какое жанровое определение дал лесков своему рассказу левша

Особенности жанра произведения Левша Лескова

Полностью произведение Лескова называется Сказ о тульском косом левше и стальной блохе. Такое название чем-то напоминает названия каких-то эпических произведений или летописных сказаний.

Основное слово тут, конечно, сказ – жанр, изобретенный фактически самим Лесковым, который писал свои произведения, во многом основываясь на опыте общения с народом, на опыте понимания духа и ума этого народа.

Сказ является чем-то средним между мифом или легендой и подлинной историей. В моем понимании, он чем-то похож на историю, которую рассказывает один подвыпивший мужик другому в кабаке.

Начинает он с какой-то простой основы, вспоминает известного обоим человека или просто типичного человека, суть которого понятна практически каждому. Далее постепенно описывает характер, добавляет какие-то особенные и интересные детали, которые делают рассказ увлекательным. Продолжая, он уносится фантазией в далекие дали, начинает немного привирать, а потом, хмелея, пускается и вообще в небылицы, которые перемешиваются с бытовыми подробностями, и становится вообще не понятным, где вымысел, а где настоящее.

Характерная особенность сказа заключается именно в такой разговорной манере, которая устанавливает особую связь с читателем. Для того чтобы сказ состоялся, требуется уникальный герой, наподобие эпического или уникальная история, такая как бывает в сказках или легендах. При этом само повествование нужно сдобрить изрядной долей просторечий, повторов и бытовых выражений.

Так появляется сказ, характерным примером которого и является Левша. Лесков даже в самом произведении ведет рассказ, как бы от имени оружейника из под Сестрорецка, который знает историю про невероятного мастерового, сумевшего подковать блоху. Помимо этого автор добавляет массу народных словечек и речевых оборотов, которые, как мы знаем теперь, он придумывал сам полностью, то есть он, настолько хорошо знал народный язык.

На мой взгляд особенность этого жанра заключается именно в глубоком понимании того о чем думает народ и как думает. Поэтому создать этот жанр смог только опытный Лесков, который за свою карьеру до литературы немало поездил по стране и узнал людей. Ведь народ живет именно такими простыми героями, которые могут быть поблизости, ничем не выделяться и тут возьмут до подкуют блоху.

Также читают:

Картинка к сочинению Особенности жанра произведения Левша Лескова

Популярные сегодня темы

Совесть – это моральное качество, которое мучает человека, когда тот отходит от правды и поступает несправедливо. Наличие совести свидетельствует о порядочности человека

На протяжении всего времени, месть связана с характерными качествами человека: гордыней, злом, самолюбием. На пустом месте месть возникнуть не может, на это должны быть объективные обстоятельства: ненависть, глубокая обида

Мне, вообще, нравится этот роман. Интересней всего следить за развитием мысли героев, там каждый, как будто, выражает свою идею. Конечно, много сцен в романе, которые мне не нравятся, то есть я читала их

Алёна Дмитриевна Калашникова — одна из главных героинь поэмы. Это молодая девушка необычайной красоты. Она живёт вместе с мужем и детьми. У самой же у неё нет уже предков, лежат они в земле сырой

Источник

какое жанровое определение дал лесков своему рассказу левша
Поездка Левши в Англию.
Художники Кукрыниксы

«Левша («Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе») является одним из самых известных произведений великого русского писателя Н. С. Лескова.

Можно ли называть «Левшу» Лескова не только сказом, но и рассказом или повестью? В этой статье мы рассмотрим данный вопрос о жанре «Левши».

Смотрите: Все материалы по повести «Левша»

К какому жанру принадлежит «Левша» Лескова? Размышления критиков на эту тему вы можете найти в статье Особенности жанра «Левши».

Как называл «Левшу» сам Лесков?

Сам Лесков определял жанр «Левши» по-разному: «книжечка», «рассказ», «сказ», «цеховая легенда», «повесть», «баснословие», «очерк», «баснословные сказания». Вот несколько цитат самого писателя на эту тему:

«Моя небольшая книжечка «О тульском левше и о стальной блохе» вызвала несколько литературных отзывов. «

«. нашло, что в моем рассказе народ несколько принижен. «

«. утверждают, будто сказ о левше есть «легенда старая и общеизвестная».» (источник: Н. Лесков «О русском Левше. (литературное объяснение)»)

«Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе. Во всяком случае сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда. « (источник: предисловие Н. Лескова к изданию «Левши» 1882 г.)

«Такими мишурными блестками усыпан весь рассказ. «(источник: А. Л. Волынский «Царство Карамазовых; Н.С. Лесков», 1901 г.)

«Рассказ о Левше, действительно, вполне баснословен. «(источник: К. К. Михайловский «Отклики», том 2, 1904 г.)

«Возьмем, хотя бы, эту повесть о блохе.» (источник: В. Шкловский «Техника писательского ремесла», 1927 г.)

«Критика не оценила рассказ по достоинству. « (источник: профессор Б. Я. Бухштаб, примечания к «Сказу о Левше», «Собрание сочинений Н. Лескова в 11 томах», том 7, 1958 г.)

«В данной статье в качестве материала рассматривается рассказ Н.С. Лескова «Левша».» (источник: А. В. Клочков «К вопросу о стратегиях передачи комческого», 2015 г.)

«Произведениями, иллюстрирующими подобное соотнесение. могут служить повести Н. С. Лескова «Левша» и «Железная воля». « (источник: Андреа Цинк (доктор филологических наук), статья «Деконструкция национального дискурска в творчестве Н. C. Лескова», 2017 г.)

«Иные грани в осмыслении русско-британских культурных взаимоотношений обнаруживаются в повести «Левша».» (источник: И. Н. Минеева (кандидат филологических наук), статья «Эффект левизны, или отношения Н. С. Лескова с Англией», 2014 г.)

Таким образом, анализ научных публикций показывает, что сказ о Левше именуется по-разному как современных источниках, так и в работах литераторов XIX-XX века.

Источник

Анализ сказа «Левша» (Н. С. Лесков)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 29.04.2020 · Обновлено 29.04.2020

В своих произведениях Н. С. Лесков нередко брался за изображение русского народа и стремился наиболее точно и ярко отразить его особенности. Так, в сказе «Левша» писатель рассказывает о судьбе талантливого русского умельца, которая разбивается о безразличие и жестокость власти. Многомудрый Литрекон предлагает подробный анализ произведения Н. С. Лескова по плану, который поможет детально рассмотреть сюжет, персонажей и идеи текста.

История создания

Н. С. Лесков написал «Левшу» в 1881 году и сразу опубликовал свое произведение в журнале «Русь». К первому отдельному изданию писатель написал предисловие, в котором объяснил происхождение сюжета. Легенда о блохе и подковавшем ее мастере якобы была записана по сказу старого тульского оружейника, с которым Н. С. Лесков познакомился в Сестрорецке.

Позднее автор отказался от публикации этого предисловия и на обвинения критиков в использовании народного сюжета заявлял, что его сказ – литературный вымысел, основанный на известной прибаутке об английской стальной блохе, которую тульские мастера подковали и отправили обратно.

Н.С. Лесков был очень патриотичным писателем и прославлял традиционные ценности. Многие его произведения направлены на раскрытие феномена русского духа. Богатство русской души, самобытности исторического пути России, духовность отечественной культуры — вот главные темы творчества Лескова.

Жанр, направление

Авторское определение жанра «Левши» отсылает читателя к фольклорным истокам нашей литературы. Сам Н. С. Лесков назвал свое произведение «сказом». Для этого литературного жанра характерно подражание фольклорному стилю, а повествование обычно ведется от лица вымышленного рассказчика, близкого по образу к народным сказителям. Такая стилизация позволила писателю приблизить свой текст к народному творчеству, создать произведение, которое можно пересказывать в виде живой, веселой и поучительной истории про судьбу русского героя-умельца.

Направление творчества Н.С. Лескова — реализм. Однако в данном произведении прослеживаются черты романтизма:

Смысл названия

Полное название произведения звучит как «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». Таким названием Н. С. Лесков сразу задает жанр, настраивает читателя на восприятие полусказочной-полуреальной истории о народном герое и выпавших на его долю приключениях.

Вынесение в заглавие текста самого Левши неслучайно. Левша – не имя персонажа, а его отличительная особенность, сам герой остается безымянным мастером. Даже на выкованных крохотных гвоздиках для подков блохи не остается места для его имени. Это позволяет писателю сделать героя собирательным образом всех неизвестных русских умельцев, преданных своему дела и своей родине, но не оцененных по достоинству.

Суть: о чем?

Движущей силой повествования становится своеобразное соревнование между английскими и русскими мастерами. Во время путешествия по Англии император Александр I восхищается изобретениями местных умельцев и не жалеет огромных денег за заморскую диковинку – механическую танцующую блоху. О блохе быстро забывают, пока она не оказывается у Николая I. Одержимый идеей превосходства над другими странами, новый император отправляет генерала Платова к тульским мастерам, чтобы те смогли показать свое искусство и сделать что-то более интересное. Трое лучших мастеров задумывают подковать маленькие лапки блохи крохотными подковами, а самый искусный из них – косой левша – выковывает для этих подков гвоздики.

Император и генерал довольны тем, что удалось превзойти иностранных мастеров, и даже отправляют Левшу с делегацией в Англию, чтобы те продемонстрировали свое превосходство. В Англии Левшу ожидает много открытий: там не только используют более передовые техники, например, чистки ружей, но и совсем иначе относятся к грамотным мастерам своего дела: с почтением и уважением. Несмотря на все уговоры, герой отказывается остаться в чужой стране, он стремится больше узнать и привезти полученный опыт на родную землю, но вскоре после прибытия Левша трагически умирает, а его умения и знания оказываются никому не нужны.

Более подробно Литрекон описал сюжет в кратком содержании, там же Вы найдете отзыв.

Главные герои их характеристика

Многомудрый Литрекон поместил образы героев сказа «Левша» в таблице:

Центральный персонаж повествованияодин из безымянных тульских мастеров, названный по своей отличительной особенности Левшой. Это простой и прямой человек, ответственно и с любовью подходящий к своему делу. С благодарностью за оказанное доверие Левша и его товарищи берутся за задание императора превзойти английских мастеров и придумывают подковать механическую блоху. При этом трудиться им предстоит в обыкновенной избе, а о специальных приборах и даже «мелкоскопе» не может быть и речи – все приходится делать «на глаз». Еще одним испытанием для героя становится поездка в Англию. Там Левша замечает, как сильно отличается отношение к профессионалам своего дела в этой стране и на его родине. Русскому умельцу предлагают хорошие условия и зовут его остаться, но Левша не может бросить старых родителей и отказаться от своей веры. Более того, он любит родную страну и потому прилежно собирает те знания, которые могут пригодиться ему после возвращения и помогут усовершенствовать отдельные отрасли.
Император Александр IИмператор Александр I в сказе изображается как человек любознательный и впечатлительный. Во время своей заграничной поездки он с восторгом осматривает местные кунсткамеры, наполненные всевозможными диковинками, стремится быть вежливым с иностранцами и легко отдает большую сумму денег за «подаренную» блоху, которая «танцует дансе». При этом император убежден в превосходстве западной научной мысли и не верит, что на подобные изобретения способны его соотечественники.
Император Николай IНиколай I, наоборот, желает доказать, что русский народ способен превзойти англичан в изобретательности. Он не задумывается, каким трудом достигается мастерство, в каких непростых условиях вынуждены работать по его заказу мастера, так как сосредоточен лишь на желании поразить иностранцев результатом.
Атаман донских казаков ПлатовЕще один персонаж – атаман донских казаков Платов. В начале повествования он предстает истинным патриотом, доказывающим императору Александру, что Россия ничем не уступает Европе, однако гордость Платова за родину скорее показная. Он грозится наказать мастеров, если им не удастся «удивить» Николая, а после отставки и вовсе отказывается помогать попавшему в беду Левше.
АнгличанеАнгличане в сказе предстают практичным и хитрым народом, однако автор признает их умение грамотно организовать труд и жизнь рабочих. Они привыкли ценить профессионализм, поэтому с уважением принимают Левшу и даже приглашают его остаться.

Тематика сказа Н. С. Лескова «Левша» обусловлена теми реалиями русской жизни, которые писатель кладет в основу сюжета.

Проблемы

Несмотря на сказовый характер повествования, Н. С. Лесков поднимает в произведении актуальные для российской действительности проблемы.

Основная идея

Главную мысль сказа Н. С. Лескова можно сформулировать на основе образа самого Левши. Герой остается верен своему отечеству, честно трудится на его благо и до последней минуты переживает за его судьбу. Писатель убежден в праведности его пути: такие люди навсегда остаются в памяти своего народа и истории своей страны.

К сожалению, власть оказывается неспособна по достоинству оценить своих умельцев. Если в Англии героя встречают с уважением и предлагают достойные условия для жизни и работы, то на родине о его труде очень быстро забывают и бросают умирать. Автор осуждает власть имущих и дает им повод задуматься о судьбе родины. Нравственный смысл «Левши» заключается в том, что необходимо ценить талант и делать все возможное для его реализации. Гуманность, образование, сострадание — вот что нужно народу, чтобы проявить себя. Без этого Россия так и останется отсталой страной с продажными Платовыми и загнанным в угол потенциалом.

Чему учит?

Сюжет сказа «Левша» заставляет задуматься о том, что честное и верное служение делу и родине часто оказывается неоцененным и невостребованным. Важно помнить: не чин или происхождение, а духовные качества и умения способны по-настоящему возвысить человека. Левша вызывает уважение, потому что, несмотря на все свои слабости, остается цельной фигурой, сохраняет верность себе и своим принципам.

В простой и хлесткой форме сказа Н. С. Лескову удается изобразить те русские реалии, которые тормозят прогресс страны и мешают развитию ее людей. В Левше писатель видит необыкновенную силу и преданность, свойственные народному духу, и говорит о необходимости поддержки и укрепления лучших качеств и умений русского народа. «Левша» учит нас гордиться своей страной, но лишь тогда, когда эта гордость искренна, а не исходит из желания угодить царю и возвыситься.

Критика и художественные особенности

После публикации «Левши» критика упрекала автора в использовании народного сюжета, на что Н. С. Лесков заявлял, что повествование полностью вымышлено и только стилизовано под народное творчество.

«Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» весь от начала до конца представляется набором шутовских выражений — в стиле безобразного юродства. Разные сатирические ухищрения не прикрывают собою некоторого национального самохвальства, которое жило в душе Лескова и, можно сказать, сохранилось до конца его дней — в постепенно бледнеющих чертах.(А. Л. Волынский, «Царство Карамазовых; Н.С. Лесков», 1901 г.)

Исследователями неоднократно говорилось и о социальных темах, которые поднимает писатель. Прежде всего, это жестокость и безразличие власти по отношению к своему народу, непросвещенность самого народа, талант которого оказывается неспособен раскрыться в полную силу.

Использование сказовой формы обуславливает целый ряд художественных особенностей произведения. Повествование ведется от лица вымышленного рассказчика, приближенного к образу самого Левши. Это простой человек, в речи которого обильно встречаются искажения слов («мелкоскоп», «грандеву», «колтыхание») и просторечные выражения («а поднимать станут – ухи рвут, чтобы в память пришел»).

«…он [Лесков] пишет массу рассказов, сильных по выполнению и проникнутых в каждой строчке благородным настроением автора. Таковы его рассказы, вошедшие во II том под общим заглавием «Праведники», и полный эпического спокойствия «Сказ о тульском левше и стальной блохе» и т.д. (А. И. Фаресов, «Против течений. Н. С. Лесков. Его жизнь, соч., полемика и воспоминания о нем», 1904 г.)

«Но чувство меры, вообще мало присущее таланту Лескова, изменяло ему и в этом случае. Иногда обилие подслушанного, записанного, а порой и выдуманного, новообразованного, словесного материала служило Лескову не к пользе, но к вреду, увлекая его талант на скользкий путь внешних комических эффектов, смешных словечек и оборотов речи. Этот … недостаток резко сказался в знаменитых «Полунощниках» и в еще более популярном «Сказе о тульском левше и стальной блохе».(А. В. Амфитеатров, «Собрание сочинений Ал. Амфитеатрова. Т. 22. Властители дум», 1914 г.)

Сказ Н. С. Лескова написан живым и простым языком, но при этом поднимает немало серьезных проблем. Это безразличие государства к своему народу, отсутствие просвещения, неуважение к простому человеку и неспособность по достоинству оценить мастерство и талант. Комизм в «Левше» удивительным образом переплетается с трагизмом, что позволяет читателю наиболее полно рассмотреть ситуацию и сделать из нее выводы.

Источник

Левша. Сказ о тульском косом левше и стальной блохе

История создания

Н. С. Лесков написал «Левшу» в 1881 году и сразу опубликовал свое произведение в журнале «Русь». К первому отдельному изданию писатель написал предисловие, в котором объяснил происхождение сюжета. Легенда о блохе и подковавшем ее мастере якобы была записана по сказу старого тульского оружейника, с которым Н. С. Лесков познакомился в Сестрорецке.

Позднее автор отказался от публикации этого предисловия и на обвинения критиков в использовании народного сюжета заявлял, что его сказ – литературный вымысел, основанный на известной прибаутке об английской стальной блохе, которую тульские мастера подковали и отправили обратно.

Н.С. Лесков был очень патриотичным писателем и прославлял традиционные ценности. Многие его произведения направлены на раскрытие феномена русского духа. Богатство русской души, самобытности исторического пути России, духовность отечественной культуры — вот главные темы творчества Лескова.

Жанр, направление

Авторское определение жанра «Левши» отсылает читателя к фольклорным истокам нашей литературы. Сам Н. С. Лесков назвал свое произведение «сказом». Для этого литературного жанра характерно подражание фольклорному стилю, а повествование обычно ведется от лица вымышленного рассказчика, близкого по образу к народным сказителям. Такая стилизация позволила писателю приблизить свой текст к народному творчеству, создать произведение, которое можно пересказывать в виде живой, веселой и поучительной истории про судьбу русского героя-умельца.

Направление творчества Н.С. Лескова — реализм. Однако в данном произведении прослеживаются черты романтизма:

Суть, смысл и идея повести Левша

Повесть под названием Левша, за авторством Лескова представляет собой сказ, то есть легенду, которая основана на подлинных событиях. В действительности не совсем известно является ли произведение стилизацией или действительно основано на какими-то подлинных событиях. Есть основания полагать будто Лесков многое выдумал, но при этом снабдил повесть подлинными историческими фигурами и также добавил собственное глубокое знание народа.

Произведения Лескова характеризуются довольно точным пониманием различных сообществ, ясным видением людей, но нередко во всем этом наблюдается какая-то рафинированность смешанная с тоской. Ведь Левша (имеется в виду здесь и далее герой повести) – фигура трагическая, а он является олицетворением всего народа. В рваных лохмотьях, сохраняющий достоинство и трудящийся только для страны.

Эта муравьиная гордость и самоотверженность воспринимается Лесковым как нечто естественное, также как Платов у него именно такой каким хочется видеть читателю казачьих генералов. Эти фигуры немного гипертрофированные и слишком стереотипные, хотя, перед нами сказ. Поэтому следует сделать некоторую скидку в этом смысле.

Автор пытается представить читателю идею безраздельной преданности народу. Во многом его мысли выражаются и через Платова и через Левшу. Платов – суровый атаман, который верит во все русское и обладает собачьей преданностью царю.

Конечно, возможно, современные чиновники просто измельчали и лицемерие стало более распространенным, но нечто подсказывает – и раньше не было таких чистых Платовых, были только внешне Платовы. Также и в Левшу поверить трудно в такого самоотверженного представителя народа, который на уровне святого забывает о себе и трудится только ради собственной страны, подковывает блоху, для того чтобы страна была лучше других, да и царь порадовался.

Вот такое веселое и складное отечество выходит у Лескова и ничем иным как своеобразной пропагандой или, как сейчас принято говорить, работой на Кремль (хотя во времена Лескова столица была в Петербурге) подобное произведение не назовешь. Однако, на самом деле в этом весь Лесков, он просто многое идеализировал, старался писать честно и открыто, насколько было возможно именно для него. Поэтому лесковская правда про народ в стране и про вышестоящих выглядит такой печальной и тоскливой.

Его Левша – Александр Матросов, который с улыбкой лезет на амбразуру, хотя Дзот возможно взять и без этого, его Левша – искреннее доверие лицемерию властьимущих. Его Платов – туполобый патриотизм чиновника в стране, которая хочет быть лучше Европы, но плюет на собственных людей и растит интеллигенцию, которая с детства говори по-французски. И смысл этой повести весьма грустен.

Другие сочинения: ← Главные герои рассказа Человек на часах↑ ЛесковКритика о повести Левша →

Смысл названия

Полное название произведения звучит как «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». Таким названием Н. С. Лесков сразу задает жанр, настраивает читателя на восприятие полусказочной-полуреальной истории о народном герое и выпавших на его долю приключениях.

Вынесение в заглавие текста самого Левши неслучайно. Левша – не имя персонажа, а его отличительная особенность, сам герой остается безымянным мастером. Даже на выкованных крохотных гвоздиках для подков блохи не остается места для его имени. Это позволяет писателю сделать героя собирательным образом всех неизвестных русских умельцев, преданных своему дела и своей родине, но не оцененных по достоинству.

Н. С. Лесков. Сказ «Левша». Особенности сказа план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Н. С. Лесков (1831-1895). Сказ «Левша». Особенности сказа

Оборудование урока: портрет Н. С. Лескова.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, объяснение теоретических вопросов, беседа по вопросам.

I. Проверка домашнего задания

Таблица стихотворных размеров

Стихотворные размерыКлючевые словаСхемыПримеры
ХореймореПрибежали в избу дети… (Пушкин)
ЯмбземляВечор, ты помнишь, вьюга злилась… (Пушкин)
ДактильзолотоЯсность прозрачных небес… (Майков)
АмфибрахийжелезоКак ныне сбирается вещий Олег… (Пушкин)
АнапестсереброНа тебя заглядеться не диво… (Некрасов)

К творчеству одного из интереснейших русских писателей, Николая Семеновича Лескова, мы обращаемся впервые. Но про его знаменитого героя, Левшу, вы, наверное, слышали. Этот герой получил, с легкой руки писателя, самостоятельную жизнь.

Родина Николая Семеновича Лескова — город Орел.

Родился писатель 16 февраля 1831 года, отец его окончил духовную семинарию, но не захотел стать священником, а стал чиновником и дослужился до чинов, дававших потомственное дворянство.

Новая эпоха вызвала подъем торгово-промышленной деятельности, для которой нужны образованные предприимчивые люди, и Лесков начинает работать в коммерческом предприятии, для чего переезжает в Пензенскую губернию в 1857 году. За три года он исколесил всю Россию. Позже, отвечая на вопрос газетного репортера: «Где вы черпаете материал для своих произведений?» — Лесков указал на свой лоб: «Вот из этого сундука. Здесь хранятся впечатления моей коммерческой службы, когда мне приходилось по делам странствовать, по России, это самое лучшее время моей жизни, когда я много видел и жил легко».

Творчество Лескова не знает социальных границ. Его герои — представители разных сословий: чиновники — от министра до квартального, духовные лица — от митрополита до дьячка, интеллигенты всех профессий, крестьянство всей России.

Уже с детских лет он соприкасался с разными сословиями и общественными классами, отсюда разносторонность знания жизни каждого класса, сословия, национальности. В умении воспроизводить речь разных слоев народа с ним может сравниться лишь А.Н. Островский. «Изучить речи каждого представителя социальных и личных положений — довольно трудно… Этот народный, вульгарный и вычурный язык, которым написаны многие страницы моих работ, сочинен не мною, а подслушав у мужика, у полуинтеллигента, у краснобаев, у юродивых, у святош. Ведь я собирал его много лет по словечкам, по пословицам и отдельным выражениям, схваченным на лету, в толпе…’ Все говорят у меня по-своему, а не по литературному». •

Николай Семенович Лесков подчеркивал, что детство его прошло «в самом народе», в мелкопоместном именьице Панино на Орловщине. Большинство впечатлений о народе, его жизни Лесков почерпнул в поездках по делам коммерческой службы. В течение трех лет будущий писатель ездил по России, сопровождая партии крестьян-переселенцев. В литературу Лесков пришел тридцатилетним человеком с богатым жизненным опытом.

Замысел рассказа «Левша» возник у Лескова, вероятно, к 1878 г. По свидетельству его сына, А. Н. Лескова, отец лето этого года провел в Сестрорецке, в доме оружейного мастера. Будучи знакомым с помощником начальника местного оружейного завода полковником Н. Е. Болониным, Лесков обсуждал с ним вопрос об источниках происхождения прибаутки о том, как «англичане из стали блоху делали, а наши туляки ее подковали, да им назад отослали». Так и не узнав ничего о возникновении этой присказки, Лесков в мае 1881 г. написал рассказ, сюжет которого построен на привлекшем его внимание «присловье».

Первоначально писатель задумал объединить три «уже готовых маленьких очерка» под общим названием «Исторические характеры в баснословных сказаниях нового сложения», которые бы, по определению самого писателя,, представляли собой «картины на родного творчества об императорах: Николае I, Александре II и Александре III (хозяйственном)» (из письма И. С. Аксакову, май 1881 г.).

Однако в октябре 1881 г. Лесков опубликовал в журнале один рассказ под названием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (цеховая легенда)». В следующем году рассказ вышел отдельным изданием, в которое писатель внес некоторые изменения. Они были направлены на усиление сатирического звучания рассказа (например, в 7-й главе писатель добавил, что деньги на нужды церквей собирают «даже там, где взять нечего»). Кроме того, в тексте издания 1882 г. сняты кавычки с ряда специфических слов и выражений, характерных для народной речи.

Появление «Левши» почти сразу же вызвало отклики в прессе. В октябре 1881 г. Лесков в письме к Аксакову подчеркнул, что ««Блоху» здесь очень заметили даже литературщики». Однако критика не поняла художественной ценности рассказа, жанровые искания Лескова оказались ей чужды. Его обвиняли и в «славянофильском шовинизме», и в стремлении приписать народу не присущие ему качества, показать, как «русский человек затыкает за пояс иностранца», и в принижении русского народа.

В первых изданиях «Сказ…» имел предисловие: «Я записал эту легенду, в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого, оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку еще в царствование императора Александра Первого. Рассказчик два года тому назад был еще в добрых силах и в свежей памяти; он охотно вспоминал старину, очень чествовал государя Николая Павловича, жил «по старой вере», читал божественные книги и разводил канареек. Люди к нему относились с почтением». Но вскоре автор сам «разоблачил» себя: «я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и Левша есть лицо мною выдуманное». Позже Лесков уберет предисловие из дальнейших изданий.

Основные темы творчества Н. С. Лескова:

3. Иконостас праведников («Человек на часах», «Соборяне», «Запечатленный ангел», «Левша», «Очарованный странник»).

III. Работа с учебником

Прочитаем отрывки из статей Ю.М.Нагибина и Л.А.Аннинского, предваряющие рассказ «Левша».

IV. Определение жанра произведения

— Как вы думаете, зачем Лесков ссылался на рассказ старого оружейника? (Лесков хотел, чтобы легенда о левше бытовала в народе, чтобы создать иллюзию своей непричастности к истории левши.)

Жанр своего рассказа писатель определил сам: это сказ. Заглянем в словарь:

Сказ — жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи. Запишем определение в тетради.

V. Выразительное чтение и беседа по вопросам

Учитель читает первую главу сказа.

Читаем вторую и третью главы.

VI. Характеристика героев

Задание: найти и прочитать цитаты, характеризующие Александра Павловича и Платова.

(Александр Павлович: «Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми»; «Мы, русские, со своим значением никуда не годимся»; и др.

Платов: «И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть, — и чем-нибудь отведет»; «а Платов держит свою ажидацию, что для него все! ничего не значит»; и др.)

— Обратим внимание на новые, необычные слова сказа. Как они образуются? Приведите примеры. (Новые слова образуются, когда рассказчик или герой сталкиваются с незнакомыми малограмотному человеку словами и изменяют их так, чтобы было «понятнее». Например: «мелкоскоп» — микроскоп; «кислярка» — кизлярка; «Аболон полведерский» — Аполлон Бельведерский; «долбица» — таблица; «двухсветная» — двухместная; «керамиды» — пирамиды; «преламут» — перламутр; «Канделабрия» — Калабрия и т. д.)

— Какова роль подобных слов? (Такие «народные» слова создают юмористический эффект.)

Суть: о чем?

Движущей силой повествования становится своеобразное соревнование между английскими и русскими мастерами. Во время путешествия по Англии император Александр I восхищается изобретениями местных умельцев и не жалеет огромных денег за заморскую диковинку – механическую танцующую блоху. О блохе быстро забывают, пока она не оказывается у Николая I. Одержимый идеей превосходства над другими странами, новый император отправляет генерала Платова к тульским мастерам, чтобы те смогли показать свое искусство и сделать что-то более интересное. Трое лучших мастеров задумывают подковать маленькие лапки блохи крохотными подковами, а самый искусный из них – косой левша – выковывает для этих подков гвоздики.

Император и генерал довольны тем, что удалось превзойти иностранных мастеров, и даже отправляют Левшу с делегацией в Англию, чтобы те продемонстрировали свое превосходство. В Англии Левшу ожидает много открытий: там не только используют более передовые техники, например, чистки ружей, но и совсем иначе относятся к грамотным мастерам своего дела: с почтением и уважением. Несмотря на все уговоры, герой отказывается остаться в чужой стране, он стремится больше узнать и привезти полученный опыт на родную землю, но вскоре после прибытия Левша трагически умирает, а его умения и знания оказываются никому не нужны.

Более подробно Литрекон описал сюжет в кратком содержании, там же Вы найдете отзыв.

Темы и проблемы

Главные герои их характеристика

Многомудрый Литрекон поместил образы героев сказа «Левша» в таблице:

Центральный персонаж повествованияодин из безымянных тульских мастеров, названный по своей отличительной особенности Левшой. Это простой и прямой человек, ответственно и с любовью подходящий к своему делу. С благодарностью за оказанное доверие Левша и его товарищи берутся за задание императора превзойти английских мастеров и придумывают подковать механическую блоху. При этом трудиться им предстоит в обыкновенной избе, а о специальных приборах и даже «мелкоскопе» не может быть и речи – все приходится делать «на глаз». Еще одним испытанием для героя становится поездка в Англию. Там Левша замечает, как сильно отличается отношение к профессионалам своего дела в этой стране и на его родине. Русскому умельцу предлагают хорошие условия и зовут его остаться, но Левша не может бросить старых родителей и отказаться от своей веры. Более того, он любит родную страну и потому прилежно собирает те знания, которые могут пригодиться ему после возвращения и помогут усовершенствовать отдельные отрасли.
Император Александр IИмператор Александр I в сказе изображается как человек любознательный и впечатлительный. Во время своей заграничной поездки он с восторгом осматривает местные кунсткамеры, наполненные всевозможными диковинками, стремится быть вежливым с иностранцами и легко отдает большую сумму денег за «подаренную» блоху, которая «танцует дансе». При этом император убежден в превосходстве западной научной мысли и не верит, что на подобные изобретения способны его соотечественники.
Император Николай IНиколай I, наоборот, желает доказать, что русский народ способен превзойти англичан в изобретательности. Он не задумывается, каким трудом достигается мастерство, в каких непростых условиях вынуждены работать по его заказу мастера, так как сосредоточен лишь на желании поразить иностранцев результатом.
Атаман донских казаков ПлатовЕще один персонаж – атаман донских казаков Платов. В начале повествования он предстает истинным патриотом, доказывающим императору Александру, что Россия ничем не уступает Европе, однако гордость Платова за родину скорее показная. Он грозится наказать мастеров, если им не удастся «удивить» Николая, а после отставки и вовсе отказывается помогать попавшему в беду Левше.
АнгличанеАнгличане в сказе предстают практичным и хитрым народом, однако автор признает их умение грамотно организовать труд и жизнь рабочих. Они привыкли ценить профессионализм, поэтому с уважением принимают Левшу и даже приглашают его остаться.

Писец, столоначальник, губернский секретарь

Николай Лесков родился в 1831 году в селе Горохово Орловского уезда. Его мать, Марья Алферьева, принадлежала к дворянскому роду, родственники по отцовской линии были священниками. Отец будущего писателя, Семен Лесков, поступил на службу в Орловскую уголовную палату, где получил право на потомственное дворянство.

До восьми лет Николай Лесков жил у родственников в Горохове. Позже родители забрали мальчика к себе. В десять лет Лесков поступил в первый класс Орловской губернской гимназии. Учиться в гимназии ему не нравилось, и мальчик стал одним из отстающих учеников. После пяти лет обучения он получил справку об окончании лишь двух классов. Продолжать образование было невозможно. Семен Лесков пристроил сына писцом в Орловскую уголовную палату. В 1848 году Николай Лесков стал помощником столоначальника.

Год спустя он переехал в Киев к своему дяде Сергею Алферьеву — известному профессору Киевского университета, практикующему терапевту. В Киеве Лесков увлекся иконописью, изучал польский язык, вольнослушателем посещал лекции в университете. Работать его определили в киевскую Казенную палату помощником столоначальника по рекрутскому столу. Позже Лесков был произведен в коллежские регистраторы, потом получил должность столоначальника, а затем стал губернским секретарем.

Николай Лесков уволился со службы в 1857 году — он «заразился модною тогда ересью, за которую не раз осуждал себя впоследствии… бросил довольно удачно начатую казенную службу и пошел служить в одну из вновь образованных в то время торговых компаний». Лесков начал работать в — фирме своего второго дяди, англичанина Шкотта. Николай Лесков часто отправлялся по делам в «странствия по России», в поездках он изучал диалекты и быт жителей страны.

Тематика сказа Н. С. Лескова «Левша» обусловлена теми реалиями русской жизни, которые писатель кладет в основу сюжета.

Вариант 2

Основной темой произведения является творческая одаренность обычного русского мужика, представленная писателем в образе тульского оружейника, наделенного не только талантом, но и духовным стержнем и нравственной человеческой силой.

Ключевым персонажем повести является Левша, изображенный в качестве неказистого нищего мужичонки, кузнечного дела мастером, отличающего сильным характером, уверенностью в себе не только относительно жизни, но и в отношении выполняемой им работы и ее качестве.

Герой с достоинством и смелостью общается не только с русским государем, но и с представителями иностранных держав. Будучи отправленным на чужбину, он с увлечением изучает диковинные изделия заграничных мастеров, стремясь постичь их премудрости, а также продемонстрировать собственную смекалку и умение с целью доказать великие возможности своей отчизны.

Левша характеризуется автором как патриотичный, одаренный природой человек, отличающийся христианской нравственностью, на долю которого выпадает немало жизненных испытаний.

Произведение представляет собой повествование в виде сказания, но имеющего отличия от традиционного жанра сказа, который нацелен на устную речь и ведение рассказа от имени непосредственного участника, происходящего.

Лесковская повесть использует в своем содержании неповторимое авторское своеобразие, выражающееся в использовании баснословия, смены манеры изложения событий на протяжении повествования, а также применение различных художественно-литературных приемов, которые передают мотивы народного поэтического творчества (тавтологии, глаголы с приставкой, уменьшительно-ласкательные слова и выражения, видоизмененные поговорки).

Кроме того, писатель использует в произведении многочисленные неологизмы, заключенные в описании предметов, действий, состояния. Эмоций, которые позволяют продемонстрировать особенную литературную игру.

Акцент в повести делается автором на тесном сплетении в содержании реалистичности, трагичности и комичности, подчеркивая существующие общественные проблемы в виде социального неравенства в государстве.

Написанная народным языком повесть наполняется тонкой авторской иронией, созвучной русского национальному характеру.

Проблемы

Несмотря на сказовый характер повествования, Н. С. Лесков поднимает в произведении актуальные для российской действительности проблемы.

Левша (сказ)

Левша
Жанрсказ
АвторНиколай Лесков
Язык оригиналарусский
Дата написаниямай 1881 года
Дата первой публикации1881 год, «Русь»
Текст произведения в Викитеке
Цитаты в Викицитатнике

(полное название: «
Сказ о ту́льском косо́м Левше́ и о стально́й блохе́
») — повесть Николая Лескова, написанная и опубликованная в 1881 году. Автор включил повесть в свой сборник произведений «Праведники». [1]

Впервые напечатана в журнале «Русь», в 1881 году, № 49, 50 и 51 под заглавием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». Отдельным изданием впервые напечатана в 1882 году. [2] При публикации в «Руси», а также в отдельном издании повесть сопровождалась предисловием:

Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке, но, очевидно, она пошла из одного из этих мест. Во всяком случае сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела. В ней изображается борьба наших мастеров с английскими мастерами, из которой наши вышли победоносно и англичан совершенно посрамили и унизили. Здесь же выясняется некоторая секретная причина военных неудач в Крыму. Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку в царствование императора Александра Первого. Рассказчик два года тому назад был ещё в добрых силах и в свежей памяти; он охотно вспоминал старину, очень чествовал государя Николая Павловича, жил «по старой вере», читал божественные книги и разводил канареек. Люди к нему относились с почтением.

В сюжете произведения смешаны выдуманные и реальные исторические события.

Спустя несколько лет, после смерти Александра I и восшествия на престол императора Николая I, блоху нашли среди вещей покойного государя и не могли понять, в чём смысл «нимфозории»

. Донской казак Платов, [4] который сопровождал Александра I в поездке по Европе, появился во дворце и объяснил, что это образец искусства английских механиков, но тут же заметил, что русские мастера своё дело знают не хуже.

Государь Николай Павлович, который был уверен в превосходстве русских, поручил Платову осуществить дипломатическую поездку на Дон и заодно посетить проездом заводы в Туле. Среди местных умельцев можно было найти тех, кто мог бы достойно ответить на вызов англичан.

Будучи в Туле, Платов вызвал троих самых известных местных оружейников, среди которых и мастеровой по прозвищу «Левша»

, показал им блоху и попросил придумать нечто такое, что превзошло бы замысел англичан. Возвращаясь на обратном пути с Дона, Платов снова заглянул в Тулу, где троица всё продолжала работать над заказом. Забрав Левшу с неоконченной, как считал недовольный Платов, работой, он отправился прямиком в Петербург. В столице под большим увеличением «мелкоскопа» выяснилось, что туляки превзошли англичан, подковав блоху на все ноги крошечными подковами.

Государь и весь двор были восхищены, Левша получил награду. Государь распорядился отослать подкованную блоху обратно в Англию, чтобы продемонстрировать умение русских мастеров, и также послать Левшу. В Англии Левше продемонстрировали местные заводы, организацию работы и предложили остаться в Европе, но он отказался.

». Но Мартын-Сольский не смог передать поручение (помешал военный министр граф Чернышёв, заявивший доктору: «
Знай своё рвотное да слабительное, а не в своё дело не мешайся
»), и по словам Лескова: «
А доведи они левшины слова в своё время до государя, — в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был
».

Критики первых изданий посчитали, что вклад Лескова в создание повести минимален и что он якобы только пересказал легенду, которая ходила среди тульских мастеров. Лесков с этим мнением спорил и объяснял, что произведение практически полностью выдумано им:

Всё, что есть чисто народного в «сказе о тульском левше и стальной блохе», заключается в следующей шутке или прибаутке: «англичане из стали блоху сделали, а наши туляки её подковали да им назад отослали». Более ничего нет «о блохе», а о «левше», как о герое всей истории её и о выразителе русского народа, нет никаких народных сказов, и я считаю невозможным, что об нём кто-нибудь «давно слышал», потому что, — приходится признаться, — я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого [5] года, и левша есть лицо мною выдуманное. [6]

Повесть «Левша» — это пример русского сказа, традиции которого были заложены ещё Гоголем. Повествование выглядит как устный рассказ, в котором автор, незнакомый с иностранными словами, коверкает их самым неожиданным образом. Настоящее богатство произведения — это особый язык повести, который пересыпан каламбурами и словами, возникшими в фантазии писателя, своеобразной народной этимологией: нимфозория

,
мелкоскоп
,
клеветон
,
Твердиземное море
и др. [7] Этим же приёмом стилизации под народную этимологию Лесков пользуется и в других своих произведениях: «Леон, дворецкий сын», «Полуношники», «Заячий ремиз», и др. [8]

Основная идея

Главную мысль сказа Н. С. Лескова можно сформулировать на основе образа самого Левши. Герой остается верен своему отечеству, честно трудится на его благо и до последней минуты переживает за его судьбу. Писатель убежден в праведности его пути: такие люди навсегда остаются в памяти своего народа и истории своей страны.

К сожалению, власть оказывается неспособна по достоинству оценить своих умельцев. Если в Англии героя встречают с уважением и предлагают достойные условия для жизни и работы, то на родине о его труде очень быстро забывают и бросают умирать. Автор осуждает власть имущих и дает им повод задуматься о судьбе родины. Нравственный смысл «Левши» заключается в том, что необходимо ценить талант и делать все возможное для его реализации. Гуманность, образование, сострадание — вот что нужно народу, чтобы проявить себя. Без этого Россия так и останется отсталой страной с продажными Платовыми и загнанным в угол потенциалом.

Чему учит?

Сюжет сказа «Левша» заставляет задуматься о том, что честное и верное служение делу и родине часто оказывается неоцененным и невостребованным. Важно помнить: не чин или происхождение, а духовные качества и умения способны по-настоящему возвысить человека. Левша вызывает уважение, потому что, несмотря на все свои слабости, остается цельной фигурой, сохраняет верность себе и своим принципам.

В простой и хлесткой форме сказа Н. С. Лескову удается изобразить те русские реалии, которые тормозят прогресс страны и мешают развитию ее людей. В Левше писатель видит необыкновенную силу и преданность, свойственные народному духу, и говорит о необходимости поддержки и укрепления лучших качеств и умений русского народа. «Левша» учит нас гордиться своей страной, но лишь тогда, когда эта гордость искренна, а не исходит из желания угодить царю и возвыситься.

Анализ повести Левша №4

Главным героем является мужчина, у которого имеются способности. С виду это обычный парень и занимается он в своей кузнице с утра до позднего вечера. Если он взялся за дело, то пока его не доделает до конца, не успокаивается.

К нему съезжаются с разных стран и городов, а все, потому что все знают о том, что у него просто золотые руки. Также к нему приехал государь для того чтобы посмотреть что он создает при помощи своих рук.

И даже когда он оказался в чужом краю, то не перестает заниматься своим любимым делом и внедряет свои идеи в новые технологии, которые потом используются людьми. Кроме этого в чужих краях он старается постичь их таланты и научиться ими. Но про свою родину не забывает и постоянно скучает по ней. Больше всего на свете ему хочется вернуться обратно и поэтому он просит императора отпустить его домой.

Домой он отправился на корабле. Там он встретился с одним полшкипером, который умел прекрасно говорить по-русски, а также понимал все что ему говорят на этом языке. Закончилось все большой пьянкой и они оба попали в больницу. Там у него из карманов вытаскивают все что можно, а потом оставляют его умирать. Напоследок Левша старается сделать так, чтобы все его слова добрались до императора, ведь это важная информация, вот только его никто слушать не хочет.

Умирает наш главный герой прямо в больнице на полу, а мысли его находятся на своей родине, которую они никогда больше не увидит и приехать туда больше никогда не сможет.

За все время на Левшу упало огромное количество проблем и несчастья, но мужчина с честью и высоко поднятой головой выдерживает все это.

В произведении встречается не только волшебные приключения и басня, но еще и различные крылатые выражения, а также фольклорная сатира.

Из данного произведения можно сделать вывод, что страна совсем не думает о своих героях и не может оценить их таланты по достоинству. А вот в других странах его принимают совсем по-другому.

Вот так император, узнав о том, что Левша создал блоху, лишь некоторое время об этом помнил, а потом забыл. А когда об этом узнали в других странах, то они приказали своим мастерам придумать, а потом создать что-нибудь такое, что намного лучше будет, чем блоха, но у них ничего не получилось.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *