какое влияние оказали медичи на флоренцию

Контрольная работа: Влияние принципов правления представителей династии Медичи на культуру Флоренции XV века

Федеральное министерство образования РФ

Сибирский федеральный университет

Институт гуманитарных и естественных наук

Факультет искусствоведения и культурологии

Кафедра физической культуры

Зачетная работа по курсу история Возрождения, на тему:

«Влияние принципов правления представителей династии Медичи на культуру Флоренции XV века».

студентка группы И-21

кандидат философских наук

Часть №1. Историческая ситуации во Флоренции XV века, представители династии Медичи в данный период

Фамилия Медичи во Флоренции звучит весьма часто. Это неудивительно, клан Медичи находился у власти в этом городе-государстве (с небольшими перерывами) 300 лет. С его именем связанно социально-экономическое и культурное процветание Флоренции. В разные годы представители этой фамилии были финансовыми магнатами, занимали папский престол и даже французский трон.

Происхождение фамильного имени точно неизвестно, по одной из версий, один из родоначальников клана был врачом (medico) при дворе Карла Великого.

Основателем династии, считается Джованни Медичи (1360—1429 г.г). После смерти отца он вместе с пятью братьями стал обладателем небольшого наследства, занялся торговлей и к 1397 году уже располагал капиталом в сто тысяч флоринов, из которых больше половины заработал сам. В 1402 году Джованни Медичи, был впервые избран в синьорию правительства, приором которой был несколько раз. Позднее он удостаивается избрания на высшую должность в исполнительной власти – гонфалоньера справедливости. Занимая ее, Джованни практически единолично руководит политической и экономической жизнью города-республики. Этот пост, открыл перед Джованни блестящие возможности для налаживания связей за пределами республики, в том числе в Риме.

Скоро эти связи принесли плоды. В 1409 году он становится банкиром папского двора, при поддержке которого основывает филиалы своего банка в Брюгге и Лондоне. Вскоре, дом Медичи получает исключительное право на продажу квасцов, идущих на производство стекла и окраску ткани, монополией, на добычу которых обладал Папа Римский

За время своей политической деятельности, Козимо становился гонфалоньером только три раза, всякий раз на два месяца, другие флорентийские патриции оказывались на виду гораздо чаще. Однако Козимо входил в комиссию, ведавшую государственными долгами, и эта позиция позволяла ему предоставлять своим сторонникам финансовые льготы. Банковское дело также давало возможность скреплять политические союзы денежными средствами. Бурная деятельность банка Медичи, имевшего отделения в крупнейших европейских городах, давала Козимо доступ к единственной в своем роде информации относительно событий в политической жизни других стран, что сделало его бесценным консультантом по международным делам. Козимо влиял на внешнюю политику Флоренции, во время большого кризиса, разразившегося в северной Италии после смерти в 1447 году Филиппо Мария Висконти. Он подталкивал Флоренцию к тому, чтобы поддержать Франческо Сфорца в его притязаниях на наследие Висконти – невзирая на противодействие Венеции.

Козимо Медичи стал незаменимым человеком во флорентийском правительстве. Хотя все командные высоты во Флоренции были монополизированы сторонниками Медичи во главе с вождем Козимо, он прекрасно сознавал, насколько ненадежным может оказаться такой олигархический режим в случае недовольства граждан. Но, тем не менее, Козимо снискал расположение граждан еще при жизни. Умер он в Карреджи в 1464 году.

После смерти Козимо реальная власть во Флоренции оказывается в руках его сына Пьетро. Этого права на власть никто не оспаривал. Пьетро не оставил заметного следа ни в истории Флоренции, ни в истории дома Медичи.

Четыре года его правления не принесли стабильности клану Медичи. Видя болезненность и слабость характера Пьетро, через несколько месяцев оппозиция попыталась отобрать у него власть. И даже устранить физически. Рядом с Пьетро уже набирал силу его сын Лоренцо. Когда в 1469 году умер Пьеро, Лоренцо пришел к власти. Его приход к власти ознаменован сложным внутренним противостоянием между домом Медичи и семьей Пацци, Лоренцо одерживает победу и упрочивает свои позиции внутри республики преимущественно, благодаря поддержке жителей Флоренции. Однако папой Сикстом IV, победа Медичи и поражение Пацци были восприняты как личное оскорбление. Не сумев устранить Медичи физически, Папа отлучил его от Церкви и стал угрожать отлучением всей республике, если в течение месяца Лоренцо и его сторонники не будут выданы папскому суду. Правительство в этом конфликте не только встало на сторону Лоренцо Медичи, но и дало ему разрешение на создание личной охраны. Тем не менее, все понимали необходимость компромисса с Папой. Все попытки пойти на переговоры отвергались папой, и он разворачивает активные вооруженные действия.

Но вместе с тем происходит беспрецедентное вмешательство в личную жизнь граждан. Медичи ставит под контроль процессы сращивания флорентийских родов и запрещает всем состоятельным гражданам жениться без его разрешения. Он постоянно опасается, что объединение сильных семейств, приведет к появлению новых конкурентов Медичи, и создает могущественную сеть информаторов и доносчиков. При этом Лоренцо не занимал никаких официальных должностей, ни разу не избирался членом синьории и в случае возникновения конфликтов старается придерживаться нейтральной стороны.

Во внешней политике, он более всего заботился о сохранении мира и старался избегать, каких либо противостояний. Однако в 1482 году он участвует, в борьбе за Феррару, а в 1485 году в конфликте между папой и Неаполем, в котором Флоренция выступила на стороне Неаполя, при этом сохранив тесные отношения с противостоящей папе Венецией. Подобная политика была направлена на сохранение мира в Италии. Также для укрепления своих позиций, Лоренцо заключал выгодные брачные союзы своих родственников с видными политическими деятелями.

Супруга Лоренцо происходила из рода Орсини, своего старшего сына Пьеро он женил на представительнице того же княжеского семейства, а одну из дочерей выдал замуж за Франческо Чибо, племянника папы Иннокентия VIII. Эти связи возвысили Медичи над флорентийским патрициатом, сделав из них одну из властвующих в Италии фамилий. Совершившееся в 1489 году посвящение в кардиналы второго сына Лоренцо Джованни (впоследствии избранного папой под именем Льва X), которому было лишь 14 лет, указывало на выдвижение Медичи на уровень европейских князей.

Для укрепления своей власти Лоренцо в куда меньшей степени, чем Козимо, мог опираться на казавшиеся неистощимыми финансовые ресурсы. У Лоренцо было очень мало способностей к предпринимательству. При нем банк Медичи потерпел огромные убытки, так что значение его намного уменьшилось. Банк Медичи вынужден был делать рискованные вложения, ссужать деньги князьям. Согласно некоторым источникам, иногда Лоренцо Медичи использовал государственные средства для поддержания собственного дела.

Лоренцо достиг того, что было для него абсолютной необходимостью: полного господства в государственных делах и устранения из правительственного аппарата всех ненадежных элементов. Лоренцо умер в Карреджи под Флоренцией 9 апреля 1492 году.

Таким образом, период правления, династии Медичи во Флоренции XV века можно охарактеризовать, как эпоха культурного, политического и экономического расцвета республики – государства.

Часть № 2. Влияние принципов правления представителей династии Медичи на культуру, описание общей культурной ситуации в Италии XV века

Практически все произведения этой эпохи построены на фундаменте Римского Классицизма и результатах, полученных мастерами дученто.

Мастера периода кватроченто, пытаются найти решения многих задач, не затрагиваемых ранее. Художников привлекают такие моменты как линейная перспектива и ее решение. Большое внимание уделяется изучению природы, как совершенному идеалу, Абсолютной истине, подражание которой всемерно делает мастера посредником между Богом и человеком, художники делают Божественный предписаний зримыми. В конце XV века в Италии появляется большое количество ренессансных школ живописи: Флорентийская, Умбрийская, Венецианская, Феррарская.

В зодчестве активно используются античная, римская и византийская традиции, а также достижения мастеров времени дученто. Все выше указанные традиции дополняются и синтезируются, приобретая индивидуальные качества эпохи кватроченто.

Данный период характеризуется, как эпоха расцвета монументальной скульптуры, отдельные изображения и скульптурные группы начинают выноситься на площади, скульптура утрачивает тесную связь с архитектурой. Широкое распространение получает скульптурный портрет.

В изображенных персонажах, мастера детально прорабатывают мельчайшие детали, что позволяет достичь максимального натурализма и особого психологизма героев.

Живописцы, в данный период, активно занимаются анатомическим изучением тела, причем не только человека, но и животного, изучается не только живая природа, но и не живая. Активно исследуется свет и оптика, так как именно свето-теневая игра позволяет создать объемные изображения. Человек мыслиться как эталон, и изображается как отражение пейзажа.

Преимущественно, такими качествами обладало искусство Италии XV века, в частности, и искусство Флорентийской республики.

Большое влияние на развитие искусства XV века всей Италии, и в частности Флоренции, оказала династия Медичи.

Представители данного клана, активно поощряли науку и искусство, они покровительствовали художникам, архитекторам, были щедрыми меценатами, и просто — расточительными заказчиками.

Приход к власти Козимо Медичи начался со сложного внутриполитического противостояния, уладив конфликт и относительно закрепив свои позиции в правительстве, Козимо было необходимо снискать расположение горожан.

Именно по этому, он стал всячески, заботился о том, чтобы преумножить великолепие города, и затевал обширные строительства.

Семейный банк Медичи был очень популярен в Италии, а также имел большое количество филиалов в европейских странах, его услугами пользовались короли, видные политические деятели и даже папа римский. Следовательно, семейное дело приносило огромный доход, что позволяло Козимо завершать строительства общественных зданий, начатых правительством или гильдиями, на собственные деньги. Он, поручил Микелоццо выстроить громадный дворец Медичи, который все еще стоит на Виа Ларга. В силу того, что практически все население Флоренции было глубоко религиозно, не исключая сам клан Медичи, Козимо выбрал совершенно верную тактику, которая позволила ему расположить жителей республики к себе. Он, воздвигал и обновлял многие церковные строения: монастырь святого Марка, дортуар монастыря Санта Кроче, церкви Сан Лоренцо во Флоренции и в Бадиа близ Фьезоле.

Сын Козимо Медичи – Пьетро, не оставил весомых следов ни в политической, ни в культурной жизни Флоренции, в отличие от внука Козимо – Лоренцо.

Лоренцо еще при жизни получил прозвище «Великолепный», за свои заслуги как покровителя искусства, поэта и государственного деятеля.

Искусство было предметом почти религиозного поклонения. Все это Лоренцо Медичи, безусловно, принимал во внимание. Возможно, он искренне любил искусство, но его покровительство художникам и скульпторам имело и абсолютно утилитарную цель. Лоренцо был тонким политиком и дипломатом, он хорошо осознавал вес в обществе творческой элиты, ее роль в формировании общественного мнения города-государства. Поэтому он не просто тратил деньги на покупку живописных полотен, а направлял их на создание лучших в Италии художественных школ. Вложение денег в культуру однажды помогло Лоренцо даже устранить назревавший военный конфликт. Это произошло в 1472 году, когда Пиза, издавна враждовавшая с Флоренцией, угрожала на нее напасть. Лоренцо сумел погасить воинственный пыл города, отчислив приличную сумму денег старейшему в Италии Пизанскому университету, бывшему предметом гордости города, но к тому времени обветшавшему и обедневшему.

Лоренцо собирал рукописи античных авторов, некоторые наиболее ценные тексты он сумел сохранить для потомков, в частности, Гомера, Фукидида и Полибия.

Он водил дружбу с наиболее видными гуманистами и литераторами своего времени: Полициано и Луиджи Пульчи. Лоренцо оказывал всяческую поддержку философу Марсилио Фичино и композитору Франческо Ландини, был другом Пико делла Мирандолы.

Лоренцо Медичи сам был писателем и поэтом. Поэты и гуманисты того времени благодарили Лоренцо за поддержку, воспевая его в стихах и посвящениях, и тем самым распространяли его славу по всей Италии и Европе. Они изображали его в качестве философа на троне, воплощение идеала итальянского Возрождения.

Лоренцо, с каждым годом все больше и больше тратил денег на поддержание собственной популярности, что в последствии привело к опустошению общественной кассы, предназначенной для выдачи приданного социально незащищенным девушкам Флоренции. А позднее, по этой же причине семейный банк будет уличен в финансовых махинациях.

Таким образом, можно сказать, что принципы правления династии Медичи, оказали огромное влияние на культурное развитие Флорентийской республики XV века. В результате их правления были удовлетворены интересы всех сторон, народ получил красивый, развитый город, изобилующий произведениями искусства, представители клана, стоящие у власти, снискали полное расположение и неограниченную поддержку жителей города – государства.

1) Жуковский В.И. Искусство Возрождения: учебное пособие / В. И. Жуковский; Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 2006. – 299с.

2) Ролова А.Д. Возникновение сеньории Медичи и культура Возрождения. – в кн. : Культура и общество Италии накануне нового времени. М., 1993

Художники, работавшие на Медичи

1)Вероккьо — скульптор и живописец: надгробие Козимо Медичи (1465), скульптурная группа «Уверение Фомы» (1476—1483), гробница Пьеро и Джованни Медичи, эскизы штандартов и рыцарских доспехов для турниров Лоренцо Медичи, скульптура «Мальчик с дельфином» для фонтана виллы Медичи в Кареджи.

2)Микеланджело: работы для Лоренцо Медичи, оформление фасада семейной церкви Медичи Сан Лоренцо во Флоренции, Новая Сакристия (капелла Медичи), гробница Джулиано и Лоренцо Медичи, проч.

3)Беноццо Гоццоли — писал фрески для Медичи в Палаццо Медичи-Рикардо

4) Сандро Боттичелли: роспись знамени для Джулиано Медичи, картина «Поклонение волхвов», среди изображенных — представители рода (1475—1478), Портрет Джулиано Медичи, «Паллада и кентавр», «Весна», проч.

5)Бенвенуто Челлини — работал для гецога Козимо Медичи.

6)Джамболонья — прославленный скульптор: конный памятник Козимо I Медичи, Меркурий Медичи.

7)Бронзино — придворный портретист Козимо I.

8)Лука Джордано — фрески в палаццо Медичи-Риккарди.

9)Фра Филиппо Липпи: алтарный образ Св. Михаила, проч.

10)Фра Беато Анджелико: Алтарь Сан Марко (1438—1440) для монастыря Святого Марка

11)Понтормо: росписи виллы Медичи в Поджо-а-Кайано (1519—1521), проч.

12)Рафаэль: Портрет папы Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси.

13)Тициан: Портрет Иполлито Медичи (1532-33).

Архитекторы и здания

1)Палаццо Медичи-Рикардо (1444-60) — арх. Микелоццо ди Бартоломео

2)Палаццо Веккьо (де ла Сеньория)

3)Палаццо Питти — арх. Брунеллески. Приобретен в собственность рода Элеонорой Толедской, супругой Козимо I.

4)Капелла Медичи в церк. св. Аннунциаты — арх. Микелоццо ди Бартоломео

5)Новая Сакристия (капелла Медичи) церкви Сан-Лоренцо — Микеланджело

Источник

МЕДИЧИ

МЕДИЧИ (Medici), семейство богатых флорентийских коммерсантов, представители которого были правителями Флоренции в период Возрождения, а в 16–18 вв. – великими герцогами Тосканскими.

Ранняя история семейства.

какое влияние оказали медичи на флоренцию

В период раннего Средневековья Медичи имели небольшие земельные участки в долине Муджелло (по реке Сиеве) близ Флоренции. В 12 и 13 вв. несколько их представителей перебрались во Флоренцию, и к 1300 Медичи входили в правительство и гильдию менял. В 14 в. во Флоренции было множество Медичи: в 1373 один из представителей рода сокрушался по поводу того, что в результате эпидемии чумы в семье осталось всего 50 взрослых мужчин. Неудивительно, что между ними существовали заметные имущественные различия: одни преуспевали и выдвигались в городе на первые роли, другие были лавочниками и ремесленниками. Однако даже наиболее состоятельные Медичи, хотя иной раз и вступали в брак с представителями социальной и экономической элиты, ни по богатству, ни по статусу не поднимались до уровня известных банковских и торговых домов того времени, таких, как Барди или Перуцци. На противоположном конце социальной лестницы среди Медичи имелись преступники и бандиты. Так, в 1343–1360 пятерых Медичи приговорили к смертной казни за разнообразные (от грабежей до убийств) преступления. Это создавало всему семейству плохую репутацию, которая, разумеется, не улучшалась от того, что его представители часто затевали тяжбы друг с другом.

Такая репутация и отсутствие единства не позволяли семейству Медичи в данный период играть сколько-нибудь значительную роль в управлении Флоренцией. Единственным исключением был Сальвестро де Медичи (1331–1388). О том, что Медичи принадлежали все же к городским «аутсайдерам», можно заключить хотя бы по тому, что Сальвестро, входивший в преуспевающую верхушку старших гильдий, солидаризовался с младшими, такими как чомпи (чесальщики шерсти). Избрание его гонфалоньером (главой магистрата) в 1378, что было победой представителей низших классов, спровоцировало т.н. «восстание чомпи», попытку обеспечить более значительное участие низов в управлении. Однако вскоре движение было подавлено, и в течение ближайших трех лет старшие гильди восстановили свои позиции, а Сальвестро принудили отправиться в изгнание.

какое влияние оказали медичи на флоренцию

Недоверие к роду Медичи, только усилившееся в результате действий Сальвестро, косвенно повлияло на возвышение той ветви рода, которая получила впоследствии европейскую известность. Поскольку над Медичи тяготели подозрения в политической неблагонадежности и им было запрещено занимать государственные должности, они обратили всю свою энергию на предпринимательство. Прославившиеся в истории Медичи – потомки Аверардо де Медичи (прозванного Биччи), дальнего родственника Сальвестро. Во второй половине 14 в. дела Аверардо процветали, а под руководством его сына Джованни ди Биччи (1360–1429) семейное предприятие охватывало, наряду с производством шелка и тканей, банковские операции и имело филиалы по всей Европе. В 1421 Джованни был избран гонфалоньером.

Медичи – правители Флоренции.

У Джованни ди Биччи были два сына – Козимо (1389–1464) и Лоренцо (1394–1440); с Козимо и началась политическая карьера семейства. Из двух его сыновей более талантливым считался Джованни (1424–1463), но он умер раньше отца. После смерти Козимо главой рода стал Пьеро (1416–1469), который, несмотря на тяжелейшую подагру, проявил неожиданную энергию в борьбе с попытками лишить семейство политического веса. Из двух сыновей Пьеро младший, Джулиано (1453–1478), был убит в результате заговора Пацци, а старший Лоренцо (1449–1492), прозванный il Magnifico (Великолепный), сохранил за семьей ведущие позиции во Флоренции. Его можно считать самым блистательным из всех Медичи.

какое влияние оказали медичи на флоренцию

Преемником Лоренцо после его смерти стал старший сын Пьеро (1471–1503), однако своей надменностью он оттолкнул от себя большую часть флорентийского патрициата. Когда Италии грозило французское вторжение, Пьеро встал на сторону врагов Франции, и поэтому после того, как в 1494 французские войска действительно вошли в Италию, всему семейству Медичи пришлось бежать из Флоренции. Пьеро был объявлен тираном, а за его голову назначили вознаграждение.

Медичи восстановили свои позиции во Флоренции в основном благодаря политическим талантам Джованни (1475–1521), второго сына Лоренцо. Лоренцо удалось сделать Джованни кардиналом, и тот, несмотря на молодость, сумел добиться доверия папы Юлия II. В 1511 между республикой Флоренция, с одной стороны, и папой и испанцами – с другой, вспыхнул конфликт. Борьба закончилась поражением и капитуляцией Флоренции, и одним из условий, выставленных победителями, благодаря влиянию Джованни (1512), было возвращение в город Медичи. В дальнейшем контроль Медичи над Флоренцией усилился, поскольку в 1513, после того как Юлия II не стало, папой под именем Льва Х был избран Джованни.

Когда Медичи вернулись во Флоренцию в качестве ее правителей, в живых оставалось только четверо потомков Козимо. Два из них принадлежали к духовному званию – папа Лев Х и кардинал Джулио (1478–1534), сын Джулиано, брата Лоренцо Великолепного (впоследствии ставший папой Климентом VII). Так что все надежды на продолжение рода связывались с младшим сыном Лоренцо Великолепного Джулиано (1478–1516) и с единственным сыном старшего сына Лоренцо Пьеро, также носившим имя Лоренцо (1492–1512). Джулиано, герцог Немурский, болезненный человек, не обнаруживавший сколько-нибудь заметных политических амбиций и способностей, вскоре умер (1516). Лоренцо, которого Лев Х уже сделал герцогом Урбино, неожиданно скончался в 1519, оставив единственную дочь Екатерину. Знаменитые гробницы Медичи работы Микеланджело были воздвигнуты в память об этих двух безвременно ушедших из жизни представителях семьи.

Два оставшихся представителя этой ветви Медичи, Лев X и кардинал Джулио, не могли допустить мысли о том, что потомки Козимо Старшего не будут править Флоренцией. Поэтому они поселили во дворце Медичи двух молодых людей, Ипполито и Алессандро, и воспитали их как наследников семейства. Ипполито (1511–1535) – незаконный сын Джулиано, герцога Немурского, в то время как Алессандро (1510–1537) был объявлен незаконным сыном Лоренцо, герцога Урбинского. Однако неизменно правдоподобным выглядело предположение, что Алессандро, которому кардинал Джулио отдавал явное предпочтение, был его незаконным сыном. Став папой Климентом VII, он сделал Ипполита кардиналом против его воли, тем самым лишив надежд на приход к власти во Флоренции.

Когда последнее республиканское восстание во Флоренции потерпело поражение, город сдался папе, после чего Климент VII посадил Алессандро во Флоренции как наследственного герцога (1532) и упразднил прежнюю конституцию. Это сделалось возможным в результате союза папы с императором Карлом V; их союз скрепила женитьба Алессандро на Маргарите, незаконнорожденной дочери Карла V, скрепила их союз. Поддержанный силами империи, Алессандро делал ставку на грубую силу; жестокий и порочный, он вызывал всеобщую ненависть. Но в 1537 он был убит собственным другом, неизменно участвовавшим в его отвратительных выходках, и дальним родственником – Лоренцино де Медичи, который, возможно, счел себя вторым Брутом, предназначенным освободить город от тирана. (Эта история легла в основу драмы Лоренцаччо (Lorenzaccio) Альфреда Мюссе.)

Великие герцоги Тосканские.

Виднейшие граждане Флоренции сочли, что после смерти Алессандро восстановить республику невозможно, поскольку это сделало бы императора заклятым врагом города. Поэтому представитель младшей ветви рода Медичи, потомок Лоренцо, младшего брата Козимо Старшего, стал герцогом Флоренции под именем Козимо I (1519–1574). Он основал династию, представители которой правили Тосканой как великие герцоги еще в 18 в. и сочетались брачными узами почти со всеми августейшими домами Европы.

Как и в период Возрождения, двор Медичи продолжал славиться в качестве центра искусства, науки и учености. В 1574 преемником Козимо I стал его старший сын Франческо I (1541–1587). Интерес нового великого герцога к химии привел к основанию предприятия по производству фарфора. Он учредил также Академию делла Круска – с целью очищения итальянского языка и создания его грамматики. Любимым художником Франческо был Джамболонья, который создал для него несколько своих самых известных скульптур. Однако наибольшей известностью великий герцог обязан скандалу, связанному с его страстью к венецианской даме Бьянке Капелло, на которой он и женился после смерти первой жены. Мария, одна из дочерей Франческо, стала королевой Франции – как жена Генриха IV. Франческо умер в 1587, не оставив сыновей, поэтому его младший брат кардинал Фердинандо (1549–1609) вынужден был отказаться от духовного звания и стать великим герцогом. Фердинандо был блестящим администратором; он превратил Ливорно в свободный порт, сделавшийся вскоре одним из важнейших торговых центров Средиземноморья. Под его управлением Тоскана достигла значительного уровня экономического развития, а сам Фердинандо стал одним из богатейших правителей в Европе.

какое влияние оказали медичи на флоренцию

Сын Фердинандо Козимо II (1590–1620) прославился больше всего тем, что по его приглашению Галилей обосновался во Флоренции, где смог заниматься наукой. Прочие Медичи, правившие в Тоскане, – Фердинандо II (1610–1670), Козимо III (1642–1723) и Джан Гастоне (1671–1737), – ничем себя не проявили.

Наиболее сильной личностью в последнем поколении Медичи оказалась Анна Мария Лудовика (1667–1743), сестра Джан Гастоне. Она вышла замуж за курфюрста Пфальцского, но в 1716, после смерти мужа, вернулась во Флоренцию. Когда брат умер, Анна Мария Лудовика демонстрировала явное неприятие сговора европейских держав, в соответствии с которым Тоскана должна была перейти под власть герцогов Лотарингских и Габсбургов. Она посвятила себя делу завершения колоссального мавзолея великих герцогов Медичи. По наследству к ней перешли все художественные коллекции, собранные Медичи в течение трех столетий, и она оставила их в полном объеме Тоскане – на том условии, что никакая их часть не может быть вывезена из Флоренции и что они должны быть открыты для ознакомления представителям народов всех стран.

Козимо де Медичи (1389–1464).

Козимо, прозванный Старшим (Cosimo il Vecchio), родился во Флоренции 27 сентября 1389. Это он заложил основание политического могущества Медичи во Флоренции. Умный и дальновидный предприниматель, он весьма удачно расширил банковский дом, основанный его отцом. К 40 годам Козимо был уже одним из богатейших людей Флоренции: владел шерстопрядильными фабриками, монополизировал добычу незаменимых в текстильной промышленности дубильных квасцов, вел многостороннюю коммерческую деятельность. Существовавшая во Флоренции тесная взаимозависимость между политикой и экономикой, между налогами, которые следовало платить данному лицу, и его положением в правящей группе, вынудила Козимо активно заняться политикой. Он стал членом правящей олигархии, но его огромное богатство возбудило опасения у одного из вождей этой олигархии – Ринальдо дельи Альбицци. В 1420-х годах между ними разгорелось личное соперничество. Козимо выступал против войны с Луккой, в то время как Ринальдо был ее сторонником. И когда столкновение не только завершилось неудачей, но и вовлекло Флоренцию в войну с Миланом, Ринальдо настоял на изгнании Козимо и его семьи.

Изгнание длилось один год. В 1434 друзья Козимо завоевали большинство в правительстве, и Медичи были приглашены обратно, а Альбицци и их приверженцы отправились в изгнание. С 1434 и до самой своей смерти в 1464 Козимо удавалось оказывать сильнейшее влияние едва не на все сферы жизни Флоренции; своим преемникам он оставил прочно укрепленные позиции политического руководства. Достигалось это самыми различными средствами.

Достижение верховенства.

Первой целью Козимо было сохранение единства своей партии, с тем чтобы избежать вражды, приведшей к свержению Ринальдо. По этой причине Козимо никак внешне не подчеркивал своей ведущей роли, а оставался как бы рядовым гражданином. Его друзья и сторонники занимали высшие места в городском управлении не чаще него самого. Козимо становился гонфалоньером только три раза, всякий раз на два месяца: другие флорентийские патриции оказывались на виду гораздо чаще. Однако Козимо входил в комиссию, ведавшую государственными долгами, и эта позиция позволяла ему предоставлять своим сторонникам финансовые льготы. Банковское дело также давало возможность скреплять политические союзы денежными средствами. Кроме того, Козимо женил своих сыновей и внуков на знатных флорентийках.

Бурная деятельность банка Медичи, имевшего отделения в крупнейших европейских городах, давала Козимо доступ к единственной в своем роде информации относительно событий в политической жизни других стран, что сделало его бесценным консультантом по международным делам. Козимо влиял на внешнюю политику Флоренции во время большого кризиса, разразившегося в северной Италии после смерти в 1447 Филиппо Мария Висконти, последнего правителя Милана из этого рода. Он подталкивал Флоренцию к тому, чтобы поддержать Франческо Сфорца в его притязаниях на наследие Висконти – невзирая на противодействие Венеции. Это знаменовало поворот в политике Флоренции, так как Венеция являлась ее традиционным союзником, а Милан – традиционным противником. В последовавшей войне Флоренция, таким образом, оказалась вместе с Миланом против Венеции и Неаполя. Но когда в 1454 в Лоди был заключен мир и противников Сфорца заставили признать законность его правления, выгоды достались главным образом Флоренции и Козимо. Авторитет Флоренции в Италии благодаря союзу с Миланом возрос, а Сфорца считали инициатора этого союза Козимо своим близким другом. Он сделался посредником, через которого Сфорца вели переговоры с Флоренцией, и вскоре их примеру стали следовать и главы других государств. Благодаря столь тесным связям с зарубежными властителями Козимо стал незаменимым человеком в флорентийском правительстве. Он хорошо разбирался и в том, в каких случаях следует поразить воображение людей, а когда надо проявить решительность и беспощадность. Однако его излюбленными методами, как во внутренней, так и во внешней политике, были переговоры и убеждение.

Хотя все командные высоты во Флоренции были монополизированы сторонниками Медичи во главе с вождем Козимо, он прекрасно сознавал, насколько ненадежным может оказаться такой олигархический режим в случае недовольства граждан. Поэтому Козимо всячески заботился о том, чтобы преумножить великолепие города, и затеял обширное строительство. Он способствовал завершению строительства общественных зданий, начатых правительством или гильдиями, и на собственные деньги поручил Микелоццо выстроить громадный дворец Медичи, который все еще стоит на Виа Ларга. Он воздвиг или обновил многие церковные строения: монастырь св. Марка, дортуар монастыря Санта Кроче, церкви Сан Лоренцо во Флоренции и в Бадиа близ Фьезоле, где у него была вилла. На их фасадах появился герб Медичи – 5 красных кружков (или ядер).

Козимо любил проводить время с монахами монастыря св. Марка или за книгами, которые собирал и которые составили основу первой со времен античности публичной библиотеки. Тесная дружба связывала его с гуманистами Леонардо Бруни и Поджо Браччолини; особенно он гордился тем, что его стараниями молодой Марсилио Фичино обрел материальную независимость, что позволило ему заняться переводом Платона с греческого языка на латынь. Надпись Pater Patriae (Отец отечества), красующаяся на гробнице Козимо (он умер в Карреджи под Флоренцией 1 августа 1464), – выражение той признательности граждан, которую он снискал еще при своей жизни.

Лоренцо Великолепный (1449–1492).

Лоренцо, внук Козимо, родился во Флоренции 1 января 1449. Прозвище «Великолепный» относится как к его заслугам покровителя искусств и поэта, так и государственного деятеля. Когда в 1469 умер его отец Пьеро, Лоренцо было всего 20 лет. Тем не менее именно ему, совместно с младшим братом Джулиано, выпала задача отстоять завоевания Медичи. Лоренцо начали посвящать в тонкости внутренней политики Флоренции еще при жизни Пьеро, а в ходе ряда дипломатических миссий к иноземным дворам он ознакомился с основными принципами внешней политики. Однако Лоренцо и его брату было бы сложно сохранить позиции, которые занимали их отец и дед, если бы богатые горожане, поддерживавшие режим Медичи во времена Козимо и Пьеро, не поверили, что их интересы будут наилучшим образом защищены лишь при том условии, что Медичи останутся в роли признанного лидера государства.

Все ожидали, что два брата станут всего лишь фасадом, под прикрытием которого определять и контролировать ход политической жизни будут патриции из числа сторонников Медичи. Хотя Лоренцо с самого начала принимал активное участие в принятии решений правящей верхушки, должно было пройти несколько лет, прежде чем его номинальное лидерство стало реальностью, и произошло это только после событий, связанных с заговором Пацци (1478).

Причиной заговора явилось недовольство ведущей ролью партии Медичи некоторых богатых флорентийцев, к ней не принадлежавших. Особенно негодовала семья Пацци, богатством не уступавшая Медичи, но происходившая из более древнего и знатного рода. Они интриговали против Медичи при папском дворе, в результате чего папа Сикст IV перевел весьма значительные средства курии из банка Медичи в банк Пацци. Лоренцо, со своей стороны, воспользовался своим влиянием во Флоренции для того, чтобы не дать Пацци получить значительное наследство. Вражду к Медичи разделял и племянник папы Джироламо Риарио, который видел в них помеху своим планам утвердиться здесь в качестве правителя. Заговорщики задумали умертвить обоих братьев Медичи прямо в соборе, во время мессы. Джулиано был убит, а Лоренцо перескочил через перила хоров и скрылся в ризнице. Пацци пытались вызвать возмущение флорентийцев, призывая к восстановлению республиканских свобод, однако навлекли на себя только гнев убийством любимого народом Джулиано.

Внешняя политика.

Несмотря на то, что Лоренцо одержал верх, он оказался втянутым в серьезные внешние осложнения. Джироламо Риарио и папе было известно о попытке Пацци свергнуть Медичи, и их войска подошли к Флоренции, чтобы оказать заговорщикам поддержку. Последовала война между Флоренцией и папой, в ходе которой на помощь папе пришел король Неаполя Фердинанд I. Папа и Фердинанд убеждали флорентийцев, что воюют не с ними, а только с Лоренцо. Граждане Флоренции сохранили верность Медичи, но в военном отношении папа и Неаполь далеко их превосходили. За два года войны враги далеко продвинулись на флорентийскую территорию, город оказался истощенным экономически. Именно тогда, в 1480, Лоренцо предпринял знаменитую поездку в Неаполь для заключения мира с Фердинандом, что современные хронисты, а впоследствии и историки описывали как полную неожиданность для короля. На самом деле поездка была тщательно подготовлена в ходе дипломатических переговоров, хотя известная доля риска все же оставалась; важную роль в достижении мира с Фердинандом сыграли обаяние и ум Лоренцо. Оставшись без неаполитанского союзника, папа в том же году был вынужден заключить мир.

В последние 12 лет жизни успехи Лоренцо становились все более значительными. Во внешней политике он более всего заботился о сохранении мира. Однако Лоренцо нимало не колебался, когда – в подходящий момент и без особых затрат – можно было увеличить территорию Флоренции с помощью военной силы. Он не мог избежать участия в войнах, в которые были вовлечены крупные державы Апеннинского полуострова. В 1482 это была борьба за Феррару, а в 1485 – конфликт между папой и Неаполем, в котором Флоренция выступила на стороне Неаполя. После 1480 внешняя политика Лоренцо строилась на союзе с Неаполем и Миланом. Однако, поддерживая хорошие отношения с папой, Лоренцо сумел сохранить тесные отношения также и с противостоявшим Неаполю и Милану союзом папского престола и Венеции. Возможно, Лоренцо и не проводил сознательной политики баланса сил; но то, что он оказывался решающей фигурой и в одном и в другом альянсе, позволяло ему постоянно влиять на обстановку с целью восстановления мира в Италии.

Позиции во Флоренции.

Лоренцо использовал популярность, которую приобрел после заговора Пацци, а также удачный исход последовавшей войны, для упрочения позиций своей партии во Флоренции. Так, его стараниями был учрежден Совет семидесяти, составленный из ближайших сторонников Медичи. Совет формировал правительство и образовывал два исполнительных комитета – по внешней политике и по финансам. Хотя продолжали существовать и прежние советы, необходимость утверждения всех политических мероприятий Советом семидесяти сделала его осью, вокруг которой вращалась вся система управления. Вероятно, Лоренцо думал и о дальнейших мерах по упрочению правления Медичи. Он замыслил превратить пост гонфалоньера, который поочередно в течение двух месяцев замещали главы гильдий, в пожизненную должность для себя самого, однако умер прежде, чем были проведены соответствующие поправки в конституции.

Современники часто задавались вопросом: кто более велик – Лоренцо или его дед Козимо? Козимо был осмотрительнее и, вероятно, мудрее, но Лоренцо отличал более яркий ум и личная привлекательность. Традиции, заложенные дедом, сформировали положение, которое занимал Лоренцо, и определили направления его политики. Как и в случае Козимо, главным залогом незаменимости Лоренцо в жизни Флоренции была его непревзойденная искушенность во внешней политике. Супруга Лоренцо происходила из рода Орсини, своего старшего сына Пьеро он женил на представительнице того же княжеского семейства, а одну из дочерей выдал замуж за Франческо Чибо, племянника папы Иннокентия VIII. Эти связи возвысили Медичи над флорентийским патрициатом, сделав из них одну из властвующих в Италии фамилий. Совершившееся в 1489 посвящение в кардиналы второго сына Лоренцо Джованни (впоследствии избранного папой под именем Льва X), которому было лишь 14 лет, указывало на выдвижение Медичи на уровень европейских князей.

Для укрепления своей власти Лоренцо в куда меньшей степени, чем Козимо, мог опираться на казавшиеся неистощимыми финансовые ресурсы. У Лоренцо было очень мало способностей к предпринимательству. При нем банк Медичи потерпел огромные убытки, так что значение его намного уменьшилось. Это произошло как из-за ошибок управляющих, так и из-за подъема деловой активности во Франции, Англии и Германии, покончившей с монополией итальянских банкиров и торговцев. Банк Медичи вынужден был делать рискованные вложения, например ссужать деньги князьям. Правда и то, что Лоренцо (как предполагали еще современники) использовал государственные средства для поддержания собственного дела. Создав Совет семидесяти, Лоренцо достиг того, что было для него абсолютной необходимостью: полного господства в государственных делах и устранения из правительственного аппарата всех ненадежных элементов.

Покровитель науки и искусства.

Однако развернутая Лоренцо программа строительства была не столь широкой, как у его деда Козимо. Быть может, его останавливали финансовые затруднения. Лоренцо были заказаны лишь немногие работы, принадлежащие кисти великих современных ему художников. Тем не менее он был страстным любителем живописи: наслаждался обществом художников, обсуждал с ними их замыслы и давал согражданам и правителям других государств советы о том, кому из художников сделать заказ. Лоренцо собирал геммы и рукописи; он сохранил для потомства некоторые наиболее ценные тексты греческих трагиков, Гомера, Фукидида и Полибия. Он водил дружбу с наиболее видными гуманистами и литераторами своего времени. Гуманист Полициано и поэт Луиджи Пульчи жили в его доме как друзья и наставники его сыновей. Он выказывал расположение философу Марсилио Фичино и композитору Франческо Ландино, был другом Пико делла Мирандолы.

Такие отношения основывались на общности интересов и подлинном взаимопонимании, так как Лоренцо сам был писателем и поэтом. Хотя в его произведениях видны следы влияния Данте и Петрарки, его поэтическим описаниям пейзажей Флоренции и ее классических мифов, его прославлению любви и удовольствий присуща индивидуальная окраска. Лоренцо навсегда сохранит место малого классика итальянской литературы. Поэты и гуманисты того времени благодарили Лоренцо за поддержку, воспевая его в стихах и посвящениях, и тем самым распространяли его славу по всей Италии и Европе. Они изображали его в качестве философа на троне, воплощени идеала итальянского Возрождения. Лоренцо умер в Карреджи под Флоренцией 9 апреля 1492.

Козимо I, великий герцог Тосканский (1519–1574).

какое влияние оказали медичи на флоренцию

В международных делах Козимо неуклонно придерживался союза с императором и извлек значительную пользу из успеха императорских сил, вытеснивших французов из Италии. Наиболее важным его приобретением стала Сиена, которую он захватил в 1555: теперь он подчинил своей власти почти всю Тоскану. В 1569 упрочившиеся позиции Козимо нашли и внешнее выражение – изменился его титул: папа сделал Козимо великим герцогом Тосканским (до этого он был герцогом Флорентийским), что вскоре признали и другие державы.

Для правления Козимо характерны многие черты, типичные для всего европейского абсолютизма. Его власть основывалась на мощной и дисциплинированной наемной армии. Налоги, установленные Козимо, были высокими, зато он навел жесткий порядок, строго карал преступников и поддерживал развитие новых отраслей промышленности, таких как изготовление гобеленов, процветавшее во Флоренции вплоть до 18 в.

Несмотря на то, что от представителей старшей ветви Медичи Козимо отличался жестокостью и формализмом, он во многом следовал традиционной политике семейства, поддерживая литературу и искусство. Во время его правления во Флоренции были созданы значительные произведения в поэтическом и историческом жанрах. Козимо украсил город на Арно несколькими наиболее знаменитыми памятниками: при нем был построен мост Санта-Тринита и завершено возведение палаццо Питти, в котором жил он сам и который оставался резиденцией правителей Тосканы до конца великого герцогства.

Ролова А.Д. Личное участие Тосканских великих герцогов в деловой жизни. – В кн.: Средневековый город, вып. 8. Саратов, 1987
Ролова А.Д. Возникновение сеньории Медичи и культура Возрождения. – В кн.: Культура и общество Италии накануне нового времени. М., 1993
Опыт тысячелетий. Средние века и возрождение: быт, нравы, идеалы. М., 1996

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Влияние принципов правления представителей династии Медичи на культуру Флоренции XV века
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: контрольная работа Добавлен 17:17:17 31 декабря 2009 Похожие работы
Просмотров: 187 Комментариев: 15 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать