какое же это необъятное неисчерпаемое море человеческая речь
ТЕКСТ :
(1)Какое же это необъятное, неисчерпаемое море – человеческая речь! (2)И литератору надо знать все глубины, надо изучать законы, правящие по-творчески этой стихией.
(3)Поэт, который умеет пользоваться всей энергией слова, накопленной веками, способен волновать, потрясать души простым сочетанием немногих слов.
(4)«Чертог сиял»,– говорит Пушкин, и этих двух слов вполне довольно для того, чтобы вы представили себе роскошный пир изнеженной и самовластной восточной царицы.
(5)…А всё ещё плащи да шпаги,
Да лица полные воинственной отваги, –
всего только две строчки, но как передают они суровое и строгое величие XII века.
(6)Если поэт живёт в ладу со своим родным языком, в полной мере чувствует его строение, его истоки,– силы поэта удесятеряются. (7)Слова для него не застывшие термины, а живые, играющие образы, зримые, внятные, рождённые реальностью и рождающие реальность. (8)Его словарь – оркестр.
(9)И это мы видим не только на примере классиков – создателей нашего поэтического языка…
(10)Язык отражает глубокое знание жизни и природы, приобретённое человечеством. (11)И не только специальный язык разных профессий – охотников, моряков, рыбаков, плотников,– но и общенародный словарь впитал в себя этот богатый и разнообразный житейский опыт. (12)В живой народной речи запечатлелось огромное количество накопленных за долгие века наблюдений и практических сведений из тех областей знания, которые по-учёному называются агрономией, метеорологией, анатомией…
(13)Вступая во владение неисчерпаемым наследством своего народа, поэт получает заодно заключённый в слове опыт поколений, умение находить самый краткий и верный путь к изображению действительности.
ЗАДАНИЯ:
1. Какое высказывание наиболее полно выражает основную мысль текста?
1) Какое же это необъятное, неисчерпаемое море – человеческая речь!
2) Общенародный словарь впитал в себя этот богатый и разнообразный житейский опыт.
3) Вступая во владение неисчерпаемым наследством своего народа, поэт получает заодно заключённый в слове опыт поколений, умение находить самый краткий и верный путь к изображению действительности.
4) Поэт, который умеет пользоваться всей энергией слова, накопленной веками, способен волновать, потрясать души простым сочетанием немногих слов.
2.Определите стиль текста.
1) публицистический
2) разговорный
3) художественный
4) научно-популярный
3.. Определите, какие типы речи используются в предложениях 6-8 и 10-12?
1) повествование и рассуждение
2) повествование и описание
3) рассуждение
4) описание и рассуждение
4.Из предложения 12 выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание.
5. Выпишите грамматическую основу предложения 13.
6. Укажите вид простого односоставного предложения 2.
7. Каким членом предложения является слово находить (предложение 13)?
8.Среди предложений 6-12 найдите сложные предложения. Напишите их номера.
9. Среди предложений 9-13 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите его номер.
10. Среди предложений 5-10 найдите предложение, осложнённое однородными определениями. Напишите его номер.
Часть С ЕГЭ по тексту С.Маршака «О лексическом значении слова»
«Какое же необъятное, неисчерпаемое море – человеческая речь!», с этой фразы русский литературный критик С. Маршак повествует читателю о лексическом значении слова. Лишь словами мы способны передавать различные чувства и эмоции, потрясать свое окружение. Благодаря красоте слова, поэты и писатели создают величайшие произведения и переносят нас в сказочный мир.
Точным словом мыслители отражали в своих творениях глубокие знания жизни и природы, нравственное состояние тех или иных поколений. Слово – источник истории, ее двигатель.
Авторская позиция четко прослеживается. С. Маршак дает понять истинное назначение слова и языка, пример этому строчка: «Язык отражает глубокие знания людей и природы, приобретенное человечеством». Автор уверяет, что важно не только использование самих слов, но и опыт поколений, заключенный в них.
Я поддерживаю автора и считаю, что отношение к языку немало важно, оно обеспечивает нам память о былых событиях и вечных ценностях, которые не следует забывать.
Л. Н. Толстой мастерки владел словом, с художественной точностью он описывал события войны 1812 года в романе-эпопее «Война и мир». Это еще раз доказывает историческую востребованность языка, ведь не будь романа «Война и мир», мало кто понимал эмоциональный настрой русской армии во время битвы под Аустерлицем и других событий.
Современное общество перестало вкладывать в язык тот прежний смысл, который видит С. Маршак. Зато былая эмоциональность осталась. Остались и те, способные заражать словом, словно поэты «Золотого века».
Язык и слово – бессмертные носители информации, без которых невозможно представить ни одно общество. Заботясь о красоте нашей речи, мы в силах предоставить следующим поколениям достойное и яркое будущее. Я думаю, все зависит от нас.
Какое же это необъятное неисчерпаемое море человеческая речь
Но и в тех словах, которые накрепко вросли в словарь, литератору следует разбираться точно и тонко.
Пушкин смолоду воевал с архаистами, писал на них эпиграммы и пародии, но это не мешало ему пользоваться славянизмами, когда это ему было нужно:
Высмеивая ходульную и напыщенную поэзию архаиста графа Хвостова, Пушкин пишет пародию на его оду:
Но тем же, давно уже вышедшим из моды торжественным словом «се» Пушкин и сам пользуется в описании Полтавского боя:
Старинные слова, как бы отдохнувшие от повседневного употребления, придают иной раз языку необыкновенную мощь и праздничность.
Так, в «Евгении Онегине» автору понадобилось самое простонародное, почти детское восклицание «у!».
У! как теперь окружена
Крещенским холодом она.
Вводя в русские стихи английское слово «vulgar», написанное даже не русскими, а латинскими буквами, Пушкин говорит в скобках:
Люблю я очень это слово,
Но не могу перевести:
Оно у нас покамест ново,
И вряд ли быть ему в чести.
Оно б годилось в эпиграмме. 3
Это особенно отчетливо видно в его стихотворении «В часы забав иль праздной скуки. «.
В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.
Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.
Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе серафима
В священном ужасе поэт.
Таким образом, стихи не только развивают основную тему, но и как бы материально воплощают ее в слове.
Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает.
Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства. Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлеченных и обобщающих идей и понятий. Более того, в нем таится чудесная возможность обращаться к нашей памяти, воображению, к самым разным ощущениям и чувствам, вызывая в нашем представлении живую реальность. Это и делает его драгоценным материалом для поэта.
Поэт, который умеет пользоваться всей энергией слова, накопленной веками, способен волновать и потрясать души простым сочетанием немногих слов.
всего только две строчки, но как передают они суровое и строгое величие двенадцатого года.
Какой звучности стиха и меткости изображения достигает наш современник Александр Твардовский в описании будничного зимнего утра на фронте:
. Шумным хлопом рукавичным,
Топотней по целине
Спозаранку день обычный
Начинался на войне.
Чуть вился дымок несмелый,
Оживал костер с трудом,
В закоптелый бак гремела
Из ведра вода со льдом.
Вступая во владение неисчерпаемым наследством своего народа, поэт получает заодно заключенный в слове опыт поколений, умение находить самый краткий и верный путь к изображению действительности.
В одной из глав «Василия Теркина» («Поединок») изображается кулачный бой.
Дерутся герой поэмы, «легкий телом» Теркин, и солдат-фашист, «сытый, бритый, береженый, дармовым добром кормленный».
В этом неравном бою
. Теркин немцу дал леща,
Так что собственную руку
Чуть не вынес из плеча.
Мы знаем немало литераторов, которые любят щеголять причудливыми простонародными словечками и затейливыми оборотами речи, подслушанными и подхваченными на лету.
Но не этими словесными украшениями определяется качество языка. Такие случайные речевые осколки только засоряют язык. Подлинная народная речь органична, действенна, проникнута правдой наблюдений и чувств.
В нем самом есть уже все элементы искусства: и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слова, и словесная живопись.
В словах «мороз», «пороша» мы чувствуем зимний хруст. В словах «гром», «гроза» слышим грохот.
Все, из чего возникла поэзия, заключено в самом языке: и образы, и ритм, и рифма, и аллитерации.
И, пожалуй, самыми гениальными рифмами, которые когда-либо придумал человек, были те, которые у поэтов теперь считаются самыми бедными: одинаковые окончания склонений и спряжений. Это была кристаллизация языка, создававшая его структуру.
Однако немногие из людей, занимающихся поэзией, ценят по-настоящему грамматику.
Но, тщательно оберегая то и другое, мы не должны относиться к словам с излишней, педантичной придирчивостью. Живой язык изменчив, как изменчива сама жизнь. Правда, быстрее всего стираются и выходят из обращения те разговорно-жаргонные слова и обороты речи, которые можно назвать «медной разменной монетой». Иные же слова и выражения теряют свою образность и силу, превращаясь в привычные термины.
И очень часто омертвению и обеднению языка способствуют, насколько могут, те чересчур строгие ревнители стиля, которые протестуют против всякой словесной игры, против всякого необычного для их слуха оборота речи.
Конечно, местные диалекты не должны вытеснять или портить литературный язык, но те или иные оттенки местных диалектов, которые вы найдете, например, у Гоголя, Некрасова, Лескова, Глеба Успенского, у Горького, Мамина-Сибиряка, Пришвина, придают языку особую прелесть.
Редактор «Отечественных записок» Краевский настойчиво указывал Лермонтову на неправильность выражения «Из пламя и света рожденное слово».
Лермонтов пытался было исправить это место в стихотворении и долго ходил по кабинету редактора, а потом махнул рукой. Пусть, мол, остается, как было: «Из пламя и света»!
И хорошо, что оно так и осталось, как было, хотя, разумеется, счастливая вольность Лермонтова никому не дает права пренебрегать законами языка.
Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков, в то время как у слова-термина всего только один-единственный смысл и никаких оттенков.
В разговорной речи народ подчас выражает какое-нибудь понятие словом, имеющим совсем другое значение, далекое от того, которое требуется по смыслу. Так, например, слова «удирать», «давать стрекача», «улепетывать» часто заменяют слова «бежать», «убегать», хотя в буквальном их значении нет и намека на бег. Но в таких словах гораздо больше бытовой окраски, образности, живости, чем в слове, которое значит только то, что значит.
О живом языке лучше всего сказал Лев Толстой:
1. См. поэму А.С. Пушкина «Полтава». ↑
2. А.С. Пушкин, «Ода его сиятельству гр. Дм. Ив. Хвостову» (1825). ↑
3. Из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». ↑
5. См. стихотворение А.С. Пушкина «Полководец» («У русского царя в чертогах есть палата. «). ↑
6. См. поэму А.Т. Твардовского «Василий Теркин». ↑
Напишите сочинение-рассуждение по тексту. (не менее 70 слов)
(1)Какое же это необъятное, неисчерпаемое море – человеческая речь! (2)И литератору надо знать все глубины, надо изучать законы, правящие по-творчески этой стихией.
(3)Поэт, который умеет пользоваться всей энергией слова, накопленной веками, способен волновать, потрясать души простым сочетанием немногих слов.
(4)«Чертог сиял», – говорит Пушкин, и этих двух слов вполне довольно для того, чтобы вы представили себе роскошный пир изнеженной и самовластной восточной царицы.
(5)…А всё ещё плащи да шпаги,
Да лица полные воинственной отваги, –
всего только две строчки, но как передают они суровое и строгое величие XII века.
(6)Если поэт живёт в ладу со своим родным языком, в полной мере чувствует его строение, его истоки, – силы поэта удесятеряются. (7)Слова для него не застывшие термины, а живые, играющие образы, зримые, внятные, рождённые реальностью и рождающие реальность. (8)Его словарь – оркестр.
(9)И это мы видим не только на примере классиков – создателей нашего поэтического языка…
(10)Язык отражает глубокое знание жизни и природы, приобретённое человечеством. (11)И не только специальный язык разных профессий – охотников, моряков, рыбаков, плотников, – но и общенародный словарь впитал в себя этот богатый и разнообразный житейский опыт. (12)В живой народной речи запечатлелось огромное количество накопленных за долгие века наблюдений и практических сведений из тех областей знания, которые по-учёному называются агрономией, метеорологией, анатомией…
(13)Вступая во владение неисчерпаемым наследством своего народа, поэт получает заодно заключённый в слове опыт поколений, умение находить самый краткий и верный путь к изображению действительности
Школе NET
Register
Do you already have an account? Login
Login
Don’t you have an account yet? Register
Newsletter
Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!
Таня Масян
ТЕКСТ :
(1)Какое же это необъятное, неисчерпаемое море – человеческая речь! (2)И литератору надо знать все глубины, надо изучать законы, правящие по-творчески этой стихией.
(3)Поэт, который умеет пользоваться всей энергией слова, накопленной веками, способен волновать, потрясать души простым сочетанием немногих слов.
(4)«Чертог сиял»,– говорит Пушкин, и этих двух слов вполне довольно для того, чтобы вы представили себе роскошный пир изнеженной и самовластной восточной царицы.
(5)…А всё ещё плащи да шпаги,
Да лица полные воинственной отваги, –
всего только две строчки, но как передают они суровое и строгое величие XII века.
(6)Если поэт живёт в ладу со своим родным языком, в полной мере чувствует его строение, его истоки,– силы поэта удесятеряются. (7)Слова для него не застывшие термины, а живые, играющие образы, зримые, внятные, рождённые реальностью и рождающие реальность. (8)Его словарь – оркестр.
(9)И это мы видим не только на примере классиков – создателей нашего поэтического языка…
(10)Язык отражает глубокое знание жизни и природы, приобретённое человечеством. (11)И не только специальный язык разных профессий – охотников, моряков, рыбаков, плотников,– но и общенародный словарь впитал в себя этот богатый и разнообразный житейский опыт. (12)В живой народной речи запечатлелось огромное количество накопленных за долгие века наблюдений и практических сведений из тех областей знания, которые по-учёному называются агрономией, метеорологией, анатомией…
(13)Вступая во владение неисчерпаемым наследством своего народа, поэт получает заодно заключённый в слове опыт поколений, умение находить самый краткий и верный путь к изображению действительности.
ЗАДАНИЯ:
1. Какое высказывание наиболее полно выражает основную мысль текста?
1) Какое же это необъятное, неисчерпаемое море – человеческая речь!
2) Общенародный словарь впитал в себя этот богатый и разнообразный житейский опыт.
3) Вступая во владение неисчерпаемым наследством своего народа, поэт получает заодно заключённый в слове опыт поколений, умение находить самый краткий и верный путь к изображению действительности.
4) Поэт, который умеет пользоваться всей энергией слова, накопленной веками, способен волновать, потрясать души простым сочетанием немногих слов.
2.Определите стиль текста.
1) публицистический
2) разговорный
3) художественный
4) научно-популярный
3.. Определите, какие типы речи используются в предложениях 6-8 и 10-12?
1) повествование и рассуждение
2) повествование и описание
3) рассуждение
4) описание и рассуждение
4.Из предложения 12 выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание.
5. Выпишите грамматическую основу предложения 13.
6. Укажите вид простого односоставного предложения 2.
7. Каким членом предложения является слово находить (предложение 13)?
8.Среди предложений 6-12 найдите сложные предложения. Напишите их номера.
9. Среди предложений 9-13 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите его номер.
10. Среди предложений 5-10 найдите предложение, осложнённое однородными определениями. Напишите его номер.
Лучший ответ:
Таня Масян
1)1
2)3
3?
4)по-учёному называются
5)Поэт получает