какое занятие являлось основным в хозяйственной деятельности восточных славян

Занятия восточных славян (таблицы + схемы)

Удобная навигация по статье:

Основные занятия восточных славян

какое занятие являлось основным в хозяйственной деятельности восточных славян

Земледелие у восточных славян

В качестве основного занятия восточных славян историки выделяют земледелие. В лесостепи ими использовался перелог, а в лесной зоне чаще всего преобладало подсечно-огневой способ. Несмотря на высокие трудозатраты, наличие степных и лесных пространств, а также, относительно невысокая плотность населения определяло экономическую выгодность таких способов культивации почвы.

К примеру, подсечно-огневое земледелие представляло собой целый комплекс работ, которые были рассчитаны не на месяцы, а на многие годы. Подготавливая будущее поле, восточные славяне выбирали лесные участки поросшие ольхой, елью или берёзами, намеренно обходя стороной сосновые леса, ведь этот вид деревьев произрастает на песчаных почвах.

На начальном этапе на выбранном месте подрубались и ошкуривались деревья, после чего растения оставлялись сохнуть на корню. В середине осени из поваленного леса выбирался материал для строения построек и заготовки дров, после чего его вывозили с первым снегом. Ранней весной хворост и оставшийся лес сжигали, производя засев прямо в остывшую золу, представляющую из себя отличное удобрение. В первые годы на новых полях сеяли корневые (например, репу), а уже после – злаковые культуры.

Стоит отметить, что поле, введённое таким образом в хозяйственный оборот давало высокий урожай до семи лет, после чего ещё десять – двенадцать лет данные участки могли использоваться в качестве пастбищ. Когда племена переносили свои угодья в более благоприятные районы, то спустя пять – шесть десятков лет на этих полях восстанавливался лес, который снова был пригоден для подсеки.

Применяя систему перелога, на выбранных участках полностью выжигалась трава, после чего почва рыхлилась и засевалась. Примерно спустя два – пять лет территория становилась непригодной для дальнейшего выращивания и восточные славяне переходили на другие места, возвращаясь на истощённую землю после восстановления плодородия, основным признаком которого являлось появление на этой земле дёрна.

В лесостепных южных областях, где плодородный слой был значительно толще, чем в лесных, уже в седьмом веке люди стали использовать пашенное земледелие. При этом, почва не просто рыхлилась на поверхности, но вспахивалась при помощи рала и плуга. Главными зерновыми культурами, которые в этот период выращивали славяне считались просо, пшеница и ячмень. Вместе с широкой популярностью этого типа земледелия значительно увеличились посевы овса и ржи, которые собирали при помощи серпов. Очищенное от шелухи зерно размалывалось в ручных жерновах и каменных зернотёрках.

При необходимости соблюдений поста с христианизацией населения, восточные славяне стали выращивать и другие огородные культуры (лук, морковку, капусту и пр.). При этом, полевой сельскохозяйственной культурой оставалась репа.

Скотоводство у восточных славян

Ещё одним важным занятием славян, от которого зависело не только благополучие, но и жизнь, являлось скотоводство. Разведение овец, а также свиней, коров и овец обеспечивало восточных славян необходимыми молочными и мясными продуктами, а также позволяло использовать животных как помощников для тяжёлой работы (подготовка участков земли под засев, выращивание и обработка урожая и пр.). Самым не выгодным типом скотоводства считалось козоводство.

Бортничество и охота

Вместе с земледелием восточными славянами активно использовались другие богатства окружающей природы. У них было распространён рыбный промысел, а также бортничество (поиск и сбор дикого мёда) и охота на пушного зверя. Хотя эти промыслы и требовали отдельного времени, которое нужно было выделить из основного, но они могли обеспечить людей такими популярными продуктами как мех, воск и мёд, являющимися в то время основными продуктами внешней торговли и предметами на обмен.

Особенности развития ремесел у восточных славян

Торговля

С течением времени развивалась торговля, что стимулировало географическое положение места проживания восточных славян, через земли которых проходило два самых важных торговых пути. Таким образом, в качестве основных торговых маршрутов использовались водные Волго-Балтийский путь и путь «из варяг в греки». Кроме того, исследователи и историки не сомневаются в наличии массы менее значительных путей, входивших в огромную сеть торговой инфраструктуры.

Как видим, занятия восточных славян были характерны для того исторического периода и мало чем отличались от других ветвей славянского этноса.

Источник

В предложенной статье кратко и доступно излагается основная информация по теме «Занятия восточных славян», которая будет полезна школьникам.

Земледелие

Главным занятием восточных славян, как не сложно догадаться, являлось земледелие. Они выращивали такие зерновые культуры, как рожь, пшеницу, ячмень. В местах расселения славян археологи также нашли остатки некоторых огородных культур, например, свёклы, капусты, моркови. Очень широко была распространена репа.

В северных и южных регионах способы возделывания земли были разные. На севере (в лесной зоне) получило распространение подсечно-огневое земледелие. Когда люди приходили на новое место, они вырубали деревья либо подрезали на них кору. Через год высохшие остатки сжигались там же. Зола хорошо удобряла почву. Такой участок давал высокий урожай в течение двух-трёх лет, после чего приходилось искать новое место. В южных лесостепных районах основным способом земледелия был перелог. Чернозёмные почвы юга позволяли без сложностей переходить на новый участок после истощения прежнего.

Скотоводство

Большое значение для славян также имело скотоводство. Славянские племена занимались разведением свиней, коров, мелкого рогатого скота. Это обеспечивало людей мясными и молочными продуктами, шерстью и кожей. Волы (кастрированные самцы крупного рогатого скота) и лошади использовались как тягловые животные для работы на пашне.

Бортничество

Охота и рыболовство

Охотились славяне в основном на тех животных, чей мех высоко ценился. Это белка, куница, соболь, горностай, лиса. Рыболовство не играло ключевую роль в хозяйстве Древней Руси. Тем не менее рыба присутствовала в рационе людей, живущих у рек. Ловилась она в основном сетями или гарпунами.

Ремесло

У восточных славян были хорошо развиты кузнечное, гончарное (изготовление посуды из глины), ткацкое, ювелирное ремёсла. Ремесленники селились в городах, в части города, называемой посадом. Отдельные районы, которые населялись людьми, занимающимися одним и тем же ремеслом, назывались слободами.

Торговля

Религия

Восточные славяне были язычниками, то есть верили во множество богов, поклонялись силам природы и духам умерших. Язычество отражает быт славян. Наиболее известны следующие боги: Род – бог земли, Перун – покровитель князя и дружины, бог грома и молнии, Велес (Волос) – покровитель скотоводства, Мокошь (Макошь) – богиня изобилия, Ярило – бог весны. В южных землях богом солнца был Хорс, в северных – Даждьбог. Но одного четко определенного пантеона не существовало, поэтому один и тот же бог в разных регионах мог осуществлять разные функции. В любом случае, данные по этому вопросу противоречивы. Языческий культ отправлялся волхвами и кудесниками в специальных местах – капищах. Там они совершали жертвоприношения – требы.

Источник

Занятия, общественный строй, верования восточных славян

Содержание:

Хозяйство и основные занятия древних славян (период до формирования Древнерусского государства)

Основная сфера деятельности – земледелие. Значительная часть территорий, на которых проживали древние славяне, не подходила для обработки земли и выращивания сельскохозяйственных культур, но особая подсечно-огневая система упрощала земледелие в лесной зоне.

Подсечно-огневая система – форма примитивного земледелия, доминирующая в лесной зоне, для насаждений площадки расчищали путем вырубки и последующего выжигания деревьев и кустарника. Грунт в лесной зоне не относится к плодородным, а зола, образованная после выжигания, обогащает почву – обеспечивает урожайность на ближайшие несколько лет. Когда участок терял плодородность, его бросали – он снова зарастает лесом за 30-40 лет, выбирается новый для расчистки («переложная система»). С таким способом земледелия связано периодическое перемещение поселений славян на новое место – ближе к новому участку («кочевое земледелие»). Переложная система применялась и в лесостепи, и в лесах.

Для обработки земли использовали: борону-суковатку, соху, топор, мотыгу, плуг. Для рыхления грунта плуг применяли в лесостепи, степи. Севернее основным орудием являлась соха. Славяне выращивали просо, рожь, ячмень, бобы, горох, технические культуры – лен и коноплю.

Соха («рало»)– орудие с широкой рассохой (рабочая часть), железными сошниками, лопаткой, оглобли, в которые была запряжена лошадь. Обрабатывала грунт неглубоко, до 12 см, что объяснялось небольшой глубиной плодородного слоя в лесной местности.
Плуг – орудие, обеспечивающее более глубокую обработку, переворачивает пласт (в отличие от сохи – она просто срезает слой и отваливает в сторону), повреждает сорняки, поднимает семена прошлых лет. Использовался в степи и лесостепи – территориях с более плодородными почвами.
Борона-суковатка– вспомогательное орудие в подсечно-огневой системе земледелия, состоящее из бревен с сучками. Цель использования: защита от высыхания грунта, борьба с сорняками, выравнивание поверхности участка.
Мотыга (сапа, тяпка, мотыка)– простое ручное орудие, состоящее из деревянной рукоятки и рабочей части из металла, камня или дерева.

Славяне знали животноводство, но оно играло вспомогательную, подсобную роль. Занимались разведением коз, свиней, лошадей, овец, крупного рогатого скота.

Ремесла славян

Кузнецы и гончары стали первыми ремесленниками, которые не обрабатывали землю! Продукты питания они получали путем обмена.

Другие занятия (промыслы)

Торговали медом, воском, мехом, изделиями из железа.

Общественный строй восточных славян

Основной общественной организации была родовая община – совокупность людей, которые состояли в родстве. Возглавлял общину родовой глава (владыка). С формированием государственности родовую общину сменила территориальная или соседская («вервь»).

Территориальная община – совокупность людей, которых объединяет место проживания, а не родственные связи. Община характеризуется автономностью, определенным набором занятий, наличием административного центра, определенной иерархии. Главой общины выступал старейшина. Главу избирали на общественном собрании – вече.

В вече («народное собрание») входили взрослые, женатые мужчины. На собраниях решались вопросы: решение споров за земельные наделы, проблемы порядка использования участков, определялись размеры повинностей.

Родовая и территориальная формы общин ведут к образованию племени. Формирование городских центров и государственности родовой строй распадается. Племена объединяются в княжества под руководством князя.

Славянское язычество и верования

Тотемизм– вера в общего предка, которым могло выступать как животное, так и растение.
Магия – вера в силу обрядов. Существовала особая группа волхвов или кудесников, считало, что они обладали магическими способностями, могли проводить обряды.
Фетишизм– вера в магическую силу предметов, поклонение им.
Анимизм– вера в духов, существование души не только в живых объектах.
Шаманизм– вера в наличие сверхъестественных сил у конкретного лица (шамана), который в своих обрядах обращается к силам природы.

Особенности славянского язычества:

Збручский идол – наиболее яркая иллюстрация язычества славян, найден в селе Гусятин на реке Збруч, в 1848 году. На нем вырезаны изображения, которые демонстрирую систему мировосприятия славян. На нижнем ярусе – подземный мир, на среднем – мир живых людей, на верхнем – боги.

Источник

Особенности занятий восточных славян

Особенности земледелия

В качестве основного занятия славян следует назвать земледелие. Восточные славяне, обитающие в лесных зонах, занимались подсечно-огневым земледелием, а на территории лесостепи использовали перелоги. Благодаря свободным лесным и степным пространствам, в условиях небольшой плотности населения такой род занятий являлся экономически выгодным, даже при больших объемах работ.

Подсечно-огневой вид земледелия предполагал реализацию определенного пласта задач, который был рассчитан на несколько лет вперед. При подготовке будущих полей, выбирались умеренно-влажные лесные участки, на которых росли березы, ель и ольха. Игнорированию подвергались сосновые леса, так как сосны растут в песчаной почве, где подсека не использовалась.

На протяжении первого года, но выбранных под поле лесных делянках подрубались и часто ошкуривались деревья (снималась кора), совместно с предоставлением условий для сушения корней. В осенний период, поваленные деревья разбирались на предмет наличия необходимых строительных материалов в виде дров, которые вывозились при наступлении первого зимнего снега.

В весенний период оставшиеся деревья подвергались сожжению, также производилась закладка посевных материалов непосредственно в золу, которая выступает в качестве хорошего удобрения. Семена использовали для заборонеовывания. На протяжении первого года засеивалась репа, которая в тот период считалась полевым типом культур, после чего активно засеивались злаки.

Использование в хозяйстве полей позволяло собирать большое количество урожая от одного года до трех и даже до семи лет (что зависело от характера и возраста выжигаемых деревьев), после чего, на протяжении 10-12 лет эти участки использовались для сенокосов и пастбищ.

После окончательного забрасывания территории, то есть при переносе полей и угодий в другие участки леса, через 40-60-т лет заброшенное место возобновляло пригодные для новых подсеков деревья. На лесных территориях в качестве основного пахотного орудия выступала соха.

В результате использования системы перелогов, но возделываемых участках сожжению была подвержена трава, после чего, землю рыхлили и засеивали, так, после 2-х – 4-х лет после того, как земля истощалась, люди начинали использовать другие участки. К заброшенным участкам возвращались после восстановления почвенного плодородия, в качестве определяющего фактора которого является появление дерна.

Южные лесостепные районы, в которых слои плодородной почвы были больше, в сравнении с лесными территориями, в VII веке начался переход к использованию пашенного земледелия. В этом случае, земля не просто рыхлилась на поверхностных слоях, а глубоко вспахивалась с помощью рал и плугов.

В качестве основных зерновых культур, которые выращивались славянами, были пшеница, просо и ячмень. Развитие пашенного земледелия увеличило засев овса и ржи. Урожай был собран с помощью серпа, а созревшие зерна жались также с их помощью. Отшелушенные зерна были размолоты с помощью каменных зернотоков и ручных жерновов.

После принятия христианства, которое повлекло за собой обязанность в соблюдении постов, славянам пришлось освоить возделывание и огородных культур – лука, моркови и капусты. В те времена репа все еще оставалась полевым видом сельскохозяйственной культуры.

Особое значение для деятельности славян отводилось оседлому скотоводству. С одной стороны, разведение свиней, лошадей, овец и коров способствовало обеспечению населения нужным количеством мясной и молочной продукции, а с другой – вол и лошадь выступали в качестве главных помощников в процессе полевого земледелия. Разведением коз славяне занимались реже.

Совместно с земледельческими процессами, славянами активно использовалось богатство окружающей природы, в частности, активно применялась охота на пушных зверей, рыболовство, бортничество (собирание меда, который давали дикие пчелы). Все эти типы занятий обуславливали реализации многих дел, однако продукты, которые получались в итоге – воск, мед и мех являлись необходимыми для ведения внешней торговли и обмена.

Ремесло и торговля

Востребованными были мотыги, топоры и серпы. Также славяне активно ткали, занимались гончарным производством, а также резьбой по костям и по камням, совместно с деревообработкой.
Стимулом к развитию торговли выступало наличие двух значимых торговых путей, которые проходили через территории восточных славян.

После достижения верховья реки, купцы с помощью волоков затягивали свои ладьи в реку Ловать, после чего попадали в озеро Ильмен, а потом – в озеро Нево (Ладожское). Это крупнейшее пресноводное европейское озеро помогало торговым кораблям выходить в Балтийское море.

Волго-Балтийский путь – водный маршрут, выстроенный от Балтийского моря на территории Восточной Европы в Хазарию, после чего это шло в восточные страны, в первую очередь в Арабский халифат. Путь проходил по реке Волхов, через озеро Нево, и Ильменя по реке Мета, после чего проходил к Волге, а затем – вниз по ней – к Каспийскому морю.

Эти маршруты были основными. Без сомнения были и другие варианты, однако они были привязаны к иным инфраструктурам.

Согласно информации византийского правителя Константина Багрянородного (X век), в весенний период славяне активно перевозили в Чернигов и Смоленск большие долбленые ладьи-однодеревки, вместительностью до 30-ти – 40-ка человек, которые впоследствии сплавляли в Киев по Днепру.

Там они подвергались переоборудованию, загружались и отправлялись вниз по реке. После того, как были пройдены пороги, острова Березань и Хортица позволяли ладьям оснаститься парусами для плавания по берегам Черного моря.

В местах переволок (мест, где реализуется волок судов) – местах Торопец и Смоленск, существует инфраструктура, которая связана с волоками: бечевники, жившие в мелководном верховье реки, древесные ходы, в которых были дороги на самих волоках, совместно с обслуживающими их людьми и животными, там же располагались верфи для построек и починки небольшой речной ладьи.

При прохождении торговых путей, купцы, находясь на славянских землях уделяли внимания и местным товарам, продажа которых проходила в специализированных местах – погостах, в которых купцы реализовывали покупку всего, что было сделано и добыто на славянской земле.

Собственные жилые селения (города и деревни) славяне отстраивали вдоль берегов больших и малых рек, которые выступали в качестве естественной дороги в условиях непроходимой чащи, которое покрывает значительные территории Восточной Европы.

Эти селения территориально были небольшими и составляли 15-20 небольших землянок, в каждой из которых проживала одна нуклеарная семья (состоящая из мужа, жены и детей). Эти поселения сгруппировывались по гнездам в количестве 3-х – 5-ти штук, они располагались рядом, в 4-х – 5-ти верстах друг от друга, что в совокупности составляло одну крупную общину.

Соседние общины могли находиться друг от друга в десятках верст, это расстояние зависело от размера принадлежащих им промысловых и пахотных территорий.

В качестве характерного признака славянского жилья выступали каменные печи, которые располагались в углах полуземлянок. Также, многие славяне практиковали систему многоженства, при которой у мужчины было две-три жены.

Источник

Экономическая история России

какое занятие являлось основным в хозяйственной деятельности восточных славян

Настоящее учебное пособие подготовлено профессором кафедры экономической теории МГИМО(У) Т.М. Тимошиной, в течение многих лет читающей курс истории экономики. Автор исследует экономическую историю России, начиная с развития хозяйства древних славянских племен и до настоящего времени. Подробно рассматриваются этапы становления народного хозяйства и государственности, формирования социальных слоев населения на протяжении IX—XX веков. Основная идея учебного пособия – проанализировать череду экономических реформ, проводившихся в России в разное время. В книге приводятся список литературы, хронология основных событий и дат экономической истории и приложения. Учебное пособие рассчитано на студентов экономических специальностей высших и средних специальных учебных заведений, а также на тех, кто интересуется экономической историей России с древности до наших дней. 17-е издание, переработанное и дополненное

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономическая история России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Патриархальное хозяйство восточных славян. Экономика Киевской Руси (IX–XII века)

Хозяйственная деятельность людей в первобытную эпоху

Восточные славяне прошли долгий путь развития от самых ранних форм первобытных сообществ (стада) до государственной организации. По современным оценкам этот период занимал сотни тысяч лет, и через него прошли все народы.

Люди в первобытном обществе чрезвычайно зависели от окружающей среды: стихийных бедствий, климата, диких зверей. Они использовали примитивные орудия труда, которые находились в их совместной собственности. Вся их жизнь была подчинена борьбе с природой за выживание. В эту эпоху люди начали разводить культурные растения, приручать диких животных, использовать огонь в хозяйственных целях, т. е. происходил переход к осознанному труду и формированию общества.

В зависимости от материальных условий производства первобытную эпоху можно условно разделить на несколько основных исторических периодов: палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век), неолит (новый каменный век), бронзовый век и раннюю железную культуру. Эти периоды различались не только орудиями труда, которые использовал человек, но и формами общественной организации, видами хозяйственной деятельности.

Первобытные люди эпохи палеолита (400—40 тысяч лет до новой эры) использовали самые примитивные каменные, деревянные, костяные инструменты, занимались собирательством и охотой, вели кочевой образ жизни. Они объединялись для охоты на крупных животных, для защиты от врагов, зверей и стихии. Эти объединения, называемые первобытным стадом, были непостоянными, непрочными, случайными.

Археологические данные эпохи мезолита (40—4 тысячи лет до новой эры) свидетельствуют об использовании людьми лука, стрел, множества каменных орудий труда. Наряду с собирательством и охотой развивались рыболовство, обработка шкур диких животных и другие виды деятельности. Происходили изменения и в общественных отношениях: первобытное стадо уступало место основанной на кровнородственных связях первобытной общине во главе с женщиной, получившей название матриархат.

В неолитическую эпоху (4–2 тысячи лет до новой эры) люди стали переходить к прочному оседлому образу жизни. Появились орудия для обработки земли: соха, мотыга и др. Приручение диких животных и их одомашнивание достигло больших результатов. В домашнем хозяйстве появились козы, свиньи, овцы, коровы, быки, домашняя птица и пр. Период неолита характеризовался также развитием различных видов ремесел: гончарного производства, обработки дерева, выделки шкур, шитья обуви, производства тканей и т. д. В этот же период происходил переход от матриархата к патриархату, когда главную роль в общине стали играть мужчины, а передача имущества и имени шла по линии отца.

Примерно во втором тысячелетии до новой эры новый каменный век уступил место периоду ранней металлической культуры (меди и бронзы). Позже стала развиваться железная культура. Из болотных и озерных руд в примитивных глиняных горнах (ямах) выплавлялось железо. Это был огромный шаг в развитии производства, повлиявший на все стороны жизни человеческого общества. В этот же период произошло первое крупное общественное разделение труда: скотоводство отделилось от земледелия.

В эпоху железной культуры появились принципиально иные орудия труда для сельского хозяйства и ремесла, которые коренным образом изменили сам процесс производства, неизмеримо подняли производительность труда. Это привело к тому, что отдельная семья в составе общины стала производить продукцию не только для собственного потребления, но и для обмена излишками продуктов с другими семьями, в результате чего стали формироваться постоянные отношения обмена. Все это создавало условия для возникновения частной собственности отдельной семьи, имущественного неравенства в общине, выделения племенной знати.

Хозяйство древних восточных славян. Разложение родовой общины

В начале первого тысячелетия новой эры на территории Восточно-Европейской равнины расселились восточные славяне. Начиная с VI века восточные славяне занимали огромные пространства от Онежского и Ладожского озер до низовий рек Прут, Днестр, Южный

Буг, от Карпат до Оки и Волги. Здесь проживали многочисленные племенные союзы (княжения) полян, древлян, радимичей, дреговичей, северян, уличей, волынян, белых хорватов, кривичей, вятичей и др. В тесном соседстве с ними находились иные племена: на северо-западе это были эсты (чудь), водь, ижора, лопари, корелы и другие угро-финские племена. На севере жили югра, остяки, вогулы, весь. В междуречье Волги и Оки жили мещера, мурома, меря, черемисы, мордва, а далее на восток — вотяки, зыряне, пермяки (коми). На западе со славянами соседствовали многочисленные прибалтийские племена: ливы, жмудь, пруссы, ятвяги, корсь и другие, а также поляки (ляхи), жившие по берегам Вислы.

Природно-климатические условия способствовали формированию успешной хозяйственной деятельности славян: полноводные реки, плодородные почвы, густые леса, полные различных зверей и птиц, умеренный ровный климат. Эти условия сыграли заметную роль в развитии экономики древних славян. На южных плодородных землях люди занимались земледелием, в юго-восточных степях — кочевым скотоводством, в северных и северо-западных районах — охотой, добычей меха ценных пород зверей, бортничеством (сбором меда диких пчел и воска).

Археологические раскопки поселений говорят о том, что основным занятием восточных славян во II–V веках было земледелие. Они сеяли просо, рожь (жито), пшеницу, лен и другие культуры. Широко применялись рало — примитивная деревянная соха с железным наконечником (наральником), мотыга, серп, грабли, коса. Позже появился плуг с железным лемехом.

Земледелие осуществлялось в переложной (залежной) или подсечно-огневой форме. Перелог предполагал использование одних и тех же участков в течение нескольких лет подряд, после чего он не обрабатывался примерно 20–30 лет до восстановления естественного плодородия. Эта система существовала в основном в степных и лесостепных районах. Подсечная система применялась чаще всего в северных лесных краях, где сначала подрубали (подсекали) деревья, а когда они высыхали, их сжигали, чтобы зола при этом служила удобрением почвы. Но эта система требовала больших затрат физического труда людей, объединенных в родовую общину.

Большая патриархальная семья располагалась обычно в виде поселения, которое называлось двор (дворище, городище, печище). Это была отдельная хозяйственная единица с коллективной собственностью на землю, орудия и продукты труда. Производство и потребление внутри родовой общины было совместным. Размеры земельных участков определялись только тем, сколько земли могли освоить члены общины.

Повсеместное распространение плуга и переход от мотыжного к пашенному земледелию заметно повысили культуру сельского хозяйства и его продуктивность. Так, сначала появилось двуполье, а потом и трехполье, т. е. ежегодное чередование различных посевных культур и пара. Лошадей разводили не только для военной конницы, но и для использования их в качестве рабочего скота наравне с волами. Развитие факторов производства обусловило разложение кровно-родственной общины и переход ее в VI–VIII веках к соседской, сельской общине.

Этот переход означал, что основной хозяйственной единицей стала отдельная семья. При этом обработку земли уже можно было осуществлять небольшими коллективами, которые расселялись по принципу соседства, а не родства. Усадьба, скот, жилище переходили в частную собственность, что означало полное разложение родовой общины. Дворища (печища) уступали место поселениям под названием деревня, а сама община стала называться вервь (мир).

И хотя в соседской общине основные сельскохозяйственные земли еще долго оставались в совместной собственности, они уже делились на участки — наделы, которые передавались общинникам в пользование на определенное время. А лесные угодья, водоемы, сенокосы и пастбища оставались общинными. Еще долго сохранялись различные виды работ, выполнение которых требовало объединенного труда: прокладывание дорог, корчевание леса и др.

Земельные наделы обрабатывались теперь членами отдельной семьи своими собственными орудиями, урожай также принадлежал семье. Таким образом, эта хозяйственная единица уже не должна была участвовать в принудительном разделении производства и распределении продуктов в равной мере. Это приводило к имущественному расслоению внутри соседской общины, появлению старейшин, племенной знати, патриархальных фамилий, будущих крупных земельных собственников — феодалов.

На последнем этапе перехода к феодализму у восточных славян сформировался особый тип отношений, который называется военной демократией. В связи с тем что в VII–VIII веках славянские племена осуществляли многочисленные военные походы на Балканы, в Византию и восточные земли, вели оборонительные войны против кочевников с юга, в этот период усилилась роль высшего военачальника — князя, который был одновременно и верховным правителем племени или племенного союза. Если первоначально князь избирался народным собранием — вече, то со временем он стал передавать свою власть по наследству.

Князь создавал свое войско, или дружину, которая, как правило, была немногочисленной, но состояла из храбрых, сильных, профессионально обученных воинскому делу людей. Дружинники, лично свободные люди, заключали с князем договор о службе, а вся дружина представляла собой союз верных князю воинов. Дружина состояла из двух частей: младшей и старшей. Младшую часть («молодь») еще называли «отроками», «гридями» («гридьбою»). Старшую часть дружины называли «княжьими мужами», куда входили наиболее отличившиеся военачальники.

Первоначально дружинники содержались и кормились при княжеском дворе за счет добровольных взносов со всего племени, а также за счет военной добычи и захвата новых земель. Постепенно князь и его старшие дружинники становились независимыми от народного собрания. Княжьи мужи начали приобретать землю, создавать свое хозяйство с собственными отроками. Князь и дружина стали присваивать себе практически неограниченную власть над соплеменниками.

Объективные предпосылки образования Древнерусского государства

Прогрессивные изменения в земледелии, превращение родовой общины в соседскую, возникновение частной собственности и связанная с этим самостоятельная хозяйственная деятельность отдельных семей приводили к имущественному неравенству, появлению сильной в экономическом отношении племенной знати.

Судя по древним летописям, первоначально славянские племена не знали сословий, и свободные жители пользовались одинаковыми правами. Но постепенно отдельные группы населения стали различаться богатством и социальным положением. Представители знатных слоев назывались «лучшие», «лепшие», «большие», «старейшие», «передние», «нарочитые» мужи. Наиболее высокий статус среди них занимали земские бояре (боляре), т. е. представители местной племенной аристократии, потомки древних родовых старейшин, а также торговцы, жившие на пути «из варяг в греки». Наряду с ними в высшие социальные слои входили и верховные дружинники, княжьи мужи, среди которых, кстати, было немало представителей варягов-скандинавов, финнов, венгров и других народов. Они поступали на службу к князьям, постепенно ассимилируясь со славянами. В течение IX—

XII веков шел процесс сближения земской и военной аристократии. Они приобретали большие земельные угодья и становились крупными землевладельцами.

В это же время племенные вожди, старейшины вели активное наступление на общину. Они больше не хотели возвращать в совместную собственность свои угодья, которые получали наравне с другими общинниками. Таким образом возникала вотчина (отчина, дедина), или крупные хозяйства, переходившие по наследству от отца к сыновьям и являвшиеся полной собственностью данной семьи. С другой стороны, эти знатные люди стали постепенно присоединять к своим земельные наделы других общинников, особенно обедневших, которые не могли расплатиться за долги с богатыми вотчинниками. Они же часто присоединяли угодья рядовых общинников не только за долги, но и насильственным путем, заставляя их платить натуральные подати (дань) и выполнять определенные повинности. Процесс превращения вотчинников в крупных землевладельцев, а обедневших общинников — в феодальнозависимых, получил название обояривания.

Крупные феодалы, князья были заинтересованы в создании определенных правовых норм для юридического закрепления подобных отношений. Эти правовые нормы могла обеспечить только крепкая государственная власть. Таким образом, множество социально-экономических предпосылок объективно приводили сначала к созданию племенных союзов, а позже — к государственным образованиям.

Древние летописцы отмечали, что поляне, древляне, волыняне и другие славянские племена имели государственные объединения во главе с княжескими династиями уже в VI–VIII веках. Так, у полян в среднем течении Днепра княжил род Кия. Между князьями шла бесконечная борьба за присоединение ближних и дальних земель. В IX веке на некоторых территориях, находившихся на пути «из варяг в греки», образовалось несколько княжеств, где князьями были варяжские военачальники: Рюрик в Новгороде, Аскольд и Дир в Киеве, Рогволд в Полоцке и др.

В 882 году соратник Рюрика новгородский князь Олег [1] с дружиной приплыл по Днепру к Киеву и, уничтожив киевских князей, объединил новгородское, смоленское и киевское княжества в Древнерусское государство — Киевскую Русь, провозгласив себя великим киевским князем.

Киевские князья на протяжении IX–X веков проводили активную политику по насильственному присоединению восточных славян, что позволило превратить Киевскую Русь в одно из самых могущественных государств средневековой Европы. Объединив под свою власть огромную территорию со славянскими и угро-финскими племенами, киевские князья удерживали их в своем подчинении при помощи военной силы, стараясь при этом организовать и хозяйственное управление на этих землях.

Огромное значение для начальной русской истории имели отношения со Скандинавией и Византией, хотя с ними у Киевской Руси и не было общих границ. Скандинавия оказала существенное влияние на становление политического и военного строя, а Византия — на развитие хозяйства, торговли, культуры, религии.

По мере укрепления Древнерусского государства и преодоления племенной разобщенности все более необходимым становилось принятие идеологии, которая смогла бы поддержать процесс объединения восточных славян вокруг Киева. Тем более что язычество уже не способствовало интеграционной тенденции на Руси, поскольку не имело в себе ничего общего с развитием крепкого централизованного государства. Еще в 980 году великий князь Владимир попытался провести религиозную реформу по созданию единого пантеона языческих богов, расположив их в стройную систему во главе с Перуном, но эта реформа ему не удалась.

Согласно летописи, Владимир обращался к различным религиям, изучал их основные принципы, но в конце концов остановил свой выбор на христианстве, которое уже имело к тому времени большое распространение в Европе. Известно, что княжеская знать в Киеве уже давно была знакома с христианством: княгиня Ольга еще в 950-х годах приняла христианство, но не была в этом поддержана своими подданными. В 988 году произошло окончательное признание христианства официальной религией — Крещение Руси, а князь Владимир I Святославович получил прозвище Креститель. Христианство на Руси утвердилось достаточно быстро, примерно в течение ста лет, в то время как во многих западноевропейских странах этот процесс занял от полутора до двух с половиной столетий.

Принятие христианства имело большое значение для Руси не только в идеологическом аспекте. Это означало кардинальные изменения и многих других сторон жизни. Так, поскольку христианская религия категорически исключала многоженство, распространенное во времена язычества, то в хозяйственном плане на первое место выступала моногамная семья. Отныне вся наследуемая собственность переходила лишь к детям, рожденным в освященном церковью браке. Усиление христианства в качестве господствующей религии способствовало дальнейшему укреплению государственности, так как создавалась широкая основа для формирования единого древнерусского народа на базе общих духовных и нравственных устоев, устранялись межплеменные различия.

Крещение Руси повысило ее международный авторитет, поскольку поставило ее в ряд с другими европейскими державами. Киевская Русь стала считать себя полноправной составной частью христианского мира, стремилась играть в нем видную роль, всегда сравнивала себя с Западной Европой. Киевские князья могли теперь участвовать в династических европейских браках. Кроме того, христианство оказало большое влияние на развитие культуры. Византийские монахи Кирилл и Мефодий способствовали распространению письменности, на Руси стали возводить храмы, монастыри и т. д. Как правило, при монастырях создавались общедоступные школы, в которых обучались мальчики и девочки из самых разных слоев населения.

Общая характеристика социально-экономического развития Киевской Руси

В IX–XII веках экономику Древнерусского государства можно охарактеризовать как период раннего феодализма. В это время еще только закладываются основы прочной системы взаимоотношений между государством, феодалами и сельским населением по поводу производства продукции, сбора налогов, военной службы.

Первоначально великие киевские князья собирали дань — полюдье с подвластных им территорий, периодически объезжая их или посылая туда своих наместников — «посадников», старших «мужей» — дружинников. Кроме полюдья существовал повоз: население тех земель, куда князь и наместники ехать не могли или не хотели, должно было само везти дань в Киев. Во время полюдья князь или посадники чинили суд и расправу по тем жалобам, с которыми население обращалось к князю.

Такая форма сбора дани возникла еще в VI–VIII веках. Сохранялась она и в Древнерусском государстве. Размеры дани, место и время сбора не определялись заранее, а зависели от случая. Позже из-за протестов населения княгиня Ольга в 946 году установила «уроки», т. е. фиксированные нормы дани, время и место ее сбора. В этих же местах стали собираться и торговцы. Единицей обложения были «дым» (двор, семья) или «плуг» («рало»). Постепенно дань приняла форму подати в пользу государства и форму феодальной ренты — оброка.

Известно, что основой феодального землевладения является полная собственность феодала на земельные угодья и неполная — на зависимого (закрепощенного) крестьянина. Но следует отметить, что феодальные отношения в Киевской Руси не были определяющими и еще долгое время сохранялась сильная патриархальная соседская община, что можно объяснить различными причинами, в том числе и наличием свободных территорий, куда могли уйти общинники.

Сельские общинники на Руси назывались смердами, которые долгое время были юридически свободными. Они состояли из смердов, зависимых только от государства, которому они платили налоги и отбывали различные повинности, и смердов, зависимых от феодалов. Постепенно доля последних увеличивалась, поскольку их мелкое хозяйство было весьма неустойчивым. Процесс разорения смердов происходил из-за непомерных государственных поборов, бесконечных военных походов, набегов кочевников, неурожаев в засушливые и дожд ливые годы и пр. Общинники были вынуждены обращаться за помощью к феодалу и заключать с ним особый договор — ряд, по которому они отрабатывали свой долг, выполняя различные виды работ. На этот период свободные смерды становились рядовичами, которых можно условно разделить на закупов и вдачей. Если рядович брал взаймы ссуду (купу), то на период отработки этой ссуды (деньгами, скотом, семенами) он селился на земле феодала со своим инвентарем и становился закупом, или ролейным закупом (ролья — пашня). После выплаты купы с процентами закуп снова мог стать свободным смердом. Вдачи, или изорники, — это более обедневшие, почти полностью разорившиеся, полусвободные смерды. Свой долг они отрабатывали на земле феодала его же орудиями на условиях найма.

Следует отметить, что все рядовичи (закупы, вдачи, изорники) одновременно с экономической зависимостью попадали и в юридическую зависимость от заимодавца, который мог с ними расправиться по своему усмотрению. Если должник укрывался от выплаты купы, то после поимки его могли сделать рабом. Постепенно закупам и вдачам все труднее было отдавать ссуды, и они становились неоплатными должниками, а временная юридическая зависимость превращалась в постоянную. Смерды навсегда теряли положение свободных общинников и становились полностью зависимыми от феодалов.

Еще в сельской общине имелись так называемые изгои, сироты, которые представляли ее малоимущие слои. Изгоями, в частности, признавались выкупившиеся из неволи рабы, разорившиеся купцы, поповичи, которые не выучились грамоте, а потому не имели права служить в храме и т. д.

Среди самых низших, бесправных слоев населения были холопы, или челядь, близкие по положению к рабам. Они выполняли тяжелые работы по хозяйству в феодальной вотчине, в основном на полях (так называемые страдники). Были также обельные (полные) холопы, холопы «по ряду», которые добровольно отказывались от личной свободы и поступали к феодалу на основе договора — ряда.

На Руси также существовало и патриархальное рабство, но оно не стало преобладающей формой хозяйствования. Рабы, в основном из военнопленных, со временем получали земельные наделы, «усыновлялись» общиной, поскольку использование рабов было неэффективно. Многие благочестивые люди перед смертью отпускали часть своих рабов на свободу или завещали их церкви. Такие рабы, отпущенные на волю по духовным завещаниям или завещанные церкви «на помин души», назывались «задушными людьми».

Постепенное наступление на общину, закабаление смердов, захват общинных земель — все это приводило к росту сопротивления земледельцев. Они убегали от феодалов на «пустоши», т. е. на свободные земли, поднимали стихийные бунты, убивали представителей вотчинной администрации, устраивали массовые хищения имущества феодалов. Это заставляло киевских князей уделять внимание разработке правовых норм внутригосударственной жизни. От этой эпохи до нас дошло множество документов: уставы о церковных судах, кормчие книги, княжеские уставы и др. Среди них была «Русская Правда» («Правда Роська») — важнейший свод норм древнерусского законодательства. Первый вариант этого правового кодекса Киевской Руси («Древнейшая Правда») появился в 1016 году, но историки обычно связывают этот документ с именем Ярослава Мудрого, при котором в 1030-х годах был основательно переработан и дополнен его текст. Позже, в конце XI века, наследники Ярослава Мудрого выпустили вторую часть «Русской Правды» — «Правду Ярославичей». В этих документах ограничивалась, а позже отменялась кровная месть как страшный пережиток первобытного общества, определялась ответственность за кражу и порчу имущества, скота, за нападение на представителей вотчинной администрации. Например, за убийство огнищанина (старшего дружинника), тиуна (приказчика), сельских старост полагалось выплатить штрафы в размере 80 гривен, а за убийство смердов и холопов-страдников — 5 гривен.

В XI веке начали формироваться, наряду с княжескими, боярские вотчины. Это происходило несколькими путями: 1) князь жаловал своим дружинникам на определенный период территории для сбора дани — прокорма. Со временем эти земли становились наследными владениями бояр; 2) князь награждал дружинников за службу государственной землей; 3) князь мог отдать своим приближенным часть своих владений.

Смерды, жившие на этих землях, становились лично зависимыми от новых собственников. Бояре осуществляли наступление на сельскую общину такими же методами, как и князья, через постепенное их экономическое и юридическое закабаление.

Следует отметить, что после принятия христианства на Руси церковь и монастыри также становились крупными земельными собственниками. Процесс закабаления, характерный для вотчинников-феодалов, происходил и в церковных вотчинах. Церковь принимала княжеские пожалования, она захватывала земли свободных общинников и т. д.

Развитие ремесленного производства и образование городов

Восточнославянские города возникли на месте небольших ремесленно-торговых поселений еще до образования Древнерусского государства. Города чаще всего появлялись на торговых перекрестках и водных транспортных путях. На пути «из варяг в греки» [2] были расположены такие древние города, как Новгород Великий, Смоленск, Чернигов, Киев, Любеч, Псков, Полоцк, Витебск и др. Позже великие киевские князья стали возводить города-крепости на новых землях в целях защиты их от внешних врагов, для торгового обмена с завоеванными народами: Ярославль, Ростов Великий, Владимир, Суздаль, Муром, Рязань. С распространением христианства на Руси города начали возникать возле больших монастырей. Они образовывались также на месте племенных градов и центров языческих поклонений, около крупных вотчинных усадеб.

Города становились административными, торговыми, ремесленными центрами, в них предпочитали ставить свои дворы князья и бояре. Западноевропейские путешественники отмечали большое количество городов на Руси, они даже называли ее «страной городариков» (или гардариков). Эти города постепенно подчиняли себе окрестные земли и таким образом происходило первое административное и политическое деление Руси на городовые области, или волости, которые уже почти не имели племенного происхождения. Так, в Чернигово-Северскую волость входили северяне, радимичи, вятичи и т. д. В результате этого процесса племенное деление отходит на второй план, уступая место общегосударственному устройству страны.

Ремесло первоначально зарождалось в патриархальных семьях как домашние промыслы для обеспечения себя и родственников простейшими изделиями обихода: льняными тканями, кожей, посудой, обувью и др. Эти изделия не выходили за рамки семьи и не продавались. В процессе дальнейшего общественного разделения труда домашние промыслы выделялись в отдельную отрасль народного хозяйства — ремесленное производство. Ремесленники постепенно начинали работать не только для внутреннего потребления патриархальной семьи, но и для обмена. Они все меньше занимались земледелием и со временем теряли связь с сельским хозяйством, перебираясь в городские поселения.

Мастера семьями селились в городах отдельными посадами, слободами, улицами по определенному отраслевому принципу: слободы гончаров, кузнецов, оружейников, кожевников и т. п. Ремесленные посады зачастую примыкали вплотную к укрепленным кремлям-детинцам, как например, мастеровой посад около Московского Кремля, позже названный Китай-городом.

Большое развитие получило плотницкое мастерство, поскольку и церковные храмы, и дома простых людей, и боярские хоромы возводились преимущественно из дерева. Высокого качества достигло изготовление тканей, особенно из льна и шерсти. С распространением христианства особым почетом стали пользоваться зодчие по возведению каменных церквей и монастырей, а также художники по внутренней росписи храмов, иконописцы. Как известно из исторических источников, в XI–XII веках среди населения Киевской Руси широкое распространение получила грамотность. В страну поступали произведения зарубежных авторов (прежде всего книги духовного содержания), которые переводились на кириллицу, переписывались во многих экземплярах и распространялись среди духовной и светской знати. Есть сведения о том, что киевские князья владели иностранными языками, в том числе и латынью, и что возможно некоторые княжеские сыновья учились в зарубежных университетах.

Торговля и денежное обращение

Достаточно высокий уровень развития земледелия, скотоводства и ремесла на Руси, оживленное строительство городов привело к становлению торговых отношений. Но торговля еще не занимала заметного места в народном хозяйстве Киевской Руси, которое оставалось в основном натуральным. Даже городские ремесленники работали, как правило, на заказ, по которым заказчики часто расплачивались другой продукцией, т. е. осуществлялся натуральный обмен.

Тем не менее Киевская Русь уже имела определенные сложившиеся внутренние торговые связи между весьма отдаленными друг от друга древнерусскими городами, где формировались местные рынки.

Традиционно торговля называлась гостьба, сами торговцы или купцы — гости, а места торговли — погосты. Позже, после принятия христианства, при погостах стали строить храмы, около которых устраивались и кладбища. Кстати, в каменных подвалах церквей купцы в целях безопасности зачастую хранили свои товары, различные торговые договоры и документы, и за это церковь имела свой доход. Купцы-гости традиционно почитались, население и государство высоко ценило их труд. В XI–XII веках за убийство купца полагалось выплатить штраф в 12 гривен серебра.

В результате развития торговли на Руси появились деньги. Деньги как средство обмена у восточных славян существовали достаточно давно, задолго до образования Древнерусского государства. В древности южные славяне использовали при обмене в качестве денег скот, поэтому позже металлические деньги тоже назывались «скот», а княжеская казна — «скотница». В северных краях, где население занималось охотой, в качестве денег служил мех ценных зверей, в частности, куницы — куна. Со временем это название перешло и на металлические деньги.

В Киевской Руси чеканкой денег почти не занимались, а во внешней торговле использовали в основном арабские и византийские монеты из золота и серебра. Гораздо большее распространение внутри страны имели серебряные и медные слитки. Так, с XI века известна единица гривна — слиток серебра весом 1 фунт, или примерно 400 г. Гривну рубили пополам, и каждая половина гривны называлась рубль, или рублевая гривенка. На слитках ставилось княжеское клеймо с указанием веса. Далее рубль делили на две части — две полтины и еще пополам — два четвертака. В названиях мелких денежных единиц долго сохранялись отголоски так называемых меховых денег: резана, скора (шкура), бела (белка), ушки, мордки и т. д. На протяжении столетий считалось, что на Руси нет залежей драгоценных металлов, и поэтому для изготовления денег пользовались привозным сырьем.

Следует отметить, что в «Русской Правде» имелось много подтверждений того, что уже в XI веке в Киевской Руси были достаточно развиты кредитные отношения. В тексте встречались такие понятия, как «одолжение по дружбе», «отдача денег в рост», «лихва», «реза» (процент), «торговля в кредит», «долгосрочный и краткосрочный кредит», «барыш» (прибыль), определялся порядок взыскания долгов, различалась несостоятельность злостная и в результате несчастного случая и т. д.

Считалось не по-христиански брать высокие проценты за кредит. Когда в начале XII века ростовщики стали взимать до 50 % годовых, население Киева в 1113 году выступило против таких грабительских условий, и великий князь Владимир Мономах был вынужден вмешаться. Он ввел «Устав о резах» (процентах), в котором было указано снизить долговые проценты до 20 %. Было запрещено обращать в полное рабство полузависимых людей, отрабатывающих свой долг у заимодавца. Этим же Уставом запрещалось заниматься паразитическим ростовщичеством. Устав Владимира Мономаха законодательно завершил создание феодальной системы Древнерусского государства.

Итак, в начале XII века Киевская Русь достигла наивысшего развития. Именно законодательное оформление раннефеодальной империи стало началом ее раздробленности. По имеющимся законам местные князья и бояре получили большую самостоятельность во всех делах, что привело их к борьбе с великим киевским князем и между собой. Начиная с 1130-х годов Киевская Русь распалась на несколько самостоятельных государств.

Вопросы для повторения

1. Назовите основные материальные признаки различных периодов первобытной эпохи.

2. Расскажите об основных славянских и других племенах, проживавших на Восточно-Европейской равнине. Что представляла собой их хозяйственная деятельность в первом тысячелетии новой эры?

3. Каковы условия перехода от родовой к соседской общине? В чем заключается сущность соседской, сельской общины?

4. Что такое военная демократия славянских племен, каковы ее основные признаки?

5. Как формировалось социально-экономическое неравенство на Руси?

6. В чем заключался процесс обояривания?

7. Расскажите о процессе сбора дани киевскими князьями. Что служило единицей обложения?

8. Назовите основные группы сельских жителей в Древнерусском государстве.

9. Что такое «Русская Правда», когда она появилась? Назовите ее основные положения.

10. Расскажите о зарождении ремесленного производства. Перечислите основные специальности ремесленников.

11. Как развивалась внешняя и внутренняя торговля на Руси? Назовите различные виды денег.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *