какое животное в сказках считается олицетворением хитрости 4 буквы
л и с а
какое животное хитрым считают?
• Хитрая хищница с пушистым хвостом
• Животное,разводимое для получения ценного меха
• Лисица, млекопитающее семейства псовых
• Хитрый, льстивый человек
• алиса из сказки Толстого
• алиса, подруга кота Базилио
• алиса, товарка Базилио
• животное, наиболее часто фигурирующее в баснях
• животное, разводимое для получения ценного меха
• зверь на гербе Тотьмы
• зверь по имени Алиса
• коварный зверь в сказках
• кто просил: «Спой, светик, не стыдись»
• кто ранил Серую шейку
• кто ранил Серую шейку из рассказа Мамина-Сибиряка
• кто у вороны сыр утащил
• кто учил волка ловить рыбу
• кума из русских сказок
• огневка в мире животных
• от нее Колобок не убег
• охотница до курятины
• патрикеевна из сказок
• последней видела Колобка
• птичница в рыжей шубке
• пушистая Алиса, но не актриса
• рыжая бестия в сказках
• рыжая бестия из русских сказок
• рыжая обманщица ворон и колобков
• рыжая проказница (сказ.)
• рыжая проказница в сказках
• рыжая хитрюга в сказках
• с развитием в Японии торговли и денежного обращения, бывший покровитель земледелия — Инари, стал почитаться божеством приносящим удачу в торговле, а какое же животное служило олицетворением этого бога
• символ браузера Firefox
• собеседница вороны с сыром
• та, которую зовут Патрикеевной
• у нее на носу пел песенку Колобок
• хитрый, льстивый человек
• хищник семейства псовых
• хищник, которого можно поймать при помощи беркута
• чья голова у Кикиморы
• укушенная осой в сказке про Айболита
• с развитием в Японии торговли и денежного обращения, бывший покровитель земледелия — Инари, стал почитаться божеством приносящим удачу в торговле, а какое же животное служило олицетворением этого бога?
• замаскированный в лесу радиопередатчик, периодически подающий кратковременные сигналы
• рыжая зимняя рыбачка (сказочное)
• сказка Толстого АН
• «за деревьями, кустами, промелькнуло быстро пламя. Промелькнуло, пробежало, нет ни дыма, ни пожара» (загадка)
• зверь на гербе Салехарда
• она во сне кур считает
• с головой какого зверя изображалась Кикимора?
• кто ранил Серую шейку из рассказа Мамина-Сибиряка?
• на кого охотится фоксхаунд?
• «пришла из лесу птичница в рыжей шубке кур подсчитать» (загадка)
Какое животное в сказках считается олицетворением хитрости?
В русских- народных, лиса прочно удерживает первую строчку по степени хитрости, обводя вокруг пальца, как жителей ближайших населенных пунктов, так и соседей по лесной чаще- волков, медведей и прочих представителей фауны. в американском фольклоре- братец кролик блистает острым мышлением и хитрыми приемами.
Особенно часто говорится об отношениях лисы и волка : то лиса научила волка хвост в прорубь опустить, то ехала на нём («битый небитого везёт»), то, съев масло, тут же свалила всё на волка.
Лиса и мужика обманула, притворилась мёртвой, а по дороге перекидала из саней на дорогу всю рыбу.
Лиса и медведь, лиса и петух, лиса и заяц, лиса и колобок. И везде лиса хитрит и обманывает.
Это конечно же миф.
Лиса не хитрее и не дурнее всех других животных живущих в дикой природе, и даже иногда лисы, особенно молодёжь сеголетки, просто поражают своей неосторожностью когда бегают и мышкуют по обочинам автотрасс, время от времени перебегают дороги, вот и попадают под колёса, больше их гибнут под колёсами автомобилей только ежи, другие звери таким образом погибают гораздо реже.
Скептически к «хитрости лисы» относятся и охотники, она может водить своего преследователя по кругу, но может и вдруг отвлечься на писк мыши, начнёт мышковать и забыть о охотнике.
А хитрость лисе приписана, что скорее всего, из-за её лукавой мордочки.)
Выбор авторами эмблемы, специалистами по геральдике, этого животного было отнюдь не случайным
Летучая мышь – эмблема, которая объединяет всех действующих и отставных разведчиков, это символ единства и исключительности.
Почему так? Объясняю:
Зайцы зачастую водят охотников (как людей, так и хищных зверей. и тех же лис). Особенно зимой. Убегая, они нарезают большущий круг, а по завершению его спрыгивают в сторону. Прыжок от страха у них большой в эту сторону получается. Пока охотящиеся за зайцем поймут, что по кругу ходят, от него уже и след простынет.
Почему такая хитрость? И на этот вопрос ответ простой: А жить-то хочется. А другого способа выжить у зайца просто нет. У него нет ни ружья, чтобы отстреливаться, ни клыков с с рогами, чтобы отбиться. Хотя. в Брестской области был случай, когда заяц напал на охотника. После выстрела в него, заяц кинулся на охотника, не дав ему времени на перезарядку ружья, прокусил ему сапог с ногой и был таков, пока охотник был в шоке от произошедшего.
Какое животное в сказках считается олицетворением хитрости? Русская литература
1 ответ(а)
В сказках о животных действует много самых разнообразных животных. Так уж повелось в народе, что каждое животное олицетворяло те черты характера, которые были свойственны людям или те, которыми человек хотел бы обладать.
А лиса в живой природе очень осторожное и хитрое животное. Лисичка умело запутывает следы, очень толково выслеживает свою добычу. Ей удаётся безнаказанно уйти от преследований, потому что она неуловима. Поэтому именно этому сказочному персонажу свойственны хитрость и лукавство. Да и сам внешний вид лисы свидетельствует о том, что она хитро улыбается, виляет хвостиком, очень осторожно передвигается, почти стелется по земле.
Если провести наблюдение, то во многих странах именно хитрым и коварным, смелым и красивым лесным зверем. Охотники рассказывают невыдуманные истории о том, что лисе свойственно при опасной ситуации притворяться мёртвой. Все её коварства возможно объяснить: она поступает так, чтобы спасти себя, чтобы прокормить своих лисят.
Поэтому, как можно не любить эту красавицу, хотя и обманщицу, изворотливую хитрую обладательницу шикарной рыжей шубки?!
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Какое животное в сказках считается олицетворением хитрости?
Какое животное в сказках считается олицетворением хитрости?
Какое животное в сказках считается олицетворением хитрости?
Животные в сказках – образы и прототипы, а также их различия
Каждое племя охотников вело свою родословную от определенного животного или растения — тотема, который считался родным для каждого члена общины. Эта вера в зверей-покровителей легла в основу сказок о летающих конях, волках-помощниках и рыбах, исполняющих желания.
Во многих сюжетах фигурирует чудище, которое пожирает людей.
Победить его под силу лишь избранному герою.
В сказке «Иван Попялов» сохранился такой характерный для славянского фольклора эпизод: «Побивши змеевых дочек, Иван Попялов поехал с братьями домой — уж летит за ними змеиха, раскрыла рот от земли до неба и хотела Ивана проглотить. Иван и братья кинули ей три пуда соли. Она проглотила ту соль, подумав, что это Иван Попялов, а после, как распробовала ту соль и увидела, что это не Иван, так бросилась снова в погоню».
Сравнив этот мотив и описания жизни диких племен, Владимир Пропп пришел к выводу, что сказки о чудовищах сохранили некоторые подробности древнейшего обряда инициации, который проводили в первобытных обществах над юношами-охотниками. Центральной частью обряда было поглощение испытуемого неким животным, чаще всего змеем.
Одна из форм (этого обряда — Прим. ред.) состоит в том, что посвящаемый пролезал через сооружение, имевшее форму чудовищного животного.
Там, где уже сооружались постройки, это чудовищное животное представлено особого рода хижиной или домом… Там, где еще нет никаких построек, делается сооружение иного типа.
Так, в Австралии змею изображало извилистое углубление в земле, высохшее русло реки, или делали навес, а впереди ставили расколотый кусок дерева, изображающий пасть.
. Пребывание в желудке зверя давало вернувшемуся магические способности, в частности власть над зверем. Вернувшийся становился великим охотником.
Чтобы приобщиться к тотемному животному, стать им и тем самым вступить в тотемный род, нужно быть съеденным этим животным.
Владимир Пропп, «Исторические корни волшебной сказки»
По мнению Проппа, со временем появился обычай разжигать костер внутри таких чудищ.
А освобождение охотника из утробы монстра символизировало победу над зверем.
О встрече героя со змеем рассказывают не только сказки, но и былины («Добрыня и Змей»), легенды (уральские легенды о Царе-Полозе) и даже жития святых.
Святой Георгий Победоносец, поражающий змея, изображен на гербе Москвы.
Победил змея и блаженный князь Петр Муромский.
Сюжет о Петре и Февронии сложился в Средние века под влиянием европейских легенд о Тристане и Изольде, где также упоминался летающий змей.
Даже в более древних текстах Священного Писания можно найти архаичный мотив проглатывания святого.
Так, ветхозаветного пророка Иону проглотил кит, в чреве которого пророк провел три дня и три ночи.
Наряду со змеями в волшебных сказках всего мира фигурируют орлы и кони.
Разные народы следовали особому обряду кормления орла.
Птицу брали в дом, ухаживали за ней, а затем убивали.
Таким образом орла отсылали к духам, чтобы он замолвил словечко за добрых людей, которые так хорошо о нем заботились.
«Не стреляй меня, царь-государь! Возьми лучше к себе да прокорми три года; в некое время я пригожусь тебе!» — говорит орел герою сказки «Василиса Премудрая и Морской царь».
После того как царь откармливает орла, птица относит его «за тридевять земель» — то есть в потусторонний мир.
Похожую функцию выполняет и конь: в русских сказках он часто имеет крылья и может перемещаться между мирами.
В сказке «Сивка-бурка», очень уж похожей на Ершовского «Конька-Горбунка», Иван-дурак получает волшебного коня от умершего отца, переночевав на родительской могиле: «Старик свистнул-гайкнул богатырским посвистом: «Сивко-бурко, вещий воронко!» Сивко бежит, только земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом». Исследователи считают, что «сивый» конь на самом деле был белым, с синим отливом. Белых лошадей приносили в жертву древние греки.
Особое отношение к коням этой масти было и у сибирских шаманов.
Второй по частоте упоминания цвет волшебного коня — рыжий или красный, подчеркивающий связь с огненной стихией. В сказке «Иван Сученко и Белый Полянин» из трех коней именно рыжий доставил героя из потустороннего мира домой: «Припалил рыжую шерсть — бежит рыжий конь, из-под копыт шматья летят, изо рта пар пышет, из ушей дым валит. «Скоро ль ты меня на тот свет вынесешь?» — «Плюнуть не успеешь!» Сел на того коня и очутился на своей земле».
Исследователи проводят параллель между таким сказочным конем, у которого идет «дым из ноздрей», и ведическим богом огня Агни, который мог принимать облик коня.
Позднее «родство» людей и животных из сказок исчезло.
Так, в «Емеле-дураке» («По щучьему веленью») главный герой уже заключает с волшебной щукой договор: отпускает ее на свободу, а она исполняет его желания.
Сюжеты, где герой выручает животных из беды, за что они впоследствии благодарят его, считаются наиболее поздними, так как, по выражению Владимира Проппа, «сказка вообще не знает сострадания»
Более поздние фольклорные сказки полностью сосредоточились на человеке. Животные в них стали появляться лишь эпизодически.
Появление различных персонажей в русских сказках о животных изначально обусловлено тем кругом представителей животного мира, который характерен для нашей территории.
Поэтому закономерным является то обстоятельство, что в сказках о животных мы встречаемся с обитателями лесов, полей, степных просторов ( медведь, волк, лиса, дикий кабан, заяц, ёж и т. д. ).
В сказках о животных животные сами являются главными героями- персонажами, а отношения между ними определяют характер сказочного конфликта.
Наблюдая за составом животных, выступающих в качестве действующих персонажей в животном эпосе, я отмечаю преобладание диких, лесных животных.
Это – лиса, волк, медведь, заяц, и птицы: журавль, цапля, дрозд, дятел, ворона.
Домашние животные появляются в соединении с лесными, а не как самостоятельные или ведущие персонажи. Примеры: кот, петух и лиса; овца, лиса и волк; собака и дятел и другие.
Ведущими персонажами, как правило, являются лесные животные, домашние же животные играют подсобную роль.
Сказки о животных строятся на элементарных действиях.
Сказки построены на неожиданном для партнёра, но ожидаемом слушателями конце.
Отсюда шуточный характер сказок о животных и необходимость в хитром и коварном персонаже, каким является лиса, и глупом и одураченном, каким у нас обычно является волк.
Итак, под сказками о животных будут подразумеваться такие сказки, в которых животное является основным объектом. Действующими лицами являются только одни животные.
В сказках волк глуп, его легко обмануть.
Нет, кажется, такой беды, в какую бы ни попал этот незадачливый, вечно избиваемый зверь.
Так, лиса советует волку ловить рыбу, опуская хвост в прорубь.
Козёл предлагает волку разинуть пасть и стать под гору, чтобы он мог впрыгнуть в пасть.
Козёл опрокидывает волка и убегает (сказка «Волк-дурень»).
Образ волка в сказках вечно голодный и одинокий.
Он всегда попадает в смешное, нелепое положение.
В многочисленных сказках выведен и медведь: «Мужик, медведь и лиса», «Медведь, собака и кошка» и другие.
Образ медведя, оставаясь по-прежнему главной фигурой лесного царства, предстаёт перед нами медлительным, доверчивым неудачником, часто глупым и неповоротливым, косолапым.
Он постоянно хвастает своей непомерной силой, хотя с толком применить её может не всегда.
Он давит всё, что попадает ему под ноги. Его тяжести не выдержал и хрупкий теремок – дом, в котором мирно жили самые разные лесные зверюшки.
Обычно в сказках медведь не умён, а глуп, он воплощает в себе большую, но не умную силу.
Сказки, в которых действуют мелкие звери (заяц, лягушка, мышь, ёж), преимущественно юмористические.
Заяц в сказках скор на ногу, несмышлён, труслив и боязлив.
Ёжик медлительный, но рассудительный, не поддаётся на самые хитроумные уловки своих противников.
Мысль сказочных историй о зверях переходит в пословицы.
Лисица со своими сказочными чертами плутовки, хитруньи-пройдохи предстала в пословицах: «Лисица хвоста не замарает», «Нанималась лиса на птичий двор беречь от коршуна, от ястреба».
Глупый и жадный волк тоже перешёл из сказок в пословицы: «Не клади волку пальца в рот», «Быть тебе волком за твою овечью простоту».
А вот пословицы о медведе: «Силён медведь, да в болоте лежит», «Ругают медведя, что корову сожрал, а не права и корова, что за поле ходила», «В медведе думы много, да вон нейдёт».
И здесь медведь наделён огромной, но неразумной силой.
В сказках постоянная борьба и соперничество зверей. Борьба, как правило, кончается жестокой расправой над противником или злой насмешкой над ним. Осуждаемый зверь часто попадает в смешное, нелепое положение.
Прототипы сказочных героев.
А теперь мы рассмотрим повадки и образ жизни настоящих животных.
Я руководствовалась книгой «Жизнь животных» немецкого зоолога Альфреда Брема.
Благодаря живым описаниям «образа жизни» и «характера» животных, труд Брема стал для многих поколений лучшим популярным руководством по зоологии.
Так вот он отрицает преимущественную хитрость лисы и утверждает исключительную хитрость волка.
Волки охотятся не в одиночку, а сообща.
Они бродят обычно небольшими стаями по 10-15 особей.
В стае соблюдается строгая иерархия.
Вожак стаи почти всегда самец (волк-«альфа»).
В стае его можно узнать по приподнятому хвосту.
Среди самок также есть своя волчица-«альфа», которая обычно идет впереди вожака.
В моменты опасности или охоты вожак становится во главе стаи.
Далее на иерархической лестнице располагаются взрослые члены стаи и одиночные волки.
Ниже всего стоят подросшие волчата, которых стая принимает только на второй год.
Взрослые волки все время проверяют силу вышестоящих волков.
В результате, молодые волки, взрослея, поднимаются выше по иерархической лестнице, а стареющие волки опускаются все ниже.
Столь развитая социальная структура значительно повышает эффективность охоты.
Волки никогда не подстерегают добычу, они загоняют ее.
Преследуя добычу, волки разделяются на небольшие группы.
Добыча делится между членами стаи соответственно рангу.
Старые волки, не способные участвовать в совместной охоте, следуют за стаей в отдалении и довольствуются остатками ее добычи.
Остатки пищи волк зарывает в снег, а летом прячет про запас в укромном месте, куда позже возвращается, чтобы доесть несъеденное.
Волки имеют очень острое обоняние, улавливающее запах на расстоянии 1,5 км.
Волк – существо хищное, хитрое, умное, изворотливое, злое.
Волки — отличные охотники, неутомимые бегуны и всегда найдут себе добычу в лесу. Недаром говорят: волка ноги кормят.
Вот и рыщет он по полям, по лесам — где мышкой поживится, где зайчишку глупого схватит, где тетерева поймает.
Здоровый-то тетерев от серого улетит.
Другое дело — больной. Жалко, конечно, птицу, но ведь ей все равно не жить, а больная, она заразит своих сородичей, тогда уж не один, а сотни тетеревов погибнут.
Поэтому волка называют санитаром леса.
Когда я изучила материал о повадках лисы, то я нашла некоторые сходства со сказочной лисой.
Например, настоящая лиса, как и сказочная, любит наведываться в курятник.
Она избегает глухих таёжных лесов, предпочитая леса в районе сельскохозяйственных угодий.
И норку себе ищет уже готовую.
Может занять нору барсука, песца, сурка. Хвост лисицы тоже упоминается в сказках. И действительно, пушистый хвост можно считать её особенностью.
Лиса действует им как рулём, делая резкие повороты во время преследований.
А ещё она им укрывается, свернувшись во время отдыха клубочком и уткнув нос в его основание.
Оказывается, в этом месте расположена благоухающая железа, издающая запах фиалки.
Предполагают, что этот пахучий орган благоприятно влияет на обаяние лисицы, но точнее его назначение пока остаётся невыясненным.
Реальная Лисица-мать охраняет лисят и не подпускает никого близко.
Если, например, около норы появится собака или человек, то лисица прибегает к «хитрости»- старается отвести их от своего жилища, завлекая за собой.
А вот герои сказок журавль и цапля. О не сказочном, настоящем сером или обыкновенном журавле в книге А. Брема «Жизнь животных» говорится: «Очень чуток журавль к ласке и обиде – обиду он может помнить месяцы и даже годы». Сказочный журавль наделён чертами реальной птицы: ему и скучно, он памятлив на обиду.
О цапле в этой же книге говорится, что она злобна и жадна.
Это объясняет, почему цапля в народной сказке думает прежде всего о том, чем будет её кормить журавль.
Она зла, как настоящая, не сказочная цапля: недобро приняла сватовство, ругает сватающегося жениха: «Ступай прочь, долговязый!»
Только в сказках еж живет в теремке с мышкой-норушкой и лягушкой-квакушкой. На самом деле им втроем никогда не ужиться: съел бы ежик своих соседок — и мышь, и лягушку.
Ежи даже норками не обзаводятся.
Осенью натаскает еж на своих колючках сухих листьев в какую-нибудь ямку между корней, зароется и спит всю зиму.
И яблоками Еж никогда не питается.
На самом деле, кислота, содержащаяся в них, помогает ему избавиться от паразитов, обитающих в недрах его игл.
Ну а в сказку он попал, конечно, из-за своих колючек, ведь в наших лесах ни у одного зверя нет такой удивительной защиты.
Мал ежик, а никто ему не страшен.
Свернется в клубок, выставит иголки — попробуй тронь.
поле чудес какое животное в сказках считается олицетворением хитрости
л и с а
какое животное хитрым считают?
• Хитрая хищница с пушистым хвостом
• Животное,разводимое для получения ценного меха
• Лисица, млекопитающее семейства псовых
• Хитрый, льстивый человек
• алиса из сказки Толстого
• алиса, подруга кота Базилио
• алиса, товарка Базилио
• животное, наиболее часто фигурирующее в баснях
• животное, разводимое для получения ценного меха
• зверь на гербе Тотьмы
• зверь по имени Алиса
• коварный зверь в сказках
• кто просил: «Спой, светик, не стыдись»
• кто ранил Серую шейку
• кто ранил Серую шейку из рассказа Мамина-Сибиряка
• кто у вороны сыр утащил
• кто учил волка ловить рыбу
• кума из русских сказок
• огневка в мире животных
• от нее Колобок не убег
• охотница до курятины
• патрикеевна из сказок
• последней видела Колобка
• птичница в рыжей шубке
• пушистая Алиса, но не актриса
• рыжая бестия в сказках
• рыжая бестия из русских сказок
• рыжая обманщица ворон и колобков
• рыжая проказница (сказ.)
• рыжая проказница в сказках
• рыжая хитрюга в сказках
• с развитием в Японии торговли и денежного обращения, бывший покровитель земледелия — Инари, стал почитаться божеством приносящим удачу в торговле, а какое же животное служило олицетворением этого бога
• символ браузера Firefox
• собеседница вороны с сыром
• та, которую зовут Патрикеевной
• у нее на носу пел песенку Колобок
• хитрый, льстивый человек
• хищник семейства псовых
• хищник, которого можно поймать при помощи беркута
• чья голова у Кикиморы
• укушенная осой в сказке про Айболита
• с развитием в Японии торговли и денежного обращения, бывший покровитель земледелия — Инари, стал почитаться божеством приносящим удачу в торговле, а какое же животное служило олицетворением этого бога?
• замаскированный в лесу радиопередатчик, периодически подающий кратковременные сигналы
• рыжая зимняя рыбачка (сказочное)
• сказка Толстого АН
• «за деревьями, кустами, промелькнуло быстро пламя. Промелькнуло, пробежало, нет ни дыма, ни пожара» (загадка)
• зверь на гербе Салехарда
• она во сне кур считает
• с головой какого зверя изображалась Кикимора?
• кто ранил Серую шейку из рассказа Мамина-Сибиряка?
• на кого охотится фоксхаунд?
• «пришла из лесу птичница в рыжей шубке кур подсчитать» (загадка)
Какое животное в сказках считается олицетворением хитрости? Русская литература
1 ответ(а)
В сказках о животных действует много самых разнообразных животных. Так уж повелось в народе, что каждое животное олицетворяло те черты характера, которые были свойственны людям или те, которыми человек хотел бы обладать.
А лиса в живой природе очень осторожное и хитрое животное. Лисичка умело запутывает следы, очень толково выслеживает свою добычу. Ей удаётся безнаказанно уйти от преследований, потому что она неуловима. Поэтому именно этому сказочному персонажу свойственны хитрость и лукавство. Да и сам внешний вид лисы свидетельствует о том, что она хитро улыбается, виляет хвостиком, очень осторожно передвигается, почти стелется по земле.
Если провести наблюдение, то во многих странах именно хитрым и коварным, смелым и красивым лесным зверем. Охотники рассказывают невыдуманные истории о том, что лисе свойственно при опасной ситуации притворяться мёртвой. Все её коварства возможно объяснить: она поступает так, чтобы спасти себя, чтобы прокормить своих лисят.
Поэтому, как можно не любить эту красавицу, хотя и обманщицу, изворотливую хитрую обладательницу шикарной рыжей шубки?!
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Какое животное в сказках считается олицетворением хитрости?
Какое животное в сказках считается олицетворением хитрости?
Какое животное в сказках считается олицетворением хитрости?
Какое животное в сказках считается олицетворением хитрости?
В русских- народных, лиса прочно удерживает первую строчку по степени хитрости, обводя вокруг пальца, как жителей ближайших населенных пунктов, так и соседей по лесной чаще- волков, медведей и прочих представителей фауны. в американском фольклоре- братец кролик блистает острым мышлением и хитрыми приемами.
Особенно часто говорится об отношениях лисы и волка : то лиса научила волка хвост в прорубь опустить, то ехала на нём («битый небитого везёт»), то, съев масло, тут же свалила всё на волка.
Лиса и мужика обманула, притворилась мёртвой, а по дороге перекидала из саней на дорогу всю рыбу.
Лиса и медведь, лиса и петух, лиса и заяц, лиса и колобок. И везде лиса хитрит и обманывает.
Это конечно же миф.
Лиса не хитрее и не дурнее всех других животных живущих в дикой природе, и даже иногда лисы, особенно молодёжь сеголетки, просто поражают своей неосторожностью когда бегают и мышкуют по обочинам автотрасс, время от времени перебегают дороги, вот и попадают под колёса, больше их гибнут под колёсами автомобилей только ежи, другие звери таким образом погибают гораздо реже.
Скептически к «хитрости лисы» относятся и охотники, она может водить своего преследователя по кругу, но может и вдруг отвлечься на писк мыши, начнёт мышковать и забыть о охотнике.
А хитрость лисе приписана, что скорее всего, из-за её лукавой мордочки.)
Выбор авторами эмблемы, специалистами по геральдике, этого животного было отнюдь не случайным
Летучая мышь – эмблема, которая объединяет всех действующих и отставных разведчиков, это символ единства и исключительности.
Почему так? Объясняю:
Зайцы зачастую водят охотников (как людей, так и хищных зверей. и тех же лис). Особенно зимой. Убегая, они нарезают большущий круг, а по завершению его спрыгивают в сторону. Прыжок от страха у них большой в эту сторону получается. Пока охотящиеся за зайцем поймут, что по кругу ходят, от него уже и след простынет.
Почему такая хитрость? И на этот вопрос ответ простой: А жить-то хочется. А другого способа выжить у зайца просто нет. У него нет ни ружья, чтобы отстреливаться, ни клыков с с рогами, чтобы отбиться. Хотя. в Брестской области был случай, когда заяц напал на охотника. После выстрела в него, заяц кинулся на охотника, не дав ему времени на перезарядку ружья, прокусил ему сапог с ногой и был таков, пока охотник был в шоке от произошедшего.
Поле чудес какое животное в сказках считается олицетворением хитрости
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
ТОЛКОВАНИЕ ОБРАЗОВ ЖИВОТНЫХ В СКАЗКАХ
Животные являются символами наших влечений и инстинктов. Если человек превращается в животное, то это означает спускание наделенной разумом — человеческой — сущностной силы в инстинктивно-чувственное. Если же животное становится человеком, то происходит обратный процесс: из чисто инстинктивного, наполненного влечениями переживания образуется сознательное, душевно-духовное переживание.
Говорящие животные в сказках указывают на то, что и в инстинктах присутствуют большая содержательность и выразительность.
а) Полевые и лесные животные.
Волк. Обладая необузданной жадностью и «сатанинской» хитростью, волк умеет обеспечить себя добычей. Так, он становится образом того, кто проглатывает живое, несет душе смерть; он олицетворяет собой ту власть заблуждения к лжи, которая хотела бы отринуть примат духовного и вовлекает внутреннюю жизнь во мрак материализма, (в мифе «Волк Фенрир»). В положительном смысле: здоровый материализм как противовес бегству от мира.
Еж. Он может свернуться в шар и снова раскрыться. «Сворачиваться в шар» в духовном смысле означает: постичь космос, понять его во внутреннем объединении. «Снова раскрыться» означает: в следующее мгновение снова пребывать в обычном состоянии сознания. В средние века он служил символом посвященных.
Заяц. Это травоядное животное не причиняет страдания никакому другому существу, самое преследуемое изо всех животных. Если собаки травят зайца и он не может больше убегать, то другой заяц отвлекает собак на себя и спасает преследуемого. Так заяц стал образом инстинктивного, самоотверженного Я, которое никому не причиняет страданий, само, однако, часто подвергается преследованиям со стороны себялюбцев, рискует своей жизнью за своих братьев.
Змея: Чаще всего змея предстает как дьявольская сила, каковой она являет себя в истории сотворения мира. Здесь она есть образ природы вожделения. В образе белой змеи проявляется та жизненная сила, которая осталась невинной. Змея — это то животное, которое обладает способностью снова и снова менять кожу и таким образом обновляться. Так, начиная с древнейших времен, она становится в мифах и сказках почти всех народов образом обновляющихся сил.
Косуля: С косулей мы связываем нечто робкое, мимолетное, блуждающее. Так, косуля и в сказке является образом бесцельного, инстинктивного блуждания, не имеющего плана исканий, которые, наличествуя в избытке, делают чело¬века непостоянным, изменчивым и поверхностным.
Лев: Его мощно развитая головная и грудная части, в которых сконцентрирована вся выразительная сила, его смелость и сила, которые в любое мгновение могут привести к прыжку, делают его символом сердечного мужества и сердечной отваги, но также и безрассудной смелости и заносчивости.
Лис: Изворотливый, хитрый лис представляет ту хитрость, которая сначала живет в человеке как самостоятельный инстинкт где-то на заднем плане; он разрешен и необходим в виде чистого природного инстинкта. Гёте посвятил ему целый эпос. Но лис нуждается в приручении, иначе он думает только о собственной выгоде и при любой возможности беспрепятственно добивается своего.
Медведь: Его неуклюжее, тяжелое тело, с одной стороны, с другой — определенная ловкость, которая в прямохождении и исполнении танцев достигает удивительного сходства с человеком, его тупая сонливость вкупе с внезапной бодростью делают его образом неповоротливости, неуклюжести, равно как и смутных, глухих страстен, которые непрестанно тянут нас вниз и желают подчинить нас земному, так что энергия и активность духа теряют силу, и сила выпрямления истинной человечности не может стать действенной. Это животное-символ, наиболее часто встречающееся в русских сказках.
В положительном же смысле та же самая сила может способствовать развитию отличного земного трудолюбия, порядочности и верности всякому связанному с оседлостью делу. Излюбленное животное, изображаемое и на гербах.
Муравей: Он живет, будучи совершенно обращен к земле, сооружает свои крепости из земли и остатков растений, обрабатывая, таким образом, преимущественно «мертвую» материю. Уже у древних трудолюбие муравья вошло в поговорку. Это также и то качество, которое позволяет ему стать в сказках символом усердия, направленного на земное.
Мышь: В «Фаусте» Гёте не случайно называет Мефистофеля властителем над крысами и мышами. То, как мышь грызет что-то и роется в земле, как она, подобно привидению, мелькает там и сям, ее появление и исчезновение несут в себе что-то жуткое. Это делает ее образом односторонней прикрепленности к земному, часто образом родства с дьявольскими силами. Эта прикрепленность к земному может, будучи положительным качеством, превратить мышку в помощника.
Олень: Его ветвистые рога по своему происхождению являются не костью и не рогом, а поднятым вверх разветвлением кровеносной системы. То, что он может поднять свою кровь над собой, и именно над головой, в которой господствуют процессы разрушения, делает его образом стремящегося вверх. Во многих сказаниях говорится об этом совершенно реально переживаемом символе. Основание не¬которых монастырей восходит к этому моменту (ср. белый и золотой олень, олень Губерта).
Пчела: Она превращает тончайшие субстанции растений в солнечную пищу меда. Она не ведет никакой собственной жизни, а растворяется в общей сущности пчелиного народа. Жизнь и деятельность находятся под господством Солнца. Половое начало сконцентрировано на матке. Пчелы являются символом социальности, не ищущей для себя выгоды.
Тигр и пантера: набрасываются на свою жертву, раздирают и разрывают ее на клочки. В отрицательном смысле они суть образ внутренней разорванности, полного отсутствия концентрации. В положительном смысле: образ обретения самостоятельности путем энергичного вырывания себя из сдерживающих пут.
6) Домашние животные
Бык. Он является образом живущей в нижнем человеке мощной волн влечения которая действует в сфере обмена веществ и в половой сфере. Бои быков ранних культур указывают на овладеваете этими влечениями и на преодоление их.
Коза: Все смакующая, заглядывающая в каждый угол, повсюду лакомящаяся. Коза становится образом любопытства и наивной любознательности. В мифе: «Гайдрун, коза Вотана». Чьей может быть коза, о том идет речь в сказке.
Корова: У коровы, как у семь раз переваривающего пищу жвачного животного, особенно сильно выразилась функция обмена веществ. Во внутренне-человеческом она является образом питающей жизненной силы в сфере обмена веществ. Материнская основа связанных с быком волевых влечений.
Кошка: Она одновременно домашнее животное и хищник. Вечером ее жизнь инстинктов становится особенно активной; увлеченная игрой и ласковая, совершенно неожиданно пробудившись из глубокой сонливости, готовая к прыжку, она становится символом любовного влечения, которое, проснувшись в невинной занятости игрой, может неожиданно охватить человека. Египетская богиня любовных чар, Бастет, изображалась с головой кошки.
Лошадь: На протяжении тысячелетий лошадь содержится как благородное животное для верховой езды. Им легко управлять, и оно обладает высоким интеллектом. Символ инстинктивного разума, который правящий человеческий дух ведет к разнообразным целям. Тот, кто взнуздывает свою лошадь, овладевает силами мысли.
Осел: Это вьючное животное, не используемое для верховой езды, исключительно раздвоенное по своей сущности, умное и мудрое в своей инстинктивной уверенности, но также и непредсказуемое и упрямое; терпеливое в таскании груза, строптивое по отношению к погонщику. Он есть образ нашей телесной природы, которая потеряла ясновидящее празнание, как это описано в египетском мифе, зато приобрела интеллектуальный разум, вследствие чего двояко проявляет себя в своей сущности и в волении.Образные выражения: «я осел», «держи уши торчком», «упрямый, как осел».
Свинья: Уже в древней символике животных было упомянуто отношение свиньи к богине земли и к вещественной земле. Ее страсть разрывать землю и валяться в земле дела¬ют ее образом односторонней склонности к земному.
Собака: Самое выдающееся ее качество — это ее чувство обоняния, нюх. Так она стала символом нашего чутья, мы говорим: «У меня было чутье на это». Она является подпороговым инстинктом; разнообразно, как разнообразны многочисленные породы собак, проявляет себя соответствующий им инстинкт. Хорошая собака — это внутренний искатель тропы, злая собака — это вынюхиватель, который выведывает низменное и подлое. Цинизм означает мышление на собачий лад. Греки воспринимали этот инстинкт на пороге между посторонним в человеке.
в) Животные, живущие в воде
Жаба: В наших сказках она символ проявления пола, точнее сказать, сексуальности.
Стремящиеся куда-то прочь жабы на средневековых соборах указывают на очистительное отталкивание.
Лягушка: Она чувствует себя в своей стихии и в воде, и на суше; она исключительно чувствительно реагирует на погодные и атмосферные явления, поэтому ее охотно считали предсказательницей погоды. В своем развитии от жабродышащей до дышащей легкими она проходит различные стадии. С учетом этого превращения она становится символом подпороговой метаморфозы человеческого сознания.
«Жить в воде и на суше» означает: иметь свое обиталище в душевно-волнующемся мире так же, как и в материальном, предметном чувственном мире. Лягушка есть образ способности в любое время чувствовать духовное содержание настроений и постигать их как духовную атмосферу, то есть она может быть предсказательницей погоды в духовном смысле.
Рыба: Она не имеет собственного тепла и составляет единое целое с окружающим ее водным миром. Она не развила еще тепла крови, а с ним и эгоизма, она есть образ безгрешной (необособленной) невинной природы.
Рыба служит также образом для духовных переживаний, для мыслей, которые не думаются, то есть не прядутся, а образно «всплывают» из глубин душевного.
Ворон: Серьезно и с достоинством шествует блестяще-черная птица и выглядит при этом, как задумчивый ученый. Хугин и Мунин — разум и память — так звали воронов Вотана, они были его посланцами: образ инстинктивно духовных сил, которые соединяли дух народа с народом. В связи с растущим обособлением этого народа и его отделением от божественного сверхчувственного мира Вотан вынужден был опасаться, что вороны больше не вернутся к нему, так как отношение между чувственным и духовным мирами затемнилось. Это затемнение может произойти и во внутреннем мире человека; ворон стал образом мудрости, которая погрузилась во тьму.
Ворона: Ворона указывает на тайные, скрытные мысли, на обеднение в духовном. В определенном контексте и сорока служит отрицательным образом, прежде всего в русских сказках. Однако с учетом ее черно-белой окраски сорока становится образом соединения двух миров, сверхчувственного белого и темного чувственного. Сорока представляет собой полную значения птицу души. Вольфрам фон Эшейбах помещает ее в начало своего «Парсифаля».
Жаворонок. Так как эта птица поднимается ввысь и при этом неустанно поет свою песню, в сказках она воплощает стремящуюся ввысь искренность, кротость и благочестие.
Орел и сокол суть образы высочайшего духовного полета. По этой причине их любили брать лейтмотивом на гербах, головные украшения из перьев индейских племен.
Павлин. Павлин с его многочисленными «глазами» на поднятом вверх оперении является символом возвышенного образного видения, имагинации. (Ср. павлина на древних мозаиках, обозначение «павлиний трон».) То, что павлин обозначает будто бы тщеславие, является надуманной алле¬горией.
Петух: Это образ нашего низшего Я.
Соловей. Ночью, которая есть время сновидений, поет он свою томно-прекрасную песню. Так, его образ указывает на бессознательно сновидческое переживание, которое может быть прекрасным, но при притупленном восприятии — и полным опасности.
Ястреб: Он является образом низвергающейся вниз мысли в противоположность стремящимся ввысь мыслям в образе орла и сокола.
6) Птицы, живущие в воде
Водные птицы могут плавать, нырять или подниматься в воздух, причем часто они покрывают длиннейшие расстояния. В то время как стихия воздуха указывает на духовное, вода является образом колеблющегося, волнующегося, не¬постоянного душевного мира.
Гусь: Гусей нелегко пасти, они постоянно разбегаются.
Наши чувства тоже тяжело «пасти». Неожиданно отвлеченные на внешний мир, они нуждаются во внутреннем собирании. Лейтмотив рыцарей и трубадуров гласил: «Паси (оберегай) свои чувства»; немецкая сказка говорит: «Паси гусей».
Лебедь: Инстинктивная, чистая, очень сильно скрытая сущностная сила, которая передвигается прежде всего в душевном, но может совершать и высокий полет, то есть может подниматься к духовному.
Утка: На воде она полна грации, на суше же отличается неуклюжестью. Таким образом, она становится символом способности с уверенностью и грацией передвигаться в колеблющемся мире ощущений и чувств, то есть уметь владеть миром души. Часто встречающийся символ на Востоке и Дальнем Востоке.
Из книги ФРИДЕЛЬ ЛЕНЦ «ОБРАЗНЫЙ ЯЗЫК НАРОДНЫХ СКАЗОК»
Перевод с немецкого Т.М. Большаковой и Л. В. Куниной
Животные в сказках – образы и прототипы, а также их различия
Каждое племя охотников вело свою родословную от определенного животного или растения — тотема, который считался родным для каждого члена общины. Эта вера в зверей-покровителей легла в основу сказок о летающих конях, волках-помощниках и рыбах, исполняющих желания.
Во многих сюжетах фигурирует чудище, которое пожирает людей.
Победить его под силу лишь избранному герою.
В сказке «Иван Попялов» сохранился такой характерный для славянского фольклора эпизод: «Побивши змеевых дочек, Иван Попялов поехал с братьями домой — уж летит за ними змеиха, раскрыла рот от земли до неба и хотела Ивана проглотить. Иван и братья кинули ей три пуда соли. Она проглотила ту соль, подумав, что это Иван Попялов, а после, как распробовала ту соль и увидела, что это не Иван, так бросилась снова в погоню».
Сравнив этот мотив и описания жизни диких племен, Владимир Пропп пришел к выводу, что сказки о чудовищах сохранили некоторые подробности древнейшего обряда инициации, который проводили в первобытных обществах над юношами-охотниками. Центральной частью обряда было поглощение испытуемого неким животным, чаще всего змеем.
Одна из форм (этого обряда — Прим. ред.) состоит в том, что посвящаемый пролезал через сооружение, имевшее форму чудовищного животного.
Там, где уже сооружались постройки, это чудовищное животное представлено особого рода хижиной или домом… Там, где еще нет никаких построек, делается сооружение иного типа.
Так, в Австралии змею изображало извилистое углубление в земле, высохшее русло реки, или делали навес, а впереди ставили расколотый кусок дерева, изображающий пасть.
. Пребывание в желудке зверя давало вернувшемуся магические способности, в частности власть над зверем. Вернувшийся становился великим охотником.
Чтобы приобщиться к тотемному животному, стать им и тем самым вступить в тотемный род, нужно быть съеденным этим животным.
Владимир Пропп, «Исторические корни волшебной сказки»
По мнению Проппа, со временем появился обычай разжигать костер внутри таких чудищ.
А освобождение охотника из утробы монстра символизировало победу над зверем.
О встрече героя со змеем рассказывают не только сказки, но и былины («Добрыня и Змей»), легенды (уральские легенды о Царе-Полозе) и даже жития святых.
Святой Георгий Победоносец, поражающий змея, изображен на гербе Москвы.
Победил змея и блаженный князь Петр Муромский.
Сюжет о Петре и Февронии сложился в Средние века под влиянием европейских легенд о Тристане и Изольде, где также упоминался летающий змей.
Даже в более древних текстах Священного Писания можно найти архаичный мотив проглатывания святого.
Так, ветхозаветного пророка Иону проглотил кит, в чреве которого пророк провел три дня и три ночи.
Наряду со змеями в волшебных сказках всего мира фигурируют орлы и кони.
Разные народы следовали особому обряду кормления орла.
Птицу брали в дом, ухаживали за ней, а затем убивали.
Таким образом орла отсылали к духам, чтобы он замолвил словечко за добрых людей, которые так хорошо о нем заботились.
«Не стреляй меня, царь-государь! Возьми лучше к себе да прокорми три года; в некое время я пригожусь тебе!» — говорит орел герою сказки «Василиса Премудрая и Морской царь».
После того как царь откармливает орла, птица относит его «за тридевять земель» — то есть в потусторонний мир.
Похожую функцию выполняет и конь: в русских сказках он часто имеет крылья и может перемещаться между мирами.
В сказке «Сивка-бурка», очень уж похожей на Ершовского «Конька-Горбунка», Иван-дурак получает волшебного коня от умершего отца, переночевав на родительской могиле: «Старик свистнул-гайкнул богатырским посвистом: «Сивко-бурко, вещий воронко!» Сивко бежит, только земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом». Исследователи считают, что «сивый» конь на самом деле был белым, с синим отливом. Белых лошадей приносили в жертву древние греки.
Особое отношение к коням этой масти было и у сибирских шаманов.
Второй по частоте упоминания цвет волшебного коня — рыжий или красный, подчеркивающий связь с огненной стихией. В сказке «Иван Сученко и Белый Полянин» из трех коней именно рыжий доставил героя из потустороннего мира домой: «Припалил рыжую шерсть — бежит рыжий конь, из-под копыт шматья летят, изо рта пар пышет, из ушей дым валит. «Скоро ль ты меня на тот свет вынесешь?» — «Плюнуть не успеешь!» Сел на того коня и очутился на своей земле».
Исследователи проводят параллель между таким сказочным конем, у которого идет «дым из ноздрей», и ведическим богом огня Агни, который мог принимать облик коня.
Позднее «родство» людей и животных из сказок исчезло.
Так, в «Емеле-дураке» («По щучьему веленью») главный герой уже заключает с волшебной щукой договор: отпускает ее на свободу, а она исполняет его желания.
Сюжеты, где герой выручает животных из беды, за что они впоследствии благодарят его, считаются наиболее поздними, так как, по выражению Владимира Проппа, «сказка вообще не знает сострадания»
Более поздние фольклорные сказки полностью сосредоточились на человеке. Животные в них стали появляться лишь эпизодически.
Появление различных персонажей в русских сказках о животных изначально обусловлено тем кругом представителей животного мира, который характерен для нашей территории.
Поэтому закономерным является то обстоятельство, что в сказках о животных мы встречаемся с обитателями лесов, полей, степных просторов ( медведь, волк, лиса, дикий кабан, заяц, ёж и т. д. ).
В сказках о животных животные сами являются главными героями- персонажами, а отношения между ними определяют характер сказочного конфликта.
Наблюдая за составом животных, выступающих в качестве действующих персонажей в животном эпосе, я отмечаю преобладание диких, лесных животных.
Это – лиса, волк, медведь, заяц, и птицы: журавль, цапля, дрозд, дятел, ворона.
Домашние животные появляются в соединении с лесными, а не как самостоятельные или ведущие персонажи. Примеры: кот, петух и лиса; овца, лиса и волк; собака и дятел и другие.
Ведущими персонажами, как правило, являются лесные животные, домашние же животные играют подсобную роль.
Сказки о животных строятся на элементарных действиях.
Сказки построены на неожиданном для партнёра, но ожидаемом слушателями конце.
Отсюда шуточный характер сказок о животных и необходимость в хитром и коварном персонаже, каким является лиса, и глупом и одураченном, каким у нас обычно является волк.
Итак, под сказками о животных будут подразумеваться такие сказки, в которых животное является основным объектом. Действующими лицами являются только одни животные.
В сказках волк глуп, его легко обмануть.
Нет, кажется, такой беды, в какую бы ни попал этот незадачливый, вечно избиваемый зверь.
Так, лиса советует волку ловить рыбу, опуская хвост в прорубь.
Козёл предлагает волку разинуть пасть и стать под гору, чтобы он мог впрыгнуть в пасть.
Козёл опрокидывает волка и убегает (сказка «Волк-дурень»).
Образ волка в сказках вечно голодный и одинокий.
Он всегда попадает в смешное, нелепое положение.
В многочисленных сказках выведен и медведь: «Мужик, медведь и лиса», «Медведь, собака и кошка» и другие.
Образ медведя, оставаясь по-прежнему главной фигурой лесного царства, предстаёт перед нами медлительным, доверчивым неудачником, часто глупым и неповоротливым, косолапым.
Он постоянно хвастает своей непомерной силой, хотя с толком применить её может не всегда.
Он давит всё, что попадает ему под ноги. Его тяжести не выдержал и хрупкий теремок – дом, в котором мирно жили самые разные лесные зверюшки.
Обычно в сказках медведь не умён, а глуп, он воплощает в себе большую, но не умную силу.
Сказки, в которых действуют мелкие звери (заяц, лягушка, мышь, ёж), преимущественно юмористические.
Заяц в сказках скор на ногу, несмышлён, труслив и боязлив.
Ёжик медлительный, но рассудительный, не поддаётся на самые хитроумные уловки своих противников.
Мысль сказочных историй о зверях переходит в пословицы.
Лисица со своими сказочными чертами плутовки, хитруньи-пройдохи предстала в пословицах: «Лисица хвоста не замарает», «Нанималась лиса на птичий двор беречь от коршуна, от ястреба».
Глупый и жадный волк тоже перешёл из сказок в пословицы: «Не клади волку пальца в рот», «Быть тебе волком за твою овечью простоту».
А вот пословицы о медведе: «Силён медведь, да в болоте лежит», «Ругают медведя, что корову сожрал, а не права и корова, что за поле ходила», «В медведе думы много, да вон нейдёт».
И здесь медведь наделён огромной, но неразумной силой.
В сказках постоянная борьба и соперничество зверей. Борьба, как правило, кончается жестокой расправой над противником или злой насмешкой над ним. Осуждаемый зверь часто попадает в смешное, нелепое положение.
Прототипы сказочных героев.
А теперь мы рассмотрим повадки и образ жизни настоящих животных.
Я руководствовалась книгой «Жизнь животных» немецкого зоолога Альфреда Брема.
Благодаря живым описаниям «образа жизни» и «характера» животных, труд Брема стал для многих поколений лучшим популярным руководством по зоологии.
Так вот он отрицает преимущественную хитрость лисы и утверждает исключительную хитрость волка.
Волки охотятся не в одиночку, а сообща.
Они бродят обычно небольшими стаями по 10-15 особей.
В стае соблюдается строгая иерархия.
Вожак стаи почти всегда самец (волк-«альфа»).
В стае его можно узнать по приподнятому хвосту.
Среди самок также есть своя волчица-«альфа», которая обычно идет впереди вожака.
В моменты опасности или охоты вожак становится во главе стаи.
Далее на иерархической лестнице располагаются взрослые члены стаи и одиночные волки.
Ниже всего стоят подросшие волчата, которых стая принимает только на второй год.
Взрослые волки все время проверяют силу вышестоящих волков.
В результате, молодые волки, взрослея, поднимаются выше по иерархической лестнице, а стареющие волки опускаются все ниже.
Столь развитая социальная структура значительно повышает эффективность охоты.
Волки никогда не подстерегают добычу, они загоняют ее.
Преследуя добычу, волки разделяются на небольшие группы.
Добыча делится между членами стаи соответственно рангу.
Старые волки, не способные участвовать в совместной охоте, следуют за стаей в отдалении и довольствуются остатками ее добычи.
Остатки пищи волк зарывает в снег, а летом прячет про запас в укромном месте, куда позже возвращается, чтобы доесть несъеденное.
Волки имеют очень острое обоняние, улавливающее запах на расстоянии 1,5 км.
Волк – существо хищное, хитрое, умное, изворотливое, злое.
Волки — отличные охотники, неутомимые бегуны и всегда найдут себе добычу в лесу. Недаром говорят: волка ноги кормят.
Вот и рыщет он по полям, по лесам — где мышкой поживится, где зайчишку глупого схватит, где тетерева поймает.
Здоровый-то тетерев от серого улетит.
Другое дело — больной. Жалко, конечно, птицу, но ведь ей все равно не жить, а больная, она заразит своих сородичей, тогда уж не один, а сотни тетеревов погибнут.
Поэтому волка называют санитаром леса.
Когда я изучила материал о повадках лисы, то я нашла некоторые сходства со сказочной лисой.
Например, настоящая лиса, как и сказочная, любит наведываться в курятник.
Она избегает глухих таёжных лесов, предпочитая леса в районе сельскохозяйственных угодий.
И норку себе ищет уже готовую.
Может занять нору барсука, песца, сурка. Хвост лисицы тоже упоминается в сказках. И действительно, пушистый хвост можно считать её особенностью.
Лиса действует им как рулём, делая резкие повороты во время преследований.
А ещё она им укрывается, свернувшись во время отдыха клубочком и уткнув нос в его основание.
Оказывается, в этом месте расположена благоухающая железа, издающая запах фиалки.
Предполагают, что этот пахучий орган благоприятно влияет на обаяние лисицы, но точнее его назначение пока остаётся невыясненным.
Реальная Лисица-мать охраняет лисят и не подпускает никого близко.
Если, например, около норы появится собака или человек, то лисица прибегает к «хитрости»- старается отвести их от своего жилища, завлекая за собой.
А вот герои сказок журавль и цапля. О не сказочном, настоящем сером или обыкновенном журавле в книге А. Брема «Жизнь животных» говорится: «Очень чуток журавль к ласке и обиде – обиду он может помнить месяцы и даже годы». Сказочный журавль наделён чертами реальной птицы: ему и скучно, он памятлив на обиду.
О цапле в этой же книге говорится, что она злобна и жадна.
Это объясняет, почему цапля в народной сказке думает прежде всего о том, чем будет её кормить журавль.
Она зла, как настоящая, не сказочная цапля: недобро приняла сватовство, ругает сватающегося жениха: «Ступай прочь, долговязый!»
Только в сказках еж живет в теремке с мышкой-норушкой и лягушкой-квакушкой. На самом деле им втроем никогда не ужиться: съел бы ежик своих соседок — и мышь, и лягушку.
Ежи даже норками не обзаводятся.
Осенью натаскает еж на своих колючках сухих листьев в какую-нибудь ямку между корней, зароется и спит всю зиму.
И яблоками Еж никогда не питается.
На самом деле, кислота, содержащаяся в них, помогает ему избавиться от паразитов, обитающих в недрах его игл.
Ну а в сказку он попал, конечно, из-за своих колючек, ведь в наших лесах ни у одного зверя нет такой удивительной защиты.
Мал ежик, а никто ему не страшен.
Свернется в клубок, выставит иголки — попробуй тронь.