какое второе имя у зевса игра поле чудес
Имена Зевса
У богов Древней Греции часто было множество имён и эпитетов, которые использовались в разных ситуациях. Такие прозвища могли быть связаны, например, с функциями бога, какими-либо легендами о нём. Иногда эпитеты различались от региона к региону. Зевс, сын Кроноса и Реи, главный бог древнегреческой мифологии, не был исключением. Он – громовержец, огонь, что оживляет Вселенную, главный среди братьев-богов Аида и Посейдона. Его женой была Гера, богиня материнства и семьи. Так как Зевс был верховным богом, царём всего мира, то и эпитеты Зевса составляют большую группу. Само имя бога тоже имело разные формы.
Различные формы имени Зевса
Существовали разные имена Зевса, разные их формы. Например, историк и знаток мифов Диодор Сицилийский писал, что существует форма Zen (Зен). Она была связана с жизнью и первопричинами. Поэтому Диодор считал, что таким образом греки обозначают Зевса как бога, который и является причиной жизни всего существующего, творящей и создающей силой.
Лактанций же писал, что это второе имя Зевса имело несколько иное происхождение и значение. В его интерпретации связь с жизнью – это отсылка к мифу о Кроносе. Зевс стал называться так потому, что он – первый из детей титана, который остался в живых. В результате не Зевс даёт жизнь, а он сам получает её, и именно такой смысл заложен в имени.
Также можно встретить имена Зевса в виде следующих версий:
Римское имя Зевса
В римской мифологии существовал бог Юпитер, который во многом похож на Зевса. Фактически, со временем боги Юпитер и Зевс стали восприниматься как одно божество, тем более что у них были очень похожие истории. Юпитер также считался главным богом Рима, небесным царём государства, охранителем власти императоров, громовержцем.
Окончательные формы своего имени боги Юпитер и Зевс тоже получили из одного источника. Изначально существовал праиндоевропейский бог, Dyeus phter (Дьеус), имя которого переводилось как «бог-отец» или «отец-небо». Он тоже выступал как бог неба. От него произошло множество богов мужского пола, верховных божеств-громовержцев. Среди них как раз есть боги Юпитер с Зевсом. Ещё одним наглядным примером из другой мифологии может служить бог-громовержец Тор (Скандинавия), хоть он и не был верховным божеством.
Эпитеты, связанные с погодой
Так как Зевс был связан с погодой, то к нему часто обращались при помощи соответствующих эпитетов. Считалось, что именно этот бог управляет всем, что касается неба.
Греки внимательно следили за молниями, грозами, они считали подобными явлениями знаками от громовержца.
Разрушение гигантов молниями Юпитера. Джулио Романо. Палаццо дель Те. Мантуя, Италия.
То, как называли Зевса в этом случае, отображало его роль и в земледелии. Именно от погоды зависели урожаи и возможность людей прокормиться.
Есть такие эпитеты Зевса (Юпитера) метеорологического характера:
Эпитеты Зевса как главного бога
После победы богов над войском Кроноса трое братьев – Зевс, Аид и Посейдон – бросили жребий. Именно он определил, кто будет управлять той или иной частью мира. Тогда Зевсу и выпало царствование над землёй и небом. Он стал главным божеством.
Так как Зевс был верховным богом, царём Олимпа и отцом всех остальных божеств, существовало немало эпитетов, подчёркивающих эти. При помощи таких титулов Юпитера люди подчёркивали своё уважение, когда обращались к божеству.
Например, встречаются такие эпитеты Зевса (Юпитера), которые обозначали его статус среди остальных богов:
Юпитеру также приписывали возможность видеть всё, что происходит в мире. Он – мудрый бог, советчик, та сила, что стоит превыше всего. Часто Юпитеру подвластна сама судьба, хотя всё же иногда богини Мойры, её воплощение, тоже влияют на поступки громовержца. Однако мудрость и всемогущество Зевса всё равно остаются непоколебимыми. Он – помощник, советчик, защитник городов и семей, семейного очага.
В присутствии богов Юпитер дает приют. Морис Дени. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия.
В связи с этой ролью бога в жизни античных людей Юпитеру также дали соответствующие прозвища:
Прозвища, появившиеся из-за функций бога
Функции громовержца – ещё один важный фактор, который повлиял на имена Зевса и их разнообразие. В частности, это следующие эпитеты:
Юпитер на колеснице между Правосудием и Благочестием. Ноэль Куапель. Версальский дворец. Париж, Франция.
Эпитеты, связанные с атрибутами Зевса
Эпитеты в разных регионах и городах Греции
То, как называли Зевса (Юпитера) в зависимости от места в Греции, тоже представляет собой большой пласт различных эпитетов и прозвищ. Едва ли не в каждом регионе было собственное имя, получившееся тем или иным образом. Например, по названию горы Апесант на Пелопоннесе он получил прозвище Апесантий. По легенде, там был храм Зевса, и его сын, герой Персей, впервые принёс там жертвы отцу.
Отдельные эпитеты были в древнегреческом городе Додоне, известном своим храмом Зевса. Храм имел оракул, старейший во всей Греции. До появление Дельфийского оракула этот оракул был самым значимым, но и позже был очень известен. По сути, он стал вторым по значимости после Дельфийского и просуществовал очень долго. Служителей при храме называли селлы, они также почитали богиню земли.
Самому Зевсу в Додоне поклонялись в облике дуба с ручьём у корней. При помощи шелеста листьев дуба и журчания источника жрецы узнавали волю бога и его пророчества.
В Додоне Зевса называли Додонским, но был и ещё один эпитет. Это Феспрот, от названия области Феспротида в Греции.
Также были следующие топографические эпитеты:
Эпитеты Зевса как бога очищения
Особняком стояли эпитеты Зевса, когда он исполнял роль бога очищения. В Древней Греции большое значение придавали чистоте, причём не только физической. Если человек совершал преступление, он оказывался запятнанным им. Требовалось очищение после проступка и обращение к богам, чтобы те смилостивились и не карали виновного. Зевс же, как одна из главных карающих сил и бог, следящий за соблюдением законов, играл здесь важную роль.
Даже боги должны были очищаться после убийства. Например, сам Зевс велел сделать это Аполлону после победы над змеем Пифоном.
В ритуалах очищения обращались к Зевсу Милостивому. Милостивый или Милихий – эпитет в ритуале очищения, во время которого приносили в жертву барана. Его шкуру использовали для самого очищения. Если требовалось очистить одного человека, он ставил ногу на шкуру во время совершения всех действий жрецом. Если очищали во время праздника всех собравшихся, вокруг них обносили шкуру. Шкуру затем в любом случае выбрасывали или закапывали.
У Зевса были также эпитеты, которые подчёркивали его роль как бога-карателя. Это в первую очередь Паламней, то есть тот, кто наказывает преступников. Прозвище произошло от названия palamnaioi, которым обозначали убийство, совершённое голыми руками (palame – ладонью). Эпитетом же Простропай обозначали способность Зевса обращать грех человека, то, что он нечистый, против него самого.
Голова Зевса из Олимпии. Сердолик. Государственные музеи, Античное собрание. Берлин, Германия.
Очень наглядно показан ритуал очищения в легенде о Ясоне и Медее. Их очищала Цирцея (Кирка), волшебница и тётя Медеи. При побеге из Колхиды Ясон и Медея убили брата последней, чем и запятнали себя. Что интересно, Кирка не спрашивает их о преступлении, что значит, что его суть при очищении не так важна. Кирка окропляет их руки кровью молочного поросёнка, совершает омовения, сжигает жертвы. Затем она произносит слова, обращённые к Зевсу как богу очищения, Катарсию (Catha′rsius, Katharsios). Это ещё один его эпитет, относящийся к этой функции.
Другие эпитеты Зевса
Эпитеты Зевса – это прозвища, которые возникали в течение долгого времени. Поэтому среди них можно встретить самые разные имена. Значение некоторых со временем потерялось, но история других всё же по-прежнему прослеживается.
Так происходило, пока жена Кроноса Рея тайно не родила Зевса. Зевс сверг отца и стал царём богов. Кронос же оказался заключён в Тартар. Эпитет Кронид часто использовался как второе имя Зевса. Например, в этом качестве его можно встретить в разных гимнах, связанных с Зевсом.
Зевса называли Kataibates (Катайбат), что переводилось как «идущий вниз», «нисходящий». Такое прозвище имело несколько объяснений:
Юпитер и Каллисто. Карель Спиринкс. Музей искусств Филадельфии. Филадельфия, США.
Эпитет Мойрагет использовался по отношению к Зевсу как к предводителю сестер Мойр, богинь судьбы. Этих богинь, трёх сестер, родила Зевсу вторая жена, богиня Фемида, воплощение правосудия, слепого и беспристрастного (поэтому Фемида на изображениях часто носит повязку на глазах). Мойры заведовали судьбами людей, они плели нить судьбы каждого человека, могли связывать её с судьбой других людей или обрывать.
Зевс сам по себе часто считался судьбой, неотвратимой силой. Зевс знает, что предначертано каждому человеку, он может посылать пророчества об этом (например, во снах). Но всё же и сам громовержец порой подвластен силе Мойр как року.
Мойрагетом называли и Аполлона, сына Зевса, бога солнца и искусств. Статуи обоих богов стояли в храме в Дельфах.
Хтоний – перевод этого имени звучит как «подземный». В результате Зевс также был связан и с подземным миром. Что интересно, остальные из трёх братьев, главных богов – Аид и Посейдон – тоже носили это имя. Главным царём и правителем мира мёртвых при этом был всё же Аид.
Зевса также могли называть следующим образом:
Некоторые авторы использовали свои собственные эпитеты, например, так делал Ликофрон, греческий поэт, известный трагедиями с мифологической тематикой. У него встречаются такие имена Зевса:
Поиск слов по маске и определению
Поиск по ключевому слову
ЗЕВС | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ИО | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АИД |
АРЕЙ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
АРГОС | |||||||||||||||||||||||||||||
АГЕЛАД | ||||||||||||||||||||
АМАЛФЕЯ | ||||||||||||||
ИРАКЛИОН |
АМФИТРИОН | |||||||||
ГРОМОВЕРЖЕЦ | ||||||
БРИТОМАРТИДА |
ВСЕМОГУЩЕСТВО |
ПОКРОВИТЕЛЬСТВО |