какое значение имеет движение в жизни организмов

Какое значение в жизни живых организмов имеет движение?

Каковы способы передвижения одноклеточных животных?

какое значение имеет движение в жизни организмов

Говоря о значении движения в жизни живых организмов, следует сказать, что оно эволюционно важно, потому что увеличивает шансы на получение питания, дает возможность спастись от хищника, перебраться в более комфортные для жизни условия.

Одноклеточные животные могут передвигаться одним из трех способов, с помощью:

какое значение имеет движение в жизни организмов

какое значение имеет движение в жизни организмов

Движение также присуще и одноклеточным организмам.

Так, например, многие бактерии и одноклеточные водоросли, а также простейшие животные передвигаются с помощью жгутиков. При этом жгутиков у одноклеточных организмов может быть от одного до нескольких тысяч. Во время передвижения жгутики движутся, волнообразным образом.

Также можно вспомнить еще и про инфузории, которые перемещаются при помощи ресничек. Реснички у инфузорий короче чем жгутики, поэтому когда передвигаются инфузории, то их движения напоминают маятник.

какое значение имеет движение в жизни организмов

Движение является важнейшей составляющей, которая способствует жизнедеятельности живых организм.Существует пассивное движение, а именно тогда, когда растение поворачивается к солнцу, а также активное. При помощи приспособлений, а именно: ресничек, мышц и жгутиков осуществляется движение. Двигаясь, живым организмам удается раздобыть питание и спастись от хищников и последователей. Живым организмам удается найти укрытие от непогоды и защитить себя со своим потомством. Действуя, они продолжают род, питаются, дышат, а также переваривают пищу. При помощи движений осуществляются важные функции живых организмов.

Источник

Урок Движение животных. Значение двигательной активности

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Конспект открытого урока биологии в 6 классе с презентацией.

Подготовила и провела: учитель биологии

Прудникова Виктория Вячеславовна

Предложенный конспект урока « Движение животных. Значение двигательной активности. » по УМК Н.И. Сонина. Данный материал изучает разнообразные способы движения живых организмов и предназначен для учащихся 6 класса.

Цель урока: познакомить со способами движения животных в природе, с разными способами движения живых организмов в почвенной, в водной и в воздушной средах.

Обучающие : разобраться в разных способах движений живых организмов в природе, постараться понять причину именно такого способа передвижения, попробовать найти взаимосвязь между образом жизни данного животного и условиями окружающей его среды, объяснить особенности приспособлений данного организма;

Развивающие : развивать умение работать с текстом и рисунками учебника развивать умения находить нужные сведения в тексте, в полученной информации, при просмотре видеороликов об организмах; устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать. Продолжить формирование монологической речи. Реализовывать мыслительную деятельность. Развивать умения оперировать информацией, сопоставлять, выявлять взаимодействия между фактами, совершенствовать навыки устного общения, умение сравнивать выявленные самостоятельно факты и находить взаимосвязь между ними, умение работать в группе;

Планируемые образовательные результаты :
Предметные :
Учащиеся расширяют знания

1) о типах, способах и видах движения животных.

2) зависимости способа передвижения от условий окружающей среды;

3) знакомятся с причинами, вызывающими необходимость движения;

4) развивают умение наблюдать, сравнивать, анализировать полученные результаты наблюдения, делать выводы.

Метапредметные : ученики осваивают универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Личностные : учащиеся определяют свое отношение к изучаемому материалу, ценность и смысл своего обучения.
Тип урока: изучение нового материала.

Методы осуществления учебно – познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

Форма обучения: рассказ, беседа.

Средства обучения: компьютер, дидактический материал.

Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Приветствие учащихся, фиксация отсутствующих.

Учитель : Добрый день, дорогие ребята!

Постановка цели и задач урока. Актуализация опорных знаний.

-Вспомните, какие признаки характерны для живых организмов?

-Рост, развитие, размножение, раздражимость, питание, выделение, движение, дыхание, обмен веществ.

Все ли животные одинаково двигаются?

Нет, некоторые летают, другие ползают или бегают, третьи прыгают, четвертые плавают и т.д.

Вопрос:
— Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить сегодня?

О том, что в природе двигаются все живые существа.
Вопрос:

— Как может называться наш сегодняшний урок?

-Движение животных. Значение двигательной активности.

Записываем тему урока в тетрадь.

Зачем человек изучает движение организмов?

Чтобы использовать в технике, в медицине, чтобы облегчить свою жизнь.

Можете ли вы привести примеры движения на разных уровнях организации живого?

органный – сокращение сердца.

Как вы понимаете высказывания великих людей о движении?

КИРИЧЕНКО РОМАН читает:

1. Жизнь требует движения. (Аристотель)

2. Движение есть жизнь. (Сенека)

3. Если не бегать пока здоров, придется бегать, когда заболеешь. Гораций

4.Хочешь жить- умей вертеться! (Русская пословица )

-Докажите, что «движение вместо лекарства служить может». Какое значение для вашего здоровья имеет движение?

— Прогулки на свежем воздухе, занятия спортом, лыжи, коньки, плавание, прогулки в сосновом бору, аквааэробика и т.п. Мы ходим, перемещаемся в пространстве, плаваем, прыгаем, танцуем, можем достать что-то, сходить куда-то, сделать что-то, совершаем жевательные движения, движения конечностей, удерживаем что-либо.

— Движение имеет важное значение для сохранения здоровья, движение лежит в основе трудовой деятельности. Если мы не будем двигаться, не будут работать органы, системы, т. е. не будет энергии (гиподинамия- пониженная подвижность, ослабление мышечной деятельности организма в результате малоподвижного образа жизни ).

Актуализация опорных знаний.

Д вижение – одно из главных свойств всех живых организмов.

1)Назовите основные функции опорно- двигательной системы.

Скелет вместе с мышцами образует опорно- двигательную систему. Функции: Сохранение определенной формы тела. Защита органов. Обеспечение движения тела.

2)Какие животные имеют наружный скелет?

3)Какой тип скелета у членистоногих? Каковы особенности его строения? Какие неудобства со стороны скелета испытывают членистоногие и как они к этому приспособились? Что такое линька?

5)Какие преимущества даёт животным наличие внутреннего скелета? Какие животные его имеют?

1.Постановка познавательной задачи :

Определить различные способы передвижения позвоночных и беспозвоночных животных в разных средах обитания, причину возникновения приспособлений к жизни в конкретной среде у конкретного живого существа. Почему движение является одним из свойств жизни? Каково его значение для жизни животных?

-Какие вопросы мы будем рассматривать?

-1 –разнообразие способов движения простейших организмов, т. е. одноклеточных.

-2 – особенности передвижения многоклеточных организмов, связанные со строением и средой обитания.

2. Решение познавательной задачи:

Стихотворение-эпиграф урока читает АНИСИМОВА АЛЕКСАНДРА :

Без движения – беда!

Станешь пищей без труда

И на солнышке сгоришь,

От врагов не убежишь

Движение – жизни проявление!

III. Изучение нового материала
Вопрос:

Давайте подумаем, могут ли передвигаться одноклеточные организмы?

АНИСИМОВА АЛЕКСАНДРА с картинкой-маской амебы расскажет нам, как двигается амеба:

«Я – вам знакомая амёба,

В микроскоп смотрите в оба:

При движенье то и дело

И движенья совершаю,

Словно я «перетекаю».

БОЛИЕВА МАРИЯ-МАГДАЛИНА с картинкой «Инфузория-туфелька» читает стихотворение:

«А я – туфелька, друзья.

Мне « реснички» очень просто

За секунду 30 взмахов

Могу ими совершать

И на четверть сантиметра

Вперёд тело продвигать».

ГРИМАЙЛО ВЕРОНИКА с картинкой «Эвглена» читает стихотворение:

Просто жгутик свой вращаю,

Им я воду рассекаю.

Он у меня как винт гребной –

Меня тянет за собой».

Учитель : Как вы увидели в в видеоролике, простейшие двигаются с помощью разных приспособлений. Какие особенности передвижения вы заметили?

Ученики заполняют таблицу «Движение одноклеточных животных» и записывают вывод об особенностях движения простейших в тетрадь.

Движение одноклеточных животных

Вывод : простейшие организмы имеют специальные органоиды движения: ложноножки, жгутики и реснички.

2) Движение многоклеточных животных.

Движения в почвенной среде обитания

Движение дождевого червя

Откройте стр. 104-105 учебника

ГРИМАЙЛО ВИКТОРИЯ читает стихотворение: «Дождевой червяк ».

Просто – дождевой червяк.

Способ моего движенья-

Мышцы у меня такие:

Продольные и кольцевые.

Да ещё щетинок много,

Я упрусь ими в дорогу,

Конец передний протолкну,

Потом задний подтяну.

Сокращенья то и дело

Движутся волной по телу».

-Как передвигается дождевой червь? При помощи чего он движется?

Вывод : движение многоклеточных животных связано с мышечной деятельностью.

3) Движение крота и медведки

-Как передвигается медведка, крот? С помощью чего?

— Роют землю передними роющими конечностями.

4) Движение в наземной среде

Какие животные ползают в наземной среде?

ВЛАСЕНКО ДМИТРИЙ с картинкой и надписью: «Змея» читает стихотворение:

«Что, узнали? Кто же я?

Мускулатура наша тоже

Чем – то на червей похожа

Но никто не скажет так,

Что ползу я, как червяк.

Можете сравнить нас сами,

Двигаемся мы волнами».

-Как передвигаются змеи?

Записываем ещё раз – «ползать», в таблицу, в графу – животные, в другой столбик

5) Движение в водной среде

Откройте стр. 106 учебника

Какие у них органы передвижения?

Какие животные плавают с помощью плавника, расположенного в вертикальной плоскости расскажет нам ЗОЛОТАРЕВА ВИКТОРИЯ

Рыбы плавают проворно

Есть обтекаемая форма

Ты суть движенья их постиг?

У них есть хвостовой плавник

Записываем в таблицу «Плавать».

Ползать Плавать Ползать

О самой быстрой рыбе в мире расскажет нам ученик КАСЬЯН БОРИСЛАВ:

Самая быстрая рыба – черный марлин(парусник), который может развить скорость 130 км/ч.

Но, оказывается, рыбы могут не только плавать, но и прыгать

ПИЛАЕВА ВИКТОРИЯ расскажет о самой прыгучей рыбе кете:

Из рыб выше всех во время миграций прыгает кета на высоту 3,65 метра.

-Какой способ передвижения у этих животных?

Записываем – «прыгать», в таблицу

Подобно рыбам плавают в воде и китообразные.

ЖИЛИН РУСЛАН читает стихотворение:

У китов, дельфинов тоже

Движения на рыб похожи,

Но плавник рыб вертикальный,

А у них горизонтальный.

В какой плоскости расположен хвостовой плавник китов и дельфинов?

ЖИЛИН РУСЛАН расскажет о том, что

Дельфин-афалина вы прыгивает на 6 метров вверх из воды.

Значит, прыгают не только рыбы, но и водные млекопитающие

-А какие беспозвоночные животные живут в воде?

-Как передвигается речной рак?

СТАВИЦКАЯ ЕЛИЗАВЕТА читает:

В пруду меж корягами

А пятится он тогда лишь назад,

Когда с противником

Записываем в таблицу–«ползать».

-А как двигается кальмар, осьминог, морской гребешок?

Читает СТЕФАНОВА ВИКТОРИЯ :

«Все считают, что кальмар –

Но движенье у него

Читает МУЗЕНИТОВ АЛЕКСАНДР:

Потревожьте гребешок, и он

Створки раковины сдвинет,

Вылетит струёй вода,

Убедитесь тогда сами,

Как он движется рывками.

Записываем «реактивное движение» под «плавать» в столбик в таблицу.

-Что означает реактивное движение?

-Животное набирает воду в мантийную полость и, выталкивая её, движется рывками.

-Какой способ ещё есть, чтобы двигаться в воде?

Этот способ обожают многие мальчишки, хоть он и не безопасен.

Читает МЕЛЬНИКОВ МАРК :

«Не приходится лениться

Им перепонки помогают,

Словно вёсла загребают.

Плавают и там и тут,

Ловко лапками гребут».

Записываем – «нырять» под «реактивным движением» в столбик в таблицу.

Читает МАНЯКИНА ВАЛЕРИЯ:

Пингвин не может летать, зато очень быстро плавает под водой с помощью крыльев, может он и нырять.

Выводы: Вода является опорой для тела плавающих животных; плавание осуществляется с помощью плавников, плавательных перепонок, ласт. Передвижение в водной среде может осуществляться также реактивным способом, выталкиванием воды из тела или волнообразными его изгибаниями.

-Какие особенности есть у водоплавающих птиц для движения в воде?

-перепонки ног, обтекаемая форма тела, смачивание перьев жиром, чтобы не намокали.

5) Движение в воздушной среде

На экране появляются рисунки с изображением птиц, насекомых, летучей мыши.
Учитель: Вы видите на экране изображения разных животных. Пользуясь этими изображениями и рисунками на странице 108-109, ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:
— Какими способами могут передвигаться эти животные?
— Какие приспособления у них для этого есть?

Какие органы передвижения есть у птиц?

Читает ПЕТРОСЯН ИЗАБЕЛЛА :

«Птицам больше повезло:

Есть и ноги и крыло.

Чем ногами им ходить,

Легче в воздухе парить.

Они летают в разном стиле

Благодаря подъёмной силе.

Как воздушное весло,

Силу создаёт крыло».

Ученики называют приспособления к полету.

Самое быстрое животное в мире- сокол-сапсан, рассказывает КАЛАЧЕВ ВЛАДИМИР:

Птицы могут парить(орел), и танцевать( брачный танец журавлей).

-Какие ещё животные могут летать?

ПОДЛУБНЫЙ АЛЕКСАНДР читает стихотворение:

«И у насекомых тоже

С птицами движенье схоже.

Те же есть приспособленья,

И полёт у них движенье.

Точно также крылья есть,

Только ножек у них шесть»

Учитель: А как осуществляется движение животных по твердой поверхности?

Насекомые могут не только летать, но и бегать, прыгать.

САРИДИ МАРИЯ: Лучшим прыгуном в животном мире является блоха.

Она может прыгнуть на высоту 34 см , что в 150 раз превышает размеры её тела.

Если бы люди имели такую же прыгучесть, человек мог бы совершать прыжки на 213 метров!

МОЙСИЕВА ВИОЛЕТТА расскажет нам, как п ередвигаются пресмыкающиеся :

С движением познакомим вас.

Сбоку к телу примыкая,

Ноги нас передвигают.

Мы с осанкою такой

Брюхо тащим над землёй

Иногда земли касаясь.

-Как же передвигаются пресмыкающиеся? Почему этот класс так называется?

-Конечности пресмыкающихся расположены по бокам от туловища, а не под ним (бедра параллельны поверхности земли и перпендикулярны голеням).Они волочат тело по земле(стр.110 учебника).

-Какие вы знаете способы передвижения млекопитающих?

Отвечает ЛОЗОВОЙ ВИКТОР :

«Млекопитающих огромный класс

На группы делится у нас.

У них, конечно, без сомненья,

Могут бегать, ходить, скакать,

Плавать, прыгать и летать.

А тех, кто ходит, посмотри,

На группы делят всех на три.

Вы посмотрите на тропу:

Медведь как ставит всю стопу,

Идёт походкой неспешащей,

Его зовут – стопоходящий».

-Какие способы передвижения запишем?

прыгать, скакать, бегать, плавать.

Записываем в эту же колонку – «прыгать, скакать, бегать».

-Одинаково ли ходят животные?

Читает БУЗОВЕРЯ МАРИЯ :

«Ну а вот собаки, кошки

Движутся быстрей немножко.

На пальцы ставя свои ноги,

Ступают мягко по дороге.

Да это ж просто загляденье!

Как грациозны их движенья!

Крадутся – травы не шелохнут,

Их пальцеходящими зовут».

-А какое животное самое быстрое в наземной среде?

А как передвигаются косули, лошади, олени?

МИРЗАБЕКЯН ЯНА читает стихотворение:

« Бегут быстрее своей тени

Косули, лошади, олени.

На пальцах мчатся во весь дух,

На пальцах есть у них копытца –

Могут от врагов отбиться.

Себя в обиду не дадут,

Их все копытными зовут».

ПАПАДОПУЛУ МАРИЯ расскажет о самом быстром в мире копытном:

Вилорогая антилопа, обитающая в Северной Америке, бежит со скоростью 98 км/ч, при этом вилорог может бежать на высокой скорости значительно дольше гепарда.

— А как вы думаете, могут ли прыгать млекопитающие?

МИРЗАБЕКЯН ЯНА: На втором месте по прыжкам в длину африканская антилопа импала. Она способна прыгнуть на 12 метров в длину.

-К какой группе по способу движения относятся: медведи, кошки, собаки, косули, лошади, олени?

стопоходящие, пальцеходящие и копытные.

Сделаем дополнительную запись в таблице: к способу движения «ходить» добавим –«стопоходящие, пальцеходящие и копытные».

-Почему белка-летяга называется летягой?

Отвечает ДОМБРУГОВ ГЕОРГИЙ : у неё кожистая складка вдоль тела, помогающая планировать в воздухе.

-Как передвигается медведь коала?

-Лазает по деревьям.

Записываем ещё способ движения «лазать» в таблицу.

Рыть. Нырять Летать

движение Парить / стопоходящие

-Как вы думаете, почему я записала способы движения у животных в 3 колонки?

-они обитают в разных средах и приспосабливаются к этим условиям обитания.

-Какие среды обитания вы мне предложите записать в таблицу?

-почвенная, водная, наземно-воздушная

Записываем это в таблицу:

Почвенная Водная Наземно-воздушная

Рыть. Нырять Летать

движение Парить ∕ стопоходящие

Выводы: Большинство позвоночных и членистоногих животных при ходьбе опирается на конечности – ноги; а у насекомых, пресмыкающихся и млекопитающих имеет место разнообразное строение конечностей.

-А что помогает животным совершать такие разнообразные движения?

-опорно-двигательная система, т.е. скелет и мышцы.

Какие способы вы узнали?

-перечисляют согласно записи в таблице.

V. Закрепление. Заключительная часть урока.

Подведём итоги и ответим на некоторые вопросы :

-Что мы сегодня изучали на уроке?

— Способы передвижения живых организмов.

-От чего зависит такое многообразие свойств передвижения?

-Способы движения организмов связаны со средой обитания и являются результатом приспособленности этих организмов к условиям обитания.

-Почему большинство животных ведут подвижный образ жизни, а большинство растений – прикреплённый?

-Растения сами образуют органические вещества (фотосинтез), а животные питаются готовыми органическими веществами– постоянно находятся в поиске пищи.

-Как вы думаете, каких животных больше: плавающих или летающих?

-На планете Земля больше воды, поэтому научиться плавать могут все, если только постараться, а, чтобы летать, необходимо иметь некоторые черты приспособленности: крылья, перья, лёгкий скелет, редукция зубов, воздушные мешки, питание на лету и освобождение кишечника во время полёта.

В чем суть двигательной активности?

Пояснит нам ФОМИН НИКИТА:

Всем известно, без сомненья,

Мы в движенье целый день,

И нам двигаться не лень.

И в природе с нами вместе

Не стоит ничто на месте.

Это равносильно смерти»!

Движение – это ……. В чем значение двигательной активности?

-Движение – это жизнь, это энергия, возможность добыть пищу, ухаживать за потомством, обороняться от врагов, создать семью и т.п.

Вывод: Значит, чтобы жить и наслаждаться всеми прелестями жизни, получать энергию для работы всех органов и систем, необходимо двигаться

Движение не только проявление жизни, но и….

-один из главных способов обеспечения организма энергией,

-взаимодействия с окружающей средой,

-необходимое условие при добыче пищи,

-спасении от врагов и неблагоприятных условий среды ,

расселении и освоении новых местообитаний( миграциях),

Многообразие движений зависит от среды обитания, особенностей строения опорно-двигательной системы.

— Что на уроке оказалось самым интересным?

— Что не вызвало интереса?

— Что вызвало, или до сих пор вызывает затруднение в понимании?

Оценивают свою работу на уроке

какое значение имеет движение в жизни организмов

VII. Домашнее задание

Параграф 16, вопросы к параграфу, творческое задание: нарисовать животное, приспособившееся к жизни во всех средах обитания: почвенной, водной, наземно-воздушной.

Источник

Какое значение в жизни живых организмов имеет движение?

Какое значение в жизни живых организмов имеет движение?

какое значение имеет движение в жизни организмов

К. с помощью движения можно добыть пищу, уйти от хищника, уйти от неблагоприятных условий.

какое значение имеет движение в жизни организмов

Какие особенности расположения и движения Земли в космическом пространстве делают возможным существование на ней разнообразных живых организмов?

Какие особенности расположения и движения Земли в космическом пространстве делают возможным существование на ней разнообразных живых организмов?

какое значение имеет движение в жизни организмов

Какое значение имеет транспорт веществ для многоклеточных живых организмов?

Какое значение имеет транспорт веществ для многоклеточных живых организмов?

какое значение имеет движение в жизни организмов

Какое значение для живых организмов имеет процесс испарение воды?

Какое значение для живых организмов имеет процесс испарение воды.

какое значение имеет движение в жизни организмов

какое значение имеет движение в жизни организмов

Какое значение имеет дыхание для живого организма?

Какое значение имеет дыхание для живого организма.

какое значение имеет движение в жизни организмов

Какое значение имеет обмен веществ в жизни организма?

Какое значение имеет обмен веществ в жизни организма?

какое значение имеет движение в жизни организмов

Какое значение в жизни живых организмов имеет движение?

Какое значение в жизни живых организмов имеет движение?

какое значение имеет движение в жизни организмов

Какое значение имеет транспорт для живых многоклеточных организмов?

Какое значение имеет транспорт для живых многоклеточных организмов?

какое значение имеет движение в жизни организмов

Какое значение имеет транспорт веществ для многоклеточных живых организмов?

Какое значение имеет транспорт веществ для многоклеточных живых организмов?

какое значение имеет движение в жизни организмов

Какое значение имеет транспорт веществ для многодетных живых организмов?

Какое значение имеет транспорт веществ для многодетных живых организмов.

какое значение имеет движение в жизни организмов

В пробірці де сира картопля будуть бульбашки, а там де варена ничого не відбувається.

какое значение имеет движение в жизни организмов

какое значение имеет движение в жизни организмов

Спирохеты, Сальманеллы, Стрептококки, Стафилококки, Цианобакитерии, Хламиды, Спириллы, Кокки, Протеобактерии, Фирмикуты. Распределишь сам(а) или помочь? : ).

какое значение имеет движение в жизни организмов

1 вариант 1) 1в 2б 3а 2) а1 б3 4) 3 5) 3.

какое значение имеет движение в жизни организмов

Чтобы лутше тебе понять вспомни медуз каракатиц одним словом безхребетных они живут благодаря тому что их нее мышцы сокращены тем самым сжимают жидкость.

какое значение имеет движение в жизни организмов

5в 6б 7а 8б 9в 10а ответы.

какое значение имеет движение в жизни организмов

Оптические приборы( лупы, микроскопы) Лотки для раздаточного материала Препарировальные инструменты (скальпели) Пинцеты Доски для работы Лабораторные стеклянные полоски.

какое значение имеет движение в жизни организмов

Растения тоже живой организм. Потому что им тоже как и людям нужен воздух и вода. Растениям тоже нужно дышать и они требуют солнечного света. В организме растения тоже происходит важные процессы для развития как и у людей.

какое значение имеет движение в жизни организмов

какое значение имеет движение в жизни организмов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *