какое значение философии для становления целостной гармонически развитой личности

Философия как учение о целостной личности

Познание для философии не самоцель, а средство достижения цели. Какова она? «Сделать меня равным Богу — вот что обещала мне философия», — писал Сенека. Философия делает человека всемогущим и знающим, как поступать. «Стань рабом филосо&фии, чтобы обрести подлинную свободу», — советовал Эпикур. Может, и не стоит в угоду красивости фразы противопоставлять рабство и свободу. Но Эпикур справедливо отметил, что филосо- фия освобождает от догматов и предрассудков века. Бывает так, что официально санкционированная философия сама догматизи&рована и стала предрассудком, но тем не менее превзойти ее можно только на основе философии.

Идеальный вариант философии представляет собой единство теории и практики, свободы и внутренней устойчивости поведе&ния. Философ имеет дело с основным для человеческой жизни — ее смыслом. Борьба с предрассудками века во имя вечных истин приводит к тому, что философ не чувствует себя в мире как дома и стремится объять все, выходя на границы бытия.

Воспринимая мир как целое благодаря собственной целостно&сти, философ и других хочет видеть такими же. Эта мысль под&спудно живет во всех философских сочинениях. Как философ по&могает другим стать себе подобным? Не просто делая их адептами собственных конкретных идей. Люди должны подняться до любви к мудрости, творить и обладать сильной волей (Сократ, задумав&шись над каким-либо вопросом, мог по нескольку часов стоять босиком в дождь и холод, не двигаясь с места).

Философия выполняет помимо познавательной, мировоззрен&ческой, критической также интеграционную функцию. По отно&шению к науке она выражается в синтезе знания, по отношению к индивидууму — в формировании целостной личности, по отно&шению к обществу и природе — в создании социальной и косми&ческой гармонии.

Невозможно рационально предсказать будущее, можно только обдумать его. Кто хочет увидеть, а не обдумать, должен обратить&ся по другому адресу. Выявление значения философии позволяет лишь надеяться, что эта сфера человеческой деятельности будет продолжать развиваться.

Что будет, если все люди действительно полюбят мудрость и станут целостными личностями? Философия решит свою глав&ную задачу и отомрет как особый род занятий. Все станут филосо&фами, а философствование — обычным делом каждого. Филосо&фия XXI в. может стать метафизикой духовной индивидуальности. В дальнейшем, чтобы выполнить свою миссию, философия, по- видимому, должна становиться все более личностной, в идеале — занятием каждого, посвященным его индивидуально-всеобщим проблемам.

10. В чем проблема будущего философии?

Декарт Р. Размышления о методе // Избр. произв. — М., 1950.

Джемс У. Прагматизм. — СПб., 1910.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых фи&лософов. — М., 1986.

Лосев А. Ф. Дерзание духа. — М., 1989.

Марсель Г. К трагической мудрости и за ее пределы // Самосознание европейской культуры XX века / Сост. Р. А. Гальцева. — М., 1991.

Источник

Ребят, помогите срочно, дайте пожалуйста ответы на 2,3, и 4 вопросы

какое значение философии для становления целостной гармонически развитой личности какое значение философии для становления целостной гармонически развитой личности

2.Философия как учение о целостной личности

Философа характеризует любовь к мудрости и то, что в самых разнообразных жизненных ситуациях он остается верен убеждениям. Так вели себя философы Древней Греции — родины философии. Более свежее определение философии гласит, что это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Здесь схвачена фундаментальная черта философии — стремление к целостному познанию бытия, хотя многие философы и не думали открывать всеобщие законы или вообще считали, что их нет.

Познание для философии не самоцель, а средство достижения цели. Какова она? «Сделать меня равным Богу — вот что обещала мне философия», — писал Сенека. Философия делает человека всемогущим и знающим, как поступать. «Стань рабом философии, чтобы обрести подлинную свободу», — советовал Эпикур. Может, и не стоит в угоду красивости фразы противопоставлять рабство и свободу. Но Эпикур справедливо отметил, что философия

освобождает от догматов и предрассудков века. Бывает так, что официально санкционированная философия сама догматизирована и стала предрассудком, но тем не менее превзойти ее можно только на основе философии.

Идеальный вариант философии представляет собой единство теории и практики, свободы и внутренней устойчивости поведения. Философ имеет дело с основным для человеческой жизни — ее смыслом. Борьба с предрассудками века во имя вечных истин приводит к тому, что философ не чувствует себя в мире как дома и стремится объять все, выходя на границы бытия.

Воспринимая мир как целое благодаря собственной целостности, философ и других хочет видеть такими же. Эта мысль подспудно живет во-всех философских сочинениях. Как философ помогает другим стать себе подобным? Не просто делая их адептами собственных конкретных идей. Люди должны подняться до любви к мудрости, творить и обладать сильной волей (Сократ, задумавшись над каким-либо вопросом, мог по нескольку часов стоять босиком в дождь и холод, не двигаясь с места). Они должны верить в свои идеи и бороться за их осуществление. Лосев в предисловии к собранию сочинений Платона пишет, что Платон привлекает людей на протяжении 2500 лет, скорее, не своей концепцией мира идей, а идейностью в истинном смысле слова. Можно говорить об идеях ради материальных благ, с холодной душой. Сократ и Платон защищали свои идеи со страстностью и отдавали за них свою жизнь. Страстность чувствуется в каждом их слове, и ее ценят даже скептики.

Философия выполняет помимо познавательной, мировоззренческой, критической также интеграционную функцию. По отношению к науке она выражается в синтезе знания, по отношению к индивидууму — в формировании целостной личности, по отношению к обществу и природе — в создании социальной и космической гармонии.
4. 1б 2а 3г 4в

Источник

Философия как учение о целостной личности

какое значение философии для становления целостной гармонически развитой личности какое значение философии для становления целостной гармонически развитой личности какое значение философии для становления целостной гармонически развитой личности какое значение философии для становления целостной гармонически развитой личности

какое значение философии для становления целостной гармонически развитой личности

какое значение философии для становления целостной гармонически развитой личности

Философа характеризует любовь к мудрости и то, что в самых разнообразных жизненных ситуациях он остается верен убеждениям. Так вели себя философы Древней Греции — родины философии. Более свежее определение философии гласит, что это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Здесь схвачена фундаментальная черта философии — стремление к целостному познанию бытия, хотя многие философы и не думали открывать всеобщие законы или вообще считали, что их нет.

Познание для философии не самоцель, а средство достижения цели. Какова она? «Сделать меня равным Богу — вот что обещала мне философия», — писал Сенека. Философия делает человека всемогущим и знающим, как поступать. «Стань рабом философии, чтобы обрести подлинную свободу», — советовал Эпикур. Может, и не стоит в угоду красивости фразы противопоставлять рабство и свободу. Но Эпикур справедливо отметил, что филосо-

Платон. Федон. — 82, с (любое изд.).

фия освобождает от догматов и предрассудков века. Бывает так, что официально санкционированная философия сама догматизирована и стала предрассудком, но тем не менее превзойти ее можно только на основе философии.

Идеальный вариант философии представляет собой единство теории и практики, свободы и внутренней устойчивости поведения. Философ имеет дело с основным для человеческой жизни — ее смыслом. Борьба с предрассудками века во имя вечных истин приводит к тому, что философ не чувствует себя в мире как дома и стремится объять все, выходя на границы бытия.

Воспринимая мир как целое благодаря собственной целостности, философ и других хочет видеть такими же. Эта мысль подспудно живет во всех философских сочинениях. Как философ помогает другим стать себе подобным? Не просто делая их адептами собственных конкретных идей. Люди должны подняться до любви к мудрости, творить и обладать сильной волей (Сократ, задумавшись над каким-либо вопросом, мог по нескольку часов стоять босиком в дождь и холод, не двигаясь с места). Они должны верить в свои идеи и бороться за их осуществление. Лосев в предисловии к собранию сочинений Платона пишет, что Платон привлекает людей на протяжении 2500 лет, скорее, не своей концепцией мира идей, а идейностью в истинном смысле слова. Можно говорить об идеях ради материальных благ, с холодной душой. Сократ и Платон защищали свои идеи со страстностью и отдавали за них свою жизнь. Страстность чувствуется в каждом их слове, и ее ценят даже скептики.

Философия выполняет помимо познавательной, мировоззренческой, критической также интеграционную функцию. По отношению к науке она выражается в синтезе знания, по отношению к индивидууму — в формировании целостной личности, по отношению к обществу и природе — в создании социальной и космической гармонии.

Будущее философии

Невозможно рационально предсказать будущее, можно только обдумать его. Кто хочет увидеть, а не обдумать, должен обратиться по другому адресу. Выявление значения философии позволяет лишь надеяться, что эта сфера человеческой деятельности будет продолжать развиваться.

Что будет, если все люди действительно полюбят мудрость и станут целостными личностями? Философия решит свою главную задачу и отомрет как особый род занятий. Все станут философами, а философствование — обычным делом каждого. Философия XXI в. может стать метафизикой духовной индивидуальности. В дальнейшем, чтобы выполнить свою миссию, философия, по-

видимому, должна становиться все более личностной, в идеале — занятием каждого, посвященным его индивидуально-всеобщим проблемам.

Контрольные вопросы

1. Что дает философия для познания истины?

2. Что такое философская истина?

3. Что отвечали на вопрос о значении для них философии античные
философы?

4. Каково соотношение между философией и метафизикой?

5. Что дает философия для определения смысла жизни?

6. В чем мировоззренческое значение философии?

7. В чем специфика отношения к философии современного человека?

8. В чем различие между философией и тем, что выдает себя за философию?

9. Каково значение философии для становления целостной гармонически развитой личности?

какое значение философии для становления целостной гармонически развитой личности

10. В чем проблема будущего философии?

Рекомендуемая литература

Декарт Р. Размышления о методе // Избр. произв. — М., 1950.

Джемс У. Прагматизм. — СПб., 1910.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — М., 1986.

Лосев А.Ф. Дерзание духа. — М., 1989.

Марсель Г. К трагической мудрости и за ее пределы // Самосознание европейской культуры XX века / Сост. P.A. Гальцева. — М., 1991.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сделаем четыре основных вывода.

1. Философия возникла примерно 2500 лет тому назад в Древней Греции. Отраслью культуры, которая предшествовала ей и на основе которой она возникла, была мифология. Философия взяла у нее свое содержание, т.е. вопросы: каково происхождение и устройство мира? Что такое человек и в чем смысл его жизни? Что такое истина, добро, красота? И другие. Философия взяла самое важное и от других отраслей культуры, предшествовавших ей. Как геометрия на аксиомах, философия зиждется на интуиции, имевшей первостепенное значение для мистики. От искусства философия почерпнула жанр, стиль, воображение и способы передачи чувств. В результате синтеза достижений предыдущих отраслей культуры возникло новое качество — первая в истории рациональная отрасль культуры. В дальнейшем философия вбирала в себя и то, что было характерно для возникших после нее отраслей культуры, в становлении которых она сама играла важную роль: веру — основополагающую черту религии; проверку, лежащую в основании науки; социальный интерес, на котором зиждется идеология.

2. В развитии философии можно выделить три этапа. Первый — античный — этап можно назвать мифологическим, и на нем философия возникает из мифологии в стране с самой развитой мифологической системой — Древней Греции. Второй — средневековый — этап можно назвать религиозным, поскольку в его пределах философия занимается в основном обоснованием религиозных истин. Третий этап, начавшийся в Новое время, можно назвать научным в том смысле, что главной задачей философии становится помощь науке, ставшей лидирующей отраслью культуры. Каждый из этапов делится на три части: становление, создание философских систем, скептицизм по отношению к достигнутым результатам.

3. Результаты философской деятельности можно разделить на
системы, направления, учения, идеи. Философской системой
можно назвать такую концепцию, которая строится на основе

синтеза всего предшествующего материала и отвечает на все основные философские вопросы. В истории философии можно выделить четыре основные системы: объективный идеализм Платона, объективный реализм Аристотеля, субъективный идеализм Канта и субъективный реализм Гегеля. Каждая из них строилась на основе синтеза и модификации предыдущих, так что вместе они представляют собой развивающееся диалектическое целое.

4. Первоначальной формой изложения результатов философского исследования был диалог, воспроизводивший допечатные способы развития философии и достигший расцвета в творчестве Платона. Затем была создана наиболее популярная в философии форма трактата, вершиной которой стали произведения Аристотеля. У практичных римлян в эпоху империи, когда заниматься философией было не столь престижно, да и небезопасно, достигли расцвета такие формы, как письмо и дневник. В Средние века, особенно в арабском мире, были популярны произведения в виде комментария, а также проповедей. В Новое время, когда философия широко преподавалась в университетах, стала обычной публикация курсов лекций, а с появлением научных журналов — публикация статей. В современных условиях используются самые разнообразные формы философских жанров, включая монографии — большие по объему исследования, написанные одним человеком (современный вариант философского трактата), и учебные пособия, одно из которых в ваших руках.

ЛИТЕРАТУРА

Обязательная

Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4 т. — М., 1976. — Т. 1.

Гегель Г. Энциклопедия философских наук: В 3 т. — М., 1975—1977. — Т. 1.

Дао дэ цзин. Лунь юй. Мо-цзы // Древнекитайская философия: В 2 т. — М., 1972.-Т. 1.

Декарт Р. Размышления о методе // Избр. произв. — М., 1950.

Кант И. Пролегомены // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1965. — Т. 4. — Ч. 1.

Платон. Апология Сократа. Критон. Горгий. Пир. Федр. Федон // Соч.: В 3 т. / Под ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. — М., 1968 — 1972. — Т. 1,2.

Секст Эмпирик. Три книги пирроновых положений // Соч.: В 2 т. — М., 1976.-Т. 2.

Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. — М., 1977.

Сократ. Аристипп. Диоген. Эпикур. Демокрит. Пиррон //Диоген Лаэрт-ский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — М., 1986.

Упанишады // Древнеиндийская философия / Сост. В.В. Бродов. — М., 1972.

Фалес. Анаксимандр. Анаксимен. Пифагор. Гераклит. Парменид. Зенон. Эмпедокл. Анаксагор // Фрагменты ранних греческих философов / Сост. А. В. Лебедев. — М., 1989.

Хайдеггер М. Европейский нигилизм. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии / Сост. П.С. Гуревич. — М., 1988.

Дополнительная

Бердяев H.A. Русская идея // О России и русской философской культуре / Сост. М.А. Маслин. — М., 1990.

Бхагавад-гита. — СПб., 1994.

Дхаммапада. — М., 1960.

Лосский И.О. История русской философии. — М., 1991.

Монтень М. Опыты: В 3 кн. — М., 1992.

Соловьев B.C. Смысл любви // Соч.: В 2 т. — М., 1988. — Т. 2.

Фромм Э. Душа человека. — М., 1992.

Швейцер А. Благоговение перед жизнью. — М., 1992.

Юм Д. Исследование о человеческом познании // Соч.: В 2 т. — М., 1965.-Т. 2.

Источник

”Роль Философии в становлении и развитии личности”

какое значение философии для становления целостной гармонически развитой личности

Министерство Образования и Науки Украины

Донецкий Национальный Технический Университет

” Роль Философии в становлении и развитии личности ”

Девиз: ВОСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

ДонНТУ – Донецк – 2004 г.

1. Сущность и жизненный смысл мировоззрения.

2. Место Философии в жизни человека, её мировоззренческая функция.

3. Кризис сознания общества – кризис мировоззрения.

4. Философская культура личности.

5. Две концепции личности.

Человек давно интересует самого человека как объект вечного познания. И наибольшей загадкой в человеке являются его личностные характеристики, свойство подавлять одни импульсы и развивать другие. Во многом этом играет роль темперамент человека, с которым ребёнок буквально приходит в этот мир, но окончательно оформляется темперамент человека к зрелому возрасту и имеет особенность почти не изменяться на протяжении всей жизни, но влияет почти на всё в ней: образ жизни, отношение к миру, его восприятие, выбор жизненных целей, на развитие человека в целом.

Мы часто слышим слова: философия, личность, развитие. А вопрос, то в том понимаем ли мы о чем говорим и есть ли взаимопонимание со стороны других людей. Давайте попытаемся понять, чем же может быть философия, её противоречивая сущность и творчества-искусства и формулы-науки.

Эти вопросы поставлены самой жизнью. Тот или иной вопрос определяет направление жизнедеятельности человека.

В определенные моменты, переломные моменты эпохального значения Философия не столько отвечает на вопросы, сколько задаёт их, вопросы на которые уже давали ответы, но давали «вчера», она же задаёт их «сегодня», а отвечать на них нужно нам с тем, чтобы уже «завтра» задать их снова.

Человек часто становится перед выбором, часто мы не представляем к чему приведет наш выбор, но философское осмысление исторических катаклизмов и знание причин их породивших может дать «козырь» в предсказании последствий того или иного выбора. Житейский опыт и есть то бытийное проявление на мой взгляд этого «козыря» знаний, умение им пользоваться. Давно уже подмечено что именно мелочи могут вести к разгадыванию великих порой истин, загадок. Не каждый видя картину замечает, что же именно на ней изображено, а воспринимает только внешнее но не саму её суть; и более того, замечает не достижения творца, его горения души.

Философия подобна искусству, помогает творчески, более осознанно смотреть на мир привычных, окружающих нас вещей, в противном случае жизнь теряет своё многообразие, краски.

Реальность же философского ответа не столько сам ответ, как цель, а скорее рассмотрения вопроса(проблемы) по новому, в контексте новой эпохи, нового времени. Реальность даёт новый импульс для пытливого ума, возможно даже, стимул к самой жизни, а не существованию на бренной Земле.

Известно широко главное положение Западно-Европейского философа и математика Р. Декарта : «Мыслю, следовательно существую».

А что есть мысль, как не вопрос требующий ответа? Что есть жизнь в мире без вопросов и «сюрпризов», внезапностей, неопределенностей, если у человека не будет вопросов и стремлений, не превратится ли жизнь в жалкое существование, где не просто может быть всё предрешено, но и известно ему заранее. Может смысл жизни намного проще и заключается в жизни ради жизни, в раскрытии тайн созданных нами самими? Не является ли мысль, плод сознания, тем Создателем сущего на нашей планете и тогда личность – качество её творчества. Тогда, наверно, есть предел творчеству, нашего сознания, когда мысль вынуждена приостановиться или сделать скачёк. Не в этом ли и есть ответ на вопрос: что первее появилось на свет яйцо или курица.

В своё время Кант пришел к выводу о существовании границ познания. Он предупреждал об опасности всезнайства, о том, что есть граница между знанием и незнанием. Как бы не натворить чудес для себя? Кант ограничил возможности науки и дал место вере.

Философия призвана правильно решить эти вопросы, помочь преобразовать стихийно сложившиеся взгляды в миропонимании, что является необходимым в становлении личности. Но, как ни странно философия сама является зависимой от личности, и получает развитие вместе с ней. Я не думаю что историю можно понять с помощью какой-либо формулы, её нужно чувствовать, переживать, проникнутся ей. Историю, течение времени человек ощущает довольно остро и поэтому более хорошо её помнит, она для нас более существенна, чем для других живущих среди нас. И имея на руках такую возможность, как оставление после себя памяти-истории, мы подчас абсолютно не воспринимаем уроки прошлого. Наверно ошибка играет не мало важную роль в нашей жизни.

1 Сущность и жизненный смысл мировоззрения.

Каждый человек по-разному воспринимает мир, и наблюдая одну и ту же ситуацию делают различные выводы, абсолютно не похожие по характеру мысли, хотя исходный материал один и тот же, но стремления и жизненный опыт (научная база и практические навыки) различен у всех.

Эти различия приводят к отделению в целом целого, то есть не разрушая основного брать только необходимое для достижения результата, в наиболее простой порой форме. Каждое действие в конкретной ситуации может не согласоваться с мнением собрата, возникает противоречие как же поступить в данной ситуации и множество таких противоречий ведет к развитию на основании пройденного этапа (решенных противоречий), формированию личностных характеристик человека, темпераметра, чувства жизни.

Но откуда эти противоречия, ведь часто они возникают и у очень близких людей, не эгоистичное ли это проявление желания быть первым, лучшим или это «дар» человека более осознанно развиваться.

«Противоречивость обновления философского сознания не только отражает противоречия обновления жизни народа. Она неотъемлемый элемент этой жизни, один из его движителей.»([1] c.9)

Мировоззрение это, на мой взгляд, индивидуальный способ понимания вопроса, сложившийся на основании опыта в решении тех проблемных, вопросных ситуаций с которыми ты имел дело, в среде которых ты вырос, в основном на уровне домашних проблем, более практических, а не проблем общества – высшие цели мироздания.

место человека в нем, на многосторонние отношения человека к миру, самому себе и другим людям, система не всегда осознанных жизненных установок человека, определенной социальной группы, их убеждений, идеалов, социально-политических, нравственных, эстетических и религиозных принципов познания и оценок.

Мировоззрение невозможно без совокупности знаний о природе,

Для характеристики мировоззрения имеет значение пропорциональное соотношение знаний, убеждений, верований, надежд, настроений, норм, идеалов. Не вытекает ли отсюда вывод о личности как о гармонии взаимодействия двух противоположностей по каждой составляющей жизни.

Вот структура мировоззрения её некоторые, основные компоненты выделенные в философии: познавательный, ценностно-нормативный, морально-ролевой и практический.

Познавательный компонент базируется на обобщенных знаниях.

Он включает в себя конкретно-научную и универсальную картину мира. Всякое познание формирует мировоззренческий каркас. Понимание

мировоззрения связывается всегда с философскими взглядами. Любая

философия является мировоззрением, но не всякое мировоззрение философично.

Ценностно-нормативный компонент включает в себя ценности,

идеалы, нормы, убеждения. Главное назначение этого компонента в

том, что бы человек опирался не только на обобщенные знания, но и

мог руководствоваться общественными идеалами.

абсолютная ценность. В религиозном мировоззрении это бог.

В этих ценностях есть обязывающий момент. Нормы являются тем

средством, которое связывает ценностно-значимое для человека с его практическим поведением, предрешает его действия в определенном направлении, для его жизни, выживания в обществе, а не угнетения.

Чтобы нормы, знания, ценности реализовались в практических поступках и действиях, необходимо превращение в личностные взгляды, убеждения, идеалы. Выработка психических установок на возможность действовать. Формирование этой установки осуществляется в эмоционально-волевой составляющей.

типу поведения в определенных обстоятельствах. Мировоззрение

складывается под воздействием социальных условий, воспитания, образования. Мерилом мировоззренческой зрелости личности являются поступки, дела. Это не призыв к самопожертвование во благо человечества, а рациональные действия, учитывающие по-настоящему важные моменты действительности, результатом которых является гармоническое достижение конечной цели, гаранта будущего, а не скачок, под час более ущербный, чем то благо, которое достигли. Гармония должна помогать формированию личность, помогать ей развиваться, а не наоборот

По характеру формирования и способу функционирования можно

К теоретическому уровню, наряду с наукой принадлежит философия, которая претендует на теоретическую обоснованность не только как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний действительности, а также норм, ценностей, идеалов.

Сам собой навязывается вопрос: есть ли человек без мировоззрения? Или мировоззрение без жизни? Как я думаю, это слова синонимичны и не могу существовать раздельно, а только в тесной взаимосвязи с действием сегодняшнего дня.

2 Место Философии в жизни человека, её мировоззренческая функция.

Философия – это также школа рационального мышления и школа поиска истин, умения оперировать понятиями – способ привития определенной интеллектуальной культуры. Философия постает как попытка нахождения способов объединения, способов интеграции науки и научного знания в интеграции научных идей и знания, и в этом конечно её особое место в сфере познания и в сфере современного научного знания.

В век информационной свободы философия на интуитивном уровне помогает человеку ориентироваться в потоке информации и не только что найти и где, а отыскать правду, достоверную информацию. На основании этого выделились некоторые основные мировоззренческие функции философии, влияющие на развитие человека не только как индивида, но как личности с прерогативой свободы в своём выборе пути развития.

Давай те их рассмотрим, для лучшего чувствования философии в нашей жизни и её роль в ней.

Мировоззренческие функции философии:

обобщал историю развития человеческой мысли заключал: «Философия всегда была прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего и насилующего нас со всех сторон мира к миру смысла.» ([3] c.5)

«Философия, конечно, не даёт нам вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти её смысл и укрепить свой дух. Иногда потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести к самоубийствам, наркомании, алкоголизму, преступлениям.»([3] c.5)

ёв приходит к выводу о том, что «безусловно необходимы для жизни человеческой убеждения и воззрения высшего порядка, т. е. такие, что разрешали бы существенные вопросы ума, вопросы об истине сущего, о смысле или разуме явлений, и вместе с тем удовлетворяли бы высшим требованиям воли, ставя безусловную цель для хотения, определяя верховную норму деятельности, давая внутреннее содержание всей жизни. Такие общие воззрения существовали и существуют, и притом в двух формах: религии и философии.»([3] c.6)

«Исходя из уроков прошлого, А. Швейцер заявил: «Для общества, как и для индивида, жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования» » ([3] c. 8)

Исходя из гуманистической функции можно сделать вывод, что философия для человека это не просто напоминание о мире, как о движущемся, но так же и о том, что с этим ему, человеку следует считаться, и познавать познаваемое, а не переделывать мир под себя, сопротивляясь природе, ещё одной великой жизненной силе в этом мире.

Коснемся лишь одного момента – общественного идеала. Вопрос об этом идеале оказывается тесно связанным с вопросом о характере взаимоотношений философии и политического режима. ([3] c.8)

«Общество – это не нивелирование личностей, но именно связь различий. Личность находит в обществе не простое повторение своих жизненных задач, а восполнение своих сил в стремлении к идеалу.» ([3] c.11)

«Значение философии, в том числе требований к познанию, способствуют формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту.» ([3] c.12)

«Одна из главных задач философии – разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека.» ([3] c.14)

«Важным источником мировоззрения и его проблем является бытие индивида, осмысление им своего существования, перспектив своего бытия.» ([3] c.31) «Философия – это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру.» ([3] c.51)

Как видно философия проникла во все сферы жизни, познания, знания людей и я не могу назвать ни одного вопроса которого бы не касалась философия. Вот, например, как понимает философию: « Я всегда так понимал философию, т. е. как способ приобрести свое общественное «Я», всю сумму своих отношений с миром, с другими людьми, с поколениями, с прошлым, с настоящим, будущим. Ту сумму отношений, которая реально не дана. Реально я могу быть кем угодно. Это способ быть человеком, но только посредством мышления, т. е. способ быть самим собой, но так быть самим собой, чтобы одновременно быть включенным в какую-то общую связь, быть со всеми вместе, т. е. это попытка построить своё отношение с другими через свою собственную индивидуальность, быть самому посредником в этих отношениях, а не так, чтобы тебя опосредствовал кто-то другой. Вот как я понимаю философию.» ([1] с.164 )

3 Кризис сознания общества – кризис мировоззрения.

В настоящее время общество замкнулось и находится в состоянии не устойчивой стабильности. И хотелось бы кое-что изменить, но не знаем как и что. Порой задумываешься, неужто те люди, не ко всякому я думаю можно применить термин личность, которые стоят у руля думают только о насущном, замыкаются чуть ли не на животном уровне.

— отчуждение подавляющего большинства населения от участия в управлении, от механизма власти;

— отчуждение рабочих и служащих от результатов их труда;

— отчуждение структуры производства от потребностей населения;

— духовный факт отчуждения;

— мафиозно-экономический слой отчуждения.

«Сущностные характеристики процессов перестройки кроются в таких субьектно-объектных отношениях, как отчуждение и свобода, т. е. противоречие между отчуждением и свободой составляет всеобщее сущностное противоречие процессов перестройки.» И далее: «Постигать специфическую сущность объекта, значит раскрывать противоречие в этой сущности, или сущностные противоречия.»([1] c.12)

В настоящее время открыты большие возможности свободно обсуждать проблемы настоящего, а не выполнять установку административно командной системы. Но надеюсь, слова не являются конечной целью, а призывом к действию? А то ведь в противном случая, говоря одно, а делая другое далеко мы не уедем. Раньше: «Философ почитался за самостоятельность и глубину мысли, за мудрость, обладание обширными знаниями, способность проникать в суть вещей и событий, отличать добро и зло.»([1] c.29) «Противовес этому советский философ: пропагандист и комментатор классических трудов.»([1] c.29)

В постановлении ЦК КПСС «О журнале «Коммунист» в 1986 г. была дана такая оценка состояния философской работы в нашей стране:

«Философская мысль пока ещё во многом погружена либо в прошлое, либо в весьма отдаленные от практики абстракции в ущерб анализу животрепещущих проблем современности. Философия только тогда может эффектно выполнять свои социальные и научные функции, когда она своевременно реагирует на главные события в стране и на мировой арене, на фундаментальные открытия и процессы науки. Она должна давать ответы на волнующие проблемы бытия, духовной жизни, на сложные нравственные вопросы.»([1] c.28)

Но в настоящее время она кажется как раз и подходит к волнующим проблемам бытия, духовной жизни, нравственным вопросам. Уверенно к высшим целям продвигается современный уровень философии. К счастью возвращается морально-этическая ценность не просто слова, а дела. Философское знание проникает во все сферы жизни. Без философского единства истории, науки и общественного сознания будущее не видится лично мне «светлым», во всяком случае последующим поколениям. Но что значит его преодоление? Возможно ли его преодолеть, в силах ли это сделать нам или мы всего лишь марионетки в руках искусного кукольника?

«Внимательное прочтение «Критики чистого разума» И. Кант обнаруживает в этом произведении в неявной форме вопрос: как возможна свобода человека? Человек – не просто трансцендентное единство апперцепции, но личность, обретающая предикат свободы, понимание долга и силу для того, чтобы ему следовать. Назначение философии – способствовать интеллектуальному самоопределению личности, формировать теоретический и практический разум человека.» ([1] c.204)

Философия призвана помочь «раскрыть талант», «предъявить себя миру», т. е. не отказ от теоретического, от рефлексии, а «выйти прямо к правде поступка» ([1] с.150)

Предметом раздумывания философов с древнейших времен являлся и сам человек, его ум, чувства, язык, мораль.

Философия теоретически сформулировала мышление, как система

самых общих взглядов на мир и место человека в нем. В центре философии находится человек в его соотношении с природным и социальным миром.

Поиск истин бытия, является чуть ли основной задачей философии.

В свое время Кант сформулировал три вопросы, которые имеют

принципиальное значение для философии: что я могу знать, что я

должен делать, на что я могу надеяться. Эти вопросы отражают 3 типа отношений человека к миру: познавательное (гносеология), практическое (праксиология), ценностное (аксиология).

Кант считает, что эти три вопроса сведены к четвертому, «Что есть человек?» Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, их которой можно научиться тому, чтобы быть человеком.

Пока человечество этого не добилось.

В центре внимания философии находится человек с его природным и социальным миром. Что имеется ввиду?

1.Человечество не как объект в философии, но как субъект

2. Философия рассматривает человека не просто как субъект,

но человека в его отношении к миру.

Она должна определять то конкретное и уникальное место, которое занимает человек в универсуме бытия. Без общей мировоззренческой установки невозможна никакая активно-творческая деятельность человека.

3.Философия должна ответить на центральный вопрос, возникающий при рассмотрении отношения человека к миру, на основании вопроса философии о первичности объекта или субъективности бытия.

— о формах отражения субъектом мира объектов;

— О способах истинности субъективного образа объективного

4.Философия должна освободить человеческий ум от скрытых в

нем препятствий к адекватному восприятию мира, т. е. выполнить

миссию методологического чистилища для ищущего себе верную дорогу

опытного и вообще частнонаучного знания.

5.Философия должна обосновать свой предмет как универсальный

стержень процесса познания вообще.

4 Философская культура личности.

Философское знание должно нести для личности не только что-то безличностное, а вместе с тем и бытийный эквивалент его.

Когда-то слово берегли и применяли очень экономно. Слову верили, на его смысл надеялись. В наше же время все чаще слышен пустой поток слов, пропитанный жаргонными выражениями и не несущий ничего ценного, дети не ценят культуры речи. Или такие отношения, когда просто пренебрегают общением, замыкаясь в себе, рушатся семьи, не говоря уже о бесчинствах на антиморальном уровне.

Безответственная жизнь без настоящих, самоотверженных порывов к так называемому «светлому будущему» замыкает человеческую сущность, как «человек разумный» он уже не существует замыкаясь на бытийных началах, примитивного бытия.

«Под философской культурой личности понимается овладение определенным кругом философских знаний и умение применять эти знания в повседневной, профессиональной и общественной деятельности.»([9] с.44)

Для повышения культуры личности философия решает такие задачи как:

— задача расширения сознания;

— задача формирования навыков критического мышления;

— задача формирования самобытной личности.

Задача расширения сознания возникает в силу действия факторов, способствующих сужению сознания. Сужение сознания – это постоянная концентрация внимания исключительно на одном предмете или теме и рассмотрение всех других вопросов только сточки зрения того, какое они имеют значение для данного предмета или темы. Это позволяет человеку добиваться успехов в своей профессиональной деятельности. Но оно обедняет его внутренний мир, делает его односторонним и искаженным; чтобы нейтрализовать отрицательные последствия сужения сознания необходимы сознательные усилия. В частности, необходим широкий кругозор, выходящий за рамки того, что непосредственно связано с профессией или текущими заботами.

Жизнь человека невозможна без общения с другими. В общении человек выступает не только как профессионал специалист, но как целостная личность. Для полноценного общения необходимо уметь понять другого человека, необходим навык мысленной постановки себя на точку зрения другого и умение рассматривать себя с дистанции. Помочь в решении этой задачи могут именно навыки философского мышления.

Задача формирования самобытной личности прямо связана с особенностями философского знания, в частности с его обращёностью к глубинам души человека и к духовным основам его бытия.

Изучению философии, как и всякому занятию, претендующему на серьёзность и основательность, должны сопутствовать верное чувство и сосредоточенная мысль, независимые от постоянно меняющихся людских мнений. Такое изучение означает движение по пути осознанного и самостоятельного выбора, духовного испытания, без которого личность не состоится.

Изучение философии призвано формировать искусство жить в заведомо не совершенном мире. Жить, не утрачивая личностной определенности, индивидуальной души и общечеловеческой духовности.

Изучение философии способствует умению концентрироваться. Личность не возможна без внутренней собранности. Собрание собственной личности родственно самоочищению. О нем писал, опираясь на древние источники, русский философ П. Флоренский: «Очищение себя или само исправление требуется для собрания всего существа в сердце, для внутреннего оплотнения около сердца всех сил духа,- умом, волею и чувством. Собрание ума в сердце есть внимание, собрание воли – бодренность, собрание чувств – трезвление».”([9] с.48 )

Ведь человек не живет вне общества, человек является человеком только в обществе, а общество должно развиваться. Личность, становится личностью только тогда когда на аргументированной почве жизненного опыта делает героический вызов общественному мнению и продвигает свою мысль к творческому воплощению. Подвергая сомнению тот или иной предмет, мы делаем толчок к продвижению нашего знания к новым вершинам.

История играет неоспоримую роль в становлении и развитии личности и философского знания. История является стержнем философии, история – это книга циклов, спираль цепочки циклов, история показывает развитие, развитие циклично, лишь уровень вопросов различен. История должна быть достоянием будущего. Специфика философского знания во многом обязана истории, её существованию, философские методы познания прошли долгий путь веков и через многие двери явилась нам: «… идеи мыслителей прошлого…возможные точки зрения других людей.» Это достояние предков. Современный человек должен взять и … поставить под сомнение, чтоб в свою очередь начать двигаться дальше в своем развитие.

«Ведь предмет философии – это проблема, которая связана с историей развития самой философии. В истории развития философии часто уделялось внимание к человеческой личности, а это внимание к проблеме человека в целом» ([4] с.190»).

Осуществляемый в настоящее время переход цивилизации в информационное общество резко повысило роль человеческой индивидуальности, творческого начала в человеке в развитии всех сфер общества.

Философия, прежде всего, учит нас мудро прожить жизнь и с достоинством завершить её.

Не каждый человек становится личностью, окружающий нас мир, мир материи дает нам предметы, которые познаваемы, а познаются они, только когда мы размышляем о них, философия дает нам обобщение знания познания, аппарат познания. Познание есть движение, так как обобщает исходное знание. Через познание мы приходим к выводам, временами требуется мужество в принятии любого обоснованного разумом вывода, полного отказа от иллюзий.

Личностная характеристика человека заключается в умении мыслить, стремлении к познанию, движению, развитию, ответственности за принятый вывод. Ответственность лежит в основе характера человека. Личности присуще стремление к самосовершенствованию, отсюда следует и развитие характера, также привычек. Умение работать над собой, контролировать животные рефлексы, работа над собой, рациональное стремление к высшему и лучшему составляют личностные качества. В настоящее время возникают такие проблемы как насыщение рынка устаревшей аппаратурой, такой как компьютеры, все стремятся купить лучше, круче, дороже, но абсолютно не заботятся о ценности данного приобретения, о его пользе для тебя как пользователя, большинство функций не только не используются, а являются не замеченными и абсолютно не нужными для человека работающего за компьютером, а не для такового.

«Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом.»

Философия же учит нас мыслить, побуждает к размышлению, помогает нам подчас увидеть не только внешний мир, мир материи, но и внутренний, духовный, сущностный. Философия всегда была учением о первопричинах или о первосущностях ( Аристотель, Декарт, Гегель).

С помощью философии человек приоткрывает тайны мира.

Тайна – это то, что ещё не познано, но принципиально познаваемо.

Человек учится всю жизнь, накапливая знания и опыт в решении задач, но получая знания (не полные, ограниченные), соответственно не всегда получает и ответы на все вопросы связанные с решением задачи, но также часто простая перефразировка той же задачи ставит человека в тупик, вот здесь и проявляются качества настоящей личности – развиваться.

«…Человек губит свой талант, если пишет хуже, чем он может писать.»

Личность при получении нового «кусочка» знания старается это знание расширить, не узнать ответ, а самому прийти к нему, чтоб всесторонне узреть сущность знания, а не только математическую формулировку, которая в основном выводилась для конкретного идеализированного случая.

Считается, что только тогда ты знаешь материал, когда сумел обучить другого.

«Если вы владеете знанием, дайте другим зажечь от него свои светильники.»

Личность не только движется к чему-либо, личность задает направление, направление развития мысли, науки, общества в целом. Личность не просто накапливает знание, личность выдает знание в новом качестве.

И философия является основополагающим звеном в этом цикле: «Я думаю, что личные интенции, которые всегда есть в философской деятельности, роднят философию с искусством, но отличает её от искусства то, что она не просто выражает своё личное «Я», а претендует на его осознавание.»([1] с.171)

Развиваясь в согласии с диалектическим мировоззрением личности не дают замкнутся обществу на уровне быта, повседневных забот.

Хорошо организованный ум и твердые нравственные устои совместно с крепкими нервами (контролем чувств) являются одними из основных характеристик личности.

«Образованный человеку не тот, кто много читает, а тот кто приобрел систему чтения, не отрывки, не крохи знания, а систему связанных между собой знаний.»

Личность это не ограничение, это самоцель, свобода и независимость человека от человека (в первую очередь), а также от всего внешнего мира.

Нужда в философском обосновании разных типов деятельности в самых различных сферах духовной и практической жизни существует лишь в особого типах общества, в особого типа культурах, которые динамичны, развиваются и в которых поэтому существует простор для творчества, для поисков, для принятия самостоятельных решений, в которых недостаточно что-либо принимать на веру, а необходимо это обосновывать.

Философствование же – это прежде всего способ исследования, способ анализа, способ размышления. Для общества, нуждающегося в философствовании, характерны динамизм, демократичность и саморазвитие.

В настоящее время существует 2 концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика человека и личность как его сущностная характеристика.

Первая концепция опирается на понятие социологической роли человека. Эта концепция однако не позволяет раскрыть внутренний мир человека, фиксируя только его внешнее поведение, которое не всегда отражает сущность человека.

А ведь именно внутренний мир столь многообразен и неповторим, как и свободен и непредсказуем. На мой взгляд именно внутренняя сущность человека находит отражение во внешних проявлениях поведения и поступка, хотя конечно замкнутость и чрезмерная колебательность могут абсолютно изменить внешнее проявление внутреннего содержания. Искоренение этого и является задачей человека на пути становления личности в характере (сильном и духом и поступком).

Личность формируется в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формирование ее в сущности есть процесс социализации индивида. Этот процесс требует от человека продуктивной активности, выраженной в постоянной корректировке своих действий, поведении, поступков. Это вызывает необходимость развития способности, самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг которого складывается неповторимая специфика личности.

Главным результирующим свойством личности является мировоззрение. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное мировоззрение, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность.

Слово характер как правило означает меру личностной силы, т. е. силу воли. Люди с сильной волей обладают сильным характером. Признается, что великим характером обладает тот, кто своими поступками добивается великих целей, соответствуя требованиям объективных, разумно обоснованных и социально-значимых идеалов. Если же характер человека разменивается на пустые и мелкие цели, то он переходит в упрямство.

Без воли невозможны ни нравственность, ни гражданственность, невозможно вообще общественное самоутверждение человеческого индивида как личности.

Особым компонентом личности является ее нравственность Социальные обстоятельства нередко приводят к тому, что человек, поставленный перед выбором, не всегда следует самому себе, этическому императиву своей личности. И только высоконравственные личности испытывают глубокое чувство трагизма от сознания своей “не личности”, т. е. неспособности совершать то, что диктует сокровенный смысл “Я”.

Индивидуальность не есть абсолют. Она изменяется и одновременно остается неизменной на протяжении жизни человека.

Как видно в данной работе философию давно занимает проблема познания человека и конечно такового как личности. Сам поиск и осознание роли философии в развитии и становлении личности побуждает нас ещё раз переосмыслить и понять жизненные позиции, что показывает широту самой проблемы для каждого из нас, или, почему она выступает собственно проблемой? Это уже проблема-вопрос, цель которого поддерживать и всё более разжигать в нас огонь познания. Но познавая, в тоже время не подходить к ответу, а отчётливее узреть его, его многогранность и красоту загадки и тем самым что ли отдаляться от него, как решения, но в тоже время всё более стремится к его решению, пытаясь слиться с ним в единое целое, пережить это в самом себе.

Личность не имеет краткого определения, она многообразна и является на мой взгляд тем не просто идеалом, а скорее стремлением к таковому на всём жизненном пути индивида. Философия же играет роль проводника на этом пути показывая двери, которые вправе открыть только мы сами, и видим за ними только то, что хотим увидеть. Хотя конечно философия является мощным орудием познания познаваемого, не каждый может осознанно им воспользоваться это требует огромных не только умственных, но и душевных затрат и конечно долгой осознанной работы самим человеком над собой. В современном обществе находится огромный потенциал к самосовершенствованию, развитию, что даёт основание полагать что человечество ещё не готово уйти с мировой арены, как вид являющийся наиболее развитым в научном отношении, но не в жизненном и восполнит потери прошедшего. И философия призвана в этом помочь нам. Помочь возвысится нам над нами самими, понять жизнь не с мерок физической сущности, но с сознательным равновесием духовного начала. Войти в резонанс с природой, окружающим нас многообразием жизни.

1. «Философское сознание: драматизм обновления». М. «Мысль» под. ред

2. «Слово о книге (афоризмы, изречения, литературные цитаты).» изд. «Книга» Москва 1981г. гл. ред. 3-е издание.

4. «Философия» Ростов н/Д Феникс 1998г.578с. под. ред.

5. «Введение в философию.» Ч.1 М., 1989.

6. «Философия и жизнь.»

7. «Понятие Философии. Взаимоотношение философии и

8. «Научное мировоззрение.» под. ред

9. «Основы Философии (от классики к современности)» М. Изд. торговый Дом ГРАНД-ФАИР ПРЕСС под. ред.

11. «Несколько слов о настоящей задаче философии» //»Сочинение в двух томах» т.1 М., 1989г.

13. «Об общественном идеале» М.,1997

14. «Введение в Философию» под. ред. 2-е издание 2003г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *