какое влияние оказывает хозяйственная деятельность человека на естественные природные сообщества
ГДЗ биология 6 класс Пасечник Дрофа Задание: 31 Растительные сообщества
Стр. 188. Вопросы в начале параграфа
№ 1. Что называют природным сообществом?
Природное сообщество – это группа живых организмов (животных, растений, микроорганизмов) в совокупности с окружающей их неживой природой.
№ 2. Какую роль играют растения в природном сообществе?
Растения в природном сообществе влияют на климат. Они очищают воздух от пыли, способствуют сохранению влаги, ослабляют жару, смягчают зимнюю стужу, задерживают ветер и снег. Также растения являются пищей для многих живых организмов, убежищем и строительным материалом для гнезд и нор.
Густые заросли растений служат убежищем для птиц и животных от врагов. Особую роль они играют и в формировании почвы. Отмершие остатки (стебли, листья, корни, стволы деревьев) перерабатываются детритофагами, которые питаются мертвой органикой и образуют почву. Корневая система растений, разрастаясь, скрепляет почву и тем самым предохраняет ее от разрушения.
Стр. 196. Вопросы
№ 1. Что называют растительным сообществом?
Растительным сообществом называют группу взаимосвязанных между собой растений различных видов, длительное время произрастающих на определенной территории и в постоянных условиях окружающей среды.
№ 2. Какие растительные сообщества вы знаете?
Я знаю такие растительные сообщества: березовый лес, дубовый лес, луг, степь.
№ 3. В чём особенности сообществ дубового и соснового лесов?
Почва дубовых лесов богата минеральными веществами, из-за чего в этом сообществе растут кустарники, травы, деревья в широком разнообразии. Например, лещина, бересклет, жимолость лесная. Также в дубовом лесу растет множество грибов.
Для сосновых лесов характерна хорошая освещенность. Однако растительность в этих местностях скудна, ведь там преобладает песчаная почва, которая не богата на питательные вещества. Поэтому она чаще всего покрыта лишайниками, мхами, среди которых растут папоротники, плауны, вереск, черника.
№ 4. Что такое растительность?
Растительность – это совокупность фитоценозов на определенной территории, которая характеризуется видовым составом, численностью особей, экологическими связями между собой.
№ 5. Как влияют друг на друга растения в сообществе?
В сообществе растения конкурируют друг с другом за важные для их жизни ресурсы, например, за воду, свет или питательные вещества. Высокие растения – деревья и кустарники – забирают большую часть солнечного света. Из-за этого другие растения лишены природного света, необходимого для фотосинтеза.
Еще один вид сосуществования растений в сообществе – паразитизм. Такие растения паразитируют за счет других, присасываясь к корням, стебелькам с помощью присосок.
№ 6. Почему в ряде случаев на месте берёзового леса вырастает еловый?
Светолюбивые березы растут, активно потребляя солнечный свет и образуя тень. Почва под ними — это дерново-подзолистый и выщелоченный чернозем. Если на такой грунт попадает семя ели, оно начинает прорастать.
Идут годы, ели растут в тени, размножаются, вытесняя березы. Старые березовые деревья отмирают, а новые светолюбивые березки просто не в состоянии выжить из-за недостатка света под еловыми кронами. Так постепенно происходит смена берёзового леса еловым.
№ 7. Какое влияние оказывает хозяйственная деятельность человека на естественные природные сообщества?
Сегодня влияние хозяйственной деятельности человека на естественные природные сообщества можно назвать негативным, пагубным. Распахиваются степи, осушаются болота, идет активная вырубка лесов – все это уничтожает растительные сообщества. Из-за меняющихся условий многие растения просто не в состоянии выживать и размножаться.
Стр. 197. Подумайте
Почему различающиеся своими биологическими особенностями растения могут расти в одном сообществе?
Растения, которые отличаются по своим биологическим особенностям, могут расти в одном сообществе потому, что за время своего существования они приспособились к выживанию в условиях окружающей среды и при активной и взаимной борьбе друг с другом. Это в свою очередь обеспечивает оптимальное и более полное использование солнечной энергии и питательных веществ.
Стр. 197. Задания
№ 1. Приведите примеры растительных сообществ, встречающихся в вашей местности.
В моей местности встречаются такие растительные сообщества: луг, степь, лиственный лес.
№ 2. Изучите влияние хозяйственной деятельности человека на растительные сообщества вашей местности. Соберите материал о редких растениях вашей местности.
Уже несколько лет подряд экологи и биологи борются за охрану окружающей нас среды. Растения, как и все остальные живые организмы нашей планеты, постоянно подвергаются негативному воздействую в результате деятельности человека. Отравление почвы вредными веществами, загрязнение воды и воздуха газами и выбросами из промышленных предприятий, уничтожение степей, сжигание и вырубка лесов, высушивание рек – все это ведет к катастрофе. Растения постепенно теряют свою окраску, у них отмирают корни, опадают листья, а многие просто погибают.
На сегодняшний день можно заметить, сравнивая данные прошлых десятилетий, как поредели наши леса, насколько сократилось количество растений и диких животных, как истощилась почва. Особенно актуальная эта проблема для крупных городов, которые не только заполонили участки бывших природных сообществ, но и «обрастают» свалками и оврагами с мусорными отходами.
Растения, которые исчезают и нуждаются в охране, занесены в Красную книгу России, области, моего города. Среди них такие, как: тюльпан карликовый, подснежник плосколистный, полушник озёрный, аистник Стевена, дейция гладкая, сон-трава, лилии.
Стр. 197. Фенологические наблюдения
Понаблюдайте за изменениями, происходящими в одном из растительных сообществ вашей местности в течение лета.
С наступлением лета происходят изменения в природе. Особенно это заметно, если наблюдать за клумбой у школы. На ней растут травы, кустарники, цветы. Многие из них уже успели отцвести, например, тюльпаны.
Лето – время цветения липы. Это растение теплолюбивое и очень любит солнце. У листьев липы овальная или сердцевидная форма. Когда они распускаются, то на них можно увидеть прилистники, которые со временем отпадают.
Липа опыляется насекомыми – пчелами, мухами, поэтому у нее мелкие, белые или желтые и очень ароматные цветочки, собранные в соцветия в виде зонтиков. Цветение ее продолжается около 12 – 14 дней. Аромат в этот период неимоверный – легкий медовый.
Какое влияние оказывает хозяйственная деятельность человека на естественные природные сообщества
Этот класс по праву является одним из самых несложных в обучении, впрочем, в том числе и в это время детям может понадобиться ГДЗ к рабочей тетради по биологии 6 класс Пасечник, Снисаренко потому, что это пособие позволит оперативно разбираться, верно ли сделаны упражнения, которые педагог задал на дом, быстро подготавливаться к контрольным и иным типам проверочных работ, обрести уверенность и перестать бояться перед ответами во время занятий. Шестиклассники уже являются полноправными учащимися старшей школы. Дети преодолели этап привыкания к обновленной образовательной системе, и сейчас единственной сложностью для них станет увеличение объемов материала, которое случается из года в год.
Польза от гдз к рт по биологии 6 класс Пасечник
Дополнительно подростки разберутся, в особенностях взаимодействия растительных организмов в природных обществах, а в конце года выяснят, как протекала эволюция растений. Материалы готовых домашних заданий дают возможность не затрачивать много времени на подготовку к урокам, потому что ГДЗ к рабочей тетради по биологии 6 класс В.В. Пасечник, В.А. Снисаренко отвечает всем прогрессивным требованиям к структуре. Любой верный ответ, приведенный в решебнике, предваряется ходом размышлений. То есть, применяя эту информацию, появляется вероятность практически сразу устранить пробелы в изученных тематиках, что очень хорошо поможет при ознакомлении с новой информацией. Номера материалов готовых домашних заданий абсолютно идентичны упражнениям, которые указываются в учебнике. Подросткам теперь не обязательно листать странички сборника ответов, сверяя задачи.
Влияние деятельности человека на растительный мир. Охрана растений
Вопрос 1. Какое влияние оказывает хозяйственная деятельность человека на растительный мир?
Человек стал оказывать влияние на окружающую его природную среду с тех пор, как перешел от собирательства к охоте и земледелию. Хозяйственная деятельность человека: распашка земель, раскорчевка и выжигание лесов, стравливание пастбищ и вытаптывание травостоев домашними животными — привела к серьезным изменениям в природе. С середины XIX в. все большее значение начинают приобретать воздействия на природу, связанные с развитием промышленности, транспорта, сопровождающиеся изменениями ландшафта вследствие добычи полезных ископаемых и поступлением в окружающую среду загрязняющих веществ. В результате хозяйственной деятельности человека поредели густые леса, сократилось число видов диких животных, а некоторые исчезли совсем. Сведение лесов вызвало обмеление рек, что привело к уменьшению уловов рыбы. Истощились почвы, больше стало оврагов, участились суховеи и черные бури.
Особенно сильные нарушения произошли вокруг городов. Возникли обширные свалки мусора и отходов. Во многих водоемах вода стала непригодной для питья. Загрязненные воды, воздух, почвы вызвали нарушения, а иногда и гибель природных сообществ.
Вопрос 2. С какой целью создают заповедники?
Заповедник представляет собой комплекс природоохранных мероприятий, направленных на сохранение естественных экосистем, сохранение генофонда популяций редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений, уменьшение воздействия человека на окружающую среду, а также внедрение методов рационального использования и контроля за состоянием экосистем и ресурсов. С целью недопущения возникновения и развития экологических катастроф. Заповедники создают, чтобы сохранить уникальные, наиболее ценные уголки природы. В заповедниках проводится научная работа (изучение растений и животных), запрещена любая хозяйственная деятельность.
Вопрос 3. Как охраняют природу в нашей стране?
Охрана живых организмов в нашей стране — дело государственной важности. Она ведется в соответствии с законами, которые запрещают сбор редких растений, добычу редких животных, уничтожение других видов организмов, нуждающихся в охране.
В Российской Федерации с целью недопущения возникновения и развития экологических катастроф разработана система природоохранных мероприятий, в основном сводящаяся к следующему:
1) создание охраняемых территорий (заповедников, заказников, национальных парков);
2) разработка систем наблюдения — мониторинга (в том числе биомониторинга), позволяющих осуществлять контроль за состоянием окружающей среды, судить о степени ее деградации (например, в Приморском крае создана команда «Тигр», которая работает по охране тигра и дальневосточного леопарда и мест их обитания);
3) принятие законов, обеспечивающих правовую основу природоохранных мероприятий;
4) разработка методов разведения редких и исчезающих видов животных и растений и их интродукция (переселение) на охраняемые территории, новые места обитания, а также в зоопарки и ботанические сады;
5) просветительская работа — разъяснение населению задач и методов системы охраны природы и необходимости ограничения использования ресурсов.
Наиболее сложной задачей в настоящее время является сохранение генофонда редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных. С этой целью для придания таким видам особого статуса создаются Красные книги государственного и местного уровней. В Красных книгах приводятся сведения по распространению, биологии отдельных видов, причинах сокращения их ареалов и необходимых мерах их охраны.
Вопрос 4. Какова роль растений в оздоровлении окружающей среды?
Устойчивые к загрязнениям растения (акация белая, акация желтая, тополь, каштан, береза, ольха, ива, боярышник, сирень, лиственница) используют для озеленения городов с развитой промышленностью и обилием автомобилей. Создают лесополосы из этих деревьев для защиты от ветра, для снегозадержания у дорог вокруг полей. Эти растения активно поглощают из воздуха различные вредные вещества и являются хорошими пылеуловителями. Умело использованные в озеленении растения не только очищают воздух от вредных для здоровья веществ, но и делают населенные пункты уютными и красивыми. Чувствительные к загрязнению растения могут служить показателями состояния окружающей среды.
Вопрос 5. Почему охрана природы должна стать делом всех людей планеты?
Биосфера не разделена государственными границами. Все процессы в ней взаимосвязаны. Явления, происходящие в одной ее части, влияют на состояние биосферы в целом. Поэтому охрана природы и рациональное использование ее ресурсов важны для каждого государства. Вот почему охрана природы должна стать делом всех людей нашей планеты. Ноосфера всецело связана с современным цивилизованным человеком и человечеством. Она возникла как высшая стадия развития биосферы. Именно разумная деятельность человека является важнейшим определяющим фактором становления и развития ноосферы.
Какое влияние оказывает хозяйственная деятельность человека на естественные природные сообщества?
Хозяйственная деятельность человека может вызывать смену растительных сообществ. Вырубая леса, осушая болота, распахивая степи, орошая засушливые земли и превращая их в сельскохозяйственные угодья, человек создает новые условия жизни для растений. В новых условиях существования происходит постепенная смена видового состава в сообществах.
Состояние природы в промышленной части Урала, а это Средний и Южный Урал, вызывает тревогу и нуждается в принятии срочных мер для ее улучшения. Главные промышленные города — Челябинск, Екатеринбург, Нижний Тагил — стабильно лидируют в списке самых неблагоприятных для жизни городов России.
Некомплекспое использование минерального сырья ведет не только к потере ценных компонентов, но одновременно и к загрязнению воздуха и водоемов вредными промышленными дымами и газами, отходами обогатительных фабрик, шахтными водами и т. д. Для многих городов Урала характерна высокая задымленность воздуха, накопление в почве тяжелых металлов, загрязнение рек и озер. Вокруг некоторых промышленных городов сильно обеднена, а местами даже уничтожена естественная флора и фауна. Многие реки промышленных районов — Уфа, Урал, И сеть, Миасс, Чусовая, Косьва, Пышма и др., ряд озер и прудов настолько загрязнены сточными водами, что рыба в них почти исчезла.
Многолетняя вырубка лесов на Среднем и Южном Урале на больших площадях приводит к уничтожению ценных пород, замене хвойных пород малоценными лиственными. Меры же по искусственному лесоразведению пока недостаточны.
Основные направления улучшения экологической ситуации — совершенствование технологий эксплуатации природных богатств, строительство очистных сооружений на заводах и фабриках, создание заповедников и заказников.
§ 31. Растительные сообщества — Пасечник. 6 класс. Учебник
Вопросы в начале параграфа
1. Что называют природным сообществом?
Природное сообщество — это группа микроорганизмов, растений и животных, адаптированных у условиям существования на какой-либо территории. Они оказывают непрерывное воздействие друг на друга и на срежу своего обитания.
2. Какую роль играют растения в природном сообществе?
Растения в природном сообществе выполняют целый ряд важных и незаменимых функций:
Вопросы в конце параграфа
1. Что называют растительным сообществом?
Растительное сообщество, или фитоценоз, — это естественное скопление, заросли или группировки растений, растущие не изолированно друг от друга, а совместно.
2. Какие растительные сообщества вы знаете?
К растительным сообществам относятся:
3. В чём особенности сообществ дубового и соснового лесов?
Сообщества сосновых лесов (боров) возникают преимущественно на песчаных почвах. В таких лесах достаточно света, но мало питательных веществ для развития бурной растительности. Обычно в сосновых лесах произрастают мхи, лишайники, ягодные кустарники (черника, костяника), папоротники, плауны, и травы (например, грушанка круглолистная, буквица лекарственная, вереск и т.д.).
Сообщества дубовых лесов возникают обычно на богатых минеральными веществами почвах. Здесь значительно меньше света, чем в сосновых лесах, но намного более богатая растительность. Так в дубраве почву покрывает зелёный ковёр из самых разнообразных трав с насыщенными зелёными листьями, среди дубов растёт множество кустарниковых растений (жимолость лесная, орешник, бересклет), а в почве имеется разветвлённая сеть грибниц разнообразных грибов.
4. Что такое растительность?
Растительностью называют совокупность растительных сообществ, которые существуют на общей территории.
5. Как влияют друг на друга растения в сообществе?
Растения в сообществе могут по разному взаимодействовать друг с другом:
6. Почему в ряде случаев на месте берёзового леса вырастает еловый?
Смена берёзового леса на еловый бор происходит благодаря постоянному развитию растительного сообщества и ярусности леса. Так, в условиях берёзового леса нижний ярус становится оптимальным местом для развития елей: здесь имеется плодородная почва и достаточное затенение благодаря широким кронам берёз.
Со временем старые берёзы гибнут, а ели становятся всё выше. Молодые берёзки же плохо растут в тени елей и постепенно берё становится все меньше, а елей — все больше. Вместе с тем меняется и остальная растительность сообщества — земляника, колокольчики, злаки и лапчатки заменяются на кустики черники, кислицы, грушанки и других растений, характерных для ельника.
7. Какое влияние оказывает хозяйственная деятельность человека на естественные природные сообщества?
Хозяйственная деятельность человека может очень легко нарушить сложившееся растительное сообщество и даже погубить его. Например, при заготовках древесины вырубаются огромные участки леса и на их восстановление требуется несколько десятков лет. Кроме того, человек часто осушает болота, орошает засушливые районы и распахивает степи для обустройства полей с культурными растениями. Это нарушает жизнь естественных растительных сообществ и приводит к их гибели.
Подумайте
Почему различающиеся своими биологическими особенностями растения могут расти в одном сообществе?
Наличие в растительном сообществе растений с различными биологическими особенностями помогает сообществу эффективней использовать питательные вещества и солнечную энергию, получаемую данной территорией. Например, раннее распускание цветков орешника необходимо для беспрепятственного ветроопыления этого растения, поскольку после распускания листьев других деревьев это было бы уже проблематично.
Растения же, которые опыляются насекомыми, расцветают позднее, когда насекомые энергично могут переносить пыльцу с цветка на цветок, а наличие ветра не только не помогает оплодотворению насекомоопыляемых растений, но иногда и мешает ему. Осенью же, когда насекомых становится меньше, многие лесные кустарники и деревья готовы поделиться с птицами своими сочными созревшими плодами. Птицы с удовольствием дополняют свой рацион лесными ягодами и, тем самым, распространяют семена кустарников по обширным территориям.
Задания
1. Приведите примеры растительных сообществ, встречающихся в вашей местности.
В средней полосе России можно встретить различные типы растительных сообществ: берёзовые рощи, лиственные леса, осинники, дубравы, ельники и сосновые боры.
2. Изучите влияние хозяйственной деятельности человека на растительные сообщества вашей местности. Соберите материал о редких растениях вашей местности.
Фенологические наблюдения
Понаблюдайте за изменениями, происходящими в одном из растительных сообществ вашей местности в течение лета.
Растительное сообщество «Смешанный лес»
В начале лета все деревья, находящиеся в верхнем ярусе, уже покрыты листвой, а большинство плодово-ягодных кустарников, расположенных во втором и третьем ярусе, уже отцвело. Начинается время цветения в четвёртом ярусе смешанного леса: цветут травянистые растения, папоротники, заканчивает цветение лесная земляника.
К середине июня нижние ярусы смешанного леса уже хорошо затенены и увлажнены. В это время начинают активно расти мхи и разрастается грибница лесных грибов. Травы тоже активно идут в рост и цветки остаются только на насекомоопыляемых растениях. Они своим ароматным запахом и яркими красками привлекают множество насекомых: пчёл, ос, стрекоз, бабочек и шмелей.
К концу июня начинают созревать лесные ягоды, например земляника. Кустики растения выбрасывают многочисленные усы и занимают новые территории. На кустарниках и деревьях продолжается период созревания плодов, но до спелости им ещё далеко.
В августе лиственный лес полон самых разнообразных спелых плодов. Созревает шиповник, орешник, кизил. В лесу все еще можно встретить насекомоопыляемые цветки трав, но они уже начинают теряться в густой высокой траве. Самых разнообразных грибов с каждым днём становится все больше. Особенно если лето выдалось дождливым. Папоротники становятся выше и мощнее, а мхи и лишайники покрывают не только почву и пни, но и стволы деревьев.
К концу лета с усиливающимися порывами ветра начинают разлетаться плоды липы и клёна. Кустарники выбрасывают новую поросль — побеги, развивающиеся из боковых и придаточных корней растений. Цветы отцветают, а травы начинают увядать. Деревья понемногу начинают сбрасывать листву и на поверхности почвы образуется слой увядших трав и опавших листьев.
Образуется благоприятная среда для развития самых разнообразных грибов, поскольку почва под упавшими листьями становится особенно влажной и насыщенной органическими веществами. Плоды кустарников и трав опадают, чтобы из их семян, зёрен и косточек в будущем году смогло вырасти новое поколение лесной растительности.
Словарик
Растительное сообщество — это группа растений разного вида, которые совместно образуют скопления, заросли и группировки.
Типы растительных сообществ — это группы растений, которые взаимосвязаны между собой и произрастают на одной территории с постоянными условиями окружающей среды.
Растительность — это все растительные сообщества, произрастающие на определённой территории.
Типы растительности — это большие группы растительных сообществ, которые существуют в определённых условиях окружающей среды: болота, леса, степи, тундры и т.д.
Ярусность — это способность сосуществования на одной территории растений с разными жизненными формами. Существует надземная и подземная ярусность.
Смена сообществ — это процесс, в ходе которого растительное сообщество, занимающее определённую территорию, под воздействием внешних и внутренних факторов начинает приобретать признаки иного растительного сообщества и постепенно полностью изменяется тип растительного сообщества, находящегося на данной территории.