какое время в литературной сказке
Что такое сказка: особенности жанра
Сказка — первый литературный жанр, с которым знакомится каждый ребенок. Простые сюжеты заставляют играть воображение. Тем удивительнее тот факт, что жанру сказки более тысячи лет. Расскажем подробнее, как он появился, чем отличается и какие виды сказок существуют.
Сказка как литературный жанр
Определить точно, когда люди начали сочинять сказки, невозможно. Вероятно, этот обычай зародился у наших предков еще тогда, когда появилась речь, хоть и не в современном представлении. Чтобы углубиться в историю сказки, разберемся, что это и какие ее особенности.
Что такое сказка?
Авторитетный российский педагог Светлана Белокурова пишет, что сказка — это эпический жанр народного творчества, прозаический устный рассказ о вымышленных событиях. Особенность сказки в том, что ее сюжет опирается на вымысел, в отличие от таких жанров фольклора, как былины, мифы, предания и пр.
Под сказкой чаще всего понимают фольклорное (народное) произведение, которое создавали и передавали в устной форме. Позже появился жанр литературной сказки. У такого произведения есть один автор, она закреплена в письменной форме, а ее сюжет зачастую связан с фольклорной сказкой.
Какие признаки жанра сказки? Его можно узнать по таким характерным чертам:
Как появился жанр сказка?
Сказку как отдельный жанр начали выделять не раньше XVII века. До этого границы между эпическими жанрами были стерты, под сказкой можно подразумевать любой устный рассказ, основанный на вымышленных или полувымышленных событиях.
В древние времена такие рассказы были главным инструментом передачи информации. Через мифы, легенды, былины люди транслировали свое представление мира, объясняли явления, которые не могли изучить и понять.
Со временем у человечества появлялось больше способов изучить окружающий мир. Сказка утратила свою первоначальную функцию, стала исключительно художественной единицей. Вымышленные истории использовали для развлечения и назидания, рассказывали их преимущественно детям.
Сказки передавались из поколения в поколение, они обрастали новыми деталями. Поэтому у большинства сказок есть несколько вариантов, но основной сюжет и посыл всегда одинаковы. Так в сказках народ кодировал свою мудрость.
Какие есть виды сказок в литературе?
Классификация народных сказок — задача непростая. Ей посвящено множество исследований. Все истории не похожи друг на друга, в каждой — своя мораль и способ решения конфликта.
Чаще всего в литературе встречается разделение жанра на три группы:
В чем их отличительные особенности? Рассмотрим на примерах.
Что такое волшебная сказка?
Волшебная сказка повествует о необычных событиях, в которых участвуют фантастические персонажи — Морозко, Снегурочка, Водяной, Солнце, Месяц, Ветер, Кощей Бессмертный, Баба Яга и пр.
В пути герою приходят на помощь волшебные помощники:
У такой сказки есть и стилистические особенности:
В русском фольклоре волшебными считаются сказки «Царевна-лягушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Гуси-лебеди», «Иван-царевич и Серый Волк». В казахском сказочном эпосе — «Савраска», «Заговоренная девушка», «Три брата и прекрасная Айлу», «Каражай» и пр.
Что такое сказка о животных?
В этих сказках главные персонажи — звери, птицы, рыбы, иногда растения, предметы и явления природы. Человек в сюжете играет второстепенную или вовсе незначительную роль.
В русском эпосе сказки о животных представлены такими примерами:
Есть и казахские сказки:
Что такое бытовая сказка?
Бытовая сказка — это история, которая происходит с обычными людьми в повседневной жизни. Здесь нет волшебства и чудес, фантастических локаций и героев. В основе бытовой сказки история человека, который попадает в нетипичную ситуацию, выходит из нее и получает за свой поступок вознаграждение или наказание.
В бытовых сказках присутствует ирония и даже сатира. Их сюжет строится на противопоставлении хороших людей плохим: чаще всего бедных, находчивых и добрых сравнивают с богатыми, скупыми и заносчивыми. Иногда врагами главных героев становятся персонифицированные образы Судьбы, Горя, Хвори и т. д.
Например, в казахской сказке «Щедрый и Скупой» человек, который поделился пищей и водой со спутником, вознаграждается богатством и новыми умениями, а скупой человек наказывается. В сказке «Раб конюх» награждается честный конюх и карается коварный и завистливый визирь.
В русском народном творчестве бытовыми считаются сказки:
На практике одно произведение может объединять в себе элементы каждого вида, особенно если говорить о литературной (авторской) сказке.
Сказка — это не просто удивительный вымышленный мир. Здесь ребенок знакомится с мирозданием, формирует первое представление о людях, своем народе и самих себе.
Статья на тему: «Становление литературной сказки как жанра».
Становление литературной сказки как жанра
В курсовой работе мы будем опираться на определение литературной (авторской) сказки, данное Л.Ю. Брауде: «Авторское художественное прозаическое или поэтическое произведение, основанное на фольклорных источниках, либо придуманное самим писателем, но в любом случае подчиненное его воле произведение, преимущественно фантастическое, рисующее приключения вымышленных или традиционно сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство, чудо играет роль сюжетообразующего фактора, помогает охарактеризовать персонажей» [5].
На протяжении столетий литературная сказка все более разветвляется, разрастается, то есть становится литературным явлением. Каждый талантливый автор-сказочник привносит в неувядающий жанр литературной сказки что-то новое, оригинально.
В сказке причудливые, всегда неожиданные и разнообразные комбинации фантастического и действительного, переход одного в другое приводят к интересным художественным результатам. Этот основной путь развития сказочного жанра подсказывается и диктуется самой жанровой природой сказки.
Немецкие романтики, высоко ставившие принципы игры, подвергают пере осмыслению и счастливый финал народной сказки, и фольклорное время. Открытые, неоднозначные финалы типичны для сказок Э. Т. А. Гофмана. Теряет свойственную для фольклора неопределенность сказочное время и в пьесе другого немецкого романтика, Л. Тика, «Кот в сапогах» (1797).
Творчество Л. Кэрролла предвосхитило художественные искания писате лей-сказочников XX века. Относительность времени, которое можно то терять, то находить, превосходно ощущают многие герои знаменитой «Сказки о по терянном времени» Е. Шварца. Логика нонсенса, атмосфера абсурда ощущаются в знакомых всем с детства стихах К. Чуковского. Кот у него может ехать «задом наперед», а жаба – «на метле», «волки от испуга скушали друг друга», а гиппопотам, подобно сказочному царю, вместо прекрасной царевны, и «полцарства в придачу» обещает подарить двух лягушек и «пожаловать» еловую шишку богатырю-избавителю от чудовища-таракана.
В XX веке интерес писателей к сказке растет. Она трансформируется, приобретает новые особенности.
В XX в. появился оригинальный сюжет. Писатели откликаются на специфику развития литературного процесса и общеполитического контекста, а сказочные элементы, напротив, прочно входят в литературу и жизнь. Жанровые, структурные особенности сказки корректируются временем.
В творчестве писателей начала XX века разрушается жанровая строгость. Сказкой называется и мифопоэтическая фантазия, и романтическая новелла, и философская легенда, и притча. Отнюдь не каждая из сказок того времени предназначалась детям, большую часть из них можно назвать «сказками для взрослых». И все-таки наследие некоторых писателей начала XX века не только интересно детям, но может стать для них настоящим открытием неповторимого волшебного мира.
Новая жизнь, новые идеалы становятся более удивительными, чем волшебство, к примеру, джинна (Л.Лагин. «Старик Хоттабыч»). Чудеса Хоттабыча оказываются нелепыми и ненужными там, где сказочно прекрасна и справедлива, по мысли Лагина, сама действительность. Колдовство Хоттабыча оборачивается вредом (алмазные зубы, бородатый Волька, «дары»), месть джинна оказывается неуместной в новом обществе (превращение людей в баранов, отправление в Индию в рабство Жени и т.д.), его волшебство воспринимается как шутка, игра. Примечательно, что учителями и воспитателями стариков Хоттабыча и Омара становятся дети. Ребенок и взрослый меняются местами. Победа остается не за мудростью и опытом, а за новой идеологией, что и определяет развитие литературной сказки в этот период.
Таким образом, мы видим, как самобытно развивался сказочный жанр в русской литературе, насколько разнообразны авторские сказки, как по-разному в них преломляется сказочный мир.
Трактовка понятия «литературная сказка «, основные черты жанра
Несмотря на то, что в словарях уже есть конкретные определения, необходимо рассмотреть основные этапы становления литературной сказки.
Ситуация с трактовкой понятия «литературная сказка» может быть кратко представлена так: сказки бывают разные, «но в науке : до сих пор не создано единой классификации» [8]. Существует большое количество определений литературной сказки как жанра, условно их принято делить на два типа.
Первый тип определений представляет собой перечисление отдельных характеристик, которые обычно присущи литературной сказке: это авторское, художественное или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо придуманное самим писателем, но в любом случае подчиненное его воле [3]. В конкретных произведениях данные характеристики могут частично отсутствовать, такого рода определения довольно громоздки и неприменимы ко всем литературным сказкам.
Зачастую при определении жанра литературной сказки ее почти полностью отождествляют с фольклорной: «При жанровой дифференциации, которая свойственна в одинаковой мере фольклору и литературе, есть некоторые жанры, общие для той и другой разновидности поэтического искусства. Различие зафиксировано терминологически лишь добавлением слова «литературная»» [2].
Одним из «отправных пунктов» детской литературы является устная словесность как неотъемлемая часть народной культуры, переданная сказителями и певцами. Слово «сказка» часто встречается в качестве термина, обозначающего те виды устной прозы, для которых в первую очередь характерен поэтический вымысел, в ней видели «одну забаву», достойную низших слоев общества или детей.
Однако, по мнению И.П. Лупановой, литературная сказка как авторское произведение имеет ряд структурных отличительных особенностей, не свойственных фольклору, несет индивидуальную смысловую и поэтическую нагрузку. И.П. Лупанова выявила, что авторскую сказку в основном характеризует «не только и не столько разработка распространенных в русском фольклоре сюжетов и мотивов, сколько стремление к овладению системой типичных для народной сказки образов, ее языком и поэтикой» [6].
Следует заметить, что под литературной сказкой принято подразумевать произведения трех типов конструкций: прозаическая сказка, стихотворная сказка, драматическая сказка.
С точки зрения родовой принадлежности все литературные сказки могут быть разделены на эпические, лирические и драматические.
Со временем разрушались каноны традиционной фольклорной сказки, трансформируясь в новые жанровые формы литературной сказки. Недаром сегодня бытуют уже разнообразные формы последней: сказки, предназначенные специально для детей, сказки, аккумулирующие информацию об обрядовых и фольклорных традициях прошлого, сказки универсальные для детей и взрослых и т.д. Кроме того, литературная сказка может не только бытовать в форме отдельного произведения, но и интегрироваться в структуру текста другого жанра. Литературная сказка всегда сказка своего времени, и даже у одного и того же автора ее структура может значительно различаться.
Какое время в литературной сказке
Образ времени в повестях для детей с упрочением позиций литературной сказки с доминантой составляющей фэнтези и является «фэнтезиобразующим»: его функционирование отлично как от подобного образа в научно-фантастической литературе, так и от литературной сказки, стилизующей черты сказки народной. На материале произведений Евгения Шварца «Сказке о потерянном времени», Михаэля Энде «Момо» и Н. Щербы «Часодеи» рассматриваются особенности представления авторами художественного времени для определения его функционального значения.
— Два года, да ещё пять, да ещё семь, да ещё три. Это вам, Сергей Владимирович, а это ваши, Ольга Капитоновна, а это вам, Марфа Васильевна, а это ваши, Пантелей Захарович» [3].
Автор объясняет читателю, что всегда в твоих руках исправить положение дел, но исправлять всегда сложнее, чем вести себя изначально так, чтобы исправлять не было нужно: тёмной ночью в лесу старики пытаются найти дорогу в таинственный дом, где они должны успеть передвинуть стрелки часов, чтобы вновь стать детьми. Сюжет сказки даёт все основания для того, чтобы утверждать, что время — сюжетообразующая и символическая деталь. Развязкой будет явление чуда — дети вернули время. Тайна — важный фактор в формировании внутренней формы произведения. Реальное время происходящих событий в художественном произведении соответствует трём дням:
— момент прихода в школу Пети Зубова в облике дедушки;
— появление в доме, где Петя уснул, что является переходом из одного состояния в другое, из одного пространства в другое (после осознания горя, которое с ним приключилось);
— поиск ребят, что также растрачивали зря время;
— возвращение в дом, где они могли снова обрести облик детей-школьников: «Ровно в полночь протянул Петя руку к стрелкам и –раз, два, три — закрутил их обратно, справа налево». В восприятии читателем времени есть осознание происходящего за один день, что называется, «однажды» Событий много и все они, как видим, динамичны в потоке времени.
Е. Л. Шварц показывает, как беспечное отношение ко времени оказывается бездарно потраченным временем целой жизни, о котором горько сожалеешь, когда уже слишком поздно. Писатель несколько раз обращается к слову-образу «время» в разных эпизодах:
— всё время отставал и по русскому письменному и по арифметике, и даже по пению.
— Злые волшебники разведали об этом и давай ловить ребят, терявших время понапрасну.
Автор формирует динамику повествования обращаясь к глаголам, характеризующим человека и его отношение ко времени с негативной стороны: он опаздывал да отставал, отставал да опаздывал; пришёл с опозданием; ничему не успел научиться; Неужели же не вернуть потерянной молодости? Но есть и жизнеутверждающая мысль, которая вселяет надежду и веру в будущее: от любого несчастья может спастись человек, главное, наличие желания и потребности исправить что-то в нас самих.
Философская и глубоко психологическая по проблематике повесть Михаэля Энде «Момо» (1972 год) подчёркнуто оперирует художественным образом времени как основой сюжета. При этом в отличие от Евгения Шварца, ориентированного на сюжетно-образную модель народной сказки, М. Энде будто отсылает воображения читателя к легенде, преданию, фэнтези в его адаптированном для детей варианте. Экспозиция описывает времена, «когда люди ещё говорили на совсем забытых ныне языках, в тёплых странах уже существовали большие и прекрасные города. Там возвышались дворцы королей и императоров; тянулись из конца в конец широкие улицы; извивались узкие переулочки и тупички; стояли великолепные храмы с золотыми и мраморными статуями богов; шумели пёстрые базары, где предлагали товары со всех концов света, но прежде всего славились эти города своими театрами». Образ театра важен и потому, что он представляется феноменом, вольно обращающимся со временем: в театре можно «оживить давно прошедшее». Автор противопоставляет театру действительность. Люди, затаив дыхание, следили за событиями, которые происходили на сцене, тогда как окружающая жизнь не представлялась им столь интересной. Автор «связывает» временные пространства, разделенные в тысячелетия. В одном из таких городов, где «иногда среди новых зданий можно и сегодня ещё увидеть древние колонны, арку, кусок крепостной стены или амфитеатр тех далёких дней» и случилась эта история.
Временной континиум, исходя из содержания произведения, предполагает период от начала ХХ века до наших дней. Художественное пространство широко распространилось от Турции, Франции, Италии, Испании, Греции, так как везде есть пиниевые леса и останки древних амфитеатров. По описанию – это город Сиде. Он основан в VII веке до Рождества Христова греческими колонистами. В 334 году до Р.Х. город оказывается под владычеством Александра Македонского, а затем становится убежищем пиратов. Образ главной героини читатель, в первую очередь, воспринимает исходя из следующего диалога:
«– Когда же ты родилась?
– Сколько я себя помню, я была всегда, немного подумав, ответила Момо…
– Сколько же тебе лет?
– Сто два, – ответила Момо, всё ещё не совсем уверенно» [5].
Ребенок, не похожий на детей и взрослых тем, что обладает, как может показаться на первый взгляд, обыкновенной способностью слушать других, вызывает чувство удивления и восхищения одновременно. Момо «слушала так, что беспомощные и нерешительные вдруг начинали понимать, чего именно им не хватает. Робкие чувствовали себя свободными и смелыми. А несчастные и угнетённые обретали надежду. И если кто-нибудь думал, что его жизнь — бессмысленная ошибка, что он ничего не значащая песчинка и не представляет из себя никакой ценности и его так же просто заменить, как какой-нибудь разбитый горшок, если с этими мыслями он шёл к маленькой Момо, то, по мере того как он всё это ей рассказывал, ему вдруг таинственным образом становилось ясно, что он ошибается, что и он — такой, какой он есть, один-единственный в своём роде и поэтому ценен для мира…Время было единственным богатством Момо»[5]. Именно антитетичность отношения к миру демонстрирует особые способности людей в фантастической повести или их слабость: Момо способна пересекать границы пространств легко, без каких-либо затруднений, в отличие, например, от Серых Господ, которых автор также наделил отличительными свойствами.
– Где она находилась, когда вы её заметили?
– Речь идет о совершенно неизвестной нам части города… Как бы это сказать… Такой впечатление, что эта часть города лежит на краю времени. Девочка направлялась именно к этому краю»[5]. Внутренний отчет времени Момо в первое посещение Мастера Хора определил один день, тогда как в «реальном» мире прошёл один год и один день. Автор создает параллельные миры, как это есть в произведениях сказок-фэнтези и ведет локальный отсчёт времени внутри каждого из них. М.Энде в формах организации времени ориентируется на классика Клайва Льюиса с его «Хрониками Нарнии», где доминанта времени содержится в самом названии.
Содержание произведения не обошлось без перехода из одного пространства в другой:
— Переход. Эфлара, Замок Черновод. — Это был голос Нортона-старшего. — Разрыв времени: двадцать две минуты сорок секунд. Внезапно настенные часы дёрнулись всем корпусом: закряхтел натужно механизм, мелко задрожали стрелки на циферблате.
Когда Василиса попадает в иное пространство, то у неё возникает ощущение, что она проделала долгий путь, тогда как приключение длилось не больше минуты. Заканчивается первая книга тем, что «земля под ногами сильно покачнулась, задрожала: вращение усилилось. Послышался гул, сначала тихий, но всё более нарастающий – как при взлёте самолёта.
«Часовой ключ» как в названии произведения, так и в содержании является смыслообразующим. В связи с этим были изобретены «неологизмы», такие как: часовать; часовая школа; первочасники; часолёт; часовой флёр; Эферные существа; радоСвет; школа темночасов; часолист; ЗлатоКлюч; часовщинка (Часовая степень); часодейное крыло; зачасовывать и т.д., которые создают речевое пространство повести. Достижение цели в произведении сопровождается следующими мотивациями: борьба за наследство: «Норт станет великим часовщиком и унаследует всё состояние отца»;
В достижении цели участникам процесса не чужды такие темы, как совершение преступления: «Если у неё обнаружится высокий часодейный дар, она может унаследовать все твои земли, твои замки, фабрику, а ещё …Ты понимаешь, о чём я. Право рождения нельзя отменить. Но можно предотвратить, используя Время». Предложение избавиться отцу от ребёнка выглядит не просто порочным, но чудовищным в произведении, адресованном детям.
Содержание всех трёх произведений организуется образами пространства и времени, но отличается художественной функцией и нравственно-эстетической и педагогической направленностью. Решение задач невозможных в реальном времени, оказывается возможным в литературной сказке, как у Евгения Шварца, например, и прорабатывается подробно и аргументировано именно благодаря насыщению образа времени дополнительными значениями, в реалистической прозе лишь сопутствующими ему. Образ времени в повестях для детей с упрочением позиций литературной сказки с доминантой составляющей фэнтези и является «фэнтезиобразующим»: его функционирование отлично как от подобного образа в научно-фантастической литературе, так и от литературной сказки, стилизующей черты сказки народной. В приведенных повестях М. Энде и популярной у сегодняшних школьников Н. Щербы происходит смещение пространственно-временных плоскостей ментальный (сон) или физический переход из одного временного пространства в другое. При этом произведение сохраняет другие черты литературной сказки.
Какое время в литературной сказке
ЧАСЫ В АВТОРСКИХ СКАЗКАХ КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ ИЛИ СИМВОЛ ВРЕМЕНИ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Актуальность исследования. Общаясь со своими одноклассниками, ребятами чуть старше или наоборот моложе себя, заметила, что некоторые не ценят время или вообще считают, что на него можно не обращать внимание.
Почему «часы» сопровождает каждого человека в течение всей жизни, начиная с момента рождения? Каждому новорожденному вписывают в карточку (помимо пола, даты, веса и роста) точное время (вплоть до минут) его появления. Потом по часам мамы кормят своих младенцев, укладывают их спать, гуляют с ними и играют, то есть создают определенный режим, благодаря которому дети, как говорится в сказках «. растут не по дням, а по часам. ».
Как оказалось, «часы» очень популярны в сказках разных писателей. С какой целью авторы их используют? Какую они несут смысловую нагрузку и чем являются: художественной деталью или символом времени?
На эти вопросы, как оказалось, нет однозначного ответа, поэтому потребовалось дополнительное исследование.
Цель исследования: определение роли использования «часов» в исследуемых сказках (частота использования, влияние на героев, смысловая нагрузка).
Объект исследования: авторские сказки, в которых встречаются «часы».
Предмет исследования: «часы» как художественная деталь или символ времени.
В соответствии с целью и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
Изучить, проанализировать и систематизировать мнения учителей, родителей, одноклассников о времени вообще и роли «часов» в их жизни (по специально разработанной анкете).
Подобрать авторские сказки, в которых используются «часы»;
Изучить и проанализировать сказки;
Методы исследования:
изучение и обобщение;
теоретический анализ литературных источников;
Глава 1. Исследование отношения ко времени и восприятия времени.
Широко известен феномен изменения масштаба времени, когда, с одной стороны, люди успевают в невероятно короткий срок принять решение и выполнить необходимый объем действий (время для них как бы «растягивается»), а с другой стороны, происходит переоценка протекающего времени, и люди не успевают сделать необходимое – время в этом случае как будто «сжимается».
Ни один человек не может существовать вне времени, оно касается всех и каждого. А вот о том, как воспринимает время каждый человек (взрослый и школьник) в отдельности, мы попытались узнать с помощью заявленных в приложении анкет.
Интересными оказались ответы взрослых на вопрос: «Считаете ли вы, что у вас в жизни было «потерянное» время?»17 человек или 49% из числа опрошенных ответили «да», мотивируя болезнью, командировками, отдельными неблагоприятными периодами своей жизни, так сказать сложившимися жизненными ситуациями.
На просьбу назвать известные авторские сказки, в которых встречаются «часы», 75 опрошенных назвали «Золушку», 59 человек – «Сказку о потерянном времени», 24 человека – «Аленький цветочек».
На вопрос «Какую смысловую нагрузку несут используемые в сказках «часы»? самым популярным стал ответ о том, что «время является величайшей ценностью и его невозможно остановить и вернуть назад». Так ответили 63 человека.
Таким образом, на восприятие времени влияют различные факторы, в том числе возраст человека, мотивация, эмоциональное состояние, наполненность промежутка времени событиями, характер, темперамент человека и т.п. Существенным фактором, влияющим на процесс данного восприятия, оказывает социальный слой, к которому человек принадлежит.
Глава 2. «Художественная деталь» в литературном произведении
Другими словами, смысл и сила детали в том, что бесконечно малое раскрывает целое. Деталь важна и значима как часть художественного целого. Деталь — это подробность, которую автор наделил значимой смысловой нагрузкой. Художественная деталь может воспроизводить черты быта или обстановки. Кроме того, деталь является одним из средств создания или раскрытия образа персонажа.
Различают следующие виды художественной детали, каждый из которых несет определенную смысловую и эмоциональную нагрузку:
а) деталь словесная;
б) деталь портретная;
в) деталь предметная;
г) деталь психологическая;
д) деталь пейзажная;
е) деталь как форма художественного обобщения.
Особо следует сказать о такой разновидности художественной детали, как бытовая, которая, в сущности, используется всеми писателями. В нашем исследовании это «часы». Среди прочих вещей авторы особо подчеркивают или выделяют эту деталь. Эта вещь несет повышенную смысловую нагрузку, перерастая в символ. Иначе говоря, деталь может приобретать значение многозначного символа, имеющего психологический, социальный и философский смысл.
Глава 3. «Символ» в литературном произведении.
Слово «символ» происходит от греческого слова symbolon, что означает «условный язык». В Древней Греции так называли половины разрезанной надвое палочки, которые помогали их обладателям узнать друг друга, где бы они ни находились.
Символ– предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления.
Некоторые художественные детали становятся многозначными символами, имеющими психологический, социальный и философский смысл.
И мне удалось это доказать в ходе исследования.
Глава 4. Часы в авторских сказках как художественная деталь или символ времени.
Для исследования были выбраны следующие произведения: «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова, «Золушка» и «Сказка о потерянном времени» Е.Л. Шварца, «Сказка о часах» Л.С. Петрушевской, «Город часов» Ю. Раенко.
Добрая и заботливая младшая сестрица противопоставлена черствым и бездушным сестрам. «Что-то душа у меня не на месте, как бы не случилось чего с другом моим сердечным. Вернусь-ка я немного раньше назад». С этими словами повернула девушка три раза кольцо и оказалась в волшебном саду чудища. И успела вовремя! И не только спасла своего доброго друга от смерти, ещё и рассеялись чары волшебные. На ее глазах чудище превратился в прекрасного юношу.
В сказке Е.Л. Шварца «Золушка» часы упоминаются неоднократно. Первый раз, это когда Крестная, провожая Золушку на бал, говорит ей: «Ты должна вернуться домой ровно к двенадцати часам. В полночь новое платье твоё превратится в старое и бедное». Второй раз Золушка замечает часы во дворце во время бала, когда «. подходит к перилам балкона и видит справа от себя на башне большие, освещённые факелами часы. На часах без двадцати одиннадцать» И в этот момент они обещают для неё «ещё целый час счастья». «Целый час и пять минут времени у меня», — говорит Золушка, — «За пятнадцать минут я, конечно, успею доехать до дому. Через час и пять минут я убегу. Конечно, может быть, счастье моё, ты не оставишь меня, даже когда увидишь, какая я бедная девушка!»
Но появляется паж, который сообщает ей печальное известие о том, что по приказу короля во всём дворце часы переведены на один час назад. Это известие становятся для Золушки страшным огорчением. «Золушка протягивает принцу руки, но вдруг раздаётся торжественный и печальный звон колоколов. Куранты башенных часов отбивают три четверти! И, закрыв лицо руками, Золушка бросается бежать».
А когда кучер лихо осаживает коней у самой калитки усадьбы лесничего, в тот же миг раздаётся отдалённый звон часов, бьющих двенадцать.
«Сказка о потерянном времени» Е.Л. Шварца является одним из любимых читателями произведений. Часы в нем появляются также несколько раз, начиная с середины сказки. Первый раз, это когда Петя Зубов рассматривает убранство домика в лесу («Ходики тикают на стене») и ему открывается ужасная тайна. Ночные посетители домика– «не мальчики и девочки, а злые волшебники и злые волшебницы сидели за столом! Вот ведь как, оказывается, устроено на свете: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет. И злые волшебники разведали об этом и давай ловить ребят, теряющих время понапрасну. » Крадут минуты и часы у тех детей, которые имеют обыкновение растрачивать время понапрасну (как большинство из людей!)
Второй раз мы видим часы, когда волшебники считают время. «Подсчитали волшебники время, хотели уже спрятать счеты в стол, но Сергей Владимирович, главный из них, – не позволил. Взял он счеты и подошел к ходикам. Покрутил стрелки, подергал гири, послушал, как тикает маятник, и опять защелкал на счетах. Считал, считал он, шептал, шептал, пока не показали ходики полночь. Тогда смешал Сергей Владимирович костяшки еще раз проверил, сколько получилось у него. Потом подозвал он волшебников к себе и проговорил негромко: «Знайте – ребята, которых мы превратили сегодня в стариков, еще могут помолодеть. »
В этот момент к главному герою Пете Зубову приходит осмысление того, что время является бесценным сокровищем, которое требуется расходовать экономно. А самое главное, что у него есть шанс вернуть детство. «Выбрался Петя из домика. И, не теряя напрасно времени, прячась за деревьями и кустами, побежал, помчался в город искать стариков школьников».
Всех отыскал, но приближается полночь, а «старики бродят по лесу, падают, спотыкаются, а дороги не находят». «Ах, время, время! – говорит Петя. – Бежит оно, бежит. Я вчера не заметил дороги обратно к домику – боялся время потерять. А теперь вижу, что иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь».
Актуальность этой сказки невозможно переоценить: в наш век высоких скоростей встречаются люди, которые не ценят время, теряют его даром и не замечают, как стареют.
Сказка заканчивается такими словами автора: «Они-то спаслись, но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет».
В «Сказке о часах» Л.С. Петрушевской часы встречаются 52 раза! Старушка, спрашивающая время у гуляющей девочки, — это волшебница, следящая за правильностью течения времени: она на протяжении основного действия выпускает ночь, чтобы дать отдых белому свету. «Если я умру, умрет день, ты что! — закричала старушка. — Это ведь я каждый вечер выпускаю ночь и даю отдохнуть белому свету! Если мое время остановится, то всему конец!».
В самом общем виде часы в этой сказке являются символом времени. Старушка, спрашивающая время у гуляющей девочки, — это волшебница, следящая за правильностью течения времени: она на протяжении основного действия выпускает ночь, чтобы дать отдых белому свету: день чередуется с ночью. Но самое главное, что поддерживается этот порядок, по мысли автора, не волшебными силами, а самими людьми; их отношением друг к другу.
Ход времени для истории — это смена поколений. Порядок в отношениях поколений поддерживается любовью: матери грустно смотреть на часы, которые показывают время смерти её матери, а повзрослевшая дочь, которая научилась любить свою мать, заводит часы и продолжает жизнь на земле.
В сказке «Город часов»молодой писательницы Юлии Раенко часы упоминаются три раза. Впервые, когда главный герой произведения на сумке малыша разглядел «необычный рисунок: на тонкой ткани были изображены часы, стрелки которых двигались».
Оказавшись в городе Часов, он видит множество часов, которые растут на деревьях, похожих на яблони. И более того, он с удивлением узнает, что сюда «за своими часами» прилетают все новорожденные младенцы. «Вы приходите в наш город, чтобы определить своё время на земле. Каждый человек проходит определённый жизненный путь, на который необходимо время».
Третий эпизод связан с одиноко висевшими часами. Как оказалось, это те часы, которые потерял, а вернее своевременно не забрал, Саша. И никто до сих пор их не может забрать, потому что «. нельзя отнимать чужое время. В результате, ты не достигнешь выбранной тобой задачи, потому что она будет по силам другому человеку, а не тебе. А у другого человека, лишившегося своего времени, тоже ничего не получится. В итоге, вы оба проживёте жизнь зря и только в старости вспомните, что когда-то потеряли свои часы».
Здесь, в городе Часов, среди тикающих и звенящих устройств, Саша осознал насколько скоротечно время. Наблюдая за стрелками часов, он почувствовал, что каждая секунда жизни имеет огромную цену.
Заключение
В правоте его слов убеждаешься, когда читаешь заявленные для исследования сказки.
Так, в сказке «Аленький цветочек» показано, что минуты ожидания тянутся очень долго, и даже незначительное промедление может привести к непоправимым последствиям.
В сказке «Золушка» автор нам показывает, что время летит очень быстро, когда происходит что-нибудь радостное и приятное.
В «Сказке о потерянном времени» Е.Л. Шварц доказывает нам, что время является величайшей ценностью человека. Время невозможно остановить и вернуть назад, его только кажется, что много, а на самом деле его всегда не хватает, если человек занят каким-либо делом.
В «Сказке о часах» Л.С. Петрушевской часы представляют собой волшебный предмет, знак времени, его течение и воздействие на человеческую жизнь. Старушка волшебница олицетворяет жизнь всего мира, являясь хранительницей жизненного ритма (день-ночь). Девочка в сказке –это разумный порядок вещей, продолжение жизни на земле.
В сказке «Город часов» главный герой, 3-еклассник Саша, понял, насколько скоротечно время. Наблюдая за стрелками часов, он почувствовал, что в жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда, и мальчик наконец-то осознал, насколько всё серьёзно. Ему была неприятна сама мысль о том, что в старости он будет думать о том, что зря прожигал своё время.
Так что подводя итоги, можно смело утверждать, что часы в жизни людей играют огромное значение. Это наглядно и ярко показали исследуемые произведения, написанные в разные периоды, начиная с 1858 года («Аленький цветочек») по 2009-2010 год («Город часов»), а также мнения взрослых и детей (анкетные данные).
Время — это, что есть у каждого, без чего не обходится ни один человек в мире, и лишь немногим кажется, что у них его с лихвой. В наших силах ценить время, не растрачивать его понапрасну. Экономя время, мы получаем дополнительную возможность творить и познавать. И чем больше мы учимся его экономить, тем быстрее растут наши достижения, тем интереснее и насыщеннее становится наша жизнь.
Тема моей исследовательской работы завершена, но впереди ждет много интересного. Хочется проследить роль «часов» в произведениях русских и зарубежных классиков.
Собранные на сегодняшний день материалы можно использовать как на классных часах, так и на уроках литературы.
Список использованных источников и литературы:
Приложения Приложение 1
АНКЕТА для взрослых.
Уважаемые взрослые! В связи с подготовкой темы «Часы в авторских сказках как художественная деталь или символ времени», прошу Вас ответить на следующие вопросы.
Что для Вас означает время?
а) я о нем не думаю
в) я им дорожу, его всегда не хватает
г) свой вариант ______________________________________
Что такое «часы» для Вас, так ли они необходимы?
а) да, я всегда слежу за временем
в) нет, не вижу необходимости
г) свой вариант ________________________________
Что для Вас значит «ценить» время?
а) стараюсь рационально использовать каждую минуту
б) быть пунктуальным
в) придерживаюсь режима
г) свой вариант ______________________________________
Позволяете ли Вы себе «попусту тратить» время?
г) свой вариант _____________________________________
Находите ли Вы время для самосовершенствования?
г) свой вариант _____________________________________
Считаете ли вы, что у Вас в жизни было «потерянное время?» Почему оно случилось?
а) да, когда мне было _________________________________
б) иногда, непродолжительные периоды, потому что ______
г) свой вариант _____________________________________
На что Вам не хватает времени?
в) свой вариант______________________________________
Замечали ли Вы, что время течет по-разному? Почему?
Назовите авторскую сказку (сказки), в которой (которых) встречаются «часы»
б) «Аленький цветочек»
в) «Сказка о потерянном времени»
г) свой вариант ______________________________________
Как Вы считаете, какую смысловую нагрузку несут используемые автором «часы» (можно на примере одной сказки)
а) незначительное промедление времени может привести
к непоправимым последствиям;
б) время является величайшей ценностью человека
и его невозможно остановить и вернуть назад;
в) часы – это знак времени, которые напрямую
воздействуют на течение жизни людей;
г) свой вариант_____________________________
Прошу Вас указать свой возраст (количество полных лет) ____________________________ и свою профессию ____________________________________________________ Спасибо.
АНКЕТА для обучающихся 6-х классов.
Что такое «часы» для Вас, так ли они необходимы?
а) да, я всегда слежу за временем
в) нет, не вижу необходимости
г) свой вариант ___________________________
Что для Вас означает время?
а) я о нем не думаю
в) я им дорожу, его всегда не хватает
в) свой вариант ___________________________
Что по-вашему значит «попусту тратить» время?
б) заниматься чем-то бессмысленным
г) свой вариант ____________________________
Позволяете ли Вы себе «попусту тратить» время?
г) свой вариант ____________________________
Что для Вас значит «ценить» время?
а) стараюсь рационально использовать каждую минуту
б) быть пунктуальным
в) придерживаться режима
г) свой вариант ____________________________
Назовите общее количество часов, которые вы ежедневно тратите на выполнение домашних занятий
Находите ли Вы время для самосовершенствования, т.е. для выполнения дополнительных заданий, которые не заданы учителями
На что вам не хватает времени?
а) отдых, сон, прогулки
г) свой вариант ___________________________
Назовите авторскую сказку (сказки), в которой (которых) встречаются «часы»
б) «Аленький цветочек»
в) «Сказка о потерянном времени»
г) свой вариант ___________________________
Как Вы считаете, какую смысловую нагрузку несут используемые автором «часы»(можно на примере одной сказки)
а) незначительное промедление времени может привести к непоправимым последствиям;
б) время является величайшей ценностью человека и его невозможно остановить и вернуть назад;
в) часы – это знак времени, которые напрямую воздействуют на течение жизни людей;
г) свой вариант_____________________________
и горя растягиваются чуть ли не на целую вечность. К
, чтобы все было наоборот! Научиться властвовать над временем, поставить его
Результаты анкетирования взрослых (всего приняло участие 35 человек)
Что для Вас означает время?
а) я о нем не думаю
в) я им дорожу, его всегда не хватает
г) свой вариант __________________
Что такое «часы» для Вас, так ли они необходимы?
а) да, я всегда слежу за временем
в) нет, не вижу необходимости
г) свой вариант ________________
Что для Вас значит «ценить» время?
а) стараюсь рационально использовать каждую минуту
б) быть пунктуальным
в) придерживаюсь режима
г) свой вариант ______________
Жить и быть счастливой
Позволяете ли Вы себе «попусту тратить» время?
г) свой вариант ________________
У меня на это нет времени
Находите ли Вы время для самосовершенствования?
г) свой вариант _________________
Считаете ли вы, что у Вас в жизни было «потерянное время?» Почему оно случилось?
а) да, когда мне было ____________
б) иногда, непродолжительные периоды, потому что
г) свой вариант __________
3 чел. (когда мне было 13-15 лет, 17 лет)
14 чел. (болезнь, командировки и другие жизненные обстоятельства)
На что Вам не хватает времени?
в) свой вариант_____________
Хобби, неинтересные дела, на себя, на всё хватает
Замечали ли Вы, что время течет по-разному? Почему?
22 чел. (с возрастом быстрее, всё хорошее быстро заканчивается)
Назовите авторскую сказку (сказки), в которой (которых) встречаются «часы»
б) «Аленький цветочек»
в) «Сказка о потерянном времени»
г) свой вариант ________________
Щелкунчик, сказка о часах
Как Вы считаете, какую смысловую нагрузку несут используемые автором «часы»(можно на примере одной сказки)
а) незначительное промедление времени может привести к непоправимым последствиям;
б) время является величайшей ценностью человека и его невозможно остановить и вернуть назад;
в) часы – это знак времени, которые напрямую воздействуют на течение жизни людей;
Нужно учиться беречь время и рационально его использовать
Примечание: при анкетировании допускалось два ответа в отдельных пунктах.
Результаты анкетирования обучающихся 6-х классов (всего приняло участие 46 человек).
Что такое «часы» для Вас, так ли они необходимы?
а) да, я всегда слежу за временем
в) нет, не вижу необходимости
г) свой вариант _____
Слежу за временем, но всегда пользуюсь часами
Что для Вас означает время?
а) я о нем не думаю
в) я им дорожу, его всегда не хватает
в) свой вариант ______
Я его ценю и стараюсь правильно им распоряжаться
Что по-вашему значит «попусту тратить» время?
б) заниматься чем-то бессмысленным
г) свой вариант ___________
Позволяете ли Вы себе «попусту тратить» время?
г) свой вариант _____________
Что для Вас значит «ценить» время?
а) стараюсь рационально использовать каждую минуту
б) быть пунктуальным
в) придерживаться режима
г) свой вариант __________
Назовите общее количество часов, которые вы ежедневно тратите на выполнение домашних занятий
Находите ли Вы время для самосовершенство-вания, т.е. для выполнения дополни-тельных заданий, которые не заданы учителями
На что вам не хватает времени?
а) отдых, сон, прогулки
г) свой вариант ______
Прогулки, безделье, хобби, увлечения, на тренировки, личные дела, на всё хватает!
Назовите авторскую сказку (сказки), в которой (которых) встречаются «часы»
б) «Аленький цветочек»
в) «Сказка о потерянном времени»
г) свой вариант _____
Алиса в стране чудес
Как Вы считаете, какую смысловую нагрузку несут используемые автором «часы»(можно на примере одной сказки)
а)незначительное промедление времени может привести к непоправимым последствиям;
б) время является величайшей ценностью человека и его невозможно остановить и вернуть назад;
в) часы – это знак времени, которые напрямую воздействуют на течение жизни людей;
г) свой вариант___________
Примечание: при анкетировании допускалось два ответа в отдельных пунктах.
Поэтапный анализ исследуемых сказок.
Сергей Тимофеевич Аксаков «Аленький цветочек»
(сказка была впервые напечатана Аксаковым в 1858 году как приложение к автобиографии «Детские годы Багрова-внука»)
Как часто упоминаются часы в произведении
В какой части произведения
Что происходит с героями
Часы отцовские, аглицкие или немецкие.
Первый раз ближе к концу произведения, когда сестры «все часы в доме целым часом назад поставили».
Второй раз в конце: Настенька «смотрит то и дело на часы».
Отец привез Настеньке из дальнего путешествия аленький цветочек. За это должен был вернутся к чудищу или прислать дочь.
Настенька попала во дворец к чудищу, полюбила его. Однажды решила навестить отца, пообещав вернуться и опоздала.
Сестры взяли да все часы в доме целым часом назад поставили.
Чудище от любви Настеньки превращается в принца.
В сказке показано, что минуты ожидания тянутся очень долго. И даже незначительное промедление может привести к непоправимым последствиям.
Евгений Львович Шварц «Сказка о потерянном времени»
(Дата написания 1940 г.)
Как часто упоминаются часы в произведении
В какой части произведения
Что происходит с героями
Ходики – небольшие настенные часы с гирями и маятником, волшебство совершается, когда часы показывают полночь.
Два раза в середине сказки: первый раз, когда Петя рассматривает убранство домика в лесу, второй раз, когда волшебники считали время.
Третий раз – в конце произведения, когда Петя «закрутил» стрелки ходиков обратно, и ребята вновь стали детьми.
Ученик 3го класса Петя Зубов не любит учиться. Превращается в старого дедушку, в отчаянии убегает в лес. Узнает секрет волшебников, находит остальных пострадавших детей и переводит стрелки ходиков. Все дети вновь становятся детьми.
Волшебники крадут минуты и часы у детей.
Время является величайшей ценностью человека. Время невозможно остановить и вернуть назад, его только кажется, что много, а на самом деле его всегда не хватает, если человек занят каким-либо делом.
Евгений Львович Шварц «Золушка»
(Дата написания 1946 г.)
Как часто упоминаются часы в произведении
В какой части произведения
Что происходит с героями
Золушка подходит к перилам балкона и видит справа от себя на башне большие, освещенные факелами часы. На часах без двадцати одиннадцать.
Часы упоминаются в середине сказки: первый раз, когда Золушка на балконе мечтает еще о целом часе счастья, второй раз, когда она узнаёт, что король приказал перевести все часы во дворце на один час назад.
Золушка, попадая на бал, увлеклась общением с принцем, совсем позабыла о времени. И как только начало бить полночь, ей пришлось очень быстро убежать. При этом она потеряла одну из своих хрустальных туфелек.
Король приказал перевести все дворцовые часы на час назад, чтобы гости танцевали на балу подольше.
Чудо было временным, в полночь рассеялось. Время летит очень быстро, когда происходит что-нибудь приятное.
Людмила Стефановна Петрушевская «Сказка о часах»
(Дата написания 1989 г.)
Как часто упоминаются часы в произведении
В какой части произведения
Что происходит с героями
Перед тем, как их завели, показывали 16:55
После того, как часы завели, со временем шли все быстрее
Слово часы (часики) встречается в тексте 52 раза
Часы в этой сказке пронизывают всё содержание. «Вокруг них» построен сюжет произведения.
Девочка в начале произведения эгоистична, жестока, мечтает о часах и никого не слушает, лишь бы носить их. Повзрослев, готова принести себя в жертву ради жизни матери.
Мать, бедная женщина, которая завела часы, чтобы спасти от смерти свою единственную дочь.
Старушка каждый день выпускает ночь, давая белому свету отдохнуть, следит за тем, чтобы мир остался жив.
Часы – волшебный предмет, знак времени, его течение и воздействие на человеческую жизнь.
Старушка волшебница – сохранение ритма жизни, олицетворяет жизнь всего мира.
Девочка – разумный порядок вещей, продолжение жизни на земле.
Юлия Раенко «Город Часов»
Как часто упоминаются часы в произведении
В какой части произведения
Что происходит с героями
На тонкой ткани сумочки крохотного человечка были изображены часы, стрелки которых двигались.
В городе Часов повсюду растут деревья, похожие на яблони, только вместо яблок на них растут настоящие часы.
Первый раз в середине сказки – часы на сумочке крохотного человечка; второй раз (середина произведения) в городе Часов на деревьях, похожих на яблони; третий раз, в конце сказки, когда Саша увидел «свои» часы, одиноко висевшие на дереве уже 8 лет.
Жил-был мальчик Саша восьми лет. В школе он учился плохо, не любил помогать маме и папе. Все дела любил оставлять «на потом». Во время прогулки по парку он забирался на большой дуб, чтобы наблюдать за прохожими, иногда плевался из трубочки в людей шариками из бумаги.
Сумочка маленького человечка застряла в ветках дерева. Саша решает помочь и замечает часы на сумочке. Маленький человечек обещает всё объяснить, если Саша отдаст ему сумочку и волшебник показывает мальчику город Часов. Выясняется, что Саша потерял свои часы.
Мальчик увидел на дереве одиноко висевшие часы. В его сознании что-то щёлкнуло. Перед ним возник образ человека в строительной каске, в руках которого были чертежи. Саша вспомнил, как любил в детстве строить из песка. В его мыслях родилась идея нарисовать и создать новое здание, в котором будут жить люди.
Здесь, в городе Часов, среди тикающих и звенящих устройств, Саша понял, насколько скоротечно время. Наблюдая за стрелками часов, он почувствовал, что каждая секунда жизни имеет огромную цену.
Мальчик наконец-то осознал, насколько всё серьёзно. Ему была неприятна сама мысль о том, что в старости он будет думать о том, что зря прожигал своё время.