какое значение имеет учеба для общества

Лекция 12. Образование, его значение для личности и общества

Образование – важнейший компонент духовной культуры общества. Оно понимается обычно в нескольких смыслах:
1) совокупность систематизированных знаний, умений, навыков, компетенций, приобретённых человеком самостоятельно, либо в процессе обучения в специально созданных учебных заведениях, как правило подтверждённая документами (аттестатом, дипломом и т.п.). Можно сказать – «у человека есть высшее образование», употребив изучаемый термин в этом смысле;
2) целенаправленный процесс обучения и воспитания, осуществляемый в специально созданных учебных заведениях. Употребляя термин «образование» в этом смысле, можно сказать – «в школе осуществляется процесс образования»;
3) социальный институт, представленный учебными заведениями, призванный готовить и включать людей в различные сферы жизни общества, приобщая их к культуре данного общества, осуществляя передачу им социального опыта предшествующих поколений. К этому социальному институту можно отнести, например, школу.

Образование выполняет многообразные функции, среди которых можно выделить основные:
— культурная – распространение культуры в обществе, трансляция культурных достижений новым поколениям;
— социальная – помощь индивидам в достижении новых статусов. Образование – важнейший канал социальной мобильности, средство получения новых статусов. Получив образование, человеку легче получить новый статус;
— воспитательная – формирование у представителей молодого поколения ценностных установок, жизненных идеалов; воспитание учащихся;
— экономическая – формирование социально-профессиональной структуры общества, развитие профессиональных экономических сообществ, помощь в развитии экономики через передачу профессиональных знаний и т.п.

С 1 сентября 2013 года в России действует новый закон «Об образовании в РФ». Он изменил систему отечественного образования. Отныне система образования включает в себя:
1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Законом установлены уровни образования и соответствующие им учебные заведения:
— дошкольное (детский сад или специальные воспитательные заведения для детей);
— начальное общее (4 класса общеобразовательной школы);
— основное общее (9 классов школы);
— среднее общее (полный курс общеобразовательной школы);
— среднее профессиональное (профессиональные училища, техникумы, колледжи);
— высшее образование – бакалавриат (как правило, полный курс составляет 4 года в институте, академии, университете);
— высшее образование – специалитет, магистратура (как правило, 5 лет для специалитета или 2 года дополнительно к бакалавриату для магистратуры в институте, академии, университете);
— высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, ординатура для медиков при вузах, научных учреждениях).

Кроме упомянутых, в нашей стране действует целая сеть учреждений дополнительного образования – бизнес-школ, языковых, театральных, музыкальных школ, курсов и т.п.

В России для граждан, не достигших 18-летнего образования, обязательным является получение основного общего образования. Родители обязаны обеспечить возможность получения их детьми основного общего образования. Государство гарантирует бесплатность и общедоступность общего образования любого уровня, а также на конкурсной основе бесплатность среднего и высшего образования.

Образование – динамичный социальный институт, изменяющийся в соответствии с требованиями времени. Можно выделить тенденции развития образования:
— гуманизация образования – повышение внимания учебных заведений, их администрации и педагогов, преподавателей к личности учащихся, их потребностям и интересам. Гуманизация может проявляться в запрете несправедливых наказаний, индивидуализации образования, создании особых условий для инвалидов, расширении сети разнообразных учебных заведений и т.п.;
— гуманитаризация образования – повышение роли гуманитарных и социальных предметов (истории, права, политологии, культурологии, экономики, социологии и т.п.) в образовательном процессе школ, вузов, выделение на их изучение большего количества часов в учебных планах;
— демократизация образования – расширение прав и свобод образовательных учреждений, преподавателей и учащихся, повышение доступности образования, в том числе и для низших слов общества;
— компьютеризация образования – расширение сферы применения новейших компьютерных технологий в образовательном процессе. К примеру, во многих школах уже сегодня используются не только обучающие компьютерные программы, но и интерактивные доски и т.п.;
— интернационализация образования – интеграция (сближение) образовательных систем разных стран, приведение их к единому стандарту. Например, сегодня во многих странах идёт т.н. Болонский процесс – создаётся единая система уровней высшего образования – бакалавриат и магистратура. Наша страна тоже несколько лет назад ввела бакалавриат и магистратуру вместо специалитета;
— увеличение продолжительности образования – тенденция, проявляющаяся в удлинении сроков как общеобразовательной, так и профессиональной подготовки. Так, сегодня активно развивается идея «образование через всю жизнь», смысл которой в том, что даже после окончания вуза человек должен продолжать образование в форме самообучения, либо периодически повышать свою квалификацию на курсах, чтобы оставаться востребованным специалистом.

Видеолекция по теме:

Вы можете поделиться материалом лекции в социальных сетях:

Источник

Образование, его значение для личности и общества

Социальная и личностная значимость образования

Одна из составляющих успешности человека в наше время — получение современного высококачественного образования, овладение необходимыми для жизни в обществе знаниями, умениями, навыками, приемами деятельности. Человеку сегодня надо учиться практически всю свою жизнь, осваивая все новое и новое, обретая необходимые профессиональные качества. Чтобы получить престижную работу, нужно подчас иметь не одно высшее образование, а два или даже три.

Что же понимается учеными под образованием? В словаре обществоведческих терминов дается следующее толкование: «образование — процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков». Образование обеспечивает передачу из поколения в поколение накопленных людьми духовных богатств, знаний о природе и обществе, человеке. Люди учатся трудиться, осваивать новое.

Каким образом люди приобщаются к образованию? Прежде всего при помощи занятий в различных образовательных учреждениях, главным же образом — в школе. Хотя многое достигается путем самостоятельных занятий — самообразования, поиска информации и ее осмысления.

Содержание образования всегда определяется требованиями и условиями развития общества. Какой гражданин необходим стране, такие качества в нем и нужно формировать в процессе обучения и воспитания, которые в комплексе и составляют образование. Поэтому в каждой стране формируется и осуществляется собственная образовательная политика, отвечающая на вопросы: «Кого учить?», «Чему учить?», «Как учить?»

Но какой бы ни была эта политика, любые новшества в системе обучения и воспитания не должны вытеснять то положительное, что есть в образовании. Компьютер не должен полностью заменить книгу или театр, а поощрение индивидуальности, учет личностных интересов и особенностей каждого школьника не следует понимать как полный отказ от взаимодействия с коллективом, от чувства товарищества и сотрудничества.

В современных российских общественно-экономических условиях от человека требуется, во-первых, быть хорошим специалистом в своей профессии, во-вторых, постоянно обновлять свои знания, в-третьих, быть готовым изменить сферу деятельности, в-четвертых, обладать навыками успешного взаимодействия с людьми.

В России всегда ценились грамотные, образованные люди. Известная русская пословица, помещенная в словаре В. И. Даля, гласит: «Ученье — свет, неученье — тьма».

Во все времена учеба считалась занятием полезным и престижным. Еще князь Владимир Мономах в своем «Поучении детям» подчеркивал необходимость учения, овладения книжным знанием. О том, насколько высок был уровень грамотности в древнерусских городах, свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты, найденные при раскопках. В XVI веке при царе Иване Грозном было решено открывать «школы грамоты» на дому у священнослужителей, набирать в них ребят и учить чтению, письму, «счетной мудрости» (арифметике). В 1687 году в Москве открылось первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия, которую закончил в свое время М. В. Ломоносов. Важнейшей вехой в развитии российского образования стал 1755 год — год открытия Московского университета, создателем которого можно по праву считать Ломоносова.

Система образования, основанная на принципах преемственности обучения, впервые начала складываться в России в конце XVIII века при Екатерине Великой. Именно тогда появилась классно-урочная система и предметный подход. Императрица считала, что школа должна воспитать новое поколение людей, поэтому будущих граждан следует забирать из семьи на 10–12 лет, чтобы родители с самого раннего детства «не могли испортить ребенка».

В XIX веке увеличивается количество самых разнообразных учебных заведений: помимо Москвы, высшие учебные заведения появляются и в других крупных городах — Санкт-Петербурге, Киеве, Казани, Одессе, Томске; организуются лицеи, классические гимназии и реальные училища, частные школы-пансионы. Именно тогда в обществе возникает первая крупная дискуссия о том, каким должно быть образование, на что следует обращать основное внимание — на теоретические знания или практический опыт, на гуманитарные дисциплины или точные науки, на воспитание законопослушных граждан или развитие критического мышления. В конце концов победил классический подход — наиболее важным было признано изучение древних языков и основ наук, а не практические навыки. Отголоском этого противостояния был спор между «физиками» и «лириками» в СССР, когда также выяснялось, что важнее для развития человечества — технические или гуманитарные науки.

Однако в XIX веке образование было привилегией главным образом дворянского сословия. Простые люди — крестьяне, рабочие — в большинстве своем были неграмотны, в лучшем случае, они могли посещать церковно-приходские школы, где занятия вели полуграмотные дьяки.

Одними из главных проблем дореволюционной России считались «необразованность народа и ненародность образования». К началу ХХ века около 80 % населения России оставалось неграмотным. И только после Октябрьской революции 1917 года были предприняты решительные шаги по ликвидации неграмотности среди народа.

Советская власть предложила полностью изменить сложившуюся в России систему образования: в 20-е годы школьные уроки и предметная система были ликвидированы, отменены оценки, не стало домашних заданий и учебников, а вместо этого учащиеся объединялись в группы и решали поставленную перед ними проблему. Например, в начале учебного года они занимались темой «Труд крестьянина» и подбирали материал из разных областей знаний — географии, биологии, литературы, истории. Итогом нескольких недель работы являлся отчет группы. Идея была проста — решая поставленную задачу, пытливые ученики постигают различные науки без насилия, с интересом, сами определяют пробелы в образовании. На практике же это привело к падению общего уровня образованности: учащиеся писали и считали с грубейшими ошибками, нередко несколько учащихся выполняли задание за всю группу, а остальные ничего не делали — идеология подменила собой образование. Действительно, коммунистическое воспитание в школах выдвигалось на первое место, а это приводило к тому, что к получению высшего образования выпускники были абсолютно не готовы.

В 30-е годы все предыдущие эксперименты были признаны неудачными и обучение переведено на проверенную веками классно-урочную систему. Постепенно формируется современная система образования, функционирующая в России по сей день. Она состоит из нескольких ступеней: дошкольное воспитание (детский сад), начальная школа, среднее образование, специальное образование (профессиональное, среднее и высшее).

В 50-е годы в школах была введена обязательная трудовая подготовка и считалось необходимым, чтобы выпускники сначала поработали на предприятии, а потом поступали в высшие учебные заведения. В конце 60-х годов было объявлено об обязательном 10-летнем образовании.

Современное российское государство также проводит реформирование системы образования. Конституция РФ 1993 года в статье 43 гарантирует каждому право на образование, общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях; на конкурсной основе каждый вправе бесплатно получить и высшее образование.

Всем гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования, при этом полное общее среднее образование является обязательным. В Конституции говорится также о различных формах образовательных учреждений (согласно Основному закону в России имеют право на существование и частные школы, и школы с углубленным изучением определенных предметов и т. п.) и возможности самообразования (для этого есть общедоступные библиотеки, различные кружки и клубы по интересам).

В России существует система принципов государственной образовательной политики. В настоящее время в нашей стране провозглашены следующие принципы:

В России образование провозглашается приоритетным направлением развития. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.

В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Законом РФ «Об образовании» предусмотрены следующие типы образовательных учреждений в России:

Сегодня в нашей стране проводятся эксперименты по введению в старшей школе профильного образования и единого государственного экзамена (ЕГЭ), усиливается внимание к умению школьников на практике демонстрировать полученные теоретические знания, поощряется создание школьных парламентов и написание школьных конституций, делается акцент на пропаганду здорового образа жизни. В последние годы приняты важные поправки в Закон РФ «Об образовании». С 2009 года единый государственный экзамен становится обязательным. В 2007 году принята поправка о введении в стране обязательного среднего образования.

В последние годы для того, чтобы облегчить выпускнику основной школы выбор профиля обучения, в 9 классах вводятся предпрофильные курсы по выбору. Подобные курсы призваны помочь школьнику сориентироваться в своих предпочтениях, определить, какие предметы школьной программы ему более интересны, и, возможно, сделать выбор своей будущей профессии. По сути, по окончании основной школы выпускникам предстоит сделать первый сознательный выбор: куда пойти учиться дальше? Можно пойти в профессиональный колледж, получать начальное или среднее профессиональное образование. Можно поступить в старшую профильную школу, например в класс с углубленным изучением социально-гуманитарных предметов, таких как обществознание, право, литература, история. Можно пойти в класс с углубленным изучением литературы, русского и иностранного языков. Существуют также профильные классы физико-математической и естественно-научной направленности. Многие современные российские школьники как вариант получения полного среднего образования выбирают экстернат, позволяющий кратко, в модульной форме пройти программу средней школы (например, в течение одного года освоить программу 10–11 классов) и поступить в вуз.

В 2006 году в России стартовал инициированный В. В. Путиным комплексный Приоритетный национальный проект «Образование». Он предусматривает подключение всех школ России к сети Интернет, оснащение кабинетов современным учебным оборудованием, поддержку творческих, эффективно работающих педагогов, школ, вузов, региональных образовательных систем.

Источник

Рефераты, курсовые, эссе, сочинения и многое другое. Помощь в учебе студентам и школьникам.

какое значение имеет учеба для общества

Роль образования в жизни современного человека

В наше время образование играет ключевую роль в жизни человека, так как с его помощью люди могут добиваться невероятных высот, строить себе карьеру, быть востребованными и профессиональными специалистами в своей сфере деятельности.

Девиз о роли образования в современном обществе звучит таким образом: «Образование должно развивать в человеке способность верить в себя, помочь ему достигать всех своих поставленных целей, а также обладать уверенным и реалистичным взглядом, двигаясь вперед».

Стоит также отметить, что образование формирует человека, и такие его личностные качества, как самодисциплина, целеустремленность, воспитанность, толерантность, коммуникабельность, тяга к новым источникам информации и многое другое.

Соответственно, выработанные качества могут помочь человеку лучше адаптироваться в социальной среде, свободно и открыто выступать на публике, высказывая свои мысли и точку зрения, найти единомышленников, а также приобрести значимый статус в обществе.

Образование помогает человеку раскрыть потенциал, учиться чему-то новому, быть грамотным и нравственным. Если каждый день человек будет повышать планку, добиваться новых высот, самосовершенствоваться, искать ответы на интересующие вопросы, то это обеспечит ему комфортную, яркую, насыщенную жизнь.

Основные этапы образования человека

Каждый человек на протяжении жизни, с момента рождения и до глубокой старости, проходит долгий путь образовательного процесса – сначала приобретает определённые знания и навыки, а потом закрепляет их и не прекращает развиваться и познавать новое для себя. Знания и образование люди получают далеко не только на школьной скамье, достаточно будет обратить внимание на ставшую уже крылатой фразу «наука жизни» – одного из самых толковых учителей, с которым приходится сталкиваться. А все этапы образования человека выглядят так:

Зачатки образования – человек получает ещё в младенчестве, когда учится всему, так сказать с нуля. Познавая окружающий мир, он впитывает всё, на чём в дальнейшем будет строиться более сложная наука;

Начальное образование – домашнее, либо детсадовское воспитание, когда ребёнку прививаются первые правила поведения, простейшие понятия, готовится почва для обучения письму и счёту, в понятной для него форме;

Школьное образование – закладывающее основы образования, порождающее тягу к знаниям, возбуждая его интерес. В процессе школьного образования, ребёнок знакомится с другими культурами, историей, постигает истинные размеры мира и скопившиеся в нём познания;

Высшее образование – продолжает школьное, но только в несколько иных рамках: обучение принимает узкий профиль, с уклоном на выбор будущей профессии. На этом этапе, молодые люди готовятся к встрече с взрослой жизнью;

Практическое образование – это работа, здесь происходит практически то же, что и в вузе, только место практических, люди приобретают практические знания и навыки, в скором времени превращающиеся в опыт;

Самообразование – это процесс совершенствования знаний, полученных до этого, с использованием разнообразных материалов и источников, от книг и интернета, до науки, что преподносят житейские ситуации.

Преимущества высшего образования

Самое важное значение в жизни каждого человека имеет высшее образование. Высшее образование предоставляет возможности получения престижной должности в солидной фирме. Основные преимущества:

Многие направления закрыты для людей, не имеющих высшего образования. Это касается медицинских, юридических, образовательных и научных государственных учреждений. Так же и частные компании не желают видеть среди сотрудников, людей без диплома;

Во время учебы в вузе, называют временем экспериментов, когда есть возможность попробовать себя в разных сферах деятельности. Такой эксперимент ничем не грозит, зато можно найти что-то действительно стоящее;

Высшее образование, это своего рода интеллектуальная инвестиция в будущее, наличие диплома открывает многие двери, а с ним можно найти работу с достойной оплатой, компенсирующей не только материальные, но и моральные расходы;

Все без исключения вузы — это открытые структуры, сотрудничающие и друг с другом, и с финансовыми компаниями и общественными организациями. Это открывает массу возможностей, таких как получение грантов, стипендий, стажировок, а значит узнать и научиться чему-то новому и приобрести больше шансов, реализовать себя в будущем.

Таким образом, мы видим, насколько велика роль образования в жизни современного человека. Правильное и своевременное прохождение этапов получения образования способно обеспечить человеку качественную профессиональную реализацию. Вовремя определившись с выбором, вы можете заложить прочный фундамент успешной профессиональной карьеры.

Источник

Образование: его значение для личности и общества.

Самый ТОП в обществознании

какое значение имеет учеба для общества

Здесь все, что надо знать
по обществознанию

Самый ТОП в обществознании

какое значение имеет учеба для общества

Здесь все, что надо знать
по обществознанию

какое значение имеет учеба для общества

Образование: его значение для личности и общества.

Образование в современной России представляет собой совокупность направлений определенного развития. Речь идет о тенденциях (направления) развития образования:

а) приобщение человека к достижениям человечества;

б) передача и сохранения культурного наследия;

в) подготовка человека к самостоятельной деятельности;

г) развитие творческих способностей личности;

д) воспитание и социализация личности.

А) дошкольное образование;

Б) начальное общее образование;

В) основное общее образование;

Г) среднее общее образование;

Д) профессиональное образование;

Е) дополнительное образование.

Способы получения образования:

б) обучение в специализированных учреждениях.

Значение образования для личности: непрерывное развитие личности, вариативность, индивидуальная образовательная траектория, самообразование.

Значение образования для общества: обеспечивает потребности развития общества и государства; закрепляет определенные нормы; придает обществу устойчивость.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *