какое вероисповедание в чечне

Религия

В Чеченской Республике господствующей религией является — Ислам суннитского толка.

Процесс исламизации чеченцев знает семь этапов. Первый этап связан с арабскими завоевательными походами на Северный Кавказ, арабо-хазарскими войнами (VIII-Xвв.), второй этап связан с исламизированными верхами половцев, под влиянием которых находились нахи (XI-XII вв.), третий этап связан cвлиянием Золотой Орды (XIII-XIV в.), четвертый этап связан с нашествием Тамерлана (XIVв.), пятый связан с влиянием мусульманских миссионеров Дагестана, Кабарды, Турции (ХV-XVIвв.), шестой этап связан с деятельностью шайха Мансура, нацеленного на утверждение шариата, седьмой этап связан с деятельностью Шамиля и Ташу-Хаджи, боровшихся с адатами, утверждая шариат, восьмой этап связан с воздействием на чеченцев шайха Кунта-Хаджи и других суфийских учителей.

Начало массового распространения ислама среди предков чеченцев относится к XIV веку, хотя есть основание полагать, что диффузно ислам проникал среди чеченцев еще в IX-X веках, что связано с проникновением на территории чеченцев арабских полководцев и миссионеров.

На Северо-Восточном Кавказе (Дагестане, Чечне и Ингушетии) ислам имеет форму суфизма, функционирующего посредством тарикатов накшбандийа, кадирийа и шазалийа, оказавших духовно-культурное и политическое влияние на многие народы региона. В Чеченской Республике распространены только тарикаты накшбандийа и кадирийа, делящиеся на религиозные группы – вирдовые братства, общее их число достигает тридцати. Последователи суфизма в Чеченской Республике – мусульмане сунниты, опирающиеся на базовые положения ислама, но при этом, следуют суфийским традициям, почитая своих устазов, известных им шайхов, авлийа. Большое место в религиозной деятельности традиционалистов отводится устным молитвам, выполняемым обрядам, паломничеству к святым местам, исполнению религиозных ритуалов – зикров, строительстве зияратов (мовзалеев) над могилами умерших устазов. Эта многовековая духовно-культурная традиция в современных условиях, благодаря деятельности Президента Чеченской Республики и муфтията активно реанимируется, достигая своего апогея. Ислам в Чечне, в силу его многовековой адаптации к народной культуре, отличается либеральностью, терпимостью к иноконфессиональным системам.

В настоящее время в Чеченской Республике деятельность религиозных экстремистов, а также террористов, пресекается. Началось бурное возрождение традиционного ислама, что проявляется не только в строительстве мечетей, религиозных школ, но и в духовном просвещении молодежи. Традиционалисты в своих повседневных проповедях мусульман призывают к единению, духовному возвышению, осуждают наркоманию и многие другие греховные поступки.

Источник

Религия Чеченской Республики

В Чеченской Республике в настоящий момент зарегистрированы и действуют 74 религиозных организаций, представляющих три конфессии: 72 — ислам, 1 — православие, 1 — евангельские христиане.

На территории республики действуют более 200 незарегистрированных групп различных конфессиональных направлений — как мусульманских, так и православных.

В пользовании и собственности религиозных организаций республики находится более 300 культовых зданий (Русская православная церковь — 6, Евангельские христиане (баптисты) — 1, остальные — ислам) и более 100 молельных домов (ислам).

В данное время только религиозные мусульманские организации имеют зарегистрированные образовательные учреждения: одно высшее духовное образовательное учреждение — Курчалойский институт имени Ахмат-хаджи Кадырова, 19 медресе и около 20 воскресных школ (хьуьжар), учрежденных Курчалойским институтом.

Епархией Ставропольской и Владикавказской планируется открытие православной воскресной школы при церкви города Грозного.

Работа по стабилизации и регулированию религиозной обстановки осуществляется Департаментом по делам религиозных и общественных объединений Администрации Президента и Правительства Чеченской Республики, Министерством по национальной политике, печати и информации во взаимодействии с религиозными конфессиями и общественными объединениями.

Национальный и конфессиональный состав республики не вызывает проблем, связанных с регулированием этноконфессиональных отношений. Это является результатом работы республиканских властей и взаимодействия органов власти с религиозными конфессиями. В настоящее время главной задачей является сохранение стабильности в обществе, согласия как в межконфессиональных, так и внутриконфессиональных взаимоотношениях.

В республике продолжается восстановление и строительство культовых зданий. Так, в 2006 году восстановлен православный храм в городе Грозном. Региональным фондом имени Героя России Ахмат-хаджи Кадырова восстановлено и построено 33 здания религиозного назначения, облагорожены кладбища и места паломничества верующих.

В республику приезжают делегации из других регионов страны с целью принятия участия в мероприятиях православных религиозных организаций: празднования Пасхи, Родительского вторника, посещение христианских кладбищ. Проведение этих мероприятий показывает, что в республике восстанавливаются мир и порядок, добрососедские отношения между представителями различных конфессий и национальностей.

Лидеры религиозных конфессий совместно принимают участие в мероприятиях, проводимых органами власти, что также способствует межконфессиональному миру и согласию в республике.

Проблемы и перспективы взаимодействия органов власти с религиозными организациями обсуждаются на различных уровнях как в республике, так и на межрегиональных мероприятиях (семинарах, конференциях), в работе которых принимают участие и представители органов власти и религиозных организаций республики.

Сегодня не последнюю роль в решении социальных проблем играют религиозные организации республики, деятельность которых связана с образованием и воспитанием подрастающего поколения, занимающихся профилактикой социально опасных явлений (наркомании, алкоголизма), а также работающих в местах лишения свободы.

Религиозные организации сотрудничают и с Центром АнтиСПИД. В рамках этого сотрудничества священники выступают с лекциями по вопросам пропаганды здорового образа жизни, недопустимости аморального поведения.

Источник

Какое вероисповедание в чечне

В Северо-Кавказском округе часто проходят всевозможные форумы и конференции, посвященные межкультурному и межконфессиональному взаимодействию. Зачастую, они направлены на сглаживание культурных противоречий, ведущих к эскалации этнических конфликтов в самом непростом округе страны.

Публикации «Кавказ Пост» на тему истории религии жителей Северного Кавказа нацелены показать, какой путь прошли традиционные общества в своем идеологическом восприятии мира, в формировании своих ценностей и установок. Заглянув в прошлое каждого коренного народа на Кавказе, можно увидеть, как много неожиданного и аналогичного происходило в вероисповеданиях людей прежде чем, они пришли к традиционным конфессиям.

В этом материале попробуем рассказать об истории религии чеченцев и их вере в настоящем.

Большое значение придавалось сновидениям. Через сны боги передавали свою волю, предсказывали будущее.

В народной религии вайнахов считалось, что после смерти человек продолжал жить в мире мертвых Эл (чеч.и инг. — «Iэл»). Миром мертвым управлял бог Эштр, сын верховного бога Делы.

Вайнахский ад выглядел также, как и мир живых, однако, с той разницей, что там люди работали ночью, а светилом им служила Луна.

У Эштра просили благоденствия для своих умерших родственников и ежегодно в конце октября отмечали праздник, посвященный мертвым; и устраивали «жатвенный ужин» — марс-пхьор.

какое вероисповедание в чечне

Бог-творец Дела создал мироздание за 10 дней. Вселенная была разделена на два мира: мир живых (Малхи) и мир мертвых (Эл).

Когда Бог сотворил небо и землю, земля оказалась в три раза больше неба. И когда при соединении они не сошлись, Дела сжал землю так, что появились земляные горы. Дабы укрепить шаткую землю, он построил каменные горы. Эти горы с землей держатся на рогах быка, а бык привязан к столбу.

С тех самых пор добрые крепкие быки держать на себе эту великую ношу.

какое вероисповедание в чечне

После создания неба и земли, Дела создал птиц. Затем он решил создать людей. Из сжатой им в каждой руке почвы образовались мужчина и женщина. Мужчина появился на востоке, а женщина — на западе.

Затем Бог решил, что они должны стать мужем и женой. Однако ему возразил филин и похитил женщину, унеся ее на высокую отвесную скалу. Однажды мужчина отправился на охоту и увидел на вершине скалы свою нареченную. Та сказала мужчине зарезать свою лошадь, вынуть внутренности и спрятаться в трупе животного. Так он и сделал.

Когда прилетел филин, женщина сказала, что хочет отведать конины. Наивный птах принес тушу женщине и улетел. Так женщина и мужчина воссоединились. А филин был наказан Богом, и с тех пор филин не переносил дневного света, и жил лишь ночью.

Ислам

Первые ростки ислама в Чечне начали появляться еще в VIIVIII веках, когда войско Арабского халифата покорило страны Закавказья. Однако же значительная часть вайнахов, кроме ингушей, стали мусульманами к первой половине XV века.

Последние чеченцы из аулов Ахшпатой и Гуни приняли ислам во второй половине XVIII столетия.

Стоит также отметить, что в 1823 году выходец из Бухары (ныне город в Узбекистане) Хасс-Мухаммад принес на Кавказ исламское мистическое учение суфизм и в селении Вини-Ярагми обратил в суфизм Магомеда Ярагского. После чего данное учение стало повсеместно распространяться в Чечне, Ингушетии и Дагестане.

После Октябрьской революции 1917 года, а особенно в 1930-е годы, ислам в СССР был подвергнут серьезным репрессиям со стороны коммунистической власти. Были закрыты практически все мечети и медресе, было запрещено ношение хиджабов и чалмы для женщин, кроме того, власти вели борьбу с «тайными обществами» суфиев.

А в 1944 году ислам в Чечне был фактически уничтожен, в связи с преступной депортацией чеченцев в Среднюю Азию.

Данная политика привела к сосуществованию официально зарегистрированных организаций и нелегальных мусульманских сообществ и лидеров (большинство из них причисляли себя к носителям суфийской традиции — ишанам, шейхам), а также особых религиозных практик (посещение «святых мест» — мазары, авлия и другое).

После падения советского режима религиозный вакуум в Чечне стали появляться ваххабитские проповедники, что в последствии привело к двум чеченским войнам и террористическим атакам в России.

С начала 2000-х годов суфийский ислам начинает свое активное возрождение в Чечне, при поддержке местного правительства и духовенства, которые пытаются вытеснить ваххабизм «традиционным исламом».

какое вероисповедание в чечне

Православие

В настоящее время в республике действует несколько православных храмов, в том числе храм Михаила Архангела, храм Рождества Христова в станице Наурской, храм святой Варвары в станице Шелковской, храм святого князя Димитрия Донского в Ханкале, часовня святого Георгия в станице Калиновской, храм святого князя Александра Невского в селе Курчалой.

Источник

Религиозная культура чеченцев с древнейших времен до нашего времени

Религиозные культы племен северокавказской культуры остались почти неизменными с эпохи ранней бронзы: культы неба, солнца, гор, культ предков.

Материалы археологической культуры поздней бронзы и раннего железа (так называемой кобанской археологической культуры) дают представление о религиозной жизни северокавказских племен второй половины IIтысячелетия — конца Iтысячелетия до нашей эры. На одном из холмов-убежищ Сержень-юртовского поселения (Восточная Чечня) открыто святилище и предметы ритуального характера (жертвенники, глиняные антропоморфные и зооморфные статуэтки, амулеты-обереги, пинтадеры с магическими изображениями креста, свастики и спирали) (Петроглифы в виде свастики, спирали и креста наиболее часто встречаются на чеченских средневековых постройках).В основе религиозных представлений кобанцев, видимо, были культы солнца и неба ( Козенкова В.И. Культурно-исторические процессы на Северном Кавказе в эпоху поздней бронзы и в раннем железном веке. М., 1996. С. 40.),как об этом свидетельствуют изображения свастики, спирали ( Кобанская символика, прежде всего свастика и спираль, встречается в большом количестве на камнях средневековых сооружений в горной Чечне.),а также глиняные модели колес среди ритуальных предметов святилища. Антропоморфные и зооморфные статуэтки могут свидетельствовать о культе плодородия у кобанских племен. Со времен ранней бронзы могли существовать и более древние культы: священных гор, рек, рощ, которые сохранялись в экологической культуре чеченцев вплоть до середины XXвека.

В аланскую эпоху основным религиозным культом был культ солнца, позже трансформировавшийся в идею Верховного божества.

В Раннем Средневековье у чеченцев был сложившийся языческий пантеон. Верховным божеством был Дела — властелин света и светлого мира, в прошлом божество солнца и дневного света, ср.: «Дела из Деэла — князь, властелин дня». Эла (1ела) был хозяином тьмы и подземного мира. Стела/Села управлял громом и молнией, Хиннана была богиней воды, Лаьттнана — земли, Уннана — божеством болезней, Щу — божеством огня, Елта — покровителем земледелия, Тушоли — богиней плодородия.

Идея высшего божественного начала в средневековых языческих культах чеченцев была абсолютно абстрактной. В этом отношении она была гораздо ближе к раннему христианству и исламу, чем к другим монотеистическим религиям. Она не могла быть воплощена в какие-либо конкретные формы и образы, как в позднем христианстве, и не требовала создания идолов. Функции второстепенных языческих божеств были низведены к функциям обычных христианских или мусульманских святых. В архитектуре до полной абстракции эта идея была доведена в столпообразных святилищах — небольших каменных столбиках, которые явились конечной ступенью развития языческих храмов и святилищ.

Об этом, кстати, писал И.А.Гильден-штедт в начале XIX века: «Они (чеченцы. — Л.Ильясов) имеют, однако ж, некоторые следы христианства, даже явственнее, нежели у других кавказцев. Они веруют токмо в единого Бога, именуемого ими Декла (Дела. — Л.Ильясов), и не знают никаких других богов или кумиров, ниже святых» ( Гильденштедт И.А. Географическое и статистическое описание Грузии и Кавказа. СПб., 1809. С. 77).Древние предания сохранили память о существовании в горах Чечни христианских храмов и монастырей и о деятельности миссионеров, которые, вероятнее всего, были византийскими, а позже генуэзскими монахами. какое вероисповедание в чечне

Следы христианства остались и в топонимике многих мест, в том числе и культовых, в горах Чечни, в календарных воззрениях и языке чеченцев. Но в чистом виде христианство на Северном Кавказе, за исключением отдельных районов, не привилось. Христианские идеи в большинстве своем горцы восприняли через призму языческих верований. В конце концов язычество победило, но это было уже не идолопоклонничество, а синкретический культ, в котором смешались христианские, мусульманские, языческие и даже иудейские черты.

Одним из древнейших и основных религиозных культов нахов был культ солнца, дневного светила, который позже трансформировался в культ Единого и Всемогущего Бога, творца и создателя, несущего свет мирам. Его имя, несомненно, связано с названием индоевропейского верховного божества неба — deiuo(ср.: древнегреч. Zeus, Dios, лат. Deus). Имена практически всех вайнахских языческих божеств и демонов имеют свои параллели в древних переднеазиатских и средиземноморских культах, а мифология перекликается с мифами, в том числе и древнегреческими.

Перекликаются с переднеазиатски-ми культовыми именами и названия таких нахских языческих божеств, как Эштр — Иштар, богиня любви у ассирийцев, МаМа — Матерь богов, Дика — Дикэ, древнегреческая богиня справедливости.

В этом смысле интересную параллель с древнеегипетскими культами можно обнаружить в чеченском языке. Так, согласно египетской мифологии, одна из девяти сущностей человека называлась «са-ху» — оболочка души. В чеченском «са-ху» — это «семя души».

Языческие культы, так же как и мифология нахов, практически не изучены, тем более в сравнении с другими, переднеази-атскими, средиземноморскими, кельтскими, германскими, славянскими мифами, с которыми первые имеют много параллелей. Единственной обобщающей работой по этой теме остается труд Б.Далгата, который носит в основном информативный характер (Далгат Б. Первобытная религия чеченцев // Терский сборник. Владикавказ, 1893. Кн. 2. Вып. 3. С. 41-132). Помимо основных, в Средневековье у нахов существовали и другие, второстепенные культы, которые имели прикладное значение, а сами языческие божества были антропоморфны, могли принимать облик обычных людей или животных и в таком виде непосредственно вмешиваться в человеческую жизнь.

какое вероисповедание в чечне

Вплоть до недавних времен существовали священные заповедные рощи и в других районах горной Чечни. Bних никто не смел сорвать цветок или сломать ветку. Дикие животные чувствовали себя здесь в безопасности, так как ни один охотник не осмеливался охотиться в священной роще. Прежде в них могли укрываться даже кровники, не боясь того, что их может настигнуть месть. По народному поверью, пребывание в заповедных рощах в течение определенного времени приводило к исцелению от многих заболеваний. Очень трепетным было отношение чеченцев к дереву. Cдревних времен они научились оберегать лес, разумно использовать его. Грушевое дерево, грецкий орех считались священными, и был строгий запрет на их рубку. До сих пор среди чеченцев существует поверье, согласно которому человек, срубивший ореховое или грушевое дерево, попадет в ад. Произвольная рубка леса запрещалась, а срубить дерево из озорства считалось страшным преступлением наряду с убийством человека. На дрова рекомендовалось заготавливать валежник, больные деревья, но нельзя было использовать в этих целях ценные породы.

К культовым постройкам относятся, вероятно, и «кулли», или «хаша бен», так называемые дорожные гостиницы, представлявшие собой небольшие каменные домики с двускатной кровлей. Их строили обычно у родников для запоздавших в дороге путников. Первоначально строительство «кулли» было связано с культом дороги, сохранившимся в различных реликтовых традициях у горцев Кавказа.

Дорога в менталитете чеченцев не просто конкретное понятие, а нравственная категория. Cдревних времен все, что относилось к дороге, считалось священным. Согласно поверью, человек, проложивший дорогу или построивший мост, заслуживает рая. Следить за состоянием дороги, проходящей мимо селения, считалось коллективной обязанностью всех его жителей. Кроме того, они несли моральную ответственность за всех проезжающих по этому отрезку пути и должны были оказывать гостеприимство запоздалым путникам. Жесткий запрет налагался на все, что могло осквернить дорогу, повредить ее. Нельзя было брать с дороги даже камень, занимать пядь земли, относящейся к ней, а разрушение моста вообще считалось страшным преступлением. У чеченцев сложилась особая этика отношений в дороге. Понятие «накъост» (спутник, попутчик) имеет в чеченском языке и значение «друг, товарищ».

Cдавних времен в горах существовали дорожные гостиницы, которые строились обычно у реки или родника. Bних возводили очаг или камин, пол застилали звериными шкурами. Обычно тот, кто ночевал или останавливался здесь на отдых, оставлял здесь часть своей пищи, а охотники — шкуры, оленьи и турьи рога — в дар святым, покровительствующим путникам.

Согласно вайнахской мифологии, людей в пути, особенно в ночное время, охраняли тарамы — духи, двойники человека. Ритуальность всего, что связано с дорогой, восходит к тем далеким временам, когда у чеченцев существовал культ дороги.

Содержательную информацию о древних языческих культах чеченцев несут петроглифы, магические знаки на башенных постройках и склепах, широко распространенные по всей горной зоне Чечни. До недавнего времени считалось, что петроглифы возникли в эпоху активного строительства башен и склепов, то есть в XI—XVIвеках. Но самые последние исследования показали, что они гораздо древнее и имеют сходство со знаками, нанесенными на керамику и металлические изделия племен кобанской культуры начала Iтысячелетия до нашей эры ( Смирнова Г.Р. Кобанские аналогии некоторых петроглифов Чечено-Ингушетии // Археология и вопросы этнической истории Северного Кавказа. Грозный, 1979. С. 131-135).

Среди кобанских знаков встречаются почти в аналогичном виде и лабиринт, и двойные спирали, и солярные знаки различного вида, в том числе свастика с закругленными и прямоугольными концами, человеческая ладонь, змеевидные изображения, фигуры людей и животных. Такие петроглифы относятся к наиболее распространенным среди магических знаков, которые можно увидеть на средневековых архитектурных постройках горной Чечни.

К наиболее часто встречающимся петроглифам относятся так называемые солярные знаки и различные изображения небесных светил и Вселенной. Это, конечно же, связано с культом солнца, одним из древнейших религиозных культов, распространенных не только на Кавказе, но и везде, где возникли древние цивилизации. Культ солнца был распространен среди нахов, по всей вероятности, еще с III—IIтысячелетий до нашей эры и просуществовал почти до конца Iтысячелетия нашей эры. Культ Всемогущего и Великого Дела, единого Бога, властного над всем сущим на земле и небе, существовал у чеченцев еще до распространения христианства в Раннем Средневековье и принятия ислама. Несомненно, на него повлиял культ солнечного света, культ дневного светила.

Культ солнца, как и сопутствующий ему культ огня, был основным и главным и у древних нахов во времена бронзы и раннего железа, и у алан (равнинных нахов) в начале нашей эры. Даже военно-политический союз нахских племен во второй половине Iтысячелетия до нашей эры был известен в античных источниках и у абхазо-адыгских соседей по имени верховного божества нахов — «Малх» (солнце).

какое вероисповедание в чечнеНаиболее интересной формой креста является свастика, загнутые концы которой символизируют движение солнца по небосводу, движение всего сущего в природе. У древних нахов свастика была символом вечной жизни, символом бессмертия, универсальным оберегом. Изображения свастики встречаются на чеченских башнях в различных вариантах: прямоугольные, криволинейные, стилизованные. Классическая прямоугольная свастика выгравирована на дверном проеме жилой башни в селении Химой. Подобный знак можно видеть на древней керамике в Центральной Европе. Криволинейная свастика выгравирована на арочном камне жилой башни в селении Итум-кале, на жилой башне в селении Зенгали, в Западной Чечне. Она также обнаружена на Северном Кавказе на керамике и металлических изделиях I тысячелетия до нашей эры (Смирнова Г.Р. Кобанские аналогии некоторых петроглифов Чечено-Ингушетии. С.131-135).

С культом солнечного диска связано и изображение круга, к которому восходят многие языческие ритуалы и магические талисманы. Более поздним по отношению к кругу и к кресту является символ крест в круге. Эта идеограмма символизирует непрерывность движения солнечного диска по небесному своду, знак мифологической солнечной колесницы. Такие петроглифы можно видеть на многих башнях горной Чечни: в Мелхисте, Аргунском ущелье, в Чеберлое. К солярным символам относятся и так называемые розетки и ромашки. Их изображение связано с земледельческим календарем: ромашки с четырьмя лепестками символизируют календарный год, с тремя — сельскохозяйственный.

Двойные спирали одни исследователи считают также солярными знаками, символизирующими движение солнца по небу от восхода до заката. Другие полагают, что они символизируют форму Вселенной. Но в любом случае тот факт, что в основном их наносили на камни или стены башен, наводит на мысль о том, что они должны были придавать постройке устойчивость, вечность.

Со спиралью как с символом связан знак лабиринта, который также часто встречается на склеповых постройках горной Чечни.

Лабиринт символизировал у древних ритуал инициации, когда душа человека, пройдя множество кругов чистилища в мире мертвых, возвращалась к нему чистой и обновленной.

Петроглиф в виде руки или раскрытой ладони встречается в наскальных росписях древней Европы уже со времен верхнего палеолита. Он существует почти на всех чеченских боевых башнях. Изображение человеческой руки символизировало силу, власть, созидающее начало. Кроме того, одним из значений ладони было владение, собственность. Оттиск ладони, по всей видимости, был древнейшим видом личной печати владельца. В чеченском языке с ладонью — «ка» связаны названия внешних атрибутов собственности: «ков» — ворота, «керт» — огороженное владение.

Кроме того, на чеченских башнях широко распространены петроглифы, изображающие человеческие фигуры в различном виде. Древнейшими из них, по всей видимости, являются изображения фигур с несоразмерно большими ладонями, которые встречаются и среди петроглифов Северной Европы, и в виде бронзовых статуэток кобанской эпохи, и на многих башнях в горной Чечне. Иногда эти фигуры имеют утрированно большие детородные органы, что связано с культом плодородия, одним из древнейших земледельческих культов (Марковин В.И. Культовая пластика Кавказа // Новое в археологии Северного Кавказа. М.,

1986. С. 77).Подобные петроглифы изображены на арке оконного проема жилой башни в селении Хаскали, а в стилизованном виде — на башне в селе Химой. Стилизованные фигуры людей рядом с криволинейными свастиками нанесены на стены жилой башни в селении Итум-кале.

На чеченских башнях можно увидеть также петроглиф, изображающий охотника или сцену охоты, например на стене жилой башни в ущелье Тазбичи. Часто это изображение лука со стрелой (Чебер-лой, Майста).

какое вероисповедание в чечнеВстречаются и фигуры отдельных животных, в основном стилизованные. Наиболее распространено изображение оленя. По всей видимости, олень относится к наиболее древним культовым животным у нахов. Бронзовые фигурки оленей, относящиеся к кобанской культуре, найдены на территории Центрального Кавказа, который с древнейших времен населяли предки нахов. О древности культа оленя свидетельствует и то, что название оленя «сай» в чеченском языке относится к такому лексическому ряду, как «са» — душа или «са» — свет.

Встречается среди петроглифов и изображение коня, который считается у чеченцев священным животным. Например, вплоть до середины XX века, то есть до выселения в Казахстан, чеченцы не употребляли в пищу конину, хотя она не считается запретной для мусульман. Обычно культ коня связывают с культом солнца. Древние люди воспринимали солнце как божество, которое передвигается по небесному своду на колеснице, запряженной золотыми конями. По всей видимости, именно этому мифу посвящен петроглиф, изображающий человека, колесо и лошадь, на камне жилой башни в ущелье Тазбичи.

Бык относится к числу наиболее распространенных тотемных и священных животных в Передней Азии, на Кавказе и в Средиземноморье. Священный бык был символом плодородия и связан с культом Великой Матери. В чеченской мифологии сохранилось множество сюжетов, в которых бык являет собой священное начало, например легенда о возникновении озера Галанчож (Иванов М.А. Верховья реки Гехи // Известия Кавказского отдела Русского географического общества. Тифлис, 1902. Вып. XV. С. 283-285).В нахском языческом пантеоне с быком связан культ божества грома и молнии — Стелы.

Кроме того, в чеченском языке сохранился ряд понятий родства, восходящих к слову «сту» — бык, например: «сте» — женщина, жена, «стунцхой» — родственники жены, «стунана» — теща.

У чеченцев с древнейших времен существовал довольно точный календарь, который в Раннем Средневековье подвергся определенному влиянию христианства. Год состоял из двенадцати месяцев и насчитывал триста шестьдесят пять дней. По временам года он делился на четыре части.

1.Нажи-бутт — январь

2.Мархи-бутт — февраль

3.Биэкарг-бутт — март

4.Тушоли-бутт — апрель

5.Сели-бутт — май

6.Мангал-бутт — июнь

7.Мятсел-бутт — июль

8.Эгиш-бутт — август

9.Тав-бутт — сентябрь

10.Ардар-бутт — октябрь

11.Эрх-бутт — ноябрь

Каждый месяц состоял из четырех недель, а неделя из семи дней:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *