какое значение имеет движение в жизни организмов
Какое значение в жизни живых организмов имеет движение?
Каковы способы передвижения одноклеточных животных?
Говоря о значении движения в жизни живых организмов, следует сказать, что оно эволюционно важно, потому что увеличивает шансы на получение питания, дает возможность спастись от хищника, перебраться в более комфортные для жизни условия.
Одноклеточные животные могут передвигаться одним из трех способов, с помощью:
Движение также присуще и одноклеточным организмам.
Так, например, многие бактерии и одноклеточные водоросли, а также простейшие животные передвигаются с помощью жгутиков. При этом жгутиков у одноклеточных организмов может быть от одного до нескольких тысяч. Во время передвижения жгутики движутся, волнообразным образом.
Также можно вспомнить еще и про инфузории, которые перемещаются при помощи ресничек. Реснички у инфузорий короче чем жгутики, поэтому когда передвигаются инфузории, то их движения напоминают маятник.
Движение является важнейшей составляющей, которая способствует жизнедеятельности живых организм.Существует пассивное движение, а именно тогда, когда растение поворачивается к солнцу, а также активное. При помощи приспособлений, а именно: ресничек, мышц и жгутиков осуществляется движение. Двигаясь, живым организмам удается раздобыть питание и спастись от хищников и последователей. Живым организмам удается найти укрытие от непогоды и защитить себя со своим потомством. Действуя, они продолжают род, питаются, дышат, а также переваривают пищу. При помощи движений осуществляются важные функции живых организмов.
Урок Движение животных. Значение двигательной активности
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект открытого урока биологии в 6 классе с презентацией.
Подготовила и провела: учитель биологии
Прудникова Виктория Вячеславовна
Предложенный конспект урока « Движение животных. Значение двигательной активности. » по УМК Н.И. Сонина. Данный материал изучает разнообразные способы движения живых организмов и предназначен для учащихся 6 класса.
Цель урока: познакомить со способами движения животных в природе, с разными способами движения живых организмов в почвенной, в водной и в воздушной средах.
Обучающие : разобраться в разных способах движений живых организмов в природе, постараться понять причину именно такого способа передвижения, попробовать найти взаимосвязь между образом жизни данного животного и условиями окружающей его среды, объяснить особенности приспособлений данного организма;
Развивающие : развивать умение работать с текстом и рисунками учебника развивать умения находить нужные сведения в тексте, в полученной информации, при просмотре видеороликов об организмах; устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать. Продолжить формирование монологической речи. Реализовывать мыслительную деятельность. Развивать умения оперировать информацией, сопоставлять, выявлять взаимодействия между фактами, совершенствовать навыки устного общения, умение сравнивать выявленные самостоятельно факты и находить взаимосвязь между ними, умение работать в группе;
Планируемые образовательные результаты :
Предметные :
Учащиеся расширяют знания
1) о типах, способах и видах движения животных.
2) зависимости способа передвижения от условий окружающей среды;
3) знакомятся с причинами, вызывающими необходимость движения;
4) развивают умение наблюдать, сравнивать, анализировать полученные результаты наблюдения, делать выводы.
Метапредметные : ученики осваивают универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Личностные : учащиеся определяют свое отношение к изучаемому материалу, ценность и смысл своего обучения.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы осуществления учебно – познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
Форма обучения: рассказ, беседа.
Средства обучения: компьютер, дидактический материал.
Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Приветствие учащихся, фиксация отсутствующих.
Учитель : Добрый день, дорогие ребята!
Постановка цели и задач урока. Актуализация опорных знаний.
-Вспомните, какие признаки характерны для живых организмов?
-Рост, развитие, размножение, раздражимость, питание, выделение, движение, дыхание, обмен веществ.
Все ли животные одинаково двигаются?
Нет, некоторые летают, другие ползают или бегают, третьи прыгают, четвертые плавают и т.д.
Вопрос:
— Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить сегодня?
О том, что в природе двигаются все живые существа.
Вопрос:
— Как может называться наш сегодняшний урок?
-Движение животных. Значение двигательной активности.
Записываем тему урока в тетрадь.
— Зачем человек изучает движение организмов?
— Чтобы использовать в технике, в медицине, чтобы облегчить свою жизнь.
Можете ли вы привести примеры движения на разных уровнях организации живого?
— органный – сокращение сердца.
Как вы понимаете высказывания великих людей о движении?
КИРИЧЕНКО РОМАН читает:
1. Жизнь требует движения. (Аристотель)
2. Движение есть жизнь. (Сенека)
3. Если не бегать пока здоров, придется бегать, когда заболеешь. Гораций
4.Хочешь жить- умей вертеться! (Русская пословица )
-Докажите, что «движение вместо лекарства служить может». Какое значение для вашего здоровья имеет движение?
— Прогулки на свежем воздухе, занятия спортом, лыжи, коньки, плавание, прогулки в сосновом бору, аквааэробика и т.п. Мы ходим, перемещаемся в пространстве, плаваем, прыгаем, танцуем, можем достать что-то, сходить куда-то, сделать что-то, совершаем жевательные движения, движения конечностей, удерживаем что-либо.
— Движение имеет важное значение для сохранения здоровья, движение лежит в основе трудовой деятельности. Если мы не будем двигаться, не будут работать органы, системы, т. е. не будет энергии (гиподинамия- пониженная подвижность, ослабление мышечной деятельности организма в результате малоподвижного образа жизни ).
Актуализация опорных знаний.
Д вижение – одно из главных свойств всех живых организмов.
1)Назовите основные функции опорно- двигательной системы.
— Скелет вместе с мышцами образует опорно- двигательную систему. Функции: Сохранение определенной формы тела. Защита органов. Обеспечение движения тела.
2)Какие животные имеют наружный скелет?
3)Какой тип скелета у членистоногих? Каковы особенности его строения? Какие неудобства со стороны скелета испытывают членистоногие и как они к этому приспособились? Что такое линька?
5)Какие преимущества даёт животным наличие внутреннего скелета? Какие животные его имеют?
1.Постановка познавательной задачи :
Определить различные способы передвижения позвоночных и беспозвоночных животных в разных средах обитания, причину возникновения приспособлений к жизни в конкретной среде у конкретного живого существа. Почему движение является одним из свойств жизни? Каково его значение для жизни животных?
-Какие вопросы мы будем рассматривать?
-1 –разнообразие способов движения простейших организмов, т. е. одноклеточных.
-2 – особенности передвижения многоклеточных организмов, связанные со строением и средой обитания.
2. Решение познавательной задачи:
Стихотворение-эпиграф урока читает АНИСИМОВА АЛЕКСАНДРА :
Без движения – беда!
Станешь пищей без труда
И на солнышке сгоришь,
От врагов не убежишь
Движение – жизни проявление!
III. Изучение нового материала
Вопрос:
— Давайте подумаем, могут ли передвигаться одноклеточные организмы?
— АНИСИМОВА АЛЕКСАНДРА с картинкой-маской амебы расскажет нам, как двигается амеба:
«Я – вам знакомая амёба,
В микроскоп смотрите в оба:
При движенье то и дело
И движенья совершаю,
Словно я «перетекаю».
— БОЛИЕВА МАРИЯ-МАГДАЛИНА с картинкой «Инфузория-туфелька» читает стихотворение:
«А я – туфелька, друзья.
Мне « реснички» очень просто
За секунду 30 взмахов
Могу ими совершать
И на четверть сантиметра
Вперёд тело продвигать».
— ГРИМАЙЛО ВЕРОНИКА с картинкой «Эвглена» читает стихотворение:
Просто жгутик свой вращаю,
Им я воду рассекаю.
Он у меня как винт гребной –
Меня тянет за собой».
Учитель : Как вы увидели в в видеоролике, простейшие двигаются с помощью разных приспособлений. Какие особенности передвижения вы заметили?
Ученики заполняют таблицу «Движение одноклеточных животных» и записывают вывод об особенностях движения простейших в тетрадь.
Движение одноклеточных животных
Вывод : простейшие организмы имеют специальные органоиды движения: ложноножки, жгутики и реснички.
2) Движение многоклеточных животных.
Движения в почвенной среде обитания
Движение дождевого червя
Откройте стр. 104-105 учебника
ГРИМАЙЛО ВИКТОРИЯ читает стихотворение: «Дождевой червяк ».
Просто – дождевой червяк.
Способ моего движенья-
Мышцы у меня такие:
Продольные и кольцевые.
Да ещё щетинок много,
Я упрусь ими в дорогу,
Конец передний протолкну,
Потом задний подтяну.
Сокращенья то и дело
Движутся волной по телу».
-Как передвигается дождевой червь? При помощи чего он движется?
Вывод : движение многоклеточных животных связано с мышечной деятельностью.
3) Движение крота и медведки
-Как передвигается медведка, крот? С помощью чего?
— Роют землю передними роющими конечностями.
4) Движение в наземной среде
Какие животные ползают в наземной среде?
ВЛАСЕНКО ДМИТРИЙ с картинкой и надписью: «Змея» читает стихотворение:
«Что, узнали? Кто же я?
Мускулатура наша тоже
Чем – то на червей похожа
Но никто не скажет так,
Что ползу я, как червяк.
Можете сравнить нас сами,
Двигаемся мы волнами».
-Как передвигаются змеи?
Записываем ещё раз – «ползать», в таблицу, в графу – животные, в другой столбик
5) Движение в водной среде
Откройте стр. 106 учебника
Какие у них органы передвижения?
Какие животные плавают с помощью плавника, расположенного в вертикальной плоскости расскажет нам ЗОЛОТАРЕВА ВИКТОРИЯ
Рыбы плавают проворно
Есть обтекаемая форма
Ты суть движенья их постиг?
У них есть хвостовой плавник
Записываем в таблицу «Плавать».
Ползать Плавать Ползать
О самой быстрой рыбе в мире расскажет нам ученик КАСЬЯН БОРИСЛАВ:
Самая быстрая рыба – черный марлин(парусник), который может развить скорость 130 км/ч.
Но, оказывается, рыбы могут не только плавать, но и прыгать
ПИЛАЕВА ВИКТОРИЯ расскажет о самой прыгучей рыбе кете:
Из рыб выше всех во время миграций прыгает кета на высоту 3,65 метра.
-Какой способ передвижения у этих животных?
Записываем – «прыгать», в таблицу
Подобно рыбам плавают в воде и китообразные.
ЖИЛИН РУСЛАН читает стихотворение:
У китов, дельфинов тоже
Движения на рыб похожи,
Но плавник рыб вертикальный,
А у них горизонтальный.
В какой плоскости расположен хвостовой плавник китов и дельфинов?
ЖИЛИН РУСЛАН расскажет о том, что
Дельфин-афалина вы прыгивает на 6 метров вверх из воды.
Значит, прыгают не только рыбы, но и водные млекопитающие
-А какие беспозвоночные животные живут в воде?
-Как передвигается речной рак?
СТАВИЦКАЯ ЕЛИЗАВЕТА читает:
В пруду меж корягами
А пятится он тогда лишь назад,
Когда с противником
Записываем в таблицу–«ползать».
-А как двигается кальмар, осьминог, морской гребешок?
Читает СТЕФАНОВА ВИКТОРИЯ :
«Все считают, что кальмар –
Но движенье у него
Читает МУЗЕНИТОВ АЛЕКСАНДР:
Потревожьте гребешок, и он
Створки раковины сдвинет,
Вылетит струёй вода,
Убедитесь тогда сами,
Как он движется рывками.
Записываем «реактивное движение» под «плавать» в столбик в таблицу.
-Что означает реактивное движение?
-Животное набирает воду в мантийную полость и, выталкивая её, движется рывками.
-Какой способ ещё есть, чтобы двигаться в воде?
Этот способ обожают многие мальчишки, хоть он и не безопасен.
Читает МЕЛЬНИКОВ МАРК :
«Не приходится лениться
Им перепонки помогают,
Словно вёсла загребают.
Плавают и там и тут,
Ловко лапками гребут».
Записываем – «нырять» под «реактивным движением» в столбик в таблицу.
Читает МАНЯКИНА ВАЛЕРИЯ:
Пингвин не может летать, зато очень быстро плавает под водой с помощью крыльев, может он и нырять.
Выводы: Вода является опорой для тела плавающих животных; плавание осуществляется с помощью плавников, плавательных перепонок, ласт. Передвижение в водной среде может осуществляться также реактивным способом, выталкиванием воды из тела или волнообразными его изгибаниями.
-Какие особенности есть у водоплавающих птиц для движения в воде?
-перепонки ног, обтекаемая форма тела, смачивание перьев жиром, чтобы не намокали.
5) Движение в воздушной среде
На экране появляются рисунки с изображением птиц, насекомых, летучей мыши.
Учитель: Вы видите на экране изображения разных животных. Пользуясь этими изображениями и рисунками на странице 108-109, ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:
— Какими способами могут передвигаться эти животные?
— Какие приспособления у них для этого есть?
— Какие органы передвижения есть у птиц?
Читает ПЕТРОСЯН ИЗАБЕЛЛА :
«Птицам больше повезло:
Есть и ноги и крыло.
Чем ногами им ходить,
Легче в воздухе парить.
Они летают в разном стиле
Благодаря подъёмной силе.
Как воздушное весло,
Силу создаёт крыло».
Ученики называют приспособления к полету.
Самое быстрое животное в мире- сокол-сапсан, рассказывает КАЛАЧЕВ ВЛАДИМИР:
Птицы могут парить(орел), и танцевать( брачный танец журавлей).
-Какие ещё животные могут летать?
ПОДЛУБНЫЙ АЛЕКСАНДР читает стихотворение:
«И у насекомых тоже
С птицами движенье схоже.
Те же есть приспособленья,
И полёт у них движенье.
Точно также крылья есть,
Только ножек у них шесть»
Учитель: А как осуществляется движение животных по твердой поверхности?
Насекомые могут не только летать, но и бегать, прыгать.
САРИДИ МАРИЯ: Лучшим прыгуном в животном мире является блоха.
Она может прыгнуть на высоту 34 см , что в 150 раз превышает размеры её тела.
Если бы люди имели такую же прыгучесть, человек мог бы совершать прыжки на 213 метров!
МОЙСИЕВА ВИОЛЕТТА расскажет нам, как п ередвигаются пресмыкающиеся :
С движением познакомим вас.
Сбоку к телу примыкая,
Ноги нас передвигают.
Мы с осанкою такой
Брюхо тащим над землёй
Иногда земли касаясь.
-Как же передвигаются пресмыкающиеся? Почему этот класс так называется?
-Конечности пресмыкающихся расположены по бокам от туловища, а не под ним (бедра параллельны поверхности земли и перпендикулярны голеням).Они волочат тело по земле(стр.110 учебника).
-Какие вы знаете способы передвижения млекопитающих?
Отвечает ЛОЗОВОЙ ВИКТОР :
«Млекопитающих огромный класс
На группы делится у нас.
У них, конечно, без сомненья,
Могут бегать, ходить, скакать,
Плавать, прыгать и летать.
А тех, кто ходит, посмотри,
На группы делят всех на три.
Вы посмотрите на тропу:
Медведь как ставит всю стопу,
Идёт походкой неспешащей,
Его зовут – стопоходящий».
-Какие способы передвижения запишем?
— прыгать, скакать, бегать, плавать.
Записываем в эту же колонку – «прыгать, скакать, бегать».
-Одинаково ли ходят животные?
Читает БУЗОВЕРЯ МАРИЯ :
«Ну а вот собаки, кошки
Движутся быстрей немножко.
На пальцы ставя свои ноги,
Ступают мягко по дороге.
Да это ж просто загляденье!
Как грациозны их движенья!
Крадутся – травы не шелохнут,
Их пальцеходящими зовут».
-А какое животное самое быстрое в наземной среде?
А как передвигаются косули, лошади, олени?
МИРЗАБЕКЯН ЯНА читает стихотворение:
« Бегут быстрее своей тени
Косули, лошади, олени.
На пальцах мчатся во весь дух,
На пальцах есть у них копытца –
Могут от врагов отбиться.
Себя в обиду не дадут,
Их все копытными зовут».
ПАПАДОПУЛУ МАРИЯ расскажет о самом быстром в мире копытном:
Вилорогая антилопа, обитающая в Северной Америке, бежит со скоростью 98 км/ч, при этом вилорог может бежать на высокой скорости значительно дольше гепарда.
— А как вы думаете, могут ли прыгать млекопитающие?
МИРЗАБЕКЯН ЯНА: На втором месте по прыжкам в длину африканская антилопа импала. Она способна прыгнуть на 12 метров в длину.
-К какой группе по способу движения относятся: медведи, кошки, собаки, косули, лошади, олени?
— стопоходящие, пальцеходящие и копытные.
Сделаем дополнительную запись в таблице: к способу движения «ходить» добавим –«стопоходящие, пальцеходящие и копытные».
-Почему белка-летяга называется летягой?
Отвечает ДОМБРУГОВ ГЕОРГИЙ : у неё кожистая складка вдоль тела, помогающая планировать в воздухе.
-Как передвигается медведь коала?
-Лазает по деревьям.
Записываем ещё способ движения «лазать» в таблицу.
Рыть. Нырять Летать
движение Парить / стопоходящие
-Как вы думаете, почему я записала способы движения у животных в 3 колонки?
-они обитают в разных средах и приспосабливаются к этим условиям обитания.
-Какие среды обитания вы мне предложите записать в таблицу?
-почвенная, водная, наземно-воздушная
Записываем это в таблицу:
Почвенная Водная Наземно-воздушная
Рыть. Нырять Летать
движение Парить ∕ стопоходящие
Выводы: Большинство позвоночных и членистоногих животных при ходьбе опирается на конечности – ноги; а у насекомых, пресмыкающихся и млекопитающих имеет место разнообразное строение конечностей.
-А что помогает животным совершать такие разнообразные движения?
-опорно-двигательная система, т.е. скелет и мышцы.
— Какие способы вы узнали?
-перечисляют согласно записи в таблице.
V. Закрепление. Заключительная часть урока.
Подведём итоги и ответим на некоторые вопросы :
-Что мы сегодня изучали на уроке?
— Способы передвижения живых организмов.
-От чего зависит такое многообразие свойств передвижения?
-Способы движения организмов связаны со средой обитания и являются результатом приспособленности этих организмов к условиям обитания.
-Почему большинство животных ведут подвижный образ жизни, а большинство растений – прикреплённый?
-Растения сами образуют органические вещества (фотосинтез), а животные питаются готовыми органическими веществами– постоянно находятся в поиске пищи.
-Как вы думаете, каких животных больше: плавающих или летающих?
-На планете Земля больше воды, поэтому научиться плавать могут все, если только постараться, а, чтобы летать, необходимо иметь некоторые черты приспособленности: крылья, перья, лёгкий скелет, редукция зубов, воздушные мешки, питание на лету и освобождение кишечника во время полёта.
В чем суть двигательной активности?
Пояснит нам ФОМИН НИКИТА:
Всем известно, без сомненья,
Мы в движенье целый день,
И нам двигаться не лень.
И в природе с нами вместе
Не стоит ничто на месте.
Это равносильно смерти»!
— Движение – это ……. В чем значение двигательной активности?
-Движение – это жизнь, это энергия, возможность добыть пищу, ухаживать за потомством, обороняться от врагов, создать семью и т.п.
Вывод: Значит, чтобы жить и наслаждаться всеми прелестями жизни, получать энергию для работы всех органов и систем, необходимо двигаться
Движение не только проявление жизни, но и….
-один из главных способов обеспечения организма энергией,
-взаимодействия с окружающей средой,
-необходимое условие при добыче пищи,
-спасении от врагов и неблагоприятных условий среды ,
— расселении и освоении новых местообитаний( миграциях),
Многообразие движений зависит от среды обитания, особенностей строения опорно-двигательной системы.
— Что на уроке оказалось самым интересным?
— Что не вызвало интереса?
— Что вызвало, или до сих пор вызывает затруднение в понимании?
Оценивают свою работу на уроке
VII. Домашнее задание
Параграф 16, вопросы к параграфу, творческое задание: нарисовать животное, приспособившееся к жизни во всех средах обитания: почвенной, водной, наземно-воздушной.
Какое значение в жизни живых организмов имеет движение?
Какое значение в жизни живых организмов имеет движение?
К. с помощью движения можно добыть пищу, уйти от хищника, уйти от неблагоприятных условий.
Какие особенности расположения и движения Земли в космическом пространстве делают возможным существование на ней разнообразных живых организмов?
Какие особенности расположения и движения Земли в космическом пространстве делают возможным существование на ней разнообразных живых организмов?
Какое значение имеет транспорт веществ для многоклеточных живых организмов?
Какое значение имеет транспорт веществ для многоклеточных живых организмов?
Какое значение для живых организмов имеет процесс испарение воды?
Какое значение для живых организмов имеет процесс испарение воды.
Какое значение имеет дыхание для живого организма?
Какое значение имеет дыхание для живого организма.
Какое значение имеет обмен веществ в жизни организма?
Какое значение имеет обмен веществ в жизни организма?
Какое значение в жизни живых организмов имеет движение?
Какое значение в жизни живых организмов имеет движение?
Какое значение имеет транспорт для живых многоклеточных организмов?
Какое значение имеет транспорт для живых многоклеточных организмов?
Какое значение имеет транспорт веществ для многоклеточных живых организмов?
Какое значение имеет транспорт веществ для многоклеточных живых организмов?
Какое значение имеет транспорт веществ для многодетных живых организмов?
Какое значение имеет транспорт веществ для многодетных живых организмов.
В пробірці де сира картопля будуть бульбашки, а там де варена ничого не відбувається.
Спирохеты, Сальманеллы, Стрептококки, Стафилококки, Цианобакитерии, Хламиды, Спириллы, Кокки, Протеобактерии, Фирмикуты. Распределишь сам(а) или помочь? : ).
1 вариант 1) 1в 2б 3а 2) а1 б3 4) 3 5) 3.
Чтобы лутше тебе понять вспомни медуз каракатиц одним словом безхребетных они живут благодаря тому что их нее мышцы сокращены тем самым сжимают жидкость.
5в 6б 7а 8б 9в 10а ответы.
Оптические приборы( лупы, микроскопы) Лотки для раздаточного материала Препарировальные инструменты (скальпели) Пинцеты Доски для работы Лабораторные стеклянные полоски.
Растения тоже живой организм. Потому что им тоже как и людям нужен воздух и вода. Растениям тоже нужно дышать и они требуют солнечного света. В организме растения тоже происходит важные процессы для развития как и у людей.