какое вино пили в средневековье

Вино, которого нет Последние 200 лет люди пьют совсем не те вина, что в древности

какое вино пили в средневековье

История мирового виноделия, по крайней мере доказанная археологически, насчитывает примерно семь тысяч лет. В реальности оно, конечно, гораздо древнее, хотя мы можем только догадываться насколько. Важно другое: на протяжении тысячелетий люди делали вино более или менее одинаково. Изменения происходили медленно и являлись крайне незначительными. Резкий скачок произошел лишь в эпоху Нового времени, когда на службу виноделию были поставлены современные технологии и наука. Благодаря этому обстоятельству последние 200 лет мы пьем совсем другие вина. «Лента.ру» выясняла подробности того, что кануло в Лету.

Божественный дар

Новейшие исследования говорят о том, что родиной мирового виноделия следует считать Большой Кавказ, а самый древний из обнаруженных винных погребов находится на территории нынешнего Западного Ирана и датируется периодом между 5400 и 5000 годами до н.э. В течение последующих веков лоза медленно, но верно распространялась на запад, а виноград и, соответственно, вино стали важнейшей частью культуры многих народов от Каспия до Гибралтара.

Ценность лозы заключалась в том, что она довольно неприхотлива, росла на скудных почвах, не требовала специального ухода. При этом давала богатый сахарами, витаминами и микроэлементами продукт, который еще и поддавался естественной консервации: ягоды можно было высушивать и получать сладкий изюм, а сок — сбраживать и хранить долгие месяцы в виде вина. В древности вино имело большую ценность, как и все остальные продукты консервации: сыр, вяленое мясо, уксус, сушеная рыба, сухофрукты. Оно позволяло людям питаться на протяжении многих месяцев, а не только в сезон урожая. Его можно было брать с собой в торговые и военные экспедиции, обменивать на другие продукты. Наконец, нельзя сбрасывать со счетов факт, что вино опьяняло, то есть не только насыщало, но и приносило удовольствие, а также помогало достичь экстатического состояния.

Понятно, почему вину в древних культурах уделялось такое большое внимание. Дитя виноградной лозы считалось даром небес, его обожествляли, наделяли чудодейственными свойствами (например, способностью залечивать раны и возвращать зрение) и активно использовали в разнообразных сакральных ритуалах — от бесконечных вариаций дионисийского культа до христианской евхаристии.

За много столетий техника виноделия почти не менялась. За лозами ухаживали мало, лишь подрезали время от времени, оставляя лежать на земле или забрасывая их на ветви деревьев. Рудименты древней виноградарской практики кое-где можно отыскать и сегодня, например на островах Эгейского моря. Виноградники порой напоминали непроходимые леса. Известно, что во время осады Лана в 988 году французский король Гуго Капет благополучно спрятал в близлежащих виноградниках свое войско.

какое вино пили в средневековье

Спелый виноград отправляли под пресс, а забродившее сусло заливали в глиняные кувшины. После завершения брожения готовое вино аккуратно снимали с осадка, переливали в другие глиняные сосуды, запечатывали и хранили где-нибудь в прохладном месте. Вопреки расхожим представлениям виноград крайне редко давили ногами, это даже запрещалось делать из соображений гигиены и безопасности. А при значительных объемах производства это было и вовсе невозможно в связи с крайней трудоемкостью процесса. Гораздо чаще использовали прессы, порой довольно большие. Их многочисленные остатки до сих пор находят по всему ареалу культурного виноделия.

Большая разница

Кухня древних народов от Кавказа до Испании немыслима без вина. Но долгое время его никак не дифференцировали. Вино было просто вином. Его делали вперемешку из красного и черного винограда, лозы которого зачастую соседствовали на одном поле. Старое вино смешивали с молодым, свое собственное с привозным. С полным безразличием к сортам и терруарам, критически важным для современного виноделия.

Лишь в первом тысячелетии до н.э. в некоторых средиземноморских цивилизациях с развитой гастрономической культурой стали обращать внимание, что вина из разных регионов заметно различаются между собой, хранятся дольше или меньше, бывают лучше или хуже, крепче или слабее, вкуснее или совсем наоборот. Греки и особенно римляне начинают высоко ценить вина с островов Хиос, Лесбос, Самос, Крит, из области Фалерны в Кампании и Тимавы на побережье Адриатики. Если до середины первого века до н.э. к обеду подавали какое-то одно вино, то со времен Цезаря в практику входит сервировка нескольких разных вин в течение одной трапезы. Эта традиция сохраняется по сей день во всех без исключения винодельческих регионах мира.

Средневековье унаследовало от античности такое же отношение к вину. В XIV веке в знаменитой «Битве вин» Анри д’Андели описывает свойства вин из разных уголков Европы, которые представили на суд короля. Он отмечает, что вина из Эльзаса и Анжу были отменно хороши и заслужили королевское благоволение, а из Шалона и Бове, напротив, оказались слишком кислыми и невкусными. Кипрское вино настолько понравилось королю, что тот присудил ему титул «папы», а вино из Аквилеи, очень качественное, но не столь великолепное, получило звание «кардинала».

В античности и Средневековье винам из разных регионов приписывали различные свойства. Если верить Плинию Старшему, вино из Аркадии унимало бешенство, из Ахейи или Египта — провоцировало выкидыш, из Трезены — избавляло от немощи, с Фасоса — уменьшало сонливость. По утверждению Ливии Друзиллы, супруги императора Августа, она дожила до 86 лет только благодаря тому, что всю жизнь пила punicum — совершенно определенное вино с берегов Адриатики. А претор Сений лечил свою сердечную недостаточность исключительно вином с Хиоса.

В Средние века сухие вина считались остужающими и пробуждающими аппетит, а сладкие — питательными и возбуждающими. Медики прописывали их немощным старикам в небольших количествах, а вот молодежи категорически не рекомендовали. Но это мало помогало. Флорентийский новеллист Франко Саккетти сетовал, что молодые люди уже с утра выпивали по несколько бокалов сладкой мальвазии, распаляя сладострастие и затем предаваясь разврату.

На вкус и цвет

В древности вина были главным образом белыми, поскольку сок после отжима не держали на мезге, а сразу пускали в дело. Как известно, сок у подавляющего числа даже красных сортов винограда тоже белый. В Средние века по мере похолодания климата в северной части Европы начали широко практиковать мацерацию, чтобы сделать довольно субтильные и слабоалкогольные местные вина более тельными, мясистыми и живучими. Так появились красные вина в современном смысле слова. Но еще долгое время они не могли сравняться по популярности с клеретами — винами светло-рубинового или нежно-красного цвета с относительно низким содержанием алкоголя, которые были более привычны жителям к северу от Луары. Сегодня клеретов почти не найти.

какое вино пили в средневековье

К сожалению, мы никогда не узнаем, каким именно был вкус доиндустриальных вин. Некоторое и очень приблизительное представление об этом нам могут дать вина, которые делаются сейчас преимущественно в Грузии так называемым кахетинским способом — в глиняных кувшинах-квеври, закопанных в землю. Они получаются довольно мощными и танинными с грубоватыми ароматами и шершавой текстурой. Одним словом, на любителя. И все же они отличаются от древних вин хотя бы потому, что сегодня виноделы уделяют много внимания качеству урожая, по-другому работают с лозой, используют иные клоны винограда и, самое главное, другие расы дрожжей.

Известно, что южные вина были более крепкими, чем северные. Поэтому в Греции и Риме их разбавляли водой. Потребление чистого вина не запрещалось, но считалось моветоном, поскольку явно предполагало единственную цель — опьянение.
С другой стороны, с течением столетий менялись гастрономические тенденции. Греческая трапеза была довольно простой и вдобавок тесно связанной с различными религиозными практиками (симпосиумы, дионисийские мистерии и прочее). Поэтому основным являлся сам процесс возлияния, строго регламентированный и упорядоченный. Римская кухня, напротив, прежде всего была ориентирована на наслаждение, а в эпоху принципата достигла невероятной сложности и утонченности. Неудивительно, что именно римляне всерьез задумались собственно о вкусе вина и стали обращать внимание на различия вин из разных регионов.

В доиндустриальную эпоху вино делали без химических консервантов, поэтому оно довольно быстро скисало. По этой причине львиную долю вина выпивали в первые же месяцы, почти всегда до нового урожая. Некоторые феодальные сеньоры даже приказывали выливать прошлогоднее вино, как только появлялось молодое. Иные вина сохранялись в течение 2-3 лет и лишь очень немногие были способны жить 4-5 лет. Такие считались старыми и стоили дорого. Вина из южных регионов, более алкогольные и сладкие, были более жизнестойкими и пригодными к транспортировке. Не в последнюю очередь именно поэтому они так высоко ценились в Европе вплоть до эпохи Нового времени.

Впрочем, еще в античности разрабатывались различные способы консервации вина. Например, римляне смешивали вино с медом и перцем, чтобы сделать его более стойким к скисанию, а еще успешно освоили пастеризацию. Эта практика сохранялась и в Средние века. Анонимный автор «Парижского эконома» в XIV веке советовал хорошенько прокипятить скисшее вино, снимая пенку непременно деревянным, а не железным дуршлагом. Когда вино только начинало скисать, он предлагал смешивать его с пшеницей или просто выставить бочонок на мороз, если это случилось зимой. Эти рекомендации показывают, что людей прошлого собственно вкус вина интересовал куда меньше его сохранности. И, видимо, не случайно.

О вкусе вина мы можем судить только по косвенным данным, однако они позволяют предполагать, что чаще всего вкус этот был ужасным. Иначе трудно объяснить, почему сохранилось столько советов по его улучшению. Плиний рекомендовал добавлять в сусло на стадии брожения мирро, нард, различные смолы, иногда перец и мед, а в готовое вино — пряности, коренья и травы. В зависимости от рецепта в ход шли корица, гвоздика, полынь, лаванда, тмин, мандрагора, женьшень, камыш, кардамон, шафран, пальмовые листья, мастика, лавр, финики и многое другое.

Чтобы сделать вкус вина менее резким, Катон советовал смешивать его с чечевичной мукой и хранить опечатанным несколько недель. Для удаления дурного запаха он предлагал обмазать смолой раскаленный кусок черепицы, на два дня опустить его в вино и опечатать сосуд.

Автор «Парижского эконома» рекомендовал поместить в выдохшееся вино мешочки с измельченными фигами и яблочными семечками, а в слишком кислое — просто добавить корзину спелого черного винограда.

При королевских дворах средневековой Европы часто подавали так называемый гипокрас — вино, смешанное с медом, корицей, имбирем и мускатным орехом. И делали его, конечно, не от хорошей жизни.

Источник

История виноделия: Средневековье

Виноград. Средневековый Запад

Как же появился виноград на Средневековом Западе? Долгое время полагали, что новую культуру привёз в Галлию сам Гай Юлий Цезарь. Но всё же современные данные науки говорят о том, что это растение знали тут и ранее. Ведь греческая колонизация добралась и до Испании, и до юга Франции. Римские аграрии оставили множество описаний процесса роста винограда и условий его оптимального содержания. Средневековое общество это растение знало и очень ценило. Виноградники встречались повсюду, но в особенности рядом с долинами рек. Их находили в Скандинавии, Шотландии и даже в Винланде – знаменитой колонии викингов на острове Ньюфаундленд в Северной Америке. Почему он получил такое широкое распространение в Западной Европе именно в эпоху Средневековья?

какое вино пили в средневековье

Монах пьёт вино. Источник: Wikipedia.org

До сих пор многие серьёзно думают, что из-за применения вина в церковных ритуалах. Священник из кубка пил вино во время совершения евхаристии (причащения) и после отмены причастия мирского населения по двум видам. Но причина кроется в отсутствии чистой воды.


Символ Средневековья – вино

Да, безусловно, церковные обряды очень сильно закрепили за вином его сакральный статус. Но и до времени главенства христианских догм этот напиток символизировал жизнь, веселье, радость и общение. Античность подарила Средневековью отношение к вину как необходимому продукту питания. Без него не обходились ритуальные танцы, громадные пиры, встречи гостей и их проводы, и даже подписание юридических актов. К примеру, вином лечили от лихорадки ещё в Италии XVI столетия.

какое вино пили в средневековье

Дегустация. Источник: pinterest.com

Но о пагубном влиянии вина также знали давно. В Средневековье мы встречаем массу фаблио о пьяницах и выпивохах из народа, рыцарские романы также повествуют подобные истории, да и в живописи Питера Брейгеля младшего мы видим знаменитые деревенские свадьбы, с огромным количеством нетрезвого народа. Известные личности эпохи не отставали – Филипп II Август был знатоком в винном деле и частенько заливал за воротник, а герцог Бургундский Карл Смелый едва ли не отдал концы от цирроза печени, но всё-таки был убит в битве под Нанси в 1477 году. Противник герцога – король Людовик XI с раннего времени пил вино в больших количествах, что очень сильно сказалось на его психическом состоянии и послужило развитию эпилепсии у монарха. Не следует забывать, что человек того времени употреблял от полутора до двух литров вина в день. А если это был праздничный день, то количество потребляемого напитка увеличивалось почти вдвое. Известно, что средневековое вино имело небольшую долю содержания спирта – от 7 до 10 градусов. Пили, как правило, в чистом виде.

Виноградарство. Эпоха Средних Веков

какое вино пили в средневековье

Сложное ремесло виноградарей. Источник: pinterest.com

Человек Средневековья, который владеет собственным виноградником и употребляет вино собственного производства, совершенно не отличался по статусу от современных хозяев усадеб с лозами. Это был знак действительно высокого положения в обществе. Конечно, труд виноградаря со всеми нюансами и премудростями, выгодно выделялся из общего ряда занятий аграриев. Попросту владелец нескольких виноградников свысока смотрел на пастухов и работников плуга и серпа. Они даже находится рядом не могли с лозами. Городской патрициат и местная элита жаждала владеть подобным хозяйством.

Источник

Красное и белое, «зеленое» и «жирное»: алкоголь в средневековой Европе

Выпивка сопровождает человечество на протяжении тысячелетий, и каждая эпоха выстраивает собственные отношения с алкоголем. Жители средневековой Европы пробовали его рано и, как правило, не отказывались от него до самой смерти. Что они пили, что думали об алкогольной зависимости, как выглядели средневековые «игры на выпивание» и почему многие начинали (и бросали!) пить уже в младенчестве?

«Римляне» против «варваров»: что пили в средневековой Европе?

Для начала опровергнем один популярный стереотип, будто вода 500–1000 лет назад была ужасного качества, и люди просто-напросто не решались ее пить. Якобы поэтому ей предпочитали легкий алкоголь: мол, даже небольшой градус делал воду не такой опасной для здоровья. Таким образом, европейцы всё время ходили немного «под мухой» и ничего плохого в этом не видели.

Сомнения в качестве воды и правда порой возникали, но не доходили до такой степени, чтобы заставить кого-то принципиально отказаться от нее. Скорее, приходилось тщательно проверять воду, предназначенную для питья.

Существовала негласная «иерархия» типов воды: самой лучшей считалась чистая родниковая или дождевая, худшей — стоячая, а в некоторых регионах избегали еще и растопленного снега.

Но в основном воду старались заменять другими напитками не столько из-за заботы о здоровье, сколько ради престижа. Считалось, что одной водой изо дня в день обходятся лишь бедняки, а в более-менее обеспеченном доме на стол непременно выставят вино либо пиво, мед или сидр из перебродившего сока — словом, что-то, демонстрирующее доходы хозяина. При этом чистая и свежая вода в качестве добавки к еде и питью считалась скорее полезной: многие врачи советовали разбавлять ею вино.

какое вино пили в средневековье

Какой алкоголь выбирали люди Средневековья? Во многом это зависело от региона. Согласно одной из теорий, еще в Античности сложились «римская» и «варварская» модели питания. На территориях, тяготевших к римскому наследию, сохранялась модель, близкая к сегодняшнему понятию «средиземноморской диеты»: основой рациона были пшеничный хлеб, оливковое масло и овощи. Мяса ели немного, а запивали всё это вином. Мука, вино и растительное масло — продукты, требующие развитого искусства обрабатывать землю, а значит, прославляющие цивилизацию, способность человека осваивать и подчинять себе дикую природу. Эти качества были принципиально важны для античных греков и римлян и их средневековых наследников.

Может быть интересно

Было известно множество видов вина. По цвету выделяли не только красное и белое, но и черное (то есть очень темное красное), золотое, розовое, зеленое и многие другие. Вкус вина мог быть и сладким, и солоноватым, и резким, и даже «жирным». Все эти качества учитывались при выборе: напиток должен был подходить к пище на столе, времени года и месту употребления. Важен был и возраст собравшихся: молодым одно, пожилым другое. Разумеется, эти правила соблюдали только те, у кого была возможность выбирать.

Самый простой способ ощутить сегодня вкус средневекового вина — не погружаться в изучение сортов винограда, а повторить принципы подачи напитка. Хорошим вариантом для старта станет ипокрас — вино, смешанное с сахаром и настоянное на пряностях: реконструкторы из Нидерландов предлагают использовать корицу, а также молотые имбирь и галангал (растение — родственник имбиря). Спустя несколько часов вино нужно процедить через несколько слоев ткани, а затем перелить в бутылку и как следует охладить.

«Варвары» жили севернее и главным на столе считали совсем иное. Они вовсе не стремились навести порядок в природе — она и так щедро одаривала их своими плодами. Ценились трофеи с охоты и рыбалки, лесные ягоды и орехи. Лес мог прокормить и скот: начиная с VII–VIII веков площадь лесов в некоторых регионах измеряют не в привычных нам единицах, а в количестве свиней, которые могут пастись там, поедая желуди и буковые орешки. Поэтому мяса, как правило, хватало, а животный жир заменял растительное масло.

Виноградная лоза в таких условиях приживалась плохо, а то и не росла совсем, поэтому вино регулярно и массово употребляли только на территориях, граничащих с условно римскими. Остальные довольствовались перебродившими напитками из меда, фруктовых и ягодных соков, пивом из различного зерна. Об их вкусе сейчас трудно судить. Скорее всего, они были не слишком крепкими, так что вряд ли европейцы постоянно ходили навеселе. Фильтровать пиво до прозрачности, видимо, не стремились, поэтому оно было куда более мутным, чем популярные современные виды (даже «нефильтрованное»). В пиво, как и в вино, любили добавлять пряности.

Не меньший интерес, чем вино, у реконструкторов вызывают средневековое пиво и другие ферментированные напитки. Тех, кто уже знаком со вкусом классической медовухи, наверняка заинтересует боше (буше) — напиток на основе карамелизованного меда и пряностей. Энтузиасты применяют самые разные ухищрения, чтобы приблизить вкус к аутентичному. Например, журналистка и пчеловод-любитель Джемма Тарлах рекомендует попробовать разные виды пивных дрожжей и использовать сотовый мед. Хорошо, если в напитке окажется немного воска и прополиса или несколько пчелиных крылышек (сегодня все эти «приправы» не попадают в мед, поскольку его фильтруют промышленными методами).

Конечно, пищевые границы между «римлянами» и «варварами» очень условны. На севере пекли если не «римский» хлеб, то зерновые лепешки, а на юге не брезговали свининой. Определенные продукты одинаково ценились повсюду, например рыба — где-то морская, а где-то речная. К тому же многое из того, что не росло и не паслось поблизости, европейцы могли купить благодаря развитой межрегиональной торговле, были бы деньги: например, элита некоторых изначально «пивных» регионов любила южные вина.

Со временем граница становилась всё менее четкой. Но дело не в том, чтобы радикально поделить Европу на «винную» и «пивную» половины. Скорее, такой подход позволяет обратить внимание на то, как жители этих земель видели и определяли сами себя, а значит, еще на шаг приблизиться к пониманию их взгляда на мир.

С современной точки зрения, средневековые напитки попадают в категорию слабоалкогольных. Дистилляцию освоили еще в Античности, но полученный продукт не пили, а использовали в основном в медицине.

В Средние века процесс перегонки интересовал алхимиков, и тоже не ради производства горячительного. В пищевых целях крепкий алкоголь использовали только косвенно. Например, на больших застольях подавали лебедей, «дышащих огнем»: в клюве поджигали тряпку, пропитанную дистиллятом.

Облик средневекового виноделия менялся крайне медленно, традиции сохранялись веками. Например, столетиями длилась борьба глиняной амфоры и деревянной бочки. Некоторые исследователи считали, что «революция упаковки» пришлась на раннее Средневековье, но на деле бочка появилась еще до нашей эры и завоевывала популярность постепенно. Некоторые регионы, включая византийские территории и южную Италию, продолжали хранить и перевозить вино в амфорах спустя несколько столетий после предполагаемой «революции».

В «пивной» Европе важнейший переворот случился уже на закате Средневековья. Напиток, который столетиями варили в основном дома, постепенно захватила промышленность. Условия для этого тоже складывались медленно. Города росли, создавая новый рынок, совершенствовалась торговля, возникали и распространялись новые технологии и приемы, например добавление хмеля. В итоге домашнее пивоварение — сложное занятие с непредсказуемым результатом — понемногу отошло в прошлое.

«Добровольно накликаемый бес»: как церковь относилась к алкоголю

Христианство определяло многие стороны жизни средневекового европейца, от духовных потребностей до телесных проявлений. Алкоголь тоже не оставался без внимания церкви. С одной стороны, вино было неотъемлемым элементом таинства причастия — не повседневным напитком, но истинной кровью Христовой. Однако на светское его употребление духовенство смотрело не так однозначно.

Итак, выпивать разрешалось, а вот злоупотребление алкоголем действительно беспокоило христианскую церковь с первых веков ее существования. Упоминания вина и пьянства встречаются уже в посланиях апостолов. Лексика, связанная с опьянением, часто встречается там в перечнях пороков. Это пространные списки вещей, которых христианам следует избегать. В Первом послании апостол Петр перечисляет следующее:

«Довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению…»

Некоторые исследователи предполагают, что пьянство беспокоило апостолов, поскольку сопровождало празднества в честь языческих богов. Но вероятнее, что излишества в питии осуждались, так как вели к другим порокам, куда более «серьезным», чем нетрезвость, — например, к распутству. Алкоголь ослаблял самоконтроль и помогал греховным помыслам воплотиться в жизнь. Василий Великий писал:

«Пьянство — этот добровольно накликаемый бес, чрез сластолюбие вторгающийся в душу, пьянство — матерь порока…»

Кроме того, христианство осуждало любые телесные излишества, и пьянство рассматривалось как проявление чревоугодия. Сюда относили и наслаждение вкусом вина, и неспособность вовремя закончить застолье.

Строже, чем к нетрезвым мирянам, церковь относилась только к пьющему духовенству. Особенно порицали монахов: вместо того чтобы без остатка посвятить свою жизнь Господу, они тратили время на плотские удовольствия. На их примере церковь показывала, к каким страшным последствиям ведет потакание собственным слабостям.

какое вино пили в средневековье

Вот как о монахе, поддавшемся искушению, рассказывал Беда Достопочтенный, составитель «Церковной истории народа англов». Этот монах — Беда знал его лично — жил в одном из знаменитейших английских монастырей и был прекрасным ремесленником. Увы, он то и дело пропускал службы, засиживаясь в мастерской, а молитве предпочитал пьянство «и прочие удовольствия праздной жизни». Старшие монахи убеждали его раскаяться, но тщетно. В обители пьяницу терпели лишь за его мастерство. И вот однажды его одолела болезнь. Братьям, которые пришли его проведать, он рассказал о видении: он узрел ад, полыхающее пламя и Сатану, а также место вечных мук, приготовленное для него самого. На очередное предложение покаяться грешник в отчаянии ответил:

«Теперь мне поздно менять жизнь, поскольку я уже видел приготовленное для меня наказание».

Пьяница умер, не получив отпущения грехов. Его похоронили вдали от прочих могил, за него не отслужили мессы, никто не хотел петь псалмы или молиться за него. Вероятно, монахи посчитали, что видение пьяницы воплотилось и теперь он и вправду обречен на вечные муки, а для средневекового христианина не было ничего страшнее. Описывая такие случаи, книжники не жалели мрачных красок: эти рассказы должны были стать ориентиром для верующих, которые однажды захотят поддаться пороку, ибо человек слаб.

Пир горой: алкоголь, организующий общество

Средневековые источники содержат немало поучительных сюжетов о вреде выпивки. Такое изобилие говорит об одном: паства не очень-то к ним прислушивалась. Дело не только в удовольствии от опьянения, но и в том, что алкоголь всегда сопровождал одно из важнейших событий в жизни любого средневекового сообщества — пир.

Историки называют пиры универсальной формой общения: пировали все, от крестьянина до короля. Эти сборища могли объединять равных, например членов определенной гильдии или цеха, а могли быть местом встречи высших с низшими. Короли осели в одной-двух главных резиденциях далеко не сразу, долгое время европейские правители постоянно разъезжали по своим землям. Местные жители, встречая короля, считали своим долгом устроить пир в честь владыки и поднести ему дары, заявляя о своей верности.

Знать демонстрировала на пирах гостеприимство и щедрость — свои принципиально важные качества. Богатства порой приобретались только для того, чтобы проесть, пропить и раздарить их, не опускаясь до мелочных подсчетов.

Пир скреплял хорошие отношения между землевладельцем и его подданными, сохранял иерархию средневекового общества.

Пировали и простолюдины: они с размахом отмечали свадьбы, проводили поминки и съезжались со всей округи на сезонные праздники. На последних нередко съедали и выпивали значительную часть продуктов, заготовленных на грядущий сезон. Казалось бы, не самое дальновидное поведение, но символическая важность праздника, объединяющего жителей определенной земли, оказывалась выше точного расчета.

Алкоголь на пиру позволял хозяину продемонстрировать свой достаток самыми разными способами. Учитывалось всё: и стоимость самой выпивки, особенно привезенной издалека, и ее объемы, и даже декор праздничных сосудов. Горячительное влияло и на программу вечера, нередко в нее входили соревнования «кто кого перепьет». Такой конкурс включал не только выпивку: например, саги рассказывают о состязаниях, где соперники поочередно похвалялись своими достижениями или затейливо оскорбляли друг друга, при этом поглощая алкоголь.

Способность пить, не теряя рассудка, считалась признаком мужественности, а если при этом удавалось еще и складно говорить (желательно стихами), уважение окружающих было обеспечено.

Церковь, несмотря на всё свое недовольство пьянством, не могла запретить пиры: слишком важные задачи решали эти празднества. В ее силах было только призывать верующих к сдержанности. Во многие популярные тогда сборники поучительных цитат включали специальные разделы «о вине», «о пьянстве» и «о пирах». Вот что советует «Изборник», составленный во времена правления князя Святослава, сына Ярослава Мудрого:

«На пьяном пиру не охаивай ближнего и не мешай ему в веселье его. Если что услыхал — не выноси на сторону, безрассудно на пиру не мудрствуй, будь как тот, кто знает, но молчит».

Эти цитаты мы даем в переводе, а в древнерусском оригинале «пьяный пир» назывался «пиром меда»: Русь была в основном страной меда и пива, хотя любила и привозные вина.

Огонь к огню: зачем младенцам бросать пить?

Еще один популярный факт о средневековой Европе: алкоголь тогда пили даже дети. Им и правда давали спиртное, причем, судя по некоторым источникам, свою первую «рюмку» ребенок мог пригубить еще в младенчестве. Иногда это становилось проблемой.

Немецкий врач Бартоломеус Шерренмюллер в конце XV века писал: когда ребенку исполнится полгода или год, кормилица обязана отучить дитя от вина, заменив напиток водой, простой или подслащенной медом.

Если у нее не получится (!), то вино в рационе ребенка должно быть по крайней мере белым и легким и его нужно как следует разводить водой. Интересно, что Шерренмюллер, говоря о ребенке (kint), обычно использует местоимение среднего рода (es), но в разделе о младенцах и вине переходит на мужской род (er) — впрочем, говорить, что алкоголем поили только мальчиков, пока рано. Упоминания о пьющих младенцах встречаются и в более ранних средневековых источниках.

Авторы этих трактатов ориентировались на античную медицину. Еще в сочинениях, приписываемых Гиппократу и его родственникам, встречаются советы о том, каким именно вином следует поить детей, чтобы они росли здоровыми (подогретым и не слишком крепким). Однако среди древних мудрецов были и противники детской выпивки. Например, Аристотель считал вино скорее вредным, поскольку оно сужает дыхательные пути ребенка. Полностью лишить детей алкоголя он не предлагал, а советовал давать малышам разбавленное белое. В «Законах» Платона и вовсе говорится, что пить вино до 18 лет — всё равно что «к огню добавлять огонь», усиливая «неистовство, свойственное молодым».

Того же мнения придерживался и Гален, древнеримский врач, сильнее всего повлиявший на средневековое медицинское знание. Он считал, что за здоровье человека отвечает баланс четырех телесных жидкостей, у каждой из которых две основных характеристики: состояние («влажная» или «сухая») и температура («холодная» или «горячая»). Считалось, что дети «горячее» и «влажнее» взрослых, и вино лишь усиливает эти качества, нарушая баланс. С этой точки зрения вино было полезнее всего в старости, оно согревало и увлажняло «остывающее» со временем тело. А вот детям следовало избегать алкоголя.

какое вино пили в средневековье

Античное медицинское знание пришло в Западную Европу через Восток. Там вопрос о вине в детском рационе тоже был актуален. Врачи-мусульмане были резко против алкоголя, в том числе и для подрастающего поколения. При этом они, в том числе Ибн Сина (Авиценна) и Ибн Рушд (Аверроэс), ссылались не на религиозный запрет, а на авторитет Галена, повторяя аргумент о «горячей и влажной» природе вина. Теми же доводами пользовались медики-иудеи, запрещая юношам выпивку.

За вино для младенцев выступали некоторые византийские врачи. Они советовали время от времени разнообразить питание малыша: кормить его не только грудным молоком, но и медом, яйцами всмятку и вином, разведенным водой. Павел Эгинский считал, что вино делает грудное молоко вкуснее. Для этого он предлагал кормилицам пить сладкое вино, а в сцеженное молоко добавлять вино с пряностями.

Читайте также

Западноевропейские врачи Высокого и позднего Средневековья тоже нередко выступали за алкоголь для детей, хотя в основе их трудов лежали привезенные с Востока работы врачей-мусульман. Альдебрандин Сиенский, врач XIII века, явно опирался на книги Ибн Сины и Ар-Рази, но младенцам предписывал давать хлеб, смоченный в вине, а семилетним детям велел пить разбавленное вино. От рекомендаций восточных мудрецов в Европе ушла не только практика, но и теория. Французский трактат XIII века предписывал детям вино, опираясь на принцип «подобное — подобным»: раз дети «горячие и влажные», значит, для здоровья им нужны такие же напитки.

Впрочем, многие европейские врачи всё еще держались за авторитет Галена и запрещали детям вино, по крайней мере крепкое: считалось, что оно может уничтожить естественный «жар» в теле ребенка. Не забывали и слова Платона о том, что выпивка для юношей — всё равно что огонь, добавленный к огню: эта цитата дошла до западного Высокого Средневековья в книгах Ибн Сины.

Итальянский врач Микеле Савонарола, дед знаменитого борца с роскошью, писал:

«Тот же обычай портит и богатых женщин, которые дают им [детям] хлеб с похлебкой из хорошего [то есть неразбавленного] вина, что считается полезным для головы и для того, чтобы избавиться от червей. О, глупые женщины, помните, что Авиценна, великий писатель, сказал, что крепкое вино для детей подобно тому, чтобы добавлять огонь к огню От этого у них поднимается температура, но вы объясняете это другими причинами».

До этого Савонарола писал, что бедные женщины кормят детей похлебкой из очень разбавленного вина — эту практику он считал скорее полезной. Богатые итальянки перебарщивали с градусом, в остальном никаких проблем врач не видел.

Исследовательница Мелитта Вайс Адамсон считает, что западноевропейским врачам приходилось постоянно балансировать между прямым запретом античных и восточных авторитетов и огромной популярностью этого обычая в народе. Заставить родителей и кормилиц отказаться от него врачи не могли: слишком сильна была традиция. В их силах было только смягчить возможный вред — для этого они и призывали как можно сильнее разбавлять вино.

А что же взрослые? Средневековые врачи советовали им соблюдать умеренность в пище и питье, но современное представление об алкоголизме как о комплексной биопсихосоциальной проблеме, конечно, сложится гораздо позже. Согласно представлениям той эпохи, алкоголь мог навредить человеку лишь косвенно. Физическое здоровье страдало, поскольку неумеренная и неправильно выбранная выпивка смещала баланс телесных жидкостей, а проблемы в духовной сфере возникали, когда пьянство «выпускало на волю» другие, куда более страшные пороки. Зависимость, если о ней и говорили, также считали не самостоятельной проблемой, а лишь проявлением духовного несовершенства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *