какое задание является образцом когнитивной поддержки мост
25 когнитивных упражнений для пластичности мозга
Огромное количество людей живут и работают в «дне сурка». Сейчас они зарабатывают деньги, но позже превратятся в старичков с прогрессирующей деменцией. Обидно, но что поделать. Ничто так не ускоряет атрофию мозга, как рутина и бессменная обстановка. Она разрушает систему внимания, ослабляет память, выводит из строя «центр удовольствия».
Есть хорошая новость: мозг пластичен и поддается тренировке. Элизабет Гоулд и Брюса МакЮэна провели несколько экспериментов с мартышками – ученые выяснили, что у животных образуются новые нейронные связи, когда те совершают несвойственные им действия. Женщины сделали заявление о том, что исследуемое явление свойственно и человеку. Преимущественно нейроны добавляются к медиальной поверхности височной доли, которая отвечает за память, называние, вкус, обоняние, синтез звуков. Также новые нейроны заметили в префронтальной и нижней теменной зоне: первая осуществляет комплексное управление мыслительной и моторной активностью, вторая формирует артикуляционные действия.
Нейроны – маленькая вселенная
Как видите, нейроны образуются в областях, затрагивающих важнейшие когнитивные функции. Именно их нужно развивать, чтобы случайно не отписать квартиру мошенникам, когда вам будет далеко за 90. Важно разработать программу тренировок, которая будет вовлекать все функции единовременно или поочередно.
Я прошлась по блогам психотерапевтов, почитала книги о пластичности мозга, вспомнила несколько упражнений с курсов скорочтения и составила подборку когнитивных упражнений. Работают ли они? Узнаем в старости. Если вы уже занимались и чувствуете качественные изменения, пишите в комментариях какие.
Бытовые упражнения на развитие когнитивных способностей
Эти упражнениям можно делать без отрыва от естественного хода жизни, добавляя новые, порой пикантные условия. Они тренирует ориентирование на местности, равновесие, все виды восприятия и бонусом увеличивают объем памяти.
Упражнения на равновесие и координацию
Упражнения на равновесие и координацию улучшают кровоснабжение всех отделов мозга. Соответственно в главный орган попадает больше кислорода, что стимулирует клеточное дыхание и замедляет процесс отмирания клеток.
Хотите получить востребованную интернет-профессию? Запишитесь на курс SMM-специалист от TexTerra.
Упражнения на воображение
Воображение отличает нас от животных. Так говорят биологи: котики этот факт отрицают. Развивайте воображение, чтобы иметь возможность ориентироваться в различных точках зрения, переживать подсознательный опыт и творчески мыслить.
Упражнение на развитие вкусового и обонятельного восприятия
Упражнения задействуют нижнюю часть теменной доли, а также влияют на лимбическую систему, которая регулирует эмоции, память. Так что в процессе выполнения вы получите не только новые нейроны, но и хорошее настроение.
Упражнения на слух
За слуховую информацию отвечают ядра восьмого нерва, расположенные на границе продолговатого мозга и моста. В них поступает информация из правого и левого уха, после чего она сравнивается и обрабатывается. Основная работа по расшифровке звука происходит в коре больших полушарий. Упражнения помогут развить скорость реакции, а также станут профилактикой возрастной глухоты.
Я специально не даю упражнения на зрительное восприятие, так как лучше всего выбрать их на свой вкус. Для этого есть сотни приложений. Например, CogniFit с возможностью прохождения нейропсихологических тестов и персональных тренировок.
Совет
Я с семьей играю в настолку «Барамелька». Она развивает скорость реакции и логическое мышление. Принцип игры: схватить названный ведущим предмет раньше другого участника. Правда там серьезный подвох, о котором вы узнаете в процессе. Я сохраню интригу. Игру советую взрослым и детям, отличный тренажер для тренировки когнитивных функций.
Попробуйте угадать правила: это тоже развивает воображение
Экзаменационные вопросы третьего уровня ІІІ вариант
1. Назовите наиболее распространенный теоретический подход обучения в системе среднего образования на мировом уровне.
a) Обучение, основанное на готовом знаний b) Механическое запоминание c) Критическое мышление d) Использование ИКТ e) Конструктивистский подход
2. ………учителя – основы его установок, принятия решений и действий.
a) Знания b) Убеждения c) Квалификацию d) Система мышления e) Вера
3. Назовите важный фактор компетентного обучения.
a) Укрепление отношения между учителем и учеником b) Исследование и оценивание учитeлeм самостоятельного постижения учеником смысла изучаемого c) Понимание ответственности учеником в обучении d) Процесс оценивания учителем учебных достижений ученика e) Понимание учителем внутреннего мира ученика
4. Три помощника теории Шульмана:
a) Голова, мышление, память b) Голова, рука, сердце c) Голова, сердце, чувство d) Голова, сознание, практика e) Ум, сила, сердце
5. Укажите отрасли наук о понимании как люди учатся.
a) Совокупность научных фондов, аффективная теория, педагогика b) Когнитивные теории, интеллектуальность, развитие c) Социальная психология, аффективная теория, когнитивная психология d) Творчество, психология, отношение e) Социальная психология, интеллектуальность, развитие
6. Ученый который считал, что субъекты обладают множественными интеллектами (МИ).
a) Говард Гарднер b) Джон Саймонс c) Жан Пиаже d) Авраам Маслоу e) Джон Дьюи
7. Какое задание является образцом когнитивной поддержки («мост»)?
a) Переписать работу с учебника b) Придерживаться алгоритма решения задачи c) Использование учебника для выполнения практического задания d) Выполнение учеником задания с помощью учителя e) Объяснение учителем алгоритма решения задачи
8. Затылочная доля заднего отдела мозга отвечает за. a) Хранение устного и концептуального знания b) Восприятие и хранение в памяти визуальных изображений c) Рецепторов рук и тела d) Речь e) Мышление
9. Авраам Маслоу какую потребность называет главной (высшей) в иерархии потребностей?
a) Потребность в любви, отношении b) Потребность в уважении c) Физиологическая потребность d) Потребность в самореализации e) Потребность в безопасности
10. Назовите общие признаки обучения, не зависящее где это происходит:
a) Люди обучаются самостоятельно b) Люди обучаются, поставив цель c) Люди обучаются, преодолевая трудности d) Люди обучаются через диалог, дискуссию, дебат, совместную деятельность e) Люди обучаются, чтобы удовлетворить потребность
11. Концепция, которую развивал Карл Роджерс:
a) Концепция «я», о важности взаимодействия с личностью в целом, с его опытом b) Концепция граней интеллекта о работе мозга c) Теория «троичной модели» d) Биологические и физиологические потребности e) «Субъекты обладают множественными интеллектами (ми)»
12. Факторы, способствующие формировать самоэффективность, это:
a) Биологические и физиологические потребности, потребность в безопасности b) Потребность в любви, отношении, потребность в самоуважении, самовыражении c) Достигнутый результат, косвенный опыт, социальное убеждение, физиологические факторы d) Метапознание, обучение, навыки e) Эффективный, социальный, когнитивный
a) Вопросы не требующие интереса, внимания b) Поддержка и помощь взрослых c) Знания, которые считаются важными обучающимися d) Получение знаний учениками, выразив свои мнения e) Определение учениками во время совместного исследования
14. Как Вы считаете, в какой форме надо использовать беседу для мотивирования и развития учеников?
a) Диалог b) Парная работа c) Коллективная работа d) Монолог e) Групповая работа
15. Назовите типы бесед в обучении.
a) Беседа-дебаты, кумулятивная беседа, исследовательская беседа b) Анализ, применение, групповая беседа c) Постановка вопросов, получение ответа, беседа-дебаты d) Исследовательская беседа, диалог, побуждение e) Спор, кумулятивная беседа, анализ
16. В какой зоне ученик при формировании собтвенных целей может подвергнуться состоянию скуки по Чиксентмихаи. В зоне:
a) Слабых навыков, слабого вызова b) Сильных навыков, слабого вызова c) Сильного вызова, слабых навыков d) Сильных навыков e) Ни один не подходит
17. Для поддержки обучения ученика какие техники постановки вопросов можно использовать?
a) Побуждение, апробирование и переориентация b) Мотивирование, осмысление, направление c) Апробирование, исправление, уточнение d) Переориентация, мотивирование, поддержка e) Побуждение, расширение, синтез
a) Целостный комплекс педагогических механизмов, которые способствуют улучшения способностей учеников к обучению b) Передача учителем ученикам готовых знаний и требование в пересказе c) Акцентирование учителем на своем преподавании и организации обучения d) Контроль за самостоятельным обучением учеников и формирование навыков обучения e) Учение и использование знаний учениками
19. Теория, на которую основывается модуль «Новые подходы в обучении и преподавании»?
a) Теория обучения социально-конструктивистского подхода b) Теория самостоятельного обучения c) Дистанционное обучение d) Традиционные методы передачи готовых знаний e) Использование ИКТ
20. 1-неделя, 3-день, особенности Дипак:
a) Мышление b) Мастерство c) Убеждения d) Желание e) Находчивость
21. Мерсер определил три вида беседы:
a) Исследовательская беседа, авторитарная беседа, беседа- дебат b) Диалоговая беседа, неофициальная беседа, беседа-дебат c) Беседа-дебат, кумулятивная беседа, исследовательская беседа d) Исследовательская беседа, неофициальная беседа, коллективная беседа e) Устная беседа, неофициальная беседа, групповая беседа
22. Учитель должен сделать паузу и после постановки вопроса, и после получения ответа?
a) Нет, только после постановки вопроса b) Нет, только после получения ответа c) Между двумя операциями мышления нужна двухминутная пауза d) Пауза не нужна e) Во время реакции на «неправильный ответ»
23. Ученые, которые определили важную роль диалога на уроке?
a) Мерсер, Литлтон b) К. Роджерс c) Дж. Дьюи d) А. Маслоу e) Ж. Пиаже
24. Исследователи университета Кембридж были привлечены к работе над каким проектом?
a) «Голос подростка» b) «Голос учителя» c) «Голос ребенка» d) «Голос ученика» e) «Голос природы»
25. Учитель ставит какие задачи перед тем как научить обучаться?
a) Понимание требований, поставленные учебными задачами b) Исследование процессов индивидуального мышления и их принципов работы c) Подготовка стратегий задач d) Выбор соответствующих стратегий для конкретных задач e) Все ответы верны
26.Укажите три составляющие саморегулируемого обучения: 1. Самонаправленность в процессе работы над заданиями 2. При выполнении заданий брать за основу Руководство 3. Самостоятельный выбор стратегий для достижения целей и решения проблем 4. Совместное решение учащимися проблем и целей 5. Самостоятельное определение учеником проблемы и целей
a) 1,2,3 b) 1,2,4 c) 2,3,5 d) 2,3,4 e) 1,3,5
27. «Беседа в обучении не является односторонним процессом обучения, напротив – взаимным процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают обучение ученика вперед». Автор высказывания?
a) Барнс b) Александер c) Мерсер d) Ходжкинсон e) Флейвелл
28.Им подтверждено, что обучение происходит не только посредством пассивного слушания учителя, но и в результате использования вербальных средств: говорения, обсуждения и аргументации:
a) Мерсер (2000) b) Выготский c) Барнс (1971) d) Райан и Деки (2009) e) Пиагет
29. Одной из главных целей оценивания является:
a) Увеличить количество отличников b) Определить успеваемость c) Самостоятельное действие d) Установление обратной связи e) Нет правильного ответа
30. Определите вид оценивания, который определяет достижения учащихся на определенном этапе обучения.
a) Суммативное оценивание b) Оценивание для обучения c) Формативное и суммативное оценивание d) Оценивание без оценок e) Все варианты верны
31. В каких источниках показано понимание для кого и как учитель проводит оценивание?
a) В содержании программы b) В таблице c) В правилах d) В сборнике требований e) В целях оценивания
32.Укажите на возможные методы, применимые в обучении критическому мышлению?
a) «Исследовательская беседа» или «аргументация» b) «Диалогическое обучение» c) «Поддержка» d) Все вышеперечисленное правильно e) Нет правильного ответа
33. Значение (лат.) слова «Оценивание»?
a) «Сидеть рядом» b) Ведение исследовательской беседы c) Наблюдение и выполнение стандартов d) Знание, понимание и регулирование когнитивных процессов или размышления о них e) Укрепление памяти
34.Научно-теоретические основы Программы:
a) Конструктивистская теория b) Самостоятельное приобретение знаний c) Дистанционное обучение d) «Традиционный» метод, основанное на трансляции готовых знаний e) Метод диалогического обучения
35.Цифровая грамотность у учащихся представляет:
a) Все варианты верны b) Критическое мышление c) Социальную информированность d) Социализацию обучения e) Использование цифровых технологий
36. Автор высказывания: «с помощью методики «измененной образовательной программы», которые будут выполняться только в соответствующих малых группах учеников, выделяющихся особыми качествами, что требует гибкости в формировании групп для организации эффективного процесса обучения».
a) Эйр b) Фриман c) Мерсер d) Ренцулли e) Рейс
37. Назовите новый подход развития талантливых и одаренных детей в контексте Программы.
a) Инклюзивный подход b) Международные, национальные, областные конкурсы c) Обучение учеников в соответствии с возрастными особенностями d) Самостоятельное обучение e) Дистанционное обучение
a) Быстрое развитие учащихся в соответствии с программой b) Интенсивное развитие ученика вне программы c) Один из методов обучения талантливых и одаренных детей d) Изменение ученика при обучении языку e) Повышение интереса к обучению талантливых и одаренных детей
39. К какому подходу в модуле «преподавание и обучение с возрастными особенностями учеников» соотвествует парадигма «Обучающиеся овладевают не только структурами или моделями для понимания мира, они так же участвуют в среде, которая уже имеет свою структуру. Обучение включает в себя участие в разнообразной практической деятельности»?
a) Бихевиорестический подход в обучении b) Когнитивный подход в обучении c) Гуманистический подход в обучении d) Социально-ситуативный подход в обучении e) Психолго-педагогический подход в обучении
40. Назовите три компонента долгосрочной памяти:
a) Рабочая, эпизодическая, семантическая b) Процедурная, эпизодическая, семантическая c) Быстрая, процедурная, эпизодическая d) Процедурная, эпизодическая, стабильная e) Эпизодическая, семантическая, рабочая
41. На сколько этапов разделил Кохлберг теорию образцового развития?
a) 3 b) 4 c) 5 d) 6 e) 7
42. Один из приемов, дающий возможность субъекту увидеть следствие характера других, получить определенное понимание о следствии разных характеров:
a) Чтение b) Речь c) Наблюдение d) Беседа e) Письмо
43. Характеристика критического мышления:
a) «Критический взгляд на предмет» b) «Мышление о мышлении» c) «Углубление в содержание темы» (Глубоко заглядывать в содержание темы) d) Слышать «Голос ученика» e) Логическое мышление
44. Мерсер определил три формы аргументирования при обсуждении в классе. В одной из них – кумулятивной беседе:
a) Ученики не желают воспринимать взгляды других людей, но конкурентноспособные b) Сомневаются в предложенных идеях, высказывают противоположные идеи, предлагают доказательства на основе критического мышления c) Ученики ищут новые и эффективные методы d) Учащиеся не критикуют вклады друг друга и их позиция основана на конструктивистком подходе e) Несмотря на ошибки в ответе, ученики не боятся высказывать свободно свои мысли
45. Понятие, восходящее из работ Джона Дьюи и Дональда Шона: a) Технический рационализм b) Размышления во время действия c) Размышления после совершения действий d) Рефлективный практик e) Компетентный учитель
46. Дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения. a) Критическое мышление b) Оценивание для обучения и оценивание обучения c) Обучение талантливых и одаренных детей d) Новые подходы в обучении и преподавании e) Лидерство в обучении
47. Какие из нижеперечисленных действий учителя охватывает оценивание, собственный опыт и использование новых подходов?
a) Диалогическое обучение учителей b) Лидерство учителя c) Критическое мышление учителя d) Обучение учителем талантливых детей e) Планирование обучения учителем
48. Какую работу считают хорошим началом многие учителя?
a) Совершенствование собственного опыта b) Повышение заработной платы c) Совершенствование собственной службы d) Повышение своей категории e) Уточнение своих взглядов
49. Какой из методов понимания профессионализма требуется для обеспечения педагогического развития? Метод, который:
a) Направлен на развитие личности b) Коллективные и комплексные методы c) Направлен на класс d) Направлен на содержание e) Направлен на предмет
50. На какую категорию основывается развитие лидерства у учителя?
Когнитивные тренировки: «апгрейд» памяти и мышления
Наш мозг — удивительная система, которая постоянно показывает занятные фокусы. Знаком ли вам эффект «красной машины»? Человек покупает красную машину и вдруг начинает все время видеть на улице красные машины. Такое искажение называется «иллюзия частоты» или «феномен Баадера-Майнхоф» и происходит из-за селективного внимания мозга и склонности всегда подтверждать свою точку зрения (confirmation bias).
Мозг не только подвержен когнитивным иллюзиям, но и способен гибко реагировать на внешние раздражители. Можно ли в таком случае «накачать разум», оказывая на него стимулирующее воздействие? Метаанализ Калифорнийского университета показал, что краткосрочные когнитивные тренировки ведут к положительным эффектам в важных когнитивных функциях, измеряемых лабораторными тестами.
Рабочая память способна хранить информацию и обращаться к ней в краткосрочном промежутке времени. Это узкое «бутылочное горлышко интеллекта», влияющее на когнитивные процессы более высокого порядка, включая контролируемое внимание и рассуждения.
Анализ 20 научных исследований показал, что рабочая память не только тренируется, но и влияет на подвижный интеллект.
Подвижный интеллект — это способность мыслить логически, анализировать и решать задачи независимо от предыдущего опыта. Подвижный интеллект не зависит от ранее накопленных знаний.
Всего три недели регулярных когнитивных упражнений значительно увеличивает число нейронных соединений. Это приводит к ускорению обмена информацией между разными отделами мозга, улучшает способность к запоминанию новой информации, развивает логическое мышление, умение сопоставлять факты и быстро принимать верные решения.
Когнитивных тренировок существует великое множество. Мы собрали несколько, отличающихся простотой, малым объемом и быстрым результатом (как минимум сразу можно оценить на каком уровне сейчас находится ваша рабочая память).
Тест на долговременную память
Хотя Cognitive Function Test изначально создавался для людей в возрасте от 50 до 70 лет в рамках программы по борьбе с болезнью Альцгеймера, он подходит для любого взрослого, желающего оценить возможности мозга. Тест состоит из четырех частей и рассчитан на 15 минут. Во время теста важно не отвлекаться и не делать перерывов.
Тест проводится на английском языке. Зарегистрировавшись и ответив на несложные вопросы по расстройствам памяти (которых, надеемся, у вас еще нет), вы получите несколько различных заданий, оценивающих скорость вашей реакции и глубину рабочей памяти.
Ниже приведен пример результата теста. Этот человек получил высокую оценку, у него нет когнитивных нарушений.
Средняя оценка — 54,2. Так как тест разработан для возрастной группы 50–70, то большинство респондентов набирают от 43,2 до 65,2. У вас, очевидно, может быть и больше баллов.
Оценка между 38 и 43 характеризует попадание в группу риска. Оценка ниже 38 классифицируется как «значительный риск».
Важно помнить, что плохие оценки когнитивных тестов также могут быть вызваны депрессией, лекарствами, некоторыми типами дислексии или другими факторами.
Не рекомендуется возвращаться к тесту в течение года, чтобы избежать эффекта обучения, так как это может повлиять на надежность получаемых результатов.
Тест на реакцию
На графике по горизонтальной оси отложены результаты теста в секундах (учитываются только результаты лучше 1 секунды). По вертикальной оси — количество пройденных тестов с данным результатом.
Как быстро вы можете реагировать, если это необходимо? Способность к быстрой реакции может быть критической в разных ситуациях. Этот тест позволяет определить время вашей реакции — когда светофор зажигается зеленым, нужно немедленно нажать кнопку мыши.
Тест на кратковременную память
Этот тест поможет определить, насколько сильна ваша кратковременная вербальная память. Тест рассчитан на 10 минут. Во многом тест похож на некоторые задания из Cognitive Function Test, с той лишь разницей, что сделан на русском языке и проходится быстрее.
Быстрый тест на рабочую память
Знаете ли вы, почему номер банковской карты чаще всего 16-значный? Такое число невозможно запомнить с одного взгляда. Проверить это утверждение можно в Number Memory Test. В течение примерно 5 секунд перед вами будут появляться цифры, а вам нужно будет их повторить. Средний уровень для этого теста — 7 цифр.
Lumosity
Lumosity — одна из самых популярных программ ежедневной тренировки для взрослых. Сделаны приложения для Android и iOS, в которых есть более 25 игр для тренировки мозга. Игры подстраиваются под уровень пользователя, поддерживая планку сложности при решении самых разнообразных задач. Задания построены на университетских исследованиях мозга, главным образом из Стэнфордского университета.
BrainHQ
Большая и по большей части платная онлайн-система обучения, разработанная международной группой нейробиологов. Сайт предлагает занятия по 90 минут в неделю (есть возможность загрузить курс на iPhone / iPad).
NeuroNation
Интересный курс с занятно иллюстрированными заданиями, больше похожими на игру. Геймификация тренировки способствует большей вовлеченности для максимальной эффективности.
В начале обучения вам будет предложено ответить на 11 вопросов, которые позволят выстроить персональный план обучения, соответствующий вашим целям и текущему уровню производительности.
Подготовительные задания, дающие возможность оценить ваш уровень управления рабочей памятью, предоставляются бесплатно.
Кстати, есть и российский аналог — сервис Викиум.
Викиум
Викиум предлагает сначала пройти тестирование и определить качество вашего мышления. На основании результатов тестов вы получаете программу тренировок. Курс состоит из ежедневных 15-минутных занятий.
Сервис работает по freemium-модели: пользователи могут приобрести доступ ко всем курсам, специализированным задания, а также возможность соревноваться с другими участниками. Премиум-аккаунт стоит 1990 рублей в год.
На сайте проекта указано, что решение предлагаемых задачек поможет перестать отвлекаться на внешние помехи и раздражители, научит быстро переключаться между разными видами деятельности, концентрироваться на задачах и работать продуктивнее. У компании есть даже игры, которые работают с устройством, считывающим электрическую активность головного мозга (альфа-ритм и бета-ритм) – работать с ними нужно при полной концентрации и в абсолютном спокойствии.
Brain Metrix
А вот это уже настоящая игра, но создана она «по заветам» нейробиологов. Показать высокий результат сможет тот, кто будет хорошо предсказывать точное место, куда отправится мяч.
При игре старайтесь не сосредотачиваться на том, где находится мяч, а пытайтесь предсказать, где он может оказаться.
На сайте вы найдете и другие бесплатные игры против компьютера, которые помогут вашему мозгу лучше оперировать рабочей памятью. В некоторых случаях вам сразу напишут количество очков, после которого продолжать игру не нужно — вы и так достигли совершенства.
Eidetic
Eiedtic использует метод интервального повторения, чтобы помочь вам запомнить что-либо: от важных телефонных номеров до фактов из Википедии. Метод заключается в повторении запомненного учебного материала по определенным, постоянно возрастающим интервалам. Интервальные повторения не предполагают заучивания наизусть.
Работает только под iOS.
Fit Brains
Сервис работает с мозгом по шести направлениям: фокусирование, память, скорость, логика, визуализация и язык. Fit Brains — единственная программа обучения мозга, которая включает в себя тренинг по эмоциональному интеллекту (EQ) в дополнение к упражнениям по развитию когнитивных навыков. Есть как платная подписка, так и бесплатные курсы.
Тренировка мозга включает в себя множество видов обучения: тесты памяти, тесты IQ, подвижный интеллект, рефлекторные действия и креативность. Сочетание различных игр с запланированным графиком тренировки будет стимулировать все основные области мозга, отвечающие за память, и усиливать ваши навыки.
По мере того как мы становимся старше, нам нужно больше тренировать ум, чтобы сохранить и отточить навыки. Даже головоломки, загадки, кроссворды, карточные игры, и, возможно, некоторые компьютерные игры могут помочь стимулировать часть мозга, связанную с когнитивными способностями, логическим решением проблем, хранением памяти и другими умственными способностями.