какое влияние просвещение оказало на всемирную историю

Какое влияние просвещение оказало на всемирную историю

«Имей мужество пользоваться собственным разумом — таков девиз Просвещения!» — писал немецкий философ Иммануил Кант.

«Республика философов»

В XVIII в. впервые за последнее тысячелетие образованные люди были столь единодушно согласны в том, что все беды от невежества, а знание — это благо. Это убеждение высказывалось постоянно, независимо от национальности и языка авторов, и подкреплялось одним и тем же сравнением: поток солнечного света торжествующе пробивается через чёрные тучи и рассеивает их. Свет символизировал добро, знание, разум, а тьма — зло и невежество.

Отсюда и возникло понятие Просвещение, обозначавшее особую культурную эпоху, проходившую под знаком свободы и всевластия разума. Появляется искренняя убеждённость в том, что человеческий разум может познать любые секреты вселенной, что это ключ, который отопрёт замок природы, стоит только правильно его применить. Веком Просвещения обычно считается период конца XVII — конца XVIII в. (до Французской революции).

В годы научной революции учёные стали выяснять, по каким законам живёт природа. И уже тогда возникла мысль о том, что если человек — это часть природы, а общество — творение человека, то и они подчиняются чётким законам, которые остаётся только выявить. Причём если природа живёт по своим законам, того не осознавая, то человек обладает свободой воли и, не зная этих законов, нарушает их. Этим и объясняли то, что и природе царит гармония, которой нет в обществе, где свирепствуют голод и войны, где приходится сталкиваться со злом, невежеством, нищетой.

Одной из главных задач деятелей века Просвещения становится именно изучение общества, а целью — понять, какие загоны им управляют. Только поняв эти законы, можно будет просветить людей, как они должны жить, чтобы в мире царили гармония и счастье. Просветить государей, показать им, как они должны управлять своими подданными. Просветить, образовать народ, поскольку чем более народ просвещён, тем более он независим от чужих суждений, тем лучше он понимает и собственное благо, и то, как устроено общество.

Просвещение — это не только созидание, но и борьба — с невежеством, с предрассудками, с тиранами, забывшими истинные истоки своей власти. Необходимо всё подвергнуть критике разума: общество, государство, мораль, церковь, религию. Произведения, содержавшие такую критику, вне зависимости от их жанра в то время называли философскими, а их авторов — философами, сегодня мы чаще называем их просветителями.

И XVIII в. философские произведения выходят повсеместно, от Испании до Швеции, от Англии до России. Их авторы осознают свою общность; большинство из них вне зависимости от религии и национальности ощущают себя гражданами единой литературной республики. Общепризнанным языком этой республики был французский, заменивший средневековую латынь. Просветители переписывались и встречались друг с другом, воли совместную издательскую работу. Одним из её результатов стала знаменитая «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» (1751–1772), выходившая под редакцией французского философа Дени Дидро и математика Жана Д’Аламбера. В ней десятки авторов попытались обобщить имеющиеся знания и одновременно многое подвергнуть критике с позиций разума.

XVIII век был ознаменован и крупнейшими событиями в области экономической науки. Известный шотландский учёный Адам Смит (1723–1790) в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) изложил систему экономических взглядов. В её основе лежала идея о том, что богатство общества создаётся трудом в процессе производства Разделение труда при этом является важнейшим фактором повышения производительности и увеличения общественного богатства. Социально-экономические взгляды А. Смита стали одной из вершин экономической мысли XVIII в.

Новый взгляд на человека и общество

Уже в XVII в. английские философы Томас Гоббс (1588—1679) и Джон Локк (1632—1704) высказывали мысли о том, что появлению общества предшествовало так называемое естественное (т. е. природное) состояние, в котором люди подчинялись только естественным законам, законам природы Для Гоббса это было время «войны всех против всех». И именно ради мира и порядка люди решили объединиться в общество и вручить кому-то власть над собой заключили «общественный договор». Таким образом, по Гоббсу, сначала появилось общество, а потом уже государства Власть в нём должна быть сильной и способной подчинять себе, но тем не менее изначально эта власть дана не от бога а от населяющего страну народа.

Для Локка важно иное. В естественном состоянии господствуют свобода и равенство. Но ради безопасности и сохранения собственности человек передаёт ту часть естественной власти, которой он обладал, в распоряжение общества и государства. Он меняет одну свободу на другую, поскольку естественная свобода заменяется свободой человека в обществе. Если раньше он подчинялся только закону природы, то теперь он готов подчиняться законодательной власти, созданной по всеобщему согласию.

Если Гоббс выступает за абсолютную монархию, то для Локка власть обязательно должна быть ограничена, должен существовать орган, к которому люди могли бы обратиться за запитой от власти. Важнейшую роль у Локка играет равенство пред законом, который принимают по согласию большинства.

Французские просветители развили эти идеи. Основной принцип сосуществования людей был сформулирован в «Энциклопедии»: «Я хочу быть счастливым, но я живу с другими людьми, которые, как и я, каждый со своей стороны хотят быть счастливыми; будем же искать средство обеспечить наше счастье, доимая тем самым счастье другим и уж во всяком случае никогда не вредя им». Иными словами, принятие идеи общего блага окно заставить людей не искать личной выгоды в ущерб другим.

Те принципы, на которых существует общество, те законы, которые им управляют, сформулировал Шарль–Луи, барон де Монтескьё (1689—1755) в своём основном труде «О духе законов». Основная идея Монтескьё заключалась в том, что для разных обществ хороши разные законы. Он показывал, что нужно учитывать и размеры страны, и количество населения, и климат, и традиции. Тогда выяснится, что для одной страны будит хороша республика, при которой управляет весь народ или часть его, для другой – монархия, «при которой управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов», для третьей — деспотия, когда никаких законов нет, а один человек решает всё. Помимо этого, Локк предложил, а Монтескьё разработал идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Они должны быть независимы друг от друга, но могут друг друга контролировать.

Большую популярность в XVIII в. приобрела теория другого французского просветителя Жан–Жака Руссо (1712—1778). В своём главном произведении «Об общественном договоре» он утверждал, что основная власть в обществе, право принимая законы, всегда должна принадлежать народу. Эту власть никому нельзя передать, каждый должен голосовать самостоятельно. Сам человек может не знать, в чём заключается его благо, стремиться к выгодам для себя, но люди все вместе никогда не примут закон, который шёл бы им во вред.

Согласно идеям Руссо люди заключают общественный договор, чтобы создать общество, а общество уже само решает, какую власть установить. Но эта власть, возникающая из общего согласия, имеет право требовать от человека всё, что ей нужно даже отдать жизнь ради общества. Она имеет право контролировать мысли и поступки людей, а при необходимости и воспитывать их такими, какими они будут для неё наиболее полезны.

На примере учения Руссо можно проследить и радикальные тенденции в политической мысли XVIII в. Руссо в своих трудах провозглашал суверенитет народа на основе полного равенства и высказывал идеи о возможности свержения тирании пocpeдством народного восстания. Таким образом, был сделан шаг от просветительства к революции, к массовым действиям.

Веротерпимость

Научная революция возродила античную идею прогресса (от лат. progressus — движение вперёд, успех) разума, который приумножает человеческие знания, заставляет природу выдавать свои тайны и тем самым увеличивает власть над ней человека. Именно прогресс разума обеспечивает прогресс общества: оно становится всё лучше именно по мере того, как становится всё более и более просвещённым.

Однако прогресс разума возможен лишь тогда, когда он свободен. Одной из важнейших черт эпохи Просвещения стала секуляризация (обмирщение) сознания. Дидро писал: «Если разум — дар неба и если то же самое можно сказать о вере, значит, небо ниспослало нам два дара, которые несовместимы и противоречат друг другу». Одни философы эпохи Просвещения были людьми неверующими, другие — католиками и протестантами, но для всех было важно одно: на пути свободы человека думать, работать и творить должны быть уничтожены все препоны.

Плоха не религия сама по себе: плохи фанатизм, мракобесие, нередко насаждаемые церковью, именно против них и боролись философы. Французский философ, писатель, поэт и драматург Франсуа Мари Аруэ, более известный под псевдонимом Вольтер (1694—1778), бросил знаменитый клич: «Раздавите гадину!». Этими словами он даже подписывал многие из своих писем, призывая дать бой церкви преследованиям за веру. Всю свою жизнь Вольтер боролся с несправедливостью, выступал в защиту невинно осуждённых.

Просветители отстаивали идею о том, что вера — личное дело каждого, государство не должно её навязывать. Теперь был уже лишь один шаг до отделения церкви от государства. Этот процесс начнёт повсеместно происходить с конца XVIII в.

Космополитизм

Просвещение отличалось в разных европейских странах – они имели свои традиции и проблемы Гоббс и Локк писали под впечатлением от Английской революции XVII в. и ожесточённых религиозных конфликтов, французов волновали вопросы законности и границ власти, ограничения монархии и проведения реформ, в которых нуждалось государство. В германских землях просвещение началось позже, оно во многом развивалось в общем русле, как видно из творчества Иммануила Канта (1724–1804). Его особенностью стало то, что немецкие просветители возлагали немало надежд на государство, которое должно было проводить необходимые обществу реформы.

Итальянские просветители были озабочены необходимость преодолеть отсталость общественных отношений в стране, они активно разрабатывали различные идеи переустройства общества. Большую известность приобрёл труд Чезаре Беккариа (1738—1794) «О преступлениях и наказаниях», в котором он одним из первых выступил за отмену смертной казни, призывая к отмене пыток, более человечному отношению к осуждённым. Эта книга была переведена на десятки языков, а высказанные в ней идеи применялись в законодательстве многих стран, включая США и Россию.

При всех различиях национальных путей Просвещения наиболее яркие просветители были признаны по всей Европе. Вольтер переписывался с Фридрихом II Прусским и некоторое время прожил при его дворе, Дидро полгода жил в Петербурге по приглашению Екатерины II, которая купила его библиотеку, назначила библиотекарем его самого и выплатила ему жалованье за полвека вперёд, а также предлагала перенести в Россию издание «Энциклопедии». После смерти Вольтера, с которым она долгое время состояла в переписке, императрица купила несколько тысяч книг из его личного собрания и повелела перевезти в Россию, она же приглашала в Петербург Беккариа, в её знаменитом «Наказе» было множество штат из Монтескьё.

В век Просвещения процветает космополитизм (от греч. «мир» и «гражданство») — идеология, рассматривающая людей как граждан мира, подчёркивающая, что все — части единого человечества и общечеловеческие интересы важнее национальных. Для просветителей было характерно представление о том, что выявленные ими законы действуют повсеместно, отсюда и распространённый в XVIII в. жанр рассказа о жизни других, неевропейских народов. В таких рассказах, фактически, критиковалось современное авторам европейское общество. Таким был популярный роман Монтескьё «Персидские письма», в котором он от имени персидского вельможи высмеивал Францию и её нравы.

С XVIII в. неотъемлемой частью европейской политической мысли становятся представления о том, что если все люди одинаковы, если все общества живут по одним законам, то развитие истории неминуемо приведёт к созданию всемирной республики. Именно в этом столетии появляется проект, которым нередко датируют зарождение идеи современного Европейского союза в 1713 г. аббат Шарль де Сен Пьер (1658—1743) публикует свой «Проект вечного мира».

Уже тогда планы единой Европы включали в себя признания естественного равенства всех европейских народов, их права на свой выбор (т. е. фактически на самоопределение), принципа невмешательства во внутренние дела соседних государств. В трактате можно найти даже предложение об унификации политических систем. И главная цель этих преобразований — достижение всеобщего мира.

Космополитизм и интернационализм неминуемо вступали в противоречие с укреплением национальных идей. Вольтер писал: «Печально, если для того, чтобы стать настоящим патриотом, приходится быть врагом остального человечества». Однако к концу XVIII в. споры об универсальных ценностях и войне между европейскими странами привели к укреплению национальных и патриотических настроений.

Развитие науки в XVIII в.

Научная революция в начале XVI столетия заканчивается, до XIX в. столь впечатляющей череда открытий, изменяющих мир, уже не будет. Тем не менее те процессы, которые происходили в европейской науке в век Просвещения, были весьма важными.

Астрономия перестала восприниматься как наука, задача которой — решать глобальные вопросы познания и сотворения мира. После переворота XVI—XVII вв. в астрономии людям стало казаться, что привычный для них мир расширился в пространстве; в XVIII в. произошло его «расширение» и во времени. Возникает палеонтология (наука об ископаемых организмах и растениях), исследователи начинают интересоваться доисторическими временами, ставить вопросы о том, что представляла собой Земля до появления человека. Эти вопросы оказались довольно болезненными, поскольку их сложно было согласовать с Библией. Учёные начинают изучать прошлое Египта, раскапывают погибшие при извержении Везувия города в Италии, в т. ч. знаменитые Помпеи.

Постепенно уходит в прошлое энциклопедизм, появляется специализация наук и учёных, заниматься многими науками. Одновременно оказывается затруднительно в силу большого объема накопленных специальных знаний. Собирать материал для наследований становится модным: учёные и просто состоятельные люди увлекаются составлением коллекций окаменелостей, гербариев, в которых были собраны в том числе и растения из экзотических стран. Возникают и крупнейшие государственные коллекции живописи, скульптур, древних артефактов: Британский музей (Лондон), Эрмитаж (Санкт-Петербург), к концу века открывается для посетителей королевское собрание в Лувре (Париж).

Появляются всё новые и новые науки: акустика (наука о звуке), теплофизика (основы энергетики), зарождается лингвистика (наука о языках), начинают активно ставиться опыты электричеством. Всё это создавало предпосылки для нового взлёта европейской научной мысли в следующем столетии.

Это конспект по теме «Эпоха Просвещения». В учебных целях использованы цитаты из учебника «Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс / [А. Я. Юдовская и др.]; под ред. А. А. Искендерова. — М. : Просвещение, 2020». Выберите дальнейшие действия:

Источник

Эпоха Просвещения и ее влияние на развитие европейского общества

Эпоха Просвещения. XVIII в. называют веком Разума, или Просвещения. Просвещение — общеевропейское явление. Это широкое идейное течение, оказавшее огромное влияние на все стороны жизни европейского общества. Оно зародилось в Англии в конце XVII в., и затем быстро распространилось по всей Европе, достиг­нув наивысшего расцвета во Франции и Германии.

Огромное значение европейские просветители придавали разуму, который считали проявлением человеческой сущности, мерилом и основой всего сущего. К голосу разума следовало прислуши­ваться всегда и во всем. «Мыслю, следовательно, существую» — был девиз зачинателей и последователей Просвещения.

Просветители отвергали церковное учение о несовершенстве человеческой природы. Они верили в творческие силы человека,

в прогресс и в то, что история движется к лучшему, развивается от несправедливого устройства общества к справедливому. Многим казалось, что просвещение приведет человечество к счастью, что посредством образования можно перестроить общество на основе принципов разумности и справедливости. Своими целями про­светители провозгласили свободу, благосостояние и счастье лю­дей, мир, ненасилие и веротерпимость.

Просветители выдвинули идею естественного права. Они счи­тали, что все люди от природы имеют равные права. Различия в обществе установлены не Богом, а людьми. Следовательно, люди могут изменить то, что они сами создали. Это была поисти­не революционная идея. Не случайно Просвещение сформирова­ло идеологическую платформу буржуазных революций второй по­ловины XVIII в.

Английский мыслитель Дж. Локк был основателем учения о разделении властей. В соответствии с этой концепцией законо­дательная власть, принимающая законы, должна принадлежать депутатам, избираемым народом. Исполнительная власть, прово­дящая законы в жизнь, поручается монарху и его правительству.

Таким образом, Дж. Локк был сторонником конституционной
монархии, т. е. такой монархии, в которой власть короля ограни­чивалась конституцией.

Французское Просвещение, в отличие от английского, харак­теризовалось беспощадной критикой церкви, старинных обычаев и абсолютной монархии. Выдающимися французскими просвети­телями были Ш. Л. Монтескье, Вольтер и Ж. Ж. Руссо.

Вольтер считал, что во французском обществе необходимо ввести свободу слова и вероисповедания, покончить с религиоз­ной нетерпимостью, дать равные права всем людям независимо от сословной принадлежности, уничтожить остатки зависимости крестьян. Вольтер полагал, что такие реформы может осуществить просвещенный монарх — «философ на троне». Как и другие про­светители, Вольтер считал недопустимым и опасным вмешательство в государственные дела невежественных трудящихся масс. Повелевать в обществе могут только просвещенные люди.

Знаменитый французский просветитель Ж. Ж. Руссо в рассуждениях на эту тему был более категоричен. Он считал, что одного равенства перед законом для установления подлинного равенства недостаточно. Надо уравнять имущественное положение людей. Руссо был убежден, что источником всех бед и зол в обществе яв­ляется частная собственность. Поэтому важно, чтобы в обществе не было богачей и нищих,

В деле преобразования общества большие надежды возлага­лись на европейских монархов. Просветители считали, что если дать монархам соответствующее образование, просветить их, то они станут управлять государством согласно законам и принци­пам разума. Некоторые просветители пытались воплотить свои идеи на практике.

Под влиянием Просвещения в ряде европейских государств действительно были проведены реформы. Продолжая сохранять абсолютную власть, европейские монархи осуществили некоторые преобразования в области экономики, политики, права и культу­ры. Цель этих реформ заключалась в модернизации существующе­го строя и устранении изживших себя проявлений феодализма. Такая политика получила название просвещенного абсолютизма. Яркими примерами политики просвещенного абсолютизма были реформы Фридриха II в Пруссии, Иосифа II в Австрийской монархии, Екатерины II в России.

Дата добавления: 2015-08-05 ; просмотров: 55 ; Нарушение авторских прав

Источник

Всеобщая история

Лучшие условия по продуктам Тинькофф по этой ссылке

Дарим 500 ₽ на баланс сим-карты и 1000 ₽ при сохранении номера

. 500 руб. на счет при заказе сим-карты по этой ссылке

Лучшие условия по продуктам
ТИНЬКОФФ по данной ссылке

План урока:

Что такое эпоха Просвещения

Период Средневековья закончился с началом эпохи Нового времени, которая принесла с собой изменения в культуру, религию, научную мысль и повседневность европейцев. Великие географические открытия, Реформация церкви, складывание единых централизованных государств – способствовали научной революции XVII века, в результате которой наука преодолела свою зависимость от религии.

Благодаря бурному развитию точных и естественных наук, к началу XVIII века в европейском обществе утвердилась уверенность в том, что познавать окружающую действительность человеку помогают наука и разум, но не вероучения священнослужителей и цитаты из Библии. Началась эпоха Просвещения, которая занимает в европейской истории период с начала XVIII до первой половины XIX века.

Отличительные особенности эпохи Просвещения:

Запоминаем новые слова!

Правовое государство – государство, деятельность которого полностью подчинена правовым нормам. В таком государстве соблюдать закон обязаны все, начиная от представителей верховной власти и заканчивая рядовыми гражданами, таким образом, закон превыше всего. Главной задачей для правового государства является защита прав и свобод собственных граждан, в том числе, и от произвола властей.

Естественные права человека – это неписанные права, которыми естественным образом наделяется каждый, с момента его рождения. К таким правам сегодня относят право на жизнь, безопасность, благоприятную окружающую среду, на охрану здоровья, личную неприкосновенность, равенство и свободу.

Идеи просветителей

Англия

Самыми знаменитыми английскими просветителями стали Джон Локк, Джон Толанд, Томас Гоббс, Джон – Энтони Коллинз. Просвещение в Англии выступало за всеобщее процветание, защиту индивидуальных прав и свобод, широкую вовлеченность граждан в хозяйственную и общественную деятельность, взаимодействие всех людей в обществе ради общей цели и общего блага.

Знаменитый английский мыслитель Томас Гоббс, стал одним из первых авторов теории общественного договора. Согласно этой теории на заре истории люди пребывали в состоянии «войны всех против всех». Тогда люди были равны между собой и абсолютно независимы, однако постоянно конфликтовали и убивали друг друга из эгоистических соображений. Достигнув определенного уровня интеллектуально развития, они решили заключить общественный договор, ради достижения стабильности и собственной безопасности. Они отказались от индивидуальной свободы в пользу государства, которое, в свою очередь, обеспечило их процветание.

Идеи Томаса Гоббса продолжил английский философ Джон Локк. Он утверждал, что из догосударственного состояния человек пришел к созданию государства в поисках мира и безопасности. Однако государство, представляющее собой совокупность людей, должно наказывать преступников исключительно на основе закона, защищать естественные права и свободы своих граждан. Еще одна знаменитая идея Джона Локка – теория разделения властей на законодательную, исполнительную и федеративную (отвечающую за международные отношения). Только таким образом, утверждал философ, можно защитить граждан от произвола правительства.

Франция

Широкое распространение получили идеи Просвещения во Франции. Там, благодаря популяризации печатной продукции, в XVIII веке значительно вырос уровень грамотности населения. Среди читающих все больше появлялось ремесленников, крестьян, наемных рабочих. Наибольшее влияние на французское общество оказывали взгляды просветителей: Жана Жака Руссо, Шарля Луи Монтескье, Дени Дидро, Вольтера, Клода Адриана Гельвеция.

Значимый вклад в развитие идей Просвещения внес знаменитый французский философ Жан Жак Руссо. Вслед за Томасом Гоббсом и Джоном Локком он затронул теорию общественного договора. Для небольших государств, по мнению Руссо, идеальной формой правления является демократия. При демократической форме правления народ избирает и контролирует своих представителей. Однако, для больших государств Жан Жак Руссо считал более предпочтительной ограниченную монархию. Когда земли слишком много, охранять ее сложно, это может стать причиной для будущих оборонительных войн. И только сильная монархия способна защитить страну от нападений воинствующих соседей.

Всемирную известность получил французский просветитель Шарль Луи Монтескье. Его мысль была прикована преимущественно к политическим проблемам, поэтому большинство его трудов посвящено социальному и политическому устройству общества.

Философ Монтескье подразделял все государства по трем формам правления на республику, монархию и деспотию. Республику он рассматривал как самую добродетельную форму правления, которая основана на любви к Отечеству, равенстве, верховенстве законов. Однако, как и Жан Жак Руссо, он считал что республика возможна лишь в небольших государствах, таких например, как древние Афины. Для густонаселенных государств, с большой территорией характерна монархия или деспотия. Монархия значительно ограничивает политическую свободу народонаселения, а деспотия и вовсе устанавливает режим произвола и тирании.

Основным источником государственной власти, по мнению Дени Дидро, является непосредственно сам народ. А правитель – лишь представитель народа, заключивший с ним договор на определенных условиях. Если же глава государства превышает свои полномочия и действует не во благо народу, народ вправе расторгнуть с ним договор и заключить его с другим человеком. Революционной считалась также идея всеобщего равенства, которую философ продвигал, призывая к уничтожению сословий.

Германия

В XVIII веке Германия отставала в своем экономическом и политическом развитии от Англии и Франции. Здесь монархия практически не подвергалась резкой критике, это было связано с политической раздробленностью Германских земель, которую мог преодолеть только всевластный глава государства.

Германия заимствовала идеи просветителей Англии и Франции, а также внесла свой индивидуальный вклад в развитие научной и философской мысли XVIII века. Среди всех деятелей немецкого Просвещения стоит выделить: Христиана Вольфа, Готхольда Эфраима Лессинга, Иоганна Готфрида Гердера, Фридриха Шиллера.

Немецкий философ Христиан Вольф главной целью своей деятельности видел просвещение, образование и воспитание людей. Вольф был уверен, что человек разумное существо, способное к постижению истины, ему не следует слепо следовать за авторитетами, нужно опираться на собственный рациональный разум. В отличие от множества других просветителей Вольф верил в Бога, однако был убежден, что религиозный человек должен проводить свою жизнь не в молитвах, а в практически полезной деятельности, направленной на пользу обществу и достижение земного счастья.

Немецкий просветитель Готхольд Эфраим Лессинг под впечатлением религиозных войн произошедших в Германии, резко критиковал религиозную нетерпимость и фанатизм. Его соотечественник Фридрих Шиллер видел основные проблемы общества в разделении труда (считал, что оно негативно сказывается на целостности личности), противоречиях между идеальным и действительным, материей и формой, душой и телом. Философ считал, что свобода личности будет достигнута лишь тогда, когда человек раскроет все свои силы, качества, таланты.

Просвещенный абсолютизм

Со второй половины XVIII века, под влиянием идей просветителей, европейские монархи стали придерживаться нового направления политики – Просвещенного абсолютизма.

Политика Просвещенного абсолютизма строилась на нескольких принципах:

Центральную роль в политике Просвещенного абсолютизма играл образ «просвещенного монарха»- правителя, способного править своим государством разумно, на благо всего народонаселения.

Политики Просвещенного абсолютизма придерживались Фридрих II (Пруссия), Карл III (Испания), Иосиф II (Австрия), Густав III (Швеция), Екатерина II (Россия). Однако эта политика была больше направлена на создание благоприятного имиджа монарха, нежели на исправление реальных проблем общества. Поэтому большинство идей Просвещенного абсолютизма, так и остались на страницах книг, не были преобразованы в реформы.

Словарь

2. Присяжные – судебные заседатели, отобранные путем случайного выбора.

4. Цензура – это контроль над содержанием печатной продукции, театральных постановок, произведений искусства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *