какое животное хорошо бегает прыгает да еще и боксирует ответ
Викторина «Счастливый случай» по окружающему миру
Учитель:
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
Добрый день уважаемые гости, дети! Мы с вами на игре “ Счастливый случай”. Именно счастливый случай свел нас сегодня всех вместе, чтобы еще раз подумать, поразмышлять о таком важном вопросе, как охрана природы. Чтобы охранять природу, нужно ее знать.
Многих животных вы хорошо знаете, о других слышали или читали, третьих видели в телепередачах
Учитель: А как вы думаете, как именно человек наносит ущерб природе?
Ученики:…….
Учитель: Вмешательство человека в жизнь природы нельзя остановить. Но всем нам надо стремиться к тому, чтобы не причинить ей вред, чтобы она как можно меньше страдала от нашего вмешательства. А для этого надо знать и любить природу, знать животных, которые живут на нашей планете рядом с нами, их повадки, привычки, образ их жизни. Знать, чтобы сохранить и сберечь.
Этой теме мы и посвятим нашу игру. Главными действующими лицами будут две команды.
ГЕЙМ 1 “Разминка”.
Дается 1 минута. За это время нужно как можно быстрее ответить на максимальное количество вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 1 очко.
Не привыкайте к чудесам,
Дивитесь им, дивитесь.
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумление,
Все будет так или не так
Через одно мгновение.
ГЕЙМ 2 “ Заморочки из бочки”.
Каждой команде предназначено по 3 вопроса. Достают “ заморочки” по очереди.
— Почему ласточки перед дождем летают низко? (Они ловят насекомых, которых холодный ветер прибивает к земле).
— Почему при безоблачном небе морозы бывают сильнее? (Облака для земли всё равно, что одеяло, они не дают остывать земле).
— Почему волка называют “санитаром леса”? (Добывает, прежде всего, больных, ослабленных животных).
— Из какой бумаги земляные осы строят гнёзда? ( Бумагу они делают сами. Острыми челюстями соскабливают с дерева кусочки древесины и, размельчив ее, смачивают её своей клейкой слюной. Получается жидкая кашица. Когда она высыхает, то превращается в плотную бумагу серого цвета, на ней можно даже карандашом писать).
— Зачем страус прячет голову в песок?
(И совсем не из-за страха, как принято считать, а с санитарно профилактическими целями. Закрыв свои большие глаза и опустив голову в горячий песок, страус ждёт (сколько вытерпит), пока погибнут или сбегут с головы все паразиты. После этого он погружает в песок грудь, взбивает песок крыльями, то есть принимает самые настоящие песочные ванны).
— Зачем змеи язык показывают?
(Не подумайте, что это они вас дразнят. Это они воздух “ощупывают”, добычу ищут. А что вынюхают, “ несут ” на языке в рот.)
Здесь вы тоже показали свои знания, но думаю что еще одна интересная информация вам будет интересна.
Команды задают друг другу по вопросу.
— Почему у журавля один птенец?
(Журавли откладывают по два яйца, но птенец у них остаётся один. Вылупившись из яйца, птенцы тут же начинают жестокую драку, пока один не убьёт другого. Но самое страшное, что родители стоят рядом и безразлично наблюдают за этим убийством.)
— Почему мухи к осени “звереют”?
(Действительно к осени мухи в домах начинают кусаться. За домашней мухой много чего плохого водится, но к кусанью она никакого отношения не имеет. Мух мног7о, свыше 20000 видов, все похожи и разобраться в них может только специалист. Осенью в наших домах свирепствует жигалка осенняя, которой нужно обязательно крови насосаться, чтобы продолжить свой род.)
ГЕЙМ 4 “ Тёмная лошадка”.
Отгадай с 1-й подсказки.
Загадочное животное.
1-й команде
“ ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ”
1 минута
Учитель:
Любовь к природе – великое чувство, но оно присуще людям, которые знают природу, понимают её, умеют видеть её.
Такие люди всегда справедливы, великодушны, ответственны. Но воспитывать в себе всё это надо с раннего детства.
Нельзя не согласиться со словами В.Н.Сухамлинского: “К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии и простая человечность.
Давайте люди дружить друг с другом
Как птицы с небом, как ветер с лугом
Как парус с морем, трава с дождями
Как дружит солнце со всеми нами.
Давайте люди любить планету-
Во всей вселенной похожей нету,
Во всей вселенной на всех одна,
Что будет делать без нас она.
Подведение итогов. Награждение команд.
Какое животное хорошо бегает прыгает да еще и боксирует ответ
Кугушергский Дом культуры Центр русской культуры запись закреплена
#культураонлайн
ПРИРОДА И Я
Экологическая онлайн-викторина
Наша планета огромна. И за целую жизнь не может человек обойти её всю, от края до края. Но свой край, в котором родился, должен узнать. Только полюбив свою родную природу, человек сможет полюбить весь мир. И я не сомневаюсь, что участники, которые примут участие в викторине, знают и любят свою родную природу.
1. Зачем в клетку с попугаем помещают зеркало?
(Попугай – подвижная птица, не любит оставаться в одиночестве, от скуки может заболеть или травмироваться. “Друга” попугайчику может заменить его собственное отражение в зеркале. Около зеркала попугай может сидеть часами, общаясь с себе подобным.)
2. В какой стране корова считается священным животным?
(В Индии. Там запрещено религиозным законом убивать коров на мясо. А когда корова перестает давать молоко, ее выгоняют со двора. Если на улице идет дождь или холодно, корова может зайти в магазин или аптеку – ее никто не выгонит.)
3.Что такое панты:
а) рога оленя, б) часть упряжи, в) лосиные рога.
(Панты – это неокостеневшие рога пятнистых оленей и маралов, которые используются в медицине. Из шкуры пантовых оленей изготовляют замшу)
4. Зачем улитке рога?
(Оказывается, это не рога, а щупальца, которыми она ощупывает, пробует на вкус, обнюхивает и рассматривает все вокруг, на концах расположены крошечные глазки.)
5.Встречается ли в природе “водяная свинья”?
(Встречается; так называется карп – одна из важных пресноводных рыб. Он может жить более 70 лет, достигая 69 кг, очень мясист, жирен – чем не свинья.)
6.Вкусны ли птичьи гнезда?
(В юго-восточной Африке живут стрижи-саланганы, которые вьют гнезда из слюны. Местные жители их собирают, отваривают в курином бульоне или кипятке. Говорят, что это очень питательно и напоминает белок куриного яйца.)
7. Можно ли хвостом напиться? (Оказывается, можно. Так поступают африканские обезьяны – бабуины. Когда они хотят пить, а до воды руками не дотянуться, они опускают в воду хвост, а затем его облизывают. Так они проделывают несколько раз.)
9. В чем свинья спаниелю конкурент? (свинью обучают как собаку – ищейку на поиски наркотиков; у нее это получается быстро и точно.)
10. В чем свинья спаниелю конкурент?
(Свинью обучают как собаку – ищейку на поиски наркотиков; у нее это получается быстро и точно.)
«Животные заповедника».
1.Какое животное строит хатку? (бобр)
2.В лесу зимой много сугробов. А из сугробов пар идет. Почему? (в берлоге спит медведь)
3.Что кормит волка? (волка кормят ноги)
4. Кого называют великаном заповедных лесов? (лося)
5. Какое животное в заповеднике самое крупное? (зубр)
6.Какого животного называют санитаром леса? (волка)
7. Какая кошка бегает зимой по лесу? (рысь)
8. Какие животные охраняются в заповеднике (зубр, рысь, выхухоль, бобр, куница)
9. Каким животным помогает хвост? (лисе, белке)
10. Почему медведь зимой не может поймать лося? (потому что зимой он спит)
Голубой шатёр весь мир накрыл. (небо)
Что видно только ночью? (звёзды)
Без рук, без ног, а дерево гнёт. (ветер)
По синему морю белые гуси плывут. (облака)
Без рук, без ног, а рисовать умеет. (мороз)
Скатерть белая весь свет одела. (снег)
Рыжая шалунишка грызёт ловко шишки. (белка)
Стоит Егорка в красной шапке, кто ни пройдёт, всяк поклон отдаёт. (земляника)
Зимой и летом одним цветом. (ёлка)
Днём спит, ночью летает и мышей пугает. (сова)
1. У кого ухо на ноге?(У кузнечика)
2. Какие птицы ночуют зимой, зарывшись в снег головой? (Тетерев, Рябчик)
3. Какая рыба вьет гнездо? (Колюшка)
4. Умеют ли слоны плавать? (Да, и даже полностью погружаются в воду)
5. Какая из птиц нашей страны летает быстрее всех? (Стриж)
6. Какая самая большая птица в мире? (Африканский страус)
7. Что происходит с пчелой после того, как она ужалит свою жертву? (Гибнет)
8. У кого самое плохое зрение? (У крота)
9. Какое животное хорошо бегает, прыгает, да еще и боксирует? (Кенгуру)
10. Она похожа на тетрадь в линию? (Зебра)
11. Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)
12. Самый крупный хищник? (Белый медведь)
13. У каких птиц крылья покрыты чешуей? (У пингвинов)
14. Птица-подражатель, пародист других пернатых? (Скворец)
15. Самый маленький зверёк в лесу? Очень полезен, его иногда принимают за мышонка?(Землеройка)
16. В названии этого животного есть продукт, производимый пчелами? (Медведь)
17. След какого хищника очень похож на след человека? (Медведь)
18. Что страшней для птиц: зимний холод или голод? (Голод)
19. Сколько ног у паука? (Восемь)
20. Какая рыба называется так же, как и река, в которой она обитает? (Амур)
1.Древесина какого дерева очень прочна и устойчива против гниения? (Лиственница)
2. В каком лесу более влажная почва – там, где больше брусники или черники? (Черника более влаголюбивая, чем брусника)
4. Почему лесные дороги после дождя дольше по сравнению с полевыми не просыхают? (В лесу нет ветра, а без ветра процесс испарения замедляется)
5. Из древесины какого дерева делают спички? (Осина)
6. Какая ягода может заменить лимон? (Клюква)
7. Какое дерево цветет позднее всех? (Липа цветет летом)
8. Какие ягоды можно собирать зимой? (Клюква, брусника)
9. Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черная смородина, брусника)
10. Весной или летом цветет сирень? (Весной)
11. Какой лист шумит, а какой шелестит? Чем вызваны эти звуки? (В ЛИСТВЕННОМ ЛЕСУ ШЕЛЕСТ СЛАБЫЙ ИЛИ СИЛЬНЫЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЕТРА. Вызывается он трением листьев друг о друга. А в хвойном лесу струи воздуха при ветре огибают ветки и иголки хвои, при этом за ними образуется маленькие вихри, издающий слабый шипящий звук. Сливаясь вместе, эти звуки создают шум леса)
12. Почему в сосновом лесу мы видим много сосновых сучьев, а у деревьев зеленеют только верхушки? (Сосна светолюбивое растение. Если ее сучья получают мало света, они отмирают. Верхушки зеленеют потому, что получают много света)
13. Почему у елей в лесу зеленеют не только верхушки, но и нижние ветки до самой земли?(Ели не светолюбивое растение, ее хвоя может жить и при некотором затемнении)
14. Почему под соснами в лесу можно увидеть молодые елочки, а под елями сосенку не увидишь? (Сосна не может расти под тенистой елью)
15. Почему у ели всегда острая верхушка? (потому, что ель всегда растет в высоту, а другие деревья, достигшие определенного возраста, перестают расти вверх)
16. Почему листья с верхушек деревьев опадают последними? (Они моложе)
17. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму хвою? (Лиственница)
18. Древесина какого дерева используется для кораблестроения? (Сосна)
Экологические викторины для младших школьников 3-4 класса с ответами
«Животные заповедника». (по 6 вопросов каждой команде)
1.Какое животное строит хатку? (бобр)
2.В лесу зимой много сугробов. А из сугробов пар идет. Почему? (в берлоге спит медведь)
3.Что кормит волка? (волка кормят ноги)
4. Кого называют великаном заповедных лесов? (лося)
5. У каких животных есть рога и копыта? (у зубра, лося, коровы, быка, яка, оленя)
6. Какое животное в заповеднике самое крупное? (зубр)
1.Какого животного называют санитаром леса? (волка)
2. Какая кошка бегает зимой по лесу? (рысь)
3. Назовите современника мамонта и саблезубого тигра? (выхухоль)
4. Какие животные охраняются в заповеднике (зубр, рысь, выхухоль, бобр, куница)
5. Каким животным помогает хвост? (лисе, белке)
6. Почему медведь зимой не может поймать лося? (потому что зимой он спит)
Загадки (Задаются по очереди каждой команде)
Голубой шатёр весь мир накрыл (небо)
Что видно только ночь (звёзды)
Без рук, без ног, а дерево гнёт (ветер)
По синему морю белые гуси плывут (облака)
Без рук, без ног, а рисовать умеет (мороз)
Скатерть белая весь свет одела (снег)
Рыжая шалунишка грызёт ловко шишки (белка)
Стоит Егорка в красной ермолке кто ни пройдёт, всяк поклон отдаёт (земляника)
Зимой и летом одним цветом (ёлка)
Днём спит, ночью летает и мышей пугает (сова)
«Мир животных» (по 10 вопросов каждой команде)
1.У кого ухо на ноге?( У кузнечика)
2.Какие птицы ночуют зимой, зарывшись в снег головой? ( Тетерев, Рябчик)
3.Какая рыба вьет гнездо? (Колюшка)
4.Умеют ли слоны плавать?( Да, и даже полностью погружаются в воду)
5.Какая из птиц нашей страны летает быстрее всех? (Стриж)
6.Какая самая большая птица в мире? ( Африканский страус)
7.Что происходит с пчелой после того, как она ужалит свою жертву? (Гибнет)
8.У кого самое плохое зрение? ( У крота)
9.Какое животное хорошо бегает, прыгает, да еще и боксирует? ( Кенгуру)
10.Она похожа на тетрадь в линию? (Зебра)
11.Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)
12.Самый крупный хищник? (Белый медведь)
13.У каких птиц крылья покрыты чешуей? (У пингвинов)
14.Птица- подражатель, пародист других пернатых? (Скворец)
15.Самый маленький зверёк в лесу? Очень полезен, его иногда принимают за мышонка?(Землеройка)
16.В названии этого животного есть продукт, производимый пчелами? ( Медведь)
17.След какого хищника очень похож на след человека? ( медведь)
18.Что страшней для птиц: зимний холод или голод? ( Голод)
19.Сколько ног у паука? ( Восемь)
20.Какая рыба называется так же, как и река, в которой она обитает? ( Амур)
Экологическая викторина «Знатоки природы»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ конспект викторины Знатоки природы.docx
Муниципальное бюджетное учреждение
«Центр Детского Творчества» с. Александров-Гай
Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области
Выполнила: Исенгалиева Г.Ж.,
педагог дополнительного образования
Цель: обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.
Продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и животном мире нашего края.
Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.
Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.
Воспитывать любовь к родной природе.
— Родная природа-это могущественный источник, из которого мы черпа-
ем знания и впечатления. Человек рожден природой и никогда не потеряет связи с ней. Но нужно обладать терпением, иметь внимательный глаз, чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц.
— Оценивать ваши знания в ходе викторины будет жюри. Представляю членов жюри…..
— Ребята, перед началом викторины вы придумали своей команде название. Я приглашаю вас, под аплодисменты болельщиков, сесть за столики с названием ваших команд.
— Начинаем викторину «Знатоки природы». Первый этап «Разминка». Каждой команде задаются вопросы по очереди. За правильный ответ начисляется один балл.
Как можно пронести воду в решете? (заморозить)
Что за трава, которую и слепые узнают? (крапива)
Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород).
Много рук, а нога одна? (дерево)
Кто появляется весной раньше – летучие мыши или насекомые? (насекомые)
Что растёт вниз верхушкой? (сосулька)
Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).
Как называются животные, тело которых покрыто перьями? ( Птицы ).
Какая ягода бывает красной, белой, черной? ( Смородина).
Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? ( Рыбы ).
Листья, какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).
У кого на сучке кладовая? ( У белки ).
Птенцы, какой птицы не знают своей матери? ( Кукушки ).
Кто путешествует по воздуху на нитке? ( Паук ).
Какую птицу называют «белобока»? ( Сорока)
Какая нить в природе самая тонкая? ( Паутина ).
На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).
Это самый первый цветок, появляющийся из-под снега. (Подснежник).
II . Этап «Зоологическое лото»
— У каждой команды на столах лежит лото. За 3 минуты нужно отгадать загадкии выложить отгадки-картинки.
Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Он на дереве сидит,
Чик-чирик всем говорит, Очень любит угощение, Просо, зёрнышки, печенье. Прыгает, а не идёт,
Рядом с нами он живёт, Угадайте поскорей,
Кто же это. (Воробей)
Гроздья рябины на ветках висят,
Красные яблоки рядом сидят,
Что же за сорт поскорей назови,
Это же птицы их зовут …
(Снегири)
Он играет с нами в прятки,
Прячется в сырой земле.
И еду — свои запасы
Он хранит в большой норе.
Мы ждём вас из далёких стран.
Для гнёзд построим вам дворцы
И будем слушать по утрам,
Как весело поют … (Скворцы)
Кто не знает силача?
Груз он носит не ворча. Для него везде тропинка: И дорожка, и былинка, Может вниз нести и вверх; Он работник лучше всех. (Муравей)
III . Этап. Творческий конкурс: «Нарисуй экологический знак».
— Ребята,рассмотрите картину. Что на ней изображено?
— К объекту живой природы – дереву существует несколько разрешающих и запрещающих знаков. Рассмотрите запрещающие знаки. Как вы думаете, что они обозначают?
— Рассмотрите разрещающие знаки.Как вы думаете, что они обозначают?
— На столах у каждой команды лежит синий конверт. В нем находится изображение природного объекта. Каждой команде нужно придумать запрещающий и разрешающий знаки к природной зоне.
4.
5.
6.
Загадки для зрителей (загадки загадываются во время выполнения командами заданий)
1.У кого ухо на ноге? (У кузнечика)
2.Какие птицы ночуют зимой, зарывшись в снег головой? ( Тетерев, Рябчик)
3.Какая рыба вьет гнездо? (Колюшка)
4.Умеют ли слоны плавать?( Да, и даже полностью погружаются в воду)
5.Какая из птиц нашей страны летает быстрее всех? (Стриж)
6.Какая самая большая птица в мире? ( Африканский страус)
7.Что происходит с пчелой после того, как она ужалит свою жертву? (Гибнет)
8.У кого самое плохое зрение? ( У крота)
9.Какое животное хорошо бегает, прыгает, да еще и боксирует? ( Кенгуру)
10.Она похожа на тетрадь в линию? (Зебра)
11.Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)
12.Самый крупный хищник? (Белый медведь)
13.В названии этого животного есть продукт, производимый пчелами? ( Медведь)
14.След какого хищника очень похож на след человека? ( медведь)
15.Что страшней для птиц: зимний холод или голод? ( Голод)
16.Сколько ног у паука? ( Восемь)
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки (Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки )
Прыг – скок, прыг – скок – ( Дети выполняют движение согласно тексту )
Встал зайчонок на пенек
Прыжки вперед – назад
Всех построил по порядку,
Стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
— Ребята, что это за картинка?
— Давайте вмести разгадаем его.
— Как вы думаете, какое будет следующее задание для команд?
— Итак, следующее задание на столах в конвертах красного цвета. За 3 минуты каждой команде нужно разгадать ребусы, отгадать названия деревьев.
V .Этап «Экологические задачи».
— Найдите у себя на столах конверты зеленого цвета. В нем вы найдете экологические задачи. Нужно прочитать вопрос и правильный ответ обвести кружочком.
1.У моржа острые могучие клыки, но он совсем безобидный. Для чего ему клыки?
а) для защиты от врагов;
б) для добывания корма;
в) для борьбы с соперниками.
а) земля, на которой стоят дома;
б) то, что у нас под ногами;
в) среда обитания растений и животных.
3.Почему дождевые черви после сильного дождя выползают на поверхность почвы?
а) им не хватает тепла;
б) становится меньше пищи;
в) они не могут дышать, так как в почве недостаточно воздуха.
4.Как служат почве дождевые черви?
а) уничтожают вредителей;
б) перерабатывают опавшие листья;
в) роют подземные ходы.
5.Что ты станешь делать, столкнувшись со змеёй?
а) Попытаюсь прогнать с дороги.
б) Не буду тревожить змей, ведь они — часть природы;
в) Ударю змею, ведь она ядовитая;
6.С какими утверждениями ты согласен?
а) Шерстяное одеяло не даёт нагреться кастрюле с холодной пищей;
б) Шерстяное одеяло охлаждает кастрюлю с горячей пищей;
в) Шерстяное одеяло не даёт остыть кастрюле с горячей пищей.
— Следующий конкурс называется «Пентонимы». Задание лежит в конверте желтого цвета. Вам нужно зачитать по порядку пять фактов об одном виде мусора и угадать, что это. (У каждой команды один вид мусора)
1.Его производит обыкновенная корова.
2.В небольших количествах он очень полезен.
3.Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием.
4.При попадании в водоемы он разрушается, рыба и другие водные животные начинают задыхаться.
5.Его необходимо компостировать.
1. Из нее делают игрушки.
2.Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сделать.
3.Предметы, изготовленные из нее, мало весят.
4.Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.
5.Ее нельзя выбрасывать, т. к. она сама по себе в природе не разлагается.
1.Ее изобрели китайцы.
2.У нас ее получают из дерева.
4.Из нее получается очень много мусора.
5.На ней обычно рисуют или пишут.
1.Его делают из песка.
2.Чаще всего оно прозрачное.
3.Когда падает, оно разбивается.
4.Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
5.Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.
1.Это получается, когда что-то становится старым или ломается.
3.Это можно сдать и получить деньги.
4.Из этого можно сделать что-то новое.
5.Это бывает цветным и за него можно получить деньги.
2.Это может плавать на воде и не тонет.
3. В речке этого много, когда в ней моют машины.
4. Это мешает дышать рыбам.
5.Это надо удалять с поверхности воды.
VII . Этап «Природные явления»
(Каждой команде из букв нужно составить слово, обозначающее природное явление. И рассказать об этом природном явлении)
Работа жюри. Подсчет баллов. Подведение итога.
Как яблоко на блюдце, Мы общей жизни зерна,
У нас Земля одна. Одной судьбы родня,
Не торопитесь, люди, Нам пировать позорно
Все исчерпать до дна. В счет будущего дня.
Не мудрено добраться Поймите это, люди,
До скрытых тайников, Как собственный приказ.
Разграбить все богатства Не то Земли не будет
У будущих веков. И каждого из нас.
Цветкова И.Ю. Экология для начальной школы. Игры и проекты. (Популярное пособие для родителей и педагогов).М…: «Детская литература» 2002г.
Научно-художественный сборник «Хочу всё знать», М…: «Детская литература», 1998г.
Виталий Бианки. Лесная газета, М…: «Детская литература»,1999г.