какое значение имеет национальность в каких условиях ее роль увеличивается а в каких уменьшается

Какое значение имеет национальность? в каких условиях ее роль увеличивается а в каких уменьшается?

какое значение имеет национальность в каких условиях ее роль увеличивается а в каких уменьшается

Национальность- это принадлежность человека определённой нации. Национальность имеет очень важную роль в жизни человека и общества, так как каждый народ имеет свою историю развития, свои обычаи и традиции, которые соблюдаются по сей день. В настоящее время государство защищает людей различной национальности, устраняя из дискриминацию. Роль национальности увеличивается в той стране, где она существует и уменьшается с выходом за пределы данной страны, так как за ее пределами существует ещё множество народов со своим бытом и культурой.

какое значение имеет национальность в каких условиях ее роль увеличивается а в каких уменьшается

какое значение имеет национальность в каких условиях ее роль увеличивается а в каких уменьшается

Я Считаю что сила в том что ученные,проделывают разные эксперименты чтобы добиться точного ответа в чем-то. а Слабость что люди верят в народные приметы им всё равно что говорят ученные.

какое значение имеет национальность в каких условиях ее роль увеличивается а в каких уменьшается

какое значение имеет национальность в каких условиях ее роль увеличивается а в каких уменьшается

Нет, поскольку в силу пункта 4 части 8 статьи 11 ТК РФ трудовое законодательство не распространяется на лиц, работающих на основании гражданско-правового договора.

Для удовлетворения иска нужно в исковом заявлении нужно так же заявить требование о признании отношений в качестве трудовых на основании части 2 статьи 19.1 ТК РФ и оставить уже включенные требования в силу части 4 статьи 11 ТК РФ.
P.S. Как вариант не подавать новый иск, а заявить ходатайство об изменении основания иска (часть 1 статьи 39 ГПК РФ)

какое значение имеет национальность в каких условиях ее роль увеличивается а в каких уменьшается

В жизни общества одно из важнейших мест занимает экономическая сфера, то есть все то, что связано с производством, распределением, обменом и потреблением созданных трудом человека благ.

Под экономикой принято понимать систему общественного производства, процесс создания материаль­ных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития, а также науку, изучающую экономические процессы.

Экономика играет огромную роль в жизни общества. Она обеспечивает людей материальными условиями существования — продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребле­ния. Экономическая сфера — главная сфера жизни общества, она определяет ход всех происходящих в нем процессов.

Основным фактором производства (или основными ресурсами) является:

земля со всеми ее богатствами;

труд, зависит от количества населения и его образования и квалификации;

капитал (машины, станки, помещения и т.п.);

В течение многих столетий проблема — как удовлетворить многочисленные потребности людей — решалась путемэкстенсивного развития экономики, то есть вовлечения в хозяйство новых про­странств и дешевых природных ресурсов.

С развитием научно-технического прогресса стало ясно, что такой подход к использованию ре­сурсов исчерпал себя: человечество ощутило их ограниченность. С этого момента экономика разви­вается в основном интенсивным путем, подразумевающим рациональность и эффективность исполь­зования ресурсов. Согласно данному подходу человек должен перерабатывать имеющиеся ресурсы так, чтобы при минимуме затрат достигнуть максимального результата.

Источник

Социальная общность — это совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического процесса. Она представляет собой устойчивую совокупность людей, имеющих одинаковый образ жизни, общность социальных норм и ценностей.

Социальные общности складываются в ходе объективного общественного развития, совместной человеческой жизнедеятельности. Общности образуются на разной объективной основе: производственной, классовой, профессиональной. Особым критерием выделения социальной общности выступает этническая (национальная) принадлежность.

Этнос (этническая общность)это исторически возникший вид устойчивой социальной общности людей, представленный племенем, народностью, нацией. Признаками этноса выступают общность территории, на которой происходило взаимодействие людей и формирование общности, единый язык общения, культурное единство, проявляющееся в общих традициях, ценностях, религии, искусстве и т.д., единство хозяйственной деятельности и этническое самосознание, выражающееся в понимании единства своей общности и противопоставлении себя другим, «чужим» этносам.

Термин «этническая общность» близок к понятию «народ» в этнографическом смысле. Иногда им обозначают несколько народов, например, славянская этническая общность. Тем не менее понятие «народ» не имеет пока четкого научного определения. Им обозначают и население (российский народ), и нацию (русский, украинский и т.д. народ), и людей низших социальных групп (простой народ). На сегодняшний день в науке утвердилось мнение о существовании четырех исторических типах этноса — это род, племя, народность, нация.

Родэто основанное на кровном родстве объединение людей, ведущих общую хозяйственную деятельность, говорящих на одном языке и соблюдающих общие социальные нормы. Род (родовая община) — наиболее древняя этническая общность. Он возник в рамках первобытнообщинного строя и объединял более или менее близких родственников в их совместной хозяйственной деятельности и противостоянии силам природы.

По мере увеличения численности населения, перемещения и взаимодействия родов они стали объединяться в племена. Племя характеризуется общностью территории, доминирующим языком, более четко определенной организацией власти (вождь, совет старейшин и т.д.). Именно в рамках племенной организации активизируются процессы формирования властных структур и классообразования.

Усиление взаимодействия племен, их объединение в союзы, формирование властной управленческой верхушки приводит, в конечном счете, к образованию государства, которое, объединяя территории родственных племен, объективно способствует становлению народности.

Народность занимает большую, в отличие от племени, территорию. Государство, образуемое представителями той или иной этнической группы, может включать в себя и другие этнические образования. Так, восточнославянские племена объединились в древнерусскую народность со своей государственностью. В то же время в состав древнерусского государства входили представители и других этнических групп: финно-угорские племена, некоторые кочевые племена, осевшие на южных рубежах Руси, и др. В рамках древнерусского государства происходил процесс становления национального самосознания, особенно усилившийся с принятием христианства.

Становление народности — важный этап развития этноса. В то же время это неустойчивое образование. На определенном этапе развития феодальных отношений наступает период раздробленности, т.е. обособления окраин раннефеодального государства от центра. На территории ранее единого государства образуется масса мелких государств (княжеств, графств, герцогств и т.д.), население которых создает свои особые образцы культуры, диалекты языка, способы хозяйственного взаимодействия. По мере преодоления раздробленности, объединения ранее самостоятельных земель вокруг единого центра формируются единые централизованные государства, в рамках которых создается новый тип этноса — нация.

Нация исторически складывается на определенной территории на основе общности культуры, языка, экономических связей, государственности, развитого национального самосознания. Процесс становления наций проходил в разные исторические периоды. Формирование родственных русской, украинской, белорусской наций осуществлялось постепенно в XIV—XVII вв. в рамках разных государств. Затем они объединяются в единое российское государство. А германская и итальянская нации оформились только во второй половине XIX в. — после создания Германской империи и единого итальянского государства.

Принадлежность человека к той или иной нации обозначается термином «национальность». В многонациональном государстве она имеет большее значение даже в том случае, когда законом провозглашается принцип равенства наций.Титульная, т.е. более многочисленная нация, часто занимает — именно благодаря своей многочисленности — ведущее место в экономической и политической сферах. Однако современные демократические принципы, провозглашающие равенство наций, дают возможность самореализации и представителям национальных меньшинств.

В настоящее время межнациональные отношения разделяют на отношения между национальными государствами и отношения между нациями в рамках одного многонационального государства. В первом случае межнациональные отношения приобретают политическую окраску и неотделимы от внешнеполитической деятельности. Во втором случае межнациональные отношения могут сочетаться с религиозными, экономическими, социальными вопросами.

История знает немало примеров угнетения одной нации другой: украинцев и белорусов — поляками в период существования Речи Посполитой, ирландцев — англичанами, представителей балканских народов — турками и т.д. Россия всегда отличалась от других государств терпимым отношением к национальным меньшинствам. В нашей стране никогда не проводилось насильственной ассимиляции (поглощения одного народа другим) или насаждения доминирующей религии. Ограничения на национальной основе существовали до революции только по отношению к евреям, и то они носили, скорее, не национальный, а религиозный характер. Результатом взаимодействия народов России между собой сталааккультурация — усвоение элементов культуры другого народа при сохранении своего этнического своеобразия.

В мире и по сей день возникают конфликты на почве национальной неприязни. Причины их многообразны. Они могут быть связаны с несправедливым отношением одной нации к другой, с неравномерным распределением материальных и духовных благ, с дискриминацией (угнетением) или даже геноцидом (политикой уничтожения) национальных меньшинств. Не последнюю роль в развязывании национального конфликта играют предрассудки и стереотипы обыденного сознания людей.

Отметим лишь некоторые проблемы межнациональных отношений современного мира.

В настоящее время в США американские индейцы-аборигены проживают либо в городских гетто, либо в оставшихся в их владении резервациях, которые занимают 3 % континентальной части штатов. Наряду с индейцами коренными жителями страны являются мексиканцы. Их численность составляет по различным подсчетам от 10 до 13 млн человек. Они населяют главным образом территории тех штатов, которые были в разное время отторгнуты от Мексики: в Техасе, в Нью-Мехико, Аризоне, Калифорнии, Колорадо. Вследствие проводимой в США политики мексиканцы, проживающие на своей исконной земле, утратили реальную возможность использовать свой родной испанский язык в области просвещения и суда.

В течение тысячелетия не прекращается борьба за свои права валлийцев, шотландцев и ирландцев, населяющих Великобританию. Как известно, Уэльс потерял независимость с принятием Акта об унии 1536 г. С независимостью Шотландии также было покончено в результате принятия Акта об унии в 1707 г. Не менее драматична судьба Ирландии. С целью ослабления национально- освободительного движения эта страна была расчленена на две части, вследствие чего было создано карликовое государство Северная Ирландия, попавшее под власть британской короны. Борьба ирландцев за свою независимость продолжается и поныне, и только с помощью военной мощи и интриг в разжигании религиозной розни между католиками и протестантами центральному правительству удается удерживать Северную Ирландию в составе своих владений.

Остро стоит вопрос межнациональных отношений и в Канаде, состоящей из английской и французской (провинция Квебек) частей. Кроме того, в стране насчитывается около миллиона индейцев и метисов, которым отведены земли в резервациях и отдаленных северных районах. Политические силы Квебека в течение длительного времени ведут борьбу за отделение франкоговорящей провинции от Канады или предоставление Квебеку статуса автономии в рамках конфедерации, однако вопрос о признании Канады как двухнационального государства остается открытым.

Сложными остаются отношения фламандцев и валлонцев в Бельгии. Тревожат мировую общественность сообщения о фактах напряженности между басками и каталонцами в Испании. На Корсике усиливается движение за отделение ее от Франции. Долгие годы Африку раздирают межнациональные противоречия, выливающиеся в военные конфликты.

Опыт межнациональных отношений в индустриально-развитых странах показывает, что проблемы в этой сфере требуют постоянного внимания и заботы со стороны государства. Они периодически обостряются, иногда до антагонизмов, и тогда разрешаются через вооруженные конфликты и даже национально-освободительные войны.

В различных странах в настоящее время идет борьба за предоставление или расширение прав автономии той или иной нации или этнической группе, проживающей в среде более многочисленного этноса. В рамках западной демократии действуют партии, массовые общественные организации и движения, выступающие в защиту прав национальных меньшинств. Эти движения часто называются сепаратистскими, т.е. имеющими целью отделение от государства и создание своего национального государственного образования.

Идеального решения национального вопроса, возможно, не существует. Периоды относительно благополучных отношений между разными нациями в одном государстве могут смениться в связи с демографическими причинами, более быстрым ростом населения у ранее малой нации, у которой могут возникнуть потребности в увеличении территории проживания, в расширении представительства во властных структурах. В этих условиях возникает необходимость в корректировке государственной политики.

В то же время сейчас ни в одной стране в законодательстве нет положения о праве выхода какой-либо нации из состава государства. Раньше такое положение существовало в Конституции СССР, и оно было реализовано в 1991 г. В результате распада СССР за пределами России оказалась масса наших соотечественников, проживавших в бывших союзных республиках и оставшихся там на положении ущемленных в правах национальных меньшинств. Такая ситуация создала проблемы социального, экономического и политического характера. Многие семьи вынуждены были покинуть свое место жительства и переехать в Россию. До сих пор остро стоит проблема ущемления прав русского населения в Латвии, которая, несмотря на ее вступление в Европейское сообщество, продолжает проводить политику дискриминации.

Объектом политики выступают все нации и социально-этнические группы, но в качестве субъектов политики — лишь те из них, которые имеют возможность и способны участвовать в политике на уровне государства, т.е. способны переводить свои общенациональные интересы в организованную инициативу в деле обустройства государства, формирования и воплощения в жизнь его политики. Это участие в политике может осуществляться и непосредственно, и через само государство.

Наиболее эффективным выразителем интересов нации, как показывает опыт истории, выступает национальное государство. Но мононациональных государств на планете осталось мало, большинство — многонациональные. Некоторые из них до определенного исторического этапа своего развития оставались унитарными, где господствующими культурами были культуры государствообразующих наций. Вследствие революций или реформаторских преобразований некоторые нации и народности смогли получить государственность в рамках федеративного устройства.

Практика показывает, что федерация представляет цивилизованную, прогрессивную, жизнеспособную форму жизнедеятельности наций. Дробление же государств по национальному признаку противоречит интересам экономики, успешному решению глобальных экологических проблем и не согласуется с интересами государствообразуюших наций, положивших много сил на защиту безопасности своих государств, в том числе и проживающих в них малых народов. Однако новейшая история полна примеров борьбы различных национальностей за получение полной политической независимости или национальной автономии. Один из важнейших факторов, влияющих на процессы межэтнических отношений, на судьбу государств и международную политику, составляет этноцентризмуверенность в исключительной правоте своей национальной культуры и склонность к принижению культурных достижений других наций.

Несомненно, любая нация исключительна, потому что у нее особенный язык, особенные обычаи, особенная история, особенные традиции, особенная кухня и т.д. Эту исключительность следует даже рассматривать как положительное явление. Но выпячивание своей исключительности и отвергание всего, что не связано с собственной национальной культурой, несомненно, способствует национальной разобщенности и вражде.

Проявлением этноцентризма выступает национализмидеология и практика, направленные на разжигание межнациональной розни и вражды. Однако нельзя не согласиться с теми, кто считает, что национализм имеет различные значения, в том числе и положительное. В последнее время вполне справедливо словом «национализм» обозначают течение политической мысли, отражающее социальное движение патриотически настроенных людей, любящих свою нацию, в отличие от людей, равнодушных к судьбе своего народа и Отечества. Нельзя также отказывать в праве угнетенной нации бороться против своих угнетателей. В этих условиях национализм сплачивает нацию, формирует чувства патриотизма и гордости за свой народ, помогает организованной борьбе за свободу.

Тем не менее от понятия «национализм» следует отличать понятие патриотизм, которое представляет собой убеждения и социальные действия, в основе которых лежит чувство любви к своему Отечеству. Патриотизм — это любовь к малой и большой Родине, к семье, школе, родителям, близким и далеким предкам, создавшим своим трудом материальные ценности и отстоявшим в ратном деле родной язык и родную землю. Это — признание на словах и на деле равенства между всеми живущими в Отечестве людьми в соответствии с их заслугами перед народом. Патриотизм — это глубокое сопереживание внутренней и внешней политике государства.

Национализм в его положительных проявлениях — довольно редок. Чаще всего он порождает ненависть и вражду между народами. Национальная нетерпимость приводит к войнам, порабощению и истреблению людей. Крайней формой национализма выступает фашизмидеология и политика, которые не только провозглашают превосходство одной нации над другой, но и призывают к уничтожению «неполноценных» наций. Установление фашизма в качестве государственной идеологии привело, как известно, к развязыванию Второй мировой войны и огромным человеческим жертвам.

Чтобы предотвратить возникновение национальных конфликтов, современное государство должно гарантировать реализацию прав и свобод личности независимо от ее национальной принадлежности, способствовать повышению уровня политической куль туры граждан и противодействовать всем проявлениям этноцентризма.

1. Что такое этнос? Каковы его признаки?

2. Какие типы этноса существуют? Чем они отличаются друг от друга?

3. Какое значение имеет национальность? В каких условиях ее роль увеличивается, а в каких уменьшается?

4. В чем проявляются межнациональные отношения?

5. В чем состоят причины межнациональных конфликтов? Приведите примеры таких конфликтов.

6. Какую роль должно играть государство в преодолении национальных противоречий?

7. Что такое этноцентризм? Каковы его разновидности?

8. В чем сходство и различие национализма и патриотизма?

9. Сталкивались ли вы с проявлениями межнациональных отношений в своей жизни? В чем это проявлялось?

Источник

Какое значение имеет национальность в каких условиях ее роль увеличивается а в каких уменьшается

Подробное решение Параграф § 15 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Что такое нация? Как определяется национальность? Почему критикуют политику мультикультурализма?

Нация — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи.

Нация – исторически сложившаяся часть человечества, объединенная устойчивой общностью языка, территории, экономической жизни и культуры.

Национальность – принадлежность человека к определенной этнической общности людей, отличающейся особенностями языка, культуры, психологии, традиций, обычаев, образа жизни.

Мультикультурализм — политика, направленная на сохранение и развитие в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.

Мультикультурализм противопоставляется концепции «плавильного котла», где предполагается слияние всех культур в одну. В качестве примеров можно привести Канаду, где культивируется подход к различным культурам как частям одной мозаики, и США, где традиционно провозглашалась концепция «плавильного котла», но в настоящее время более политкорректной признана концепция «салатницы».

Мультикультурализм — один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры. Идея мультикультурализма выдвигается главным образом в экономически развитых странах Запада, где наблюдается значительный приток иммигрантов. В современной Европе Мультикультурализм предполагает прежде всего включение в её культурное поле элементов культур иммигрантов из стран «третьего мира».

Критики мультикультурализма утверждают, что в итоге получается полное разрушение многовековых культурных устоев, развитых культурных традиций, так как подобное смешение всегда ведёт к усреднению. По их мнению, если низкий уровень культурного развития мигрантов несомненно повышается, то высокий уровень культуры целевой страны мультикультурализма неизменно падает.

В 2010-е годы ряд лидеров европейских стран, придерживающихся правых, правоцентристских и консервативных взглядов, заявляли, что считают политику мультикультурализма в своих странах провалившейся.

Критики мультикультурализма могут стоять на позиции культурно-социальной интеграции различных этнических и культурных групп в соответ­ствии с существующими законами и ценностями страны. Помимо этого, критики могут настаивать на ассимиляции различных этнических и культурных групп, приводящей в итоге к единой национальной идентичности.

Вопросы и задания к документу

Из Конституции Российской Федерации.

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

1. Государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык.

2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

3. Российская Федерация гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Вопрос 1. Как в Преамбуле характеризуется народ, принявший данную Конституцию?

Многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Вопрос 2. В каких положениях Преамбулы отражено понимание нации в этническом значении этого слова?

Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальной принадлежности.

Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Вопрос 3. В чём выражается гуманистический подход к межнациональным отношениям, реализованный в данном документе?

Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

Вопрос 4. Какие проявления националистических взглядов запрещены в Конституции?

Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Вопрос 5. Чем можно объяснить утверждение русского языка в качестве государственного?

Государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык.

Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

Государственный язык — предусмотренный Конституцией страны язык, используемый в законодательстве, делопроизводстве и судопроизводстве. Это язык, на котором государственная власть общается с гражданами.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. В каких двух значениях используется понятие «нация»? Какие признаки характерны для гражданской нации?

Понятие «нация» используется сегодня в двух основных значениях. Первое связывает нацию с этносом. Греческое слово «этнос» означает «народ». Под этносом, по мнению ряда учёных, понимается исторически сложившаяся на определённой территории совокупность людей, обладающих общностью культуры, языка, а главное — сознанием своего единства.

Нация складывается в течение длительного времени в результате сближения, «сплавления» представителей различных (родственных и неродственных) племён и народностей. Естественно, что понятие «нация», призванное отразить сложнейшие общественные процессы, выкристаллизовывалось также достаточно долго.

В начале XX в. главными признаками нации считались общность языка, территории, экономической жизни, психологического склада. Современные учёные соглашаются с тем, что на этапе формирования нации эти признаки имеют большое значение. Вместе с тем единство нации может поддерживаться и общностью самосознания, духовных и культурных ценностей, а также исторической судьбы.

Наряду с этнокультурным есть и иное понимание нации. Под нацией понимается культурно-политическая общность граждан определённого государства. Помимо некоторых культурных факторов (языка), нацию в таком понимании связывает принадлежность к одному государству. Именно в этом значении используется понятие гражданская нация.

Употребляя понятие «нация», надо помнить об этих двух смыслах — этническом и общегражданском. В зависимости от контекста смыслы могут меняться. Например, в словосочетаниях «национальный гимн», «российский национальный оркестр» понятие «национальный» имеет общегражданский смысл, в словосочетаниях «национальная традиция», «национальный костюм» или «национальный танец» — этнический.

Вопрос 2. Что такое толерантность в межнациональных отношениях?

Толерантность в межнациональных отношениях — это не просто терпимость к другой нации, а готовность понять другое мнение, не навязывая своих принципов, взглядов, убеждений по отношении к нации; умение найти компромисс, поэтому происходит двухсторонний процесс.

Вопрос 3. Раскройте функции национального самосознания в формировании и сплочении в современной жизни нации.

Функции исторической памяти и национального самознания в формировании и сплочении в современной жизни нации заключаются в том, что нация понимает культурное наследие своих предков и пытается продолжить их деятельность, брать с них пример или, наоборот, остерегаться их ошибок. У члена национального социума развивается патриотизм. В связи со всеми этими процессами развиваются культурная деятельность и образование государства.

Вопрос 4. В чём заключается политика мультикультурализма? В чём вы видите её сильные и слабые стороны?

Мультикультурализм — политика, направленная на сохранение и развитие в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.

Мультикультурализм противопоставляется концепции «плавильного котла», где предполагается слияние всех культур в одну. В качестве примеров можно привести Канаду, где культивируется подход к различным культурам как частям одной мозаики, и США, где традиционно провозглашалась концепция «плавильного котла», но в настоящее время более политкорректной признана концепция «салатницы».

Мультикультурализм — один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры. Идея мультикультурализма выдвигается главным образом в экономически развитых странах Запада, где наблюдается значительный приток иммигрантов. В современной Европе мультикультурализм предполагает прежде всего включение в её культурное поле элементов культур иммигрантов из стран «третьего мира».

Критики мультикультурализма утверждают, что в итоге получается полное разрушение многовековых культурных устоев, развитых культурных традиций, так как подобное смешение всегда ведёт к усреднению. По их мнению, если низкий уровень культурного развития мигрантов несомненно повышается, то высокий уровень культуры целевой страны мультикультурализма неизменно падает.

В 2010-е годы ряд лидеров европейских стран, придерживающихся правых, правоцентристских и консервативных взглядов, заявляли, что считают политику мультикультурализма в своих странах провалившейся.

Критики мультикультурализма могут стоять на позиции культурно-социальной интеграции различных этнических и культурных групп в соответствии с существующими законами и ценностями страны. Помимо этого, критики могут настаивать на ассимиляции различных этнических и культурных групп, приводящей в итоге к единой национальной идентичности.

Вопрос 5. Каковы наиболее типичные причины межнациональных конфликтов?

История межнациональных отношений переполнена проявлениями неприязни, непримиримости, нередко приводившей к конфликтам, порой трагическим. И сегодня, к сожалению, межнациональные конфликты не ушли в прошлое.

В межнациональных столкновениях гибнут люди, уничтожаются материальные ценности. Причин тому много, и искать их следует не только в экономических проблемах, в безработице, в ухудшении экологической обстановки, в антидемократических законах и т. д. Особенно тяжёлые последствия вызывает подавление нации (ущемление прав людей по национальному признаку, преследование национальной религии, культуры, языка) или принижение её, пренебрежение национальными чувствами.

Национальные чувства очень уязвимы. По наблюдениям психологов, проявления национальной вражды вызывают у людей состояние глубокого пессимизма, отчаяния, безысходности. Сознательно или бессознательно они ищут поддержку в национально близкой среде, полагая, что именно в ней обретут душевное равновесие и защиту. Нация как бы уходит в себя, замыкается.

История свидетельствует, что в таких случаях нередко возникает желание найти виновного во всех бедах. А поскольку их глубинные причины часто остаются скрытыми от массового сознания, то главным виновником чаще всего представляются люди другой национальности, проживающие на данной или соседней территории. Постепенно складывается «образ врага» — опаснейшее социальное явление. (Подумайте над этими явлениями, сделайте выводы.)

Вопрос 6. В чём опасность национализма?

Разрушительной силой может стать и националистическая идеология. Национализм по-разному проявляет свою социально-политическую направленность. Так, движения, связанные с идеями национализма, возрождения своей нации, сыграли немаловажную роль в антиколониальной борьбе народов Америки, Африки, Азии.

Однако, как свидетельствует исторический опыт, особенно опыт XX в., национализм из идеологии и политики борьбы против национального угнетения всё чаще превращается в утверждение словом и делом превосходства и даже исключительности «своей» нации.

Своё крайнее выражение политика национализма получила в странах с фашистскими режимами. Человеконенавистническая идея «расового превосходства», искоренения «неполноценных» рас и народов вылилась в практику геноцида — истребления целых групп населения по национальному признаку.

Вопрос 7. В чём суть гуманистического подхода к этническим проблемам?

В толерантности, терпимости. Признании того, что у людей есть право жить по законам своего этноса, если это не противоречит условиям общежития и взаимоотношений с прочими этносами.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Как вы считаете, затрагивает ли проблема межнациональных отношений каждого из нас? Ответ аргументируйте.

Затрагивает. Даже, если вы исключили для себя общение с инородцами, то, хотя бы, своим детям вы обязаны объяснить «кто есть кто», предупредить о возможных, вероятных негативных последствиях общения с теми, или иными представителями других национальностей.

Людей много и проблема совместного проживания разных людей будет существовать всегда.

Вопрос 2. Учёные утверждают: агрессивный национализм характерен для малообразованных слоёв населения и часто является способом самооправдания собственной неспособности к политическому мышлению. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Свой ответ подкрепите конкретными историческими примерами.

Агрессивный национализм характерен не только для малообразованных слоев населения, но и для тех, кто взял на вооружение нацистскую идеологию. Причем в случае агрессивности малообразованных слоев населения их агрессия носит характер кратковременной вспышки, ибо им некогда агрессивничать так как заняты насущными проблемами. Если же целая нация вооружается агрессией, объявляя себя богоизбранными или арийцами, то в этом случае агрессию можно остановить лишь кардинальными и решительными действиями.

Вопрос 3. В тексте Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» прочтите пункт 1 ст. 1. Подготовьте ответы на вопросы: 1) что согласно закону следует понимать под: а) экстремистской деятельностью, б) экстремистской организацией, в) экстремистскими материалами? 2) Какие действия в сфере национальных и межнациональных отношений закон относит к экстремистской деятельности?

1) экстремистская деятельность (экстремизм):

• насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

• публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

• возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

• пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

• нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

• совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

• пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;

• публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

• публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

• организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

• финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *