какое животное символизирует доброту
Животные на иконах: добрые, мудрые, очеловеченные
Ребята и зверята – одна веселая компания: любовь к малым сим преображает детство. Но станет ли для наших детей хорошим уроком доброты очередной поход в зоопарк, где можно посмотреть на унылых зверей в неволе? Есть идея: отправимся на прогулку в музей икон, где в добром соседстве со святыми водятся красивые и преображенные животные. Рассматривая их, можно поговорить с малышами не только о зоологии, но и о христианстве в его простых и читаемых символах.
Современные иконописцы в своём кругу ласково называют иконописных зверей «зверики», и этим не только выражают личное к ним тепло, но и по-богословски точно осмысляют их место и роль в иконном пространстве.
Если человек на иконе изображен святым, обоженым и преображенным, то и животные приподняты над своим зверским состоянием до своего райского прошлого – то есть немного очеловечены и одухотворены. Их милые мордочки – никак не лики, но это уже не и не морды, скорее, что-то близкое к лицам. И их законное место – рядом с человеком.
Как жирафы стали жирафами
Звери, земноводные и птицы жили до грехопадения в Раю, «как в Раю» – то есть в совершенном мире, понимании и согласии, «питаясь произрастениями» ( Быт. 1:30 ).
В Книге Бытия животные появляются в процессе творения раньше человека, но всю бытийную полноту приобретают только после встречи с ним. Почему?
Иерей Олег Мумриков, богослов, биолог, считает, что наречение зверей ( Быт. 2:20 ) не было нужно ни для общения человека и Бога, ни для самого человека. Что это было сделано именно для животных, ведь «есть еще один важный аспект называния в библейской традиции: «Вещь окончательно обретает своё бытие лишь тогда, когда ей дается настоящее имя… Мало создать вещь: нужно ещё обеспечить возможность её бытия в настоящем и будущем в связи с другими окружающими её живыми существами».
Поэтому именование Адамом животных – это не только «информационный» труд, но и его человеческий вклад в промыслительное действие Божие.
«Поименую – значит, полюблю», – сказал один современный поэт. Выбрав имена, первый человек сделал зверей своими не только по закону владычества над ними, но и по любви. Полюбив «малых сих» (именно в момент наречения имен животным) Адам почувствовал, что каждой твари по паре, а он один, и ему просто необходим другой человек – «подобный ему» помощник. И вскоре появилась Ева…
Уподобясь «скотам полевым»
Нет, звери в Раю не были вечными, как люди, но, как предполагает о. Олег Мумриков, их уход в небытие не был болезненным, как сейчас. Блаженный Августин так говорит об изначальной смертности среди животных: «Богу угодно было отнести это благословение ( Быт 1:22 ) к производительности, которая обнаруживается в преемстве потомства, так что, будучи сотворены слабыми и смертными, [животные] сохраняют свой род путем рождения в силу именно этого благословения».
Что произошло, когда первые люди отпали от Бога?
Сопоставляя гены человека и обезьяны, наука считает их родственными. Не отрицая этого факта, христианство расставляет свои акценты. О. Олег Мумриков констатирует: «…человек не БЫЛ, но СТАЛ похож на обезьяну после изгнания из Рая». Преподобный Григорий Синаит (XIV в.) утверждает, что люди «соделались из разумных скотскими и из божественных зверскими». «Тело его было вполне подчинено законам добровольно избранной скотской жизни», – говорит прп. Максим Исповедник об Адаме. Человек стал подобием «скотам полевым».
Изменилась не только биологическая природа изгнанного Адама, но и всё вокруг.
«Были ли тленными животные, растения во вселенной до грехопадения человека? Обращаясь к Священному Преданию, мы можем найти разнообразные святоотеческие мнения», – говорит автор и приводит высказывания духовных авторитетов. Вот размышления святителя Феофана Затворника: «Вседержитель понужден был поставить ее [тварь] в сие состояние [тленности] падением главы ее – человека».
Преподобный Симеон Новый Богослов пишет: «Затем и все твари, когда увидели, что Адам изгнан из рая, не хотели более повиноваться ему, преступнику Но Бог сдержал все эти твари силою Своею, и по благоутробию и благости Своей не дал им тотчас устремиться против человека, и повелел, чтобы тварь оставалась в подчинении ему, и сделавшись тленною, служила тленному человеку, для которого создана, с тем, чтобы когда человек опять обновится и сделается духовным, нетленным и бессмертным, и вся тварь, подчиненная Богом человеку в работу ему, освободилась от сей работы».
Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит об этом так: «Животные утратили повиновение и любовь к человеку, утратившему повиновение и любовь к Богу. Оставив пищу, сначала для них предназначенную, ощутив изменения в естестве своем, которое приобщилось к проклятию, поразившему землю, они восстали друг на друга, начали пожирать друг друга».
Так что, если у ваших детей уже возник резонный вопрос, почему в мультиках и книжках волк гоняется за зайцем, а кот за мышонком, ответьте им веско – с христианской точки зрения.
Живые символы Христовы
Среди иконописных «звериков» особое место занимают те, которые изображают Самого Христа. Часто встречаемый в катакомбной символике значок «рыба» изображался одной чертой. Знак рыбы – это Сам Христос, ведь слово «рыба» (ихтис) на греческом – это аббревиатура «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель». Также изображались и духовно родственные Христу верующие – христиане, «малые рыбы».
Тертуллиан считает образ очень удачным и легко читаемым: водами крещения люди входят в новую стихию и плывут ко спасению вслед за «рыбой-Спасителем». В этом же смысловом ряду – и святые апостолы, по роду занятий многие из которых были рыбаками, и три евангельских чуда, связанные с рыбой и хлебом (когда дважды Господь накормил толпу и когда по Воскресении явился ученикам на берегу – дал им добрый улов и приготовил трапезу).
В этом смысле очень интересен кит, поглотивший Иону. На иконах он не вполне рыба и не вполне зверь, странное, но все-таки не злое существо, исполняющее волю Божию о святом. И все-таки, его двоякая природа ближе к рыбе, а его роль в библейской истории – благая и промыслительная, что отсылает нас снова к ихтису – символу Христову.
Ягненок, или агнец – еще более читаемый символ Христа – «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин. 1:29 ). Этим трогательным и дорогим детскому сердцу «ягняче-овечим» образом пронизан весь Ветхий Завет.
Наверняка Вы смотрели вместе с детьми мультик «Истории Ветхого Завета в 35 сериях»? Если да, то вспомните крошечную фигурку овечки, которая является немым участником или наблюдателем всех событий и неизменно появляется в каждой серии.
Вот так и в Священном Писании образ агнца постоянно присутствует – начиная от гибели праотца Авеля, затем к Аврааму, готовому отдать Богу самое редкое, лучшее и единственное – сына, а затем и к Рождеству Христову и Распятию, когда Бог-Отец жертвует Сыном.
Один из Вселенских соборов запретил изображать Спасителя на иконах в виде агнца. Но образ никуда не исчез: он часто встречается в иконографии Иоанна Крестителя как маленькая овечка на его руках.
Петух и пеликан в сознании ранних христиан также прочно ассоциировались со Христом, обозначая и жертву, и Евхаристию. Мозаики и фрески времен первых веков и Византии сохранили этот драматичный сюжет. Спасающий птенцов от укусов змеи пеликан дает им свою кровь как противоядие, для чего самоотверженно разрывает себе грудь. Подобная жертва в представлениях первых христиан очень точно символизирует жертву Христову.
Петух ещё теснее связан со Христом и образом, и смыслом – он будит нас от житейского забытья во грехе к покаянию и вечной жизни, а еще пробуждает мир от язычества к христианству и возвещает нам Второе пришествие. Есть и другая важная смысловая ниточка, которая их роднит: петух в нашем представлении – самая «солнечная» птица, а Спас в церковной традиции часто упоминается как Солнце Правды.
Глядя на нарисованного или написанного петушка, вместе с детьми мы можем наглядно представить себе того кочета, который горько уязвил сердце Петра, отрекшегося от своего Спасителя. Правда, на иконе мы вряд ли его встретим – скорее, в произведениях народных промыслов, по технике близко стоящих к иконописи и зачастую повторяющих её образы – в Палехе, Хохломе, Мстёре.
Также тесно связаны со Христом голубь, телец и лев. Голубь, как и агнец, тоже пронизывает всё Священное Писание как устойчивый символ Духа Святого – от повествования о Ноевом ковчеге до событий Богоявления. Телец с ветхозаветных времен прочно ассоциировался с жертвой Богу.
Но самый яркий и огненосный символ Христов во Славе Его – конечно, царственный лев. Не только иконописцы, но и многие церковные и светские авторы использовали этот образ в своих трудах и произведениях. Нам с детьми он особенно памятен по «Хроникам Нарнии» К. Льюиса и тому моменту сказки, где приносит себя в жертву ради сына Адама солнечногривый лев Аслан.
«С ними золотой орел небесный…»
Священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря пишет: «Святым апостолам-евангелистам со II века усвоены символы: ангел, лев, телец (бык), орел. Восходят они к пророческим видениям четырех животных. Пророку Иезекиилю было явлено: «Подобие лиц их – лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех» ( Иез.1:10 ). Видение таинственных животных было и апостолу Иоанну Богослову: «…Первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему» ( Откр. 4: 6–7 ).
Апостолов изображали в виде животных с ранних веков христианства. Первые дошедшие до нас артефакты – это мозаика начала 5 века в Риме и последующие фрески и изображения.
“Эволюция” змея
В иконографии все гады земные – и змей-искуситель в Раю, и дракон из чуда Георгия о змие – рептилии одного смыслового ряда. Змея в иконном пространстве – однозначно читаемый символ зла, грехопадения и смерти, и изображается она соответственно, то есть непривлекательно. Причем варианты таких изображений очень причудливы и разнообразны – вот где могла в полной мере разыграться фантазия иконописца, приученного к копированию образцов и неотступному следованию канонам. В отношении змия канонов не сложилось – вот и пишут его, кто как горазд, подчеркивая в образе скользкое, лживое и отталкивающее.
Если вместе с детьми вы зайдете в столичный Музей Русской иконы в Гончарном переулке напротив русского подворья одного афонского монастыря, чтобы рассмотреть его лучшие образцы, и заинтересуетесь именно образом змия, то можете сделать очень интересный вывод. Иконы расположены в экспозиции от ранних к поздним, и чем дальше поднимаешься с первого этажа и ХIV века наверх, в сторону века ХХI, тем более замечаешь – с «ходом веков» иконные змеи сильно видоизменяются, причем не в лучшую сторону, приобретая все большее сходство с неизвестными науке динозаврами и виртуальными монстрами.
Нет, лучше и не задерживайтесь вместе с малышами на верхнем этаже у поздних и современных образов святого Георгия и змия, в них присутствует некая адописность – по-звериному оскаленные морды, острые зубы и когти, чешуйчатые хвосты.
Лучше задержитесь вместе с маленькими зрителями у древних образов дораскольного иконописного периода, а затем у более поздних – ростовских южных и новгородских и псковских северных икон, на которых драконы и змии – вовсе не исчадья ада, а маленькие и беззащитные редкостные звери с испуганными и нестрашными мордочками.
Вероятно, в восприятии наших предков из Средневековья зло именно такое – не пугающее, а, скорее, вырождающееся как вид, скорбное, отталкивающее и жалкое, как неизвестная природе рептилия.
«Житийные» звери и птицы
Райский язык иконы внятен взрослым и детям. Очевидно, что он может научить наших малышей новому духовному и душевному опыту и напитать их прекрасным. Успокоить гиперактивных и умиротворить немирных. Воспитать не очень воспитанных. Заинтересовать и увлечь рассеянных и равнодушных.
Собственно, и мы, взрослые, при соприкосновении с миром иконы получим немалую пользу. Только всмотритесь: в иконном пространстве люди и звери легко собеседуют безо всякого языкового барьера, потому что этот всеобщий язык души и сердца исполнен любовью.
Особенно он читаем на иконах христианской Африки, «колыбели человечества», где связь человека с животными гораздо теснее в природе, чем на нашем континенте. Наивный стиль этих экзотичных иконописных изображений очень внятно передает понимание и любовь между людьми и зверями, взять хотя бы коптские и эфиопские образы Рождества Христова.
Но и на привычных нам русских иконах действует тот же закон – медведи и львы не охотятся на святых, а по-доброму жмутся к ним, ищут тепла и ласки, покорно служат в ожидании будущего века, когда их участь тоже изменится.
«Исаак Сирин называет святых «милостивые сердца, которые пламенеют любовью ко всему тварному миру… к птицам, к зверям, ко всей твари». И дикие животные мирно живут около святых, как в то время, когда Адам давал им имена» (В. Лосский).
Иконописный мир густо населен одухотворенной и преображенной живностью.
Птицы небесные встречаются нам в образах праздников Пресвятой Богородицы. Прилетают они на иконах к святому Сергию Радонежскому как прообраз его духовных детей.
Медведи преподобных Серафима и Сергия притулились рядышком с ними, и ради этого соседства готовы питаться одним хлебом.
Святой Герасим Иорданский и вылеченный им лев на иконе приветливо улыбаются и бесконечно рады друг другу.
Любимый в народе святой Власий на своих образах повсюду изображён с домашней скотиной, которой нежно сочувствует и покровительствует.
Сокол святого Трифона не хочет улетать с руки.
Флор и Лавр пишутся с прекраснейшими былинными конями, и с других образов словно кивают им кроткие и миловидные лошадки Бориса и Глеба, которыми так умиленно восхищается поэт Б. Чичибабин в соименном им стихотворении (вот его отрывки):
«Ночью черниговской с гор араратских,
шерсткой ушей доставая до неба,
чад упасая от милостынь братских,
скачут лошадки Бориса и Глеба…
Пусть же вершится веселое чудо,
служится красками звонкая треба,
в райские кущи от здешнего худа
скачут лошадки Бориса и Глеба…
Ныне и присно по кручам Синая,
по полю русскому в русское небо,
ни колоска под собой не сминая,
скачут лошадки Бориса и Глеба…»
Вглядитесь в эти образы вместе с детьми. Посмотрите, как эти трогательные и одухотворенные животные на иконах с надеждой заглядывают нам в глаза. Они ждут от нас, что своим покаянием и готовностью сознательно жить в Боге однажды мы изменим их природу в благую сторону.
Валентина Киденко
Фото из открытых источников
Какое животное символизирует доброту
Муравей: муравьи трудолюбивые, общительные, целеустремленные строители. Они символизируют терпение, самопожертвование, планирование, веру в будущее, завершение, накапливание энергии, работу, прижимистость, предусмотрительность, добродетель и порядок. Они связаны с Wang-ta Hsien, Деметрой и Церерой.
Медведь: медведи символизируют целительство, божественность, неуязвимость, духа-помощника, защиту, самоанализ, правду, женскую восприимчивую энергетику, пророчество, выносливость, гармонию, терпение, защиту, месть, трансформацию, интуицию, ответы из Мира Снов, благожелательность, силу и храбрость. Они связаны с Артемидой, Зевсом, Каллисто, Dea Artia, Тором, Одином, Фрейей и скандинавскими богинями луны и воды.
Рысь рыжая: см. рысь.
Кот: Коты в роли защитников. Они символизируют силу, хитрость, ловкость, замкнутость, независимость и видение духов. Они связаны с Фрейей, Артемидой, Дианой, Либерти, Шасти, Баст и Пашт.
Койот: койоты – обманщики, которые учат вас не быть такими серьезными. Они символизируют уроки о себе, юмор, прихоть, ночь, оборотничество, возможность, тайну, творчество и опыт.
Олень: олень символизирует мягкость, грацию, быстроту, изобилие, интуицию, самоанализ, иной путь достижения цели, послание покровителей, любовь, безопасность, спокойствие, солнце, плодородие и аспект воина (олень-самец). Они связаны с Афродитой, Артемидой, Афиной, Дианой, Elaphaia, Дионисом, Аполлоном, Lu-Hsing, Cernynnos, Cocidius и Shou-Hsieng.
Собака: Собаки – служители и охранники. Они символизируют лояльность, дружбу, безусловную любовь, понимание, необходимость в одобрении, выслеживание, товарищество, интуицию и правду. Они связаны с Гула, Белит-или, Астартой, Аштаретом, Аменти, Кибелой, Артемидой, Дианой, Гекатой, кельтскими Богинями Матерями, Араун, Ноденс, Хель, Одином, Сарамам, лунными богинями, Кецалькоатлем и Ксолотлом.
Лиса: лисы обманщики. Они символизируют маскировку, наблюдение, приспособляемость, хитрость, семью, путешествия, единение, оборотничество, мудрость и невидимость. Они связаны с Энки, Дионисом и Инари.
Лягушка/Жаба: лягушки и жабы символизируют женскую энергетику, плодородие, воду, новую жизнь, новое начало, тайну создания, очищение, освежение, повторное наполнение, развеевание негативности, наполнение, позитивную энергетику, трансформацию, начало нового цикла, долгую жизнь, удачу, перемену удачи, начало новых проектов и процветание. Они символ Богини и связаны с луной. Они связаны с Хекет, Исидой, Хатор, Ch’ing-Wa Sheng, Афродитой, Сабациусом и Ахриманом.
Лошадь: лошадь символизирует силу, умение работать поодиночке и в группе, скорость, выносливость, выдержку, верность, дружбу, сотрудничество, путешествия, преодоление препятствий, лояльность, независимость, осторожность, безусловную поддержку, бескорыстие, свободу, силу, уравновешенность, сострадание и щедрость. Она связана с Эпоной, Куаннон, Анакитой, Вестой, Аполлоном, Митрой, Сурьей, Одином, Фрейей, Рианноном, Левкиппой, Велси и Велесом.
Леопард: см. пантера.
Лев: львы символизируют королевские права, спокойствие, семью, силу, смелость и расслабление. Они сильно связаны с солнцем и с Ра, Осирисом, Сехмет, Аполлоном, Дургой и божествами солнца вообще.
Рысь: рысь – хранительница секретов. Рыси символизируют честность, открытость, непридирчивую вежливость, тайну, тишину, ясновидение секретов других, подозрение и бдительность. Они могут помочь в духовных навыках, особенно ясновидении.
Мышь: мышь символизирует тишину, тайну, предвидение, внимательное изучение, внимание к деталям, порядок, организованность, стеснительность, незаметность, невидимость, доверие, невинность, инициативу и открытия. Будьте осторожны, потому что они могут не разглядеть полную картину. Мыши связаны с Аполлоном и Зевсом.
Пантера/леопард: пантеры и леопарды символизируют неизвестное, тишину, молчание, тайну, ночь, исцеление, темноту, спрятанную правду, бесстрашие, быстроту, настойчивость, красоту, хитрость и силу. Они учат вас не опасаться будущего. Они связаны с Дионисом, Паном и Аргусом.
Богомол: богомол символизирует силу, приспособляемость и легкость в общении.
Кролик: кролики обманщики, товарищи ведьм и «хранители врат» ночи и иного типа сознания. Кролики символизируют плодородие, тайну, боязнь трагедии, долгую жизнь, быстрое мышление, крепнущую интуицию, болезнь и катастрофу. Они вызывают ваши умственные страхи в реальную жизнь. Они учат вас прекратить думать «что будет, если…». Они связаны с Эострой, Холдой, Андрасте, Фрейей, Гермесом, Афродитой, Эротом и Чандрой.
Енот: еноты символизируют изобретательность, приспособляемость, великодушие, заботу об окружающих, доброжелательность, отсутствие жадности, творчество, игривость, любопытство, новые идеи и новые работы или учебу. Они защищают тех, кто не может защитить себя.
Крыса: крысы символизируют плодородие, состоятельность, хитрость, робость, скупость, мудрость, изобретательность, осторожность и предвидение. Они связаны с Дайкоку и Ганешей.
Скорпион: Скорпионы символизируют месть, возврат негативной энергии тем, кто ее отправил и темную магию. Они часто считаются знаком зла. Они связаны с Югом и Солнцем, Иштар, Нанной, Сидури Сабиту, Сетом, Селкет, Изидой, Дадофори и Сабациусом.
Змея: Змеи символизируют знание, перемены, сотворение, мудрость, секреты, тайну, реинкарнацию, бессмертие, сексуальность, воспроизводство, элемент Огня, двойственность, солнечное/лунное, добро/зло, исцеление/яд, жизнь/смерть/перерождение. Они являются ранним символом Великой Матери Земли. Они связаны с Изидой, Тотом, Апопом, Гермесом, Сабациусом, Белом, Ра, Ариамном, Митрой, Кади, Кадру, аккадским Нингурсагом, Атаргатис, Сирией, Асклепием, Гигеей, Персефоной, Аполлоном, Герой, Афиной, Гекатой, Геей, Домовым, Шакти, Анантой, Сузану, Уга-Джин, Ну Куа, Фу Кси, Бриджит, Кецалькоатлем, Кулкульканом, Соатликью, coyolxauhqui, Вицлипуцли и Julungghul.
Паук: пауки ткачи и обманщики. Они символизируют рок, женскую энергетику, творческую энергию, мудрость, творчество, новую жизнь, запутанность, осторожность, божественное вдохновение, начало проекта, зачатие, трудолюбие, предупреждающие сигналы, иллюзии. Они могут служить знаком, предупреждающим об опасности. Они связаны с Нит, Иштар, Атаргатис, Афиной, Мойрами, Норнами, Холдой, Инктоми, Kokyangwuti, Tsitsicnako и Суссистанако.
Белка: белки символизируют собрания, предвидение, энергию, нерациональное поведение, хранение, сплетни, предупреждение, перемену, открытие, правду, уравновешенность и гармонию. Они посланники Богов и шалуны. Они предупреждают вас об осторожном отношении к бесполезному накопительству и учат легко относиться к жизни.
Тигр: тигры быстро действуют, они хитры и незаметны. Они символизируют ярость, королевское достоинство, бесстрашие, авторитет, аспект воина, отсутствие промедлений и силу воли. Они связаны с Дугой, Шивой, Дионисом и Цай Чен.
Черепаха: черепахи символизируют долгожительство, силу, выдержку, мудрость, терпение, умение становиться в защитную позицию, энергию богини, приземление, щиты, предательство, упорство и замедление темпа для того, чтобы насладиться жизнью. Они связаны с элементами земли, воды и луны. Они связаны с Праджапати, P’an Ku, Паном, Афродитой, Венерой, Гермесом и Меркурием.
Волк: волки символизируют семью, обучение, сотрудничество, проницательность, тайну, силу, лидерство, лояльность, свободу, индивидуальность, духовную энергию, связанную с луной (спрятанная мудрость), деление знанием и мудростью, хитрость, охоту, поиск, самоанализ, слушание, магию, сны. Они связаны с луной и с Wepwawet, Зевсом Ликейским, Аполлоном, Аресом, Марсом, Сильванусом, Сернанносом и Одином.
Дельфин/морская свинья: дельфины и морские свиньи являются проводниками в Нижний Мир и посланниками мира снов и прогресса. Они символизируют радость, игривость, отсутствие запретов, силу, быстроту, море, красноречие, магию (особенно магию воды), открытия, общение, доверие, правду, равновесие, гармонию, дыхание, ритм узоры и расслабление. Они связаны с Водой и Астартой, Иштар, Изидой, Аполлоном Дельфийским и морскими божествами вообще.
Рыба: рыбы символизируют любовь, плодородие, победу над смертью, целительство, пророчество, изобилие, благосостояние, гармонию, регенерацию, детей, беременность и появление любви в вашей жизни. Они связаны с Луной, Водой, Атаргатис, Иштар. Дерсето, Изидой, Афродитой, Фрейей, Венерой, Дагоном, Посейдоном и Kuan Yin.
Выдра: выдры символизируют игривость, уравновешенную женскую энергию, любопытство, радость за себя и других, отсутствие ревности и зависти, отсутствие беспокойства, талант, верность, общественную жизнь и счастье. Они обманщики. Они связаны с элементами Земли и Воды и связаны с Сернанносом.
Тюлень: тюлени символизируют игривость, родительские обязанности и защиту (особенно защиту во время путешествий по воде, при полном изменении жизни, при разводе или болезненном разрыве с любимым человеком, от сплетен и опасностей).
Бабочка: бабочки символизируют радость, свободу, жизнь одним моментом, трансформацию, цикл рождение-смерть-перерождение, умственные силы, магию, предсказание жизненного цикла, понимание своего места в цикле жизни, вдохновение, бессмертие, досуг, красоту в старости, долгожительство, любовь, счастье, фальшь, тщеславие и душу. Они связаны с элементом Воздуха, Орами и Zochiquetzal.
Стрекоза: стрекоза символизирует иллюзию, сны, перемену, просвещение, безответственность, ненадежность, слабость, нестабильность, быстроту и видение правды. Они посланцы мира стихий и богов/богинь. Они связаны с Летом.
Орел: орлы символизируют благородство, ясность видения, равновесие между миром духов и повседневной жизнью, возможность подняться над повседневностью, молнию, подъем над материальным в поисках духовного, соединение с миром духов, своевременный дождь, дух воина, бесстрашие, острое зрение, войну, свободу, величие, авторитет, силу, победу и смелость. Они связаны с божественным и с Солнцем, так же как и с Воздухом, Огнем и Духом. Они связаны с Нинурта, Мардуком, Ашуром, Паном, Зевсом, Индрой, Вишну, митрой и Одином.
Сокол: соколы символизируют свободу, быстроту действия, дальновидность, магию, астральные путешествия, ясное видение и целительство. Они помогают умирающим умереть. Они связаны с Хорсом, Цирцеей, Ра, Менту, Фрейей и Одином.
Ястреб: ястребы – наблюдательные и восприимчивые посланцы мира духов. Они символизируют охватывание полной картины, использование ваших талантов, приметы, сны, смелость, защита, мудрость, просветление, правду и опыт. Они связаны с Хорсом, Птахом, Реху, Секером, Аменти, Аполлоном, Артемидой, Индрой, Ахура Маздой и Митрой.
Колибри: колибри символизируют свободу движения, энергию, радость без устали и питание нектаром жизни, завершение того, что считается невозможным, нахождение радости в жизни и учение из опыта, цветы, любовь, красоту, искусство, расслабление и бесстрашие. Они связаны с Кецалькоатлем и Вицлипуцли.
Лебедь: лебеди символизируют грацию, целительство, измененные состояния, интуицию, трансформацию, переходы, духовный рост, предчувствия, предзнаменования, божественность духа, достоинство, моногамию, дояльность и тишину. Они связаны с Аполлоном, Афродитой, Музами, Венерой, Зевсом, Сарасвати, Брахмой и Деви.
Дракон: Драконы являются учителями, воинами и защитниками. Они символизируют Великую Богиню Мать, матриархат, доброжелательность, божественность, королевское достоинство, сверхъестественное, бесконечность, изменения, магию стихий и духовное наставничество. Они связаны с Митрой, Хорсом, Аполлоном, Индрой, Аруной и Сомой. Восточные драконы более змееподобны и часто усаты. Они символизируют власть правителя, мужественность, янь, процветание, дождь, мудрость и утаенные секреты. Западные драконы более напоминают рептилий, более массивны и часто обладают крупными крыльями, напоминающими крылья летучей мыши. Они символизируют огонь, конфронтацию, опасность и уединение.
Грифон: Грифоны являются охранниками. Они символизируют духовное просвещение, времена года, связь между духовной энергией и космическими силами. Они связаны с Солнцем, Небом, Землей, Немезидой и Аполлоном.
Пегас: пегасы символизируют вдохновение, поэзию, грацию, свободу от земных забот, астральный уровень, трансформацию зла в добро, славу и красноречие. Они связаны с Деметрой и Осирисом.
Феникс: Феникс является символом воскресения, перерождения, духовного роста, силы и энергии для преодоления жизненных испытаний, огня и королевского достоинства. Это символ луны/солнца, связанный с Осирисом, Ра и Цирцеей.