какое вероисповедание в иране
Какие религии исповедуют в Иране
В Иране звучат разные молитвы: от пятничного намаза до «Отче наш». Странно? Едва ли. Ведь на каком языке ни обращайся к Всевышнему, «в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Так не все ли равно, на какой лад. Рассказываем, какие крупные религии распространены в Иране.
Православная церковь в Казвине (построена в 1905 году) / источник фото: kojaro.com
«Неверный» штамп
Несмотря на доступность информации в современном мире, широко бытует мнение, что в Иране за чадрой ничего не разглядишь. Может, стоит присмотреться? Вот, на севере страны, в небольшом городе Казвине, высится православная церковь Кантур, построенная в начале XX века для нужд русских специалистов, прокладывающих шоссейную дорогу Энзели-Тегеран. «Нуждающихся» в христианской церкви и сегодня не мало: по разным оценкам, от 200 до 500 тысяч человек.
А вот в Хамадане один из важнейших иудейских памятников — мавзолей царицы Есфирь и ее двоюродного брата Мордехая. В библейской Книге Есфирь говорится, что будучи супругой персидского царя Ксеркса I (486-465 гг. до н.э.), она предотвратила массовую резню евреев. Этот подвиг повторил в годы Второй Мировой и вполне реальный человек — иранский дипломат Абдул-Хусейн Сардари (1914-1981), спасший в оккупированном Париже общину иранских евреев. Впрочем, защищали не религию или этнос, а иранцев: хоть в чадре, хоть с кипой.
«Есфирь разговаривает с Мордехаем», картина голландского художника Арента де Гелдера (1675) / источник фото: wikipedia.org
Закон в вере
Лицо современного Ирана — неоднородно и разнообразно. Однако в общих описать его все же реально. По данным бывшего посла ИРИ в России Резы Саджади, в стране проживает примерно от 300 до 500 тысяч христиан, около 20-25 тысяч иудеев, а также приблизительно 20-25 тысяч зороастрийцев.
Вместе с исламом эти три конфессии упоминаются в Конституции ИРИ, где за исламом закреплен статус официальной религии государства. Другим религиям гарантировано место в парламенте, свобода отправления культов, формирования партий и обществ, а также ряд других привилегий.
Ислам
Подавляющее большинство населения страны — мусульмане (около 98%). При этом шиитов примерно 89%, а суннитов — около 9 %.
Молитва в мечети / источник фото: sahebkhabar.ir
В 12 статье Конституции ИРИ говорится: «Официальной религией Ирана является ислам джафаритского толка, признающий существование 12 имамов, и этот принцип навсегда останется неизменным. Другие исламские верования, в частности ханафитское, шафиитское, маликитское, ханбалитское [суннистские школы] и зейдитское [шиитская школа], пользуются полным уважением». Так, курды, белуджи и туркмены исповедуют суннизм. А персы, азербайджанцы, талыши и арабы Ирана отдают предпочтение шиизму имамитского толка.
Христианство
История христианства в Иране стара как мир. Ведь по версиям некоторых историков, первые христиане начали проповедовать на землях Персии еще во II веке. Другие же ученые, полагают, что именно отсюда пришли волхвы, первыми почтительно склонившиеся над яслями младенца Христа. Так или иначе, здесь и сегодня много христиан, представленных в основном армянской, ассирийской, католической и православной общинами.
Пасхальная литургия в церкви Сурб Саркис в Тегеране / источник фото: mehrnews.com
Как и другим официально признанным религиозным меньшинствам, христианам гарантирован целый ряд прав. К примеру, помимо уже упомянутых прав, — им предоставлена возможность производить и продавать нехаляльные продукты и напитки, в том числе вино (для нужд общины). Налажена среди иранских христиан и система собственных школ и клубов, а так же газет. Наиболее многочисленны в христианском сообществе Ирана — приверженцы Армянской апостольской церкви.
Иудаизм
В Иране живет самая многочисленная на Ближнем Востоке еврейская диаспора (если не считать Израиля). На сегодняшний день действует не менее 25 синагог, 11 из которых расположены в столице. Все в том же Тегеране можно отыскать и Центральную библиотеку еврейской ассоциации с богатым фондом, включающим в себя исследования по истории и богословию. Столичная община организовала и собственный дом престарелых, а также обустроила кладбище.
Еврейское кладбище в Тегеране / источник фото: payvand.com
Направления работы подобных общин в Иране в принципе довольно широкие. Особенно в социальной сфере. Так, иранское сообщество иудеев организовало Еврейский госпиталь доктора Сапира, крупнейшую на сегодняшний день благотворительную больницу из всех аналогичных учреждений прочих религиозных меньшинств.
Зороастризм
Зороастризм — древнейшая религия откровения на территории Ирана. На протяжении столетий это религиозное учение занимало статус главной конфессии Персии, и лишь натиск Арабского халифата пошатнул и привычный уклад, и привычную систему взглядов. На передовые позиции вышел ислам [в 637 году арабы взяли столицу сасанидского Ирана, Ктесифон, а к 651 году почти весь Иран оказался под властью Арабского халифата — прим. «Иран сегодня»].
Зороастризм в Иране, хотя и превратился из религии большинства в религиозное меньшинство, все же сохранил свои традиционные «очаги» — города Йезд и Керман. Здесь, как и много лет назад, сохраняются древние храмы огня, а так же древние «башни молчания», использовавшиеся когда-то для зороастрийских похоронных обрядов. Более современные адреса зороастрийцев расположились уже в столице: храм (атешкаде) неподалеку от улицы Фердоуси и зороастрийский комплекс в районе Техран-Парс.
Какая вера у иранцев была главной раньше, и какая теперь?
Исламская Республика Иран — это древнее государство. Достаточно сказать что здесь, в Йезде можно увидеть священное пламя, которое не гаснет уже более 7 веков.
Это пламя считается священным для представителей одной из самых древних религий в мире — зороастризма.
Все персидские цари (в древности Иран назывался Персией) были зороастрийцами вплоть до VII века, когда арабы завоевали Иран и принесли с собой в страну ислам.
В наше время его исповедует подавляющее большинство населения страны.
Мусульмане-шииты составляют религиозное большинство в Иране
Какая религия у иранцев самая массовая можно понять, изучив данные переписи.
Таким образом, можно сказать, что главенствующая религия в этой стране — ислам.
Персы. Персы составляют более 61% населения Ирана и практически всем они исповедуют ислам шиитского толка. Фото: upload.wikimedia.org
Официальная религия Ирана — ислам шиитский джафаритского толка. Это закреплено в Конституции Исламской республики Иран и поэтому его можно называть государственной религией. Об этом стоит помнить, отвечая на вопрос: какая вера у иранцев?
При этом уважение оказывается и другим школам ислама, и их последователи могут действовать согласно своим обычаям. Кроме того в стране официально признаны и другие религии: зороастризм, иудаизм и христианство.
Они имеют статус религиозных меньшинств. Конституция Исламской республики говорит об этом так:
«Иранские зороастрийцы, иудеи и христиане являются единственными религиозными меньшинствами, которые могут свободно осуществлять свои религиозные обряды в рамках закона и поступать в гражданских делах и в сфере религиозного воспитания согласно своему учению» (из статьи 13 Конституции Исламской Республики Иран).
Законы Исламской Республики Иран запрещают исповедование других религий и отсутствие религиозности. Представителям официально признанных религиозных меньшинств правительство предоставляет некоторые привилегии.
Так, например, для них зарезервировано по одному месту в Меджлисе (иранском парламенте). Связанно это с особым отношением, характерным для иранцев, к «людям Писания».
Дело в том, что Иранские мусульмане почитают кроме Корана четыре небесных Книги: «Сахифа» (Книга) Ибрахима (сура 87, аят 19), «Псалмы» Давида (сура 4, аят 63; сура 17, аят 55), «Тора» Мусы (сура 2, аят 87; сура 3, аяты 3,4 и 91 — 154), «Евангелие» Исы (сура 5, аят 46). Христианство и его основатель Иисус под именем Иса, признаются в Коране.
Экземпляр Евангелия на арабском языке (1590 год). Иранские мусульмане кроме Корана четыре небесных Книги: «Сахифу (Книга) Ибрахима, «Псалмы» Давида, «Тору Муссы», «Евангелие» Исы. Фото: upload.wikimedia.org
Все официально признанные религиозные меньшинства в Иране находятся в подчиненном положении, так, например:
Международные правозащитные организации при этом говорят о религиозных гонениях и преследованиях представителей официально не признанных религиозных меньшинств. Обычно это бахаи. Дело в том, что в Иране бахаизм считается колониальной политической партией, созданной Великобританией, а не религией.
До сих пор в Исламской Республике Иран живут последователи зороастризма
Древние жители Ирана (Персии) исповедовали зороастризм. Она считается первой монотеистической религией страны. Основал ее проповедник Заратустра около 600 года до н.э. и она потеряла свое главенство только после завоевания Ирана арабами.
Зороастризм говорил о непримиримой борьбе между злым духом Ариманом и богом Ахурой Маздой. Согласно ему человек принимает решения, находясь между этими двумя силами. При этом Заратустра отрицал древние персидские культы.
Изображение Зороастра на дисплее в Аташкадех (зороастрийский огненный храм) в Йезде, Иран. Фото: upload.wikimedia.org
Представители династии Сасанидов объявили зороастризм государственной религией. Этот статус он потерял только в 651 году. Тогда арабы завоевали Персию, захватили священные тексты зороастрийцев и разрушили многие их святилища.
Несмотря на это обстоятельство до сих пор в Иране проживает примерно 60 000 человек. Они живут преимущественно в городах Тегеран, Керман, Йезд, Шираз, Исфахан, Захедан и Ахваз.
Депутату-еврею в Иране запрещено говорить о государстве Израиль
Иранские власти признают в качестве официального религиозного меньшинства. В стране его исповедует примерно 35 000 человек. Иранские евреи сосредоточенны в крупных городах страны, таких, как Тегеран, Исфахан и Шираз. В отличие от других мусульманских стран, их число достаточно велико.
8-й Президент Израиля Моше Кацав. Моше Кацав — иранский еврей. Фото: upload.wikimedia.org
Положение евреев в Иране на протяжении истории страны менялось. Так, например, иранские евреи до сих пор помнят о том, что персидский царь Кир освободил их общину от вавилонского пленения и позволил вернуться в Израиль.
После того, как арабы завоевали Персию (Иран), они признали евреев «людьми Писания», но при этом обложили их «налогом на веру». Так они поступили и с другими религиозными меньшинствами.
При тюркской династии Сефевидов (правила в 1501-1722 гг.) иудеев стали насильно обращать в ислам.
В Новое Время ирано-израмильские отношения обострились, и в период с 1948 по 1979 год страну покинуло большое количество последователей иудаизма.
В современном Иране отношение в Иране к представителям иудаизма достаточно терпимое, так, например, им разрешено пить вино и соблюдать субботу.
Необходимо при этом отметить, что они должны соблюдать мусульманские обычаи, так еврейские женщины должны ходить на улице в платке, как это принято у мусульманок Ирана, а мужчины без западных галстуков.
После того, как между Ираном и Израилем произошел вооруженный конфликт, депутату от еврейской общине в Меджлисе запрещено упоминать Государство Израиль, так как оно враждебно Исламской Республике Иран.
Христианство в Исламской Республике Иран считается религиозным меньшинством
Как и другие мировые неисламские религии, христианство в Иране принадлежит к одному из трех официально зарегистрированных религиозных меньшинств.
Сведения о первых христианах в Аршакидском Иране относятся ко II веку, кроме того, также существует легенда о том, что на территории современного Ирана в Пернессе проповедовал апостол Фома.
Благодаря ей, уже IV веку в столице Древнего Ирана Ктесионе появляется собственный епископ.
Местная знать относилась к последователям Заратустры и поэтому первоначально подвергла христиан гонениям.
Святой апостол Фома. Икона. Легенда гласит о том, что святой апостол проповедовал в Иране (Персии) и после его проповеди здесь появились первые общины христиан. Фото: stefmon.ru
В V веке персидские христиане приняли сторону патриарха Нестория, поддержав его в расколе. Династия Санасидских шахов покровительствовала несторианцам.
В результате их покровительства, в Ктесифоне образовалась независимая Церковь Востока.
Она объединила практически всех иранских христиан. Так как, в основном, это были сирийцы, сирийский язык стал официальным языком этой церкви.
После арабского завоевания страны, число прихожан этой Церкви стало неуклонно снижается.
Правление Сефеидов также интересно тем, что на территории их империи стали в большом количестве появляться последователей Армянской апостольской церкви.
Их можно встретить в Иране и сейчас. В наше время христианам в Иране запрещено заниматься миссионерской деятельностью.
Иранских христиан можно разделить на две категории: этнические и не этнические. Первые — это армяне и ассирийцы, обладающие своей собственной лингвистической и культурной традицией.
Неэтнические христиане Ирана преимущественно состоят из протестантов, которые когда-то перешли из ислама в христианство и рассматриваются властями как вероотступники.
Единственный грузинский храм в Иране. Христианство в Иране исповедуют, в основном, этнические меньшинства. Например, грузины. Фото: bigasia.ru
Несмотря на то, что этническим христианам дарованы базовые религиозные права, например, ведения служб, они подвергаются различным репрессиям со стороны властей Ирана.
Именно поэтому на 2006 год в Иране насчитывалось всего лишь 109 415 христиан (0,155 % населения).
Христианство в стране исповедуется представителями, в основном, представители национальных меньшинств — армянами, грузинами и ассирийцами.
Численность католиков в Иране составляет около 21.400 человек (латинского обряда — около 10.000 человек, армянского обряда — около 8.000 человек и халдейского обряда — около 3.400 человек).
В стране проживают также индийские католики из Гоа и Мангалора, которые не имеют собственных церковных структур.
В настоящее время в Иране существуют 4 архиепархии и 2 епархии различных католических церквей.
Прихожан Русской Православной Церкви в Иране насчитывается не более 100 человек
Восточное христианство (православие) в Иране исповедуют: часть армян, грузины, ассирийцы. Территория страны входит в Тегеранскую, Антропатенскую и Исфаханскую епархии ААЦ.
Также на территории страны находится епархия Ирана Ассирийской церкви Востока.
Свято-Никольский собор в Тегеране. Свято-Никольский храм — это один из трех храмов РПЦ в Иране. Фото: ic.pics.livejournal.com
Первым построить в Иране православный храм предложил российский император Петр Великий. Он высказал её в своем послании к персидскому шаху Солтану Хусейну.
В наше время в стране действует три православных храма: Свято-Николаевский собор в Тегеране, построенный в 1945 году на деньги русских эмигрантов, новая Свято-Николаевская церковь в портовом городе Энзели, освященная в 2008 году.
Кроме того, в Иране действует часовня Казанской иконы Божией Матери, расположенная не в храмовом здании. Она расположена на территории поселка российских строителей АЭС в Бушере.
Все прихожане РПЦ сосредоточенны в странице страны Тегеране. Их число не превышает сотни. Это как потомки русских эмигрантов, так и дипломаты, рабочие на строительстве бушерской атомной электростанции, бизнесмены, ведущие в стране свой бизнес.
Кроме того, РПЦ оформляет приезжающих в Тегеран украинцев, белорусов, сербов, греков, болгар, грузин. Также сюда приходят и русские жены иранцев, хотя официально все они приняли ислам — этого требует закон страны
Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. В 1995 он впервые посетил Тегеран, где наладил контакты с шиитским духовенством. Фото: upload.wikimedia.org
Начиная с 1995 года, Московский Патриархат находиться в режиме постоянного диалога с шиитским духовенством Ирана. Начало ему положил исторический визит Патриарха Московского и Всея Руси в Тегеран.
Он был связан с переходом Свято-Николаевского собора в Тегеране из ведения РПЦЗ в ведение РПЦ.
На презентации 2010 года переведенной на фарси «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» на базе кафедры Тегеранского университета иранскими представителями было отмечено сходство представителей РПЦ и исламских лидеров Ирана ко многим вопросам современности.
При этом власти в Иране с уважением относятся к представителям Московского Патриархата.
Поведение протестантов вызывает агрессию иранских мусульман по отношению к ним
Иранские христиане часто обращаются в международные правозащитные организации за защитой от преследований. Дело в том, что им запрещено совершать богослужения на государственном языке Ирана фарси, установлены также и иные ограничения их прав.
При этом преследования подвергаются даже официально зарегистрированные религиозные общины. В свою очередь иранские власти обвиняют христиан в поддержке политической оппозиции и «агрессивном миссионерстве».
Кроме того, иранские спецслужбы утверждают, что христианские миссии занимаются подрывной деятельностью в пользу западных держав.
Западные средства массовой информации утверждают, что иранские законодатели готовятся ввести смертную казнь за попытки перейти из ислама в христианство.
Видеоролик: Иран (Гонения христиан в мире) На 55 минуте автор говорит о том, что иранские власти запрещают христианам вести службы на фарси.
Иранские власти справедливо указывают на то, что с западными спецслужбами активно сотрудничают, прежде всего, протестанты. Именно с их представителями происходит наибольшее число скандалов.
При этом согласно Конституции, все граждане Ирана равны перед законом, и все в одинаковой степени защищаются законом.
Это положение часто нарушается как иранскими властями, так и иранскими бизнесменами. Так, например, иранские работодатели всегда требуют у соискателей указывать принадлежность к религии. Существует ограничение на занятие ряда государственных должностей.
Религии Ирана
1. Основные религии в Иране
Знакомство с культурой и историей любого народа не обходится без изучения его духовных устоев и верований. Во многих азиатских странах на поведение людей в быту и деятельность руководителей государств на международной арене огромное влияние оказывает религия.
Содержание статьи:
Иран – многонациональная страна, соответственно, религий и верований среди его населения несколько. Какие же основные религии в Иране?
Перечислим их кратко:
1.1. Иран: коротко о самом главном
История земель, на которых находится современный Иран, за 5 тысяч лет представляет собой сплошную череду войн, смен правящих династий, разрастания завоеваний во все стороны света и сужения до современных границ.
Первое, документально подтвержденное государство в пределах современной территории – Элам, возникло 5000 лет назад. Его захватила северная соседка Мидия, которая впоследствии в союзе с Вавилоном ликвидировала древнейшее Урарту.
Кир Великий и его потомки из династии Ахеменидов за 200 лет правления расширили завоевания от греческих земель на западе до Тибета на востоке, от северного Причерноморья до Египта и Нубии на юге. Это был наибольший расцвет персидского царства. Победить его смог только Александр Македонский. При Ахеменидах зороастризм стал государственной религией.
После быстрого распада империи Александра новые династии персидских правителей в 5-7 веках нашей эры с переменным успехом боролись за власть и с соседними государствами, все более ослабляя страну.
1.2. Государственная религия Ирана
В средних веках персидские правители чередовались с захватчиками: турками-сельджуками, правителями Хорезма, монголами Чингисхана, Тамерланом. Не менялось только одно – религией оставался ислам.
С 1501 года по наши дни Ираном управляли только коренные правители. До 19 века они вели собственную политику, а потом она превратилась в «качели» между влиянием России (СССР) и Великобритании (вечными соперниками за контроль над Ближним и Средним Востоком).
В 1979 году Исламская революция свергла последнего шаха. Иран превратился в исламскую республику, где власть духовенства выше светской. Главным религиозным культом страны, закрепленным в Конституции, является ислам шиитского (джафаритского) толка.
2. Господство ислама в Иране
Чтобы понять, какой ислам в Иране, события середины 7 века нашей эры стоит рассмотреть подробнее, углубившись в те времена, когда Иран принял ислам.
2.1. Зарождение ислама в Иране и его раскол
В 610 году некий Мухаммед, пастух и торговец из племени куйрашитов объявил себя пророком единого бога Аллаха после видения ему Архангела Джабраила и стал проповедовать новую религию «ислам» (в переводе «смирение»). Через 11 лет его последователи собрались в Медине, а в 630 году завоевали Мекку. Новое арабское государство – Халифат оказалось весьма агрессивным и стало завоевывать соседей, обращая покоренных в мусульман.
Раскол внутри верующих произошел сразу после смерти Мухаммеда при выборе преемника. Одни сподвижники считали, что избрать духовным лидером нужно «лучшего среди равных», другие хотели передать главенство по наследству. Большинство избрало лидера Абу Бакра Ас-Сиддика, тестя пророка, он был старше, а значит, мудрее и опытнее. Другая группа настаивала на зяте пророка Али ибн Абу Талиба, женатом на Фатиме, любимой дочери Мухаммеда.
Раскол наступил при дележе наследства: Абу Бакр посчитал, что у посланника божия не может быть собственного имущества, значит, и наследства. При этом отказ был подтвержден толкованием сунн (норм и правил, заведенных пророком по примерам из собственной жизни). Поддерживающие Абу Бакра стали называться суннитами. Сподвижники Али – шиитами (последователями).
2.2. Шииты и сунниты
За века раскола набралось немало противоречий между двумя течениями:
Кроме перечисленных есть еще множество других различий.
Из общего числа мусульман, шиитов в стране 89 процентов (около 70 млн чел.). По степени святости для этого течения ислама после бога Аллаха и пророка Мухаммеда третьими являются 12 имамов, потомков пророка, замученных за веру. Главный почитаемый из них – мученик Хусейн, погибший от рук суннитов. Ему посвящен траур в течение 10 дней первого месяца года – мохаррама.
Положительным праздником наряду с Новым годом является день рождения 12-го имама.
Объектами паломничества кроме традиционной Мекки стали местные города Мешхед с гробницей 8-го имама и Кум с захоронением Фатимы, сестры имама Резы, а также Каземейн, Кербела и Неджеф в Ираке.
Шиизм исповедуют персы, азербайджанцы, туркмены (те, кто живет в Иране).
2.2.2. Суннитский ислам в Иране
Официальные данные свидетельствуют о 9% суннитов (примерно 5 млн чел.). Сколько фактически представителей этой ветви ислама в стране неизвестно, другие источники выдают иные цифры. К суннитам относятся арабы, курды, турки, афганцы, луры, белуджи. Территориально они проживают в приграничных районах страны.
2.3. Суфизм
Мистическое крыло ислама – возникло чуть позднее самой религии. Дервиши-суфии исповедуют отказ от бытовых благ (аскетизм), единство Творца и Творения (пантеизм), а достижения истины ищут в особых медитациях. Многие персидские поэты прошлых веков исповедовали именно суфизм, донося до почитателей своего таланта красоту окружающего мира и проникновенность человеческих чувств.
3. Другие религии Ирана
Кроме ислама в Иране существуют религиозные меньшинства. С некоторыми из них государство мирно сосуществует, с другими идет непримиримая борьба.
Религию, зародившуюся в Иране, не смогли искоренить ни время, ни агрессивное внедрение ислама. Ее последователи почитают бога Ахура-Мазду и его пророка Заратуштру (греки переиначили его имя в Зороастра). До ислама зороастризм был государственной религией.
3.1.1. Основы зороастризма
Суть верований в непрерывной борьбе добра и зла, в том числе внутри самого человека, исходя из его совести и разума. Главная идея – творение добра людьми для получения его ответно.
Главное божество являлось почитателям в виде света, поэтому и молитвы возносились в сторону Солнца или открытого огня. За эту особенность зороастрийцев называли огнепоклонниками.
Природа в понимании зороастрийцев – священна, поэтому физические тела людей недостойны упокоения в недрах земли.
3.1.2. Священная книга древних иранцев «Авеста»
Верующие считают, что в «Авесте» изложены древние знания народа ариев, переданные потомкам. Главный экземпляр книги из 21 части, записанный на 12 000 шкурах волов золотыми чернилами, по преданию уничтожил Александр Македонский. Списки попроще спалили арабы при завоевании Ирана в 7 веке. Сохранились только крупицы древних знаний.
3.1.3. Обряды и служение
Храмы служили хранилищем священного огня, который различался для обрядов церковных и домашних.
Праздники посвящались природным сезонам и окончанию сельскохозяйственных работ: середина весны, лета, зимы; окончание уборки хлеба, пастбищного сезона и другие.
Практически вся жизнь адептов состояла из обрядов очищения: огня, души и тела. При стряпне капли еды не должны попадать в огонь. Тяжело приходилось раненым с кровотечениями, больным с проблемами желудочно-кишечного тракта, женщинам в критические дни и после родов: все они длительное время считались нечистыми.
Человеческие останки в древние времена сжигались, позднее для них стали строить особые пустые башни. После похоронных церемоний тела сбрасывали внутрь, где они подвергались воздействию природных факторов: дождя и солнца, а также поеданию птицами. Башня, заполненная костями доверху, запечатывалась специальным веществом, изготовленным из нефти, похожим на асфальт.
Основная масса современных зороастрийцев проживает в столице и городах Керман и Йезд, где сохранились башни и храмы, в которых священный огонь поддерживается столетиями. В Тегеране заново выстроены культовые здания на улице Фирдоуси и в районе Техран-Парс. Общее число приверженцев древней религии – около 25 тыс. чел.
3.1.4. Завоевание Ирана арабами: смена религии
К 636 году страна была ослаблена войной с Византией, поэтому все сражения с Арабским халифатом были проиграны одно за другим в течение 16 лет. В результате Персидское царство полностью оказалось в оккупации. Завоеватели были мусульманами-суннитами. Жителям пришлось принять ислам, так как несогласные убивались целыми селениями и городами. Зороастризм остался только в глухой провинции.
В 1501 году власть в Иране захватил шах Измаил (основатель династии сефевидов). Он происходил из Иранского Курдистана и исповедовал шиитский вариант религии. После воцарения с титулом падишаха властитель ввел шиизм в качестве государственной религии, разрушил суннитские святыни и памятники.
3.2. Христианство в Иране
Христианские конфессии Ирана разнообразны так же, как и в остальном мире. Ассирийцы и армяне исторически жили на территории современного Ирана, их церкви устояли при переменах в политике и религии страны. Кроме них присутствуют православные и католики.
Общее число христиан в Иране по разным источникам от 110 до 250 тыс. чел.
3.3. Иудаизм в Иране
Иудеи попали в Персию после неоднократных захватов древнего Израиля и пленений народа. На новом месте они занимались той же деятельностью, что и на родине: ремеслами и торговлей.
До исламской революции 1979 года евреев в Иране было около 60 тысяч. В 21 веке их осталось около 8 тысяч. При этом сохраняется 25 действующих синагог в разных городах, крупная библиотека, госпиталь, дом престарелых и кладбище в Тегеране. В городе Хамадан сохранился мавзолей библейской царицы Эсфирь.
3.4. Бахаизм в Иране
Адепты новой религии, образованной в 19 веке проповедуют, что все конфессии мира описывают одного и того же единого Бога. Правду о себе он открывал через разных пророков: Будду, Авраама, Иисуса, Мухаммеда, Кришну.
Додумался до этого Саид Аль Мухаммед (Баби), выходец из шиитской семьи. Себя он назвал очередным пророком божиим. Его идеи продолжил некий Бахаулла, почитаемый, как реинкарнация Кришны. От его имени пошло название нового учения.
Количество верующих не уменьшается и составляет минимум 350 тыс. чел.
Маздаизм или зороастризм – древнейшая религия, существовавшая на территории современного Ирана до зороастризма, по именам богов и их «ответственности» сходная с некоторыми индуистскими верованиями. Название она получила от бога Ахура-Мазды, который в последующем зороастризме превратился в Единого Бога. А раньше он был одним из главных, равным по значимости другому божеству – Митре.
5. Свобода вероисповедания
5.1. Возможна ли свобода вероисповедания в Иране?
23 статья III главы Конституции страны формально разрешает свободу убеждений, а фактически ни о какой свободе религии в Иране речи не идет. «Зеленый свет» дан только государственному вероисповеданию да еще немногочисленным поклонникам зороастризма. Остальные испытывают различного рода давление или прямые гонения.
5.2. Равны ли религии в Иране?
При этом общины зороастрийцев, христиан-ассирийцев, иудеев имеют право на 1 представителя в парламенте каждая, армяне – на 2-х депутатов.
5.2.1. А как же в Иране относятся к атеистам?
Для государства их не существует. Они не имеют вообще никаких прав, так как не упомянуты ни в одном государственном документе.