какое влияние на развитие культуры и общественное движение оказала периодическая печать

История России

§ 28. Периодическая печать и литература

Какое влияние оказали литература и периодическая печать на формирование пореформенного общества?

1. Либеральная и консервативная журналистика. 1860-е годы оказали заметное влияние на развитие русской журналистики, прежде всего в Петербурге и Москве. Новый цензурный устав 1863 г. установил более цивилизованные отношения между властью и средствами массовой информации. Последние были освобождены от излишне придирчивой и разветвлённой (современники насчитывали до 12 контролировавших газеты и журналы учреждений!) николаевской цензуры. Благодаря этому периодическая печать в России становилась всё более разнообразной и влиятельной.

Среди консерваторов наиболее популярными были «Русский вестник» и «Московские ведомости» М. Н. Каткова. Либералы группировались вокруг «Вестника Европы» М. М. Стасюлевича. «Передовая» же Россия зачитывалась «Современником» и «Отечественными записками», которые более всех страдали от пристального внимания властей.

какое влияние на развитие культуры и общественное движение оказала периодическая печать

Журналы 1860-1890-х гг.

Вряд ли можно сказать, что в новых условиях печать была действительно свободной. В 1864—1872 гг. были преданы суду почти сотня авторов и более полутора сотен издателей и редакторов. Однако в годы царствования Александра III журналистам пришлось совсем туго. В 1881—1894 гг. в соответствии с запретительными статьями «Временных правил о печати» перестали выходить 15 газет и журналов либерального и демократического направлений.

С другой стороны, власть уже не могла просто запрещать и душить печатное слово. Она старалась поставить себе на службу некоторые органы печати, чтобы усилить влияние на умы подданных. Так, газете «Гражданин» князя В. П. Мещерского было выдано из казны 228 тыс. руб. Новые времена диктовали и новые правила игры.

Какие изменения произошли в развитии журналистики во второй половине столетия?

2. Литература как отражение общественных процессов. Во второй половине XIX в. в художественной литературе заметно изменились эстетические ориентиры. Форма произведения, его внутреннее построение явно отошли на второй план, а первоочередной задачей писателя стала мысль, которую он хотел выразить своим произведением. Ведущим стилем литературы оставался реализм, но теперь он нередко был поставлен на службу «передовой» идее. Искусство порой превращалось в копию с действительности, в приговор над ней. Деятели искусства активно разрабатывали социальную тему, почти не затрагивавшуюся в пушкинский период. Литература буквально заболела виной перед народом и начала всячески приукрашивать характер «простого человека», чистоту и справедливость деревенских порядков.

Однако лучшие представители русской литературы сумели избежать подобных «запросов времени», и именно их произведения сделались подлинной классикой. На этот период приходится расцвет творчества целой плеяды русских писателей и поэтов: И. С. Тургенева, А. Н. Островского, Л. Н. Толстого, Ф. И. Тютчева, Н. А. Некрасова, Ф. М. Достоевского.

Они сумели поставить столь важные вопросы и дать на них столь убедительные ответы, что литература второй половины XIX столетия до сих пор считается классической, опередившей своё время и давшей направление развитию не только собственно литературы, но и целого ряда гуманитарных наук.

какое влияние на развитие культуры и общественное движение оказала периодическая печать

Ф. И. Тютчев. Художник С. Ф. Александровский

какое влияние на развитие культуры и общественное движение оказала периодическая печать

И. С. Тургенев. Художник И. Е. Репин

С именем И. С. Тургенева связано развитие русского реалистического романа. В своих лучших произведениях — «Дворянское гнездо», «Отцы и дети», «Рудин», «Новь», «Накануне» — он затрагивал важнейшие для того времени темы, вывел знаменитый тип «тургеневской девушки». Картины природы, созданные писателем, проникнуты теплотой и тонким лиризмом. Не случайно изображение Тургеневым русского пейзажа до сих пор считается непревзойдённым.

Л. Н. Толстой изобразил почти вековую эпоху жизни России. В романе «Война и мир» речь идёт о войне 1812 г., в «Севастопольских рассказах» — о Крымской войне 1853—1856 гг., в «Анне Карениной» и «Воскресении» — о противоречиях в пореформенной жизни страны.

Уже будучи всемирно известным писателем, Толстой, не довольствуясь чисто литературным творчеством, в «Исповеди», «Критике догматического богословия», «В чём моя вера?» и других статьях и трактатах обосновал своё новое миропонимание. Его религиозно-этическое учение призывало к преобразованию мира путём нравственного самосовершенствования, отказа от всякого насилия и приближения к жизни простого народа.

Стремление к абсолютному знанию, абсолютной вере, абсолютному чувству, столь характерное для русского народа, нашло своё отражение в творчестве Ф. М. Достоевского. Однажды писатель сам точно выразил то, что составляло ядро его исканий: «. высочайшее употребление, которое может сделать человек из своей личности, из полноты развития своего Я, — это как бы уничтожить это Я, отдать себя целиком всем и каждому не только безраздельно, но и беззаветно. И это величайшее счастье. Это и есть рай Христов». Именно отсюда произрастали характеры героев книг Достоевского. Невосприимчивость к душевной боли, нравственное успокоение писатель воспринимал как оскорбление человека, грех перед настоящим и будущим.

какое влияние на развитие культуры и общественное движение оказала периодическая печать

Л. Н. Толстой. Художник И. Н. Крамской

какое влияние на развитие культуры и общественное движение оказала периодическая печать

Ф. M. Достоевский. Художник В. Г. Перов

какое влияние на развитие культуры и общественное движение оказала периодическая печать

А. Н. Островский. Художник В. Г. Перов

какое влияние на развитие культуры и общественное движение оказала периодическая печать

Н. А. Некрасов. Художник Н. Н. Ге

Реалистические и необычайно острые по своему социальному звучанию пьесы А. Н. Островского сделали его в 1850—1860-е гг. ведущим драматургом страны. В пьесах Островский не только беспощадно анализировал «тёмное царство» российского купечества, но и противопоставлял лучших представителей этого сословия с их деловой энергией и прекрасными человеческими качествами уходящему в прошлое дворянству.

Нелёгкую крестьянскую жизнь воспевал в своих произведениях Н. А. Некрасов, занимавший при этом смелую гражданскую позицию. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» он создал замечательные картины пореформенной деревни, представил галерею образов крестьян, помещиков, священнослужителей. В другом своём произведении — «Русские женщины» — он трогательно отобразил подвиг жён декабристов, героически отправившихся вслед за мужьями на каторгу в Сибирь.

Творчество Некрасова предвосхищало появление целой группы писателей-народников: Ф. М. Решетникова, Г. И. Успенского, И. В. Фёдорова (Омулевского) и др. Они изображали быт и жизнь русской деревни, мелкого чиновничества, интеллигенции. Правда, в отличие от Некрасова эти писатели впадали порой в приукрашивание крестьян и их образа жизни.

какое влияние на развитие культуры и общественное движение оказала периодическая печать

А. П. Чехов. Художник О. Э. Браз

В 1880—1890-е гг. в литературу вошли А. П. Чехов, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Н. Г. Гарин-Михайловский, В. Г. Короленко, продолжившие дело своих великих предшественников.

Следует отметить, что культура России с самого начала XIX в. была и оставалась литературоцентричной. Это означает, что важнейшие вопросы жизни страны ставились прежде всего именно писателями и поэтами. Они задавали тон, открывали новые жанры и методы раскрытия сложнейших тем, а затем эти жанры, темы, методы их раскрытия делались достоянием представителей других видов искусства. Более того, проблемы, поднятые русской литературой XIX в., в следующем столетии оказались в центре внимания философов, психологов, социологов всего мира.

1. Какое место занимала литература в российской культуре XIX в.?

2. Какие темы волновали русских писателей? Можно ли считать, что их творчество носило общественно-политический характер? Свой ответ обоснуйте.

3. Литература народов России. На Украине наследницей и сподвижницей Т. Г. Шевченко стала Марко Вовчок (М. А. Виленская-Маркович). Большое впечатление на читателей произвели её «Народные рассказы», переведённые на русский язык И. С. Тургеневым. Свой вклад в развитие украинской литературы внесли А. П. Свидницкий (роман «Люборацкие»), И. С. Нечуй-Левицкий (повести «Микола Джеря», «Бурлачка»), Панас Мирный (А. Я. Рудченко), М. А. Коцюбинский и Леся Украинка (Л. П. Косач-Квитка).

Особняком в культуре народов Прибалтики стоят имена Ф.-Р. Крейцвальда, собравшего и издавшего эпос «Калевипоэг», и Я. Райниса (Плиекшана), ставшего классиком латышской литературы. В последние десятилетия XIX в. получили широкую известность имена грузинского поэта В. Пшавелы (Л. П. Разикашвили) и его армянского коллеги О. Туманяна. Для культурной и общественной жизни народов Северного Кавказа большое значение имела деятельность К. Хетагурова — прозаика, драматурга, публициста и художника.

Основоположником современной казахской литературы стал А. Кунанбаев, создавший новые формы в казахской поэзии. Он мастерски переводил на казахский язык произведения Крылова, Пушкина, Лермонтова, Байрона, Гейне, иногда внося в тексты свои варианты темы. Его коллега Ч. Валиханов перевёл на русский язык часть киргизского эпоса «Манас». В 1880-е гг. работал татарский писатель З. Бигиев, чьё посмертно опубликованное сочинение «Путешествие по Междуречью» получило широкую известность. Основы татарской драматургии заложил Г. Ильяси.

Вторая половина XIX в. знаменует собой важный этап в развитии еврейской литературы. Крупную роль в этом сыграл Шолом-Алейхем (Ш. Н. Рабинович). Писатель, драматург, критик, он сумел ярко запечатлеть жизнь всех слоёв еврейского общества, свято веря при этом в победу добра над злом. Почётное место в еврейской литературе принадлежит и И.-Л. Перетцу — поэту и прозаику, отдавшему дань как реализму, так и характерному для эпохи Серебряного века символизму.

Охарактеризуйте развитие литературы народов России в пореформенный период.

1. Какое влияние на развитие культуры и общественное движение оказала периодическая печать?

2. Что означает термин «литературоцентричность культуры»?

3*. Как иллюстрируют роль и назначение писателя в пореформенной России слова Н. А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»?

4*. Прокомментируйте мнение учёного И. В. Кондакова:

«Творчество Л. Толстого и Достоевского отличалось редкой культурной универсальностью: это были не только произведения словесного искусства, но и философские трактаты, и нравственно-дидактические учения, и религиозная проповедь, и исторические, социальные, психологические исследования человеческой природы и общества, и политическая публицистика, и авторская исповедь, и человеческий документ эпохи».

Выберите два правильных ответа на главный вопрос урока и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор.

Какое влияние оказали литература и периодическая печать на формирование пореформенного общества?

A. Произведения писателей революционных взглядов повлияли на взгляды народников.

Б. Под влиянием литературы возрастало критическое отношение к окружающей действительности.

B. Дворянство получило монополию на книгоиздание.

Г. Журналисты принимали участие в разработке реформ.

Источник

КУЛЬТУРА РОССИИ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД

Особенности развития русской культуры в пореформенную эпоху

В истории русской культуры весь XIX в. характерен своей неповторимой цельностью. Школы и направления в литературе и искусстве, которые сформировались в первой половине столетия, получили дальнейшее развитие в пореформенный период. Кроме того, деятельность многих видных представителей русской культуры пришлась как на дореформенное, так и на пореформенное время. Тем самым в своем творчестве они воплощали живую связь эпох и вместе с тем являлись хранителями традиций своих предшественников или старших современников.

Особенности русской культуры пореформенного периода были обусловлены объективными факторами исторического развития страны. Реформы 60—70-х годов XIX в. стали причиной кардинальных изменений в экономической, социальной, политической сферах, во всей жизни общества, что не могло не отразиться на развитии культуры и быта страны. С падением крепостничества произошло не только социальное, по и духовное раскрепощение народа, у которого появились новые культурные запросы, а также возможности их удовлетворения. Неизмеримо расширился и круг лиц творческого труда — носителей культуры. Интенсивно шел процесс демократизации культуры. В литературе и искусстве на первый план выдвинулась тема «мужика», страдальца, кормильца и защитника страны. В нем видели также главного хранителя национальных традиций и нравственных ценностей. Демократизация культуры выражалась и в том, что в круг деятелей умственного труда все более вовлекались представители из непривилегированных сословий.

Общественно-политическая жизнь пореформенной России, ставившая насущные проблемы современности, оказывала сильнейшее воздействие на культуру, определяла тематику и содержание художественного творчества. Немаловажное значение имел научно-технический прогресс, который служил и фактором, и показателем уровня культурного развития. В пореформенную эпоху расширились культурные связи России с другими странами и народами, происходило взаимное обогащение духовными ценностями. Весь XIX в. справедливо получил название «золотого века» русской культуры, которая заняла выдающееся положение в общемировой культуре.

Просвещение, книгоиздательство и периодическая печать

Развитие промышленности, сельского хозяйства и транспорта, внедрение в эти отрасли народного хозяйства машинной техники требовали изменения системы народного образования. Осуществление реформ в сфере управления, судопроизводства, в военном деле и т.д. было невозможно без увеличения числа грамотных людей, без подготовленных специалистов и, следовательно, без развития сети специальных учебных заведений. Само правительство, исходя из возросших потребностей в образованных кадрах, было заинтересовано в расширении системы образования. Народное образование находилось под контролем соответствующих правительственных органов и вместе с тем служило важным средством идеологического воздействия на народные массы.

В результате проведения школьных реформ в 1862—1864 гг. (см. гл. 2) численность начальных и средних школ (училищ и гимназий) в России возросла с 1856 по 1896 гг. с 8 тыс. до 79 тыс., а число учащихся в них — с 450 тыс. до 3,8 млн. Обучали грамоте солдат и в армии. Важно отметить, что в широких массах крестьянства все более развивалось сознание практической необходимости приобретения хотя бы элементарной грамотности. Несмотря на рост числа начальных школ различных типов (государственных или «министерских», т.е. подчиненных Министерству народного просвещения, земских, т.е. учреждаемых земствами, и церковно-приходских при церковных приходах), их остро не хватало для удовлетворения потребности крестьян в грамотности. По своему почину они образовывали свои, «домашние школы грамоты». Обычно обучение в такой школе проходило в крестьянской избе. За небольшое вознаграждение в качестве учителя приглашали знающих грамоту отставного солдата, бывшего семинариста или же сельского дьячка. В 80—90-х годах многие из таких «школ грамоты» были преобразованы в церковно-приходские, руководство которыми передавалось местному приходскому духовенству.

Нельзя не отметить самоотверженного подвига передовой интеллигенции и учащейся молодежи (студентов, гимназистов и семинаристов старших классов), которые шли в земские школы в надежде стать идейными руководителями крестьянства и помощниками в его борьбе за лучшую жизнь. Согласно переписи населения 1897 г., удельный вес знавших грамоту сельских жителей составлял 22%. Если учесть, что в середине XIX в. в государственной деревне грамотных было не более 4—6%, а в крепостной — 1—2%, то следует признать рост грамотности среди населения достаточно существенным.

В пореформенный период получило дальнейшее развитие общее и специальное высшее образование. В 1862 г. в Одессе был открыт Новороссийский, а в 1888 г. в Томске — Сибирский университеты, в 1865 г. в Москве — Петровская земледельческая академия. В Москве, Петербурге и в некоторых крупных городах были открыты политехнические и технологические институты. В 70-х годах XIX в. было положено начало высшему женскому образованию. Всего за эти годы в Москве, Петербурге, Казани, Киеве было открыто 7 Высших женских курсов различного профиля — гуманитарного, естественнонаучного, медицинского.

Во второй половине XIX в. особенно бурно развивались книгоиздательство и периодическая печать. Книгоиздательство превратилось в важную отрасль хозяйства с мощной и первоклассной полиграфической базой. Если в середине 50-х годов XIX в. в России насчитывалось 96 типографий и ежегодно выходило около 2 тыс. отдельных изданий (книг, брошюр и пр.), то к концу XIX в. число типографий возросло до 1300, а выпускаемых ими изданий — до 10 700. Широкую известность получили издательства Ф. Вольфа, Ф. Ф. Павленкова, И. Д. Сытина, А. Ф. Маркса, выпускавшие большими тиражами научные, художественные и дешевые популярные книги для народа. В конце XIX в. Россия заняла третье, после Германии и Франции, место по количеству названий выпускаемой литературы.

Необычайно возросла периодическая печать — ведомственная, научная, литературно-художественная, общественно-историческая, политическая, церковная. Число периодических изданий за 40 пореформенных лет увеличилось со 104 до 800, и среди них ежедневных газет — с 7 до 100. Большой популярностью пользовались «толстые» общественно-литературные журналы — «Вестник Европы», «Дело», «Отечественные записки», «Русская мысль», «Русское обозрение», «Русское богатство», «Мир Божий», «Слово», иллюстрированный еженедельник «Пива», а из исторической периодики — «Русский архив», «Русская старина», «Исторический вестник», «Древняя и новая Россия».

Источник

§ 2. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ РОССИИ

§ 2. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ РОССИИ

Наряду с книгой значительное место в общественной и культурной жизни России первой половины XIX века заняла периодическая печать. Если в XVIII веке степень ее развития была невелика, то уже в последующее десятилетие XIX века количество периодических изданий быстро возрастает. В 1809 году в России выходило 77 названий периодической печати. Однако этот количественный прирост происходил исключительно за счет Петербурга и Москвы. Что касается периферийной прессы, то первоначально она была незначительна: в 1813 году выходило всего 3 провинциальных журнала, в 1816 году их стало 7. И еще один фактор, характерный для периодической печати того времени, — журнальные издания в ней преобладали. Так, из упомянутых 77 изданий, выходивших в 1809 году, только 9 были газетами, остальные же — журналами.[115]

Большинство журналов начала XIX века издавалось кружками или обществами, примыкавшими к прогрессивному или реакционному литературному лагерю. Так, ряд изданий был связан с «Вольным обществом любителей российской словесности наук и художеств» (1801–1812). Это журналы «Северный вестник» (1804–1805), «Цветник» (1809–1810), «Свисток муз» (1802–1803), кружок «Беседа любителей русского слова» издавал «Чтения „Беседы любителей русского слова“», связан с ним был и другой журнал «Друг просвещения» (1804–1806). Наряду с частными появляются правительственные ведомственные журналы, это — орган министерства внутренних дел «Санкт-Петербургский журнал» (1804–1809) и журнал министерства просвещения «Периодическое сочинение об успехах народного просвещения» (1803–1819).[116]

Журналы первого десятилетия XIX века отличались недолговечностью, просуществовав один-два года, большинство изданий прекращалось. Журнальные номера выходили нерегулярно, часто с большим опозданием. Особой неаккуратностью отличался издатель петербургского журнала «Благонамеренный» поэт А. Е. Измайлов, который однажды был вынужден принести публике такого рода извинение за задержку очередной книжки журнала:

Как русский человек на праздниках гулял,

Забыв жену, детей, не только про журнал.

В следующее десятилетие количество журналов увеличивается почти вдвое. Стремление к общественной деятельности передовых кругов русского общества находит выражение в журналистской деятельности. Журнальные статьи становятся содержательнее, интереснее, затрагивают и политические вопросы. Огромное влияние на журналистику, как и в целом на культуру России, оказала Отечественная война 1812 года. Патриотический подъем, охвативший русское общество, частично отразился в создании ряда печатных органов, наиболее известным из которых стал журнал «Сын отечества» (1812–1839). В 1815–1825 годах он был самым влиятельным передовым журналом, близким по духу деятелям декабристских обществ. В это же время оформляются органы Декабристского направления — альманахи «Полярная звезда» (1823–1825) и «Мнемозина» (1824–1825). Что касается газет, то в первые годы XIX века выходили лишь две — «Санкт-Петербургские ведомости» и «Московские ведомости». Через несколько лет к ним прибавляется «Северная почта» или «Новая Санкт-Петербургская газета» — орган департамента почт и «Сенатские ведомости». В интересах петербургского купечества начинают издаваться «Санкт-Петербургские коммерческие ведомости» (1802–1810).

Содержание тогдашних газет, расположение публикуемого материала значительно отличались от современных. В газетах не было передовиц, подвалов, газетная полоса заполнялась разного рода небольшими текстами, преимущественно информативного характера. Например, официоз-газета «Санкт-Петербургские ведомости» публиковала после правительственных сообщений, циркуляров и всякого рода административной информации известия о жизни Петербурга и провинций, заграничные новости, а также в большом количестве объявления — о вызове кредиторов, наследников, прибытии иностранных судов, о новых книгах, издаваемых Академией наук и т. п. В газете «Северная почта» наряду с придворной хроникой, сообщениями о внешнеполитических событиях, печатались сведения о производстве в чины и назначениях по службе. Политические новости в газетах трактовались в строго монархическом духе, причем на первое место ставились династические новости и события. Затем шли сообщения о погоде, быте европейских народов, примечательных происшествиях.

Вторая четверть XIX века отмечена бурным развитием периодической печати. Это выразилось как в количественном росте изданий (например, в 1825 году возник 41 новый орган, а в 1832–53), так и в распространении их на периферии. В конце 20-х годов появляется ряд местных изданий, таких как журналы «Украинский вестник», «Украинский домовод», газеты «Одесский вестник», «Тифлисские ведомости», «Литовский вестник» и др. Часть из них издается при местных университетах, другие являются частными органами. 1838 год ознаменовался созданием губернских ведомостей, первыми из которых стали газеты Казанской, Астраханской, Киевской, Нижегородской, Ярославской и Слободско-Украинской губерний.

Другим отличительным моментом развития периодической печати во второй четверти XIX века является специализация издания. Нужды промышленности, сельского хозяйства и торговли вызывают к жизни ряд изданий экономического и информационного характера, таких как «Промышленный листок», «Посредник», «Земледельческая газета», «Листок промышленности, ремесел, искусств и фабрик», «Купец».

Затем, наряду с изданиями общего характера, появляются литературные журналы и газеты. В Петербурге выходят «Литературная газета», «Новости литературы», в Москве — «Московский телеграф», «Дамский журнал», «Московский наблюдатель» и др.

Во второй четверти XIX века несколько изменяется и вид изданий, особенно столичной прессы. Увеличились размеры газет, стали указываться авторы наиболее интересных и серьезных статей. Вводились новые рубрики:

«Смесь», «Нравы». Последнее нововведение было произведено издателем Ф. В. Булгариным на страницах его газеты «Северная пчела». Возрастали и тиражи популярных изданий. Так, например, уже упомянутая «Северная пчела» в 1829 году имела 2000 подписчиков. Однако стиль изложения в основном сохранялся. По-прежнему сообщения, касавшиеся внутренней или внешней политики, выдерживались в строго правительственном духе, политическую информацию газеты получали исключительно из министерства внутренних или иностранных дел, поэтому, естественно, подбор материала был тенденциозным. Наряду с официальными сведениями в печать попадало много непроверенных, а иногда и ложных сообщений. Достоверность информации не считалась обязательной, многие статьи начинались словами: «Говорят…», «Сказывают…», «Нам передавали…» и т. п. Так же, как в предыдущий период, большое место в газетах отводится описаниям разного рода необычайных фактов (о человеческих уродствах, редких явлениях природы, неведомых животных и т. п.), анекдотических происшествиях. Например, в № 104 «Северной пчелы» за 1826 год сообщалось, что в Вене часовой мастер изобрел механические башмаки, в которых можно пройти 3,5 версты за 5 минут. Как предвестник новой буржуазной эпохи, в газетах появляется реклама. И несмотря на то, что публикация частных объявлений была запрещена, издатели пользуются различными ухищрениями для того, чтобы их поместить. Так, в той же «Северной пчеле» между статьями литературного или политического характера красовались прославления самоваров, трактиров, средств против насекомых и т. п.

Несмотря на все несовершенство периодической печати того времени, рост ее в первой половине XIX века оказал огромное влияние на общественную и культурную жизнь страны. Подобно книге, газеты и журналы распространяли политическую, научную и культурную информацию, привлекали внимание современников к актуальным вопросам жизни России, наконец, просто приучали людей к постоянному чтению.

Журналы 30–40-х годов XIX века имели определенную программу, у них была своя аудитория, свой читатель. Они стали популярнее книги, сжато и последовательно излагая сущность различных литературных и общественных событий.

Наряду с книгами и журналами в России XVIII–XIX веков бытовал и еще один вид печатной продукции, предназначенный исключительно для неграмотного или полуграмотного населения. Это так называемые лубочные картины. Центром производства лубочной литературы в России была Москва. Именно отсюда шли в народ аляповатые лубочные картинки одно- и двухцветные с сопровождением стихотворного или прозаического краткого текста. Сюжеты и направленность лубочных картин были разнообразными: религиозные, нравоучительные, содержащие иллюстрации и тексты из житий святых, Евангелия; героические, воспроизводящие в значительной степени различные военные эпизоды. Были лубки и сатирического содержания. Так, в период войны 1812 года художник Венецианов создал ряд карикатур, высмеивающих французских захватчиков.

Лубочные картины продавались и в книжных лавках, и на ярмарках. Чрезвычайно дешевые, они охотно раскупались как приехавшими на ярмарку крестьянами, так и малоимущими жителями городов. Нередко лубочная картина, привезенная в деревню, служила единственной «литературой» нескольким поколениям.

Кроме лубочных картин, существовали и лубочные книжки. Среди них большой популярностью пользовались повести о Бове-королевиче и Еруслане Лазаревиче, «Повесть о милорде английском Георге» писателя Матвея Комарова, «Гуак или Непреоборимая верность» и др. В лубочных изданиях малоразборчивых и по большей части малограмотных читателей привлекали дешевизна, аляповатые, но яркие иллюстрации, а также занимательность содержания, романтизм сюжета, непохожесть книжной истории на повседневную тусклую или тяжелую жизнь.

Читайте также

Печать

Печать В те отдаленные века, которые тем не менее не были столь уж темными и мрачными, владение печатью означало обладание властью. У аббатов была своя печать, а позднее она появилась и у генерального капитула. Правда, любую печать можно подделать. Так, секретарь св.

Периодическая печать

Периодическая печать Андреев А. Страничка минувшего / «Суворовец» (Буэнос-Айрес), 1950. № 49 (114). С. 2.Б-в Г. Молодежь / «Суворовец» (Буэнос-Айрес), 1949. № 3 (18). С. 3.Вниманию русских писателей и журналистов! / «Суворовец» (Буэнос-Айрес), 1949. № 27 (42). С. 4.Войцеховский С. Л. Генерал А.

§2. Периодическая пресса и публицистика.

§2. Периодическая пресса и публицистика. В повышении национального самосознания грузинского народа, в его борьбе за свое спасение огромную роль выполняла периодическая пресса – газеты и журналы. На страницах периодических изданий находили отражение те или иные явления

ПЕЧАТЬ

ПЕЧАТЬ I тех пор как пало человечество, ложь водворилась в мире, в словах людских, в делах, в отношениях и учреждениях. Но никогда, кажется, отец лжи не изобретал такого сплетения лжей всякого рода, как в наше смутное время, когда столько слышится отовсюду лживых речей о

Периодическая печать

Периодическая печать Беларус на варце. Орган шт аба Главного опекуна белорусской полиции (Минск). – 1943-1944.Беларуская (Мінская) газэта (Минск). – 1942-1944.Блокнот пропагандиста. Еженедельный бюллетень пропагандистов РОА (Дабендорф). – 1945.Бюллетень добровольцев РОА (Дабендорф).

Цензура и периодическая печать

Цензура и периодическая печать Ослабление цензуры было естественным следствием устремленности к гласности, начатой реформаторами Александра. В конце 50-х годов реформаторы, желая стимулировать общественное обсуждение злободневных для империи вопросов, воздерживались

3. Печать Соломона

3. Печать Соломона В одном из старых русских рукописных сборников XVII века приведена Печать Царя Соломона. Сборник входит в Румянцевский фонд Государственной Библиотеки России под номером 348. В настоящее время лист рукописи с этой печатью отсутствует. Кем-то вырван? Об

6. Периодическая печать

6. Периодическая печать 6.1.40. «Русский инвалид»: Газета Военного министерства. СПб., 1904 1—192; 1905 1—190.6.2.41. «Военный сборник»: Журнал Военного министерства. СПб., 1904, 1—12; 1905, 1—12, 1914, № 3.6.3.42. Газета «Московские ведомости». 1891, № 29.6.4.43. «Клюв»: Сатирический журнал. 1905, № 2.6.5.44.

IV. Периодическая печать

IV. Периодическая печать Азербайджан. 1918. Бакинский рабочий. 1918.Бюллетени Диктатуры Центрокаспия и Президиума Временного исполнительного комитета. 1918. Вперед. 1918. Горская жизнь. 1919.Известия Совета рабочих и солдатских депутатов Бакинского района. 1918.Новое русское слово

4.4. Периодическая печать и книжная культура

4.4. Периодическая печать и книжная культура Размах периодических изданий «для широкой общественности» и прогресс типографской техники свидетельствовал и в периферийной Верхней Венгрии о наступлении эры средств массовой информации, которые стандартизируют

ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ

ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ Архангельск.Архангельские губернские ведомости.Архангельский край.Вестник Верховного Управления Северной Области (Архангельск).Вестник Временного правительства Северной области (Архангельск).Вестник Северного Бюро Печати. Мурманский

4. ПЕЧАТЬ

4. ПЕЧАТЬ Марксистско — ленинская и революционно — демократическая печать. Большой популярностью среди широких масс трудящихся, и особенно пролетариата Украины, с начала XX в. пользовалась марксистская литература, издававшаяся преимущественно на русском языке.

2.9. Периодическая печать

2.9. Периодическая печать Периодическая печать – вид исторических источников, представленный долговременными изданиями периодического характера, функции которых – организация (структурирование) общественного мнения, осуществление идеологического воздействия

3.4. Периодическая печать, публицистика и художественная литература советского периода

3.4. Периодическая печать, публицистика и художественная литература советского периода Периодическая печать, публицистика и художественная литература выполняют в обществе разные функции. Если периодические издания и публицистические сочинения служат

3.4.2. Советская периодическая печать: группы изданий и особенности содержания

3.4.2. Советская периодическая печать: группы изданий и особенности содержания Борьба большевиков с оппозиционной печатью привела к закрытию множества авторитетных периодических изданий. Наряду с уже упоминавшимися основными газетами в конце 1917 или в течение 1918 г.

Капитализм и печать

Капитализм и печать Когда два вора дерутся, от этого всегда будет известная польза для честных людей. Когда вконец перессорятся «деятели» буржуазного газетного дела, они раскрывают перед публикой продажность и проделки «больших» газет.Нововременец Н. Снессарев

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *