какое влияние на формирование мировоззрения оказывает образование

Влияние общественных дисциплин на формирование мировоззрения старших школьников

какое влияние на формирование мировоззрения оказывает образование

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Дата публикации: 05.03.2017

Статья просмотрена: 1373 раза

Библиографическое описание:

Каратыгина, Е. В. Влияние общественных дисциплин на формирование мировоззрения старших школьников / Е. В. Каратыгина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2017. — С. 84-86. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/12016/ (дата обращения: 27.10.2021).

Проблема формирования мировоззрения личности ставилась во главу угла в советской педагогике. Система образования была призвана формировать коммунистическое мировоззрение и воспитывать гармонически развитую личность, имеющую ясные цели и программу на будущее. Уже в школе дети мечтали стать врачами, космонавтами, а образ учителя для многих становился определяющим в выборе профессии. Этому способствовала и система ценностей и идеологическая пропаганда.

На современном этапе мы оказались в условиях системного кризиса во всех сферах нашей жизни, в образовании и идеологии в том числе. Поэтому мировоззренческие проблемы и вопросы Бытия, которые обостряются в подростковом возрасте, а особенно в старшей школе, никуда не исчезли, и современный школьник решает их уже без давления идеологии, но и подчас без всякой педагогической поддержки вообще. На этом этапе перед старшеклассниками встает вопрос определения будущей профессии, подготовки к поступлению в вуз, и этот выбор зачастую является жизнеопределяющим. Поэтому в новом законе об образовании особое место занимает профильное образование старшеклассников 10–11 классов. Но прежде чем говорить о всех за и против этого нововведения определимся какие цели стоят перед школой в вопросе воспитания и обучения.

Стратегическая цель образования — создание принципиально нового общества, новой этики и новой наднациональной, общемировой системы ценностей, преодоление дифференцированного видения мира. [3]

Современное образование, основанное на интеграции различных методов и различных наук, способствует целостному осознанию мира и приросту креативного потенциала личности, а также обусловливает нравственные принципы гармонизации человека, природы и общества. Эффективность обучения и поиск оптимальных путей интеграции знаний реализуется за счет отхода от предметной дифференциации и гуманитаризации обучения. Дифференцированное знание формирует репродуктивное мышление. Специфика методологии междисциплинарного знания заключается в главенстве интегративных, синтезирующих тенденций. [3]

Образование — способ «взращивания» человеческого в человеке, это средство сохранения жизнеспособности общества; только с помощью системы образования человечество окажется способным преодолеть тот кризис, с которым столкнулось в настоящее время. Только соединяя в себе воспитание, обучение и развитие личности каждого человека, создавая условия, разрабатывая методы формирования мировоззрения личности, отвечающего сложным реалиям социума, оно способно вывести общество на качественно новый уровень его развития.

В. А. Сластёнин понимает образование как «единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее чётко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны». [4]

Но прежде чем мы обратимся к вопросу профильного образования дадим определение, что же такое мировоззрение и из каких компонентов оно состоит

Базовым определением понятия «Мировоззрение личности»будем считать систему знаний о мире, о своем месте в этом мире, выраженное в аксиологических установках, в убеждениях относительно сущности природного и социального мира, своей будущей профессиональной деятельности. Или же другое определение мировоззрения — это комплексная форма сознания, объемлющая самые разные «пласты» человеческого опыта, — способно раздвигать узкие рамки повседневности, конкретного места и времени, соотносить данного человека с другими людьми, включая и тех, что жили раньше, будут жить потом. В нем накапливается опыт уяснения смысловой основы человеческой жизни, все новые поколения людей приобщаются к духовному миру прадедов, дедов, отцов, современников, что-то, бережно храня, отчего-то решительно отказываясь.

В структуре мировоззрения по-разному проявляются интеллектуальный и эмоциональный опыт людей и в нем выделяют следующие элементы:

Миропонимание познавательно-интеллектуальный аспект;

Мироощущение ценностно-идеологический аспект;

Мировосприятие наглядно-образный (опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений), следовательно, центральная проблема мировоззрения — вопрос о месте и назначении человека в мире. От ее решения зависят ответы на другие мировоззренческие вопросы.

Итак, уже в начальной школе опытные педагоги могут определить наклонности ученика, способ его мышления, методы освоения новой информации. У кого-то это эмоционально-образные представления, у кого-то причинно-следственные логические выводы. Мы привыкли разделять учеников на гуманитариев и технарей. Очевидно, что в зависимости от врожденных способностей какие-то предметы «даются» легко, какие-то с большими усилиями, и вероятно ученик подсознательно «любит» те уроки, где ему все понятно и легко. Мы уже знаем особенности функционирования человеческого мозга, правое и левое полушария, как они определяют способности ребенка с момента рождения и в процессе обучения и познания. И это один из основных аргументов в пользу профильного обучения в старших классах, где для опытного преподавателя и внимательного родителя эти способности становятся очевидными.

Я, как учитель истории, слушая ответы моих учеников часто замечаю, что и письменные и устные ответы детей с математическими способностями более краткие, четкие, информативные, практически лишенные личностного эмоционального отношения, а ученики с гуманитарным складом, дают более эмоциональные, субъективные ответы, аргументируя личностное отношение к историческим событиям.

Нельзя не отметить роль общественных наук в процессе формирования мировоззрения школьников. Уроки истории говорят на о том, как мировоззрение поколений меняло ход исторических событий, так как на мировоззрение человека оказывают большое влияние достижения науки, религия, существующее устройство общества. В свою очередь мировоззрение, развиваясь, оказывает влияние на развитие общества. Накопившись качественно (т. е. изменившись коренным образом) и количественно (когда новое мировоззрение овладеет достаточно большой массой людей) мировоззрение приводит к смене общественного устройства (к революциям, например). Развивая мировоззрение, повышая уровень образованности, общество обеспечивает свое развитие, тормозя развитие мировоззрения, общество обрекает себя на загнивание и гибель.

Без всякого преувеличения нужно отметить значимость курса обществознания и введение его в образовательный процесс не в 9-ом классе, а уже в 5-ом. Грамотная подача учителем материала, заставляет задуматься, порассуждать и выразить свою оценку на такие важные темы как дружба, семья, жизненные ценности, культура. А старшим школьникам уже приходится рассматривать вопросы политической, социальной сферы, экономики государства. И именно на дискуссионных уроках по обществоведению отчетливо проявляются наклонности учеников, их лидерские качества, неординарные подходы к решению предлагаемой проблемы. Увлечение политикой, общественной жизнью, организаторские и ораторские способности, определяют для многих школьников сферу их будущих профессиональных интересов, а профильное образование дает возможность более углубленно изучать любимые и так нужные для поступления в вуз предметы. В рамках гуманитаризации и гуманизации высшего образования, интеграционных процессов в мире появляется необходимость в фундаментальных знаниях в первую очередь истории, законов развития общества, иностранных языков, культуры

Очевидно, что результаты обучения и его эффективность являются прямым следствием возможности для учеников развиваться и получать знания по профильным предметам, но уже имея сформированное в средней школе мировоззрение, как предельно обобщенный взгляд на окружающий мир, на явления природы, общества и самого себя. И задача старшего звена школы заключается в формировании принципов познания и оценки материальных и духовных ценностей, нравственных и эстетических идеалов и самое главное, осознанного выбора не просто направления обучения, а первого этапа в своей будущей профессиональной деятельности. И в этом вопросе будет проявляться футурологическая функция мировоззрения, определение будущей программы развития не только отдельной личности, но и всего общества.

Источник

Образование и воспитание как факторы формирования мировоззрения

какое влияние на формирование мировоззрения оказывает образование какое влияние на формирование мировоззрения оказывает образование какое влияние на формирование мировоззрения оказывает образование какое влияние на формирование мировоззрения оказывает образование

какое влияние на формирование мировоззрения оказывает образование

какое влияние на формирование мировоззрения оказывает образование

Мировоззренческие задачи обучения естественнонаучным предметам закладываются в начальной школе. Сообщаются знания о живой и неживой природе, месте человека в природе, его возможностях, в ее преобразовании (освоение целинных земель, выведение новых пород животных, селекция растений, охрана и восстановление природы…). Этот первый обобщающий материал дает представление о роли и месте человека в мире, его возможностях. А практические работы убеждают в возможности предсказания результатов изменений в природе. Наблюдение за агрегатным состоянием веществ, за развитием растений пришкольного участка помогают увидеть зависимость их роста от природных условий (почва, климат).

Содержание естественнонаучных предметов направлено на формирование представлений о единстве мира, его многообразии. Это объективная научная основа для формирования научного мировоззрения учащихся, осознания ими естественной научной картины мира, которая представляет собой совокупность знаний об общих закономерностях объективного мира является наглядный характер ее образов. Научная картина мира является средством объяснения мира с точки зрения ее фундаментальных закономерностей и свойств. Эта картина объективной реальности есть движущаяся и изменяющаяся материя, высшим порождением которой является познающий ее человек. Она реализует связь между наукой и мировоззрением. Целостный взгляд на мир и способы его познания складываются из обобщения научных знаний по конкретным предметам на основе философских представлений о научной картине мира. Обеспечивается принципом систематичности. Вместе со знаниями учащийся усваивает и способы деятельности, формы отношений и общения. Знания, общественно-исторический опыт, накопленный человечеством усваиваются только в деятельности и общении.

Рассмотрим направления, по которым формируется научная картина мира:

1. Систематизация научных знаний, их обобщение на основе понятий «материя» и «движение». Сюда входят представления о структурной организации материи, различные уровни которой связаны с определенным видом закономерностей и причинно-следственных связей.

Структурная организация (по Б.М. Кедрову) имеет вид:

Субатомарный уровень организации материи составляют элементарные частицы (квант, электрон, нейтрон, протон…), ядро, атомарный уровень организации, молекулярный уровень организации (живая и неживая природа).

2. Обязательным элементом научной картины мира является представление о человеке как части природы, мира и в то же время на основе познанных закономерностей.

3. Научная картина мира складывается из обобщения следующих понятий: практика, материальное производство как способ преобразования природы и основа познания. Результаты познания мира выражаются в научных теориях, имеющих описательную, объяснительную и прогнозирующую функцию. Служит теоретическим методом освоения мира.

Фактическая работа по формированию научной картины мира не только является «преддверием» формирования мировоззрения, но и составляет один из основных аспектов этого процесса, так как здесь происходит обобщение научных знаний на основе философских представлений. Складывается целостный взгляд на мир и способы его познания.

Источник

Роль образования в развитии общества и жизни современного человека

какое влияние на формирование мировоззрения оказывает образование

Образование во все времена занимало важное место в общественной жизни. Первые университеты и колледжи развивали науку, влияли на социальные процессы и давали билет в жизнь талантливым людям.

А какую роль играет образование в современном мире? Так ли велико его значение в жизни человека и какие функции оно выполняет? Мы постарались ответить на эти вопросы в нашей статье.

Не забудьте подписаться на наш информационный ресурс в Telegram, чтобы получать полезные новости первыми. И следите за акциями и скидками — с ними гораздо выгоднее учиться.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Роль образования в жизни человека

Душа, помещённая в тело, подобна неогранённому алмазу, и она должна быть отполирована, иначе она никогда не сможет засиять, и очевидно, что если разум отличает нас от животных, то образованность делает это отличие ещё большим и помогает нам уйти от животных дальше, чем другие.

Образование — это важный процесс, во время которого человек получает знания, учится взаимодействовать, приобщается к культуре и перенимает ценности общества.

Обучаться можно разными путями. Получить общий багаж знаний поможет программное обучение в школе или в вузах. А вот расширить кругозор и стать действительно ценным специалистом можно только через дополнительное самообучение.

Роль образования в жизни человека: аргументы

Важные аргументы, о которых стоит помнить, когда становится тяжело и появляется шальная мысль: «А зачем вообще учиться?»:

Роль образования в развитии общества

Роль образования в современном обществе крайне высока. Ведь мир постоянно сталкивается с глобальными проблемами, среди которых аномальное потепление, экологические загрязнения, постоянный рост населения, нехватка продовольственных ресурсов, обеспечение высоких социальных условий жизни и другие.

Многие учёные и эксперты сходятся во мнении, что справиться с этими вопросами можно с помощью образования. А всё потому, что оно выполняет ряд функций, которые важны для общества.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Функции образования в современном обществе

Проявление роли образования в жизни современного общества выражается в выполнении трёх функций:

Основные тенденции развития образования

Поскольку роль образования в жизни человека и общества постоянно возрастает, меняются основные тренды и векторы его развития. На сегодняшний момент в образовательном процессе наметились такие направления:

Роль образования в развитии российского общества

Образование в России также является приоритетом внутренней политики страны. В нашем государстве основные векторы развития в этой области определяются Федеральным Законом РФ «Об образовании», Федеральной программой развития образования в России и другими официальными документами. Какие же задачи ставит перед собой российская система обучения:

Подытожим роль и задачи образования в современном российском обществе — воспитать уверенных в себе людей, которые способны эффективно справляться с вызовами времени.

Надеемся, мы убедили вас в высокой роли образования в жизни человека и общества. Так что стоит задуматься о том, чтобы поступить в университет и получить диплом, если у вас его ещё нет.

Боитесь, что не справитесь с контрольными, курсовыми и другими видами работ? Не переживайте! Вы всегда сможете обратиться за помощью в наш студенческий сервис.

Источник

От чего зависит формирование мировоззрения?

Человек является социальным существом, что подразумевает наличие способностей к получению информации от других людей. В силу того, что мировоззрение формируется на протяжении большей части сознательной жизни и может изменяться в любой период, рассмотрим причины и принципы его формирования отдельно. В процессе жизни человек мыслит, ищет методы реализации своих идей и учиться определять последствия своих действий до того, как действие будет совершено. За счет того, что каждый человек имеет свою позицию и обладает индивидуальной картиной видения мира, формируется его мировоззрение. Конечно, кроме личных факторов формирования мировоззрения, существенное влияние оказывают и внешние факторы. Так от чего же зависит процесс формирования мировоззрения?

Формирование мировоззрения и его виды

Мировоззрение выступает в качестве системы знаний об окружающем мире, его устройстве, определении места человека в нем. Помимо того, что мировоззрение формируется в результате воздействия внешних факторов, оно имеет прямую зависимость от самого человека. Понимание мира возникает с помощью: жизненных ценностей, основных жизненных позиций человека, идеалов и убеждений.

Формирование мировоззрения происходит на протяжении всей жизни человека. Мировоззрение может меняться в процессе взросления и старения, что обусловлено появлением новых интересов и взглядов. Картина мира в целом закладывается на протяжении первых 9-11 лет жизни, когда ребенок переживает активное освоение окружающего его пространства. При этом процесс составления общей картины мира является достаточно длительным процессом, который будет зависеть от внешних условий и самого человека. В период начала формирования следует обращать внимание на то, что мировоззрение на начальных этапах его восприятия, имеет весьма неустойчивое положение. Именно поэтому дети в подростковом возрасте склонны к частой смене своего мнения.

Что оказывает влияние на процесс формирования мировоззрения? В первую очередь — это внешние факторы, которые могут быть социальными, экономическими, политическими, культурными и т. д.

На основании этого, существуют несколько видов мировоззрения, которые требуют рассмотрения:

Кроме того, что мировоззрение делится на виды, оно состоит из компонентов, которые требуют детального рассмотрения.

Структура мировоззрения включает в себя:

какое влияние на формирование мировоззрения оказывает образование

Пути и особенности формирования мировоззрения

Формирование мировоззрения происходит в силу того, что в процессе жизнедеятельности человек склонен опираться на определенную философскую позицию. Определение собственной позиции достаточно длительный и затяжной процесс, поэтому при отсутствии философских течений, процесс поиска себя и своих ориентиров занимал бы всю сознательную жизнь. Это обусловлено тем, что в процессе познания окружающего мира, человек переживает значимые события, приобретает новые знания и учится делать выводы. Поэтому формирование мировоззрения без наличия конкретных течений, отняло бы существенно больше времени. Социологи и психологи склоняются к единому мнению, что процесс формирования мировоззрения может происходить в двух формах: стихийной и осознанной.

какое влияние на формирование мировоззрения оказывает образование

Стоит отметить, что сложнее всего процесс формирования мировоззрения происходит в подростковый период, когда психика человека не развита в должной мере. Чем старше человек становится, тем меньше решений он принимает исходя из минутных побуждений. Существует два пути формирования мировоззрения:

Само по себе мировоззрение необходимо изучать, как механизм освоения мира с практической составляющей, где главной задачей является осуществление процесса освоения мира. Существуют три формы фактического познания мира и составления полноценного мнения о нем:

Роль мировоззрения в жизни человека

Согласно исследованиям, поступки человека напрямую зависят от его мировоззрения. Оно имеет большее значение, чем опыт и знания, что говорит о его фактической значимости в жизни каждого человека. Мировоззрение служит инструментом формирования ценностей, целей и планов на дальнейшую жизнь. Стоит отметить, что различия в миропонимании оказывают существенную помощь в процессе социализации так, как создают процесс отсеивания людей с разными взглядами на мир.

какое влияние на формирование мировоззрения оказывает образование

Расшифровка индивидуального бодиографа доступна на нашем сайте в PDF-формате. Особенно важно использовать рейв-карты в ситуациях, когда человек не может найти свои жизненные ориентиры.

Мировоззрение предоставляет возможность ориентироваться на конкретные цели, как в теоретической, так и в практической деятельности. Человек опирается на собственное видение картины мира и выбирает ту жизненную позицию, которая в большей степени удовлетворяет его интересам. Кроме того, мировоззрение предоставляет возможность определения истинных ценностей жизни и культуры, посредством ориентирования на восприятие их конкретным человеком. Исходя из того, какого мировоззрения придерживается человек, он начинает осознавать какие методы достижения своих целей, ему стоит использовать.

Источник

Какое влияние на формирование мировоззрения оказывает образование

С помощью трёх примеров покажите роль образования в развитии личности. В каждом случае сначала приведите пример, а затем укажите роль, которую он иллюстрирует. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

Приведены примеры, показывающие роль образования в жизни человека, допустим

1) образование позволяет человеку получить профессиональные знания, устроиться на работу. ( Например, Николай И. закончил технический вуз и пошел работать инженером-электронщиком);

2) образование формирует знания, умения, компетенции. (Например, Семен за 11 лет обучения в школе научился грамотно писать, считать, говорить на двух иностранных языках, делать групповые проекты и обрел другие компетенция, необходимые в жизни);

3) образование духовно, нравственно развивает человека. (Например, обучаясь в музыкальной и художественной школах Василий Н. вырос образованным и культурным человеком, хорошо разбирается в музыке, посещает выставки и концерты классической музыки);

Могут быть приведены другие примеры.

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
Правильно названы и проиллюстрированы примерами три роли.3
Правильно названы две-три роли, две из которых проиллюстрированы примерами.

Правильно названы две роли, приведены три примера.

2
Правильно названы одна—три роли, одина из которых проиллюстрирована примером.

Правильно названа одна роль, приведены два—три примера.

Правильно названы только три роли.

Приведены только два-три примера.

1
Правильно названы только одна—две роли.

Приведён только один пример.

приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *