какое значение имеет наличие прочных гигиенических навыков ребенка в охране его здоровья
Значение гигиенических навыков ребенка в охране его здоровья.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Значение гигиенических навыков ребенка в охране его здоровья.
Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. От знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
Навык формируется за счёт постоянного, постепенного и поэтапного повторения тех или иных действий. Поэтому их правильное формирования будет эффективно, лишь в том случае если дома и в дошкольном учреждении взрослые будут подкрепляет их своим поведением.
Необходимо разъяснять детям вред привычек держать во рту мелкие предметы, грызть карандаши и ручки (они могут попасть в горло, дыхательные пути) что очень опасно.
Вредная привычка втягивать слизь из носа в глотку и полость рта (шмыгая носом) довольно распространена у детей при насморке и гайморите ведёт к попаданию инфекции в среднее ухо и его воспалению.
Выделяют три основные категории навыков и привычек, которые необходимо воспитывать в первую очередь: гигиенические навыки (приём пищи, умывание и мытьё рук, пользование горшком, ежедневно чистить зубы, а после еды полоскать рот кипячёной водой, причёсываться и т.п.).; навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим взрослым и детям); навыки элементарного самообслуживания (посильная самостоятельность).
Привычки личной гигиены всегда тесно связано со здоровьем ребёнка: есть только мытые фрукты и овощи, не есть пищу упавшею из тарелки, делать утреннюю гимнастику, содержать тело в чистоте, пользоваться носовым платком и т.д.
Значение культурно-гигиенических навыков в жизни вашего ребёнка
Людмила Козырева
Значение культурно-гигиенических навыков в жизни вашего ребёнка
Значение культурно гигиенических навыков в жизни вашего ребёнка.
Особое значение в организации самообслуживания имеет соблюдение в жизни детей твердо установленного режима,последовательное проведение бытовых процессов: умывания, одевания, еды. Четкий, размеренный распорядок жизни – это одна из тех культурных привычек, которую нужно воспитывать у ребенка с самого раннего детства. Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно-гигиенических навыков. Эти навыки одна из составляющих культуры поведения в быту.
Условно культурно-гигиенические навыки делятся на 4 группы:
1. навыки чистоты тела и личной гигиены;
2. навыки культуры еды (пользование приборами, обращение с пищей);
3. бережное обращение с вещами личного обихода;
4. соблюдение чистоты и порядка в окружении человека.
Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. От знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте.
Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию. Самообслуживание является трудом, направленным на обслуживание самого себя. Оно приучает к самостоятельному удовлетворению личных потребностей, учит заботиться о себе, следить за своим внешним видом. В результате дети начинают чувствовать себя равноправными членами коллектива, бережнее относится к вещам, приучаются к систематическому труду.
Самообслуживание – это овладение элементами трудовой деятельности как продолжения развития предметных и продуктивных видов деятельности ребенка, что делает общественно значимыми для него предметные действия. При овладении навыками самообслуживания, обеспечивающими бытовую самостоятельность, ребенок без помощи взрослого может самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, пользоваться туалетом. Появление элементов трудовой деятельности играет большую роль в усвоении ребенком с ограниченными возможностями здоровья опыта действий с предметами, способствуя пониманию роли каждого отдельного действия и их логической последовательности.
Освоение культурно-гигиенических навыков влияет не только на игровую и трудовую деятельность, но и на взаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками. Освоение культурно – гигиенических навыковдает возможность сравнить себя с другими детьми: лучше или хуже я умею это делать? Так через сравнение себя с другими складываются предпосылки для формирования самооценки, осознания своих возможностей и умений, а также предпосылки для самоконтроля. При выполнении бытовых процессов ребенок наблюдает, сравнивает, анализирует, устанавливает причинно-следственные связи. Он задумывается над тем, куда делось мыло, ведь сначала был большой кусок, а через некоторое время стал совсем маленький, почему вода смывает пену и грязь с рук, как с помощью вилки можно разделить котлету пополам, куда пропадает сахар в чае, почему высох мокрый платок и т. д.
Первоначально ребенок замечает причинно-следственные связи с помощью взрослого, который, задавая вопросы и поясняя, обращает на них внимание ребенка. Важно, чтобы вопросы и пояснения, адресованные самым маленьким, были включены в конкретную ситуацию. При этом следует опираться на опыт ребенка.
В период раннего детства складывается такое личностное новообразование, как сознание своего «Я». Это выражается в том,что малыш начинает называть себя в первом лице: «Я сам». За этим стоит осознание собственной активности, отделение результата своих действий от самих действий. Культурно-гигиенические навыки направлены на самого ребенка. Выполняя санитарно-гигиенические процедуры, ребенок познает самого себя. У него формируется представление о собственном теле. При одевании и умывании, ребенок, рассматривая свое отражение в зеркале, приходит к пониманию некоторых изменений,происходящих в нем самом в ходе бытового процесса: лицо из грязного, превратилось в чистое, волосы из растрепанных стали красиво причесанными.
Ребенок начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок, у ребенка формируется потребность в чистоте и опрятности. Обуваясь, ребенок рассматривает свои ножки, надевая перчатки – ручки, завязывая бантик или шарфик – свое лицо. При одевании, умывании ребенок видит свое отражение в зеркале, замечает происходящие в нем изменения. Овладение культурно-гигиеническими навыками совпадает еще с одной линией психического развития – развитием воли.
Ребенок еще ничего не умеет делать, поэтому всякое действие дается с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Воспитатель это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребенку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия,то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: «застегните», «завяжите», «оденьте». Но для того, чтобы что-то получилось нужно приложить волевые усилия.
Освоение культурно-гигиенических навыков связано также с этическим развитием детей. С возрастом, по мере овладения культурно-гигиеническими навыками ребенок осознает правила поведения, которые их определяют. И такие правила начинают регулировать действия ребенка, управлять им. То есть поведение ребенка становится произвольным. Он сдерживает свои непосредственные чувства и стремления, подчиняет свои действия ранее поставленной цели, может отказаться от желаемого, если этого требует общественное правило поведения.
Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т. е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания. Для эффективного гигиенического воспитания большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом. К числу основных условий успешного овладения культурно-гигиеническими навыками относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых.
Культурно-гигиенические навыки являются важной составляющей частью культуры поведения. Воспитатели должны постоянно помнить, что, прививая в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, параллельно влияют на многие психические процессы в развитии ребёнка. При этом необходимо учесть, что это потребует от них большого терпения и понимания.
Таким образом, в воспитании дошкольников большое место занимает развитие социально-бытовых навыков, связанных с самообслуживанием, соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в групповой комнате. Этот труд, как никакой другой, дает возможность воспитать у детей аккуратность, самостоятельность, трудолюбие, бережное отношение к вещам.
«Маленький Мойдодыр» как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей Наблюдая за детьми, часто замечала, что выходя из туалета или перед едой дети забывают мыть руки. Они моют чаще после напоминания воспитателя.
Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста (видео) Почти полтора месяца мы пробыли в самоизоляции. Конечно, назвать это время лёгким нельзя. Пришлось искать новые формы и приёмы работы с.
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действия Культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте, пока нервная система еще пластична, а действия, связанные с приемом пищи,.
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы. Актуальность проекта. Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной.
Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков «Где прячется здоровье?» Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков на тему «Где прячется здоровье» Цели и задачи: 1. Закрепить знания детей.
Мастер-класс с педагогами «Привитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников» Мастер-класс по теме: «Привитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников» Цель: обобщить знания педагогов ДОУ о привитии и воспитании.
Перспективное планирование «Формирование культурно-гигиенических навыков» в старшей группе (февраль — май) ФЕВРАЛЬI неделя Тема: «Как умываются животные» Цель: Продолжать учить детей правильно мыть руки и умывать лицо. Воспитывать наблюдательность.
Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» С раннего детства нужно прививать ребенку навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Если ребенка постоянно.
ЧТОБЫ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ – НАДО БЫТЬ ЧИСТЫМ!
Личная гигиена – совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья.
Обучение дошкольников гигиене – задача не только родителей, но и воспитателей, поэтому желательно обеспечить полную согласованность требований учреждения дошкольного образования и семьи ребенка.
Гигиена детей: режим дня
Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения и личной гигиены. Режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, предохраняя нервную систему детей от переутомления.
Умывание – первый этап гигиены дошкольников
Детям должно быть удобно и приятно умываться: высота умывальников должна соответствовать росту малышей
Правила мытья рук
Гигиена полости рта у дошкольников
Чтобы предупредить заболевание и разрушение зубов, надо приучить детей после еды полоскать рот теплой водой.
С 3-4-летнего возраста детей надо приучать чистить зубы правильно: верхние зубы – сверху вниз, нижние – снизу вверх с наружной и внутренней сторон.
Рекомендуется постепенно приучать детей к твердой пище, при ее пережевывании усиливается работа челюстных мышц. Но грызть орехи детям не следует – можно испортить зубы.
Не реже двух раз в год детей необходимо показывать зубному врачу.
Пользование носовым платком – основа гигиены детей
В кармане у дошкольника всегда должен быть чистый носовой платок. С самого начала второго года жизни можно приучить ребенка к платку.
Важно научить детей правильно сморкаться, зажимая одну ноздрю, иначе слизь вместе с микробами может проникнуть в барабанную полость и вызвать воспаление среднего уха. Обучать этому нужно осторожно, не зажимая ребенку нос слишком сильно.
Купание как элемент гигиены
детей дошкольного возраста
Купание и умывание должны быть приятны малышу. Температура воды (как при всех общих водных процедурах) вначале должна быть близкой к температуре тела. К концу приема душа ее можно снизить на 2 °С по сравнению с первоначальной, потом опять повысить и снова снизить. Необходимо, чтобы после душа или умывания ребенок вытерся насухо.
Ноги надо мыть не только перед ночным сном (даже если общая водная процедура противопоказана), но и перед дневным. Особенно важно соблюдать это правило летом.
Гигиена волос и ногтей у детей
Дошкольникам нужно подстригать волосы, чаще их мыть, причесывать не реже двух раз в день. Девочкам, у которых длинные волосы, можно завязывать их небольшими бантиками или заплетать в косички. В детском саду, как и дома, у каждого малыша должна быть своя расческа. Расчески еженедельно моют щеткой с мылом.
Дошколята не способны сами ухаживать за ногтями. Их подстригают взрослые, но ребенок может сам вычищать грязь из-под ногтей щеточкой.
Гигиена детей: приучение к опрятности
Необходимо следить за чистотой и опрятностью одежды и обуви малыша. Уже на третьем году жизни это должно стать предметом заботы самого малыша. Даже если он еще не в состоянии заметить непорядок в одежде или обуви, он должен привыкать устранять его – самостоятельно или с помощью взрослых. Запачкалась рубашка или платье – нужно принести чистые и переодеться, промокли ботинки – необходимо переобуться.
Если с раннего возраста обращать внимание малыша на неопрятность – через некоторое время он начнет ощущать потребность в чистоте.
Воспитать у малыша привычку быть чистым и опрятным несложно. Главное – делать это последовательно. Также нужно помнить, что дети особенно склонны к подражанию, поэтому большую роль в формировании навыков играет личный пример взрослых.
Значение формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
Екатерина
Значение формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у детей полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Гигиеническое воспитание – основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.
Привитие культурно-гигиенических навыков должно идти непрерывным воспитательным процессом. Другим обязательным условием формирования культурно- гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения.
В Программе в первой младшей группе в разделе по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков стоят такие задачи,как :
— под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки, насухо вытирать лицо и руки полотенцем;
— с помощью взрослого приводить себя в порядок;
— учить держать ложку в правой руке;
— обучать порядку одевания и раздевания: в определенном порядке снимать, вешать свои вещи и в определенном порядке одевать их.
Вторая младшая группа:
— продолжать правильно пользоваться мылом, полотенцем, расческой и носовым платком;
— формировать элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой, не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
— продолжать воспитывать привычку следить за своим внешним видом, самостоятельно умываться по мере загрязнения, перед едой, после пользования туалетом;
— приучать детей при кашле и чихании отворачиваться. Прикрывать рот и нос носовым платком;
— учат детей быстро и аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места, опрятно убирать постель.
— правильно пользоваться вилкой и ножом, есть бесшумно, сохраняя правильную осанку.Подготовительная группа: В программных задачах добавляется чистка зубов, мытье ног перед сном и следить за чистотой одежды и обуви.
Задач по формированию навыков и умений пользоваться столовыми приборами, посадка за столом и прием пищи не стоят, так как эти навыки должны к подготовительной группе быть уже сформированы и только в индивидуальных напоминаниях и беседах, с детьми, которые по разным причинам не выполняют определенные требования, нарушают дисциплину за столом или в умывальной комнате, воспитатель или помощник воспитателя проводит работу.
Конечно, трудно с большим количеством детей быстро добиться результатов, но каждодневная целенаправленная работа, постепенно дает свои результаты.Нужно использовать в работе многократные беседы с детьми перед одеванием на прогулку: как мы будем сейчас одеваться, что вначале, что потом. Если есть помощник воспитателя и в раздевалке мало места, то можно использовать одевание по подгруппам или в группе. Пошли и взяли только колготки, одели, затем только брюки, а потом кофты. Да это по времени намного длительнее, но на это стоит потратить две недели, а когда дети самостоятельно и без подсказок начнут последовательно одеваться, то можно переходить в раздевалку и не по подгруппам, а всей группой.
А когда ребёнок осваивает что-то новое для него, хотя для взрослого порой это пустяк, для ребёнка же это открытие законов жизни, то каждодневная тренировка в дальнейшем организовывает каждого ребёнка и всю группу. Что бы это у детей отложилось в памяти, вошло в привычку, то в дальнейшем не будет возникать таких проблем, что кто-то еще в носках, а кто-то вытащив все вещи одел шапку и больше ничего. Одевание на прогулку постепенно сокращается по времени, дети меньше перепариваются и следовательно, меньше болеют. Но в любом случае останется небольшое количество детей, к которым как обычно нужен индивидуальный подход в силу своеобразного характера, воспитания, упрямства. Такие дети нуждаются в контроле постоянно.
Во время умывая детей, нужно показывать, как правильно намыливать руки, как смывать мыло, а затем, как нужно отжать руки в раковину и только после этого идти их вытирать. И на полу, не будет ни каких брызг и капель и нянечке будет легче, не нужно будет вытирать огромные лужи. Так же и за столом. Перед тем, как сесть напомнить правила поведения за столом, можно детям напомнить сказку про то, как петушок подавился зернышком, как правильно держать вилку или ложку.Соответственно должна соблюдаться полная сервировка стола: ложки, вилки, блюдца, салфетки и скатерти. Во время приема пищи, воспитатель не должен есть вместе с детьми, а должен следить за тем как едят дети. Напоминать, что ложку нужно взять снизу, указательный и большой сбоку, а средний, безымянный и мизинец поддерживают снизу. И если ребёнок с яслей постепенно освоит правильное обращение со столовыми приборами, то и карандаш и ручку он никогда не зажмёт в кулак, так как это уже будет выработана правильная привычка. Следовательно, и технические навыки владения карандашом и качество рисунка будут высокими. Локти должны быть прижаты к туловищу, следить, чтобы ребенок наклонялся над тарелкой. Учить детей доедать суп, наклонив тарелку немного от себя. А кушая второе блюдо, нужно показать, что вилка держится с верху, прижимается указательным пальцем и ребенок должен уметь набирать на вилку пищу, помогая не рукой, а кусочком хлеба. При этом напоминать, что пережевывать пищу нужно с закрытым ртом, не крутясь. Если детям тяжело освоить, как правильно держать столовые приборы и воспитатель на протяжении долгого времени вкладывает в руку ребенка прибор, а он опять берет его в кулак, то допустимо сесть с детьми за один стол, взять правильно ложку или вилку и показывать на своем примере, как надо пользоваться столовыми приборами. И вообще недопустимо, когда есть помощник воспитателя, а отсутствует скатерть, блюдце, вилка, салфетка. Второе блюдо накладывается и подаётся ребёнку только после того, когда он съел первое блюдо, чтобы ребёнок ел не холодную, остывшую пищу. Детей со средней группы следует учить культуреповедения за столом во время еды: съев первое не кричать, а моча поднять руку и ждать второго блюда. Тарелку из-под первого ставить на свободное место, а следующий ребёнок должен поставить свою тарелку в его, и так стопочкой, чтобы на столе было аккуратно. Ребёнок, который сидит ближе всего к тарелкам по правилам этикета должен приподнять ложки в тарелке, дав возможность соседу поставить свою тарелку в общую стопку. Так постепенно вырабатывается чувство коллективизма и взаимопомощи.
Взрослым порой кажется, что это всё просто и элементарно и вроде бы нас никто этому не учил, но мы, то как педагоги должны понимать, что каждый день ребёнок что-то познаёт новое, чему-то учится, что-то закрепляет и пусть это знания элементарные, но и эти простые законы жизни, правила поведения нужно ему освоить, чтобы они вошли в привычку и желательно всё это делать вовремя, в свой положенный срок, который определён «Программой воспитания и обучения в детском саду»,чтобы с возрастом ребёнок мог правильно развиваться дальше. А переучивать это всегда труднее и ненужно требовать от ребёнка то, чего он и не знает, только потому, что его вовремя никто не научил и не исправил, спохватившись, что он уже большой и должен сам всё уметь. Требовать нужно только тогда, когда вложил все свои силы, умения, знания и старания.
Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста» Консультация для родителей «Формирование культурно – гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста» Уважаемые родители, не.
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста ГН важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности,содержания в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована.
Лэпбук «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» Культурно-гигиенические навыки — очень важная часть культуры поведения человека. Опрятность, содержание в чистоте лица, тела, прически,.
План-конспект родительского собрания «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» Программное содержание : Цель: формировать у детей и родителей культуры здоровья. Задачи: формировать у родителей представления о воспитании.
Практические упражнения для формирования культурно-гигиенических навыков Практические упражнения для формирования культурно-гигиенических навыков «Водичка, водичка, умой мое личико!» Цель. Вызвать у детей положительный.
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически,.
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Одним из важных факторов здоровой личности.