какое верование не относится к примитивным

От аниматизма до политеизма: к вопросу о религиоведческих терминах

Паганка предложил написать научно-популярную статью с объяснением терминов от анимизма до политеизма. Эта задача показалась мне довольно интересной и раз уж это научпоп я не буду слишком заморачиваться над литературностью языка и сосредоточусь на смысле того, что хочу объяснить. Но начну я не с –измов, а с того, что такое мета-язык.

Описывая религиозные обычаи и верования, исследователи ещё в XIX веке пытались каждую подмеченную деталь представить в своих трудах в виде отдельного абстрактного явления. Это придавало их трудам более научный вид и сулило возможность одними из первых описать явление, которое затем будут отдельно изучать другие исследователи, прославив тем самым фамилии первооткрывателей. Примерно так появились многие –измы в контексте религиозных явлений. По сути весь труд исследователей аборигенных народов Полинезии (а именно эти исследователи придумали фетишизм, тотемизм и прочее) сводился к тому, что описывая верования они возводили их из конкретной плоскости в абстрактную, описывая всё через систему отдельных абстрактных явлений. Разумеется, это требовало использования особого описательного языка, использующего различные термины для обозначения абстрактных явлений. К примеру, вместо того, чтобы написать «Абориген по имени N принёс свежие фрукты и положил их перед фигуркой по имени S», они писали «Регулярное отправление культа заключается в ритуальном подношении пищи божеству в образе фетиша». В последнем примере используется мета-язык, то есть описательный язык, превращающий всё в научную религиоведческую систему. Безусловно, это не означает, что религиоведение перегружено терминами, введёнными исключительно из тщеславия и желания превратить всё в абстрактное явление, многие термины не прижились, в науке есть своя система фильтрации ненужных усложнений. Я говорю об этом вот к чему: монотеизм и политеизм – это термины мета-языка. Если бы те, кто их ввёл, услышали бы как современные неоязычники выражают себя и свои убеждения через мета-язык, у них бы, наверное, челюсть отвисла и больше никогда не сомкнулась бы. Выражение религиозных убеждений через мета-язык является признаком того, что выражаемые убеждения созданы искусственно и их жизнеспособность очень низкая.

Теперь я дам определения из религиоведческого мета-языка, такие, чтобы можно было представить, для чего они были введены, и как обозначаемое ими выглядело на практике.

Аниматизм

АНИМАТИЗМ (от лат. animatus – одушевлённый) – вера в существование сверхъестественной силы, распространённой повсюду и оказывающей влияние на жизнь людей. Термин был введён в научный оборот английским антропологом и религиоведом Р. Мареттом для описания религиозных верований первобытных людей. Опираясь на свидетельства миссионеров и этнографов, изучавших меланезийские племена, Маретт вступил в полемику со сторонниками анимистической концепции происхождения религии. Он утверждал, что на начальной стадии развития религии главную роль играла не вера в существование душ, духов и призраков, а вера в некую силу — мана. Мана, по мнению аборигенов тихоокеанских островов, распространяется в мире неравномерно. Явления природы, предметы, животные и люди могут обладать ею в большей или меньшей степени. Напр., человек, который отличается ловкостью, здоровьем и красотой, имеет много мана, плодоносящее дерево также обладает мана, а предмет, который оказался бесполезным в нужный момент, лишен чудодейственной силы. Вся религия первобытных людей, подчеркивал Маретт, сводится к тому, чтобы овладеть этой силой и использовать ее себе на благо. Вера в существование такой силы была обнаружена у разных племен и народов. Если меланезийцы называли ее мана, то у ирокезов она была известна под именем оренда, у алгонкинов — маниту, у жителей Западного Судана — ньяма, у пигмеев — мегбе, у зулусов — умойя и т.п. Отсюда был сделан вывод об универсальном характере этой веры на ранних этапах религиозной истории. Более того, различные модификации веры в чудодейственную силу сохраняются и в развитых религиях и в сфере обыденного сознания современных людей. (А.Н. Красников)

Поскольку аниматизм – это полностью искусственная конструкция, нет такого, чтобы можно было ткнуть пальцем и сказать: «вот смотрите, это же классический пример аниматизма!». Если бы аборигены тихоокеанских островов могли вникнуть в труды Маретта, не исключено, что они внесли бы серьёзные коррективы. Но в «сухом остатке» вот что: если верить, что зоркий глаз сокола и ловкость пантеры есть проявления одной и той же сверхъестественной силы – это называется аниматизм.

Анимизм

Это не менее искусственная конструкция, чем аниматизм, но здесь есть множество духов, а не одна всеобщая сила, и они не имеют под собой никакой единой основы. Применительно к язычествам Европы можно говорить лишь о наличии в них отдельных элементов анимизма, а при желании – аниматизма, если строить какую-то объясняющую теорию. Классическими проявлениями ни того, ни другого, они не являются.

Здесь нужно пояснить, что оба термина относятся к эпохе, когда о ранних формах религии судили по этнографическим исследованиям т.н. «примитивных народов», полагая, что их верования хранят в себе информацию о ранних формах религии всего человечества. С развитием археологии, и особенно археологии каменного века, появились данные о религиях эпохи неолита, и указанную гипотезу они ничем не подтвердили.

Монотеизм

МОНОТЕИЗМ (от греч. μόνος — один и θεός — бог) —понятие, означающее веру в одного-единственного Бога, что принципиальным образом исключает веру в каких-либо других богов, и поклонение им. Это одна из форм религии, наиболее полно воплощенная в иудаизме, христианстве, исламе; отчетливо проявляющаяся в зороастризме, а также в некоторых разновидностях индуизма (особенно в Новое время). Монотеистические религии — это религии, имеющие основателей. Для них принципиальное значение имеет вера в то, что они конституированы на основе божественного откровения. Откровение носит профетическую форму Понятие “монотеизм” тем или иным образом соотносится с понятиями “политеизм”, “монолатрия” и “генотеизм”. “Политеизм” — признание существования многих, в той или иной степени независимых друг от друга богов. “Монолатрия” означает почитание какого-то одного бога, не сопровождающееся отрицанием существования других богов. “Генотеизм” предполагает фактическое почитание одного бога, что не исключает существования других богов. Некоторые теории исходили из тезиса о том, что монотеизм как вера в одного высшего Бога являлся первоначальной формой и истоком различных религий. К числу наиболее известных относится концепция “прамонотеизма” В. Шмидта. Другие теории провозглашали монотеизм завершением эволюции религиозной жизни человечества. Подобные теории не находят убедительного подтверждения в многообразном религиозно-историческом материале. Как теологическое и как философское понятие “монотеизм” в содержательном плане по существу совпадает с понятием “теизм”, впервые оно встречается у кембриджского платоника Г. Мора. “Теизм” поначалу обозначал нечто противоположное “атеизму” и равнозначное “деизму”. Лишь постепенно оформлялось понятийное различие между “теизмом” и “деизмом”, суть которого выразил уже И. Кант: “Деист верит в одного Бога, а теист — в одного живого Бога”. Определенную новацию в рассмотрение монотеизма внес Г. В. Ф. Гегель, у которого впервые монотеизм противопоставляется не политеизму, а пантеизму. Г. Коген увязал всемирно-историческое значение иудаизма с оформлением монотеизма. В понятии “теизм” Бог концептуализируется как абсолютная, трансцендентная по отношению к миру духовно-личностная реальность, выступающая в качестве безусловного творящего источника всего небожественного сущего и сохраняющая действенное присутствие в мире. “Теизм”, однако, получает свою спецификацию в каждой из религий, относимых к монотеистическим. (Ю.А. Кимелев)

Вообще, конечно, христианство не является таким же классическим примером монотеизма, как иудаизм и ислам, потому что объектов культового почитания в христианстве существенно больше одного. Но называть его политеизмом ещё более неверно, потому что не всё то «теос», что является объектом культового почитания. Поэтому есть ещё монолатрия. Правильнее сказать, что монолатрия – это культовое почитание единого источника всего священного.

Прамонотеизм

ПРАМОНОТЕИЗМ – теория происхождения религии, построенная на утверждении единобожия в качестве начальной ступени истории религиозного развития. В научной среде первыми сторонниками идеи изначальности монотеизма были некоторые представители «мифологической школы». Так, Я. Гримм высказывал предположение, согласно которому, некогда единое Божество разделилось в позднейшем языческом сознании на трилогии и додекалогии. В. Маннхардт приписывал язычеству некое «чувство божественной единицы». В работах Э. Лэнга развивалась мысль о вере первобытных людей в Высшее Бытие, в Творца и Судью; эта вера, как полагал Лэнг, была вытеснена позднее политеизмом. Систематическое развитие теория прамонотеизма получила в трудах В. Шмидта, прежде всего в «Происхождении идеи Бога», а также в работах его последователей. Привлекая огромный по объёму этнографический материал полевых исследований народов Африки, Океании, и Северной Америки, Шмидт пытался обнаружить в «примитивных» верованиях в верховное существо общие черты, что подтвердило бы их зависимость от древнейшего единобожия. Для обоснования своей концепции Шмидт в полемике с анимизмом опирался на авторитетные в начале XX века методологию «культурно-исторической школы» и теорию культурных кругов. Согласно представлениям Шмидта, древнейший образ Небесного Бога, Бога-Творца был наиболее «чистым» выражением единобожия; развитие хозяйства, в особенности земледелия, общественных отношений (утверждение матриархата) обусловило возникновение религиозного почитания природы, тотемизма, фетишизма, магии и мифологии, что отрицательным образом сказалось на сохранении первоначального единобожия, основанного на вере в Бога-Отца. Ряд наблюдений Шмидта, основанных на этнографическом материале имеют серьёзное научное значение, однако развития в его трудах общая теория преанимизма не получила широкой поддержки в современном религиоведении и используется, главным образом, для обоснования теологических подходов. (А.П. Забияко)

Вера в прамонотеизм характерна, в основном, для священников, бакалавров и магистров теологии, которые не знакомы с археологией и отстаивают прамонотеизм с опорой на труды исследователей середины XX века или раньше. Такие встречаются, но доказать им что-либо трудно, остаётся только покрутить пальцем у виска.

Пандемонизм

ПАНДЕМОНИЗМ (греч. πᾶν – все, δαίμων – божество, дух) – религиозные представления о мироздании, которые построены на вере в вездесущность и всеприсутствие демонов. Согласно разным типам демонологии, демоническая вездесущность может быть следствием: а) существования безличной силы, тотально охватывающей все сферы бытия (подобно аниматизму и преанимизму); б) наличия бесчисленного количества духов, незримо присутствующих в каждом фрагменте бытия и регулирующих мельчайшие стороны жизни. В наиболее полной мере пандемонизм присущ архаическим религиям. Во многих поздних религиях, особенно в народной религии, пандемонизм играет заметную роль. Яркими примерами пандемонизма выступают римские верования и китайская религиозная традиция. В поздние периоды религиозного развития и в настоящее время пандемонизм выступает питательной почвой для воспроизводства и развития особого типа религиозности – суеверия. (А.П. Забияко)

Соглашусь, но не со всем. Самый классический пример пандемонизма – это религия «бон» древнего Ирана и Тибета. Вообще он более характерен для юго-восточной Азии.

Пандемониум

ПАНДЕМОНИУМ – совокупность богов «низшей» мифологии, духов, предков, гениев, колдунов, ведьм и прочих существ, составляющих демонологию той или иной этнорелигиозной традиции. Формирование пандемониума является следствием разграничения синкретических архаических представлений о сверхчеловеческих существах на категории богов и духов, богов высокого достоинства, и богов локальных, частных (например, обожествлённых предков), богов и демонов, «высокую», «чистую силу» и «нечистую силу». Боги высокого достоинства, «чистые духи» образуют пантеон, прочие сверхчеловеческие существа наполняют пандемониум. Однако далеко не во всех даже поздних религиях дуалистическое разграничение сверхчеловеческих сил проведено последовательно и чётко. Зачастую, особенно в народной религии, границы пантеона и пандемониума размыты, а разделение сверхчеловеческих существ по принципу высокое-низкое, доброе-злое, жизнеподательное-смертоносное, чистое-нечистое носит условный характер. (А.П. Забияко)

На мой взгляд, если термин имеет греческую приставку и латинское окончание – это плохой термин. Но явление объективное, с культурной точки зрения, с этим не поспоришь.

Пантеон

ПАНТЕОН 1. В Античности это название храма «всем богам», наиболее известен римский храм, заложенный в 27 г. до н.э. Веспасианом Агриппой, перестроенный в 118-128 гг. при императоре Адриане и позднее при Марке Аврелии, Септимии Севере и Каракалле; в 609 г. пантеон был превращён в христианский храм и стал именоваться церковью Санта Мария Ротонда; сохранился до настоящего времени. В античных религиях пантеон – также название статуи, воплощающей многих богов. 2. В современном религиоведении пантеон – термин, принятый для обозначения совокупности богов определённой религии. В пантеон обычно включаются персонифицированные боги, занимающие в религиозном сознании высокое иерархическое положение. (А.П. Забияко)

Как видите, все эти термины состоят из греческих слов, хотя отношение к древнегреческой религии в них, зачастую, лишь косвенное. С политеизмом самое сложное – почти все известные русскоязычные определения политеизма сформулированы довольно давно и содержат большую примесь исторического материализма – они говорят о первобытнообщинном строе, раннеклассовых обществах и т.д. Выбрал самое, на мой взгляд, хорошее из имеющихся.

Политеизм

ПОЛИТЕИЗМ (греч. πολύ – много, θεός – бог, буквально: многобожие) – представление о существовании нескольких или многих богов и их почитание. Политеизм возникает в период разложения первобытнообщинного строя, складывая союза племён, образования классов и государства. Бог наиболее сильного племени становится межплеменным и государственным, другие племенные боги подчиняются ему. Создаётся представление о родственных, генеалогических, субординационных связях богов, что отражало «горизонтальные» и «вертикальные» отношения в обществе, взаимозависимость различных звеньев общественной жизни. Разделение труда способствовало специализации функций богов, последние стали покровительствовать определённым видам деятельности, профессиям. Боги, и прежде всего «верховный» бог, призваны укреплять государство, власть царя, который обычно предстаёт как «сын» бога-гегемона. Возникновение политеизма связано и с развитием мышления, его способностей к ассоциациям, обобщению, анализу, различению классов явлений, схватыванию множества. Достигнув уровня единичных представлений-понятий, сознание получило возможность создавать образы духов, а затем и богов отдельных природных стихий и сфер человеческой деятельности. Когда появилась способность к образованию общих видовых и родовых представлений-понятий, сложились образы богов, поле «деятельности» которых распространялось на разные сферы действительности. (И.Н. Яблоков)

Если хотите знать моё мнение: древнегреческая религия – политеизм, древнеримская религия – политеизм, всё остальное – не политеизм. И я это пишу не с целью как-то возвысить две указанных религии, отнюдь. Просто не следует их шаблон натягивать на все остальные.

Вот вы и познакомились с определениями, сформулированными знаменитыми отечественными религиоведами – докторами наук, профессорами, заслуженными деятелями науки РФ (инициалы авторов даны в скобках после определений). Религиоведческие термины далеки от совершенства, какие-то в будущем могут вообще исчезнуть за ненадобностью (например, когда археология полностью вытеснит этнографию из представлений о ранних формах религии). Но все эти определения построены на мета-языке. Язык представляет большую проблему для понимания древних религий. К примеру, все объекты культового почитания мы привычно называем богами, хотя в одной цивилизации под этими «богами» следует понимать нечто принципиально иное, чем в другой. И таких проблем очень много.

Следует так же помнить, что взгляд религиоведения – это не объективный взгляд, а отстранённый взгляд, нейтральный, исследовательский. По крайней мере, он пытается таким быть. Совет: читайте определения не меньше трёх раз, потому что все слова в них очень тщательно подобраны. Они так же дают хорошее представление о том, как мыслят исследователи – и это лишний повод избегать мета-языка при религиозном самоопределении.

Источник

Виды первобытной, ранней, языческой, восточной религии

какое верование не относится к примитивным

С самых древних времён люди верили в сверхъестественные силы и существ, которые управляли явлениями и процессами, происходящими в природе. Та или иная форма религиозного верования сохранилась и до настоящего времени практически в каждом уголке земного шара. В настоящее время в мире существует более пяти тысяч разнообразных форм и видов религий. Классифицировать и обобщить их пока не удалось никому, поскольку все религии можно разделить и по этническим признакам, и по времени их возникновения, и по уровню организации, и по государственному статусу.

Виды религий по времени развития

какое верование не относится к примитивным

Так, если делить их по уровню развития, то можно обозначить следующие виды типологии религии:

Основные религии мира

какое верование не относится к примитивным

Самыми распространёнными являются:

какое верование не относится к примитивным

Самой крупной мировой религией является христианство. В настоящее время каждая страна мира имеет хотя бы одну христианскую общину, а общая численность приверженцев этой веры составляет 2,3 млрд человек. Христианство впервые появилось в I веке в Палестине и существовало как едина форма религиозного верования до того, как в 1054 году христианская церковь не разделилась на восточную православную и западную католическую церкви. Позже, в XVII веке, появилось еще одно течение католической церкви — протестантизм.

Кроме основных религий, существуют различные виды родоплеменных религий — разнообразные формы поклонения неким божествам, присущих той или иной этнической группе, племени или народу.

Видео об основных религиях мира:

Виды религий восточной цивилизации

Какие виды религий присущи восточной цивилизации? К религиям Востока относятся:

Виды ранних религий

какое верование не относится к примитивным

На основе ранних форм религий были развиты верования, существующие в настоящее время. Первобытное человеческое общество в ходе своего развития постепенно формировало различные виды поклонений явлениям природы: ветру, грому, дождю. Из-за недостатка знаний о процессах, которые происходят в окружающем мире люди считали, что всеми явлениями управляют сверхъестественные силы, каждая из которых управляет погодой, урожаями и пр. Ранним религиям не было присуще выделение какого-либо одного божества — люди верили в символы, невидимых духов, фетиши и различные силы.

Формирование первых религиозных верований зависело от структуры общества, определённой сложившейся иерархии групп — племени, государства, города, деревни или отдельной семьи.

Ранние религиозные формы характеризуются тем, что в них всегда выделялись главные боги и божества, которые им подчинялись. Главных богов люди наделяли теми или иными личностными качествами, уподобляли их отцам семей, вождям или царям. Главному богу почти всегда была присуща своя жизненная история: рождение, женитьба, рождение наследников, которые, как правило, впоследствии выполняли функции их помощников. Помимо этого, божества могли враждовать между собой, или, напротив, дружить, помогать людям в земледелии, искусстве, любви и, соответственно, за каждое явление, будь то война или любовь, отвечал определённый бог.

Различают следующие виды ранних религий:

Магия

какое верование не относится к примитивным

Магические верования проявляются в вере в сверхъестественные силы, в то, что человек способен воздействовать на какое-либо естественное явление, выполняя определённые символические действия — заговоры, заклинания и т. д.

Данный вид религии возник в глубокой древности и продолжает существовать до настоящего времени. Первоначальные представления о магии были довольно абстрактными, но со временем это направление религии дифференцировалось и сегодня различают огромное количество его видов и направлений. Так, в зависимости от методов воздействия или социальной направленности существуют следующие виды магий:

Фетишизм

какое верование не относится к примитивным

В древности люди почитали разные предметы, которые, как они считали, приносили удачу и оберегали от опасностей. Такую форму религиозных верований называют фетишизмом. Практически все виды первобытной религии, в том числе и фетишизм, существуют и в современной жизни многих народов. Сегодня людей, которые используют всевозможные талисманы и обереги для привлечения различных благ — материальных или духовных, принято называть фетишистами.

Фетишем может стать любая вещь или предмет, попавший в поле зрения человека: это могут быть и камни необычной формы, и черепа животных, и деревянные, металлические или глиняные изделия. Такие предметы выбираются методом проб и ошибок. Например, когда человек замечал, что какой-либо предмет приносит ему удачу, этот предмет становился его фетишем, в противном случае фетиши выбрасывали, уничтожали и заменяли другими, более удачливыми.

Тотемизм

какое верование не относится к примитивным

Первобытные люди считали, что между определёнными группами людей (племенем, семьёй) и какими-либо видами животных или растений существует родственная взаимосвязь. Так, племя, считавшее себя родственно связанным с каким-либо животным, оказывало ему специальный культ и поклонялось этому животному. В качестве тотемов зачастую выступали ветер, дождь, солнце, железо, вода и пр. Наиболее распространены такие верования были в Африке, Северной Америке, Австралии. Тотемизм сохранился и до настоящего времени в некоторых племенах этих стран.

Анимизм

какое верование не относится к примитивным

Анимизм также является одним из видов ранних религиозных форм. Характеризуется данная религия верой в духов и души. Древние люди считали, что природа и окружающие их предметы обладают сверхъестественными силами и имеют душу. Духов делили на злых и добрых. Для того чтобы задобрить какого-либо духа, часто практиковались жертвоприношения.

Анимизм присутствует в настоящее время во многих современных религиях. Сегодня духи и нечистая сила являются модификациями анимистических представлений первобытных людей. Современное общество хоть и считает их бытовыми суевериями и предрассудками, но почти все религиозные верования связаны с их существованием.

Виды языческих религий

какое верование не относится к примитивным

Термин «язычество» произошел от слова «язык», что на церковнославянском означает «народ». В эпоху Ветхого Завета евреи звали язычниками всех, кто не относился к евреям. В этом слове была заложена негативная оценка как по отношению к самим народам, так и к их обычаям, религиозным верованиям, моральным и культурным ценностям. В христианской лексике термин «язычество» появился благодаря иудеям, но христиане не подразумевают под этим словом каких-либо связей с расой или нацией. Существуют следующие виды языческих религий:

Характерными признаками, объединяющими большинство перечисленных религий, являются идолопоклонство, магизм, натурализм и мистицизм.

Какую религию исповедуете Вы, и о какой религии Вы бы хотели знать подробнее? Расскажите в комментариях о своем отношении к другим религиям.

Источник

Родоплеменные религии: тотемизм, табу, магия, фетишизм и анимизм

какое верование не относится к примитивным какое верование не относится к примитивным какое верование не относится к примитивным какое верование не относится к примитивным

какое верование не относится к примитивным

какое верование не относится к примитивным

Рассмотрим наиболее примитивные и архаичные формы религии. Материалы для этого религиоведение черпает на основе сравни­тельного изучения религий. Основоположником сравнительного изучения религии был английский языковед М. Мюллер (1823— 1900). На основании сравнения общих названий божеств в различ­ных индогерманских языках им была сделана попытка найти общую прарелигию первобытной индогерманской эпохи. Установле­на такая историческая связь между религиями Индии и Персии не только в названиях божеств, но и в более детальных чертах (жертвоприношения, институт жрецов, подробности культа). В сво­ем «Введении в сравнительное изучение религии» (1874) М. Мюллер пытался найти общую прарелигию финнов, монголов и китайцев. Но эта установка на поиск общей прарелигии народов не была плодо­творной, так как ее обоснование свелось к искусственному подтасовыванию фактов для доказательства существования в древних рели­гиях единобожия.

Французский социолог Э. Дюркгейм применил несколько иную форму использования сравнительно-исторического метода ис­следования религии. Он также пытался отыскать прарелигию как наиболее простую и исторически первую форму религии. В работе «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая систе­ма в Австралии» (1912) в качестве такой самой ранней формы рели­гии он называл тотемизм.

Тотемизм обычно определяют как веру в существование род­ственной связи между какой-либо группой людей (племя, фратрия, род) и определенным видом животных, растений или иных явлений природы. Термин тотемизм заимствован у североамериканского племени ожибвы и означает «род его». Основной признак тотемизма заключается в том, что тотем считается родоначальником данной со­циальной группы, и каждый индивид тотемного класса кровным род­ственником. Члены группы, тотемом которой был, например, кенгу­ру, считал себя кенгуру и всех кенгуру членами своей группы. Мно­гие тотемные племена верят, что после смерти каждый человек обращается в животное своего тотема и что, следовательно, каждое животное — умерший родственник. У рода буйволов умирающего заворачивают в шкуру буйвола, лицо выкрашивают в знак тотема и обращаются к нему так: «Ты идешь к буйволам! Ты идешь к своим предкам! Будь крепок!»

Тотемические представления обусловливают определенные отношения между людьми. Они делят всех людей на «своих» и «чу­жих». С тотемизмом связаны определенные ограничения в деятель­ности и общении: что можно делать, а чего — нельзя, с кем можно об­щаться, а с кем — нельзя. Например, мужчины и женщины одной то­темной группы не могут друг с другом вступать в брак. Они являются друг для друга табу. О содержании термина табу речь пойдет позже.

Первопричиной тотемизма, по мнению Э. Дюркгейма, являет­ся признание священного. «Тотемизм — писал он — это вера не в каких-то животных, каких-то людей или какие-то изображения, а в некую безымянную и безличную силу, обитающую в каждом из этих существ, не смешиваясь при этом ни с кем из них. Никто не обладает ею целиком, но все имеют к ней отношение. Она настолько независи­ма от отдельных субъектов, в которых воплощается, что. и предшест­вует их появлению, и живет после них. Умирают индивиды: одни поколения заменяются другими. Но эта сила по-прежнему остается современной, живой и неизменной. Она одушевляет сегодняшнее поколение как одушевляла и все предыдущие и как будет одушев­лять завтрашние».

какое верование не относится к примитивным

Таким образом, можно согласиться с выводом Э. Дюркгейма, что первопричиной тотемизма является признание священной силы, силы, заимствованной у самого коллектива, силы коллективного на­чала, превосходящей всех конкретных индивидов. Однако не только в тотемизме отражается эта сила. С тотемическими верованиями и обрядами в первобытном обществе тесно взаимодействует, можно сказать, даже является их определенной стороной,система специ­фических запретов — табу. Классической страной, в которой систе­ма табу получила свое наибольшее развитие, является Полинезия. По мнению английского этнографа Дж. Фрезера, слово «табу» можно перевести с полинезийского буквально как «особо выделенный», «от­меченный». Термин противоположный табу— «пот-а» —то есть всеобщий, обыкновенный. В Полинезии система запретов охватывала все сферы жизни и являлась единственной формой регламентации, заменявшей все то, что в современном обществе обеспечивается мо­ралью, религией, правом. Запрет налагался на употребление в пищу мяса какого-либо животного (тотема), общения постороннего с жен­щиной после ее брака, работу в какой-либо определенный день (например, субботу).Действия табуированных объектов являются двойственными — опасными и полезными. И эта двойственность вызывает также двойственное отношение к болезням, отталкивания от них и притяжение к ним. Из верований связанных с табу происте­кает также деление всех объектов на чистое и нечистое.Чистые — значит невредимые, с ними можно иметь дело.Нечистые — несущие в себе нечто губительное. Так, например, у евреев и народов, испове­дующих ислам, мясо свиньи считается нечистым и потому непригод­ным в пищу. Вразумительного объяснения этому никто дать не мо­жет, а ссылки на то, что это грязное животное, выглядят не убеди­тельно, так как свинья — это очень разборчивое в питании животное.

Следует признать, что громадное большинство запрещений и обрядов, созданных с этой системой являются непонятными, ирраци­ональными даже с точки зрения ее последователей. Единственным их основанием является идущий из глубины веков принцип запретного. Рационального же основания деления всей жизнедеятельности об­щины на две сферы «всеобщий, обыкновенный» и «особо выделен­ный», «отмеченный», не существовало, да и не могло быть.Это осно­вание находится не на рациональном уровне, а на уровне веры. И это вполне объяснимо. Дело в том, что в первобытном обществе индивид не выделяет себя из целого. Внутренний мир индивида первобытной общины — это прямое воспроизведение установлений коллектива, обусловленное потребностью в самосохранении единства в условиях жесточайшей борьбы за существование. Такая повседневная борьба требует от каждого члена первобытной общины полного соотнесения своих действий с действиями других членов общины, полного подчи­нения требованиям коллектива. Коллективная власть над индивидом осуществляется в первобытных религиях в авторитарной форме. По­этому все установления общественной жизни, социальные нормы ос­нованы на вере как доверии. Доверие же в этом случае тождественно чувству принадлежности к коллективу общины — «мы».

Наряду с тотемизмом и табу значительное место в жизнедея­тельности первобытного человека занималамагия (греч. magica — колдовство, чародейство) — совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в таинственные силы, с помощью кото­рых путем определенных символических действий возможно ока­зать влияние на людей, предметы, ход событий в нужном для челове­ка направлении. На магию впервые обратил особое внимание английский антрополог и этнограф Д Фрэзер (1854—1941). Он считал, что магия не является религией, а представляет собой элементарный способ мышления человека, своеобразную форму «примитивной на­уки», свойственной человеку на самом раннем этапе развития.

Однако такая точка зрения подверглась критике со стороны других антропологов и этнографов. Значительное внимание иссле­дованию этого явления уделил Б. Малиновский в работе «Магия, на­ука. и религия». Б. Малиновский справедливо указывал, чтомагия,как и всякая религия,предполагает символический образ действий.Во время магическогообряда человек совершает определенные дей­ствия, которые не прямо, а косвенно направлены на достижение оп­ределенного результата. Эффективность этих действий связана не с материальными манипуляциями, воздействиями, а теми скрытыми смыслами, которые стоят за ними. Пример магического действия хо­рошо описан в романе А. Дюма «Королева Марго». Героиня этого ро­мана для того, чтобы заставить полюбить себя человека, который прежде ее отверг, приглашает колдунью. Та изготавливает восковую фигурку этого человека и протыкает ее в районе сердца иглой, кото­рая символизирует «стрелу Амура». При этом произносятся опреде­ленные заклинания. Совершающие эти действия, уверены, что в сердце человека, пронзенном «стрелой Амура», под воздействием заклинаний возгорится любовь к заказчику этого действа.

Это пример любовной магии. По целям воздействия магия мо­жет быть вредоносной, лечебной, промысловой и т. д. Первобытный человек предварял свое участие в охоте на зверя целой системой ма­гических обрядов. Так, перед охотой на медведя или оленя соверша­лись магические репетиционные действия, в процессе которых охот­ники стреляли в чучело или иное изображение этого зверя. И если они удачно стреляли в эти изображения, то верили, что в реальной охоте у них будет положительный результат. Во время этих репети­ционных действий совершались ритуальные танцы, имитирующие телодвижения охотника во время выслеживания зверя, погони и т. д.. При этом выкрикивались определенные заклинания.

Магия пронизывала все сферы жизнедеятельности человека. Однако Б. Малиновский отмечал, что магические действия применя­ются там, где деятельность в большей мере носит вероятностный или опасный характер. Так, в рыболовстве магические приемы практи­куются при промысле акул и других крупных рыб, при ловле же мел­ких рыб магические действия считаются излишними. Строительство лодки сопровождается магическим обрядом, строительство дома — не всегда. На основании этих фактов Б. Малиновский делает вывод, что магические представления и действия возникают тогда, когда человек не уверен в своих силах, когда он сталкивается с проблема­ми, решение которых зависит не столько от него самого, сколько от множества привходящих факторов. Именно эта зависимость и за­ставляет человека полагаться на помощь таинственных сил и совер­шать символические действия.

В магии таинственной силой наделяются конкретные дейст­вия людей. Но первобытные люди также верили, что носителями этой таинственной силы могут бытьконкретные предметы — фети­ши (от португальского feitico — волшебный, чудодейственный). От­сюда проистекает такая повсеместно распространенная форма пер­вобытной религии какфетишизм.

Фетишем может стать любой предмет, почему-то поразивший воображение человека: камень необыкновенной формы или рас­цветки, зуб животного, кусок дерева и т. д. Не важно, какой это пред­мет — это может быть и обычный булыжник. Важно, что за ним заме­чено действие какой-то силы. Например, шел человек, споткнулся о булыжник, упал и что-то ценное нашел. Эту находку он связал с дей­ствием этого булыжника. Отныне он, чтобы иметь удачу, окружает этот булыжник заботой, старается его не раздражать. Правда, если этот булыжник больше никогда не принесет удачу, он может в конце концов рассердиться на него, подвергнуть наказанию или забросить.

Как отмечал российский этнограф Л. Штернберг: «У первобыт­ного человека фетиши встречаются везде: они встречаются на каж­дой тропинке, у каждого брода, на каждой двери, они висят в виде амулетов на шее каждого человека, они предохраняют от болезни, или наоборот, причиняют ее в случае пренебрежения к ним, приносят дождь, наполняют водоемы рыбой, ловят и наказывают воров, прида­ют храбрость, приводят в смятение неприятеля и т. д.» Одной из раз­новидностей фетишизма является идолопоклонство.Идол — это ма­териальный предмет, которому придана форма человека или живот­ного. Этот предмет наделяется таинственной силой воздействия.

Еще одним из распространенных верований и, связанных с ни­ми символических действий первобытного человека, является ани-мизм (от лат. anima — душа) — вера в существование духов и души. Термин анимизм был введен в религиоведение английским этногра­фом Э. Тейлором (1832—1917) в его работе «Первобытная культу­ра». Он считал, что анимизм — это исходная, элементарная форма религии, которая развивалась затем в более сложные религиозные представления и действия. Однако такое утверждение противоре­чило фактам, поскольку этнографами было установлено, что многие верования, связанные с тотемизмом и фетишизмом, не содержат в себе анимистических представлений, таинственные силы, с которы­ми связаны эти представления, не мыслятся как душа.

Анимизм — это не первоначальная основа религий, некая «прарелигия», а довольно самостоятельная система верований и символических действий, которая, как и все другие верования и действия первобытного человека, тесно соприкасается с ними. Суть ани­мизма состоит в признании самостоятельной,способной существо­вать отдельно от человека, животных, растений некой силы или су­ществ, способных соединяться с ними и их покидать.

Наиболееранней формой анимизма является вера в духов. Мир первобытного человека населен этими духами. Этнографы склонны объяснять появление этого мира духов вполне естествен­ными причинами. Появление этого мира обусловлено, по их мнению, своеобразным истолкованием первобытным человеком целого ряда оптических и акустических явлений: теней, эха, отражений, шумов и т. д., в реальности которых он не имел никаких оснований сомне­ваться, поскольку об их существовании свидетельствовали его чув­ственные восприятия. Эти восприятия заставляли его прийти к за­ключению, что в окружающем мире наряду с обычными телесными, вполне осязаемыми вещами и существами имеется еще ряд таких же реальных, как и он сам, существ, которые обладают свойством быть неуловимыми в своей телесности. Эти существа — духи. Для перво­бытного человека духи не представляли собой чего-то сверхъестест­венного, они принадлежали к такому же естественному порядку, как и прочие вещи и явления природы. Их единственный отличительный признак — способность быть неуловимыми, принимать вид любого предмета, дерева, камня и т. д. Мир духов — это невидимый мир. По­зднее этот невидимый мир начал наделяться таинственной силой, пошло разграничение на добрых и злых духов.

Высшей формой развития анимизма является вера вотноси­тельно самостоятельное существование души. По мнению этногра­фов, различные физиологические явления (сон, сновидения, обморо­ки, а также явления сопутствующие смерти — кровотечения, по­следний вздох и т. д.), привели к мысли, что функциями жизни управляют особые существа (души), от воли которых зависела вся жизнь человека. Эти души могут быть самой различной природы. Одни из них, как, например, кровь, дыхание составляют видимые ча­сти или функции тела, другие, как душа, покидающая тело во время сна и вновь возвращающаяся к нему, представляют собой все при­знаки духа. Эта душа может переселяться в других людей, живот­ных, в растения, предметы. В конце концов развитие анимистичес­ких верований привело к признанию существования души как двой­ника конкретного человека, как той части его организма, которая оживляет его, а в последствие было признано, что и одухотворяет его. Таким образом, первоначально душа мыслилась как некая телесная сила: кровь, колебания воздуха и т. д. Значительно позднее, уже на стадии очень развитых спиритуалистических религий, таких как буддизм, христианство, ислам, душа стала осмысливаться как ду­ховная субстанция.

Тотемизм, табу, магия, фетишизм, анимизм характеризуют верования и обряды первобытного человека. Но это не значит, что они существовали только в первобытном обществе. В этом обществе они только возникли и являлись господствующими формами религи­озной стороны жизнедеятельности первобытного человека. Но су­ществовали они всегда, на протяжении всей истории человеческой культуры, Различные формы их проявлений мы можем четко обна­ружить во всех последующих религиозных системах, в том числе и в современных религиях. Они также существуют в виде суеверий и других пережитков прошлого в сознании людей. Пищевые запреты, христианское причастие — отдаленный отголосок табу и тотемизма. Вера в амулеты, талисманы, в другие священные реликвии живет в сознании современного человека. Магические символические дейст­вия — составная часть всей современной обрядности. Вера в загово­ры, порчу, гадания — никогда не исчезала из сознания и практики людей.

Мифы народов мира Т 1, 2. М, 1968.

Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М., 1969.

Фрэзер Дэк. Дж. Золотая ветвь. М., 1967

Штернберг Л. Я. Первобытная религия. М., 1936.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *