какое животное может узнавать себя в зеркале
Кто из животных узнает себя в зеркале и что это говорит об их интеллекте?
В конце января редактор The Guardian разместил в твиттере изображение белоголового орлана (символ США — BN), уставившегося на собственное отражение в воде, со следующим комментарием: «Это фото орлана, пристально смотрящего на себя, не является намеком ни на одну новость, которую мы слышали в последнее время», — написал он. Картинку ретвитнули более 63 тысяч пользователей.
This photo of an Eagle taking a hard look at itself is not a metaphor for anything that’s been in the news recently pic.twitter.com/FLyANNUg44
Эта шутка с политическим подтекстом побудила одного из журналистов Atlantic поинтересоваться, действительно ли орлы достаточно умны, чтобы узнавать собственное отражение. Научный обозреватель издания Эд Ен (Ed Young) попытался ответить на вопрос: «Кто из животных узнает себя в зеркальном отражении и о чем свидетельствует такой навык?».
В марте 1838 года молодой и малоизвестный биолог Чарльз Дарвин задался тем же самым вопросом. Во время посещения лондонского зоопарка он заглянул в клетку с орангутаном по кличке Дженни и заметил, что животное с удовольствием рассматривает стеклянный стакан, целует свое отражение в нем, и наблюдает, как искажается ее тело, когда она к нему приближается. Что она видела в зеркале? Узнавала ли она себя?
Спустя более чем 100 лет психолог Гордон Гэллап придумал, как это проверить. В 1970 году он ввел наркоз четырем шимпанзе, выросшим в неволе. Пока они спали, ученый выкрасил их брови красной краской. Когда они очнулись и увидели свое отражение, они сделали точно так же, как сделали бы люди — уставились на свое лицо в зеркале и коснулись своих бровей. В отличие от шимпанзе, обезьяны, не относящиеся к человекообразным, не предприняли никаких действий. Они не смогли узнать себя в зеркале, заключил Гэллап, а шимпанзе смогли. По мнению психолога, узнавать себя в отражении могут лишь животные с развитым интеллектом.
Зеркальный тест Гэллапа — один из самых известных и одновременно спорных методов в исследовании интеллекта животных. На основе собственных экспериментов, ученый сделал вывод, что если животное осматривает отметку на теле, притрагивается к ней или пытается ее стереть, то оно прошло тест. По крайней мере, такое поведение — признак самопризнания, говорил Гэллап. Животное, прошедшее тест, имеет умственное представление о собственном теле. Возможно, говорил психолог, это указывает на наличие самосознания.
Спорным метод Гэллапа делает то, что представители одного и того же вида нередко проходят тест по-разному. Шимпанзе и орангутаны часто проходят зеркальный тест, но делают это не всегда. Индийский слон по кличке Счастливый прошел тест в 2006 году, но двое других слонов отреагировали на свое отражение иначе и не притронулись к нанесенным им отметкам.
Косатки и афалины, предположительно, прошли тест; они, очевидно, менее ловкие, чем обезьяны или слоны, но и они крутились перед зеркалом, чтобы осмотреть отметки на теле. Скаты, по словам ученых, тоже делали что-то подобное, но из-за особенностей строения, их поведение сложнее интерпретировать.
Многие разновидности животных, а точнее — большинство из них, зеркальный тест не прошли. Панды потерпели неудачу. Собаки потерпели неудачу. Морские львы потерпели неудачу. Они игнорировали, боролись и играли со своим отражением, но не вели себя так, как будто узнавали себя в зеркале. Гориллы были непоследовательны. В течение нескольких десятилетий считалось, что они единственные человекообразные обезьяны, которые не прошли зеркальный тест; со временем некоторые особи прошли его, но все они жили в тесном контакте с людьми.
Обезьяны также не могли пройти тест Гэллапа. Однако в 2010 году исследователь Абигейл Рэджэла из Висконсинского университета заметила, что некоторые ее лабораторные обезьяны рассматривают себя в зеркале. Те же самые обезьяны ранее не прошли зеркальный тест, но спустя некоторое время вдруг начали обращать внимание на собственное отражение. Позже они даже начали исследовать в отражении собственные гениталии. «Мы не можем объективно утверждать, что эти животные обладают самосознанием, но вот повод предположить, что в некоторой форме оно у них есть», — отметила ученая и ее коллеги.
При прохождении зеркального теста подавляющее большинство птиц потерпели неудачу. Увидеть свое отражение так, как хотел бы Гэллап, не сумели ни голуби, ни говорящие попугаи жако. Однако в 2008 году Гельмут Прайор из Университета Гете сообщил, что две европейских сороки по имени Голди и Джерти глядя в зеркало попытались вытереть желтые отметки на своих шеях. Они стали первыми немлекопитающими, прошедшими зеркальный тест. Ученые отметили, что именно сороки входят в семейство врановых, включающее помимо них воронов, ворон и соек, то есть птиц, известных своим интеллектом. Хотя, конечно, это не помешало галкам и большеклювым воронам, входящим в то же семейство, провалить тест. Даже новокаледонские вороны, использующие подручные инструменты для добычи пищи в условиях дикой природы, провалили тест Гэллопа: они думали, что их отражение хочет на них напасть и заглядывали за зеркало, чтобы найти там другую птицу.
Впрочем, ни одно из испытуемых животных, не удивило ученых так, как удивил человек. Многие психологи утверждали, что подавляющее большинство детей начинает справляться с зеркальным тестом в возрасте от 18 до 24 месяцев. Но, как происходит с большинством таких исследований, ученые работали только в западных странах. Когда Таня Броеш из Университета Саймона Фрейзера изучала кенийских детей, она обнаружила, что только двое из 82 испытуемых детей прошли зеркальный тест. Зеркала не столь вездесущая вещь в кенийских домах, как не Западе, но они все же существуют и регулярно используются в быту. И все же большинство детей — возраст некоторых из них достигал шести лет — просто смотрели на отражение в зеркале, не пытаясь коснуться или оттереть след краски со лба.
Тест Гэллапа провалили дети на Фиджи, в Перу и Замбии. Если эти люди, которые явно обладают самосознанием, не проходят зеркальный тест, то что он на самом деле проверяет? Броеш предположила, что кенийские дети поняли, что именно они отражаются в зеркале, но не знали, что делать с этим знанием. В отличие от западных детей, которых родители поощряют к учебе, дети в малочисленных, сельских общинах склонны учиться, главным образом, наблюдая за взрослыми и подражая им. Возможно, наблюдая за своим отражением в зеркале, они могли не захотеть стереть отметку, предположив, что взрослые испачкали их краской ради какой-то «цели».
По просьбе редакции Barking News 14-месячный Андрей Смирнов попытался пройти зеркальный тест Гэллапа (красную краску найти не удалось, поэтому пришлось воспользоваться подручными материалами). Испытуемый с интересом рассматривал отметки на лице, однако не предпринял попыток стереть их
Исходя из этого, можно предположить, что у животных, проваливших зеркальные тест, тоже были свои объяснения: некоторые гориллы потерпели неудачу, но в их обществе прямой зрительный контакт является актом агрессии; собаки потерпели неудачу, но среди этих животных запах более важен, чем зрение. Двое из трех индийских слонов потерпели неудачу, но слоны — большие животные, которые приспособились не обращать внимания на грязь, которой зачастую покрыто их тело. Животные могли не знать об отметке, сделанной учеными на их теле, или же она абсолютно их не волновала.
На основе зеркального теста можно сделать вывод, что шимпанзе и орангутаны — ловкие, любопытные, визуально ориентированные и одержимые уходом за собой животные — реагируют на отметки таким образом, что западные ученые могут легко интерпретировать их действия. Возможно, это говорит больше о людях, проводящих тест, чем об испытуемых, пишет Ен.
Зеркальный тест выносит весьма категоричное суждение об испытуемом: животное либо прошло, либо не прошло тест, говорит ученая Дебби Келли. Но не все так просто. Ученая приводит в пример североамериканскую ореховку — маленькую черно-белую птицу, которую она тестировала. В дикой природе эти птицы прячут в землю орехи, правда, только если рядом нет их сородичей. Стоя перед зеркалом, они воздерживались от закапывания орехов, думая, что на них из зеркала смотрит потенциальный вор. Но когда Келли дала им матовое зеркало, они спокойно припрятали орехи, не опасаясь, что другие птицы их украдут. Глядя в матовое зеркало, североамериканская ореховка прошла и тест Гэллапа.
Ученая утверждает, что, глядя в матовое зеркало, птицы соотносят движение и тени и признают себя в отражении. Но обычное зеркало обеспечивает им своего рода сенсорную перегрузку, бомбардируя птиц незнакомыми характеристиками об их собственных телах. В конце концов, гладкие зеркальные поверхности редки по своей природе. Виды отражающих поверхностей, с которыми сталкивается североамериканская ореховка, больше похоже на матовое зеркало: поверхности озер, рек или луж.
Теперь самое время вернуться к орлу, с которого все началось.
Действительно ли орлы достаточно умны, чтобы узнавать собственное отражение? Эд Ен признается, что у него нет точного ответа. Журналист напомнил книгу Франса де Вааля «Достаточно ли мы умны, чтобы судить об уме животных?». Орел мог пристально смотреть на свое отражение, или на того, кого он воспринял как конкурента.
«Когда мой коллега спросил, достаточно ли умен орел, чтобы узнавать свое отражение, я сказал, что он, скорее всего, ищет на кого бы поохотиться и чего бы пожрать — и этот ответ не является намеком ни на одну новость, которую мы слышали в последнее время. Это шутка, но даже она является показательной в дебатах об эффективности зеркального теста. Она немного о том, что животные видят в отражении зеркала. Но и о том, что видим мы, размышляя о животных», — пишет обозреватель Atlantic.
Что животные видят в зеркале?
Противоречивая проверка на самосознание разделяет царство животных
Идея инструмента, способного прозондировать основу сознания, пришла в голову Гордону Дж. Гэллапу младшему, когда он брился. «Я вдруг подумал, – говорит он, – разве не было бы интересно узнать, могут ли другие существа узнавать себя в зеркале?»
Эксперимент по показу шимпанзе их отражения в зеркале казался просто небольшим развлечением, когда Гэллап впервые попробовал реализовать свою идею в 1969 году. Он не представлял, что это станет самым влиятельным и самым противоречивым тестом в сравнительной психологии, погружающим разум в царство экспериментальной науки и предвосхищающим вопросы по поводу степени страдания животных. «Важна не способность узнавать себя в зеркале, – в итоге решил он. – Суть в том, что эта способность говорит по поводу вашей возможности осознавать самого себя».
Гэллап был новым профессором в Тулейнском университете в Луизиане, где у него был доступ к шимпанзе и гориллам в отделении, которое позже превратится в Национальный центр исследования приматов в Тулейне. Тамошние шимпанзе были пойманы в юном возрасте в Африке и перевезены в Америку, где их использовали в биомедицинских исследованиях. Но его эксперимент был совсем не таким инвазивным. Он изолировал двух шимпанзе в клетках и размещал в каждой клетке по зеркалу на восемь часов подряд каждый день в течение 10 дней. Через отверстие в стене Гэллап наблюдал изменения в поведении шимпанзе. Сначала они думали, что отражение – это другой шимпанзе, и демонстрировали ему комбинацию социальных, сексуальных и агрессивных жестов. Но со временем они начали использовать его для изучения собственных тел. «Они использовали зеркало, чтобы заглядывать себе в рот, корчить рожи, изучать гениталии, убирать слизь из уголков глаз», – сказал Гэллап.
Гэллап был уверен, что шимпанзе научились узнавать себя в зеркале, но считал, что другие исследователи могут не поверить его описанию. Он перешёл ко второй фазе эксперимента. Он усыпил шимпанзе при помощи наркоза, затем покрасил им одну бровь и противоположную мочку уха красной краской, которую шимпанзе не смогли бы почувствовать или унюхать. Если они и правда узнавали себя, он считал, что знает, что произойдёт: «Казалось очевидным, что если я увижу в зеркале себя с какими-то отметками, я дотронусь до них и буду изучать».
Именно это и проделали шимпанзе. Для Гэллапа это было доказательством: «первой экспериментальной демонстрацией самосознания животных»,- писал он в результирующем отчёте 1970 года для Science. «Это было совершенно очевидно, – вспоминает он. – Мне нужна была статистка. Это произошло. Победа!»
Но то, что на самом деле поразило Гэллапа во время тестов с обезьянами, это что те вели себя по-разному. Возможность распознавать своё отражение оказалось не приобретаемым навыком, которому одни существа обучаются медленнее других. Это было результатом работы более высокого интеллекта. Гэллап получил первые твёрдые доказательства того, что у наших ближайших родственников есть некое подобие самосознания или даже разума. Наконец был получен инструмент для экспериментов по теме, которую обсуждали тысячи лет: какова природа сознания человека?
Как провести тест с зеркалом своими руками
Изучите самосознание вашего ребёнка, щенка или длиннохвостого попугая в домашних условиях. Реакции будут отличаться в зависимости от испытуемого. Разместите большой цветной стикер на волосах ребёнка, когда он не находится перед зеркалом, так, чтобы он его не чувствовал и не видел. Подведите ребёнка к зеркалу. Ребёнок может указать на стикер, но не понимать, что на него из зеркала смотрит его собственное лицо. Когда вы удалите стикер и покажете его ребёнку, тот удивится.
К двухлетнему возрасту у ребёнка должен произойти когнитивный сдвиг в самосознании, после чего он легко сможет использовать зеркало для обнаружения стикера. Щенки и котята не впечатляются стикером так легко, но часто играют со своим отражением в зеркале, не узнавая себя. Взрослые кошки и собаки обычно игнорируют отражение, возможно, из-за отсутствия интереса.
Гэллап был не первым человеком, решившим, что способность распознавать себя в зеркале может играть важную роль. Позже он узнал, что Чарльз Дарвин показывал зеркало орангутангам, но они с зеркалом не справились, по крайней мере, в его присутствии. Дарвин тоже отметил, что в первые годы жизни его дети не узнавали себя в отражении. В 1889 году немецкий исследователь Вильгельм Прейер первым предположил связь между распознаванием себя в зеркале и самосознанием людей.
Спустя более чем 50 лет французский психоаналитик Жак Лакан решил, что в развитии детей есть «зеркальный этап», в котором зеркала помогают формировать их эго. К 1972 году специалисты по психологии развития начали использовать тесты с маркировкой, похожие на те, что делал Гэллап, чтобы узнать, в каком возрасте дети начинают распознавать себя в зеркале. Оказалось – от 18 до 24 месяцев.
А Гэллап, перешедший в Университет Олбани, заинтересовался, может ли пройти тест с зеркалом кто-нибудь, кроме приматов. В начале 1990-х он вместе со своим студентом Лори Марино решил изучить этот вопрос. Работая с Дианой Рейс в океанариуме «Морской мир Африки/США» в Калифорнии Марино показывал зеркало в аквариуме двум афалинам. Как и шимпанзе, дельфины научились использовать зеркало разными способами, даже «занимались сексом перед зеркалом, и эти записи мы назвали нашим дельфиньим порно», говорит Марино. Три исследователя опубликовали результаты работ, утверждая, что они «говорят о распознавании себя в зеркале».
Но до критически важного теста с маркировкой оставался ещё десяток лет. Самым большим барьером стал анатомический: у дельфинов не было рук, чтобы прикоснуться ими к отметке. Но Рейс и Марино, к тому времени работавшие уже в Нью-йоркском аквариуме, разработали исправленный тест. Они ставили отметки дельфинам чёрными чернилами на разных частях тела, и дельфины переворачивались и извивались, чтобы увидеть эти отметки. Это убедило исследователей и многих других, что они распознают себя в зеркале.
Рейс и Марино это исследование не только убедило, но и побудило к действиям. Они, и их единомышленники, утверждают, что если животное проходит тест с зеркалом, оно обладает определённым уровнем самосознания, и, значит, неэтично держать их в неволе. «Эти животные обладают каким-то уровнем осознания себя, и если так, они знают, где находятся и могут понимать ограничения их физического окружения», – говорит Марино. Сейчас она работает директором по науке в «Проекте по защите прав не-людей», и пытается добиться соблюдения прав животных с когнитивными возможностями высокого уровня. Участники проекта хотят, чтобы суды распознавали таких животных, как «физических лиц» и защищают права дельфинов. Ключевой аргумент – наличие научных доказательств того, что шимпанзе, слоны, китообразные и другие животные обладают, как и люди, самосознанием. Они могут не только страдать, но и думать о себе: «Я страдаю».
Гэллап, которому сейчас уже за 70, не занимается пропагандой прав, но любит пофилософствовать на тему того, что именно показывает тест с зеркалом и зачем такая способность могла развиться в ходе эволюции. Очевидно, что она имеет мало отношения к зеркалам – если не считать редкие спокойные поверхности прудов, у наших предков было мало шансов встретить своё отражение. Он решил, что прохождение теста на зеркало говорит о высоком уровне сознания, включающем возможность животного размышлять о своих мыслях и опыте, а также представлять, что могут думать и испытывать другие. Эта способность называется «теорией разума» [или моделью психического состояния человека].
В подтверждение он указывает на то, что дети начинают демонстрировать модель психического состояния примерно в то же время, когда они начинают распознавать себя в зеркале. «Чтобы учитывать, что могут знать, хотеть или желать другие люди, вам сначала нужно осознать самого себя», – говорит он. Он отмечает, что люди с шизофренией часто не могут распознать себя в зеркале, а также испытывают трудности с моделью психического состояния. К примеру, по сравнению с контрольными испытуемыми, шизофреники с меньшей долей вероятности могли распознавать просьбу, спрятанную в утверждении, которое муж делает своей жене: «Я хотел бы надеть эту голубую рубашку, но она сильно смялась».
Гэллап считает, что значительное осознание самого себя могло появиться в результате эволюции, чтобы помочь гоминидам разбираться со сложными социальными вопросами. «Интеллектуальное превосходство вытеснило физическое как средство для достижения доминирования», – говорит он. Он предполагает, что значительное самосознание может включать в себя и осознание смертности. «Мне кажется, что логичным следующим шагом будет осознание и принятие неизбежности индивидуальной смерти», – говорит он.
Что касается распознавания себя в зеркале дельфинами и другими животными, не относящимися к приматам, Гэллап в этом пока не уверен. Он предлагает другое объяснение того, что дельфины его бывшего студента извивались перед зеркалом: чтобы увидеть отметки на теле того, что они считали другим дельфином, смотрящим на их самих. Он требует повторения недавних экспериментов, в которых слоны при помощи хобота дотрагивались до крестиков, нарисованных на их лбах, и сороки снимали стикеры у себя с груди клювом.
Встречаются и исследователи, исключающие связь между тестом с зеркалом и теорией разума у любых животных, даже людей. Среди них – Дэниел Повинелли, у которого Гэллап был научным руководителем. Словно сын, видящий слабости отца и решающий стать его противоположностью, Повинелли, работающий в Университете Лафейетта в Луизиане, стал одним из самых ярых критиков Гэллапа, хотя на персональном уровне они остаются близки. Он пришёл к выводу, что шимпанзе не нужно обладать самосознанием для того, чтобы пройти тест с зеркалом. Вместо этого ему нужно лишь сообразить, что тело в зеркале выглядит и двигается так же, как его собственное, и додуматься, что если на том теле есть отметка, то и на его теле она тоже может быть. Такое достижение всё равно остаётся довольно сложным, добавляет Повинелли, и может отражать наличие сознания расположения частей тела, которое может быть полезным для лазания по деревьям. Он считает, что такое осознание на высоком физическом уровне могло появиться, когда наши предки с деревьев увеличились в размерах, и им стало тяжелее передвигаться по веткам.
Сомнения Повинелли распространяются и на другие ключевые исследования разума шимпанзе, к примеру, те, в которых шимпанзе воздерживался от спрятанной еды, если видел, что доминирующий шимпанзе наблюдал за тем, как люди её прячут. Авторы исследования утверждали, что это происходило потому, что подчинённый шимпанзе мог размышлять о том, что видел и что может сделать доминирующий. Совместив этот тест с результатами других, они заключили, что шимпанзе способны «понимать как цели, так и намерениях других, а также восприятие другими реальности и их знания», и может предсказывать их действия.
Но Повинелли называет такое рассуждение «деревенской психологией» – ненаучными выводами, основанными на человеческом восприятии. Подчинённому шимпанзе не нужно проникать в разум доминирующего, ему всего лишь нужно понимать, что нельзя становится тому поперёк дороги.
Если применить эту логику к людям, то мы можем погружаться в глубины размышлений, используя зеркало для чистки зубов, но это не значит, что часть мозга, использующая зеркало для направления зубной щётки, будет той же самой, что обдумывает саму себя. Эти две возможности могут появляться у детей в одно и то же время, но это не значит, что они связаны, а тем более представляют собой одно.
Отставляя в сторону критику Повинелли, большинство специалистов по сравнительной психологии считают, что в распознавании себя в зеркале что-то есть, и не в последнюю очередь потому, что этот эффект наблюдается только у животных с превосходящим интеллектом. Нейробиологи пытаются пролить свет на эту тему, подыскивая физическую основу этой возможности в мозге. И хотя чёткий сигнал ещё не обнаружен, Гэллап своего мнения не меняет. После почти 45 лет защиты от критиков, он вряд ли, проснувшись как-то утром, посмотрит в зеркало и передумает.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать /наука, история, политика, творчество/
Этот вопрос имеет непосредственное отношение к проблеме, которая давно волновала умы зоопсихологов: есть ли у животных самосознание или оно присуще только человеку? В 1970 году американский зоолог Гордон Гэллап (Gordon G. Gallup) положил конец этим спорам, поставив очень простой эксперимент: он решил проследить за тем, как ведут себя приматы перед зеркалом…
Оказалось, что низшие обезьяны — макаки, павианы — реагируют на своё отражение так, если бы перед ними была другая особь. Они принимают агрессивные позы, пытаются запугать «чужака».
Высшие человекообразные обезьяны (шимпанзе, гориллы и орангутаны) напротив, опознают себя в зеркале. Поначалу они также принимают своё отражение за другое животное. Но постепенно — на четвёртые или пятые сутки — они начинают обыскивать шерсть, глядя в зеркало.
Чтобы отмести все сомнения, Гэллап решил провести такой опыт. Животное анестезировали и усыплённому животному подкрашивали надбровные дуги и кончики ушей, то есть такие места, которые без зеркала увидеть нельзя. Для чистоты эксперимента использовалась краска, не имеющая запаха.
Когда шимпанзе приходили в себя, они не замечали, что их покрасили. Но, находясь перед зеркалом, проявляли неподдельный интерес к окрашенным местам, начинали активно трогать свои брови и кончики ушей. Этот эксперимент однозначно доказал, что приматы понимали, что видят в зеркале себя: они помнили, как они выглядели раньше, и осознавали, что в их облике произошли изменения.
Шимпанзе выдерживали и более сложные испытания с зеркалом. Им давали какое-либо простенькое упражнение для рук, но животное не могло видеть свои руки непосредственно, а только их отражение в зеркале. Шимпанзе справлялись с этой задачей, а ведь это не так легко и для человека.
В настоящее время известно 5 видов животных, способных узнавать себя в зеркале, — это шимпанзе, орангутаны, гориллы, дельфины и слоны.
Остальные животные либо не замечали своего отражения, либо видели в нём другое животное, которое воспринимали или как соперника, или как объекта для ухаживания. Так, оказалось, что рыбы, например, начинают нападать на своё отражение, попугаи же, напротив, начинают за ним ухаживать, а кошки и собаки к своему отражению обычно равнодушны.
А вот вороны, которые славятся своим интеллектом, себя в зеркале не узнают, а относятся к своему отражению, как к другой птице, и пытаются ее атаковать. Но зато новокаледонские вороны успешно справились с другой задачей, связанной с зеркалом: птицам предлагалось находить коробки с едой, находящиеся вне поля их зрения, ориентируясь на отражения этих коробок в зеркале. Эту задачу вороны решили, да так быстро, что учёные были удивлены их успехами.
В связи с этим можно вспомнить один курьёзный случай, произошедший в Канаде. На востоке Ванкувера кто-то начал методично разбивать боковые зеркала на припаркованных автомобилях. Жители были в шоке — уж не завёлся ли маньяк в их районе. Однако вскоре выяснилось, что зеркала разбивал… дятел!
Орнитологи объяснили жителям, что дятел видит в зеркале «другого дятла», «сражается» с ним и, в конце концов, побеждает. Чтобы обмануть дятла, жителям посоветовали закрывать чем-нибудь зеркала на машинах, что они и сделали: владельцы автомашин начали надевать на боковые зеркала своих автомобилей пластиковые пакеты из супермаркета.
А австралийские орнитологи, которым нужно было для исследования поймать несколько самцов лирохвоста, с успехом использовали ловушки с зеркальной задней стенкой. Птица заходит туда, чтобы выяснить отношения с соперником.
Слоны научились пользоваться зеркалом
В ходе эксперимента, проведенного в зоопарке Бронкса (Нью-Йорк), ученые выяснили, что слоны узнают себя в зеркальном отражении и даже могут рассматривать те части своего тела, которые обычно их взгляду недоступны, пишет The Washington Post. До этого биологи полагали, что способностью узнавать себя в зеркале обладают только люди и человекообразные обезьяны.
По мнению специалистов, проводивших исследование, способность идентифицировать себя в зеркале тесно связана с особенностями сложного социального поведения слонов. Известно, что эти животные активно общаются между собой, а также помогают старым и больным особям из своего стада. Способность к «альтруизму» и «сопереживанию» была бы невозможна без четкой самоидентификации, считают биологи.
Правда, не все коллеги исследователей согласны с ними в оценках результатов экспериментов. Например, Робин Дунбар (Robin Dunbar) из британской академии наук полагает, что на основе опытов с зеркалами не следует делать выводов о природе происхождения разума.
Эксперимент в Габоне
Французский фотограф-новатор Ксавье Хьюберт Бриер (Xavier Hubert Brierre) и его супруга отправились в Габон, чтобы провести интересный эксперимент. Они разместили в нескольких местах зеркала и стали наблюдать за реакцией проходящих мимо животных.
Несмотря на засилье насекомых в африканских лесах, Ксавье говорит, что эксперимент принёс ему удовольствие. Фотограф спрятал камеры в защитных боксах и установил датчики движения, которые включали режим записи, когда к зеркалам приближались обитатели леса.
Самые интересные реакции наблюдались у леопардов и горилл, которые были настроены довольно агрессивно по отношению к своим воображаемым соперникам.
Дельфины узнают себя в зеркале
Люди издавна считают дельфина, млекопитающего из отряда китов, одним из самых высокоразвитых животных. И вот, недавно ученые нашли этому очень важное подтверждение.
Своей осмысленной мимикой и способностью учиться дельфин многократно ставил в тупик ученых, изучавших этих морских животных, как в океанариумах и дельфинариях, так и на воле. Однако, в последние десятилетия ученые достигли определенных успехов в разгадывании тонкостей дельфиньей психики и социальной жизни, и начали создавать более детальный психологический портрет этих удивительных животных.
Недавно появились сообщения о двух исследованиях, проводимых параллельно и независимо друг от друга. В обоих случаях ученые пришли к заключению, что дельфины в состоянии узнавать себя в зеркале. А такое узнавание считается важным признаком самосознания.
Дельфины же, как и человекообразные обезьяны узнают себя в зеркале. Об этом говорят результаты исследований, начавшихся в 1998-м году в Нью-Йоркском аквариуме с двумя бутылконосыми дельфинами, родившимися в неволе. Сначала на тело тестируемого дельфина исследователи наносили фальшивую метку, используя маркер, наполненный водой, а не красителем. После нескольких репетиций, во время которых животное привыкало к этой процедуре, исследователь маркировал дельфина заштрихованными треугольниками или кругами.
Всего каждое животное маркировалось по 16 раз и отдельно от других. Все снималось на видеопленку. Каждый дельфин после маркировки подплывал к зеркалу и осматривал на себе место, которое было отмечено. При этом дельфины часто крутились и вертелись, чтобы лучше рассмотреть метку.
Итоги этих исследований, проведенный в дельфинарии «Си Уорлд» в Дурбане, в ЮАР, были опубликованы в «Журнале сравнительной психологии». В основу публикации легли работы целого ряда ученых разных стран.