какое впечатление может произвести стихотворение
Какое впечатление на вас производит стихотворение? Какие чувства Вы испытываете, его читая?
Дабы
мне не судить о твоей нелюбви
Осуждая
запреты твои и устои,
Ты,
Отчизна, меня призови, призови,
Обрекая
шагать государственным строем.
Призови
меня, Родина, взяв на испуг,
Призови,
чтоб не пикнул о жизни дурацкой,
Призови,
чтобы я не отбился от рук,
Призови,
чтоб поржать с меня в форме солдатской.
Про
счастливую жизнь лей мне в уши сироп,
Дай
мне малость харчей, чтоб я не разъедался,
Чтоб,
исправный холоп, рыл исправный окоп
И чтоб
в этом окопе легко умещался.
И в
строю виновато опущенных лиц
Не
отметив во мне ни единого плюса
Дикой
мощью своей опусти меня ниц,
Убивая
во мне дезертира и труса.
Опусти
меня ниц, зная слабость мою!
Покажи
мне призывом, кто в доме хозяин!
Опусти
меня ниц! И брехнёй новостей
Убеди
твои яды принять за лекарство,
Пристыдив,
что домой не спешил из гостей,
Где
сгорал от стыда за своё государство.
Чтобы
спрятал я свой озадаченный взгляд
От
стеклянного взгляда твоей секретарши.
Ну, а
вдруг за шампанское, за шоколад
Секретарша
отмажет от маршей на марше?
В
ледяных кабинетах холодных врачей
Без
одежды-надежды оставив при входе
Я
гусиною кожей в цвет зимних ночей
Вновь
почувствую Родину в надписи: «Годен! «
Опусти
меня ниц, образумился чтоб,
Брось
в морозную дрожь даже в пекле июля
Пригрозив
перед строем мне пулею в лоб,
Чтоб
не думал, что стою дороже, чем пуля.
Опусти
меня ниц вровень с ручкой дверной,
Вровень
с нижней звездой у тебя на мундире,
Чтоб
гордился страной, не желая иной,
Чтобы
чувствовал бога в своём командире.
Опусти
меня ниц! Придави сапогом!
Докажи,
что рождён был я не для полёта!
Чтоб
уж точно слепить из меня патриота.
Пусть
оспорит меня мой внимательный враг,
Где
безумные те, кто додумался, как
Откосить,
чтобы в руки не взять автомата.
Тот
безумец, кто может сомнений не знать!
Несомненную
доблесть тебе доказать
Через
кровь этих выродков и инородцев.
Опусти
меня ниц, мордой в зеркало луж!
Бесхребетность
и тщетность мою обнаружь,
Не
дающую права мне зваться народом.
Опусти
меня ниц! Я не в силах понять,
Как же
нужно унизить меня, чтоб поднять?
Сколько
нужно дурачить, чтоб сделать умнее?
Трус. Баба. Дурак. Полон жалости к себе.
Презираю.
А если это высмеивание таких трусов, то не хватает признаков, по которым высмеивание можно отличить от реального «крика души».
Моё впечатление от прочтения стихов Ф. И. Тютчева (Тютчев Ф. И.)
Со стихами Ф. И. Тютчева мы знакомимся в начальной школе. Они красивы, легко запоминаются и поэтому остаются в памяти всю жизнь. Я до сих пор помню его стихи о природе «Зима не даром злится, прошла её пора…», «Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят», «Люблю грозу в начале мая, когда весенний первый гром…».
В этом году я прочитала много других стихов Ф. И. Тютчева и поняла, что его стихи привлекательны для читателей любого возраста. Это поэт разносторонний и глубокий, и человек любого возраста находит в его стихах нечто, волнующее именно его. Мне нравятся его лирические стихи о природе. Он так влюблён в природу, так описывает её красоту, что чувство восхищения передаётся и читателю.
«Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера..», или
«Уж солнца раскаленный шар
С главы своей земля скатила,
И мирный вечера пожар
Волна морская поглотила…»
Когда я читаю эти строки, я представляю себе и красивый осенний день, и тихий летний вечер. Его природа живая, разнообразная в своих проявлениях, в своём звучании. Дарование Ф. И. Тютчева мы видим и в лирических стихах о любви. Особенно мне нравится его стихотворение, положенное на музыку романса:
«Я встретил вас — и всё былое
В ожившем сердце ожило…»
Это стихотворение навевает на размышление, на воспоминание прошлых дней. Ф. И. Тютчев сумел передать в стихах постоянное течение времени, течение жизни. Жизнь предстаёт в его стихах как нечто неустойчивое, постоянно изменяющееся. Он сочувствует человеческому горю, видит страдания русского народа и передаёт это в своих стихах. «Слёзы людские, о слёзы людские, льётесь вы ранней и поздней порой…». Эти страдания вызывают в душе поэта горечь и боль. Он очень любит свою Родину, верит в её светлое будущее. Его четверостишие
«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить,» —
Актуально и в наши дни.
Я считаю, что стихи Ф. И. Тютчева можно поставить рядом с лучшими произведениями русских поэтов. Читая его стихи, мы приобщаемся к могучему миру человеческой души и открываем для себя никогда не иссякающий источник жизни.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
TESTSOCH.RU
Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):
Афанасий Фет (6 класс, Коровина, 1 часть, стр. 202-204, 206-209)
Проверьте себя
1. Вы прочитали небольшой очерк о поэзии Фета. Что в нём для вас оказалось новым, неожиданным?
Я был поражен детством поэта. Ведь Фет стыдился своей фамилии, винил во всех бедах не только отца, но и мать. Несмотря на эти факты, он отучился в пансионе и смог поступить в университет. И также его стихи понравились Гоголю.
2. Какие стихотворения поэта вам известны? Прочитайте их вслух, когда будете пересказывать статью о Фете.
“Ель рукавом мне тропинку завесила”, “Ласточки пропали”.
3. Какие «намёки», краски, звуки наполняют мир стихотворений поэта?
Фет познаёт бытие через тонкие намёки, едва видимые приметы в природе или человеческой душе.
Размышляем о прочитанном
1. Как вы понимаете строки стихотворения: «ель рукавом мне тропинку завесила», «кругом всё гудёт и колышется», «тонко взывающий рог», «сладостен зов мне глашатая медного»?
2. Какие художественные приёмы помогают поэту передать эмоциональное состояние одинокого путника в лесу? Какую мелодию создаёт чередование длинных и коротких строк (стихов) в стихотворении?
Фет использует такие приемы:
звукопись (аллитерация и ассонанс) (звуки «с»,»ш»,»м».»н»,»е»,»о»),
эпитеты(“мертвые листья”, “медный глашатый”),
метафоры (“ель тропинку завесила”, “все гудит”),
инверсия (“обратный порядок слов”).
Чередование строк добавляет стихотворению определенную ритмику.
Творческое задание
О чём это стихотворение? Об одиноком путнике в лесу, где «всё гудёт и колышется»? О его тревоге, потому что он один в лесу? О непонятном ему самому настроении («Шумно, и жутко, и грустно, и весело. »)? Или о той радости, которая рождается звуком рожка («тонко взывающий рог»)? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.
Я считаю, что это стихотворение об одиноком путнике, который верит в то, что сможет найти выход из леса. Он искренне рад звукам рога. Порой надежда творит чудеса и не дает опустить руки в трудную минуту. Только сильный духом человек поверит в свое спасение. Он будет рад любой детали, которая поможет выбраться.
Фонохрестоматия
«Ель рукавом мне тропинку завесила. »
1. Какое впечатление произвело на вас стихотворение в исполнении актрисы?
Мне понравилось прочтение. Актриса передала всю гамму чувств, которые испытал путник.
2. Какие чувства, ощущения преобладают в первой части стихотворения (до звучания музыки)?
Ощущение одиночества, страха и тревоги.
3. Испытывали ли вы когда-нибудь такое состояние, чтобы было «шумно, и жутко, и грустно, и весело» сразу, одновременно? Если да, то когда это было? Почему?
Да, мне знакомо это состояние. Например, когда я ухожу гулять, а уроки не сделал. Мне весело от того, что я могу провести время с друзьями, но я понимаю, что дома будет серьезный разговор. В такой момент я испытываю перечисленную гамму чувств.
4. Как вы думаете, почему такое смятение чувств переживает лирический герой стихотворения?
Потому что он знает, найдет ли он выход и есть ли он вообще.
5. Какие чувства звучат в строке «Сладостен звон мне глашатая медного!»? Почему звук рога кажется лирическому герою сладостным среди шума пугающей природной стихии?
Чувство свободы. Он кажется сладостным, потому что путник понимает, что среди пугающей природы он не один.
6. Подготовьте выразительное чтение стихотворения. Постарайтесь в своём чтении не только раскрыть сложную гамму переживаний лирического героя, но и передать мелодию, создаваемую чередованием длинных и коротких строк стихотворения.
Размышляем о прочитанном
1. Если в предыдущем стихотворении поэт говорит о радостях пробуждающейся от зимы природы, не называя времени года, которое имеется в виду, то в стихотворении «Ещё майская ночь» бурный восторг перед прилетевшим «из царства вьюг и снега» маем. Что же приводит поэта в восторг?
Автор восхищается, что наконец ушло царство льда и пришел май. Он рад соловьиному пению, звездному небу, убранству берез.
2. Какую художественную роль играет повторение восклицания «Какая ночь!»? Чего больше в этом стихотворении — грусти или восторга? В каких строках говорится о том, что и то и другое настроение есть у поэта, созерцавшего ночь, и эти настроения он хочет передать читателю?
Такое повторение начала строк называется анафорой. Она используется Фетом для усиления эффекта его радости. Он восклицает о том, какая же ночь наступила! Мне кажется, что в этом стихотворении больше восторга.
Строки, передающие грустное настроение автора: “Разносится тревога и любовь”,
“Так деве новобрачной
И радостен и чужд её убор”.
“Невольной — и последней, может быть”.
Фонохрестоматия
«Ещё майская ночь»
1. Какими средствами выразительного чтения актёр усиливает состояние «неги», «тревоги», «любви»?
Актер читает стихотворение с восхищением, которое подчеркивает интонацией. Соблюдает определенную ритмику.
2. Почему последняя строка стихотворения как будто замирает в устах актёра?
3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения, сохранив атмосферу неги и восторга, сохранив плавность стиха.
Размышляем о прочитанном
1. Почему поэт призывает читателя учиться «у дуба, у берёзы»?
Потому что природа в некоторых ситуациях сильнее человека. И такой выдержке стоит поучиться.
2. Почему зима представляется поэту жестокой? Какая картина зимы нарисована поэтом? Какие эпитеты, олицетворения помогают представить жестокость зимы, мужество деревьев (дуба, берёзы) и кратковременные радости ясных весенних дней?
Мужество деревьев выражено с помощью метафоры “Они стоят, молчат”.
Радость весенних дней тоже отображена метафорой: “теплом и жизнию дыша”.
3. Подумайте, только ли о зиме и весне, о дубе и берёзе идёт речь в стихотворении. К чему призывает Фет в своём стихотворении?
Речь идет не только об этом, а о все природе в целом. Фет показал, какие трудности могут пережить деревья для своего счастья. Стихотворение учит человека быть стойким, неприхотливым и верить в светлое будущее.
4. Как вы понимаете строки: «Учись у них — у дуба, у берёзы», «Напрасные на них застыли слёзы, И треснула, сжимаяся, кора», «Но верь весне. Её промчится гений. »?
Фонохрестоматия
«Учись у них — у дуба, у берёзы. »
1. «Жестокая пора», «застыли слёзы», «всё злей метель», «холод лютый»—эти выражения определяют эмоциональное содержание первых двух строф. При помощи каких средств выразительности актриса передаёт это содержание?
Актриса удалось передать содержание этих строф ритмичностью чтения, тембром, создающим атмосферу вечной мерзлоты и действительно страшной атмосферы.
2. Какие мысли, чувства поэт утверждает в последней строфе? Какова эмоциональная окраска последних строк?
Последняя строфа содержит такой смысл: никогда не унывай, какой бы безвыходной ситуация не казалась, выход всегда есть.
Последние строки стихотворения дарят ощущения умиротворения, надежности и спокойствия.
3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения, передавая динамику, движение, развитие эмоционального содержания стихотворения.