какое вероисповедание в мордовии
Какое вероисповедание в мордовии
Основные сведения
Автоэтноним (самоназвание)
Мордва: Этноним «мордва» восходит к понятию «человек», «мужчина».
Мокша: Происхождение этнонимов мокша и эрзя дискуссионно.
Эрзя: Происхождение этнонимов мокша и эрзя дискуссионно.
Основная территория расселения
Численность
Этнические и этнографические группы
Мордва относится к так называемым бинарным этносам – народ состоит из двух основных этнических групп, говорящих на близких, но по лингвистической классификации разных языках. Мордва-мокша проживает в основном в западных и южных районах республики, мордва-эрзя – в восточных и северо-восточных. Кроме того выделяется еще три этнических группы мордовского этноса – шокша, или теньгушеевская мордва, каратаи и терюхане.
эрзянский: Эрзянский язык включает в себя пять диалектов, мокшанский – три, на основе этих диалектов были созданы мокшанский и эрзянский литературные языки. В Республике Мордовия эрзянский, мокшанский и русский языки являются равноправными государственными языками, на эрзянском и мокшанском языках издается обширная литература, в том числе и учебная, периодическая печать, ведутся передачи на радио и телевидении. Для значительной части мордвы, особенно проживающей за пределами Республики Мордовия, родным является русский язык.
мокшанский: Эрзянский язык включает в себя пять диалектов, мокшанский – три, на основе этих диалектов были созданы мокшанский и эрзянский литературные языки. В Республике Мордовия эрзянский, мокшанский и русский языки являются равноправными государственными языками, на эрзянском и мокшанском языках издается обширная литература, в том числе и учебная, периодическая печать, ведутся передачи на радио и телевидении. Для значительной части мордвы, особенно проживающей за пределами Республики Мордовия, родным является русский язык.
Писменность
Письменность языков мордвы создавалась на основе русской графики, первые ее памятники датируются 17-18 вв.
Религия
Православие: Почти все верующие у мордвы – православные. Крещение ее началось в процессе вхождения в состав Русского государства и завершилось в основном к середине 18 века. Однако до сих пор бытуют также религиозные верования и представления, восходящие к дохристианскому периоду.
Традиционные верования: Почти все верующие у мордвы – православные. Крещение ее началось в процессе вхождения в состав Русского государства и завершилось в основном к середине 18 века. Однако до сих пор бытуют также религиозные верования и представления, восходящие к дохристианскому периоду.
Этногенез и этническая история
Хозяйство
Традиционная одежда
Костюм мордвы самобытен и красочен. При значительном сходстве выделаются мокшанский и эрзянский комплексы одежды, внутри которых существуют свои различия. В состав женской одежды входила рубаха, которую носили с поясом, а у эрзи со сложным набедренным украшением (пулай, пулагай, пулакш), который девушка надевала в первый раз в день совершеннолетия. На вороте находилось специальное украшение-застежка (сюлгам, сюлгамо). Обильны были другие украшения – сложные нагрудники из бисера, шерстяных кисточек, монет, бусы, серьги, браслеты, кольца. Эрзянки носили высокие головные уборы с длинной, спускавшейся на спину украшенной лопастью из холста, мокшанки – двурогие головные уборы и тюрбанообразные повязки. Женщины носили остроносые кожаные сапожки со сборками, украшенные красным сафьяном, повседневной обувью были лапти. Мокшанки носили вязаные наколенники.
Традиционные поселения и жилища
Традиционная пища состояла в основном из продуктов земледелия – кислый хлеб, который выпекался в вытопленной печи, жидкие каши из проса, чечевицы, гороха, заправленные конопляным маслом, толстые пшенные блины, пироги с различной начинкой. Жидкие блюда готовились на мясном или грибном бульоне с добавлением квашеной капусты, круп, летом ели окрошку, сделанную на основе кислого кваса. Значительное место в питании занимали овощи, а также продукты собирательства. Мясо потребляли в вареном виде, его готовили впрок, засаливая или подвергая копчению, использовали при изготовлении пельменей. В пищу шло молоко и молочные продукты, особенно творог. Безалкогольными напитками были квас, кислое молоко, березовый сок, хмельными – пуре на основе меда и поза из ржаной муки или сахарной свеклы. Немало было обрядовых блюд: каша на родинах, свадебный пирог-лукш, «хлеб здоровья», который брали сваты, идя в дом девушки и др.
Социальная организация
Духовная культура и традиционные верования
Библиография и источники
Общие работы
Отдельные аспекты
Отдельные региональные группы
Далее читайте:
Богословский П.П. Село Дракино, Спасского уезда, Тамбовской губ. // Тамбовские епархиальные ведомости, 1890, № 18, с. 924-948.
Мордовцы — упрямые и гостеприимные
Мордовцы — это гордые и гостеприимные люди, которые всегда славились упрямством. Они поклоняются духам-богам женского пола, однако главным в семье все равно остается мужчина. У них нет шаманов, но есть языческие обряды с жертвоприношениями. У них есть литература, но мордовского языка не существует. Такие многогранные и противоречивые: почему так вышло?
Название
Интересно, что сами мордовцы начали так себя называть лишь с середины XX столетия, когда регион их проживания стали официально именовать Мордовией. Более того, такой народности, как мордва, вовсе не существует: этим словом русские для большей понятности именовали два разных народа, проживавших на одной территории: мокша и эрзя.
Современное толкование определяет мошку и эрзю, как субэтносы мордовцев, однако многие исследователи считают, что это абсолютно разные народности. У каждой из них есть свой язык, разные особенности религии, культуры и обрядов, понятия же «мордовский язык» не существует.
Впервые в письменных источниках мордовцы упоминаются в готских записках VI века: историк Иордан словом Mordens обозначал народы мокши и эрзи. Считается, что слово произошло от корня иранского происхождения, означающего «мужчина, человек».
Где живут, численность
По данным переписи 2002 года, число мордовцев в России составило более 843 000 человек. Почти 284 000 из них живут в Мордовии, составляя более 30% населения региона. Большие диаспоры находятся в таких регионах, как:
История
В начале и середине первого тысячелетия нашей эры в зоне междуречья Волги и Оки обитали позднегородецкие и пьяноборческие племена, которые и были предками современных народностей мокша и эрзя. Племена активно взаимодействовали с персами, славянами, в раннем Средневековье очутились под влиянием Хазарского каганата.
В IX-XIII веках территория проживания мордовцев попала в зону интересов Волжской Булгарии и Руси. В одной из летописей упоминается, что уже в XII столетии мордва платила Владимиру Мономаху дань медом. Однако позже народ захватили татаро-монголы, под влиянием которых мордовцы находились до XVI столетия, а после падения Казани присоединились к Ивану Грозному.
Активная христианизация и колониальная политика не пришлись по нраву народу, поэтому часть из них мигрировала в соседние, уральские или южные регионы. Оставшиеся же на исторической родине мордовцы не раз поднимали восстания за независимость, однако все они быстро подавлялись.
Внешность
Однозначно определить антропологический тип мордовцев невозможно: внешность отличается как у представителей мокши и эрзи, так и внутри народностей. В целом, мордва относится к европеоидам, среди них встречается субуральский и понтийский типы, часть характеристик сближает народ с древней Пьяноборской культурой.
Одежда
Национальная одежда мордовцев была выполнена в основном из белого сукна. Женский наряд состоял из прямой длинной рубахи, присобранной или опоясанной в талии специальным украшением из ткани и монет. Наряд дополнял передник из красной или синей шерсти с нагрудником или без него, поверх надевали кафтан без рукавов. Одежду богато украшали вышивкой, бусами, бисером, монетами, оторачивали мехом.
Головные уборы были разными: от русской сороки до национального подобия чалмы. Интерес представляют высокие головные уборы: для их создания вытянутую заготовку из осины обшивали тканью, после чего украшали вышивкой и бисером, а сзади выпускали полоску ткани.
Семейный уклад
У мордовцев господствовал традиционный патриархальный уклад. Жили преимущественно родовыми общинами, позже им на смену пришли соседские по 150-500 дворов. Во главе рода стоял старейшина, который руководил всеми хозяйственными и социальным вопросами.
Брачный возраст у мужчин и женщин отличался, обычно невесты были на 10-15 лет старше женихов. Это объяснялось тем, что родители держали девушек в хозяйстве подольше, лишние руки нужны были и в семьях мальчиков, поэтому часто случалось, что 23-25-летних невест выдавали замуж за 10-12-летних мальчиков.
Муж был главой семьи, однако роль женщины была более значимой, чем у соседских народов. Даже в религии практически все божества были женского пола, поэтому жен уважали и любили, к их мнению прислушивались.
В женщине ценились хозяйственность, бойкий нрав и способность к деторождению. Поэтому, если до брака у женщины появлялся ребенок, это было скорее плюсом и означало, что она способна рожать в будущем: препятствием к браку это не становилось. Привлекательными считались крупные женщины с толстыми ногами, поэтому девушек на выданье старались хорошо кормить, баловали нарядами и украшениями.
Характер
Основная черта характера мордовцев, которую отмечают и сами представители нации, и соседние народы — упрямство. Причем отмечалось это с положительной точки зрения: им была свойственна не твердолобость, а желание достигать в любой поставленной задаче результата. Вместе с тем отмечались такие черты характера, как гостеприимство, взаимовыручка, чувство собственного достоинства, вспыльчивость и желание лезть в драку.
Жилище
Традиционное мордовское жилище — двух- или трехсекционная деревянная изба, похожая на русскую. В древности помещение топили по-черному, во время розжига открывая двери или специальные дымовые окошки. Затем в обиход вошла печь, которую устанавливали в передней или задней части избы.
Селения мордовцев редко строились по плану, в основном расположение домов было хаотичным. Порой использовалась радиальная структура, когда жилища размещались вокруг озера или другого водоема. Общины в лесу были более скученными, на равнинах размещались на дальних друг от друга расстояниях.
В отличие от русских дворов, у мордвы дома располагались в центре участка. Если же их ставили у забора, то окна были обращены во двор. Среди хозяйственных построек обязательными были сарай, загон для животных, погреб с наземной надстройкой и баня. Летом, во время охоты, рыбалки или полевых работ, часто жили во временных неутепленных домах или зимовках.
Жизнь
Религия
Даже после принудительной христианизации мордовцы долгое время продолжали придерживаться традиционных верований «мокшень-кой». У них было одно верховное божество, которое называли Чам-Пас, Шкай или Нишке. Его антагонистом, повелителем зла, был Шайтан.
Однако культ по большей части строился вокруг множества духов-богов женского пола «ава». Среди них:
Шаманов у мордовцев не было, а для проведения общинных ритуалов выбирался наиболее уважаемый старец, глава рода. Молились обычно в лесу или на краю деревни в специально отгороженном плетнем месте. Здесь размещались столбы, к которым привязывали жертвенных животных, ниша, куда сливалась их кровь, устанавливались вырезанные из дерева идолы. Была зона с котлами, в которой варилось после жертвоприношения мясо: его по окончании молитвы съедали все присутствующие.
Традиции
Интерес представляют свадебные и погребальные традиции мордовцев. Браки обычно осуществлялись по сговору или путем похищения: во втором случае пышные застолья не устраивались. В традиционном варианте брак начинался со сватовства: поздним вечером мужчина из рода жениха приезжал к дому выбранной девушки, кидал в окно хлеб и старался быстро скрыться.
Родные невесты должны были пуститься за ним в погоню: добравшись до дома свата они в ответ стучали в его окно: это означало согласие на переговоры. За день до свадьбы в доме жениха занимались выпечкой, среди изделий был большой пирог в виде фаллического символа и крупные пирожки с начинкой из творога «груди молодушки». Этими блюдами мордовцы просили богов, чтобы в доме молодых было много детей.
Невеста накануне свадьбы устраивала девичник: вместе с подругами они расшивали рушники для сватов и дружек, плели украшения из искусственных цветов для себя. После все вместе шли в баню, где мыли невесту и заплетали ей вместо одной косы две: такая прическа полагалась замужним.
Интересна традиция организации кладбищ: обычно первого усопшего на новом месте закапывали вертикально, с посохом в руке. Он должен был стать духом погоста и охранять живых от мертвых. Практиковался и культ предков: усопших поминали по христианским традициям, также раз в год устраивали обряд «возвращения и проводов» покойного. Представляли, что умерший вернулся, рассказывали ему новости живых, а затем провожали и просили больше не возвращаться.
Известные мордовцы
Если говорить про мордовцев, как обитателей Мордовии, самым знаменитым жителем города Саранска недавно стал Жерар Депардье. После получения российского гражданства он почти сразу обзавелся пропиской в городе Саранске.
Мордовские корни имеют выдающиеся исторические личности: служители церкви Патриарх Никон и Протопоп Аввакум, историк и просветитель Василий Ключевский. Много среди мордовцев представителей творческой элиты: актеры Василий Шукшин и Олег Табаков, артисты Лидия Русланова, Надежда Кадышева и солисты группы «Братья Гримм», художник Никас Сафронов.
Много мордовский народ подарил миру и спортсменов. Среди них гимнастка Светлана Хоркина, олимпийские чемпионы по спортивной ходьбе Валерий Борчин и Ольга Каниськина, боксер WBC Олег Маскаев.
Национальными героями стали летчик Алексей Маресьев и защитник Брестской крепости Андрей Кижеватов. Ну а на весь мир прославилась супермодель Наталья Водянова, имеющая эрзянские корни.
Видео
Мордвы верования
Полезное
Смотреть что такое «Мордвы верования» в других словарях:
Народов Поволжья и Приуралья религиозные верования — В Поволжско Приуральском регионе в тесном контакте проживают финно угорские (мордва, мари, удмурты), тюркские (татары, башкиры, чуваши), славянские (русские, украинцы) и др. народы. Древними поселенцами края являются финно угорские народы. Они … Религии народов современной России
Чувашей верования — Чуваши тюркоязычный народ Поволжья, насчитывающий 1 842 346 чел. Из них в Чувашской Республике проживает более 46 % (906 922 чел.). В населении республики доля чувашского народа составляет 67,8 %, русских 26,7, татар 2,7, мордвы 1,4 %. Большая … Религии народов современной России
Мордва — Самоназвание мокшет, эрзят … Википедия
Новая Кармала — Село Новая Кармала Страна РоссияРоссия … Википедия
Россия. Население: Россия в этнографическом отношении — Первые сколько нибудь обстоятельные сведения о народностях, населяющих Р. (если не считать древнейших, относившихся к ранее жившим здесь народам и дошедших до нас в исторических и географических трудах писателей классической древности и начала… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Чуваши — племя, живущее сплошными массами в Козьмодемьянском, Ядринском, Чебоксарском и Цивильском уездах Казанской губернии, в Курмышском и в северной части Алатырского уезда Симбирской губернии, менее сплоченно, вперемешку с татарами и русскими, в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ФИННО-УГОРСКАЯ МИФОЛОГИЯ — угро финская мифология, мифологические представления финно угорских народов, восходящие к эпохе их общности (примерно 3 2 е тыс. до н. э.). Древние финно угры расселились к 1 му тыс. н. э. из Приуралья и Поволжья до Прибалтики (современные финны … Энциклопедия мифологии
Тюштя — Тюштя или Тюштян (мокш. Тюштя) центральный герой эрзянского и мокшанского героического эпоса «Тюштя», сын бога грома и войны Атямшкая и земной девушки Литовы. Тюштян легендарный мокшанский … Википедия
ЮРТОВ — Авксентий Филиппович [8(20).2.1854, дер. Калейкино Мензелин ского у. Уфимской губ., ныне в Татарии, 20.4.1916, с. Андреевка Уфимского у. Уфимской губ., ныне в Башкирии], морд, просветитель, педагог, этнограф. По окончании Казанской рус. инородч.… … Российская педагогическая энциклопедия
ЮРТОВ Авксентий Филиппович — [8(20).2.1854, дер. Калейкино Мензелин ского у. Уфимской губ., ныне в Татарии, 20.4.1916, с. Андреевка Уфимского у. Уфимской губ., ныне в Башкирии], морд, просветитель, педагог, этнограф. По окончании Казанской рус. инородч. учительской семинарии … Российская педагогическая энциклопедия
Какая вера у мордвы
Далеко не все знают, что Мордовия — это родина святого праведного воина контр-адмирала Ушакова. Так жемчужиной религиозной архитектуры Мордовии является самый большой православный храм в Поволжье, освещенный в его честь.
Это кафедральный собор, находящийся в Саранске. Он способен принять до 3000 человек и здесь хранятся его мощи. Всего же в наше время на территории республики насчитывается 42 православных монастыря и около 650 храмов.
Эти сведения позволяют легко ответить на вопрос: к какой религии относиться мордва? В наше время это православие.
Мордва делится на два субэтноса: мокша и эрзя
Мордва (мордвины, мордовцы) — это финно-угорский народ. Две составные части мордовского народа — мокша и эрзя. Говорят представители этих субъэтносов на мокшанском и эрзянском языках, относящихся к мордовской подгруппе финно-угорских языков. Таким образом, мордовский язык имеет два диалекта.
Оба мордовских субъэтноса имеют свои этнографические группы: эрзян — шокша и терюхане, мокшан —каратаи. Проживают, в основном, в Российской Федерации: около трети — в Мордовии, а также в сопредельных областях — Нижегородской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской, Самарской, Московской.
Ареал расселения мордвы в Волго-Уральском регионе. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года. Мордва — это коренное население Российской федерации. Фото: upload.wikimedia.org
В Мордовии много сел со смешанным населением, но есть населенные пункты, где проживают исключительно мордва, русские и татары. Есть несколько украинских хуторов. Эта информация позволяет понять: какая религия у мордвы главенствует.
На сегодняшний день это православие, кроме того в республике также проживают приверженцы народной эрзянской веры, ислама, лютеране и молокане. Кроме того, в татарских сёлам имеются общин приверженцев ислама.
Это мешает однозначно сказать: какая вера у мордвы доминирует. Так, например, в Мордовии распространен культ предков, остатки которого можно видеть в подробностях погребальных обычаев, поминок.
Вплоть до XX века здесь сохранился обычай при основании нового кладбища первого покойника хоронить стоя и с посохом в руках.
После этого его дух становился хозяином погоста (калмонь кирди — «покровитель кладбища» или калмо-ава — «мать кладбища»). У мордвы сохранились ещё местами моляны — остатки прежних языческих жертвоприношений, отчасти христианские праздники приурочены к ним.
Девушка мокша, девушка эрзя, мордвинская семья. Фото: goturist.ru
В эрзянских селениях особо было развито черничество. Чернички — это молодые девушки с некоторым прошлым, покрывшиеся чёрным платком и навсегда отказавшиеся от замужества; они запираются в кельях, чтобы молиться и читать богоугодные книги.
Однако у мордвы черники не пользуются лестной репутацией. Среди них имеются проповедники новых учений, поскольку сектантство очень было распространено среди мордвы. Так, например, здесь нашли свое пристанище «духовные христиане: молокане и духоборы.
Мордва, в большинстве своем, двоеверы
Многие туристы и любители этнографии спрашивают: какая вера была у мордвы до христианства? Такой религией историки и религиоведы называют «национальную эрзянскую веру».
Это этническая религия народа эрзя, одного из субэтносов мордвы, в которой главенствуют дохристианские семейно-родовые и общинные аграрные культы. При этом большинство мордвы (субэтнос мокшане) уже в основном утратили прежние верования, исповедуя православие.
Эрзяне же остаются двоеверами — во время Пасхи, Троицы, Рождества, Крещения, а также в дни престольных праздников проходят моления языческим покровителям. Исключительно национальную веру, по некоторым оценкам, исповедуют менее 2% эрзян.
Обряд зажигания эрзянской родовой свечи Штатол. Если мокша практически на 100% является православной, то эрзя во многом придерживается своей древней религии. Фото: upload.wikimedia.org
Какую религию исповедуют мордва в наше время можно понять, узнав, что христианизация мордвы Русской церковью была в целом завершена в XVIII веке.
Шёл этот процесс нередко насильственным образом. Последнее общенациональное моление (озкс) было разогано русскими войсками в селе Чукалы (ныне Большеигнатовский район Мордовии) 23 сентября 1629 года. Кроме того по указанию православных священников вырубались священные рощи (керемети) как места поклонения.
Из-за этого многие язычники бежали на Урал и в Заволжье (Нижегородская, Самарская и Ульяновскаяобласти), поэтому в диаспоре верования сохранились лучше, чем в самой Мордовии.
В 1806 — 1810-е годы произошло последнее языческое восстание (в нынешней Нижегородской области) под руководством Кузьмы Алексеева, прозванного «Мордовским богом Кузькой».
Современные эрзяне наряду с христианскими сохраняют представления о подземных, земных и небесных божествах (паз) и духах (азор): бог-творец Нишке, боги солнца (Чи паз), грома (Пурьгине-паз) и молнии (Ендол паз).
Выделяются образы праматерей (ава): матери жилища, двора, хозяйственных построек, леса, воды, ветра (Вармава), огня, покровительницы полей (Норовава), плодородия и т. д. (таковы ведявы — богини вод, любви и плодородия).
Власти Мордовии поддерживают возрождение древней мордовской религии
Сельской общине в Мордовии покровительствует дух-велень кирди азорава. Известен образ избранного богом человека (эрзян кирди) в качестве посредника между народом и богами. Почитаются предки (покштят бабай) и полулегендарные мордовские цари-инязоры.
Носителем зла считается шайтан (заимствование из ислама). В отличие от соседних марийцев или чувашей среди эрзян, даже в сельской местности, практически не осталось «чистых язычников».
Эрзянский обрядовый праздник «Раськень Озкс», 2004 год. Обрядовый праздник «Раськень Озкс» признан в Мордовии фициально. Фото: ljplus.ru
Профессиональных жрецов-озатя у мордвы не было уже к XVIII веку, молениями в поле или в периодически назначаемом общиной доме руководили выборные мужчины и женщины.
После долгого перерыва, первое общественное моление с жертвой быка и птицы верховному богу Нишке (Инешкипазу) состоялось в 1991 году в лесу у деревни Тавла.
В 2004 году президент Мордовии издал указ о присвоении языческому общереспубликанскому молению «Раськень Озкс» во вторую субботу июля в селе Чукалы Большеигнатовского района, наряду с Днем славянской письменности и культуры, государственного статуса и обеспечение его бюджетным финансированием
Около 80% мордвы считает себя православными
Какая вера у мордовского народа главная невозможно понять, не изучив историю православия, которое доминирует в республике. Так первый православный храм в Мордовии был возведен в 1591 году в Пурдошевском Рождество-Богородичном монастыре, при этом православные приходы здесь существовали и ранее.
Известен преподобный монах Матфей, основавший в XVI веке Щацкую Чернееву пустынь, который за свою миссионерскую деятельность получил прозвище «мордовский апостол».
Преподобный Матфей Чернеево-Шацкий, основатель Николо-Чернеевского монстыря. Преподобный Матфей считается просветителем мордвы. Фото: 151722.selcdn.ru
С 1628 по 1710-е гг. в Православие чаще всего переходили татарские и мордовские мурзы, приобретавшие таким образом титулы русских князей и крупные имения с многочисленным крестьянством.
В XVIII в. крестились уже целые деревни. В конце XVII в. распространение христианства среди мордвы приняло массовый характер. В эпоху владычества ордынцев мордовская земля входила в состав Сарской епархии, затем в Крутицкую, а с 1593 г.
Понизовье, в том числе междуречье Суры и Мокши, вошли в состав Патриаршей, позднее Синодальной области
В начале XX века на территории современной Мордовии насчитывалось около 5 тысяч священно- и церковно-служителей (вместе с семьями) и около полутора тысяч монахов и монахинь, не считая лиц, живших в монастырях на испытании.
В XX в. Православие в Мордовии пережило самые тяжелые времена, сравнимые с эпохой римских гонений. Массовое преследование верующих и священнослужителей началось с 1924 г.
Первыми были закрыты Кимляйский и Знаменский монастыри, в обоих случаях — в результате карательных экспедиций ЧК. К началу Великой Отечественной войны на территории республики не осталось ни одного православного прихода.
Саранский собор св. прав. Феодора Ушакова. Большинство жителей Мордовии считает себя православными. Фото: drevo-info.ru
Процесс духовного возрождения в республике начался с введением в СССР перестройки. 8 июня 1990 года была создана Саранская епархия.
В наше время в составе епархии числиться 6 монастырей; 150 приходов, домовых церквей и часовен при министерствах, ведомствах и организациях; 148 клириков.
Более 80% населения Мордовии считает себя православными.
В Мордовии присутствуют общины «духовных христиан»
Далеко не многие знают, что такие выдающиеся представители русского православия как патриарх Никон и протопоп Аввакум. Именно поэтому ещё с самого начала раскола в Русской церкви на территорию Мордовии стали прибывать группы староверов.
Кроме того, двоеверие мордвы способствовало тому, что здесь получили большое влияние различные христианские секты.
Молокане. 1870-е годы. До революции в Мордовии большое влияние имели различные секты «духовных христиан». Фото: upload.wikimedia.org
Начиная с первой половины XIX века, среди мордвы начинают распространяться молоканство и духоборчество. В начале XX века Мордовские молокане, ожидавшие конца света, во множестве уходили на Кавказ к горе Арарат.
Именно тогда там образовываются русско-мордовские поселения. Закавказская мордва называет молокан-прыгунов «кирнявницят» — от мордовского слова «прыгать». Среди мордвы появляется и направление молокан-субботников.
На территории Мордовии в селе Шоржи мордва до сих пор сохранила свои обычаи и язык, уже будучи молоканами-прыгунами и молоканами-субботниками, которые даже сменили свои прежние имена на ветхозаветные.
В наше время количество «духовных христиан» в республике невелико. Оно исчисляется десятками человек. Кроме того, здесь также практически отсутствует влияние католицизма и протестантизма. Если католики здесь практически не присутствовали изначально, то протестанты имели некоторое влияние в 1900-е годы и в конце перестройки в СССР.
В наши дни протестантизм в республике исповедуют считанные единицы, несмотря на активную миссионерскую деятельность его представителей. Этим Мордовия отличается от других российских регионов, где в последнее время протестанты активно работают.
В Мордовии ислам исповедуют, в основном татары
Около 5% населения Мордовии — приблизительно 46 тысячи человек — исповедуют ислам. В Мордовии в каждом из 58 татарских сел действуют мечети. Обычно ислам в республике исповедуют татары (субэтнос мишарей), этические мокша и эзря считают себя православными. Мусульманские поселения разбросаны по всей территории Республики Мордовия, а наиболее компактно живут в Темниковском и смежных с ним Пурдошанском, Ельниковском районах.
В исторических документах XIV–XV веков эта территория называется Мещерская земля, или просто Мещера. Другим районом компактного проживания татар Мордовии, и на сегодня более многочисленным, является Лямбирский и смежные с ним Ромадановский, Инсарский, Рузаевский районы.
Семья мишар начало XX век. В Мордовии ислам исповедуют татары-мишары. Фото: upload.wikimedia.org
Приверженность части мордвы к Исламу отмечалась путешественниками средневековья. Так, фламандец Г. Рубрук, совершив путешествие в Монголию в 1253 — 1255 гг., писал, что мордва, под которой он понимал мордву-эрзю, являются мусульманами.
В период существования Казанского ханства Ислам восприняли многие представители мордовской феодальной знати. С конца XVII века царское правительство активизирует политику крещения татар; не крестившиеся служилые князья и мурзы лишались своих поместий и крепостных.
В начале ХХ века на территории Мордовии появились последователи нового исламского течения — джидизма.
В рамках борьбы с религией, которая была развернута в 1920 — 1930 е гг. советской властью в Мордовии, практически полностью были уничтожены не только все мечети и медресе Мордовии, но репрессированы, расстреляны или сосланы все имамы и другие служители мусульманского культа.
До второй половины 1980 х гг. мусульманская община республики находилась на нелегальном положении. Возрождение ислама в Мордовии началось только после развала СССР.
Мечеть села «Лямбирь». В Мордовии мечеть есть практически в каждом татарском селе. Фото: islam-rm.com
Необходимо отметить, что в целом для Мордовии характерен межконфессиональны мир. Здесь многие столетия не возникали конфликты на религиозной почве. Связанно это как с удаленность.
Мордовии от мировых религиозных центров, так и от присущего мордве двоеверия, которое позволяет использовать в быту элементы разных религий. В наши дни в республике доминирует православие, и другие религии занимают в ней положение религиозного меньшинств.