какое время для обучения необходимо учитывать на уроках для обучающихся с нода с включением лкм

Особенности учебной деятельности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА)

какое время для обучения необходимо учитывать на уроках для обучающихся с нода с включением лкм юлия гладкова
Особенности учебной деятельности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА)

Отвечая устно, такие дети выражаются кратко, экономными фразами или речевыми штампами. Они порой затрудняются ответить сразу. Им необходимо время для того чтобы подготовится, или они просто отказываются отвечать.

Из-за нарушенного звукопроизношения, дети с НОДА слабо различают близкие по звучанию звуки на слух, поэтому их письменные работы изобилуют ошибками подобного рода.

У детей с НОДА ограниченный словарный запас, им трудно понять значение некоторых слов, тем более понятий. Поэтому им сложно воспринимать программный материал.

Несомненно, эти обучающиеся испытывают значительные затруднения в учебе еще и из-за особенностей своей психической деятельности. Одни дети очень медленно включаются в задание. Им требуется большее количество повторений для того, чтобы они поняли инструкцию. Другие дети «застревают» на определенном задании и им сложно переключиться на другой вид работы. Учащиеся с моторными нарушениями недостаточно работоспособны, отличаются высокой истощаемостью. Тем не менее, в разное время эти дети могут выполнять одно и то же задание по-разному (хуже или лучше).

Практико-ориентированные рекомендации для педагогов, которые важно соблюдать при работе с детьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата:

1. Быть осведомленным об особенностях психофизического развития детей с НОДА, о возможных проблемах, которые могут появиться при обучении.

2. Установить близкий контакт и наладить процесс сотрудничества с родителями ребенка. В беседе с родителями и при непосредственном посещении семьи педагог выясняет интересы ребенка, его склонности, увлечения, игры, положительные особенности личности, на которые сможет опираться в процессе обучения, а также отрицательные, которые будут нуждаться в коррекционном воздействии, какие двигательные навыки у него развиты.

3. Учитывать психическое и физическое состояние ребенка с НОДА, использовать в работе дифференцированный подход.

4. У детей с ДЦП отмечается сенсорная сверхчувствительность. Внезапное сенсорное возбуждение вызывает резкое усиление спазма, поэтому следует избегать неожиданных внешних воздействий; педагог должен приближаться к ребёнку со стороны лица, или «оречевлять» действия. Запрещается сажать детей с НОДА спиной к двери и лицом к окну.

5. Создать в школе специальную коррекционную предметно-развивающую среду.

6. Разработать индивидуальный маршрут сопровождения различными специалистами (непосредственно учитель, педагог-психолог, учитель-логопед, владеющий специальной коррекционной методикой работы).

Индивидуальный учебныйплан должен включать в себя:

• комплексный подход к коррекционно-педагогической работе с учетом моторных, речевых и психологических патологий ребенка с НОДА;

• поочередное формирование познавательной деятельности и возможное

исправление её патологий;

• направленное развитие высших психологических функций;

• исправление речевых нарушений;

• коррекцию и развитие моторных нарушений;

• воспитание стабильной модели поведения и деятельности, которые необходимы для успешной адаптации и социализации ребенка.

1. Для проведения уроков использовать разнообразный, интересный, качественный дидактический материал.

2. Принимать во внимание то, что дети с двигательными нарушениями могут переутомляться, и поэтому им необходим грамотный подбор упражнений (объем и форма выполнения, а также чередование динамических упражнений с отдыхом; обязательный перерыв на занятии (уроке) на физкультминутку.

3. Учитывать физические и психические особенности ребенка при оценивании устных и письменных работ.

4.Соблюдать корректный речевой режим: четкая артикулированная речь, достаточное для понимания ребенком количество повторений, без резкого повышения голоса.

5. Активно использовать тренажеры для детей с моторными нарушениями под руководством инструктора ЛФК.

6. По рекомендации врача-специалиста (который ведет лечение, определить учебное место в классе, подбор комфортного положения тела при выполнении учебных заданий (ребенок может стоять за конторкой, стоять, сидеть). Можно фиксировать положение ребенка на специальном стуле, позволяющем удерживать его вертикальное положение. Для детей с насильственными движениями, которые осложняют учебную деятельность (захват карандаша, тетради, фиксацию взгляда при чтении) можно использовать специальные утяжелители.

7. Осведомить всех участников образовательного процесса (педагогов, детей, родительской общественности) о толерантном отношении к детям с НОДА.

8. Проявлять педагогический такт, своевременную помощь каждому ребенку, создавать ситуацию успеха. Все это поможет ребенку с НОДА уверовать в собственные силы и возможности, станет гарантией успешной адаптации в образовательном учреждении.

какое время для обучения необходимо учитывать на уроках для обучающихся с нода с включением лкмКоррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата В работе с детьми, имеющие двигательные расстройства, встречаются легкие нарушения, такие как нарушения осанки, деформация грудной клетки,.

Конспект игровой деятельности в средней группе для детей с нарушением зрения «Прогулка по зимнему лесу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана «Детский сад комбинированного вида № 141 «Лукоморье».

Из опыта работы «Работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата» В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста (5-7 лет.

Конспект организованной учебной деятельности для детей старшей логопедической группы «Звуки [М], [М’]» Конспект организованной учебной деятельности для детей старшей логопедической группы Образовательная область: «Коммуникация» Раздел: «Произношение».

Конспект организованной учебной деятельности для детей второй младшей группы «А на ручках пальчики — девочки и мальчики» Образовательная область: «Коммуникация», «Здоровье». Раздел: Художественная литература Тема: А на ручках пальчики – девочки и мальчики».

какое время для обучения необходимо учитывать на уроках для обучающихся с нода с включением лкмНестандартное оборудование для профилактики опорно-двигательного аппарата своими руками Предлагаю вашему вниманию оборудование сделанное своими руками для профилактики опорно-двигательного аппарата и пополнения предметно – развивающей.

Источник

СТАТЬЯ НА ТЕМУ ; «СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НОДА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

В образовательной̆ организации общего типа должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей̆ с НОДА в здания и помещения образовательного организации и их пребывания, а также обучения и воспитания (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.). Создание подобных условий, предусмотренных статьей 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», необходимо обеспечивать в обязательном порядке.

Вдоль коридоров необходимо сделать поручни по всему периметру, чтобы обучающийся с двигательной патологией, который плохо ходит, мог, держась за них передвигаться по зданию. Ширина дверных проёмов должна быть не менее 80-85 см., иначе ребенок на коляске в них не пройдет.

Для того, чтобы ученик на коляске смог подняться на верхние этажи, в здании должен быть предусмотрен хотя бы один лифт (возможно, понадобится ограничить доступ в него остальных учащихся), а также подъемники на лестницах.

При этом необходимо соблюдение следующих условий:

санитарно-бытовых условий с учетом потребностей детей, с двигательной патологией воспитывающихся в данной организации (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены в себя кушетки, пеленальные столики для смены памперсов и т.д.).

средства, облегчающие самообслуживание детей (наборы посуды и столовых приборов, приспособления для одевания и раздевания, открывания и закрывания дверей, для самостоятельного чтения, пользования телефоном; особые выключатели электроприборов, дистанционное управление бытовыми приборами-телевизиром, приемником, магнитофоном);

подбор мебели, соответствующей потребностям ребенка;

В рамках организации индивидуально-ориентированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) специалистами психолого-педагогического сопровождения и учителем (классным руководителем, возможно — учителями-предметниками) под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе (руководителя ПМПк) в рамках деятельности школьного психолого-педагогического консилиума разрабатывается Индивидуальная образовательная программа. Индивидуальная образовательная программа является результатом проектирования индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ в рамках ОУ и продуктом деятельности школьного психолого-педагогического консилиума. Основная цель ИОП — построение образовательного процесса для ребёнка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей. Психолого-медико-социальная поддержка ребенка с двигательными нарушениями предполагает создание единого образовательного и реабилитационного пространства, обеспечивающего и гармонизирующего процесс его развития. В обеспечении этой поддержки должны принимать участие не только специалисты образовательного учреждения, но и родители воспитанников, а также специалисты учреждений здравоохранения. В процессе коррекционной работы используются современные образовательные технологии ( В.И. Селивёрстов).

Кадровое обеспечение – характеристика необходимой квалификации кадров педагогов, а также кадров, осуществляющих медико-психологическое сопровождение ребёнка с НОДА в системе школьного образования. В штат специалистов образовательной организации, реализующей адаптированную образовательную программу должны входить учителя олигофренопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, специалисты по адаптивной физкультуре (лечебной физкультуре), социальные педагоги, музыкальный работник, медицинские работники. Педагоги, реализующие адаптированную образовательную программу должны иметь квалификацию/степень не ниже бакалавра,

Музыкальный работник, учитель адаптивной физкультуры, рисования, трудового обучения, воспитатели, занятые в образовании обучающихся с НОДА должны иметь уровень образования не ниже среднего профессионального по профилю преподаваемой дисциплины с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или повышением квалификации в области специальной педагогики или специальной психологии, подтвержденной сертификатом установленного образца.

Кроме вышеперечисленных специалистов, в процесс включения ребенка с НОДА в общеобразовательный класс активно включены координатор по инклюзии и тьютор (ассистент учителя).

Учитель является полноправным и — как правило, основным участником междисциплинарной команды специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ребенка с НОДА, его семьи, других участников образовательного процесса.

Источник

Статья «Специфика обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата дисциплинам научно-естественного цикла на дому

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Специфика обучения детей

с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)

дисциплинам научно-естественного цикла на дому

Преподавание в средних и старших классах должно основываться на знании учителя-предметника специфических особенностях детей, на рекомендациях врача, педагога-психолога, родителей, т.е. должно быть максимально индивидуализировано.

Категория детей с НОДА – неоднородная по составу группа школьников. Группа обучающихся с НОДА (по варианту 6.2.): дети с НОДА различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с применением ортопедических средств, имеющие нормальное психическое развитие и разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное развитие у этих детей часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни.

Особые образовательные потребности у детей с НОДА задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования.

Потребности, свойственные обучающимся с НОДА:

непрерывность коррекционно-развивающего процесса;

введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной традиционно развивающимся сверстникам;

использование специальных методов, приёмов и средств обучения;

обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды.

Дети с НОДА нуждаются в различных видах помощи: в самообслуживании, психологической и коррекционно-педагогической помощи.

У детей с НОДА отмечается дефицит внимания, быстрое утомление. Им требуется дополнительная стимуляция, смена деятельности. Внимание избирательное. Дети выделяют второстепенные детали, не замечая главного, например, при работе с текстом затрудняются определить основную мысль. Память от нормальной до ослабленной, преобладает механическая. При утомлении дети перестают запоминать информацию. В целом – малый объем памяти. Мышление от относительно нормативного до нелинейного, хаотичного. Это связано с пространственно-ориентационной патологией, также может быть смешение временных ориентиров. В результате возникают логические нарушения. Ученик не выстраивает стройную логическую нить. Таким образом, требуется развитие наглядно-образного и абстрактно-логического мышления. Восприятие ориентировано на визуальные объекты, может быть избирательным, не охватывающим целого. При работе с таблицами, схемами требуется на начальных этапах направляющая помощь.

У многих детей отмечаются нарушения артикуляционной моторики. Часто отмечаются разнообразные нарушения звукопроизношения. Темп, ритм речи чаще всего замедлен. Монологическая речь требует помощи в продуцировании, дачи алгоритмов в построении высказывания.

Коммуникативные навыки. Не всегда наличие мотивации способствует вступлению в коммуникацию, это объясняется психологическими особенностями детей с НОДА: инфантилизм, гиперопека со стороны родителей, вступающих в коммуникацию вместо детей. Физические дефекты вызывают комплексы, это мешает контакту. Отмечается несформированность коммуникативных навыков в силу системных речевых нарушений. Образовательные потребности в речевом развитии: проведение артикуляционной гимнастики, особые формы урока, способствующие развитию коммуникативных навыков. Организация публичных выступлений, где дети могут формировать навыки правильной, интонационно выдержанной речи.

Имеющиеся пространственные нарушения сказываются на моторике, которая может характеризоваться тремором, атаксией, дистонией, гиперкинезами.

Эмоционально-волевая сфера имеет характерные нарушения. Не все дети поначалу могут настраивать и контролировать себя в учебной деятельности. Эмоции невыровнены. Иногда отсутствует критичность.

Условия образовательного процесса:

Непрерывность коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы.

Пролонгирование учебных программ.

Использование специальных средств: тетрадей с увеличенной клеткой, утяжеленных ручек, компьютера.

Обязательно соблюдение динамических пауз на уроке.

Осуществление индивидуального подхода.

Реализация здоровьесберегающего подхода в обучении: положительный настрой на урок, частая смена деятельности на уроке, использование наглядного материала, игровые методы.

Большинство учащихся с НОДА из-за особенностей здоровья испытывают трудности при письме. Поэтому для рационального использования времени урока при изучении дисциплин естественно-научного цикла рекомендуется сокращать объем письменных работ, переносить выполнение части задания в устную работу. Д ля объяснения материала можно использовать диалог с обучающимся, эвристическую беседу. Это вовлекает ребенка в учебный процесс, обучает живому общению. Учителю при объяснении материала лучше использовать опорные конспекты, карты знаний. Ученик записей в тетради почти не делает. Но после урока сам составляет конспект по методической разработке учителя.

Устный опрос можно использовать при проверке домашнего задания.

Во-первых, это дает возможность учителю синхронно реагировать на ответы, устранять пробелы в программном материале, осуществлять проработку сложных тем.

Во-вторых, ученик учится отстаивать свою точку зрения, аргументировать свой ответ, развивать речь, память.

У большинства учащихся с НОДА нарушено абстрактно-логическое мышление, а учебный материал естественно-научных дисциплин содержит много абстрактных понятий. Поэтому при изучении данных дисциплин особенно важно использовать наглядность. Большая роль отводится демонстрационному эксперименту, лабораторным и практическим работам. Небольшое оборудование можно принести. Как быть, если приборов много, или они объемные, тяжелые?

Видеоуроки. Фрагменты можно включать при объяснении материала, при подготовке домашнего задания, для повторения и закрепления учебного материала.

Виртуальные лабораторные работы. Мой опыт показывает, что ребята с удовольствием и интересом их выполняют.

Компьютерные симуляции, компьютерные модели легко вписываются в урок и позволяют лучше усвоить материал.

Физика, химия предусматривают обязательное решение задач. По опыту логическая цепь рассуждений сложна для учащихся из-за недостаточной сформированности абстрактно-логического мышления.

Важно, чтобы уровень сложности задания соответствовал возможностям ребенка. В противном случае дети быстро утомляются и теряют интерес.

Если ученику сложно записывать решение задачи в тетради, на компьютере, то

можно использовать «пазлы». Это карточки, на которых написаны физические величины, единицы измерения, числовые значения, математические действия. Ученик выбирает данные к этой задаче, собирает формулы, составляет решение.

В связи с высокой степенью истощаемости внимания рекомендуется несколько раз в течение урока менять виды деятельности (чередование устной и письменной работы, опрос, презентации, работы с наглядным материалом, на компьютере и т. д.).

Учитывая нарушение памяти у детей целесообразно применять на различных этапах урока приема многократного повторения изучаемых понятий.

Из-за медленного усвоения информации при выполнении заданий, связанных с наблюдением, на понимание сущности явления желательно использовать алгоритмы выполнения заданий, четкие последовательные инструкции.

Необходимо поддерживать и развивать творческий потенциал учащихся.

В качестве домашнего задания может быть составление синквейна. Синквейн — прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему.

Синквейн – это пятистишье. Написание синквейна требует умения находить в тексте наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно существительным.

Вторая – описание темы в двух словах, как правило, прилагательными.

Третья – описание действия в рамках данной темы тремя словами, обычно глаголами.

Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.

Пятая – одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философское обобщение, повторяющее суть темы.

Синквейн – резюмирует информацию, излагает сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.

Какие способы социализации я использую?

При обучении дисциплинам естественно-научного цикла можно использовать элементы проектно-исследовательской деятельности. Свои проекты обучающиеся защищают по скайпу как на уроках с классом, так и во внеурочное время: на научно-практических конференциях.

Дистанционное участие ребят в олимпиадах, конкурсах.

Также в своей практике я применяю выход учеников на связь по скайпу во время урока со своим классом для наблюдения эксперимента, демонстрации или участия в дискуссии.

Источник

Адаптированная образовательная программа обучающегося с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТОГУРСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Адрес: 636450, Россия, Томская область, Колпашевский район,

с. Тогур, ул. Свердлова 15, пом.1, тел./факс: +7(38254) 5-47-85

ИНН 7007005924, ОГРН 1027003553873, л/сч. 24 ТОГНШ 074

Родитель (законный представитель обучающегося)

Директор МАОУ «Тогурская НОШ»

Приложение к ООП НОО

МАОУ «Тогурская НОШ»

Адаптированная образовательная программа

обучающегося 4в класса с нарушением опорно-двигательного аппарата

Срок реализации: 2017\2018учебный год

С.А.Морозова, учитель начальных классов

В Российской Федерации, как и во всем цивилизованном мире, детство признается важным этапом в жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них социально ценных качеств. Это касается всех детей, независимо от состояния их здоровья. Это касается детей с ОВЗ (в данной программе детей с нарушениями опорно–двигательного аппарата.)

Адаптированная образовательная программа составлена для обучающихся с НОДА с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Обучающиеся с НОДА не имеют видимых нарушений и отклонений в развитии, у них сохранна интеллектуальная сфера, что беспрепятственно позволяет им совместно воспитываться и обучаться с детьми общеобразовательного класса.

Вариант программы 6.1 АОП в соответствии с ФГОС для ОВЗ, предполагает, что обучающиеся с НОДА получают образование, сопоставимое с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки обучения. Обучающиеся с НОДА полностью включены в общий образовательный процесс.

Адаптированная образовательная программа разработана на основе следующих нормативных документов:

Федерального закона РФ «Об образовании в РФ» 2012 г. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ)

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого Министерством образования науки РФ 6 октября 2009г. приказ №373;

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. № 1598

Приказа Минобрнауки России «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» от 31.12.2015г. N 1576;

Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ОВЗ, вариант 6.1.;

Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Тогурская НОШ», (_утверждена _________________);

Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 30.08.2013г. № 1015;

Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями.

Актуальность адаптированной программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося с НОДА, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.

Целью адаптированной образовательной программы является создание условий для формирования у учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

формирование основ учебной деятельности;

формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающихся (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) на основе усвоения государственного образовательного стандарта;

адаптация и социализация обучающихся к жизни в обществе;

сохранение и укрепление здоровья;

предоставление обучающимся возможности накопления социального опыта, сформированных в процессе изучения учебных предметов и знаний, умений и способов деятельности;

обеспечение планируемых результатов по освоению целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, особыми образовательными потребностями;

развитие личности обучающихся с НОДА в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости.

Принципы и подходы к формированию АОП НОО обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

В основу разработки АОП НОО для обучающихся с нарушениями опорно- двигательного аппарата заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход к построению АОП НОО для детей с НОДА предполагает учет особых образовательных потребностей этих обучающихся, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это предусматривает возможность создания с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана.

Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя детям с НОДА возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с НОДА младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержания образования.

В контексте разработки АОП начального общего образования для обучающихся с НОДА реализация деятельностного подхода обеспечивает:

— придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

— прочное усвоение обучающимися с НОДА знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;

— существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;

— обеспечение условий для общекультурного и личностного развития обучающихся с НОДА на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

В основу формирования адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с НОДА положены следующие принципы:

— принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

— принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

— принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

— принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

— принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с НОДА;

— принцип целостности содержания образования: содержание образования едино; в основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие «образовательной области»;

— принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения детьми с НОДА всеми видами доступной им предметно- практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

— принцип переноса знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни;

— принцип сотрудничества с семьей.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с НОДА

Уточнение роли различных факторов и механизмов формирования разных видов нарушения опорно-двигательного аппарата необходимо в большей степени для организации медико-социальной помощи этой категории детей. Для организации психолого-педагогического сопровождения ребѐнка с НОДА в образовательном процессе, задачами которого являются правильное распознавание наиболее актуальных проблем его развития, своевременное оказание адресной помощи и динамическая оценка еѐ результативности. В данной АОП НОО предлагается типология, основанная на оценке сформированности познавательных и социальных способностей у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

Ребёнок с НОДА, обучающийся в нашей школе, это ребёнок с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, который не может передвигаться самостоятельно, имеющий нормальное психическое развитие и разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное развитие у него сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни.

Особые образовательные потребности у обучающегося с нарушениями опорно- двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своѐ отражение в структуре и содержании образования.

Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:

— обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;

— требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной традиционно развивающимся сверстникам;

— необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;

Ф.И.О. Малетин Семен Юрьевич

Особенности семейной ситуации (состав семьи, статус семьи ): 3человека, неполная, малообеспеченная.

Год поступления в школу: 2014год

Заключение ПМПК: F 90.0, F 06.6,интеллектуально-мнестическая сфера в пределах возрастной нормы, ДЦП, спастическая диплегия

Рекомендации \решение ПМПК: Адаптированная образовательная программа для детей,имеющих нарушения ОДА

2.Особенности индивидуального развития.

Особенности здоровья: F 90.0, F 06.6,интеллектуально-мнестическая сфера в пределах возрастной нормы, ДЦП, спастическая диплегия

Физический статус: Для выполнения учебных действий необходим план действий.

Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания, Низкий уровень развития операций логического характера.

Особенности учебной деятельности: Ребенок невнимателен и рассеян, постоянно переспрашивает учителя. Нравится читать, учить стихотворения. Испытывает трудности при изучении русского языка.

3.Создание специальных условий, необходимых для осуществления

образовательного процесса детей с НОДА

— обустроена территория, с подъездными путями;

— наличие специализированного транспорта;

— установлен пандус у входа в здание;

— наличие противоскользящего покрытия;

— двери здания открываются в противоположную сторону от пандуса, как и предусмотрено нормами САНПина;

— вдоль коридоров сделаны поручни по всему периметру, чтобы обучающийся с двигательной патологией, который плохо ходит, мог, держась за них, передвигаться по зданию;

— ширина дверных проемов в учреждении не менее 80 см, для передвижения ребенка на коляске;

— пространство класса зонированно, т.е. разделено на зоны для отдыха, занятий;

— на партах отсутствуют острые углы, обеспечен свободный проход к партам;

— наличие адаптированного санузла;

— наличие кнопки вызова персонала;

— в столовой наличие столов необходимых габаритов (для подъезда инвалидной коляски);

-оборудование класса мультимедийным
проектором;

1. Средства передвижения:

— различные варианты инвалидных колясок (комнатные, прогулочные, функциональные);

2.Мебель, соответствующая потребностям ребенка:

— парты, регулируемыми в соответствии с ростом обучающихся;

— одноместная парта с выемкой для инвалидной коляски передвижная на колёсиках, с коробом для учебников.

Специальные учебники и учебные пособия;

— Зона для релаксации;

— тренажеры для развития манипулятивных функций рук;

— зал для занятий ЛФК (с дополнительным оборудованием для развития общей подвижности, тренажеры, маты и т.д.)

В соответствии с рекомендациями медиков необходимо предусмотреть

Коррекцию двигательных нарушений.

1.Уроки ЛФК, физиотерапевтическое, ортопедическое и медикаментозное лечение, психотерапевтическое воздействие.

2.Уроки адаптивной физкультуры, физкультминутки на общеобразовательных уроках, час двигательной активности (в свободной, либо специально организованной форме проведения).

3.Уроки труда (развитие элементарных трудовых умений и навыков трудового самообслуживания).

4.Коррекционные занятия с логопедом (артикуляционная гимнастика, дыхательные, голосовые упражнения).

6.Соблюдение охранительного двигательного режима

На уроках ЛФК необходимо обучать различным движениям и действиям с предметами, при формировании каждой новой схемы движения инструктор должен добиваться от ребенка четкости выполнения, свободы движения, плавности переключения с одного действия на другое и увеличения или уменьшения амплитуды движений.

Использование различных способов удержания предметов (в соответствии с их размером, формой, качеством), манипуляции с различными материалами для развития мелкой моторики кистей рук.

Двигательный режим в течение дня

Утреннюю гимнастику продолжительностью (8-10 минут), можно проводить с использованием музыкально-релаксационных композиций.

Подвижные игры, игры малой активности (до 60 минут в день). Упражнения проводятся по мере необходимости, которая зависит от общего состояния ребенка, утомленности, особенностей поведения.

Стимулирующие упражнения (2 раза в день по 10 минут): хлопки, самомассаж головы, ушных раковин, стоп, пальцев рук и т.д. организуются в течение дня несколько раз.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

Комплекс наглядных методов обучения и воспитания детей с НОДА

Наглядные методы могут применяться как при изучении нового материала, так и при его закреплении. При изучении нового материала они являются способом формирования новых знаний, а при его закреплении – способом практикования знаний. Использование наглядных методов особенно важно для детей с НОДА в связи с тем, что они находятся в условиях социальной, а иногда и сенсорной депривации. Использование этого метода позволяет преодолеть негативное влияние деривационного фактора.

-обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное);

Комплекс практических методов обучения и воспитания детей с НОДА

К практическим методам относят те, при использовании которых учащиеся усваивают знания, вырабатывают умения и навыки, выполняя практические действия, воздействуя на изучаемый объект и изменяя его:

— постановка практических и познавательных задач;

— наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения);

Источником нового знания и умения для учеников в этом случае являются выполняемые ими практические действия.

Этим методам должно быть отдано предпочтение, т.к. качество и прочность знаний у детей с НОДА прямо зависит от предметно-практической деятельности в их формировании.

Комплекс словесных методов обучения и воспитания детей с НОДА

— речевая инструкция, беседа, описание предмета;

— указания и объяснение как пояснение способов выполнения задания, последовательности действий, содержания;

— метод аудирования (записанный на аудиокассету голосовой и речевой материал для прослушивания ребенком);

— вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие);

— педагогическая оценка хода выполнения деятельности, ее результата.

Чтение для детей с НОДА представляет значительную трудность. В связи с этим большое значение имеет подбор методов и приемов, способствующих формированию сознательного чтения. Это может быть знакомство с натуральными объектами, наблюдения и практические работы, объяснения учителя, экскурсии, словарная работа и т.д. Сознательному восприятию текста способствуют также разные виды чтения: объяснительное, выборочное, повторное и др. Основное внимание должно быть уделено формированию у учащихся умения анализировать текст учебника, выделять существенное из прочитанного материала.

Формы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

— Парное взаимообучение (стабильные пары или пары сменного состава) — объясняют друг другу какой либо вопрос, защищают свою тему, оценивают результаты работы товарища.

— Групповая работа по общей теме — обучение внутри группы: объяснение материала, обсуждение, оценка работы, выступление.

— Взаимообучение групп — группы с разными темами обмениваются участниками или объединяются для обмена информацией.

— Ученик вместо учителя

— Подготовка учениками выступлений

Способы образования групп:

1. На основе размещения в классе (4 человека, ряд; формальная основа, оптимальная по времени);

2. Состав определяет учитель (для оперативного решения задач учителя);

3. Самостоятельное распределение учащихся на группы до начала урока.

Включение ребенка с НОДА в групповую работу носит постепенный и последовательный характер. Основным критерием эффективности групповой работы на уроке в инклюзивном классе становится не ориентация на успех «кто больше и лучше», а ориентация на согласованность, взаимовыручку, поддержку, совместное принятие решений, выработка компромиссных решений по выходу из ситуаций. На первых порах при организации работы в группах можно использовать работу с распределением функций.

Необходимо учитывать желание ребенка с НОДА «быть как все», выполнять задание вместе с одноклассниками. Ребенок с НОДА будет чувствовать себя увереннее, если получит возможность отвечать у доски, участвовать во фронтальной работе.

4.Формирование жизненных компетенций

(по первому варианту ФГОС ОВЗ)

Направления жизненной компетенции

Направления коррекционной работы

Требования к результатам

Развитие адекватных представлений ребёнком с НОДА о собственных возможностях и ограничениях

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, представлений о своих нуждах и правах в организации обучения

Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно, а чего нельзя: в еде, в физической нагрузке, в приёме медикаментов.

Умение пользоваться личными адаптивными средствами в различных ситуациях (коляска, ходунки, специальное кресло и др.).

Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, и объяснить учителю (работнику школы) необходимость связаться с родителями для принятия решения в области жизнеобеспечения.

Умение обратиться ко взрослым при затруднениях в учебном процесс, сформулировать запрос о специальной помощи (Можно я пересяду? Мне не видно./ я не разбираю этого шрифта.)

Овладение ребёнком с НОДА социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

Формирование активной позиции ребёнка и укрепление веры в свои силы в овладении навыками самообслуживания дома и в школе, стремления к самостоятельности и независимости в быту и помощи другим людям в быту.

Прогресс в самостоятельности и независимости в быту.

Освоение правил устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел, понимание предназначения окружающих в быту предметов и вещей. Формирование понимания того, что в разных семьях домашняя жизнь может быть устроена по – разному.

Представления об устройстве домашней жизни.

Умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность в каких-то областях домашней жизни.

Ориентировка в устройстве школьной жизни, участие в повседневной жизни класса, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми.

Представления об устройстве школьной жизни.

Умение ориентироваться в пространстве школы и попросить о помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий.

Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие в них, брать на себя ответственность.

Прогресс ребёнка в этом направлении.

Формирование стремления и потребности участвовать в устройстве праздника, понимания значения праздника дома и в школе, стремления порадовать близких, понимание того, что праздники бывают разными.

Стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении праздника, прогресс в этом направлении.

Овладение ребёнком с НОДА навыками коммуникации

Формирование знания правил коммуникации и умения использовать их в актуальных для ребёнка житейских ситуациях.

Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию (вербальную, невербальную) как средство достижения цели.

Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелания, опасение, завершить разговор.

Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.

Умение получать и уточнять информацию от собеседника.

Освоение культурных форм выражения своих чувств.

Расширение и обогащение опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении.

Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели

Дифференциация и осмысление картины мира ребёнком с НОДА

Расширение и обогащение опыта реального взаимодействия ребёнка с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, формирование адекватного представления об опасности и безопасности.

Адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды.

Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации.

Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и др.

Формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве, адекватно возрасту ребёнка. Формирование умения ребёнка устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком.

Умение ребёнка накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочить их во времени и пространстве.

Умение устанавливать взаимосвязь порядка природного и уклада собственной жизни в семье и школе, вести себя в быту сообразно этому пониманию.

Умение устанавливать взаимосвязь порядка общественного и уклада собственной жизни в семье и школе, соответствовать этому порядку.

Формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению, понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой.

Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность.

Развитие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности.

Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий.

Развитие способности ребёнка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя вербальные и невербальные возможности (игра, чтение, рисунок как коммуникация и др.)

Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.

Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей.

Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми.

Дифференциация и осмысление ребёнком с НОДА адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей

Формирование представлений о правилах поведения в различных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, со взрослыми разного возраста и детьми (старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и незнакомыми людьми

Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с незнакомыми людьми в транспорте, в парикмахерской, в театре, в кино, в магазине, в очереди и др.

Освоение необходимых ребёнку социальных ритуалов

Умение адекватно использовать принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы, умение вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умение корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и др.

Освоение возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения

Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт.

Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи.

Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.

Расширение и обогащение опыта социального взаимодействия ребёнка в ближнем и дальнем окружении

Расширение круга освоенных социальных контактов

2. Содержательный раздел

Освоение образовательной программы

2. Образовательный блок. Программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области

Рабочую программу по русскому языку к УМК «Школа России» смотри в. папке Приложении № 1 к ООП НОО МАОУ «Тогурская НОШ» (Утверждено ______)

В программу по русскому языку изменения не вносились.

Рабочую программу по литературному чтению к УМК «Школа России» смотри в. папке Приложении № 1 к ООП НОО МАОУ «Тогурская НОШ» (Утверждено ______)

В программу по литературному чтению изменения не вносились.

Рабочую программу по математике к УМК «Школа России» смотри в. папке Приложении № 1 к ООП НОО МАОУ «Тогурская НОШ» (Утверждено ______)

В программу по математике изменения не вносились.

Рабочую программу окружающему миру к УМК «Школа России» смотри в. папке Приложении № 1 к ООП НОО МАОУ «Тогурская НОШ» (Утверждено ______)

В программу по окружающему миру изменения не вносились.

2.1. Направление и содержание программы коррекционной работы

Программа коррекционной работы для обучающихся с НОДА соответствует структуре программы коррекционной работы ООП НОО МАОУ «Тогурская НОШ».

Для детей с НОДА устанавливаются следующие обязательные направления коррекционной помощи:

— медицинская коррекция и реабилитация (лечебно-воспитательные мероприятия, медикаментозное лечение, психотерапевтическое лечение);

— психологическая коррекция познавательных процессов;

— психологическая коррекция эмоциональных нарушений;

— психологическая коррекция социально-психологических проявлений;

— коррекция нарушений речи;

— коррекция нарушений чтения и письма.

По каждому направлению коррекционной работы определяются планируемые результаты реализации этой программы для каждого обучающегося.

Требования к результатам реализации программы коррекционной работы

Медицинская коррекция и реабилитация

— Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации.

— Умение пользоваться личными адаптивными и ассистивными средствами в разных ситуациях (очки, специальное кресло, индивидуально адаптированное рабочее место, специализированные клавиатуры компьютера, заменители традиционной мышки, памперсы и др.).

— Умение удовлетворять биологические и социальные потребности, адаптироваться к окружающей среде.

— Понимание ребёнком того, что попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении – это нормально и необходимо, не стыдно, не унизительно. Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений.

— Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, и объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьёй для принятия решения в области жизнеобеспечения.

— Прогресс в развитии самостоятельности и независимости в быту.

— Представление об устройстве домашней жизни, умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие в них, адекватная оценка своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни. Сформированность умения брать на себя ответственность в этой деятельности.

— Представление об устройстве школьной жизни.

-Умение ориентироваться в пространстве школы и просить о помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий.

-Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие в них, брать на себя ответственность. Прогресс ребѐнка в этом направлении.

— Стремление ребѐнка активно участвовать в подготовке и проведении праздников и других мероприятий дома и в школе, прогресс в этом направлении.

Психологическая коррекция познавательных процессов

— Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность.

-Умение самостоятельно конструировать по моделям, использовать пространственные и метрические признаки предметов, использование словесного обозначения пространственных отношений.

— Увеличение объема произвольной памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальности.

— Умение ребенка выделить, осознать и принять цели действия.

— Умение планировать свою деятельность по времени и содержанию.

— Умение контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы.

— Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи.

Психологическая коррекция эмоциональных нарушений

— Смягчение эмоционального дискомфорта ребенка, повышение активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность, эмоциональная отгороженность.

— Модифицирование эмоциональных отношений и переживаний ребенка, способов реагирования на отношение к нему окружающих.

— Умение самостоятельно находить нужные формы эмоционального реагирования и управлять ими.

— Практические умения саморегуляции, включающие выработку навыков управления вниманием, регуляции ритма дыхания и мышечного тонуса.

Психологическая коррекция социально- психологических проявлений

— Уменьшение ореола исключительности психологических проблем.

— Умение получить эмоциональную поддержку от сверстников, имеющих общие проблемы и цели.

— Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор.

— Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д. Умение получать и уточнять информацию от собеседника.

Коррекция нарушений речи

— Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию (вербальную, невербальную) как средство достижения цели.

— Формирование слухового контроля за своим произношением и фонематическим анализом.

— Нормализация проприоциптивной дыхательной мускулатуры при и вне фонации.

— Формирование синхронности речевого дыхания и голосоподачи.

— Автоматизация поставленных звуков.

— Умение передать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми.

Коррекция нарушений чтение и письма

— Умение чтения разных слогов.

— Умение чтения слов, не несущих смысловой нагрузки.

-Умение чтения текстов, составленных по законам морфологии и грамматических связей в русском языке из слов, не имеющих семантической значимости.

— Умение дифференцировать звуки на фонетико- фонематическом уровне.

— Умение осуществлять морфемный анализ и синтез слов.

— Умение анализировать слова и предложения на лексико- грамматическом уровне.

— Умение анализировать слова и предложения на синтаксическом уровне.

В связи с наличием специфических особых образовательных потребностей у детей с НОДА должна быть скорректирована и деятельность педагогических работников.

— тщательный подбор содержания урока;

— изменение структуры и временных рамок учебного занятия в соответствии в индивидуальными особенностями ребенка;

— использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности:

— технологии активных форм (урок-сказка, урок- путешествие и т.д.);

— использование пальчиковой гимнастики

— использование нетрадиционной техники рисования

— использование активных методов обучения для стимуляции познавательной активности;

— использование методов коррекции психических процессов:

* психотехнические приемы коррекции внимания;

* психотехнические приемы коррекции памяти;

* психотехнические приемы коррекции мыслительных операций

— использование методов нейропсихологической коррекции

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

1.Индивидуальный учебный план по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *