какое значение имеет маркировка антицеллюлитной косметики фирминг
Требования к маркировке парфюмерно-косметической продукции
Парфюмерно-косметическая продукция – предназначена для наружного применения с нанесением на определенные участки тела человека, с целью очищения, изменения внешнего вида, придания приятного запаха и поддержания тела в нормальном функциональном состоянии.
Давайте попробуем разобраться, что же относится к парфюмерным средствам, а что к косметическим. И так:
-духи (жидкие концентрированные, твердые и сухие);
-средства для ухода за кожей (крема жидкие и густые, лосьоны, маски, детские крема, мыла, гели для душа и т.д.);
-средства для бритья и ухода за кожей до и после бритья (пенки, лосьоны, бальзамы для и после бритья);
-средства для ухода за волосами (бальзамы, кондиционеры, шампуни, гели, маски, краски, лаки, пенки и т.д.);
-средства для ухода за губами (лечебные гигиенические помады, бальзамы, маски и т.д.);
-средства для ухода за полостью рта и зубами (зубная паста, бальзамы, гели, порошки и т.д.);
-средства для ухода за интимными областями (гели, салфетки для интимной гигиены и т.д.).
Декоративные средства (помада для губ, карандаши, подводка и тушь для ресниц, тени для век, пудра, тональные крема, эмали и лаки для ногтей, средства для снятия лака, средства для снятия макияжа и т.д.).
Прочие косметические изделия (дезодоранты, крема от загара, масла для загара, пена для ванн, бомбочки и соли для ванн, средства от насекомых и т.д.).
Выбирая парфюмерные или косметические средства, нужно быть предельно внимательными и осторожными, чтобы оградить себя от проблем, связанных с продукцией ненадлежащего качества.
Безопасность парфюмерно-косметической продукции – обеспечивается совокупностью свойств и характеристик парфюмерно-косметической продукции, которые обеспечивают отсутствие вредного воздействия парфюмерно-косметической продукции на потребителя при ее использовании в соответствии c назначением и способом применения в течение срока годности.
Вся необходимая и достоверная информация о парфюмерно-косметических изделиях должна предоставляться в наглядной и доступной форме.
Информация должна быть представлена непосредственно с изделием, текстом или маркировкой на упаковке (потребительской таре), этикетке, контрэтикетке, ярлыке, открытке, листе-вкладыше способом, принятым изготовителем. Текст наносят на русском языке.
Возможно по усмотрению изготовителя дополнительное нанесение текста информации на государственных языках субъектов Российской Федерации, родных языках народов Российской Федерации, а также на иностранных языках.
Маркировка парфюмерно-косметической продукции должна содержать следующую информацию:
— наименование, название (при наличии) парфюмерно-косметической продукции.
Наименование может включать название изделия, соответствующее нормам русского языка. При наличии отличительных свойств изделия (например «гель для укладки волос», «тальк для тела», «карандаш для глаз», «ополаскиватель для рта» и др.). Изготовитель несет ответственность за использование в наименовании парфюмерно-косметического изделия таких терминов, как например: «от перхоти», «увлажняющий», «солнцезащитный», «от морщин», «противокариесная», «устраняет запах пота», «водостойкая», «длительного действия», «изготовлен только из природного сырья», и других, характеризующих потребительские свойства и эффективность изделий. Не допускается использовать в названии или наименовании парфюмерно-косметической продукции слова «Спирт».
— назначение парфюмерно-косметической продукции, если это не следует из наименования продукции;
— косметика, предназначенная для детей, должна иметь соответствующую информацию в маркировке;
— наименование изготовителя и его местонахождение (юридический адрес, включая страну);
— страна происхождения парфюмерно-косметической продукции (если страна, где расположено производство продукции, не совпадает с юридическим адресом изготовителя);
— номинальное количество (объем или масса) продукции в потребительской таре, за исключением парфюмерно-косметической продукции номинальной массой менее 5 г, или номинальным объемом менее 5 мл, или пробника парфюмерно-косметической продукции;
— цвет и/или тон (для декоративной косметики и окрашивающих средств);
— массовую долю фторида для средств гигиены полости рта, содержащих соединения фтора;
— срок годности: дата изготовления (месяц, год) и срок годности (месяцев, лет);
— описание условий хранения в случае, если эти условия отличаются от стандартных;
— особые меры предосторожности (при необходимости);
— номер партии или специальный код, позволяющие идентифицировать партию парфюмерно-косметической продукции;
— сведения о способах применения парфюмерно-косметической продукции, отсутствие которых может привести к неправильному использованию потребителем парфюмерно-косметической продукции;
При этом, списку ингредиентов должен предшествовать заголовок «Ингредиенты» или «Состав». Ингредиенты указывают в порядке уменьшения их массовой доли в рецептуре, при этом парфюмерную (ароматическую) композицию указывают как единый ингредиент без раскрытия ее состава.
Ингредиенты, присутствующие в форме наноматериалов, должны быть четко указаны в списке ингредиентов с указанием после их названия в скобках слова «нано» или «nano» в случае указания ингредиентов в соответствии с международной номенклатурой косметических средств (INCI).
Владея вышеуказанной информацией, Вы сможете выбрать парфюмерно-косметическу продукцию необходимую именно Вам с минимальной вероятностью приобретения продукции ненадлежащего качества.
Антицеллюлитный крем ISME Shape Firming Herbal Cream с чили перчиком, 120 гр.
Антицеллюлитный ISME Shape Firming Herbal Cream способствует уменьшению объёмов проблемных мест путем расщепления жировых клеток, образующих эффект «апельсиновой корки», улучшает кровообращение и отток лимфы, укрепляет стенки кровеносных сосудов и ускоряет обменные процессы в коже.
В наличии (может быть предзаказано)
Антицеллюлитный горячий крем Shape Firming Herbal Cream от компании ISME содержит экстракты дикоростущих тайских трав, имбирь, чили, черный перец, морские водоросли и витамин Е. Крем ISME Shape Firming способствует уменьшению объёмов проблемных мест путем расщепления жировых клеток, образующих видимый целлюлит, улучшает кровообращение и отток лимфы, укрепляет стенки кровеносных сосудов и ускоряет обменные процессы в коже. Кожа разглаживается, становится упругой, земетен эффект разогрева кожи при применении крема.
Способ применения: Нанесите крем для похудения на очищенную после скраба или пилинга кожу, предварительно разогретую (растиранием, например) в области проблемных мест. Массажными движениями, указанными на картинке втирайте крем в кожу до полного впитывания. Не смывайте. Используйте два раза в день- утром и вечером. Для быстрого получения результата рекомендуется сочетать со здоровым питанием, массажем и спортивными упражнениями. Применяйте антицеллюлитный крем с осторожностью, крем довольно жгучий, рекомендуем провести предварительный тест на небольшом участке кожи.
Противопоказания: индивидуальная непереносимость, чувствительная кожа, беременность, период лактации.
Основные ингредиенты: экстракт имбиря, перец чили, морские водоросли, витамин Е, кофеин, ментол, глицерин, олеорезин капсикум (экстракт из жгучих сортов кайенского перца), цетеариловый спирт, касторовое масло, коллаген.
Контрактное производство
Косметических средств, БАД к пище, фасовка пищевой продукции.
Маркировка профессиональной косметики при фасовке и упаковке
«Съешь меня, выпей меня» (с) Ч. Л. Доджсон
Маркировка косметической продукции производится различными способами путём нанесения информационного текста для потребителя в виде закодированных или незакодированных текстовых надписей, а так же цифровых, цветовых или иных графических обозначений на упаковку, называемую потребительской, с учетом требования 5-ой статьи 9-го пункта ТР ТС-009-2011.
В этой статье мы постараемся указать подробно всю информацию, которая должна быть нанесена на упаковку косметических средств, во избежание приобретения фальсифицированного продукта и имеющего потенциальную опасность для своего здоровья и близких нам людей.
На первый взгляд приведенная ниже информация может показаться «сухой» и сводом неких скучных правил, однако зная эти правила, мы сможем обезопасить и сохранить свое здоровье, мы постараемся комментировать каждый пункт.
Нанесенная маркировка при производстве парфюмерно-косметической продукции должна отвечать на многие вопросы и поэтому должна содержать определённую информацию:
Зачастую на упаковке косметики можно увидеть такую информацию «Изготовлено по Заказу» где указано две разные организации. В данном случае не стоит опасаться, что продукт произведен по различного рода не законным схемам, в сфере производства парфюмерно-косметических средств достаточно широко распространена практика контрактного производства, при котором производитель является одна Компания, а владелец бренда – заказчик другая Компания.
После того как мы ознакомились с обязательной наносимой информацией маркировки косметической продукции разберемся куда и как наносится выше перечисленная информация для потребителя.
Как мы уже знаем при производстве и дальнейшей фасовке косметической продукции используется первичная и вторичная упаковка, которая согласно требованиям ТР ТС 009-2011 и подвергается маркированию.
Маркировка всей упаковки осуществляется специализированной техникой и наносится различными способами в зависимости от типа упаковки, например на спаечный шов тубы тубозапаячной машиной; на этикетку, которая в дальнейшем наклеивается на банку, флакон и т.д., также сама этикетка как и вторичная упаковка является носителем маркировки поскольку на них уже нанесена графическая и текстовая информация различного рода: название, область применения, состав. При маркировке специализированной техникой – каплеструйным принтером, как правило, наносится информация о дате производстве, срока годности и номера партии.
Символы и значки на упаковке и этикетке косметики
При покупке косметических средств, мы в первую очередь изучаем содержимое этикетки. Здесь мы находим всю интересующую на информацию: дату изготовления, сроки годности, рекомендации по использованию, состав и другие данные.
Кроме основной информации, которая является обязательной, на этикетке и упаковке могут присутствовать дополнительные символы и знаки. Одни из них для нас известны, а другие вызывают вопросы. Что они означают?
Знаки соответствия
Знак «EAC»
Наличие такого знака на упаковке или этикетке говорит о том, что косметическая продукция прошла все процедуры оценки соответствия ТР Таможенного Союза. Он был утвержден в 2011 году, и заменил всем известный знак Ростеста. В соответствии с действующими правилами, вся косметическая продукция должна получить свидетельство о государственной регистрации или декларацию соответствия.
Стоит добавить, что это единственный обязательный знак, который должен присутствовать на товарах, которые продаются на территории стан, являющихся членами Таможенного Союза.
Знак Ростеста
Знак говорит о том, что данная косметическая продукция сертифицирована и соответствует всем стандартам, и получила сертификат соответствия. Его можно увидеть на продукции, которая проходит обязательную сертификацию, а также на той, что прошла добровольную сертификацию. Производители проходят дополнительную сертификацию для того, что бы выделить свои товары на фоне конкурентов, подтвердить их качество, и соответственно завоевать внимание покупателей.
Знаки сроков годности продукции
Баночка с цифрами
Вы встречали косметические средства, на который есть значок открытой баночки с цифрами? Встречается он не очень часто. Символ этот означает срок хранения косметики после вскрытия упаковки.
Знак очень важный, ведь часто на этикетке содержится информация о сроке годности, а вот, сколько можно пользоваться средством после вскрытия, указывают не всегда. Мы пользуемся косметикой, вроде и срок годности не истек, а она поменяла цвет, после ее применения появляются высыпания. Это говорит о том, что вещества входящие в средство, после вскрытия баночки могут окисляться и становится токсичными.
Песочные часы с датой
Такой знак можно встретить на косметической продукции Евросоюза. Это изображение минимального срока годности, то есть даты до окончания которой косметика является безопасной для потребителя.
Информационные знаки
Графическое изображение руки на открытой книге
Наличие этого знака сообщает потребителю о том, что на данный товар есть дополнительная информация, с которой нужно ознакомиться перед использованием. Чаще всего такой символ размещают на упаковке товара, используя который необходимо соблюдать осторожность.
Знак, изображающий зеркало и расческу
Встречается только на косметике и соответственно означает, что тара предназначена именно для этого вида продукции.
Знаки экологичной упаковки
Значок лист Мебиуса
Является символом вторичной переработки. Наличие такого значка говорит о том, что упаковка для косметики выполнена из переработанного сырья или то, что упаковку можно повторно переработать. Но, стоит учитывать, что добросовестность производителей при нанесении этого знака не контролируется никакой организацией. Поэтому нанести его может кто угодно. Другими словами наличие значка в виде листа Мебиуса ни о чем не свидетельствует. Иногда производители используют его в качестве дополнительной рекламы – ведь среди покупателей много тех, кто заботится о защите окружающей среды.
Знак в виде треугольника из трех стрелок
Такой знак наносят на изделия, которые изготовлены из пластика и поддаются промышленной переработке. В середине треугольника стоит цифра, а внизу буквенное обозначение материала из которого изготовлена упаковка. Такая маркировка косметических средств облегчает сортировку использованной тары для последующей обработки.
Так, например, если в середине треугольника стоит цифра 2, а под ней буквы PE-HD, то это обозначает, упаковка изготовлена из полиэтилена низкого давления. Именно этот материал чаще всего используется для упаковки шампуней и моющих средств. Он очень хорошо поддается переработке.
Что означает этот знак понятно всем. Он призывает выбрасывать упаковку в места, предназначенные для мусора – мусорные ящики, урну. Является своего рода стимулом, для того, чтобы люди содержали в чистоте место, где они живут в чистоте.
Знак «Зеленая точка»
Он представляет собой две стрелки, которые образуют круг. Знак может быть разных цветов: черно-белого, зеленого, зелено-белого – выбор зависит от дизайна упаковки, в остальном нет никакой разницы. Смысл остается один – его наносят на продукцию компаний, которые являются участниками программы по сбору, сортировке, переработке отходов в Германии, и вкладывают в этот проект средства. Таким знаком могут обозначать упаковку безопасную для пользователей. Его можно часто встретить на косметической продукции. Стоит отметить, что наличие такого знака говорит, что продукция точно изготовлена в Германии, использовать его производители из других стран не имеют право.
Знаки этичной косметики
Вопросу защиты животных сейчас уделяется много внимания.
В рамках этой работы был утвержден Стандарт этичной косметики, его основателем является Британский Союз (BUAV). Главной концепцией стандарта является недопустимость использования животных для тестирования косметики, а также отсутствие компонентов животного происхождения в косметике. Благодаря специальным знакам на этикетке или упаковке косметики потребитель может узнать использовали ли производители того или иного вида продукции, ингредиенты, которые тестировались на животных. Кстати в 2002 году в странах Евросоюза был принят запрет на тестирование косметики, он вступил в силу с 2009 года. Производители косметики, особенно импортной указывают, что их косметика не тестировалась на животных, покупатель может увидеть на продукте символ в виде милого зайчика.
Знаки экологической безопасности
Знак с изображением яблока
Такой знак можно встретить на косметике, которая в своем составе не содержит токсичные, канцерогенные вещества. Продукция с таким знаком прошла проверку в международной организации по борьбе с онкологическими заболеваниями.
Значок – буква «Э», заключенная в круг.
Используется для обозначения экологически безопасных продуктов, не имеющих в своем составе опасных ингредиентов, а его производство не оказывает на окружающую среду отрицательного воздействия. Данный знак используется на территории России.
Знаки сертификации ЭКО- и БИО- натуральной косметики
Натуральная, биологическая косметика пользуется спросом среди покупателей, они готовы заплатить огромные средства за нее. Оплачивает покупатель, главным образом, за изображение знака такой косметики на упаковке. Одно дело, что производитель просто пишет, что косметика содержит натуральные компоненты, совсем другое, если это подтверждено соответствующими сертификатами и исследованиями лабораторий.
Продукция с логотипами ЭКО и БИО должна соответствовать ряду требований и норм, в ее состав должны входить ингредиенты натурального происхождения, компоненты растений, которые произрастали в экологически чистых местах. Исключено присутствие ароматизаторов, синтетических консервантов, продуктов нефтепереработки, красителей. При этом, этикетка для натуральной косметики, должна содержать соответствующую информацию, в частности процентное соотношение БИО ингредиентов.
Стоит отметить, что в Европе нет единых государственных знаков качества. Сертификаты выдают организации, имеющие специальные лаборатории и экспертов соответствующей отрасли. На упаковке импортной косметике можно встретить следующие символы сертификационных организаций.
В России так же действует система добровольной сертификации органической и натуральной косметики «Bio.rus». Создателями данной системы выступило некоммерческая организация «Научное общество косметических химиков» (НОКХ). Ими был разработан стандарт для такой косметики, контроль качества, принципы производства, требования к ингредиентам. В стандарте указаны натуральные ингредиенты, которые могут быть использованы в косметической Био-продукции.
Производители натуральной косметики выбирают и соответствующую упаковку, они выбирают натуральные материалы или те, которые поддаются переработке.
Весовые знаки
С этими знаками вроде все понятно, но все же есть несколько особенностей, на которые стоит обратить внимание.
Если после написания веса стоит латинская буква е, это обозначает, что производитель указал объем или вес без упаковки, то есть знак соответствует надписи «Вес нетто».
В случае если на упаковке нанесен знак, на котором указана цифра с объемом или весом продукта, заключенная в рамку, то это обозначает объем или вес с упаковкой. Что соответствует надписи «Брутто».
Европейские производители могут указывать объем в жидких унциях. Тогда на этикетке или упаковке есть такой знак. Для того, что бы перевести унции в миллилитры достаточно умножить цифру на 30.
Знаки разных премий и конкурсов.
Для того, что бы презентовать свою продукцию производители участвуют во всевозможных конкурсах – это еще один способ выделиться среди конкурентов и привлечь покупателей. О том, что товар или компания победили в конкурсе, непременно будет указано на упаковке или этикетке. Рассмотрим, какие основные знаки можно встретить на косметической продукции российского производства.
Знак «Сто лучших товаров России»
Всероссийский Конкурс «Сто лучших товаров России» проводится в России с 1998 года. Есть и логотип, который присуждается предприятиям, подтвердившим соответствие выпускаемой продукции. Организаторами конкурса являются: Росстандарт, Академия проблем качества, журнал «Стандарты и качество».
Знак «Всероссийская марка. Знак качества XXI века»
Лауреаты конкурса премии Правительства РФ по качеству товаров получают данный знак. Это может быть платиновый, золотой, серебряный и бронзовый знак. Стоит отметить, что его наличие на товаре – это престижно, является подтверждением качества продукции. Победители конкурса получают право в течение двух лет размещать его на своем товаре (непосредственно на этикетке или таре). По прошествии двух лет производитель должен потвердеть полученные знаки качества. Что дает этот конкурс отечественному рынку, производителям косметики и потребителям? В первую очередь, он стимулирует появление на отечественном рынке натуральной, безопасной косметики, внедрение современных технологий для ее производства. Производителю знак дает возможность выделить свою продукцию, сделать ее привлекательной для покупателя. А покупателю уверенность, что косметика, отмеченная этим знаком, будет качественной и безопасной.
Знак «Народная марка»
Особенность национального конкурса «Народная марка» в том, что она присуждается товарам, которые считают лучшими непосредственно покупатели. Таким образом, наличие такого знака на косметической продукции, говорит о том, что ей отдают предпочтение большинство покупателей России.
Компания «Солви Пак» занимается изготовлением самоклеющихся этикеток, используем для этого только высококачественные материалы и современное оборудование.
Мы готовы предложить Вам широкий ассортимент поверхностных бумажных и синтетических материалов известных производителей: Fasson, Ritrama, Manter, Raflatak, Nirotek. Вы можете выбрать этикетки из матовой, глянцевой, полуглянцевой, металлизированной бумаги, термобумаги ТОП и ЭКО, полипропилена и полиэтилена.
Наша компания предлагает дополнительную обработку этикетки: ламинирование, конгрев, припрессовку фирменных голограмм, горячее и холодное тиснение.
Также мы занимаемся разработкой дизайна этикетки, специалисты нашего дизайн-бюро, помогут вам создать яркую, запоминающуюся этикетку, которая будет содержать всю необходимую информацию о товаре и производителе.
Эксперты объяснили слова Гинцбурга о «маркерах» в организме привитых
Опрошенные РБК эксперты прокомментировали слова директора Национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф. Гамалеи Александра Гинцбурга, который рассказал, что выявить тех, кто купил сертификат о вакцинации и не сделал прививку, можно по отсутствию в их организмах маркеров вакцинации.
Гинцбург сообщал, что сертификаты о вакцинации 80% людей, которые тяжело переболели коронавирусом и заявили, что привились вакциной «Спутником V», были поддельными. «Мы видим, что у людей отсутствуют эти маркеры в 80% случаев», — отмечал Гинцбург.
Речь идет о том, что отличить людей, сделавших прививку и переболевших COVID-19, можно по некоторым отличиям в антителах, объяснил РБК главный научный сотрудник НИЦ эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи Анатолий Альтштейн. Есть два возможных маркера:
Какие маркеры есть у «Спутника V»
«Спутник V» — аденовирусная вакцина, в ней в аденовирус встроен фрагмент коронавируса, копирующий целиком S-белок («шип» коронавируса). Благодаря наличию этого фрагмента иммунитет человека и учится бороться с самим вирусом. Аденовирусы благодаря их хорошей способности к репликации и хорошей изученности и ранее часто использовались при производстве вакцин в качестве средства доставки генного материала (вирусного вектора). Например, аденовирусные вакцины используются в борьбе с гриппом.
«Если речь идет о России, здесь в основном применяется «Спутник V». Если человек действительно им привился, у него будут нейтрализующие антитела к аденовирусу 26-го и 5-го типа. Вирус 26-го типа реже заражает людей в естественных условиях, пятый — немного чаще. Так что если вы найдете у человека антитела к обоим типам, то, вероятнее всего, он вакцинирован. Если же человек говорит, что вакцинирован, но у него нет этих антител, это, скорее всего, вранье и неплохо было бы, чтобы с этим человеком поговорили следователи, — не для того, чтобы его посадить в тюрьму, а чтобы объяснил, где он взял этот сертификат», — объяснил Анатолий Альтштейн.
Также, по словам Альтштейна, в «Спутник V» встроен ген только одного белка коронавируса — S-белка, соответственно, антитела появляются к одному этому белку. «Если человек заболевает, то у него появляются антитела и к другим белкам вируса. То есть если у человека несколько вариантов антител, это не может говорить о том, что он вакцинирован», — говорит он.
Как отличаются антитела переболевших и привитых
Директор Центра глобальной вирусологической сети Константин Чумаков также подтвердил РБК, что у человека, который переболел COVID-19, должны быть антитела к различным белкам коронавируса, а у человека, который привился вакциной, должны быть только антитела к белку-шипа. Этот белок используется в вакцине «Спутник V» в качестве антигена — частицы вируса, которая и провоцирует иммунный ответ.
«Человек, который переболел, у него должны быть антитела к белку-шипа и к другим белкам, например к белку-нуклеопротеида. В то время как человек, который привился «Спутником» и никогда не встречался с вирусом, у него должны быть только антитела к белку-шипа», — рассказал он.
Специалист отметил, что может быть некоторая погрешность, так как у некоторых людей антитела могут просто не образоваться, но в норме наличие только антител к белку-шипа свидетельствует о том, что человек был привит. «Привит ли он «Спутником» или какой-то другой вакциной — это определить намного сложнее», — добавил Чумаков.
Доцент кафедры инфекционных болезней РУДН Сергей Вознесенский подтвердил РБК, что речь идет о наличии в организме привитого человека специфических антител.
«Есть три тест-системы, которые позволяют определить те антигены, которые были введены при вакцинации вакциной «ЭпиВакКорона». Существуют отдельные тест-системы, которые позволяют определить исключительно антитела к S-белку (белку-шипа коронавируса. — РБК). S-белок — это основа векторной вакцины (в том числе «Спутник V»). Также существуют тест-системы, которые позволяют определить суммарно все антигены, которые есть у коронавируса», — сказал он.
Эти тест-системы будут показывать положительное значение для всех антител у тех, кто встречался «с целым вирусом в случае заболевания». «Поэтому, используя определенную тест-систему, можно понять, с чем организм встречался — с вакциной «ЭпиВакКорона», с вакциной «Спутник V» или с самим вирусом», — пояснил эксперт.
Однако он также отмечает, что надежного способа доказать, прививался ли человек именно «Спутником» или другой вакциной, не существует. «Можно попытаться поискать антитела к самому аденовирусному вектору, но это не на 100% доказательно. У каких-то людей антитела могли и не образоваться», — сообщил он.
Доцент кафедры инфекционных болезней РУДН Сергей Вознесенский отмечает, что несмотря на то, что в случае вакцинации у человека появляются антитела только к одному белку коронавируса, это не значит, что иммунитет после прививки действует хуже. «Общее у иммунитета после перенесенной болезни и иммунитета после вакцинации то, что вероятность заболевания после этого значительно меньше, чем у тех, кто не вакцинирован и у тех, кто не переболел. Что касается самого механизма иммунитета, то тут отличие имеется. То есть по действию эти иммунитеты сходны, а по формированию они различны», — объясняет он.
«Спутник V» зарегистрирована уже в 70 странах мира, чьи регуляторы признали ее безопасность. В Евросоюзе и Всемирной организации здравоохранения пока продолжают рассматривать вопрос признания «Спутника V».