какое жилье получают сироты
Какое жилье получают сироты
Ст. 8 распространяется на отношения, возникшие до 01.01.2013, если дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями до этого срока (ФЗ от 29.02.2012 N 15-ФЗ).
Статья 8. Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение
(в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ, от 29.07.2018 N 267-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.
Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае:
1) предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;
2) утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;
3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации;
4) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
5) смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 267-ФЗ)
4. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;
(пп. 2 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
5. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
6. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.
В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
(п. 6 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.
(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ (ред. 25.12.2018))
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
9. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Дети-сироты смогут получить 1,5 млн рублей на покупку жилья
Напомним, сейчас дети-сироты, которым исполнилось 18 лет, должны получить квартиру от государства. По закону, региональные власти обязаны выделить ее из специального жилищного фонда. Но далеко не всегда это происходит вовремя. Порой заветной квартиры приходится ждать годами.
Также законопроект вводит обязанность детей-сирот информировать власти о своем фактическом месте нахождении. Делать это надо будет раз в полгода. Если сроки будут нарушены, дети-сироты могут быть исключены из списка на квартиру, но сохранят право на повторное обращение. Почему потребовалась такая норма? Зачастую местные власти просто не знают, где искать сироту, имеющего право на квартиру. Квартира для него вроде и куплена, но простаивает. И такие случаи происходят на территории 66 регионов РФ.
Что еще устанавливает законопроект? Перечень условий, при которых невозможно проживание детей-сирот в одной квартире с родителями (которых лишили родительских прав). К таким условиям предлагается отнести случаи, когда эти лица:
— больны хроническим алкоголизмом или наркоманией
— имеют неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления
Прокурор и сирота
Например, выдавали небольшую сумму наличными вместо квартиры, просто заставляли написать отказ от квартиры или уговаривали подарить ее «детскому дому».
«Российская газета» вместе с надзорным ведомством попыталась разобраться, почему так происходит.
Как рассказали корреспонденту «РГ» в Генеральной прокуратуре, зачастую в регионах не налажен полный учет нуждающихся в жилье детей-сирот. То есть когда региональные власти планируют бюджет на год, они должны заложить сумму исходя из количества тех, кому будет положено выдать жилье, и цены за квадратный метр в регионе.
После этого квартиры сиротам регионы либо покупают у застройщика, либо строят сами и выдают их. То есть так должно быть. Но фактически получается, что регионы либо плохо планируют, либо у них просто нет средств в региональном бюджете.
Но это еще не все. По данным надзорного ведомства, во многих регионах не соблюдается порядок финансирования расходов на покупку жилья сиротам за счет бюджетных средств, а также допускается неэффективное и незаконное их расходование.
Первые результаты этой работы уже есть. В этом году прокуроры пресекли почти 9600 нарушений закона и восстановили права около 5 тысяч молодых людей из числа детей-сирот, имеющих право на обеспечение жильем. Кроме того, в интересах сирот прокуроры предъявили в суды свыше 4 тысяч исков, большинство из которых уже удовлетворено.
Кроме того, по материалам прокурорских проверок возбуждено 13 уголовных дел по фактам неисполнения должностными лицами обязанностей по обеспечению сирот жильем, предоставления им квартир ненадлежащего качества, а также неправомерного расходования бюджетных средств, выделяемых на эти цели.
Например, Ачинская городская прокуратура Красноярского края провела проверку после обращения 8 сирот о предоставлении им администрацией района квартир ненадлежащего качества.
Выяснилось, что в этих квартирах отсутствовали вентиляция и в отдельных комнатах отопление, имелись недостатки внутренней отделки. При вскрытии вентиляционных окон сотрудники прокуратуры вообще обнаружили муляжи вентиляции. Снаружи по всему периметру дома не было отмостки, тротуаров, проездов, парковки, озеленения и пандусов. При этом, согласно документам, здание являлось нежилым, но менее чем за месяц его реконструировали и ввели в эксплуатацию как жилой дом. После чего администрация купила в нем сиротам «благоустроенные» квартиры за 6,6 млн рублей.
По данным прокуратуры, фактически купленное жилье находилось в аварийном состоянии и было непригодным для проживания. Но, несмотря на это, сироты были в него заселены, с ними были заключены договоры специализированного найма жилых помещений. После вмешательства прокурора и поданных исков суд обязал администрацию района расторгнуть старые договоры найма и обеспечить сирот новыми квартирами. На собственника здания, который продал квартиры сиротам, возбуждено уголовное дело по статье о мошенничестве.
В Новосибирской области суд удовлетворил иск прокуратуры о взыскании с осужденного бывшего главы муниципалитета почти 33 млн рублей. Между администрацией Татарского района и «Корпорация «СтройСиб» были заключены 5 контрактов на строительство 37 квартир для сирот. Чиновник знал, что платить нужно только после принятия дома в эксплуатацию, однако он заранее подписал платежки на 35 млн рублей. В итоге компания деньги получила, но дома так и не построила.
В Якутии по материалам прокуроров возбуждено уголовное дело о предоставлении сиротам жилья в аварийных домах. Администрация района «Усть-Майский улус» по договорам найма передала 12 сиротам квартиры в новом доме, который по факту оказался небезопасным для проживания и мог рухнуть в любой момент.
Также после вмешательства прокуроров за последнее время сироты получили благоустроенные квартиры сразу в нескольких российских регионах.
В Краснодарском крае благодаря вмешательству прокуратуры 5 молодых людей также получили квартиры, которых ждали четыре года.
Квартиры нашли хозяев
После вмешательства прокуратуры и прессы («РГ-Неделя» написала о ситуации в № 148 от 8 июля 2020 года) о жилье для сирот заговорили на совещаниях в областном правительстве. Уже в день выхода статьи было объявлено, что закупочная цена на аукционах будет повышена до 43,5 тысячи рублей за квадратный метр против прежних 39.
Вскоре СКР возбудил против чиновников департамента уголовное дело о халатности. Подробности расследования не раскрываются, но результат налицо: делопроизводство оживилось, власти приобрели 130 квартир, 22 уже передали хозяевам.
В соседней Тамбовской области, в Мичуринске, для сирот строят 40 квартир. До конца года ключи от собственного жилья получат 277 человек
Как изменился порядок обеспечения жильем детей-сирот – разъяснения прокуратуры
С 1 января 2019 года изменен порядок обеспечения детей-сирот жильем. В федеральные законы внесены поправки, которыми введен ряд дополнительных мер по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставленных без попечения родителей. Прокуратура Московской области подробно разъяснила, кто теперь может подать заявление на получение жилья, а также каков новый порядок заключения договора найма специализированного жилого помещения. Подробнее об этом читайте в материале портала mosreg.ru.
Кто может подавать заявление
Источник: ©, сайт администрации Рузского городского округа
Согласно поправкам, внесенным в федеральные законы, с 1 января 2019 года подавать заявления о включении сирот в список на получение жилья вправе не только органы опеки и попечительства, дети-сироты, но и их законные представители самостоятельно.
При этом контроль над своевременной подачей представителями детей-сирот заявления о включении их в список возлагается на органы опеки и попечительства.
Договор найма жилья
Источник: РИАМО, Николай Корешков
Договор найма специализированного жилого помещения теперь можно заключать на новый пятилетний срок неоднократно, если выявлены обстоятельства, что ребенок-сирота находится в сложной жизненной ситуации.
Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
О праве обмена жилья
Рассмотрение документов на заседании
Если ребенок живет с родителями, которые лишены прав и совместное проживание с ними как бы то ни было ущемляет его законные интересы, то законные представители ребенка, орган опеки или прокурор могут обратиться в суд с требованием в принудительном порядке обменять предоставленное государством жилье.
В случае если совместное проживание граждан, лишенных родительских прав, с детьми, признано судом невозможным, они могут быть выселены в судебном порядке из жилого помещения без предоставления другого жилья.
Количество квартир для сирот в МКД
С 25 декабря 2018 года количество квартир, предоставляемых детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в одном многоквартирном доме не может превышать 25% от общего количества квартир в этом доме. За исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.
Какие льготы положены детям-сиротам в Подмосковье
Дети, оставшиеся без родителей, в Московской области имеют право на получение преференций от государства. Какими льготами обеспечивают детей-сирот в Подмосковье и как их получить, читайте в материале портал mosreg.ru.
Кто считается сиротой
Встреча Губернатора с победителем программы «Одаренные дети Подмосковья» Алексеем Фомичевым в ДШИ
В российском законодательстве есть два термина, определяющие положение ребенка, оставшегося без родительской опеки.
Судьбу таких детей определяет государство. Ребенка могут: поместить в интернат, где он окажется на полном государственном содержании; назначить ему опекуна (если ребенку менее 14 лет) или попечителя (если ребенок старше 14 лет).
Какой бы ни была причина отсутствия биологических родителей, все эти дети имеют право на получение преференций от государства.
Виды льгот
Ребенок-сирота в Московской области может рассчитывать на несколько видов льгот. Они распространяются на сирот младше 18 лет, но, если сирота проходит обучение, то действие льгот продлевается до 23 лет.
Права на преференции установлены Федеральным законом РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения» и Законом Московской области «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей».
Денежные выплаты
Денежные купюры рублей и монеты.
В первую очередь детям-сиротам устанавливаются денежные выплаты (пенсии), они бывают двух видов (Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»):
Если размер пенсии ребенка ниже величины прожиточного минимума, установленного в Московской области в целях установления социальной доплаты к пенсии (на 2018 год – 9527 руб.), то назначается и выплачивается региональная социальная доплата к пенсии.
Если родитель лишен родительских прав, он не освобождается от необходимости содержать своего ребенка. Решение о выплате алиментов принимается судом. На его основании из заработной платы человека вычитается установленная сумма и отправляется на счет ребенка. Если этот родитель официально не работает, то алименты выплачивает бюджет.
Кроме того, региональный бюджет выделяет деньги на обеспечение сирот одеждой, обувью, предметами быта. В случае необходимости эту преференцию можно получить наличными.
Льготы на образование
При выпуске из учебно-воспитательного учреждения, образовательного учреждения, детского дома сироты могут рассчитывать на получение сезонной одежды и обуви, а также материальную помощь.
Детям-сиротам дается преимущество при поступлении в высшие и средние профессиональные учебные заведения. Причем они имеют право только на однократное обучение при поступлении на первый курс бакалавриата или специалитета. На детей-сирот выделяется квота в 10% от общего количества бюджетных мест. На поступление в магистратуру преимущества не распространяются. С таких молодых людей не взимается плата за прохождение подготовительных курсов в вузе.
Обучение сиротам предоставляется за счет федерального или регионального бюджета, в зависимости от того, в какой вуз они поступили. Будучи студентами, дети-сироты получают государственную социальную стипендию. Также ученики и студенты из числа сирот ежегодно получают деньги на приобретение книг и пособий.
Обеспечение жильем
Государство берет на себя ответственность за обеспечение жильем своих маленьких граждан, оставшихся без родительской опеки. Существует два способа реализации такой гарантии:
1. Если родители имели собственный дом или квартиру, то она сохраняется за малолетним наследником. Проживать сирота может на жилплощади опекуна или собственной вместе с человеком, который о нем заботится. При этом законный представитель не имеет права делать что-либо с квадратными метрами без разрешения органов опеки и попечительства.
2. В случае отсутствия наследства молодого человека обеспечивают жильем по достижении 18-летнего возраста.
Также жилье могут получить несовершеннолетние дети-сироты в следующих случаях:
— наличия беременности более 20 недель;
— достижения совершеннолетия в I квартале следующего года.
Обязанность обеспечения сирот жильем возлагается на региональное правительство и местные администрации. Квартира предоставляется на основании письменного заявления законного представителя ребенка-сироты. К заявлению прилагаются следующие документы:
Заявление и документы подаются по достижении ребенком-сиротой 14-летнего возраста. Жилье предоставляется согласно очередности. Если квартира нуждается в ремонте, то работы проводятся за счет местного бюджета.
С 2021 года действует следующее правило: если в муниципалитете проживает менее 50 тысяч человек, то местные органы власти могут предоставить жилье ребенку-сироте в другом муниципалитете, имеющем смежные границы.
Льготы на медицинское обслуживание
Профосмотр детей первых трех лет жизни в Красногорске стал длиться менее 2 часов
Дети, лишенные родительской заботы, получают медицинские услуги бесплатно.
Также подростки-сироты по показаниям врача получают на льготной основе путевки в санаторий и в лагерь для отдыха и оздоровления.
Льготы на проезд
Дети данной категории имеют право на бесплатный проезд в общественном транспорте. Эта преференция распространяется на все виды транспорта, кроме такси и частных маршрутов.
Как получить льготы
заявление, жалоба, ручка, бумага, конспект, записи
Источник: РИАМО, Анастасия Осипова
Оформлением денежных выплат занимаются органы социальной защиты. Законному представителю необходимо обратиться в местное управление, имея при себе следующие документы:
В зависимости от вида льготы могут понадобится дополнительные документы. Преференции в области образования и медицины предоставляются соответствующим заведением. Для их получения следует предъявить документ, удостоверяющий право на льготы.