какое восприятие цветов у значительного числа слабовидящих детей ослаблено

Какое восприятие цветов у значительного числа слабовидящих детей ослаблено

Цвет как объективное свойство формы обладает большой эмоциональной выразительностью. Прежде всего все оттенки спектра эмоционально связываются с чувственным восприятием температуры тел. Так, красные, оранжевые, желтые цвета ассоциируются с теплом; зеленые, голубые; синие, фиолетовые с холодом. Кроме передачи ощущения тепла и холода, цвет активно влияет на настроение ребенка. Например, красный цвет возбуждает и мобилизует, а зеленый и голубой успокаивает.

Наличие цветового зрения играет большую роль в опознании предметов и изображений, позволяет лучше различать детали объектов и воспринимать большое количество информативных признаков.

Известно, что у значительного числа слабовидящих детей ослаблено восприятие красного, зеленого и синего цветов. Форма и степень расстройства цветоразличения зависят от клинической формы нарушения зрения, ее происхождения, локализации и течения.

Разнообразие заболеваний и проявлений нарушений цветового зрения предполагает учет индивидуальных особенностей детей в восприятии цвета и создание условий, компенсирующих недостатки цветовосприятия. Они могут быть в значительной мере компенсированы путем усиления насыщенности и яркости цветовых тонов в предметах и изображениях, применения специальных средств рисования и черчения (фломастеров, подсветов, светои цветорегулируемых осветителей и др.).

О цветовом и светотеневом контрасте обычно говорят как о средстве моделирования объемной формы или пространственных отношений. От умелого применения контрастности зависит сила воздействия многих композиционных средств и приемов.

Ряд исследователей отмечают у слабовидящих школьников нарушения дифференциальной чувствительности контрастности. В учебниках, раздаточных средствах наглядности изображения имеют разную степень контрастности.

Многие из них недоступны для восприятия, учащиеся недостаточно точно выделяют из фона и дифференцируют черно-белые и цветовые изображения с пониженной контрастностью. В связи с этим они плохо соотносят цветные изображения с предметами и явлениями окружающей действительности.

Источник

Восприятие цвета, формы и величины у детей с нарушением зрения

какое восприятие цветов у значительного числа слабовидящих детей ослаблено

Дата публикации: 03.07.2018 2018-07-03

Статья просмотрена: 2464 раза

Библиографическое описание:

Кутрань, О. Н. Восприятие цвета, формы и величины у детей с нарушением зрения / О. Н. Кутрань, Е. Н. Персикова, Н. И. Струкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 26 (212). — С. 162-164. — URL: https://moluch.ru/archive/212/51871/ (дата обращения: 27.10.2021).

С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная цветовая информация. И дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета — красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляется зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно ребенку становится доступно все многообразие цветовых тонов спектра.

В три года дети знают название двух-трех основных цветов, а узнают и соотносят четыре-пять цветов. Часто малонасыщенные цвета дети называют «белыми»: недостаточное восприятие слабонасыщенных цветов влияет и на их называние. Это говорит о том, что с детьми необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличения.

Ребенок, по выражению К. Д. Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». При работе над цветовосприятием и цветоразличением необходимо исключить хаотические цветовые и световые эффекты, т. к. психика ребенка может не выдержать подобной информации, следствием чего станут неврозы. Дошкольники, как правило, связывают цвет с образом предмета: зеленый — трава, елочка; желтый — солнышко, цыпленок; синий — море, и т. п. Поэтому при работе по развитию цветовосприятия главное — использование естественных форм. Восприятие цвета отличаются от восприятия форм и размера прежде всего тем, что оно может осуществляться только при помощи зрительной ориентировки. Иными словами, цвет обязательно нужно УВИДЕТЬ. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу ребенок может увидеть их одинаковость или неодинаковость. На этом этапе можно рекомендовать задания типа: «Подбери к каждой чашке блюдца такого цвета»; Посади каждую бабочку на цветок такого же цвета» и т. п.

В ходе работы по развитию у детей цветовосприятия и цветоразличения можно проводить профилактику целого ряда заболеваний. Знания о цветолечении дошли до нашего времени из глубокой древности. Сейчас их углубляют, проводя научные исследования. Интересные рекомендации по цветолечению детей даны в книге Т. Г. Глушанок и Л. Н. Волковой «Тайны здоровья ребенка».

Возможности ребенка младшего дошкольного возраста по цветовосприятию и цветоразличению:

‒ Различение и называние основных цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый), коричневый, черный;

‒ Соотнесение предметов по признаку цвета;

‒ Нахождение в окружающем пространстве заданный цвет или оттенок (светлый, темный);

Возможности ребенка старшего дошкольного возраста по цветовосприятию и цветоразличению:

‒ Называние основных цветов и их оттенков по насыщенности и светлоте;

‒ Различение контрастных и смежных цветов;

‒ Соотнесение цвета, как признака предметов и явлений окружающего мира;

‒ Нахождение предметов заданного цвета и оттенка в окружающем пространстве;

‒ Различение цвета одного или нескольких движущихся объектов.

Знакомство с цветом стимулирует работу зрительного анализатора, активизирует зрительные реакции на цветовой раздражитель, способствует зрительному анализу и синтезу предметов, обогатит ребенка зрительными впечатлениями, подарит яркие образы, помогут в воспитании художественного вкуса [1].

Игры, способствующие развитию цветовосприятия и цветоразличения:

«Подбери по цвету»;

«Назови все предметы в окружающем пространстве данного цвета»;

«Цветик-семицветик»;

«Радуга»»

«Назови оттенки одного цвета»»

«Выложи цветовые дорожки по образцу»;

«Разноцветные бусы»;

«Определи холодные и теплые цвета и оттенки»;

«Найди контрастные и смежные цвета»

«Сортировка предметов по цвету»

«Подбери цвета всех времен года»

‒ «Какого цвета не стало?»

«Какой цвет лишний?»

«Одень куклу в одежды одного тона» и т. д.

Большинство отечественных ученых выделяют форму как наиболее информативный признак при восприятии объекта. Проведенное изучение особенностей развития представлений о форме у детей с косоглазием и амблиопией показало, что даже на пятом году жизни у них не сформированы действия сличения и различения, а также соотнесение формы геометрических фигур с формой реальных предметов и их изображений.

Тактильно-зрительный способ обследования предметов окружающего мира является наиболее активной формой зрительного восприятия, который дает возможность успешно анализировать форму предметов и сопоставлять ее с геометрическими эталонами. Наряду с этим способом включается в процесс зрительного восприятия тактильно-двигательный и зрительно-двигательный способы обследования.

Совокупность этих трех способов предметного обследования дает ребенку возможность наиболее полного восприятия формы.

Получив результаты обследования, можно приступить к решению следующих задач:

Формирование представлений о форме у детей с нарушением зрения — длительный процесс. Поэтому знакомство и освоение различных форм проходит в несколько этапов:

На первом дети знакомятся с кругом. квадратом, треугольником, овалом, прямоугольником, ромбом, многоугольником.

В процессе зрительно-осязательного обследования они учатся выделять признаки этих фигур и словесно их обозначать. С этой целью проводятся такие дидактические игры, как «Чудесный мешочек», «найди фигуру по описанию», «Дорисуй фигуру», Выложи фигуру из палочек» и т. д. Дети комментируют свои действия и доказывают правильность выбора. Затем задаются параметры фигуры (цвет, форма, величина), по которым дети находят и описывают ее (например, большой белый квадрат и т. п.) [2].

Знакомство с формой лучше начинать не с объемной, а с плоскостной фигуры. Они являются более обобщенными по сравнению с объемными. Они отображают наиболее существенную для восприятия сторону формы предмета — его контур и могут быть использованы в качестве образцов при восприятии формы и объемных и плоскостных предметов. Так, круг выражает особенности формы мяча и тарелки. Это дает основание использовать в процессе сенсорного воспитания в качестве эталонов формы именно плоскостные фигуры. Введение же наряду с ними объемных фигур (шара, куба и других) может вызвать лишь дополнительные трудности.

Когда дети усвоят признаки геометрических фигур надо начинать учить их соотносить с формой реальных предметов и их изображений. Предлагаются игры, направленные на развитие умения выделять геометрические фигуры на рисунке и в окружающей обстановке: «Заколдованные овощи и фрукты», «Что бывает круглое (квадратное, треугольное и т. п.) и т. д.

На завершающей стадии детям предлагаются следующие игры и упражнения: «Какая фигура лишняя», «Зрительный (слуховой) диктант», «Сравни фигуры», «Продолжи цепочку», «Нарисуй недостающую фигуру».

На втором этапе у дошкольников формируют умения зрительно находить в реальных предметах знакомые геометрические формы. Важно научить детей давать подробные словесные описания каждой части сложной формы, а также узнавать их по словесному описанию. Это осуществляется в следующих дидактических играх: «Геометрическая мозаика», «Разрезные картинки», «Сложи узор (Б. Н. Никитин).

На третьем этапе детей 6–7 лет надо знакомить с объемными геометрическими телами — шаром, кубом, конусом, цилиндром и т. д. В это время дошкольники учатся находить и называть элементы многогранника (вершина, основание, грань), соотносить объемные геометрические тела с их изображениями на плоскости, расчленять сложные предметы на составляющие их формы (например, у неваляшки части тела — шары разной величины). Рекомендуется проводить такие игры, как «Фотограф», «Подбери тень к фигуре», «Подбери и расставь предметы по схеме», «Их каких объемных тел состоит предмет» [3].

На четвертом этапе формируются навыки зрительного анализа, умение видоизменять и расчленять геометрические фигуры, конструировать из одних фигур другие. Особое место в это время занимают «Танграм», «Волшебный квадрат», «Колумбово яйцо» и др. Игры интересны детям, т. к. их увлекает результат.

Обучающая и коррекционно-развивающая направленность игр и заданий обеспечивает освоение программы в разделе «Форма», положительную динамику развития психических процессов ребенка, высокий уровень готовности к обучению в школе.

Все предметы окружающего мира неодинаковы. Одни отличаются друг от друга по высоте, другие — по длине, третьи — по ширине или по всем трем признакам сразу. И поскольку величина — относительное свойство, ее точное определение производится при помощи условных мер. Система мер сознательно устанавливаться людьми, причем за основу может быть принята любая произвольная единица. Но в области восприятия мы не всегда пользуемся метрической системой. Величина предмета обычно устанавливается в зависимости от места, занимаемого им в ряду однородных предметов. Так, большая собака — это собака, которая больше большинства других собак. Но при этом она намного меньше маленького слона.

Таким образом, в качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами, обозначаемые словами, указывающими на место предмета в ряду других («большой», «маленький», «самый большой» и т. д.). Усложнение этих представлений заключается в постепенном переходе от сравнения двух-трех предметов к сравнению многих предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин.

Сначала дошкольников знакомят с основными образцами, а позднее — с их разновидностями. Важно, чтобы взрослый, показывая и называя их, предлагал детям задания, направленные на сопоставление разных эталонов между собой, подбор одинаковых, закрепление каждого эталона в памяти, например, «Построй пирамидку», «Собери снеговика», «Построй лесенку», Выложи последовательно от большого к малому и наоборот», «Расставь по росту людей (животных), «Подбери лыжникам палки и лыжи по величине» и т. д.

Формированию представлений о величине способствует выстраивание предметов в ряды убывающей или нарастающей величины. При этом сначала ребенок ориентируется на общую форму образца, а потом начинает осознавать отношения между элементами (каждый следующий элемент больше или меньше предыдущего).

Аналитическое восприятие величины связано не с выделением и объединением частей сложного целого, а с выделением разных измерений величины предмета — длины, ширины, высоты. Но нельзя длину или ширину отделить от самого предмета. Поэтому правильным путем является сопоставление предметов по данным измерениям. При этом нельзя забывать, что сами измерения предмета носят относительный характер: их определение зависит от его положения в пространстве.

Источник

Проект «Развитие цветового восприятия у детей с нарушением зрения посредством игр игровых упражнений»

В настоящее время год от года увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Частота нарушений зрения в экономически развитых странах, по данным всемирной организации здравоохранения, составляет 1-3%. В Российской Федерации в последние годы отмечается резкое снижение рождаемости, увеличение количества больных и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для успешного развития детей необходима сохранность всех органов чувств. Огромную роль в овладении ребенком знаний об окружающей действительности играет зрение. Сохранность зрения способствует успешной социализации детей дошкольного возраста в общество. Зрениепомогает опознавать предметы и их признаки: форму, цвет, величину, пространственные отношения.

Нарушение зрения у детей обуславливает нарушения зрительного восприятия, становление которого неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками. Одной из главных причин, затрудняющих формирование у детей дошкольного возраста зрительного восприятия, являются нарушения поражения.

Нарушение зрения отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развитии познавательной и трудовой деятельности, последующей трудовой адаптации.

Изучение ребенком окружающей действительности (познавательная деятельность) осуществляется с помощью чувственного познания, которое опирается на зрительное восприятие, благодаря которому человек получает до 85% информации о внешнем мире.

Для успешного освоения знаний об окружающем мире необходимо, чтобы органы чувств ребенка функционировали нормально. При отсутствии или частичном поражении органа чувств ребенок может не получать или получает неполную информацию, поэтому мир его впечатлений становится уже и беднее.

При частичном зрительном поражении наблюдается обедненность зрительных впечатлений. Недостатки в зрительной ориентации затрудняют накопление непосредственного чувственного опыта и обедняют представления ребенка об окружающем мире, что нередко предопределяет и весь ход психофизического развития ребенка с нарушением зрения.

Слабовидящие пользуются зрением, как основным средством восприятия. Познание ими окружающего мира, формирование и развитие всех видов деятельности протекает в условиях нарушенного зрения и строится на суженной наглядной и действенной основе. Поэтому одной из специальных задач коррекционно – воспитательной работы в детском саду для детей с нарушением зрения является развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций.

Цветоощущение или цветовое зрение играет важную роль в жизни ребенка. Благодаря этой зрительной функции он способен воспринимать все многообразие цветов. Все многообразие цветовых оттенков может быть получено смешиванием трех цветов – красного, синего и зеленого.

Особенности зрительного восприятия у детей с нарушением зрения

При нарушении зрения также происходит сокращение и ослабление функций зрительного восприятия. Трудности визуального восприятия детьми элементов и геометрических параметров форм осложняют понимание средств наглядности, формирование соответствующего образа о предмете. По своему содержанию изучение формы предметов связано с ориентировочными, поисковыми, перцептивными действиями, направленными на решение сложных познавательных задач (анализ сложной формы, перемещение объектов в пространстве, оценка пропорций).

Игровые ситуации, активизирующие световосприятие, занимают важное место в системе коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения. Являясь мощным средством стимуляции зрительных функций, цвет в значительной степени воздействует на формирование эмоций и познавательных процессов у детей.

Невозможность или неумение вычленить в объекте признаки цвета приводят к снижению обобщенности уровня восприятия.

Организованный досуг детей в форме игр и игровых упражнений создает особый мир, в котором реализуется потребность в радости, счастье, успехе в познании окружающего мира, активизируется цветовосприятие, закрепляется система знаний о цвете.

Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.

Цель проекта

Создание цветового восприятия у детей с нарушением зрения посредством игр и игровых упражнений.

Задачи проекта

— Формировать у детей умение различать и называть основные и промежуточные цвета, их оттенки, насыщенность, контрастность. При определение цвета ориентироваться на знакомые предметы с неизменной окраской;

— Учить узнавать цвет реальных предметов в животном и растительном мире;

Развить зрительное восприятие;

— Закрепить знание названий основных цветов, навыки цветовосприятия;

Развивать пространственную ориентировку с привлечением зрения, мелкую моторику рук и осязание;

Развивать познавательный интерес детей, радость творчества, стремление к положительному результату.

Целенаправленная и систематическая работа с детьми старшего дошкольного возраста по развитию цветового восприятия у детей с нарушением зрения посредством игр и игровых упражненийпредполагает следующие результаты:

1. Дети выделяют и различают многообразие красок окружающего мира;

2. Развитые творческие способности

3. Сформированное эмоционально-положительное отношение к играм, окружающему миру;

4. Развитая у родителей активная жизненная позиции в приобщении детей к развивающим играм.

Для диагностики уровня развития цветового восприятия у детей с нарушением зрения были отобраны методики для диагностики зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения (Симаго).

Содержание проекта

Проектвключает в себя три этапа:

• Основной этап – реализация проекта, (выполнение перспективного плана);

• Заключительный этап – оценка эффективности проекта.

На подготовительном этапе проекта была проведена диагностика уровня развития цветового восприятия у детей с нарушением зрения.

В связи с этим был изучен материал по данной проблеме и на основе этого был составлен перспективный план работы по развитию цветового восприятия у детей с нарушением зрения посредством игр и игровых упражнений.

Для эффективности работы был выявлен уровень сформированности у родителей активной жизненной позиции в приобщении детей к развивающим играм. С цель этого был подобраны анкеты для родителей.

Проект включает в себя игровую деятельность и работу с родителями.

На следующем этапе проводилась работа по реализации перспективного плана. Работа по реализации данного проекта продолжается в течении двух лет.

В процессе реализации проекта одни игры заинтересовали детей с самого начала, были понятными, интересными содержанием и игровым материалом. Другие игры стали любимыми после приложенных усилий к их разучиванию.

К игре «Цветик – семицветик» дети проявили интерес, услышав ее названия, а разноцветные листики заинтересовали детей еще больше.

Данная игра понравилась детям старшего дошкольного возраста, они с удовольствием играли ее, нравились разные варианты игры. После учения этой игры дети внесли ее в самостоятельную игру.

Игра «Поймай рыбку» является так же одной из игр, привлекших детей своим интересным содержанием. Дети с азартом «ловили рыбку», группировали ее по цвету, оттенкам.

Трудности иногда возникали в определении названии оттенков. А игровая ситуация (не назвали правильно цвет – не забираешь улов) стимулировала к стремлению к запоминаю названия цвета и его оттенков. После изучения игры дети запомнили названия цвета и его оттенков.

Игра «Сложи узор» не вызвала длительного интереса на начальном этапе его изучения, но по мере усложнения задания у детей появлялся азарт, а включение соревновательного элемента (кто быстрее и точно выложит по памяти изображения).

Игра «Сложи узор» стала востребованной и любимой.

Следующая игра «Запретный прием» стала интересной детям тем, что они могут свободно перемещаться, контактировать с другими участниками игры, что поддерживает их активность, эмоциональный настрой.

Трудность при проведении игры заключалась в запоминании не скольких запрещенных цветов одновременно и соответственно быстром нахождении незапрещенного цвета в одежде. Но постепенно запоминание улучшилось.

На заключительном этапе осуществлялась оценка эффективности проекта, обобщение материалов.

На начало 2014- 2015 учебного года результаты диагностики по выявлению уровня развития цветового восприятия у детей с нарушением зрения показали, что высокий уровень развития цветового восприятия у детей составил 36%, средний отмечен у 51% детей, низкий уровень зафиксирован у 13 %

Дальнейшее развитие проекта

Проект может быть рекомендован воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям детей старшего дошкольного возраста.

Особенности ошибок письма и чтения у первоклассников с ОНР, имеющих разные профили латеральной организации В настоящее время проблема изучения межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия является одной из актуальных в специальной.

Особенности развития наглядно-образного мышления у детей с нарушением интеллекта (Слайд 1) Мышление является высшей ступенью познания человеком окружающей действительности. Так, при помощи мышления человек познаёт различные.

Источник

Статья по коррекционной педагогике на тему: «Особенности зрительного восприятия лиц с нарушением зрения».

Особенности зрительного восприятия лиц с нарушением зрения

Восприятие — это процесс познания явлений окружающего мира при помощи органов чувств. Человек, как и другие высшие животные, получает информацию извне и о том, что происходит в его организме, исключительно через рецепторы. Ощущения не отражают свойства предметов и явлений окружающего мира, поскольку рецепторы лишь сигнализируют в мозг о наличии раздражителей, способных активировать данный тип рецепторов. Нервная система человека воссоздает внешнюю реальность, основываясь на ограниченных данных рецепторов. Это возможно только благодаря раннему обучению в критический период формирования систем восприятия. Активно осваивая внешний мир, ребенок постоянно получает обратную связь от рецепторов в ответ на собственное действие, что и позволяет мозгу конструировать внешнюю реальность на основе субъективных ощущений.

С помощью глаз человек воспринимает освещенность, цвет, величину, форму предметов, определяет движение и направление движения предметов, ориентируется в пространстве.

При нарушении зрения происходит сокращение и ослабление функций зрительного восприятия у слабовидящих и частичновидящих или полное прекращение восприятия у лиц с полной потерей зрительных ощущений.

У детей с нарушенным зрением наблюдаются трудности при опознавании рисунков и предметов. Выявлены следующие нарушения восприятия рисунков: замедленность обзора, неточность, пропуск деталей изображения (Ю.А. Кулагин). Вследствие неясного восприятия отдельных элементов и неточности представлений нередко формируются ошибочные версии относительно изображенного на рисунке. Рассматривание такими детьми рисунка по частям затрудняет осмысливание его содержания, нарушает восприятие пространственных отношений между изображенными на нем предметами (М.Б. Эйдинова). Резкое снижение скорости зрительного восприятия геометрических фигур, цифр, буквосочетаний установлено при частичной атрофии зрительных нервов, дегенерации желтого пятна, афакии, вторичной катаракте, глаукоме. Замедленность, фрагментарность, нечеткость, искажение восприятия отмечаются у детей с нарушением зрения при чтении и письме.

При чтении возникают оптикогностические нарушения, основными причинами которых являются нерасчлененность зрительного восприятия, смешение сходных форм, несформированность пространственных представлений. Выявлено отрицательное влияние снижения зрения на формирование графических навыков письма. Дети часто не различают линии в тетрадях и поэтому пишут косо. Наблюдаются искажения элементов букв, их неправильное расположение относительно друг друга в словах и строках, замены букв, пропуски изобразительных элементов.

Зрительная система должна быть способна не только выделять границу между объектом и фоном, но и уметь следовать по ней. Это осуществляется посредством движения глаз, которые как бы вторично выделяют контур, и является необходимым условием создания образа формы предмета.

На зрительное восприятие формы предмета влияют величина предмета, расстояние до глаз, освещенность, контраст между яркостью объекта и фона и т. п.

Познание формы предполагает активизацию смыслового восприятия, формирование представлений и развитие мышления.

Восприятие величины предметов. Важным условием для восприятия величины предметов является возможность одновременного обозрения их. Способность охватить взором предмет зависит от границ поля зрения ребенка, размера предмета и расстояния, с которого он рассматривается.

Среди детей с нарушением зрения имеются лица с суженным полем зрения, что осложняет им одномоментное обозрение средств наглядности (макетов, приборов, рисунков). При восприятии и опознавании предметов глаза совершают последовательный обвод вдоль контура. Лица с узким полем зрения обводят фигуру взглядом несколько раз, у них возникают соскальзывания с контура, частые изменения направления движения, возвраты, увеличивается длительность фиксации.

У детей с нарушенным зрением наблюдаются также нарушения двигательных функций глаза: неустойчивость фиксации взора и неравномерность движения глаз, нистагмоидные движения (дрожание глаз), нарушение прослеживающих функций, изменение амплитуды движений глазных яблок, некоторые ограничения в повороте глаз и др. Уровень недоразвития глазодвигательных функций у таких детей зависит от характера заболевания и состояния остроты центрального зрения. Недоразвитие или нарушение функций двигательного аппарата глаза при неполноценном зрении затрудняет восприятие предметов и изображений, а также глазомерную оценку пропорций, протяженности, расстояний.

Глазодвигательные функции в процессе обучения могут развиваться и совершенствоваться за счет образования более сложных системных связей между оптическими и двигательными компонентами глаза (М.И. Земцова). Для этого необходимо создавать условия, которые бы позволяли детям целенаправленно наблюдать предметы, процессы и явления окружающей действительности. Важную роль играет применение специальных упражнений, направленных на развитие восприятия размеров, величинных отношений, оценки расстояний, направлений и др.

Восприятие цвета и контраста. Важными информативными признаками в предметах и изображениях являются цвет и контрастность. Цвет фиксируется визуально и длительное время остается в сознании ребенка. На этапе обнаружения объекта цвет является сигнальным средством, привлекающим его внимание. Даже обычное цветовое пятно стимулирует зрительную реакцию. На последующих этапах восприятия цвет служит средством выделения цветности и объемности предмета, связи с окружающим миром.

Наличие цветового зрения играет большую роль в опознании предметов и изображений, позволяет лучше различать детали объектов и воспринимать большое количество информативных

Известно, что у значительного числа слабовидящих детей ослаблено восприятие красного, зеленого и синего цветов. Форма и степень расстройства цветоразличения зависят от клинической формы нарушения зрения, ее происхождения, локализации и течения.

Разнообразие заболеваний и проявлений нарушений цветового зрения предполагает учет индивидуальных особенностей детей в восприятии цвета и создание условий, компенсирующих недостатки цветовосприятия. Они могут быть в значительной мере компенсированы путем усиления насыщенности и яркости цветовых тонов в предметах и изображениях, применения специальных средств рисования и черчения (фломастеров, подсветов, свето- и цветорегулируемых осветителей и др.).

О цветовом и светотеневом контрасте обычно говорят как о средстве моделирования объемной формы или пространственных отношений. От умелого применения контрастности зависит сила воздействия многих композиционных средств и приемов.

Ряд исследователей отмечают у слабовидящих школьников нарушения дифференциальной чувствительности контрастности. В учебниках, раздаточных средствах наглядности изображения имеют разную степень контрастности. Многие из них недоступны для восприятия, учащиеся недостаточно точно выделяют из фона и дифференцируют черно-белые и цветовые изображения с пониженной контрастностью. В связи с этим они плохо соотносят цветные изображения с предметами и явлениями окружающей действительности.

Подбор иллюстраций с помощью тонально-контрастных шкал, правильное использование в изображениях красного, желтого, зеленого и синего цветов, применение многокрасочных средств наглядности способствуют более правильному опознанию изобразительных элементов, выделению в них информативных признаков, присущих предметам и явлениям окружающей действительности.

В изображениях с высокой тональной контрастностью (90-95%) унитарных и сложных цветов большинство детей довольно точно опознают форму, фактуру, объемность предметов. Следует отметить, что более полно они характеризуют многоцветные изображения. Это связано с тем, что нарушение цветовосприятия конкретных унитарных цветов компенсируется сохранностью других цветоразличительных функций, наличием визуального опыта в соотнесении изображений с реальным цветом предметов и явлениями окружающей действительности. Это свидетельствует о необходимости применения красочных иллюстративно-графических средств наглядности, умения подбирать их для слабовидящих детей и развивать у них процессы соотнесения, выделения, дифференцирования опознавательных признаков в изображениях и соответствующих им предметах и явлениях.

С помощью зрения информация о движении объектов получается при фиксированном взоре и с помощью прослеживающих движений глаз. Недоразвитие и нарушение зрения, восприятие движения затрудняют нарушение остроты зрения, поля зрения, глазодвигательных и других функций зрительной системы. В этой связи возникает необходимость формирования у слабовидящих приемов и способов восприятия движений, опирающихся на зрительные, слуховые, тактильные, кинестетические и другие сенсорные функции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *