какое время в школе самое напряженное
Роспотребнадзор
Роспотребнадзор
Вниманию родителей! О допустимой учебной нагрузке в школе.
Вниманию родителей! О допустимой учебной нагрузке в школе.
Первого сентября начался новый учебный год и родителей волнует учебная нагрузка детей в школе, в том числе у учащихся первых классов. Управление Роспотребнадзора по Московской области в связи с этим разъясняет.
В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» (с изменениями и дополнениями) (далее- СанПиН 2.4.2.2821-10) образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки в течение дня составляет:
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки на обучающихся не должен превышать требований, установленных в таб. 3 СанПиН 2.4.2.2821-10.
Гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся
Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (в академических часах)*
Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах)**
при 6-ти дневной неделе, не более
при 5-ти дневной неделе, не более
Независимо от продолжительности учебной недели, не более
* Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений.
** Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:
Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1-го класса, и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
-учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
-рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
-обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий;
-дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей (триместров).
В общеобразовательной организации может осуществляться присмотр и уход в группах продленного дня при создании условий, включающих организацию: полдника и прогулок для всех учащихся; полдника, прогулок и дневного сна для детей первого года обучения.
Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут.
Как снизить учебную нагрузку и сохранить здоровье ребёнка
Рассмотрим, как высокая нагрузка в школе влияет на учеников и к каким последствиям может привести переутомление. А также расскажем, как вернуть школьникам беззаботное детство и грамотно распределить учебную нагрузку.
Какой должна быть нагрузка в школе
Учебная нагрузка российских школьников регламентирована СанПиНом 2.4.2.2821-10 «Требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». В документе установлено максимальное количество академических часов для учащихся разных классов.
Начиная со средней школы дети проводят в школе по 5–6 часов ежедневно. По нормам у пяти- и шестиклассников должно быть не больше шести уроков в день, а начиная с седьмого класса — не больше семи, включая факультативные занятия.
В действительности нагрузка гораздо выше. Помимо занятий по обязательным предметам, дети посещают факультативы, ходят к репетиторам и тратят минимум два часа в день на домашнюю работу.
Согласно исследованиям международной Организации экономического сотрудничества и развития, в 2016 году Россия заняла первое место по объёмам домашних заданий. Российские школьники тратят на них более 10 часов в неделю.
Исследования «Научного центра здоровья детей» показали, что ежедневный объём суммарной образовательной нагрузки учеников 5–9 классов составляет 10–13 часов. Это от 50 до 78 часов в неделю. Для сравнения средняя рабочая неделя длится 40 часов.
Учебная нагрузка обычного школьника сопоставима с занятостью взрослого работающего человека.
Прибавьте к этому переполненные плохо проветриваемые классы, неудобную школьную мебель, невкусную еду в столовых — и поймёте, почему у многих школьников возникают проблемы со здоровьем.
Признаки переутомления
Непосильная учебная нагрузка в школе проявляется в поведении ребёнка:
Обнаружив любой из этих симптомов, необходимо обратиться к врачу. Если обследование не выявит проблем со здоровьем, значит, речь идёт о переутомлении, и образ жизни школьника пора менять.
Влияние учебной нагрузки на здоровье школьника
Многие родители считают, что чем больше времени ребёнок тратит на обучение, чем больше кружков и секций посещает, тем успешнее он развивается. Однако слишком большая нагрузка в школе и на дополнительных занятиях вызывает обратный эффект. Физическая усталость и эмоциональное истощение могут привести к полному исчезновению учебной мотивации. Но хуже всего, что рост образовательных нагрузок способен спровоцировать проблемы со здоровьем.
По данным Роспотребнадзора, число абсолютно здоровых детей среди учащихся не превышает 10–12%. Более чем у половины школьников есть хронические заболевания. Чаще всего это заболевания желудочно-кишечного тракта, нарушения обмена веществ (ожирение, сахарный диабет), анемия, сколиоз, проблемы со зрением.
Переутомление снижает адаптационные возможности организма, в том числе иммунной системы. Порой дети «цепляют» простуды одну за другой, а карантин в школах длится по нескольку недель.
Чтобы обеспечить ребёнку хорошее образование без вреда для здоровья и психики, необходимо понимать, какая учебная нагрузка будет для него оптимальной.
Нагрузка в онлайн-школе
Желая снизить нагрузки и сохранить здоровье детей, всё больше родителей меняют форму обучения. Ведь получить образование можно и без посещения школы. Организовать полноценный учебный процесс в домашних условиях помогают онлайн-школы.
В нашей домашней школе изучаются все важные предметы школьной программы, но нагрузка значительно ниже. Почему? Всё дело в том, что у нас нет добровольно-принудительных факультативов, а объём домашних заданий не заставляет подолгу сидеть за уроками.
В «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» ученики получают до 50% меньше нагрузки без потери качества знаний.
Ученики, желающие больше изучать любимые предметы и участвовать в олимпиадах, могут дополнить базовую программу углублёнными и олимпиадными курсами. Старшеклассникам доступны также курсы подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Но даже если посещать все дополнительные курсы, нагрузка в большинстве классов будет меньше, чем в обычной школе.
Учебный процесс на домашнем обучении организован по индивидуальному плану, что позволяет освободить время на творчество, кружки по интересам и спортивные секции. Одно из главных преимуществ онлайн-школы состоит в том, что у детей появляется время на любимые занятия. Так, шестиклассник Степан Павловских перешёл в «Домашнюю школу Фоксфорда» по рекомендации врача, и обучение в онлайн-школе позволило ему вернуться к своим любимым увлечениям.
«С трёх лет я занимался хореографией, тхэквондо и художкой. Но в 7 лет про кружки пришлось практически забыть (осталась только хореография). Я пошёл в школу, и на дорогу до неё уходило почти два часа. В конце прошлого года у меня упал сахар в крови. Врач посоветовал перейти на семейное обучение, чтобы поддерживать правильный режим питания. Среди нескольких онлайн-школ мы выбрали “Фоксфорд” и не ошиблись! Здесь действительно хорошее расписание, оно позволило мне вернуться в художку, а также записаться на самбо и в бассейн. В планах ещё заняться каллиграфией и скорочтением».
При обучении на дому ребёнок высыпается и может полноценно питаться. Не нужно рано вставать, чтобы успеть к звонку на первый урок, и никаких перекусов на ходу. Для мамы ученика «Домашней школы Фоксфорда» Анны Воронковой это стало одним из решающих факторов для перехода на семейное образование.
«Меня совершенно не устраивала ситуация, когда Егор приходил домой, кидал рюкзак и заявлял, что ненавидит школу. Его подавленное настроение отражалось на атмосфере в семье. [После перехода в домашнюю онлайн-школу “Фоксфорда”] сын гораздо больше замотивирован на учёбу, потому что ему интересно (я сама иногда с удовольствием слушаю вебинары). Вовремя делает домашние работы. Сам! Егор стал намного спокойнее и радостнее. Он высыпается и ест нормальную домашнюю еду, а для подростков это мегаважно. Мы стали гораздо больше общаться в течение дня. Атмосфера в семье стала более лёгкой. Для нас это в приоритете».
Когда фактор стресса окончательно уходит из жизни ребёнка, начинает исправляться ситуация со здоровьем. Ирина Фомичёва рассказала, как с переходом в «Экстернат и домашнюю школу Фоксфорда» у её дочери улучшилось зрение.
«У Светы даже зрение улучшилось, так как режим дня стал более естественным и пропал фактор стресса. Она девушка принципиальная, и всякий раз, когда сталкивалась в школе с лицемерием или несправедливостью, приходила домой и от негодования швыряла сумку в угол. С переходом на самообразование полёты портфеля по квартире прекратились».
Как справиться с нагрузкой в школе
Если вы не готовы поменять форму обучения, вы можете помочь ребёнку справиться с сильной нагрузкой в школе, воспользовавшись нашими советами:
О школьных нагрузках: как не допустить переутомления у ребёнка?
С началом учебного года как никогда остро встаёт вопрос о нагрузках в школе. Дети жалуются на большую загруженность основными предметами и факультативами, а учителя, в свою очередь, сетуют на то, что не успевают подготовить учеников к ЕГЭ и проверочным работам.
Данная статья посвящена теме школьных нагрузок. В ней вы узнаете, как регламентируются учебные нагрузки в школе, а также чем опасно переутомление у школьников и как его избежать.
Содержание:
Что нужно знать об учебной нагрузке в школе?
Начнём с того, что такое учебная нагрузка в школе и как она распределяется.
Учебная нагрузка – это количество часов, необходимое для усвоения учебной программы, по которой учатся школьники.
Нагрузка обучающихся должна учитывать физиологические особенности детского организма. Поэтому не учителя и директора школ решают, сколько уроков в день должно быть у того или иного класса, а СанПиН, принятый в 2010 году в Российской Федерации.
Этот документ и определяет максимальную допустимую нагрузку на школьников. С его учётом педагоги составляют учебный план и расписание уроков.
Теперь давайте рассмотрим наиболее важные положения СанПиНа, касающиеся школьных нагрузок:
Продолжительность учебной недели
Как мы видим, первоклассники учатся 5 дней в неделю, зато у старшеклассников учебная неделя длится почти 40 часов, и это ещё без учёта дополнительной нагрузки!
Продолжительность учебного дня
Здесь СанПиН не делает особой разницы между учениками 7-х и 11-х классов, считая, что 7 уроков в день могут выдержать и те, и те. Но обязательным требованием является 1 день в неделю со щадящим расписанием и самым малым количеством уроков.
В какие часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала школьниками?
Что касается распределения учебных предметов, то, согласно исследованиям, наибольшая работоспособность мозга у среднестатистического школьника приходится на 10-12 часов. Поэтому Санитарные Правила рекомендуют сложные предметы проводить вторым, третьим или четвёртым уроком.
Узнайте, как обстоят дела у вашего ребёнка в школе – не перегружают ли его на уроках, не обижают ли сверстники, не сидит ли он целый день в телефоне. Слушайте звук вокруг, моментально дозванивайтесь до школьника и смотрите его местоположение с помощью приложения «Где мои дети».
Дополнительные занятия
Все дополнительные занятия и факультативы – только в те дни, когда в расписании меньше всего уроков и с обязательным перерывом после основной нагрузки.
Домашние задания
СанПиН также установил временные нормы по выполнению учениками домашних заданий, но их, скорее, можно считать рекомендациями, поскольку у каждого ребёнка свои индивидуальные особенности. Кому-то хватает и часа, чтобы сделать все устные и письменные задания, а для кого-то и полдня мало, чтобы выучить всё заданное на дом.
Но давайте всё же посмотрим, какое максимальное время должно быть потрачено ребёнком на домашние задания согласно Санитарным Правилам.
Итак, первоклассникам повезло больше – они освобождены от домашних заданий. Ученики начальной школы должны потратить на приготовление уроков не более 1,5 часа. В среднем звене время увеличивается до 2-2,5 часов. Старшеклассникам разрешается выполнять домашнюю работу не более 3 с половиной часов.
Внешкольная нагрузка
Сюда относятся занятия в кружках, музыкальных и художественных школах, а также спортивных секциях. Согласно Правилам, такая деятельность должна составлять от 6 часов в неделю и больше.
Вот такие нормативы по учебной и внеучебной нагрузке должны быть у российских школьников.
В действительности картина может быть совсем другая. Учителя практикуют и 3 контрольных работы в день, и несколько факультативов подряд, и классные часы после седьмого урока.
Поэтому неудивительно, что большинство учеников переутомляются и чувствуют себя плохо после напряжённой учебной недели.
Далее мы с вами узнаем, в чём же состоит опасность чрезмерной загруженности ребёнка.
Чем опасен «перегруз»?
Как показывает практика, не только повышенная загруженность в школе может вызвать переутомление у ребёнка.
На приём к психологу пришла мама с 8-летним сыном Димой. Она пожаловалась на то, что мальчик стал вялым, медлительным, ничего не хочет делать. Успеваемость тоже снизилась, интерес к учёбе пропал.
Психолог попросила описать обычный Димин день.
Мама рассказала, что Дима учится во 2-м классе. После уроков она везёт его на кружок робототехники, где мальчик занимается 2 часа. Затем – бассейн, где он проводит ещё 2 часа. Вернувшись домой в 8 вечера, мама с сыном быстро ужинают и садятся за уроки. В выходные у Димы – снова бассейн и занятия по изучению английского языка в центре «Одарённый малыш».
Как оказалось, мозг 8-летнего Димы не справился с нагрузками, которые он получает помимо изучения учебных предметов. Плюс – домашние задания, на которые у мальчика просто не остается сил после такого насыщенного дня. Отсюда – плохое самочувствие и нежелание что-либо вообще делать.
Зачастую родители действительно перегружают ребёнка различными кружками и секциями, заботясь о его разнообразном досуге и забывая о том, что детскому мозгу тоже нужен отдых.
Чем же опасна повышенная загруженность ребёнка?
Повышенные учебные и внеучебные нагрузки, нарушение режима сна и отдыха, малоподвижный образ жизни неизбежно приводят к:
С 2005 по 2015 год было проведено масштабное исследование здоровья московских школьников. Оказалось, что за 11 лет обучения в школе у детей стали на 52,8% чаще выявляться хронические болезни.
Что было выявлено у мальчиков:
Девочки, в свою очередь, страдали:
Исследователи также установили, что наиболее тяжёлыми в психологическом и физическом плане для мальчиков стали начальная школа и 11-ый класс, а для девочек – старшие классы.
Как мы видим, чрезмерные учебные нагрузки действительно опасны для здоровья ребёнка, поэтому важно не пропустить первые «сигналы» мозга о переутомлении.
Признаки переутомления
О том, что ребёнок не справляется со школьными нагрузками, свидетельствуют следующие признаки:
Эти проявления говорят о физической и психической перегрузке. Что же могут в данной ситуации сделать родители?
Как помочь ребёнку справиться со школьными нагрузками?
Помогите себе и ребёнку. От умственного переутомления спасёт любая двигательная активность: длительные прогулки, плавание, боулинг, йога – выбирайте то, что подходит именно вам.
Задумались о том, в какую секцию отдать ребёнка и какой спорт для него выбрать? Читайте подробный материал на эту тему для девочек и для мальчиков.
Не заставляйте сына или дочь реализовывать ваши несбывшиеся желания. Не получится из ребёнка гениального химика, если он живет спортом или музыкой.
Поэтому стоит ограничить пользование гаджетами, особенно после 10 вечера, чтобы ребёнок смог выспаться перед предстоящим учебным днем. Узнать, сколько времени ребёнок проводит за гаджетами и в каких приложениях « зависает » можно с помощью приложения «Где мои дети».
Также полезным и для детей, и для родителей будет нахождение в состоянии информационного вакуума: без телефонов, смартфонов и Интернета. Эта может быть долгая прогулка по лесу или поездка на выходные в деревню.
Дорогие родители! Чаще интересуйтесь не только оценками, но и психологическим благополучием ребёнка: что его радует в школьной жизни, а что огорчает, нет ли у него конфликтов с одноклассниками или проблем во взаимоотношениях с учителями.
Не знаете, какой интересный вопрос задать ребёнку, чтобы высказать своё участие? Читайте 30 вопросов ребёнку вместо «Как прошёл твой день?»
Поддерживайте ребёнка в это непростое для всех время. Следите за рационом и соблюдением режима дня. Ребёнок должен делать перерывы в подготовке и чаще бывать на свежем воздухе.
Запомните, дорогие родители! Легче справляются со школьными нагрузками те дети, чья жизнь насыщена разнообразными событиями и не ограничивается одной лишь школой. Ведь важны не оценки в дневнике, а здоровье и психологическое благополучие ребёнка.
Какой должна быть нагрузка в начальной школе и как её оптимизировать
Мы выяснили, сколько часов в день и неделю должны учиться малыши по санитарным нормам и правилам и как можно разгрузить младшеклассников.
Максимальная недельная нагрузка в начальной школе по СанПиН
Расписание в школе составляется по СанПиНу 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». В этом документе указана максимальная нагрузка на учеников, а также требования к организации учебного дня.
По санитарным нормам и правилам первоклассники должны проводить за занятиями не более 21 часа в неделю при пятидневной учебной неделе. А 2–4 классы — 23 часа при пятидневке и 26 часов при шестидневке.
Учебные нагрузки по четвертям распределяются следующим образом:
Из чего состоит учебная нагрузка в начальной школе
Обычно юные школьники изучают:
В зависимости от регионального компонента ФГОС в программу может входить также краеведение, родной язык и другие предметы, обязательные к изучению в конкретном регионе. Это ещё плюс 2–3 часа к недельной нагрузке.
Дневная нагрузка в начальной школе
Несложно посчитать, какие нормы предусмотрены по дням. В действительности ситуация может обстоять хуже. Детей нередко задерживают под предлогом классных часов, субботников и прочих «организационных моментов».
Добавьте к этому факультативы и домашние задания — и поймёте, что уже ко второму классу ежедневная учебная нагрузка в начальной школе составляет около шести часов. Почти как полноценный рабочий день взрослого! Неудивительно, что у детей пропадает интерес к учёбе и порой даже начинаются проблемы со здоровьем. Ранние подъёмы, стресс и сомнительное качество питания в образовательных учреждениях — этого достаточно, чтобы быстро заработать переутомление.
Внеурочная деятельность в начальной школе
Внеурочная деятельность входит в образовательную нагрузку. В начальной школе она не должна превышать 10 часов в неделю вне зависимости от класса и продолжительности учебной недели.
Деятельность должна быть организована по одному из пяти направлений:
Как можно снизить нагрузку в начальной школе
Многие родители не хотят так сильно нагружать юных школьников и ищут альтернативные пути обучения детей.
Существенно снизить нагрузку без потери качества знаний можно в начальной школе «Фоксфорда». На онлайн-занятиях дети проходят все самые важные предметы, необходимые для аттестаций.
В первом классе онлайн-занятия занимают всего девять часов в неделю. Дело в том, что в онлайн-школе не тратят время на организационные или бюрократические вопросы вроде переклички или долгих выговоров всему классу. Ребёнок подключается к уроку и эффективно занимается не отвлекаясь. У учеников нет добровольно-принудительных факультативов, а объём домашних заданий не заставляет долго сидеть за уроками.
Для тех, кто хочет узнавать чуть больше, чем нужно для аттестаций, в «Фоксфорде» предусмотрено расширение программы. Так, приятным бонусом для многих станет алгоритмика, которая научит малышей азам логического мышления.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно