какое занятие было основным в традиционных обществах востока
§ 30. «Традиционное общество» Востока
Как влияли на развитие стран Азии и Африки традиционные устои общества?
Что такое традиционное общество? Какими были взаимоотношения европейских государств и стран Востока в Средние века? (История Нового времени, 7 класс)
Сайт: | Профильное обучение |
Курс: | Всемирная история с древнейших времен до конца XVIII в. 10 класс |
Книга: | § 30. «Традиционное общество» Востока |
Напечатано:: | Гость |
Дата: | Суббота, 30 Октябрь 2021, 05:26 |
Оглавление
1. Понятие «традиционное общество» и особенности восточного феодализма
Новое время для Европы и Северной Америки стало периодом складывания капиталистических отношений. В странах же Азии и Африки продолжало существовать традиционное общество. Восточные цивилизации роднило то, что общество опиралось на обычаи и традиции. Некоторые ученые приравнивают существовавшие социальные отношения к феодализму.
В ряде цивилизаций Азии сложились своеобразная система государственного управления, земельных отношений и общественная иерархия, основанные на отношениях господства-подчинения. Значимую роль в традиционном обществе играла религия.
Одним из главных различий западноевропейской и азиатских цивилизаций периода Нового времени было существование в последних государственной собственности на землю. Главным собственником всех земель там, как правило, выступало государство в лице верховного правителя. Поэтому наиболее распространенной формой земельных отношений на Востоке было условное землевладение. Правитель наделял землей своих вассалов на определенных условиях — например, за несение военной службы. Условное землевладение принимало разные формы.
На территории Османской империи и в государстве Великих Моголов продолжала действовать распространенная в мусульманском мире форма условного землевладения, известная как военно-ленная система.
В Китае еще с Раннего Средневековья утвердилась государственная надельная система. Все крестьяне были наделены примерно одинаковыми земельными участками, которые время от времени перераспределялись. За пользование землей нужно было выполнять для государства повинности — отдавать часть урожая в казну и трудиться определенное количество дней на государственных работах. Большие земельные наделы с крестьянами получали многочисленные чиновники и знать. Крестьяне, работавшие на таких землях, отдавали часть урожая не государству, а владельцу земли. Владения чиновников не были их собственностью, а давались на время службы и считались государственными. Крупные землевладельцы фактически имели не столько право на землю, сколько право на получение части дохода от нее.
Однако с течением времени все больше земель попадало в частные руки. Этому процессу с разной степенью успеха противодействовали правители. В Османской империи переход земли в частную собственность привел в конце XVI в. к упадку военно-ленной системы. В Китае же, когда бо`льшая часть земель перешла в руки крупных землевладельцев, государство взяло на себя роль главного распределителя доходов. Императорская власть обязала крестьян отдавать часть своего урожая не только землевладельцу, но и в государственную казну.
Уникальные для Востока поземельные отношения сложились в Японии, где с XII в. продолжала действовать военно-феодальная система сёгуната. Политические правители — сёгуны — происходили из числа князей (даймё). Их земли находились в наследственной собственности. Они имели широкие права, вплоть до запрета государственным чиновникам вступать в их владения. Князья не выплачивали налог в сёгунскую казну. Владельцы мелких поместий становились вассалами крупных землевладельцев. Военно-служилые люди (самураи), получившие наделы от князей, также становились их вассалами. Сёгуны Токугава, которым принадлежало около четверти всех земель, были столь могущественными, что никто и не помышлял о выступлении против правительства.
2. Основные политические центры на Востоке: Османская империя (Турция), Индия, Китай и Япония
В Новое время на Востоке сложилось несколько крупных империй. В Османском государстве и в империи Великих Моголов господствовал ислам, сосуществуя с другими религиозными традициями. Восточная Азия традиционно находилась под влиянием китайской цивилизации с преобладанием конфуцианства и буддизма.
Огромное пространство между Восточным Средиземноморьем и Юго-Восточной Азией занимал мир ислама. Эта территория в Новое время стала местом существования трех великих мусульманских держав: западную часть занимала Османская империя, центральную — персидское государство династии Сефевидов, а на востоке, в Индии, оформилось государство Великих Моголов.
Самой мощной была Османская империя. Она охватывала территории Юго-Восточной Европы, запада Азии и Северной Африки. При султане Селиме I (1512–1520), прозванном Явузом (Грозным), империя расширилась за счет земель Курдистана, севера Ирака, Сирии, Египта и Аравии. Став хранителем священных для мусульман Мекки и Медины, султан сделал Османское государство халифатом. Владение Египтом означало контроль над средиземноморской торговлей специями, тканями и ювелирными изделиями. Османский флот превратился во властителя восточной части Средиземного моря.
Наивысшего могущества Османская империя достигла при Сулеймане Законодателе (1520–1566), прозванном европейцами Великолепным. Он расширил свои владения в Европе за счет земель Габсбургов. Завоевание иракских земель предоставило туркам доступ к Персидскому заливу. Такая политика привела их к конфликту с португальцами за торговые пути в Красном море и Индийском океане.
Рост населения и инфляция провоцировали частые восстания и военные мятежи, которые ослабляли государство. Никто из восьми султанов, пришедших к власти после Селима, до 1648 г. не мог повторить его успехов. Поражение Османской империи в результате неудачной осады Вены в 1683 г. и провал военного наступления в Венгрии значительно подорвали ее авторитет.
Потеря части земель в пользу России и Габсбургов в Европе, безуспешные войны с Персией и конец превосходства османского флота в Красном море ознаменовали угасание могущества Османской державы. Турецкие власти осознали, что для сохранения сильного государства страна нуждается в проведении коренных реформ. Первые попытки таких реформ были сделаны в XVIII в. Однако они столкнулись с ярым противостоянием османской знати и мусульманского духовенства. Кризис военно-ленной системы, сепаратизм землевладельцев, военно-техническое отставание от европейских государств, постоянные войны привели в XVIII в. к потере Турцией самостоятельности в международной политике.
В XVI в. на территории Северной и Центральной Индии и юго-востока Афганистана возникла Империя Великих Моголов. В 1526 г. войска делийского султана были разгромлены армией узбекского правителя Бабура, провозгласившего себя падишахом. Бабур был прямым потомком великих завоевателей прошлого — Чингисхана и Тимура. Отсюда происходит название правящей династии и нового государства.
К концу XVI в. молва о могуществе и славе Великих Моголов распространилась по всей Азии и Европе. Но «золотой век» Могольской империи был недолгим. Сепаратизм местных феодалов подрывал основы государства. Во второй половине XVII в. по Северной Индии прокатилась волна народных восстаний и антимогольских войн. В начале XVIII в. империя распалась и в дальнейшем стала легкой добычей английских колонизаторов.
Центральная, Юго-Восточная и Восточная Азия в большей или меньшей степени находилась под цивилизационным влиянием Китая. Особенно тесные связи у Китая были с Вьетнамом, Кореей и Японией.
В XVI в. в Китае продолжала править династия Мин (1368–1644). Со второй половины XVI в. стали проявляться свидетельства ослабления государства. Коррупция, растраты и излишняя бюрократизация присутствовали на всех правительственных уровнях. К концу XVI в. армия увеличилась в два раза. Однако плохая оснащенность и неумелое руководство снижали ее обороноспособность.
Наиболее очевидные проявления упадка стали заметны в экономике и обществе. Резкий рост населения в предыдущее столетие привел к перенаселению городов, особенно на юге. Сокращение поступления в страну серебра вызвало его удорожание и обесценивание медной монеты. Это значительно затруднило для народа выплату налогов. Многие крестьяне перебрались в города. Резкое похолодание на севере Китая, произошедшее в начале XVII в., усугубило ситуацию. Нередко происходили эпидемии, частым явлением стал голод.
Негативным фактором развития Китая была политика самоизоляции страны. Особенно китайские власти опасались европейцев. Чтобы ограничить европейское влияние, в 1517 г. они ввели запрет на торговлю для португальских купцов. Однако уже в 1557 г. были разрешены ограниченные торговые операции через порт Макао.
Неурожайные годы и война с северными племенами маньчжуров привели к крестьянскому восстанию 1628–1647 гг. Этим воспользовались маньчжуры. В июне 1644 г. они вступили в Пекин и провозгласили правящей маньчжурскую династию Цин. К 1683 г. они взяли под контроль весь Китай. Таким образом, многолетняя внутренняя смута привела к утверждению в Китае чужеземного господства, которое длилось более двух с половиной веков.
Благодаря «знаменной» армии маньчжурский Китай заметно расширил свое влияние в Азии. Он покорил Тайвань, Монголию, восток Туркестана и Тибет. Данниками Китая были Северный Вьетнам, Бирма, корейское государство Чосон.
К концу XVIII в. в Китае все больше стали проявляться назревшие проблемы. Дорогостоящие военные кампании сильно опустошили казну. Растраты и коррупция разлагали управленческий аппарат. Крестьянские восстания, социальная нестабильность в перенаселенных городах юга Китая подрывали общественный порядок. Кроме того, политика самоизоляции, проводившаяся страной еще со времен династии Мин, также способствовала увеличению разрыва в военном и техническом развитии между Поднебесной и Европой. Этот факт и определил дальнейшую судьбу Китая — попадание в зависимость от государств Запада в XIX в.
Не менее важные процессы происходили и в Японии. В начале XVII в. здесь завершилось создание централизованного феодального государства. Борьба за преодоление феодальной раздробленности в Японии не привела к укреплению существовавшей императорской власти. В ходе длительной междоусобной войны феодальных группировок победу одержал княжеский дом Токугава, установивший контроль над всей страной.
В 1603 г. объединивший страну Токугава Иэясу принял наследственный титул сёгуна (великого полководца). С этого времени и до 1868 г. Японией управляла династия сёгунов Токугава. Вторая половина XVII — XVIII в. стали периодом политической стабильности и экономического процветания Японии. Развитие коммерции и мануфактурного производства сделали Эдо, Осаку и Киото важнейшими городскими центрами. Политика же самоизоляции Японии, начатая в 1630-е гг., содействовала сохранению мира и политической стабильности. Негативной стороной самоизоляции стали установление на долгое время в стране жесткой феодальной системы и отсутствие знаний о достижениях Европы.
3. Система государственного управления и государственно-религиозная регламентация жизни
Система государственного управления и социальная структура восточных обществ имели свою специфику.
Власть правителя на Востоке была очень сильной, но не обязательно абсолютной. К примеру, в Османском государстве, объединившем многие народы и территории, невозможно было установить абсолютную власть. Султан вынужден был опираться на местных правителей — пашей и беев, которые являлись высшими военно-административными чиновниками. Такие территории, как Египет, управлялись косвенно, через наместника. Во главе государственного аппарата управления стоял визирь — главный министр. Высшие чиновники регулярно собирались на диван — совещательный совет при султане.
Государства Восточной Азии были особенно централизованы. В Японии в период сёгуната Токугава задачу по укреплению государственной власти взяли на себя сёгуны как верховные политические правители. В Китае во главе государства стоял император, опиравшийся на разветвленный бюрократический аппарат. Работа всех чиновников контролировалась особой палатой инспекторов, которые подчинялись только императору.
Китайская модель управления с установлением маньчжурского господства подверглась некоторым изменениям. Маньчжуры в целом сохранили традиционную для Китая структуру управления, опиравшуюся на конфуцианских ученых чиновников — шэньши. Но при этом маньчжуры избегали браков с китайцами. Тем самым они сохраняли статус наиболее привилегированной социальной группы.
Нововведением стала маньчжурская система восьми знамен — опора Цинской династии в XVII–XVIII вв. Каждое знамя являлось военно-административной единицей. Гарнизоны восьмизнаменной армии были разбросаны по всей территории государства. В мирное время «знаменосцы» вели свое хозяйство, занимались сбором налогов и другими административными функциями. Китайцы также были допущены к этой системе. В случае войны каждое знамя предоставляло определенное количество бойцов. Элитные подразделения «знаменной» армии охраняли Запретный город — императорский дворцовый комплекс в Пекине. Сначала императоры династии Цин контролировали только три знамени. Остальные пять подчинялись маньчжурским принцам. Однако в 1722 г. император Юнчжэн (1722–1735), опасаясь заговоров со стороны своих братьев, подчинил себе все восемь знамен, тем самым укрепив центральную власть. Помимо восьмизнаменной армии в Китае действовала созданная из китайцев Армия зеленого штандарта, которая занималась подавлением народных восстаний.
В Японии периода сёгуната Токугава был создан разветвленный полицейско-бюрократический аппарат. Большое влияние на жизнь в стране получили специальные чиновники (должность которых переводится с японского языка как «прикрепленный глаз»), которые следили за всеми должностными лицами. Особый правительственный чиновник находился в Киото для наблюдения за императорским домом. Повседневную жизнь городского и сельского населения контролировали с помощью системы круговой поруки. Люди должны были следить друг за другом, так как каждый отвечал за поведение своего соседа. В случае неуплаты налога одним крестьянином недоимки распределялись среди его соседей. Сословный строй укреплял режим Токугава.
Социальная структура восточного общества была, как правило, очень жесткой. Большей гибкостью она характеризовалась в Османской империи, где высокие должности могли занимать люди незнатного происхождения и даже иноземцы. В Индии же сохранялось разделение на касты. Принадлежность к той или иной касте была наследственной, она определяла род занятий человека, его место в обществе. Переходить из одной касты в другую было запрещено. Кастовая система, четко определявшая права и занятия людей, делала ненужным существование громоздкого государственного аппарата, как, например, в Китае, где государство контролировало жизнь населения во всех сферах и на всех уровнях. В Японии общественные связи также строго регламентировались. Население делилось на четыре сословия: самураев, крестьян, ремесленников и купцов. Государство определяло правила жизни каждого из них и строго наказывало за нарушения.
В то время как в Европе шло распространение светского научного мировоззрения и активно развивались капиталистические отношения, в государствах Востока сохранялись религиозное мышление и традиционные социальные структуры. Опора на традиции, жесткая социальная иерархия, преобладание аграрного уклада, а также доминирование государственных и коллективных интересов над индивидуальными были неотъемлемыми чертами традиционного общества Востока. Но постепенно сюда стали проникать европейские идеалы и ценности. Они положили начало ломке традиционных отношений и инициировали процесс модернизации общества.
Вопросы
1. Охарактеризуйте традиционное общество Востока. Оформите свой ответ в виде синквейна.
2. Назовите формы условного землевладения в странах Востока в раннее Новое время. В чем их особенности? Ответ оформите в виде таблицы.
3. Определите особенности поземельных отношений, сложившихся в Японии.
4. Используя текст пункта «Основные политические центры на Востоке: Османская империя (Турция), Индия, Китай и Япония», назовите особенности восточного феодализма. Чем он отличался от западноевропейского феодализма? Оформите свой ответ в виде схемы (ментальной карты, гекса).
5. Как изменилась китайская модель управления с установлением маньчжурского господства?
6. Назовите не менее двух положительных аспектов политики самоизоляции Китая и Японии. Определите отрицательные стороны этого процесса. Объясните свой ответ.
6–1. Назовите по три важных события из истории Индии, Китая, Японии и Османской империи в XVI–XVIII вв. Почему именно эти события вы выделили? Составьте синхронистическую таблицу.
7. Используя хронологическую таблицу в начале раздела, назовите по три главных события истории Индии, Китая, Японии и Османской империи в XVI–XVIII вв. При помощи коллекций виртуальных музеев и других ресурсов сети интернет подберите к ним иллюстрации. Определите, как эти события повлияли на ход истории.
Конспект урока «Государства Востока: традиционное общество»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема урока: Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего нового времени.
Цели: — определить тенденции развития восточных государств; закрепить основные характеристики традиционных обществ Востока; выделить особенные черты восточных стран.
— реализовать полученные навыки при решении конкретных исторических задач; научиться мыслить самостоятельно, творчески; приобрести навыки критического мышления.
— воспитывать интерес и уважение к истории других народов.
Тип урока: Комбинированный урок
Приветствие. Подготовка к уроку.
Проверка выполнения заданий самостоятельной работы по теме
«Международные отношения в XVI – XVII веках»
Сегодня мы познакомимся и научимся выделять отличительные черты каждой страны.
Это три разных государства, каждое со своей неповторимой историей, культурой, религией, традициями. Но все эти государства объединены общими чертами, характерными для Востока. Структура их хозяйственной жизни называется традиционной.
Традиционное общество – общество, которое регулируется традицией (набор представлений, обычаев, привычек, передаваемых из поколения в поколение). Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Это аграрное общество, т.е. почти всё население занимается сельским хозяйством.
Черты традиционного общества
1.Всевластие государства, характерное для восточных традиционных обществ, проявлялось в том, что оно являлось верховным собственником земель
2.Государство регулировало хозяйственную жизнь: устанавливало цены на товары, монополию на некоторые отрасли ремесла и торговли; увеличило налоги на ремесленников и купцов
3.Государство устанавливало правила жизни всех сословий и строго следило за их соблюдением
Цель урока: определить тенденции развития восточных государств, доказав, что в Индии, Китае и Японии было традиционное общество
1. Кто владел землёй?
2. Характерные черты крестьянской общины.
3. Какие сословия занимали господствующее положение?
1.Земля должна принадлежать государству
2.Право верховной власти на землю принадлежит государству
3.Государство следит, чтобы знать не превращалась в крупных собственников.
1.жрецы (брахманы), 2.учёные
Самое жёсткое деление, переход в другую касту невозможен.
1.Земля должна принадлежать государству
Можно было поменять своё место, если выполнить определённые условия.
1.Государство верховный собственник на землю.
3. ремесленники 4. Купцы 5. буракумины (неприкасаемые)
Вне социальной лестницы были придворные, священники, врачи, учёные.
Религия определяла духовную и повседневную жизнь в обществе. Путь самоусовер-шенствования и обретения гармонии.
1. Первой чертой, схожей во всех этих обществах было отношение к частной собственности.
Земля должна принадлежать государству
Право верховной власти на землю принадлежит государству
Государство следит, чтобы знать не превращалась в крупных собственников.
(заполняют самостоятельно стр.276-277)
Государство предоставляет обширные земли в пользование знатному человеку, а за это он платит налоги и содержит войско.
Пользоваться земельным наделом можно не более 10 лет, затем его передавали другому собственнику.
Земли никогда не передавались по наследству.
Земля должна принадлежать государству
(заполняют самостоятельно стр.277)
Все земли делились на две части: государственные и народные (частные)
Государственные земли отдаются крестьянам, которые обрабатывают землю и платят налоги
Государство ежегодно издает указы, запрещающие продажу земли
Государство верховный собственник на землю.
(заполняют сами стр.277)
Основной земельный фонд в собственности князей
Центральная власть проводит политику конфискации и перераспределения земельных владений.
Перераспределение земель способствует укреплению центральной власти..
2. Следующей характерной чертой восточных обществ была община. ? Признаки сельской жизни.
1.Натуральное хозяйство ( объяснение уч-ся – хозяйство, основное производство которого создается и потребляется для собственных нужд общины, а не на продажу.)
2.Экономическая замкнутость (объяснение уч-ся– характеристика общины, при которой все экономические блага производятся внутри самой общины и не ведется внешней торговли.)
3.Круговая порука ( объяснение уч-ся– характеристика общины, при которой внутри общины существует совместный коллективный труд. Ответственность всех членов общины за каждого общинника, и, наоборот, ответственность общинника за общину в целом.)
4. Крестьяне зависимы от общины, но лично свободны.
5.Государство регулирует хозяйственную жизнь.
Работа с учебником стр. 277-278 по заполнению таблицы
Все должности и обязанности передаются по наследству из поколения в поколение.
За пределами общины, общинники становились бесправными.
Деревня состояла из 100 дворов.
Во главе общины стоял староста.
Староста несет ответственность за сбор налогов и выполнение обязанностей.
Община была самоуправляема.
Центральная власть устанавливала цены на важнейшие товары, существовала государственная торговля, государственные промыслы.
Крестьяне не могли оставить своего хозяйства, жизнь их текла в тяжелом труде и нищете
Государственные указы предписывали крестьянам, что есть и как одеваться.
Если крестьянин уходил из деревни, вся община должна была платить за него налоги и обрабатывать за него землю.
В стране получил распространение обычай «детоубийства» (обычно девочек), чтобы избавиться от лишних ртов.
Вывод: Община была административной единицей для сбора налогов и контроля за населением.
Огромное значение для традиционного общества имел сословный строй. Сословие – общая группа со своими наследств. правами и обязанностями, закреплёнными обычаями или законами Если в Европе было очень трудно перейти из сословия в сословие, то на Востоке это было практически невозможно. Особенно это касалось Индии, где существовал кастовый строй. Каста – обособленная общественная группа, связанная происхождением, правовым положением своих членов Работаем с таблицей –обратить внимание на то, что последняя ступень – торговцы.
Вывод: Каждый чётко знал своё место в обществе и свои обязанности.
Религии Востока. (рассказ учителя)
Конфуцианство Конфуций (551 – 479 гг. до н. э.) Власть императора сравнивается с властью отца. Отношения в государстве с семейными отношениями, где младшие зависят от старших. Отношения между правителями и чиновниками должны основываться на добре и справедливости. Господство норм нравственного поведения. Народ должен быть предан правителю в послушании и почтительности. В стране каждый должен занимать свое место и положение в обществе. Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном. Человеку должны быть присущи пять добродетелей мудрость, гуманность, верность, почитание старших, мужество.
Каждый человек должен стремиться к самоусовершенствованию и приносить пользу всем. Конфуций учил избегать крайностей (принцип середины).
Власть ответственна перед народом, иначе народ перестанет ей доверять
Буддизм призывал к самоусовершенствованию, указывал, что путь к спасению находится в руках самого человека