Что нам надо повторить? (слайд 3)
Предполагаемые ответы: Строение семени, условия прорастания семян, состав семян
Сегодня на нашем уроке будут работать лаборатории.
1 лаборатория изучит строение семени и докажет, что семя – зачаток будущего растения.
2 и 3 лаборатории – условия прорастания семян.
4 лаборатория изучит состав семян.
Возьмите свои технологические карты, прочитайте и выполните задания первого этапа.
В течение 4-5 мин. Дети выполняют групповые задания:
1 лаборатория:
Изучите строение семени фасоли. На его примере докажите, что семя – зачаток будущего растения.
2 лаборатория:
Перед вами результаты опыта, который мы с вами заложили на прошлом уроке. Расскажите о данном опыте и объясните свои наблюдения.
(Оборудование: баночка с сухими семенами гороха, баночка с проросшими семенами гороха, баночка с семенами гороха, полностью залитыми водой).
3 лаборатория:
Перед вами результаты опыта, который мы с вами заложили на прошлом уроке. Расскажите о данном опыте и объясните свои наблюдения.
(Оборудование: баночки с проросшими и с непроросшими семенами огурцов, с проросшими и с непроросшими семенами подсолнечника).
4 лаборатория:
Используя все необходимое, докажите, что в состав семян входят органические вещества.
Справились, ребята?
Давайте вернемся к нашему младенцу из загадки. Первая лаборатория расскажет нам о результатах своих наблюдений.
Предполагаемый ответ первой группы:
С семени фасоли сняли кожуру. Под кожурой увидели зародыш. Рассмотрели строение зародыша. Увидели зародышевый корень и зародышевый побег, который состоит из стебелька, почечки и двух семядолей. Из зародышевого корешка при прорастании образуется главный корень, а из зародышевого побега – главный побег. Таким образом, семя является будущим растением, то есть зачатком нового растения.
(дети сопровождают свой рассказ показом результатов исследований)
Молодцы, ребята. Скажите нам, пригодятся ли ваши исследования при изучении новой темы?
Предполагаемый ответ первой группы: Да, пригодятся. На основании этого можно сделать вывод, что с помощью семян растения размножаются.
Ребята, а что необходимо для то го, чтобы семя стало новым растением?
Предполагаемый ответ: оно должно прорасти.
Вторая и третья лаборатории расскажут нам, как разбудить нашего младенца? Вторая группа расскажет нам о результатах опыта по проращиванию семян гороха, который мы поставили на прошлом уроке.
(дети сопровождают свой рассказ показом результатов опытов)
А сейчас я попрошу третью лабораторию рассказать о результатах опытов.
(дети сопровождают свой рассказ показом результатов опытов)
Молодцы, ребята.
А перед тем, как продолжить заслушивать ответы групп, я предлагаю вам разобрать 2-е задание из технологических карт.
Дети работают с технологическими картами, им предлагается объяснить смысл поговорок:
Давайте, ребята, ваши ответы подтвердим результатами опытов. Третья лаборатория, продолжите свой ответ.
Предполагаемый ответ третьей группы:
В две баночки положили влажную марлю, на нее – семена подсолнечника. Оставили баночки в тепле. Но мы видим, что в баночке 2 семена все же не проросли. Значит, в семенах подсолнечника погиб зародыш.
(дети сопровождают свой рассказ показом результатов опытов)
Молодцы, ребята. А скажите, пригодятся ли ваши исследования нам при изучении новой темы?
Предполагаемый ответ первой группы: Да, пригодятся. Это подтверждает, что с помощью семян растения размножаются.
А что еще необходимо для того, чтобы растение проросло?
Предполагаемый ответ: необходим запас питательных веществ.
О кладовой нашего младенца расскажет нам четвертая лаборатория.
Предполагаемый ответ четвертой группы:
Нам надо было доказать, что в состав семян входят органические вещества.
1. Докажем, что в состав семян входят углеводы. Для этого возьмем кусочек теста, положим его в марлю. Края марли завернем так, чтобы получился мешочек. Опустим мешочек с марлей в стаканчик с водой. Вода стала мутной. В мутную воду капнем раствор йода. Вода стала темно-синей. Значит, в состав семени пшеницы входит углевод – крахмал.
2. Докажем, что в состав семян входят белки. Для этого развернем марлю. На марле осталась клейкая масса. Значит, в состав семян пшеницы входи растительный белок – клейковина.
3. Докажем, что в состав семян входят жиры. Для этого на листе бумаги раздавим семена подсолнечника. Мы видим, что на бумаге осталось масляное пятно. Значит, в состав семени входит растительный жир – масло.
(дети сопровождают свой рассказ показом результатов опытов)
Молодцы, как вы считаете, ваши наблюдения пригодятся нам для изучения нового материала?
Предполагаемый ответ четвертой группы: Да, пригодятся. Если семена имеют запас питательных веществ, значит, их можно использовать в пищу.
III. Изучение нового материала
А теперь вернемся к цели нашего урока (вернуться по гиперссылке к слайду 2).
Ребята, как вы считаете, имеем ли мы с вами знания, необходимые для того, чтобы изучить вопрос о значении семян.
Значит, нам осталось только обобщить и дополнить имеющуюся информацию.
Ответы детей.
По мере обсуждения дети заполняют схему:
Значение семени
Для самого растения
Для животных
Для человека
Ребята, какой вывод мы сделали на основании изучения строения семян и их прорастания? (слайд 2 после щелчка)
Предполагаемый ответ: Семя необходимо для размножения растений.
Значит, семя – орган генеративного размножения растений
(дети записывают вывод в технологические карты)
Вспомните результаты опыта с подсолнечником. Что показал данный опыт?
Предполагаемый ответ: Прорасти может только семя с живым зародышем
И действительно, каждое семя имеет свой срок жизни. Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 48 и давайте посмотрим, семена каких растений являются рекордсменами по продолжительности жизни.
Работа с книгой.
Предполагаемый ответ:
семена лотоса сохраняют всхожесть 200-300 лет и семена арктического люпина.
Как вы думаете, ребята, важно ли растению иметь семена-долгожители?
Продолжаем разговор о значении семян для самого растения. Как вы считаете, для чего еще растению необходимы семена.
Дети делают предположения, но, как правило, затрудняются ответить.
Для того, чтобы вам легче было ответить на этот вопрос, я предлагаю вам подумать над таким вопросом (слайд 4 – перейти по гиперссылке со слайда 2, щелкнув на тексте):
Мангровые деревья растут на полосе ила на побережье тропических морей. Их семена прорастают внутри плода прямо на ветке, падая, втыкаются длинным корешком в ил и прорастают там, рядом с материнским растением. Как вы считаете, выгодно ли это растению?
Предполагаемый ответ:
Семена падают рядом с материнским растением. Молодые растения будут плохо прорастать, их будут затенять взрослые деревья. Возникнет конкуренция между растениями, им не будет хватать места, корни плохо будут развиваться и т. п.
А почему этого не происходит у многих других растений?
Предполагаемый ответ:
Семена других растений распространяются.
Какой вывод о значении семян можно сделать на основании ваших рассуждений?
(вернуться по гиперссылке к слайду 2)
Предполагаемый ответ:
Семена необходимы растению для расселения.
Дети записывают вывод в своих схемах.
Дети работают с технологическими картами.
Выполняют индивидуально третье и четвертое задания технологических карт.
Задание3
Подумайте, как будут распространяться изображенные на рисунках плоды. Объясните, на основании чего вы сделали такие выводы (см. технологическую карту)
Задание 4
Сопоставьте особенности строения плодов и способ их распространения (см. технологическую карту)
Давайте посмотрим, что у вас получилось? С помощью какого фактора распространяются плоды одуванчика и клена? (слайд 5 – перейти по гиперссылке со слайда 2, щелкнув на тексте)
Предполагаемый ответ: Данные плоды распространяются ветром.
Предполагаемый ответ: Для этого они имеют крылышки или парашютики.
Как вы считаете, ребята, далеко ли они могут улететь.
Для того, чтобы ответить на этот вопрос детям предлагается работа с книгой. Д. И. Трайтака «Книга для чтения по ботанике».
Крылатые плоды березы могут улетать от материнского растения на 1,6 км. А крылатки клена – на довольно небольшом расстоянии – всего 900 м. Плоды одуванчика улетают от материнского растения на огромные расстояния
Как распространяются плоды гороха и недотроги?
(слайд 5 – вернуться по гиперссылке)
Предполагаемый ответ: У данных растений самораспространение.
Дети делают предположение, но их ответы не точны.
Для того, чтобы правильно ответить на этот вопрос, посмотрим видеофрагмент.
Просмотр видеофрагмента «Недотрога» и отвечают на вопрос учителя.
Самораспространение еще имеется у растения бешеный огурец.
Давайте посмотрим видеофрагмент и подумаем, откуда такое интересное название у данного растения.
Дети просматривают видеофрагмент «Бешеный огурец» и отвечают на вопрос учителя.
А как будет распространяться плод кокосовой пальмы, ведь он не имеет ни парашютиков, ни крылышек, да и выстреливать свои семена не умеет. Тем ни менее распространяется далеко от того острова, на котором находится материнское растение?(слайд 5 – вернуться по гиперссылке)
Предполагаемый ответ:
Плоды кокосовой пальмы распространяются с помощью воды.
Какие приспособления имеет данный плод?
Предполагаемый ответ: Для этого они имеют полости внутри.
А как на наших грядках появляются баклажаны, томаты, огурцы? (слайд 5 после щелчка)
Предполагаемый ответ: Их высаживает человек.
Как распространяются плоды череды, гравилата?
(слайд 5 после щелчка)
Предполагаемый ответ: Животными и человеком.
Под забором у края степей
Сладко спал одинокий репей
Спал и видел чудесные сны,
Как он вцепится в чьи-то штаны…
Валентин Берестов
Предполагаемый ответ: Крючки, шипы и т. п.
Как переносятся данные плоды животными?
Предполагаемый ответ: Данные плоды переносятся животными на наружных покровах.
Какие еще растения расселяются с помощью животных?
В своих технологических картах дети находят еще рябину и вишню.
Какие приспособления для этого они имеют?
(слайд 9)
Предполагаемый ответ: Сочная оболочка плода.
А какой способ переноса животными у этих плодов?
Предполагаемый ответ: В пищеварительной системе. Семена не перевариваются.
Молодцы!
(слайд 10)
Ребята, посмотрите, какую интересную иллюстрацию я нашла (на рисунке изображен муравей с тележкой, на которой – коробки с названием растений).
Помогите мне понять, в чем смысл данного рисунка?
Дети предполагают, что семена данных растений распространяются муравьями.
Правильно, ребята, давайте посмотрим видеофрагмент и подумаем, что привлекает муравьев в данных семенах
Дети смотрят видеофрагмент «Перенос семян муравьями» и делают предположение, что у этих семян имеются какие-то выросты, привлекающие муравьев.
Правильно, у этих семян имеются жировые придатки.
Ребята, а как распространяются орехи лещины, желуди дуба?
Предполагаемый ответ: Тоже животными.
Семена рябины не перевариваются в пищеварительном тракте, плоды лопуха переносятся на наружных покровах. А как могут расселять животные те растения, у которых съедаются сами семена? (слайд 11)
Предполагаемый ответ: Животные, делая запасы, теряют плоды этих растений.
Ребята, скажите, а что привлекает животных в данных плода и семенах?
Предполагаемый ответ: Запас питательных веществ в эндосперме или в семядолях.
Какой можно сделать вывод о значении семян для животных?(слайд 2 – вернуться по гиперссылке)
Дети делают вывод о том, что семена являются кормом для животных и записывают их в свои схемы
А где семена может использовать человек?
(слайд 2 – после щелчка)
Дети просматривают видеофрагмент, делают вывод об использовании семян человеком и записывают его в свои схемы.
Ребята, снова вернемся к технологическим картам. Выполните задание 5.
Ребята, перед вами кулинарные книги. Подберите из данных книг блюда, которые можно приготовить из семян
Дети выполняют 6 задание технологических карт (см. технологическую карту)
IV. Закрепление изученного материала
А теперь я предлагаю вам проверить, насколько хорошо вы усвоили материал урока. Выполните 7 задание технологической карты.
Выполнили? А теперь передайте свою работу рядом сидящим, проверьте друг у друга работы.
Дети выполняют задания теста
(см. технологическую карту)
Идет взаимопроверка теста.
IV. Рефлексия
Ребята, давайте еще раз посмотрим на ту цель, которую мы с вами ставили в начале урока. Как вы считаете, добились мы этой цели?
А теперь проанализируйте свою работу на уроке.
В технологических картах отметьте знаком + правильные, на ваш взгляд, утверждения
Сейчас, ребята, я попрошу вас оценить вашу работу на уроке.
Возьмите оценочные листы, вначале выставьте оценку за работу на уроке сами себе. А затем передайте ее по кругу, пусть ваши одноклассники тоже оценят вашу работу. Когда лист вернется назад к вам, вы сможете сравнить свою оценку с оценкой товарищей и выставить окончательную оценку.
Затем эти листы вы передадите мне.
Дети работают в технологических картах (см. технологическую карту)
VI. Домашнее задание
§12, повторить §10-11 и записи в тетради, подготовиться к самостоятельной работе по теме: «Семя», выполнить творческие задания по данной теме.