какое жилище покрывают войлоком

Из чего состоит юрта внутри, виды юрт

какое жилище покрывают войлоком

Из чего состоит юрта внутри: YouTube/Naz K

Мудрые степняки придумали практичный и комфортный передвижной дом — юрту. Эта незаменимая спутница кочевника и сегодня не только музейный образец материальной культуры, но и удобное жилище. Разберемся, из чего состоит юрта внутри и какие их виды существуют.

Казахская юрта внутри

Степь — необъятный простор. Порой кажется, что нет ему ни конца, ни края. Уставший странник сможет найти единственное надежное пристанище в дороге — уютную юрту, где ему предоставят возможность отдохнуть, создадут безопасные условия, вкусно накормят и развлекут песнями.

Что такое юрта, выяснили выше. Переносное каркасное жилище кочевников используется и до сих пор. Юрте отдают предпочтение туристы, рыболовы, охотники и животноводы.

Из чего состоит юрта казахов внутри? Убранство жилища отражало представление народа о мироздании. Все предметы интерьера наделялись символическим и магическим значениями. Обустройство переносного дома говорило о достатке семьи, ее месте в племени.

Современные казахи — владельцы таких кочевнических домов — хотят сохранить аутентичность внутреннего убранства.

Разберемся подробнее, как выглядит юрта внутри, и составим представление о традициях и обычаях кочевников:

Стены и пол

На стенах размещали ворсистые ковры, которые защищали помещение от холода. Также развешивали тускиизы — настенные ковры, выполненные на основе ткани или войлока. Их украшала вышивка шелковыми и хлопчатобумажными нитями.

какое жилище покрывают войлоком

Стены юрты: YouTube/Naz K

Там, где располагался тюндюк (круглое отверстие в центре купола, служащее для дневного освещения), прокладывали полосу ткани, которую украшали национальными казахскими орнаментами. Она носит название баскур. Кто входил в юрту, сразу обращал внимание на эту узорчатую вытканную тесьму.

Пол застилали сырмаками и текеметами (постилочными коврами из войлока).

Интерьер

По краям помещения располагались сундуки, на которых выкладывались горы подушек и одеял. Существовало два вида подушек:

Справа от входа размещали сундук или разборной шкаф, который служил буфетом. Он предназначался для хранения столовых и чайных принадлежностей:

Над сундуком вешали торсуки, в которых хранились животворящие напитки степняков — кумыс и айран.

Слева от входа в помещение кочевники размещали на стенах:

Кроме того, с левой стороны от входа находилось место для ловчих птиц.

Сердце юрты в степи — очаг, располагающийся в центре помещения. Кочевники размещали казан на треноге, разводили под ним огонь, а затем приступали к приготовлению пищи. Дым от огня выходил прямо в отверстие тюндюк.

За очагом, напротив входа, было почетное место в юрте (тор). Оно предназначалось для важных гостей или старейшин семьи.

Вдоль стен устанавливали төсекағаш — деревянные лежаки-кровати. Справа от очага — место кровати хозяев, а слева — незамужних дочерей и сестер.

С тындюка свисали ленты с кисточками, которые называются шашак бау. Они символизировали звезды и созвездия, были призваны отогнать злых духов и привлечь в жилище добрых.

какое жилище покрывают войлоком

Потолок юрты: YouTube/Meir Nur-Bek

Казахская юрта: виды

Юрта относится к одним из древнейших изобретений кочевников. Ее прототипом были крытые повозки, шатры на колесах, вместе с которыми преодолевали степи торговые караваны или кочевники в поисках новых пастбищ.

Основное отличие этих видов юрт кроется в купольной жерди, которая называется уук. В юртах, которые используют казахи, уук обладает изгибом, а вот в монгольском жилище такой изгиб отсутствует.

Изогнутость жердей кровли дает возможность кочевникам получить купольный свод и не ставить опорные столбы. Благодаря этому внутри удается освободить пространство.

В монгольской же юрте из-за отсутствия изгиба основная нагрузка приходится на центр жилища, поэтому требуется установка столбов. В юртах тюркского типа вес купола, благодаря изгибу уука, переносится на стенки жилища, которые также имеют изгиб.

Помимо жердей, из которых сооружался купол, и скрепляющего круга на его вершине были и другие части юрты тюркской:

Светлая юрта, выделяющаяся в зеленом разнотравье степи, стала одним из главных символов Республики Казахстан. Желая познать наследие казахов и узнать больше о культурных ценностях, туристы останавливаются на ночлег в жилищах кочевников и испытывают особое, ни с чем не сравнимое, единение с природой.

Юрта казахская — это еще и современное жилище чабанов и геологов. Конструкция юрты делает передвижной дом универсальным и незаменимым. Жилище можно без особого труда собрать и разобрать, его нетрудно перевозить на верблюдах или конях. В любой момент кочевники могли установить юрту, чтобы укрыться от солнца или согреться в холодный осенний или зимний день.

Такая конструкция, ее модификации и внутреннее убранство — признаки высокого уровня материальной культуры казахов, их особого представления о мире и человеке.

Многовековое использование передвижных жилищ привело к появлению разных типов юрт. Их классифицируют согласно предназначению.

Рассмотрим два главных вида переносных каркасных домов:

В казахском фольклоре есть такая загадка:

Один ковер ворсистый

К ним в придачу войлок.

И вознесся в небеса,

Твердь земную утвердил!

В ней представлены космогонические представления о мире, который отождествляется с юртой. Поэтому все ее составляющие имели магическое значение.

Мы подробно рассмотрели описание юрты — воплощения творческого потенциала, тяги к прекрасному, мистических представлений казахов о мире. Все в ней функционально и предназначено для переходов. Это уютное и комфортное жилище, в котором всегда рады гостям.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

История юрты

Дом на колесах
Прообразы юрты, шатры и шалаши, укрепленные на двух- и четырехколесных телегах, появились в евразийских степях на границе II и I тысячелетия до нашей эры.
Жилища на повозках не были единственными и даже основными для кочевников. Удобные для равнин, они не годились для гористых, пересеченных местностей; поэтому потребовалось жилище, которое можно было разобрать и перевезти на вьючных животных. Подобный тип искусственного жилища — один из самых древних в мире. Еще в каменном веке охотники пользовались разборными и переносными жилищами типа чума оленеводов или типи северо-американских индейцев.
Кочевникам-скотоводам евразийских степей нужно было усовершенствовать его, видоизменив каркас и заменив шкуры на специально скроенные войлочные покровы. Самые ранние изображения таких жилищ зафиксированы в росписи на стене склепа Анфестерия в Крыму (I в. до н.э. – I в. н.э.) и среди петроглифов Боярской писаницы в Южной Сибири (II – I вв. до н. э.).
В Центральной Азии и Южной Сибири в I тысячелетии до н. э. были распространены и полусферические шалаши из изогнутых жердей. Такого рода жилища и по сей день существуют у ряда кочевых народов Передней Азии.

Изобретение юрты
Большинство исследователей относит время изобретения юрты к середине I тысячелетия н.

Складывающиеся cтены
Ключевым моментом в развитии кочевнического жилища было изобретение складывающегося и разборного на звенья остова вертикальных стен. Это конструктивное решение и следует считать основным в процессе создания классического типа юрты. Благодаря этому революционному изменению конструкции жилища резко увеличилась полезная площадь, намного сократились длина и соответственно общий вес деревянных деталей (за счет уменьшения сечений) и, главное, возникло гармоничное человеку пространство. По мнению исследователей, такая конструкция появилась в древнетюркской среде (III – IIV века н.э.), вероятно, в районах Алтая, Тарбагатая и Тяныианя.

Тюркская и монгольская юрта
Существует два типа юрт: тюркская и монгольская.
В центре монгольской юрты находятся столбы, на которые опирается светодымовой обруч, поддерживаемый прямыми жердями, укрепленными на вертикальных стенках. Поэтому монгольские юрты имеют вертикальные стенки порядка полутора метров. Столбы, наиболее длинные и тяжелые элементы юрты, сковывали подвижность кочевников. Исконный вид монгольская юрта сохранила главным образом в Монголии, Туве, Бурятии, Тибете.
В тюркской юрте создан купольный свод благодаря изогнутости жердей кровли, что позволяет не ставить опорные столбы и освободить внутреннее пространство.
Размеры юрты зависели только от количества решеток, а из тех же элементов можно было собрать обычные, парадные и походные юрты.

От средневековых передвижные юрт до наших дней
В средние века на просторах центральноазиатских степей колесили огромные неразборные юрты, установленные на платформы, которые тянули десятками тягловых животных. Они поражали воображение и западных, и восточных современников. Впечатляет изображение такой юрты в «Книге Марко Поло», изданной Генри Юлом. А вот что писал по этому поводу в начале XVI в. Фазлаллах ибн Рузбихан: «. я много удивлялся необычайному строению домов, которые будто воздвигли в воздушном пространстве. Какие преогромные шатры я увидел, поставленные на колеса! Узрел я обширные дома с окошками, прикрытыми войлочными занавесками очень красивыми и искусными. Около жилищ всех султанов и эмиров я также видел подобные большие шатры и подвижные дома. что вся ставка наполнена зтими превосходными. домами, так что разум поражается и кружится голова от красоты, мастерства и изящества».

какое жилище покрывают войлоком

И по сей день юрта служит замечательным летним помещением и устанавливается во дворах сельских усадеб и в малых городах с частной застройкой на юге и западе Казахстана, а также в Узбекистане, Туркменистане и Кыргызстане.

Кочевой быт требовал, чтобы жилище было нетрудоемким в изготовлении, транспортабельным и сборно-разборным. Таким условиям идеально отвечало выработанное на протяжении тысячелетий кочевое жилище – войлочная юрта (гэр).

Гэр появилась не сразу. Есть сведения, что жилища на телегах имели многие кочевые народы Центральной Азии – хунну, сяньби, жужане, тюрки, уйгуры, кидане. В древнейшем литературно-эпическом памятнике монголов – «Сокровенном сказании» упоминается о передвижных кибитках на колесах (Козин, 1941). Передвижные жилища, установленные на одноосные – четырехосные телеги, запрягались быками. Они представляли собой «кочующие города», постоянно встречавшиеся па пути следования европейских путешественников В. Рубрука, Плано Карпини, Марко Поло.

Биллем Рубрук писал, что «дом, в котором они спят, они ставят на колеса, стенами его служат плетеные прутья, сходящиеся кверху в виде маленького колеса, из которого поднимается ввысь шейка, наподобие печной трубы». По его словам, одну такую повозку тянули 22 быка: «одиннадцать в один ряд вдоль ширины повозки и еще одиннадцать – перед ними, ее ось была величиной с мачту. У входа в повозку стоял человек, погонявший. быков, а все другие повозки следуют за ней ровным шагом» (Рубрук, 1911, с. 69).

Плано Карпини замечает: «Для меньших повозок при перевозке достаточно одного быка, для больших – три, четыре или даже больше, сообразно с величиной повозки» (Карпини, 1825, с. 95).

Почти то же самое рассказывал о монголах Марко Поло: «Телеги у них покрыты черным войлоком, да так хорошо, что хоть целый день шел дождь, вода ничего не подмочит в телеге, впрягают в них и волов, и верблюдов и перевозят жен и детей» (Марко Поло, 1873).

Передвижные жилища использовали не только монголы, но и тюркские, кунтровские, бессарабские народы, ногайские татары, караногайцы и народы Нижнего Поволжья. О передвижных юртах кунтровских татар П. С. Паллас (1770) писал, что «для переселения их кибиток с места на место ставят они их на высокую двухколесную телегу, так называемую арбу, так что они как спереди, так и сзади лежат на оси и наподобие зонтика покрывают всю телегу с колесами, на телегу кладут, они все их малое снаряжение: сундуки, посуду и тому подобное, потом сажают жену и детей и со всем тем отъезжают. Останавливаясь на время, татары не снимают кибиток с колес. Подобно древним монгольским, татарские кочевья кажутся подвижными деревнями или станами».

В XVIII в. у бессарабских татар, которые тоже имели решетчатые юрты, перевозившиеся целиком на телегах, существовал обычай вывешивать над юртой на шесте синий или белый флаг. Флаги, подобные бессарабским, изображенные на шишкинских наскальных рисунках на р. Лене, можно было видеть у населения Монголии еще в начале XX в.

Сведения, показывающие преемственность использования колесного передвижения и неразборных жилищ кочевников-скотоводов, имеются у арабских, персидских и других древних авторов.

Арабский географ ибн Баттута так описывал повозки кочевников Золотой орды: «Телегу называют они арба. На арбу ставится нечто вроде свода, сделанного из прутьев деревьев, привязанных один к другому топкими кожаными ремнями» (Тизенгаузен, 1824, с. 281). Подобные телеги с высокими колесами, приспособленные для нахождения в них женщин и детей во время дальних перевозок и переездов, имеются ныне у населения восточных аймаков МНР.

Шарафуддин Иезди передает название телеги персидским словом «грдун» (грдун – колесо, колесница), но для названия жилища, которое «ставят и снимают целиком, а во время передвижения и перекочевок едут в нем, ставя их на телеги», использует староузбекский термин «кутермя» (по-монгольски – утрем). Телеги для перевозки грузов Махмуд Кашгари называет «кнгли», Рашид эд-Дин указывает, что «повозки по-тюркски называют канглы» (Рашид эд-Дин, 1951, с. 84). Население восточных аймаков Монголии называют такие повозки «хэнгрэг».

Разбехан, автор сочинения «Михман-Намей Бухара», написанного на персидском языке, знакомя с бытом и хозяйством кочевников-казахов XVI в., пишет, что «дома их, построенные по форме арб, поставлены на колеса, подобны небесной сфере. Верблюды и лошади перевозят их от стоянки к стоянке, вытягиваясь подобно каравану, идущему друг за другом, и если будут так непрерывно двигаться, то могут растянуться на сто монгольских фарсангов, а расстояние между ними не будет более одного шага».

Далее он замечает: «Дома их, сделанные из деревьев, возвышаются ввысь, подобно дворцам, и по просторности своей подобны миру. Стены, сделанные из белого тополя, очень крепкие и устройство их доведено до совершенства. Кибитку сверху покрывают войлоком разнообразной и редкостной окраски и овечьими шкурами. В них проживают султаны и знатные казахи. Кибитки эти красивы, каждая из них может вмещать более 20 человек, пребывающими и отдыхающими в них сидя. Эти кибитки установлены на колесах, и множество верблюдов тянут их. Я поразился их устройству, ибо, установленные на повозках, они очень громадны и вместительны, а также со всех сторон имеют окошки и форточки и покрыты войлоком. Внутри они прекрасно устроены и красивы точно так же, как дома эмиров и султанов».

В отличие от жилищ феодальной знати дома на повозках простых скотоводов-кочевников были скромными как по размеру, так и по устройству: они имели продолговатую форму и, сделанные так же искусно и тщательно, перевозились одним или несколькими верблюдами. Спереди и сзади этих кибиток были устроены дверцы для удобства обитателей.

Монгольская палатка «майхан»

какое жилище покрывают войлоком

Палатки (майханы) и сейчас используются в летнее время при перекочевках скотоводами-пастухами, особенно в районе Хангайских гор. Большие палатки устанавливаются во время торжественных церемоний, спортивных соревнований, праздников, таких, например, как надом.

Передвижные жилища на телегах существенного влияния на развитие кочевой архитектуры не оказали, ибо с окончанием дальних походов (в том числе военных) они потеряли свое значение, постепенно были совсем сняты с телег и устанавливались в обычном порядке.

Со временем юрта все более увеличивается в размерах и улучшается по форме. Она становится обтекаемой, приземистой, более устойчивой против сильных ветров. Все лишние детали и элементы утрачиваются. Так, трубообразная войлочная надстройка на верхушке юрты, существовавшая более 700 лет назад, из-за своей громоздкости перестала использоваться (Бартольд, 1903).

Юрта легко транспортируется, собирается и разбирается. Вся операция по разборке ее занимает час, а при сборке – максимум два часа. Такая оперативность при сборке и разборке достигалась тем, что все детали юрты строго унифицированы и стандартизированы. Юрта любого размера имеет присущую только ей модульную систему, выработанную и проверенную самой жизнью в течение веков. Изучение монгольского жилища позволило МОНГОЛЬСКОМУ архитектору Дажаву разработать теорию конструирования юрты.

В войлочной юрте одну треть общего веса (без дощатого пола) составляет деревянная часть каркаса, например вес пятиханной юрты (хан – решетка) без дощатого пола всего 500 кг.

В зависимости от размера и объема юрты, общего веса и нагрузки ее верхнего покрытия устанавливается необходимое количество опор, поддерживающих всю конструкцию. При этом по мере увеличения объемов жилища пропорционально удлиняется и расширяется опора с таким расчетом, чтобы выдерживать всю нагрузку.

Самая распространенная 4-ханная юрта не имеет внутренней подпорки, и вся ее конструкция удерживается поясами (хошлон, буслур)^ которые стягиваются вокруг ханы (решетки) и закрепляются с боков двери. Расслабление или разрыв этих поясов означает, что ханы не будут иметь опоры и вся верхняя и боковая конструкция юрты с войлочным покрытием развалится. Однако эти пояса могут удерживать нагрузку лишь 4 – 5-ханных жилищ, но не больше. Поэтому в юртах, имеющих более пяти хан, делают подпорки, поддерживающие верхнее покрытие и придающие устойчивость жилью. В 6 – 8-ханных юртах устанавливаются две опоры, а в 9 – 12-ханных гэрах – четыре. Инсоляция, аэрация и освещение в юрте осуществляются через верхнее отверстие, которое одновременно является как бы солнечными часами для определения времени дня.

Сборка и разборка юрты осуществляются по определенной технологической схеме.

Сборка состоит из последовательных операций: установка пола и остова, покрытие деревянной конструкции кошмами, расстановка мебели и утвари. До начала сборки остова настилают полы. Для этого соединяют части ободков, потом внутри их расставляют поперечные и продольные шпалы, после чего кладут доски пола по часовой стрелке, начиная с коротких. Затем приступают к установке и растяжке решетчатых стен – хан, которые стыкуются между собой и закрепляются с помощью волосяных веревок. Установив дверь, ханы обтягивают внутренними (верхним и нижним) поясами, концы которых прикрепляются к кольцам, специально приделанным в притолоках двери.

Потом устанавливают крышу. Для этого сначала в отверстие в деревянном круге – тоно при поддержке человеком снизу вставляют деревянные шесты – уни, а другие концы закрепляют в головках решетчатых стен. В первую очередь вставляют по четыре уни с четырех сторон, а затем с помощью внутренних стенных поясов и веревок, закрепленных на тоно, добиваются правильной формы юрты, после чего заканчивают вставлять остальные уни. Этим завершается сборка деревянной части конструкции юрты.

Остов юрты покрывают следующим образом:

на верхнюю деревянную часть крыши натягивают материю белого цвета, нижние и верхние концы которой прикрепляют тесемками к ханам и тоно, затем накладывается верхнее войлочное покрывало. Боковые стены закрываются тоже войлочными покрывалами, сверху надевают чехол из белой материи и обтягивают наружными, верхними и боковыми поясами. Наконец, накладывают кошму на тоно и прикрепляют веревками к низу решетчатых стен.

Составные элементы монгольского жилища

какое жилище покрывают войлоком

а) деревянная конструкция – каркас;
б) верхнее матерчатое покрывало;
в) боковое и верхнее войлочное покрытие;
г) настенный внутренний занавес;
д) покрывало на верхнее отверстие – тоно;
е) внешний вид гэра

Широкую ленту из сукна или деревянных планок (хаяавч) кладут непосредственно по нижнему периметру гэра.

В непогоду, а также для регулирования света и температуры верхнюю часть войлочного покрытия тоно приоткрывают наполовину или закрывают на ночь при помощи веревки, пришитой на ее конце.

Разборку юрты производят в обратном порядке.

До расстановки в юрте мебели и утвари привешивают к стене занавеску, пол покрывают кошмой или коврами. В центре устанавливают печку с дымоходной трубой, проходящей через верхнее отверстие тоно.

В юрте расставляют кровати, сундуки, платяной и книжный шкафы, буфет, умывальник, •столик и табуретки.

Как правило, вся семья и гости садятся вокруг очага, находящегося в центре жилища. На северной стороне юрты (на самом почетном месте) помещается ящик, на котором обычно стояли позолоченные, серебряные или медные и другие скульптурные фигуры богов или изображения их в рисунках, аппликациях, жертвенные чашечки, лампады и прочие атрибуты ламаистской религии. Налево от входа (в юго-западной части юрты) размещаются принадлежности наездничества и бурдюки с кумысом. Направо от входа (юго-восточная часть) находятся кухонные принадлежности, там же место хозяйки. Западная и северо-западная части принадлежат гостям, а восточная – хозяину и детям. Ценное имущество хранится в ящиках напротив двери, а кровати по бокам. Охотничьи принадлежности хранятся вблизи хозяина семьи. Для сидения расстилаются войлочные ковры (ширдэки). Для почетных гостей припасают специальные коврики (олбоки), а теперь, например, и маленькие стульчики.

Внутренняя планировка гэра

какое жилище покрывают войлоком1) печь,
2) ящик для топлива (аргала),
3) низкий стол со стульями,
4) сундуки,
5) кровати,
6) шкафы,
7) полка кухонная,
8) кумысница,
9) умывальник

Размеры и объемы юрты определяются количеством хан, т. е. числом стенных решеток. Чем больше их, тем больше объем жилища. Юрта малого размера имеет 4 ханы. Она состоит из 4 сборных стеновых звеньев, средняя – из 5 – 6, а большая – из 8 – 12. (Цифры 7 и 11 у монголов считались недобрыми, подобно числу 13 в Европе. Поэтому в юртах ханы в таком количестве старались не устанавливать, а цифры 81 и 108 монголы считали счастливыми).

Диаметр юрты среднего размера – примерно 7 м, высота же колеблется в пределах 3 м.

В алтайском эпосе говорится:

Среди прекрасных гор
Два белых одинаковых дворца стоят,
Ханские айлы поставлены,
Вышиты золотые узоры на них,
Под солнцем горят.

Внутреннее и внешнее убранство юрты раньше отражало классовую принадлежность владельцев. Юрты зажиточных отличались большими размерами, добротным белым войлочным покрытием, различными дорогостоящими украшениями, более богатым и нарядным убранством, большим количеством орнаментированных вещей. Богатые люди имели несколько юрт, которые предназначались не только для хозяина и членов его семьи, но и для гостей, новобрачных. Юрты же простых людей были скромны как внешне, так и внутри.

Однако и простые скотоводы стремились создавать в юртах своеобразный уют, заполняя их необходимыми в быту вещами и мебелью, стараясь сделать каждую вещь по-своему красивой и привлекательной. Предметы бытовой обстановки юрт всегда характеризовали исконные стремления кочевника к художественному оформлению жилища. Изделия из войлока и шерсти, разнообразные ткани, яркие ковры, вышивки, плетения, орнаментированные изделия, в том числе домашняя утварь, украшение обозримых деталей юрты и многое другое создавали неповторимый национальный колорит.

Пол покрывался орнаментированными войлочными коврами. По технике выполнения и художественной значимости типы подстилок различны. Древнейшим видом украшения войлока было орнаментированное прошивание, которое имело повсеместное распространение. Художественная особенность заключалась в разнообразии мотивов и порой очень сложных рисунков, наносимых вышивальщицей по своему усмотрению. Это рисунки зверей, животных, стилизованной океанской волны и пр. По тому, как был выполнен рисунок, судили о мастерице-хозяйке. И если качество было высоким, то хозяйка получала лестные отзывы гостей.

Вышивались войлочные ковры, полог дверей, необходимые в кочевом быту мешки и сумки для различных хозяйственных и бытовых вещей. По определенному сюжету и мотивам делались узоры на них, для их декора подбирались характерные строгие цвета. Монгольская юрта с внешней стороны украшалась орнаментом. Так, сверху зачастую наносили орнамент «халз-хэ», а по бокам – «молоточный» или какой-нибудь другой. Отдельные детали внутри юрты также украшались орнаментом.

Юрта, таким образом, предстает перед нами как памятник народного зодчего и художника и является самостоятельным произведением искусства, деянием древнего народного творчества.

Пишу об этом более или менее подробно не столько как исследователь мобильной архитектуры Монголии, сколько прежде всего как человек, детство которого прошло в этом круглом войлочном мирке, в одной из юрт, кочевавших по землям Восточного, Хэнтэйского, Центрального аймаков. С той далекой поры на всю жизнь остались во мне ощущения, связанные с юртой: чувство уюта и прохлады, когда над землей царит жара, чувство тепла и покоя, когда за юртой свистят ветры или пошла по степи пурга. Вместе с отцом, матерью, пятью братьями и сестрами я с детских лет участвовал в разборке юрты, в ее перевозке и установке на новом месте. Она была важной частью окружающего меня материального мира. И теперь, раздумывая об истории и судьбе юрты, я полагаю, что она будет, конечно, совершенствоваться, все более обретая черты современного благоустроенного жилища, но окончательно степь с ней расстанется, очевидно, еще не скоро.

Творческий опыт народа в создании жилища, приспособленного к суровым природным условиям Центральной Азии, тщательно изучается сейчас монгольскими учеными и архитекторами, что дает возможность приступить с научных позиций к дальнейшему совершенствованию юрты (облегчение веса, создание более рациональных форм в статическом отношении, улучшение конструкций, их типизация и индустриализация в изготовлении). Очень важным является такое свойство юрты, как устойчивость в антисейсмическом отношении, ибо круглая форма и шарнирная система конструкций хорошо сопротивляются не только вертикальным, но и горизонтальным сейсмическим воздействиям и нагрузкам. Круглая и приземистая симметричная форма монгольского жилища выдерживает сильнейшие ветры, дующие в основном в северном и северо-западном направлении.

Зимой юрта утепляется: жилища покрывают двойным войлоком, низ решетчатых стен закрывают специальным утеплителем. Летом юрта охлаждается – открывают один слой войлока у низа стены и устраивают вентилируемые полы.

Изучение и использование законов формообразования живой природы применительно к архитектуре может помочь решению проблемы динамической архитектуры. Уже сейчас мы думаем о таких архитектурных строениях, в которых по мере надобности изменялась бы кровля зданий, поднимаясь и опускаясь подобно лепесткам цветов, автоматически регулируя микроклимат помещения, в которых стены пропускали бы ультрафиолетовый спектр солнечных лучей и «дышали» бы как в юрте, вентилируя проходивший через нее внутрь помещения наружный воздух, а конструкции автоматически приобретали бы упругость в момент действия усиленных нагрузок.

Архитектурные мастерские и научно-исследовательские институты работают над созданием мобильного жилья, когда отдельная ячейка дома (квартира) могла бы быть легко и просто перенесена в другие условия проживания, в зависимости от потребности жильца. Строение покровных тканей живых организмов в природе способно регулировать свой микроклимат. Эту особенность можно использовать в архитектуре и в конструировании ограждающих поверхностей зданий.

Мех (часть покрова животного) выполняет в основном теплозащитные функции и служит как бы предохранительным элементом того или иного живого организма. Его аналогии в строительстве – ограждающие конструкции зданий: стены и кровля, точнее, какая-то их часть. Однако ныне они менее совершенны по своим теплоизоляционным свойствам, чем меховой покров животного и войлочная оболочка юрты. Возникает вопрос: а нельзя ли использовать войлок или заменители войлока и другие пористые теплоизоляционные материалы в более прогрессивном строительстве?

Если архитектурная форма юрты, ее конструкция, сборность, аэровентиляционная способность смогли выдержать испытание временем в условиях сурового монгольского климата, то, значит, юрта в определенных случаях может служить и прообразом цельной архитектурной формы, ее дальнейшим мотивом. Не случайно на Крайнем Севере в СССР и в Канаде, где климат весьма суров, делаются попытки создания жилищ, круглых по форме, обтекаемых, легких и сборно-разборных.

Конечно, в поисках новых форм и решений нужно опираться и на необходимость функциональной справедливости форм, и на удовлетворение их технической рациональности, экономичности, учета традиций и т. д. При круглой форме сооружений необходимая устойчивость и жесткость обеспечиваются столбами, поддерживающими крышу конической или сферической формы. Вместе с тем благодаря передаче движения на ребра, а в случае с юртой – на уни, возникает возможность устройства между ребрами светового проема, делающего конструкцию зрительно и материально легкой при значительном пролете. Одновременно покрытие приобретает новые эстетические качества – легкость, прозрачность.

Понятно, что у нас большой интерес к современному, тяга к красоте нашей действительности. Сообразно с новыми эстетическими запросами и требованиями, естественно, рождаются и новые заботы. В связи с этим особенно важно знание лучших народных традиций, которые таят в себе специфичность стиля, красоты, созданных народом и проверенных временем, ибо в основе всякой большой архитектуры всегда лежало народное зодчество и народное искусство.

Мы можем проследить эту связь, и в частности происхождение национальной архитектуры от формы народного жилища, в истории культуры почти всех народов.

Монгольская архитектура, доказывая и подтверждая эти положения, вносит свою лепту в сокровищницу мировой архитектуры

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *