какое время года любил есенин

Какое время года любил есенин

Смирнова Марина Николаевна

Организовать образовательную деятельность детей, направленную на усвоение знаний о творчестве С. А. Есенина, посвященной временам года; создать условия для развития у детей умения отвечать на вопросы полным ответом; способствовать воспитанию у детей чувства любви к родному краю и к природе.

1.Продолжение знакомства детей с творчеством С. А. Есенина, посвященной временам года.

2.Представление о чувстве любви к родному краю и природе.

3.Развивать связную речь, активизировать словарный запас.

4.Рефлексивную оценку результатов образовательной деятельности детей на занятии.

Демонстрационный материал: фото Сергея Есенина, картины, изображающие природу в разное время года, презентация.

Предварительная работа: чтение стихов С. Есенина о родном крае и природе в разное время года, наблюдение на участке детского сада о сезонных изменениях, рассматривание иллюстраций на тему «Времена года».

Звучит песня «Отговорила роща золотая» (сл. С. Есенина, муз. Г. Пономаренко).

Ребята, на сегодняшнем занятии мы с вами продолжаем знакомиться с творчеством нашего земляка – поэтом Сергеем Александровичем Есениным.

Как вы уже знаете, он родился 3 октября 1895 года на просторах реки Оки в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. Воспитывали его в основном дедушка – Титов Федор Андреевич, прививший ему любовь к книгам и бабушка – Титова Наталья Евтихиевна, которая с ранних лет рассказывала ему сказки и увлекательные истории.

В зимний вечер по задворкам

По сугробам, по пригоркам

Мы идем, бредем домой.

И садимся в два рядка

Слушать бабушкины сказки

Сергей Есенин очень рано начал писать стихи – в 8-ми летнем возрасте, а любовь к природе он почерпнул, конечно же, благодаря своей бабушке и жизни с детских лет в сельской местности.

В своем творчестве Сергей Есенин очень много места уделил стихам, воспевая красоту природы во все времена года, будь то зима или лето, весна или осень.

Послушайте отрывок из стихотворения « Поет зима – аукает».

Молодец! Зима баюкает мохнатый лес. Мохнатый лес, значит с густой растительностью, с густой хвоей.

Ребята, обратите внимание: зима в стихотворении поэта не просто заморозила лес, а она по сказочному его баюкает, напевая волшебные песни стозвоном сосняка, а облака у него не серые, а седые, которые не просто плывут по небу, подгоняемые холодным ветром, а плывут в страну далекую!

А вот Сергей Есенин уже прославляет пробуждение природы в другом стихотворении:

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей…

Полина, что черемуха, по словам Есенина, сделала с весною? (ответ ребенка)

Посмотрите, ребята, черемуха у Есенина не просто с весною расцвела, а еще он сравнивает ветки золотистые с кудрями.

А как вы думаете, почему? (ответы детей)

Зелень пряная у него сияет в серебре. Пряный – это значит острый и ароматный запах.

Почему зелень сияет в серебре? (ответы детей)

Ребята, давайте немного отдохнем!

Чтобы ровной была спинка, очень нам нужна разминка,

Ну-ка, встань, не зевай и за нами повторяй!

(Дети встают, разводят руками)

Здравствуй, солнышко, привет, без тебя нам жизни нет!

(Кружатся вокруг себя, руками показывают лучи)

Землю солнышко пригрело, (Разводят вокруг себя руками)

Птичка радостно запела, (Руками изображают взмах крыльями)

Зажурчали ручейки, (Ладошки сложить вместе, волнообразными движениями изобразить ручеек)

Зацвели вокруг цветы небывалой красоты! (Приседают и снова встают, руки поднимают вверх)

Отдохнули? Продолжим нашу беседу.

А вот уже и лето на подходе! И опять не перестает удивлять нас поэт своими красочными выражениями. Послушайте его стихотворение «С добрым утром!»

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

Ребята, какие в этом стихотворении вам больше всего понравились слова и выражения поэта? (ответы детей)

Какое время суток описывает поэт? (ответы детей)

Небольшая беседа по этому стихотворению.

Пролетело теплое, солнечное лето, и вот уже шелестит золотая осень! Больше всего стихов о временах года Есенин посвятил именно этому времени года – осени. Он очень любил осень, как раннюю с ее золотыми красками, так и позднюю с ее дождями и печальными образами.

Закружилась листва золотая.
В розоватой воде на пруду
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду…

Богдан, почему Есенин называет листву золотой? (ответ ребенка)

Лиля, как ты думаешь, почему поэт сравнивает листья в стихотворении с легкой бабочек стаи? (ответ ребенка)

Ребята, какие красивые стихи на нашем занятии мы сегодня с вами прочитали, не правда ли?

Стихи Сергея Александровича Есенина будто не написаны пером, а рождены самой русской природой! Люди, животные, растения, стихии и предметы – все они, по Есенину, дети единой матери – природы.

Какое бы время года не описывал в своих стихах поэт, везде в них дышит любовь к природе и родному краю!

Ребята, давайте вспомним, с творчеством какого поэта мы сегодня с вами продолжали знакомиться? (ответы детей)

В каком селе родился Сергей Есенин? (ответы детей)

О чем рассказывал в своих стихах Сергей Есенин? (ответы детей)

Что вам больше всего понравилось или запомнилось? (ответы детей)

Кому мы можем рассказать о творчестве С. Есенине? (ответы детей)

На этом наше занятие подошло к концу. Спасибо за внимание.

Здравствуй, пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр / сост. Л.Н. Калмыкова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 247с.

С. А. Есенин. Собр. Соч. в 6-ти томах. М., «Художественная литература», 1977-1980 гг.

Источник

Интегрированное занятие «Времена года в поэзии С. Есенина»

какое время года любил есенин Наталья Погорелова
Интегрированное занятие «Времена года в поэзии С. Есенина»

Интегрированное занятие «Времена года в поэзии С. Есенина»

(подготовительная к школе группа)

Программные задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»

1. Продолжить знакомство с творчеством С. Есенина; показать красоту, неповторимость, задушевность поэзии С. Есенина.

2. Обогащать знания детей о временах года с помощью живописи, музыки и художественного слова.

3. Закреплять умение передавать своё отношение к природе с помощью художественного слова.

Образовательная область «Физическое развитие»:

1. Развивать и совершенствовать психофизические качества детей: ловкость, быстроту, выносливость посредством подвижных народных игр.

2. Развивать у детей внимание, умение ориентироваться в пространстве, сохранять равновесие в процессе игры; учить совместным действиям в игре.

3. Продолжать развивать у детей самостоятельность в организации игры, выполнении правил и норм поведения.

4. Воспитывать интерес детей к народным играм родного края.

Образовательная область «Речевое развитие»

1. Совершенствовать речевые навыки детей в игровой деятельности.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

1. Обогащать знания детей о временах года с помощью живописи, музыки и художественного слова.

2. Обогащать музыкальные впечатления детей.

3. Способствовать дальнейшему развитию умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки.

Предварительная работа:

Беседы о временах года, составление описательных рассказов по пейзажным и сюжетным картинам, разучивание стихов С. Есенина, выставка рисунков «Времена года».

Ход занятия.

Вводная часть:

Дети входят в зал, приветствие. Детям предлагается сесть на скамейки.

какое время года любил есенин

Инструктор: Обратите внимание на панно, которое сегодня у нас в зале на стене. Как вы думаете, что оно обозначает? Я загадаю вам загадку, она поможет вам правильно ответить, что изображено на панно.

Ответы детей. (Времена года).

Воспитатель: Какие времена года вы знаете?

Ответы детей. (Лето, осень, зима, весна).

Воспитатель: Что вы знаете об осени?

Ответы детей. (Идут дожди, листопад, сбор урожая и т. п.)

Воспитатель: Что вы знаете о зиме?

Ответы детей. (Холодно, морозно, идет снег).

Воспитатель: Что вы знаете о весне?

Ответы детей. (Тает снег, тепло, прилетают птицы).

Воспитатель: Что вы знаете о лете?

Ответы детей. (Жарко, светит солнце, цветут цветы).

Основная часть:

Показ презентации «Времена года в поэзии С. Есенина» (показывает инструктор)

Сергей Есенин родился в крестьянской семье, Рязанском селе Константиново, что на берегу реки Оки. Рязанская земля одарила С. Есенина красотой, силой, талантом.

Одно из времен года Есенин особенно любил. Ребята, какое сейчас время года? (осень).

1ребенок. «Закружилась листва золотая».

2ребенок. «Нивы сжаты, рощи голы».

Воспитатель: Вы заметили, что стихи С. Есенина лиричны, мелодичны и певучи? Композиторы написали на некоторые стихи музыку, так появились замечательные песни и романсы.

Давайте послушаем песню на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая».

Какое время года изображено? (зима)

3 ребенок «Поет зима, аукает».

Вы видите дерево – символ русской природы – берёзу. Всем хорошо известно стихотворение «Берёза». Давайте все вместе прочитаем и покажем это знаменитое стихотворение Есенина.

Построение детей в круг.

Психогимнастика «Белая берёза»

Берёза. Построение в круг, о. с., руки внизу.

Белая берёза Медленное поднятие рук через

Под моим окном стороны.

Принакрылась снегом, Медленное опускание рук через

Точно серебром. стороны.

На пушистых ветках Поочерёдные плавные взмахи рук:

Снежною каймой взмах правой – поворот головы в

Распустились кисти правую сторону, то же влево.

И стоит берёза Поднятие рук вперёд – вверх,

В сонной тишине, подняться на носки, медленный

И горят снежинки наклон вниз, коснуться носков

В золотом огне. ног, выпрямиться.

А заря, лениво Движение по кругу боком

Обходя кругом, приставным шагом, делая

Обсыпает ветки взмахи руками вперёд – вверх.

Какое время года изображено? (весна). Весной оживает природа, распускаются цветы и листья. Давайте послушаем стихотворение Есенина «Черёмуха».

4 ребёнок «Черёмуха».

Во времена Есенина водили хороводы, затевали игры. Вы хотели бы поводить хоровод? Становитесь в круг!

Хоровод-игра «Со вьюном я хожу» (выполняется под музыкальное сопровождение)

Ход игры. Дети становятся в круг, лицом в центр. Один ребенок – ведущий. У него в руках «вьюнок». Под пение первого куплета ведущий идет «восьмеркой» (обходя каждого ребенка) и на последнее слово куплета кланяется тому, перед кем останавливается.

С началом 2-го куплета за ведущим идет тот ребенок, кому поклонился ведущий.

На третий куплет движения повторяются.

К концу песни со «вьюном» ходят четверо. Затем «вьюн» кладут в центр круга. Под веселую плясовую четверо детей танцуют, выполняя любые танцевальные движения. С окончанием музыки дети стараются взять «вьюн». Самый ловкий становится ведущим, и игра повторяется.

Посмотрите, какое время года изображено? (лето).Послушайте стихи Есенина о лете.

5 ребенок «С добрым утром».

6 ребенок «Гляну в поле, гляну в небо».

Инструктор: Лето – самое тёплое время в году, для детей пора игр и развлечений. Какое же лето без интересной русской народной игры! Поиграем в летнюю игру с солнцем.

Русская народная игра «Игра с Солнцем»

В центре круга – «солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнце). Дети хором произносят:

Дыхательная гимнастика «Покажи солнышко» (Проводится с построением детей в круг).

Заключительная часть:

Воспитатель: Давайте еще раз посмотрим на наше панно «Времена года». (Дети встают полукругом перед панно.) Мы сегодня прочитали и даже показали много стихов о временах года знаменитого русского поэта Сергея Есенина. Каждое время года неповторимо и по – своему прекрасно. А какое время года нравится вам? (Ответы детей).

Инструктор: Предлагаю каждому взять с подноса смайлик и прикрепить к изображению того времени года, которое понравилось ему больше всего.

Дети прикрепляют карточки–смайлики к панно «Времена года».

Инструктор: Посмотрите, ни одно время года не осталось без ваших улыбок. Родная природа красива в любое время года. А с помощью стихов Сергея Есенина о родной природе времена года получились еще боле красивыми и удивительными.

1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез,2016.

3. Знакомство детей с русским народным творчеством. Сборник. – Спб. :

5. Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду. Подготовительная к школе группа. Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2012.

Прикреплённые файлы:

Фронтальное логопедическое занятие по теме «Времена года» Конспект фронтального логопедического занятия с обучающимися 2 класса с ФФНР по теме «Времена года. Зима.» Учитель-логопед: Колпакова И. А.

Интегрированное занятие «Лягушонок Квак и дождик» для детей 4- го года жизни Интегрированное занятие «Лягушонок Квак и дождик» для детей 4- го года жизни. Разработали- музыкальный руководитель Соловьёва Л. А. Воспитатель.

Конспект занятия по рисованию для старших дошкольников «Зимний пейзаж в поэзии С. А. Есенина» Конспект занятия по рисованию для старших дошкольников. Тема «Зимний пейзаж в поэзии С. А. Есенина». Цель: Создание сюжета на тему «Зимний.

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста «Времена года» Цель: развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР Задачи: Коррекционно-образовательные: • создать условия для закрепления знаний.

Литературная гостиная «Путешествие в страну, где сияет поэзии солнце», приуроченная ко Дню поэзии «Путешествие в страну, где сияет поэзии солнце» Цель: создание социальной ситуации развития детей через поэзию детских авторов. Задачи:.

какое время года любил есенинОткрытое интегрированное занятие в 1 младшей группе (2–3 года). Тема: «Колобок убежал» Цели и задачи: 1. Активизировать в речи детей прилагательные: длинный, короткий, большой, хитрая, мягкое. 2. Развивать умение воспринимать.

Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим миром и обучению грамоте в старшей группе «Времена года» Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим миром и обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Времена года» Цели: Закрепить представление.

Тематическое занятие «Музыкальная гостинная «Времена года» П. И. Чайковский» Тематическое занятие. Музыкальная гостинная » Времена года» П. И. Чайковский. для детей старшего дошкольного возраста. Тронько Светлана.

Творческий проект для учащихся младшего школьного возраста «Времена года в классике: музыке, живописи, поэзии» Видео сценарий и видеоотчет концерта проекта. Введение. Во все времена люди зависели о природы и от погодных условий. В разные эпохи и художники,.

Занятие по английскому языку в подготовительной группе «Времена года» Тема: Мы знаем все времена года. Задачи: 1) Повторит и закрепить в устной речи слова: spring, summer, autumn, winter, I like spring; 2).

Источник

Внеклассное мероприятие «Времена года в поэзии Сергея Есенина»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ГКОУ РО специальная Зерноградская школа-интернат

Внеклассное мероприятие для начальных классов

«Времена года в поэзии С. А. Есенина», посвященное 120-летию со дня рождения.

Подготовили: Лисунова С. В.

какое время года любил есенин

Внеклассное мероприятие «Времена года в поэзии Сергея Александровича Есенина.

Цель: знакомство детей с творчеством Сергея Есенина.
Задачи:
— донести до учащихся красоту поэзии Сергея Есенина;
— развивать навыки выразительного чтения;
— расширять кругозор младших школьников;
— развивать познавательный интерес и творческие способности детей;
— формировать глубокое уважение к родной природе и Родине;
— совершенствовать культуру младшего школьника;
— воспитывать у учащихся эстетический вкус.

Добрый день, уважаемые гости! Мы приглашаем вас на мероприятие «Времена года в поэзии Сергея Александровича Есенина», которое посвящается 120-летию со дня рождения поэта Сергея Есенина. Слайд

Послушайте эпиграф нашего праздника.слайд

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названием кратким «Русь»

Отец Сергея Есенина Александр Никитич мальчиком пел в церкви. Он уехал в Москву, на заработки. Есенина отдали на воспитание в семью деда.Именно он, являясь зажиточным и умным человеком, любящим книги, приучил юного Есенина любить природу и искусство.

С 5 лет Сергей научился читать,

Закончил в 1909 году

слайд С 1909 по 1912 год учится в закрытой церковно-учительской школе в селе Спас-Клепики и оканчивает ее «на отличие»получив профессию учитель.

В 1912 году Есенин переехал в Москву работал, в типографии. В это же время он учится в университете и посещает литературно-музыкальные общества.

Сдайд Первое стихотворения молодого, но талантливого поэта были опубликованы в 1914 году в детском журнале «Мирок» Белая берёза»

В 1918 году Есенин переезжает в Москву, где встречается с поэтами Александром Блоком Николаем Клюевым которые высоко оценивают его творчество. слайд

слайд 21 Есенин был хорошо образован, много читал,. В период 1923-1925 годов Есениным были созданы лучшие стихотворения и поэмы. Есенин единственный из поэтов того времени, который всю свою жизнь подчинил писанию стихов.для него не было других ценностей в жизни, кроме его стихов.

Сергей Есенина прожил очень короткую жизнь, всего 3 десятилетия.но поэзия его вечна, народ помнит его и чтит

Слайд в память о нём построили в селе Казанскаую церковь.

во многих городах нашей страны скульпторами в честь поэта были созданы памятники. слайды Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. слайд

Слайд Сергея Есенина называют певцом русской природы. слайд

У него много стихотворений о природе. Все они певучие, красивые, можно сказать разноцветные. Природу России воспринимал чутким сердцем русского человека, очеловечивал её

– «Черёмуха в белой накидке»

_»Словно белою косынкой подвязалася сосна»

-«Отговорила роща золотая»

Зима-чудесная пора, зимой всё кажется таинственным, Есенин любил это время года, именно может быть поэтому зимой он написал самые лучшие стихотворения.

Слайд «Белая берёза»-2 класс Крысина Светлана

Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
слайд

И стоит берёза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром

Слайд Пороша ученики 4 б
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
слайд Повязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
слайд Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

Многие стихи Есенина переложены на музыку. Послушайте романс.

Послушайте ученика 4 Б Боженко Данила

Слайд Наступление весны
Весна наступает, снег быстро тает,
И всё оживает с приходом ея!
Деревья оделись зелёной листвою,
Луг зеленеет, покрытый травою.
Поля зазеленели, ароматом дыша.
слайд Цветы запестрели, птицы прилетели.
Лес оживился щебетанием,
Воздух наполнился благоуханием.

Весенний вечер ученики 4 а
Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зелёной весны.
Солнце садится за горы лесистые.
слайд Рог золотой выплывает луны.
Запад подёрнулся лентою розовой,
Пахарь вернулся в избушку с полей,
И за дорогою в чаще берёзовой
слайд Песню любви затянул соловей.
Слушает ласково песни глубокие
С запада розовой лентой заря.
С нежностью смотрит на звёзды далекие
И улыбается небу земля.

Черёмуха слайд
Черёмуха душистая с весною расцвела
И ветки золотистые, что кудри, завила.
Кругом роса медвяная сползает по коре,
слайд Под нею зелень пряная сияет в серебре.
А рядом, у проталинки, в траве, между корней,
Бежит, струится маленький серебряный ручей.
Черёмуха душистая развесившись, стоит,
слайд А зелень золотистая на солнышке горит.
Ручей волной гремучею все ветки обдаёт
И вкрадчиво под кручею ей песенки поет.
Романс «Черёмуха» 54

С добрым утром слайд Конкин Максим.
Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
слайд Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
слайд И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
Вот уж вечер 65-67 Вот уж вечер.

Слайд РосаБлестит на крапиве.
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве.
слайд От луны свет большой
Прямо на нашу крышу.
Где-то песнь соловья
Вдалеке я слышу.
Хорошо и тепло,
Как зимой у печки.
И берёзы стоят,
Как большие свечки.
Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве.
Романс «Спит ковыль»

И завершаем нашу поэтическую страницу как вы думаете каким временем года?

Какай период осени самый красивый?

Послушайте романс отговорила роща золотая

Нивы сжаты, рощи голы
Нивы сжаты, рощи голы,
слайд От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.

В ожидании зимы
слайд Под осенними осинками
Зайка зайке говорит:
— Посмотри, как паутинками
Наш осинничек обвит.
Замелькали нити белые,
Закраснел в дубраве лист;
Сквозь деревья помертвелые
Чей-то слышен вой и свист.
То зима идёт сердитая —
Горе бедному зверью!
Поспешим к её прибытию
Шубку выбелить свою. —
Под осенними осинками
слайд Обнялись друзья, молчат.
Повернулись к солнцу спинками —
Шубки серые белят. Слайд

В тех краях где жил Есенин поздней осенью мы видим первый снег. романс.

Стихи Есенина наполнены любовью к России к русской природе. Учат нас быть преданными ей, Родине, которую он так любил. Поэт завещал нам нести эту любовь и преданность России- великой стране нашей общей Родине.

Источник

Времена года в лирике С.Есенина

какое время года любил есенин

Описание презентации по отдельным слайдам:

Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 285 имени В.А. Молодцова» ВРЕМЕНА ГОДА в лирике С.А. Есенина Выполнила: ученица 11 «Г» класса Фролова Мария Руководитель: учитель русского языка и литературы Дегтярева Е.А.

Объект, Предмет, цели и задачи Объектом исследования: стихотворения поэта разных лет Предмет исследованиЯ : описание времен года в лирике поэта Цель: рассмотреть, как мотивы разных времен года отражаются в стихотворениях С.Есенина понять, описание какого времени года встречается чаще и почему. ЗАДАЧИ: 1.познакомиться с особенностями поэтической манеры поэта 2.изучить стихотворения поэта, в которых встречается описание времен года 3.выделить образы, преобладающие при описании каждого времени года 4. определить, как пейзажные мотивы связаны с философскими и любовными и центральной темой Родины

Особенности поэтической манеры С.Есенина (По М.Н.Солнцевой) Метафоры, эпитеты, сравнения, параллелизмы делятся по тематическому признаку зоологическое претворение мира «Ягненочек кудрявый месяц / Гуляет в голубой траве» «Рыжий месяц жеребенком / Запрягался в наши сани» «Младенцем завернула /Заря луну в подол» «Отелившееся небо/ Лижет красного телка» литургическое отношение к миру Русский пейзаж – храм, крестьянский быт – богослужение в нем «Земля молитвенником красным / Пророчит благостную весть…» «Когда звенят родные степи/Молитвословнымковылем» «У лесного аналоя /Воробей псалтырь читает»

Мы рассмотрели 90 стихотворений С.Есенина, где встречались описания времен года Из них: 14 о весне, 34 о лете, 10 о зиме 22 об осени, а также 10 стихотворений, в которых встречается несколько времен года одновременно СТИХОТВОРЕНИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ВРЕМЕНАМ ГОДА

Весна Лето Растения Зоология Птицы Ландшафт Крестьянскийбыт Праздники Явления природы Литургические образы Крапива Ива Березы Черемуха Сосна Вороны Ковыль Ракиты Лебеда гречиха калина Тоска журавлиная Мухи табун Соловей Сонный сторож (детял) Грачи Река Опушка Озера Равнина Гора Поле Луга Дубравы роща Гумно Солома Избы Рожок Пастух копыта Радуница Пасха Богородицынпокров. Водяной ветерок Вечернее полымя (закат) Заря Роса гроза Исус Богомолки Монахи Колокольня Солома-риза ряса Капуста Клененочек Ромашка Береза-свечка Васильки тростники семик повилика Ели Рожь Осока Ковыль-трава Щука Змея Мыши Кони Тараканы Кот Куры щенки Кукушка Иволга Глухари лебедь Луг Речка Овраг Горы Долы Поле Околица Озеро Стог Берег Роща Чаща Болото Пни Хлебная брага Медовые соты Баранки Дранки Колья копны хлеба резным окошком паутины соха яйца Гарь в небесном коромысле Борозда ржи Хомут Купальница Троица Пречистый Спас Роса Ветер Заря радуга Ладан Панихида Саван Канон Благовест Обедня Всенощная Риза Молебен хоругви Дьячишко вера бог церковь

Летняя пора жизни описана во многих стихотворениях с лучшими чувствами, но нет стихотворений с названием «Лето», не встречается эпитет «летний» Поэзия Есенина тесно связана с крестьянским трудом, а он более интенсивен летом (колосья, поля, косари, купание, тальянка, встречи). «Сшибает яблоки зари сгребая сено на покосах « 2. «Зори пенились и таяли (совы)» 3. «Над зелёными пригорками» 4. «Синий плат небес» 5. «Темным елям снится» 6. « И светились из воды три далекие звезды « « 7. «Синий подкосил цветок, золотой примял песок» 8. «Луна стелила тени, сияли зеленя» 9. «Ах, сегодня так весело росам» «Там, где капустные грядки…» «Под венком лесной ромашки…» «Темна ноченька, не спится…» «Хороша была Танюша…» «Опять раскинулся узорно /Над белым полем багрянец…» «Заиграй, сыграй, тальяночка,малиновымеха» « ПОДРАЖАНЬЕ ПЕСНЕ», «Выткался на озере алый свет зари», «Матушка в Купальницу по лесу ходила…» «Зашумели над затоном тростники» «Троицыно утро, утренний канон» «На плетнях висят баранки, /Хлебной брагой льет теплынь» «Край ты мой родной!» «Кузнец» «Калики» «Вот уж вечер. Роса»

Я по первому снегу бреду, В сердце ландыши вспыхнувших сил. Вечер синею свечкой звезду Над дорогой моей засветил. Я не знаю, то свет или мрак? В чаще ветер поёт иль петух? Может, вместо зимы на полях Это лебеди сели на луг.

ВЕСНА, «Вот уж вечер. Роса…», «За горами, за желтыми долами…» «Сыплет черемуха снегом», «Сохнет стаявшая глина», «Край ты мой заброшенный,/Край ты мой, пустырь,» «Табун» « Весна на радость не похожа» «Проплясал, проплакал дождь весенний» «О муза, друг мой гибкий,/ Ревнивица моя» • «За рекой горят огни…» • «Я странник убогий…» • «Черемуха» • «Чары» • « Дымом половодьезализало ил»

Сохнет стаявшая глина, На сугорьях гниль опенок. Пляшет ветер по равнинам, Рыжий ласковый осленок. Пахнет вербой и смолою, Синь то дремлет, то вздыхает. У лесного аналоя Воробей псалтырь читает. Прошлогодний лист в овраге Средь кустов, как ворох меди. Кто-то в солнечной сермяге На осленке рыжем едет. Прядь волос нежней кудели, Но лицо его туманно. Никнут сосны, никнут ели И кричат ему: «Осанна!»

ОСЕНЬ «Нощь и поле, и крик петухов. » «Сзлатнойтучки глядитСаваоф» «О край дождей и непогоды,» «Голубень» «Песни, песни, о чем вы кричите?» «Хулиган» «Сторона ль ты моя, сторона!/Дождевое, осеннее олово» «Клен ты мой опавший, клен заледенелый» · «По-осеннемукычетсова» · «Хорошо под осеннюю свежесть» · «Закружилась листва золотая» «Нивы сжаты, рощи голы» · «Покраснела рябина» · «О красном вечере задумалась дорога» · «Осень»

Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком. Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя! иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь. Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть. Дух бродяжий! ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст. О моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств

Выводы Наиболее часто в раннем периоде творчества встречается лето Весна приводится всегда. Она связана с лучшими надеждами, зарождением любви, пробуждением сил в природе и душевных сил человека В позднем периоде творчества осень выходит на первый план В последнем периоде все времена года сопрягаются. Прослеживается как оппозиция весны и осени, так и чувство единства мироздания Природный цикл гармоничен с циклом человеческой жизни. Все эти переходы у Есенина неизбежны, естественны, хотя горечи, грусти, сожаления больше

вЫВОДЫ Есть в поздней лирике горечь утрат, расставания с друзьями, родными, любимыми женщинами, предчувствие смерти, но нет безысходности, отчания. Герой не хочет ни от чего отказываться. В нем весенние образы поэтизируются как сладкие воспоминания. В его стихотворениях одновременно и цветы цветут, и листья падают. Сложность жизни приводит его к мысли, что прекрасны и цветы, и улетающие журавли Образы природы и времен года – не самоцель, а средство самовыражения. В отличие от других поэтов, у Есенина через образы природы наиболее полно выражаются переживания по отношению к женщине, любому живому существу, труду. Весна и осень для человека наиболее символичны. Весна и осень означают примирение, спокойствиЕ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *