какое внимание бывает у детей дошкольного возраста

«Виды и свойства детского внимания в дошкольном возрасте»

какое внимание бывает у детей дошкольного возраста Пименова Юлия
«Виды и свойства детского внимания в дошкольном возрасте»

Очень важно для познанья

Иметь чуткое вниманье

Коль его не развивать

Сложно мир воспринимать.

(Пименова Юлия Константиновна)

Я не знаю, как вы, дорогие читатели,но я часто говорю своему сыну: «Даня, будь внимательней— и когда он переходит дорогу, когда он делает уроки.

А если задуматься, как часто мы говорим ребенку подобные фразы и для чего? Родители считают, что ребенок сосредоточен на своем и не обращает внимание на то, что они считают важным. Он, ребенок, у которого свое видение мира и свои приоритеты. Гаджет, который он держит в руках ему гораздо интересней ситуации на дороге, а еще и мама идет рядом, с которой ребенок чувствует себя в полной безопасности. Делая уроки, ваш ребенок мысленно стремиться на улицу к ребятам, которые запускают ракету где он главнокомандующий. Концентрация внимания потеряна.

Порой мы родители слишком много хотим от своих детей, забывая, а порой и не задумываясь, что устойчивость внимания зависит от возраста ребенка. Например, Бейрль определил максимальную длительность детских игр в различном возрасте.

Так, например, дети от года до двух лет могут играть двадцать одну минуту и одну секунду. От двух лет до трех продолжительность игры составляет двадцать семь минут. Максимальная длительность игры детей от трех до четырех лет составляет пятьдесят минут. От четырех до пяти лет восемьдесят три минуты и три секунды. От пяти до шести лет девяносто шесть минут. Рассматривая труды Бейрля, мы видим быстрый рост устойчивости внимания после трех лет, а к шести годам высокий уровень-на грани школьного возраста. Также Бейлер изучал рост концентрации внимания по количеству отвлечений, которым подвергался ребенок в течение 10 минут. Таким образом он выяснил, что дети пяти шести лет отвлекаются реже чем дети от двух до четырех лет, дети трех четырех лет отвлекаются гораздо меньше чем дети двух трех лет. В младшем школьном возрасте дети способны концентрировать внимание, но при этом преобладает непроизвольное внимание. Внимание активизируется, но еще не стабильно. Удержать внимание возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации. По мере расширения интересов ребенка продолжает развиваться произвольное и непроизвольное внимание. В школьном возрасте внимание развивается и совершенствуется. У детей с 4 по 6 класс наблюдается заметный рост в умственном развитии, развитии отвлеченного мышления, логической памяти и заметный рост объёма внимания.

Внимание обладает определёнными свойствами: объём, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение, переключаемость и произвольность. Нарушение каждого из свойств приводит к трудностям функционировании внимания как процесса, как следствие к отклонениям в деятельности ребенка.

Давайте рассмотрим какие отклонения бывают в деятельности ребенка при нарушении внимания.

При маленьком объёме внимания-это невозможность сконцентрироваться на нескольких предметах, удержать их в уме. Часто сталкиваюсь с этой проблемой, играя на занятиях с детьми. Я раскладываю картинки на столе, даю их рассмотреть и даже взять в руки взять, а потом накрываю их платком и прошу назвать, что запомнил ребенок. Доказано что взрослый человек может сконцентрироваться не более чем на семи предметах. А ребенок шести лет способен воспринять не один предмет как, дети четырех пяти лет, а даже три, причем достаточно полно и детально. Бьём внимания сужается, если ребенку надо воспринять сразу несколько незнакомых предметов или предметов, расположенных близко друг к другу или, наоборот, рассредоточенных на большой площади. Надо сказать, что объём внимания на прямую зависит от интереса ребенка. Ведь он будет сосредотачиваться на тех объектах, которые ему интересны.

При недостаточной концентрации и устойчивости внимания, ребенку трудно долго сохранить внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его. Зачастую сосредоточенность дошкольника не великане надо развивать. Я, например, со своим ребёнком делаю уроки при включенном телевизоре.

Установлено, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься не более 10-15 минут. Оптимальное время урока для ребенка шести лет 35 минут, а перемена не менее 20 минут.

При недостаточной избирательности внимания, ребенок не может сосредоточится на той части материала, которая нужна ему для решения задачи.

При плохо развитой переключаемости внимания, ребенку трудно переключится с одного вида деятельности на другой. (часто встречаю в своей практике при выполнение артикуляционной гимнастики, ребенок не может переключиться с одного упражнения, например, «трубочка» на другое «улыбка» даже, смотря в зеркало на меня)

При плохо развитой способности распределения внимания, ребенок не умеет эффективно (без ошибок) одновременно делать несколько дел. В дошкольном возрасте переключение и распределения внимания развиты слабо и требуют тренировки. Своим детям я даю такие задания. Например, найти в таблице букв все буквы «А» и подчеркнуть их, а буквы «О» обвести в кружок; домашних животных перечеркнуть синим карандашом, диких животных обвести красным

Недостаточная произвольность не позволяет ребенку сосредоточить внимание по требованию.

Произвольное внимание формируется при его общении со взрослыми (как было доказано Выготским Л. Ф).

Подобные нарушения нуждаются в специальной комплексной организационной работе.

Которую должны организовать специалисты группы воспитатели музыкальный руководитель, руководитель физкультурной подготовки и конечно же родители, которые закрепляют полученные навыки.

какое внимание бывает у детей дошкольного возраста

какое внимание бывает у детей дошкольного возрастаДидактические игры в младшем дошкольном возрасте Каждый ребенок появившись на свет, уже готов воспринимать окружающий его мир. Ребенок сталкивается с многообразием форм, красок, величин,.

какое внимание бывает у детей дошкольного возрастаДежурство в старшем дошкольном возрасте В этом возрасте дети могут самостоятельно под присмотром взрослых накрыть столы и убрать с них, приведя в порядок столы и пространство,.

Компьютерная зависимость в дошкольном возрасте Аннотация: В статье рассматриваются причины и способы предотвращения формирования компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста.

Конспект музыкального досуга по произведениям «Детского альбома» П. И. Чайковского в старшем дошкольном возрасте Цели и задачи: Прививать любовь к творчеству П. И. Чайковского, прививать любовь к классической музыке, развивать музыкальный вкус, музыкальные.

какое внимание бывает у детей дошкольного возрастаМастер-класс. Виды конструирования из строительного материала в старшем дошкольном возрасте. Часть 1 Педагоги и психологи отводят техническому конструированию значительное место в работе с детьми всех возрастных групп, так как оно обладает.

Мастер-класс. Виды конструирования из строительного материала в старшем дошкольном возрасте. Часть 2 Работа с детьми старшего дошкольного возраста строится по определённым темам («Здания», «Мосты», «Транспорт») (По Парамоновой Л. А., где.

какое внимание бывает у детей дошкольного возрастаПедсовет «Организация привития любви к чтению литературы в дошкольном возрасте в условиях детского сада» Педсовет «Организация привития любви к чтению литературы в дошкольном возрасте в условиях детского сада» Присутствовали: воспитатели.

Развитие мышления в дошкольном возрасте Развитие мышления в дошкольном возрасте. Мышление- психический процесс. В процессе мышления происходит отражение предметов и явлений действительности.

Развитие самосознания в дошкольном возрасте Интенсивное развитие самосознания у детей происходит в дошкольном возрасте. Ребенок задумывается об отношении к нему, анализирует себя и.

Источник

Особенности внимания у детей 3-7 лет

Внимание бывает разным

Внешнее внимание обращено на предметы и явления окружающего мира, на действия других людей. Такое внимание можно наблюдать у ребенка с самого рождения: поворот головы в сторону звука, фокусирование взгляда на лице мамы.

” У детей дошкольного возраста внимание направлено на их внутренний мир. Когда ваш ребенок вдруг останавливается и смотрит в одну точку, знайте, в этот момент его внутреннее внимание достигает наивысшей точки. Этот момент мы и принимаем за рассеянность.

Три вида внимания

Так же выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает само собой, без усилий ребенка, направленных на его возникновение и сохранение. Все яркое, шумное вызывает интерес, но не долог: и как только объект становится обычным, непроизвольное внимание утрачивается.

Произвольное внимание необходимо для того, чтобы ребенок делал не то, что ему хочется, а то, что нужно, возможно, жертвуя другим интересным занятием. Психологи считают: чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, тем раньше формируется произвольное внимание. Его развитию способствуют различные занятия с ребенком, игры по правилам, в которых взрослый принимает непосредственное участие, показывая необходимость такого внимания.

Если ребенок увлекается игрой или выполнением задания, ему уже не требуется прилагать усилия для концентрации внимания, и произвольное внимание переходит в послепроизвольное. Здесь сочетаются признаки непроизвольного и произвольного видов внимания.

Свойства внимания

Также внимание дошкольника обладает следующими свойствами: объем, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение, переключаемость.

Объем внимания характеризуется количеством объектов, за которыми ребенок может следить. К шести годам ребенок способен одновременно воспринять не один предмет (как в четыре-пять лет), а три, причем с достаточной полнотой и детализацией. Объем внимания сужается, если ребенок видит предметы впервые. При этом яркий внешний вид или размер объектов в возрасте 6 лет становятся менее важны, чем в 3-4 года.

Устойчивость показывает, как долго ребенок может сосредотачиваться на объекте или выполняемой деятельности. Считается, что к 5-6 годам дети могут удерживать внимание до 2 часов, в зависимости от вида деятельности – игра или же монотонное, скучное занятие.

Концентрация внимания показывает, насколько интенсивно ребенок может сосредоточиться на объекте, способен ли он сопротивляться отвлекающим моментам.

” Чаще всего концентрация у дошкольников невелика, и очень важно ее развить. Для этого существуют специальные упражнения. Вот одно из них. Попробуйте вместе с ребенком разучить стихотворение. При этом первое четверостишие учите при очень слабом звуке телевизора или радио, заучивая второе четверостишие, немного увеличьте громкость. Последнее четверостишие заучивайте при достаточно громком звуке.

Избирательность внимания позволяет ребенку сосредоточиться на определенной части объекта, что помогает ему успешно решить задачу.

Распределение означает возможность уделять равнозначное внимание нескольким объектам, выполнять несколько различных действий без ошибок.

Переключаемость внимания способствует быстрому переключению с одного вида деятельности на совершенно иной, при этом ребенок испытывает определенное нервное напряжение, которое с возрастом становится менее выраженным.

Обычно в дошкольном возрасте распределение и переключаемость недостаточно развиты, поэтому следует делать на них акцент во время занятий с ребёнком. При этом следует учитывать личностные особенности малыша и не требовать от него невозможного.

Важно, чтобы ребенок расширял возможности своего внимания, не испытывая при этом большого нервного напряжения, тогда любопытство, жажда познания и живость мышления очень помогут ему в дальнейшей школьной жизни.

Источник

Тренируем внимание у дошкольников

какое внимание бывает у детей дошкольного возраста

В детстве человек получает колоссальный объем знаний о мире. Качество запоминаемой информации напрямую зависит от того, как протекают психические процессы в мозге ребенка. Поэтому занимаясь с дошкольником, нужно не только учить его писать, читать и считать, но и развивать его познавательные процессы (память, внимание, мышление, речь, восприятие, воображение). Формированию произвольного внимания и усидчивости следует уделять особое внимание при подготовке ребенка к школе.

Особенности внимания у детей дошкольного возраста

Внимание – это психический процесс, суть которого заключается в сосредоточении на каком-либо объекте или явлении. Оно может быть направлено как на внешний мир, так и внутрь человека (на его чувства, переживания). К основным свойствам внимания относятся:

Тренируя внимание ребенка, старайтесь уделять время каждому из перечисленных свойств внимания. Ведь все они одинаково важны и играют большую роль в усвоении информации.

какое внимание бывает у детей дошкольного возраста

Психологи выделяют два основных вида внимания:

Этапы развития внимания у малышей:

Возраст

Особенности

Непроизвольное внимание. Малыш обращает внимание на все яркое и необычное.

Начало формирования произвольного внимания. У детей этого возраста появляется сильный исследовательский интерес и стремление к самостоятельности. Ребенок сам выбирает себе занятие по душе.

Формирование умения следовать наглядной инструкции и выполнять задания по образцу.

Активное развитие слухового внимания.

Продолжает формироваться волевое внимание (к 7 годам она должно быть достаточно хорошо развито). Увеличение объема внимания, его устойчивости и способности переключать внимание с одного объекта на другой.

У маленьких детей наиболее развито непроизвольное внимание. С возрастом малыши учатся контролировать свои психические процессы. Одна из главных задач дошкольного возраста – развитие произвольного (волевого) внимания. Способность концентрироваться на задаче, переключаться с одного вида деятельности на другой необходимы для успешного обучения в школе.

какое внимание бывает у детей дошкольного возраста

Общие рекомендации по развитию внимания у детей

Чтобы занятия с дошкольниками по развитию внимания были эффективны, необходимо придерживаться следующих принципов:

Игры на развитие внимания для малышей 3-4 лет

В младшем дошкольном возрасте внимание у детей еще не достаточно устойчиво, им сложно на чем-то концентрироваться, особенно если есть отвлекающие факторы. Задача взрослого – подобрать такой материал для игр, который был бы интересен малышу и он мог бы сосредоточиться на нем хотя бы на 5-7 минут.

Для занятий выбирайте яркие и простые предметы и изображения, чтобы заинтересовать малыша. Если ребенок не хочет выполнять задание, не настаивайте. Попробуйте повторить попытку через некоторое время.

какое внимание бывает у детей дошкольного возраста

Упражнения на внимательность для детей 4-5 лет

Дети этого возраста способны концентрироваться на задании уже в течение 20 минут. Увеличивается объем внимания, малыш учится его правильно распределять. Помогают развитию внимания сюжетно-ролевые игры, творческие виды деятельности (рисование, лепка, аппликация), выполнение домашних обязанностей. Ребенок 4-5 лет уже достаточно хорошо может следовать правилам и запоминать их, за счет этого развивается произвольность всех психических процессов, в том числе и внимания. А вот игры, которые помогут малышу стать более внимательным:

какое внимание бывает у детей дошкольного возраста

Чтобы избежать рассеянности и других нарушений внимания, не стоит перегружать малыша слишком сложными заданиями.

Игры и упражнения для дошкольников 5-7 лет

У детей старшего дошкольного возраста значительно увеличивается объем внимания и его устойчивость. Играя и занимаясь творчеством, они могут самостоятельно планировать свои действия. Упражнения на развитие внимания в этом возрасте должны опираться на ранее приобретенные знания, умения и навыки (например, счет, пространственная ориентация).

какое внимание бывает у детей дошкольного возраста

Выводы

Чтобы малыш хорошо усваивал информацию и мог успешно учиться в школе, необходимо уделять достаточно времени развитию его внимания. Выбирая игры и упражнения для ребенка, ориентируйтесь на его возраст, интересы и индивидуальные особенности. Если малыш не хочет выполнять задание или сильно утомляется, нужно попытаться понять, что является причиной этого: неинтересный материал, сложность задания, плохое настроение или самочувствие. При правильном подходе все познавательные процессы дошкольников, в том числе и внимание, развиваются очень быстро.

Заключение

Посещая развивающие занятия в детском Монтессори-клубе «Созвездие», Ваш малыш будет развиваться гармонично и разносторонне. В течение первых месяцев занятий проводится бесплатное тестирование (диагностика) ребенка. В дальнейшем тестирования повторяются – так вы можете отслеживать динамику продвижения. Будем рады видеть Вас в нашем центре!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Малышева Евгения

Источник

Какое внимание бывает у детей дошкольного возраста

Ожидайте

Перезвоните мне

какое внимание бывает у детей дошкольного возраста

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

какое внимание бывает у детей дошкольного возраста

Аннотация: Один из вопросов, который волнует многих родителей – какие упражнения помогут развитию внимания у детей.

Статья:

Один из вопросов, который волнует многих родителей – какие упражнения помогут развитию внимания у детей. Можно заметить, что малыши редко бывают сосредоточены и сконцентрированы, им порой нелегко заниматься чем-то одним, а меж тем внимание необходимо не только ради успехов в учебе или игре, но и для собственной безопасности.

ЧТО ТАКОЕ ВНИМАНИЕ?

Внимание представляет собой определенный психологический процесс, способность человека концентрироваться на необходимом действии. От того, насколько хорошо оно развито, во многом зависит успех ребенка в школе, поэтому очень важно приступить к работе в дошкольном возрасте, создавать условия для того, чтобы непроизвольное внимание переросло в произвольное, волевое умение сосредотачиваться. И лучшее, что могут сделать родители, – развивать умение концентрироваться при помощи игры.

Можно выделить следующие характеристики данного процесса.

Задача родителей – заниматься с детьми настолько продуктивно, чтобы у них сформировались и развивались все эти характеристики.

Внимание представляет собой один из процессов когнитивной, то есть познавательной, сферы человека – наравне с памятью, мышлением, восприятием и воображением. Без сосредоточенности невозможно получить новую информацию в необходимом объеме, запомнить ее, поэтому данный процесс можно с полной уверенностью назвать первой ступенью познания. Далее при помощи памяти человек накапливает приобретенную информацию. Только имея необходимый уровень внимания, ребенок в дальнейшем сможет научиться таким когнитивным процессам, как чтение, письмо, обучение.

Можно выделить несколько видов внимания, которые имеют свою специфику у детей дошкольного возраста.

Прежде всего, пассивное (непроизвольное, или непреднамеренное) внимание, то есть сосредоточенность на чем-то интересном, необычном без волевых усилий малыша. В дошкольном возрасте именно данный тип является основным: сначала дети обращают внимание на что-то заметное, потом начинают интересоваться и тем, что раньше не знали, новым для себя.

Следующий этап развития – формирование произвольного внимания, причем важно понимать, что само по себе из непроизвольного оно не возникнет, для этого необходимо тренировать ребенка. Активная разновидность напрямую связана с волевыми усилиями, поэтому если ребенок болен или раздражен, его способность концентрироваться снижается. Произвольное внимание начинает формироваться в 4-5 лет, хотя первый тип все равно остается ведущим в течение всего дошкольного детства.

НОРМЫ КОНЦЕНТРАЦИИ

Под концентрацией внимания понимается временной отрезок, в течение которого человек способен удерживать сосредоточенность на каком-то одном действии. У детей она может иметь различную продолжительность в зависимости от возраста, однако даже количество прожитых лет не является основополагающим фактором. Норма зависит от индивидуальных особенностей малыша. В таблице представлены конкретные показатели.

Возраст, летНорма, минут
24-10
35-15
48-20
510-25
611-30
715-35

Показатели могут быть как увеличены, так и уменьшены, ведь внимание, как и тело, и мозг, можно тренировать специальными упражнениями. Регулярные занятия с дошкольником подарят родителям и ребенку хорошее настроение, а также будут очень полезны для совершенствования умения концентрироваться на чем-то и сохранять эту сосредоточенность. Развивать его необходимо, чтобы ребенок стал более наблюдательным, мог без проблем обнаружить какие-либо мелкие детали, малозаметные признаки. Все это в дальнейшем поможет в процессе обучения, поскольку внимание теснейшим образом связано с запоминанием.

ФОРМИРОВАНИЕ ВНИМАНИЯ

Психологи выделяют 6 стадий развития внимания у детей.

Знание этих этапов поможет родителям лучше понять ребенка.

ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ВНИМАНИЯ

Мы убедились в том, что для дошкольников особое значение имеет развитие способности сосредоточиться. И родителям следует тренировать детей, используя ненавязчивую игровую форму. Выделим несколько хитростей и приемов, которые можно использовать.

Если малыш плохо сосредотачивается и очень далек от своей возрастной нормы, то возможно, у него неглубокое дыхание. Исправить ситуацию помогут надувание воздушных шаров, мыльные пузыри, игра на дудочке или свисток. Кроме того, исследования доказали, что для детей очень полезны прогулки на свежем воздухе, активные спортивные игры.

ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

Можно выделить следующие типы заданий на внимание для 5–6 лет.

Важно помнить, что тренировки должны быть построены по принципу «от простого к сложному». Если что-либо у ребенка не получается, следует отложить это задание и предложить ему вариант попроще.

ПРИМЕРЫ ПРОСТЫХ ИГР

Существует огромное количество всевозможных игр и заданий, которые помогут малышу научиться сосредотачиваться, а также подарят хорошее настроение. Главное – проводить их в положительном ключе, у ребенка не должно возникать и мысли, что его чему-то учат. Лучше, если он будет уверен – мама и папа с ним играют.

СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ

«Съедобное – несъедобное» – простая, но эффективная игра, в которую можно поиграть как с одним малышом, так и с несколькими. Мама бросает мячик, произнося название блюда, продукта или несъедобного предмета, например одежды. Ребенок внимательно слушает. Если он слышит название еды, то мячик ловит, если же звучит нечто, не имеющее отношения к кулинарии, то нужно отбить мяч.

Вариаций множество, поэтому когда ребенку надоели продукты и он заскучал, можно предложить немного другие игры.

Все эти игры хороши тем, что не привязаны к конкретному месту, в них можно играть практически везде, при этом у ребенка не будет возникать ощущение, что его чему-то учат, ему будет весело и интересно.

СЕРИЯ ЗАДАНИЙ

Ребенку дается установка выполнить несколько заданий (начать надо с трех, постепенно увеличивая их число), при этом все задания перечисляются сразу, поэтому малышу придется запомнить и сами действия, и их порядок. Например:

Если ребенок все выполнил правильно, следует обязательно его похвалить, если же что-то не получилось – поправить, но в мягкой, деликатной форме. Постепенно количество заданий и их сложность увеличивается, такое упражнение также поможет улучшить память.

ДРУГИЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ ИГРЫ

Очень важно постоянно предлагать дошкольнику что-нибудь новенькое, чтобы у него складывалось впечатление именно игры, а не полезной деятельности. Например, «Карлики и великаны». Суть проста: мама называет какой-либо предмет, он должен быть либо большим (гора, небоскреб, многоэтажный дом, кит, слон), либо маленьким (иголка, пуговица, монетка, бусинка). Ребенок слушает, когда произносится слово из «большой» серии, то есть «великан», то он встает на носочки и поднимает прямые руки вверх, когда «маленькое» — то приседает.

Если детей несколько, можно сыграть в «Испорченный телефон». Для этого все участники садятся в ряд, первый шепотом произносит какое-то слово на ухо второму ребенку, тот передает третьему и так далее. Последний слушает слово и произносит его вслух, если оно совпало с первоначальным вариантом, то телефон работает, если же нет – он сломан.

«Угадай, где находится дятел». Взрослый стучит, имитируя стук дятла, то громко (птица близко), то тихо (далеко). Задача малыша – сказать, где именно располагается дятел.

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

Существует большое количество упражнений, которые помогут улучшить зрительную сосредоточенность, причем играть можно в любом удобном месте – дома, на прогулке, по дороге к бабушке. Они просты, не требуют какой-либо подготовки, при этом результативны.

Игры на развитие внимания должны проводиться регулярно, только в этом случае можно ожидать от них положительный эффект. Среди множества упражнений можно выбрать те, которые больше всего понравятся малышу, и обращаться именно к ним.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *