какое вероисповедание у мордвы

Мордвы верования

Полезное

Смотреть что такое «Мордвы верования» в других словарях:

Народов Поволжья и Приуралья религиозные верования — В Поволжско Приуральском регионе в тесном контакте проживают финно угорские (мордва, мари, удмурты), тюркские (татары, башкиры, чуваши), славянские (русские, украинцы) и др. народы. Древними поселенцами края являются финно угорские народы. Они … Религии народов современной России

Чувашей верования — Чуваши тюркоязычный народ Поволжья, насчитывающий 1 842 346 чел. Из них в Чувашской Республике проживает более 46 % (906 922 чел.). В населении республики доля чувашского народа составляет 67,8 %, русских 26,7, татар 2,7, мордвы 1,4 %. Большая … Религии народов современной России

Мордва — Самоназвание мокшет, эрзят … Википедия

Новая Кармала — Село Новая Кармала Страна РоссияРоссия … Википедия

Россия. Население: Россия в этнографическом отношении — Первые сколько нибудь обстоятельные сведения о народностях, населяющих Р. (если не считать древнейших, относившихся к ранее жившим здесь народам и дошедших до нас в исторических и географических трудах писателей классической древности и начала… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Чуваши — племя, живущее сплошными массами в Козьмодемьянском, Ядринском, Чебоксарском и Цивильском уездах Казанской губернии, в Курмышском и в северной части Алатырского уезда Симбирской губернии, менее сплоченно, вперемешку с татарами и русскими, в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ФИННО-УГОРСКАЯ МИФОЛОГИЯ — угро финская мифология, мифологические представления финно угорских народов, восходящие к эпохе их общности (примерно 3 2 е тыс. до н. э.). Древние финно угры расселились к 1 му тыс. н. э. из Приуралья и Поволжья до Прибалтики (современные финны … Энциклопедия мифологии

Тюштя — Тюштя или Тюштян (мокш. Тюштя) центральный герой эрзянского и мокшанского героического эпоса «Тюштя», сын бога грома и войны Атямшкая и земной девушки Литовы. Тюштян легендарный мокшанский … Википедия

ЮРТОВ — Авксентий Филиппович [8(20).2.1854, дер. Калейкино Мензелин ского у. Уфимской губ., ныне в Татарии, 20.4.1916, с. Андреевка Уфимского у. Уфимской губ., ныне в Башкирии], морд, просветитель, педагог, этнограф. По окончании Казанской рус. инородч.… … Российская педагогическая энциклопедия

ЮРТОВ Авксентий Филиппович — [8(20).2.1854, дер. Калейкино Мензелин ского у. Уфимской губ., ныне в Татарии, 20.4.1916, с. Андреевка Уфимского у. Уфимской губ., ныне в Башкирии], морд, просветитель, педагог, этнограф. По окончании Казанской рус. инородч. учительской семинарии … Российская педагогическая энциклопедия

Источник

Какое вероисповедание у мордвы

Основные сведения

Автоэтноним (самоназвание)

Мордва: Этноним «мордва» восходит к понятию «человек», «мужчина».

Мокша: Происхождение этнонимов мокша и эрзя дискуссионно.

Эрзя: Происхождение этнонимов мокша и эрзя дискуссионно.

Основная территория расселения

Численность

Этнические и этнографические группы

Мордва относится к так называемым бинарным этносам – народ состоит из двух основных этнических групп, говорящих на близких, но по лингвистической классификации разных языках. Мордва-мокша проживает в основном в западных и южных районах республики, мордва-эрзя – в восточных и северо-восточных. Кроме того выделяется еще три этнических группы мордовского этноса – шокша, или теньгушеевская мордва, каратаи и терюхане.

эрзянский: Эрзянский язык включает в себя пять диалектов, мокшанский – три, на основе этих диалектов были созданы мокшанский и эрзянский литературные языки. В Республике Мордовия эрзянский, мокшанский и русский языки являются равноправными государственными языками, на эрзянском и мокшанском языках издается обширная литература, в том числе и учебная, периодическая печать, ведутся передачи на радио и телевидении. Для значительной части мордвы, особенно проживающей за пределами Республики Мордовия, родным является русский язык.

мокшанский: Эрзянский язык включает в себя пять диалектов, мокшанский – три, на основе этих диалектов были созданы мокшанский и эрзянский литературные языки. В Республике Мордовия эрзянский, мокшанский и русский языки являются равноправными государственными языками, на эрзянском и мокшанском языках издается обширная литература, в том числе и учебная, периодическая печать, ведутся передачи на радио и телевидении. Для значительной части мордвы, особенно проживающей за пределами Республики Мордовия, родным является русский язык.

Писменность

Письменность языков мордвы создавалась на основе русской графики, первые ее памятники датируются 17-18 вв.

Религия

Православие: Почти все верующие у мордвы – православные. Крещение ее началось в процессе вхождения в состав Русского государства и завершилось в основном к середине 18 века. Однако до сих пор бытуют также религиозные верования и представления, восходящие к дохристианскому периоду.

Традиционные верования: Почти все верующие у мордвы – православные. Крещение ее началось в процессе вхождения в состав Русского государства и завершилось в основном к середине 18 века. Однако до сих пор бытуют также религиозные верования и представления, восходящие к дохристианскому периоду.

Этногенез и этническая история

Хозяйство

Традиционная одежда

Костюм мордвы самобытен и красочен. При значительном сходстве выделаются мокшанский и эрзянский комплексы одежды, внутри которых существуют свои различия. В состав женской одежды входила рубаха, которую носили с поясом, а у эрзи со сложным набедренным украшением (пулай, пулагай, пулакш), который девушка надевала в первый раз в день совершеннолетия. На вороте находилось специальное украшение-застежка (сюлгам, сюлгамо). Обильны были другие украшения – сложные нагрудники из бисера, шерстяных кисточек, монет, бусы, серьги, браслеты, кольца. Эрзянки носили высокие головные уборы с длинной, спускавшейся на спину украшенной лопастью из холста, мокшанки – двурогие головные уборы и тюрбанообразные повязки. Женщины носили остроносые кожаные сапожки со сборками, украшенные красным сафьяном, повседневной обувью были лапти. Мокшанки носили вязаные наколенники.

Традиционные поселения и жилища

Традиционная пища состояла в основном из продуктов земледелия – кислый хлеб, который выпекался в вытопленной печи, жидкие каши из проса, чечевицы, гороха, заправленные конопляным маслом, толстые пшенные блины, пироги с различной начинкой. Жидкие блюда готовились на мясном или грибном бульоне с добавлением квашеной капусты, круп, летом ели окрошку, сделанную на основе кислого кваса. Значительное место в питании занимали овощи, а также продукты собирательства. Мясо потребляли в вареном виде, его готовили впрок, засаливая или подвергая копчению, использовали при изготовлении пельменей. В пищу шло молоко и молочные продукты, особенно творог. Безалкогольными напитками были квас, кислое молоко, березовый сок, хмельными – пуре на основе меда и поза из ржаной муки или сахарной свеклы. Немало было обрядовых блюд: каша на родинах, свадебный пирог-лукш, «хлеб здоровья», который брали сваты, идя в дом девушки и др.

Социальная организация

Духовная культура и традиционные верования

Библиография и источники


Общие работы


Отдельные аспекты


Отдельные региональные группы

Далее читайте:

Богословский П.П. Село Дракино, Спасского уезда, Тамбовской губ. // Тамбовские епархиальные ведомости, 1890, № 18, с. 924-948.

Источник

Вера Мокши и Эрзи (Мордва).

Мордовский народ сам себя не называет мордвой. Это название дано ему соседними народами.

Основными этническими группами мордвы являются мокша и эрзя. Мокша расселена в юго-западных районах Республики Мордовия, а также в Пензенской и Саратовской областях, где она проживает как отдельными ареалами, так и вперемешку с эрзей.

какое вероисповедание у мордвы

Эрзя проживает в восточных районах Мордовии, компактные ареалы её находятся также в Самарской, Оренбургской областях, Башкирии, Татарии, а также в прилегающих к Мордовии районах Нижегородской и Ульяновской областей и Республики Чувашия.

Сейчас уже невозможно выявить точно, что представлял из себя древнемордовский пантеон богов в начале нашей эры, так как он дошел до нас, испытав кроме древнегреческой, влияние основных мировых религий. Но названия некоторых богов всё же сохранились:

небом и временем управлял бог Шкай;
его супругой была Анге — богиня жизни, добра и любви;
Чи-паз был богом солнца;
Мастер-паз — богом земли (земной тверди);
Ков-паз — богом луны;
Пургине-паз — богом грома;
Богиня Шобдава являлась в виде зари;
Толава в виде огня;
землей (почвой) ведала Модава;
водой — Ведява;
лесом — Вирява и т. д.

Как показывают археологические материалы, в конце I — начале II тысячелетия н. э. мордва переживала процесс распада первобытно-общинного строя и становления классовых отношений. Возникавшие понятия о собственности, неравенстве, господстве и подчинении переносятся людьми в воображаемый мир их богов.

какое вероисповедание у мордвы

Скорее всего, именно к данному времени следует отнести возникновение представления о божествах не просто как держателях власти (кирди), покровителях, а как собственниках, хозяевах, владетелях. Вероятно, именно в это время к названиям тех или иных мордовских божеств стало присоединяться слово азор (азоро), что означает, «хозяин, хозяйка, владетель, владетельница». Вирь-ава стала именоваться Вирь-азор-ава, Ведь-ава — Ведь-азор-ава, Мода-ава — Мода-азор-ава, Кудо-ава — Кудо-азор-ава и т. д. Аналогичные изменения были внесены и в терминологию, обозначающую мужские божества.

Как показало сравнительное изучение дохристианских верований мордвы и другого соседнего с ней народа — марийцев, в ранних формах религий этих народов много общего. Это тождество или сходство теонимов многих мордовских и марийских богинь — свидетельство тому, что в тот отдаленный период предки мордвы и марийцев четко еще не обособились в отдельные, самостоятельные этнические общности, составляли единую этническую общность или по меньшей мере были близкородственными.

Своего дохристианского верховного бога мордва именовала Шкай, Нишке. Думается, этот образ был создан мордвой по типу слов иня-зор — у эрзи и оцязор — у мокши. Словами инязор (ине ‘великий’, азор ‘хозяин’, владе-тель’), оцязор (оцю ‘большой, великий’, азор ‘хозяин, владетель’) она до присоединения к России называла своих владык, а после — русских царей.

Разница в словах Шкай и Нишке, несмотря на общность их происхождения и обозначае-мого понятия, объясняется субэтническими различиями между мордвой-эрзей и мордвой-мокшей.
Кроме теонима Нишке, мордва-эрзя верховного бога называла также Нишкепаз (паз ‘бог’), Верепаз (вере ‘верх, верхний’), а мордва-мокша — Шкай, Вярде Шкай (вярде ‘верх, верхний’), Оцю Шкай, Оцю Шкай-бас.

С присоединением мордвы к России началась её христианизация, в ходе которой дохристианские верования и обряды не столько вытеснялись, сколько смешивались, синкретизировались с христианскими. Христианский бог получил теоним Нишке, Шкай, т. е. стал называться именем мордовского дохристианского бога. Теоним этот он носит до сих пор.

Источник

Какая вера у мордвы

Далеко не все знают, что Мордовия — это родина святого праведного воина контр-адмирала Ушакова. Так жемчужиной религиозной архитектуры Мордовии является самый большой православный храм в Поволжье, освещенный в его честь.

Это кафедральный собор, находящийся в Саранске. Он способен принять до 3000 человек и здесь хранятся его мощи. Всего же в наше время на территории республики насчитывается 42 православных монастыря и около 650 храмов.

Эти сведения позволяют легко ответить на вопрос: к какой религии относиться мордва? В наше время это православие.

Мордва делится на два субэтноса: мокша и эрзя

Мордва (мордвины, мордовцы) — это финно-угорский народ. Две составные части мордовского народа — мокша и эрзя. Говорят представители этих субъэтносов на мокшанском и эрзянском языках, относящихся к мордовской подгруппе финно-угорских языков. Таким образом, мордовский язык имеет два диалекта.

Оба мордовских субъэтноса имеют свои этнографические группы: эрзян — шокша и терюхане, мокшан —каратаи. Проживают, в основном, в Российской Федерации: около трети — в Мордовии, а также в сопредельных областях — Нижегородской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской, Самарской, Московской.

какое вероисповедание у мордвы Ареал расселения мордвы в Волго-Уральском регионе. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года. Мордва — это коренное население Российской федерации. Фото: upload.wikimedia.org

В Мордовии много сел со смешанным населением, но есть населенные пункты, где проживают исключительно мордва, русские и татары. Есть несколько украинских хуторов. Эта информация позволяет понять: какая религия у мордвы главенствует.

На сегодняшний день это православие, кроме того в республике также проживают приверженцы народной эрзянской веры, ислама, лютеране и молокане. Кроме того, в татарских сёлам имеются общин приверженцев ислама.

Это мешает однозначно сказать: какая вера у мордвы доминирует. Так, например, в Мордовии распространен культ предков, остатки которого можно видеть в подробностях погребальных обычаев, поминок.

Вплоть до XX века здесь сохранился обычай при основании нового кладбища первого покойника хоронить стоя и с посохом в руках.

После этого его дух становился хозяином погоста (калмонь кирди — «покровитель кладбища» или калмо-ава — «мать кладбища»). У мордвы сохранились ещё местами моляны — остатки прежних языческих жертвоприношений, отчасти христианские праздники приурочены к ним.

какое вероисповедание у мордвы Девушка мокша, девушка эрзя, мордвинская семья. Фото: goturist.ru

В эрзянских селениях особо было развито черничество. Чернички — это молодые девушки с некоторым прошлым, покрывшиеся чёрным платком и навсегда отказавшиеся от замужества; они запираются в кельях, чтобы молиться и читать богоугодные книги.

Однако у мордвы черники не пользуются лестной репутацией. Среди них имеются проповедники новых учений, поскольку сектантство очень было распространено среди мордвы. Так, например, здесь нашли свое пристанище «духовные христиане: молокане и духоборы.

Мордва, в большинстве своем, двоеверы

Многие туристы и любители этнографии спрашивают: какая вера была у мордвы до христианства? Такой религией историки и религиоведы называют «национальную эрзянскую веру».

Это этническая религия народа эрзя, одного из субэтносов мордвы, в которой главенствуют дохристианские семейно-родовые и общинные аграрные культы. При этом большинство мордвы (субэтнос мокшане) уже в основном утратили прежние верования, исповедуя православие.

Эрзяне же остаются двоеверами — во время Пасхи, Троицы, Рождества, Крещения, а также в дни престольных праздников проходят моления языческим покровителям. Исключительно национальную веру, по некоторым оценкам, исповедуют менее 2% эрзян.

какое вероисповедание у мордвы Обряд зажигания эрзянской родовой свечи Штатол. Если мокша практически на 100% является православной, то эрзя во многом придерживается своей древней религии. Фото: upload.wikimedia.org

Какую религию исповедуют мордва в наше время можно понять, узнав, что христианизация мордвы Русской церковью была в целом завершена в XVIII веке.

Шёл этот процесс нередко насильственным образом. Последнее общенациональное моление (озкс) было разогано русскими войсками в селе Чукалы (ныне Большеигнатовский район Мордовии) 23 сентября 1629 года. Кроме того по указанию православных священников вырубались священные рощи (керемети) как места поклонения.

Из-за этого многие язычники бежали на Урал и в Заволжье (Нижегородская, Самарская и Ульяновскаяобласти), поэтому в диаспоре верования сохранились лучше, чем в самой Мордовии.

В 1806 — 1810-е годы произошло последнее языческое восстание (в нынешней Нижегородской области) под руководством Кузьмы Алексеева, прозванного «Мордовским богом Кузькой».

Современные эрзяне наряду с христианскими сохраняют представления о подземных, земных и небесных божествах (паз) и духах (азор): бог-творец Нишке, боги солнца (Чи паз), грома (Пурьгине-паз) и молнии (Ендол паз).

Выделяются образы праматерей (ава): матери жилища, двора, хозяйственных построек, леса, воды, ветра (Вармава), огня, покровительницы полей (Норовава), плодородия и т. д. (таковы ведявы — богини вод, любви и плодородия).

Власти Мордовии поддерживают возрождение древней мордовской религии

Сельской общине в Мордовии покровительствует дух-велень кирди азорава. Известен образ избранного богом человека (эрзян кирди) в качестве посредника между народом и богами. Почитаются предки (покштят бабай) и полулегендарные мордовские цари-инязоры.

Носителем зла считается шайтан (заимствование из ислама). В отличие от соседних марийцев или чувашей среди эрзян, даже в сельской местности, практически не осталось «чистых язычников».

какое вероисповедание у мордвы Эрзянский обрядовый праздник «Раськень Озкс», 2004 год. Обрядовый праздник «Раськень Озкс» признан в Мордовии фициально. Фото: ljplus.ru

Профессиональных жрецов-озатя у мордвы не было уже к XVIII веку, молениями в поле или в периодически назначаемом общиной доме руководили выборные мужчины и женщины.

После долгого перерыва, первое общественное моление с жертвой быка и птицы верховному богу Нишке (Инешкипазу) состоялось в 1991 году в лесу у деревни Тавла.

В 2004 году президент Мордовии издал указ о присвоении языческому общереспубликанскому молению «Раськень Озкс» во вторую субботу июля в селе Чукалы Большеигнатовского района, наряду с Днем славянской письменности и культуры, государственного статуса и обеспечение его бюджетным финансированием

Около 80% мордвы считает себя православными

Какая вера у мордовского народа главная невозможно понять, не изучив историю православия, которое доминирует в республике. Так первый православный храм в Мордовии был возведен в 1591 году в Пурдошевском Рождество-Богородичном монастыре, при этом православные приходы здесь существовали и ранее.

Известен преподобный монах Матфей, основавший в XVI веке Щацкую Чернееву пустынь, который за свою миссионерскую деятельность получил прозвище «мордовский апостол».

какое вероисповедание у мордвы Преподобный Матфей Чернеево-Шацкий, основатель Николо-Чернеевского монстыря. Преподобный Матфей считается просветителем мордвы. Фото: 151722.selcdn.ru

С 1628 по 1710-е гг. в Православие чаще всего переходили татарские и мордовские мурзы, приобретавшие таким образом титулы русских князей и крупные имения с многочисленным крестьянством.

В XVIII в. крестились уже целые деревни. В конце XVII в. распространение христианства среди мордвы приняло массовый характер. В эпоху владычества ордынцев мордовская земля входила в состав Сарской епархии, затем в Крутицкую, а с 1593 г.

Понизовье, в том числе междуречье Суры и Мокши, вошли в состав Патриаршей, позднее Синодальной области

В начале XX века на территории современной Мордовии насчитывалось около 5 тысяч священно- и церковно-служителей (вместе с семьями) и около полутора тысяч монахов и монахинь, не считая лиц, живших в монастырях на испытании.

В XX в. Православие в Мордовии пережило самые тяжелые времена, сравнимые с эпохой римских гонений. Массовое преследование верующих и священнослужителей началось с 1924 г.

Первыми были закрыты Кимляйский и Знаменский монастыри, в обоих случаях — в результате карательных экспедиций ЧК. К началу Великой Отечественной войны на территории республики не осталось ни одного православного прихода.

какое вероисповедание у мордвы Саранский собор св. прав. Феодора Ушакова. Большинство жителей Мордовии считает себя православными. Фото: drevo-info.ru

Процесс духовного возрождения в республике начался с введением в СССР перестройки. 8 июня 1990 года была создана Саранская епархия.

В наше время в составе епархии числиться 6 монастырей; 150 приходов, домовых церквей и часовен при министерствах, ведомствах и организациях; 148 клириков.

Более 80% населения Мордовии считает себя православными.

В Мордовии присутствуют общины «духовных христиан»

Далеко не многие знают, что такие выдающиеся представители русского православия как патриарх Никон и протопоп Аввакум. Именно поэтому ещё с самого начала раскола в Русской церкви на территорию Мордовии стали прибывать группы староверов.

Кроме того, двоеверие мордвы способствовало тому, что здесь получили большое влияние различные христианские секты.

какое вероисповедание у мордвы Молокане. 1870-е годы. До революции в Мордовии большое влияние имели различные секты «духовных христиан». Фото: upload.wikimedia.org

Начиная с первой половины XIX века, среди мордвы начинают распространяться молоканство и духоборчество. В начале XX века Мордовские молокане, ожидавшие конца света, во множестве уходили на Кавказ к горе Арарат.

Именно тогда там образовываются русско-мордовские поселения. Закавказская мордва называет молокан-прыгунов «кирнявницят» — от мордовского слова «прыгать». Среди мордвы появляется и направление молокан-субботников.

На территории Мордовии в селе Шоржи мордва до сих пор сохранила свои обычаи и язык, уже будучи молоканами-прыгунами и молоканами-субботниками, которые даже сменили свои прежние имена на ветхозаветные.

В наше время количество «духовных христиан» в республике невелико. Оно исчисляется десятками человек. Кроме того, здесь также практически отсутствует влияние католицизма и протестантизма. Если католики здесь практически не присутствовали изначально, то протестанты имели некоторое влияние в 1900-е годы и в конце перестройки в СССР.

В наши дни протестантизм в республике исповедуют считанные единицы, несмотря на активную миссионерскую деятельность его представителей. Этим Мордовия отличается от других российских регионов, где в последнее время протестанты активно работают.

В Мордовии ислам исповедуют, в основном татары

Около 5% населения Мордовии — приблизительно 46 тысячи человек — исповедуют ислам. В Мордовии в каждом из 58 татарских сел действуют мечети. Обычно ислам в республике исповедуют татары (субэтнос мишарей), этические мокша и эзря считают себя православными. Мусульманские поселения разбросаны по всей территории Республики Мордовия, а наиболее компактно живут в Темниковском и смежных с ним Пурдошанском, Ельниковском районах.

В исторических документах XIV–XV веков эта территория называется Мещерская земля, или просто Мещера. Другим районом компактного проживания татар Мордовии, и на сегодня более многочисленным, является Лямбирский и смежные с ним Ромадановский, Инсарский, Рузаевский районы.

какое вероисповедание у мордвы Семья мишар начало XX век. В Мордовии ислам исповедуют татары-мишары. Фото: upload.wikimedia.org

Приверженность части мордвы к Исламу отмечалась путешественниками средневековья. Так, фламандец Г. Рубрук, совершив путешествие в Монголию в 1253 — 1255 гг., писал, что мордва, под которой он понимал мордву-эрзю, являются мусульманами.

В период существования Казанского ханства Ислам восприняли многие представители мордовской феодальной знати. С конца XVII века царское правительство активизирует политику крещения татар; не крестившиеся служилые князья и мурзы лишались своих поместий и крепостных.

В начале ХХ века на территории Мордовии появились последователи нового исламского течения — джидизма.

В рамках борьбы с религией, которая была развернута в 1920 — 1930 е гг. советской властью в Мордовии, практически полностью были уничтожены не только все мечети и медресе Мордовии, но репрессированы, расстреляны или сосланы все имамы и другие служители мусульманского культа.

До второй половины 1980 х гг. мусульманская община республики находилась на нелегальном положении. Возрождение ислама в Мордовии началось только после развала СССР.

какое вероисповедание у мордвы Мечеть села «Лямбирь». В Мордовии мечеть есть практически в каждом татарском селе. Фото: islam-rm.com

Необходимо отметить, что в целом для Мордовии характерен межконфессиональны мир. Здесь многие столетия не возникали конфликты на религиозной почве. Связанно это как с удаленность.

Мордовии от мировых религиозных центров, так и от присущего мордве двоеверия, которое позволяет использовать в быту элементы разных религий. В наши дни в республике доминирует православие, и другие религии занимают в ней положение религиозного меньшинств.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *