какое вероисповедание у монголов

Религия в Монголии

Вместе с многогранной и переменчивой историей Монголии менялась и религия монголов. Вера, сложившаяся при Чингисхане, заметно отличалась от современных верований. И это неудивительно: в ту пору территория, подконтрольная монголам, была велика и охватывала множество народов, обладавших собственными вероисповеданиями. Оттого до сегодняшнего дня на просторах современной Монголии сосуществуют и взаимодействуют древний монгольский шаманизм, сросшийся с буддизмом, ислам, христианство, атеизм и др. И сейчас современное государство гарантирует своим жителям свободу исповедания.

какое вероисповедание у монголов

Религия в современной Монголии

Статистические данные, собранные в 2010 году, показывают, что большинство людей в стране исповедуют буддизм. На его долю приходится 53 % населения. Есть данные, что возрождающийся интерес к этой религии делает ее все более востребованной. На начало 2020 года число последователей буддизма увеличилось до 55,1 %. По результатам переписи населения, проходившей в 2010 году, 38,6 % монголов объявили себя неверующими. В начале 2020 года атеистов было еще больше – свыше 44 тысяч человек. На долю исповедующих ислам пришлось 3 % (3,2 % в 2020 г.). К древнему шаманизму прибегают 2,9 %. В 2020 году этот процент повысился до 3,5. Различные ветви христианства (православие, католицизм, протестантство) объединили 2,1 % жителей Монголии. К другим религиям относят свои исповедания всего 0,4 % монголов.

Сегодня в стране наиболее распространенным верованием является шара шашин («желтая вера»). Она представляет собой ответвление тибетского буддизма, а именно традицию Гелуг («Добродетель»), основанную жителями Тибета в 13 веке. Исходной добуддийской верой был шаманизм. В 1271 году с распадом Монгольской империи появилась империя Юань, чьим официальным исповеданием стал буддизм тибетской школы Сакья. Ее существование завершилось в 1368 году. После этого монголы снова возвратись к шаманизму. В XV веке по воле монгольских ханов снова стал насаждаться буддизм. На этот раз это были учения школ Кагью и Гелуг. Постепенно философия последней школы осталась главенствующей.

Интересно! Тенгрианство не было вытеснено до конца буддизмом. Даже в наши дни его исповедуют по всей стране. В северной части Монголии более всего популярен тенгрианский шаманизм, тесно переплетенный с буддизмом, вобравший множество шаманских ритуалов и верований.

К началу XX века в стране было не только много буддистов, но и большое количество буддийского духовенства. В этом сыграла свою роль традиция посылать третьего ребенка из семьи на учебу, служить в монастырь. Разросшиеся монастыри существенно влияли на управление страной. В период Монгольской Народной Республики, возникшей в 1924 году, отношение к религии резко поменялось. Храмы закрывались и разрушались. Запреты на исповедание разных религий ушли в прошлое только в 1989 году. Западные проповедники, прибывшие в Монголию после 1990 года, привнесли в эту страну протестантство. Но в небольшом количестве остаются и христиане, исповедующие православие.

Религия монголов при Чингисхане

Во времена Чингисхана на подконтрольных ему территориях была объявлена свобода религий. К религиозным лидерам, независимо от конфессии, относились лояльно. Их освобождали от государственной службы и налогов. С древнейших времен сохранялись собственные монгольские вероисповедания. Для джунгар и восточных монголов это был тенгрианский шаманизм, веровавший в «вечное синее небо». Этой же веры придерживался основатель Монгольской империи Чингисхан и его воины. Высшее существо в ней являлось небом – Тенгри, которое выступало истоком всего живого и управляло всем в мире. В Северной Монголии почитали духов гор, рек, долин и др.

какое вероисповедание у монголов

Для своих воинов Темуджин проводил массовые тенгрианские обряды. При этом приносили богатые жертвы огню. Кроме обычных для язычества подношений скота и птицы, приносились и человеческие жертвы. Высшим, наилучшим подношением считались дымы пожарищ, в которых сгорали целые города, селения и убитые вражеские воины. Сам Темуджин не ограничивался лишь тенгрианством. Его интересовала философия иных религий. Известно, что он советовался с монахами-буддистами и даосами, с христианскими миссионерами и другими религиозными деятелями.

Распространение религий

С захватом новых территорий монголы познавали и новые для них религии. От корейцев они узнали синтоизм, от китайцев – даосизм. Ближневосточные походы подарили монголам ислам. От уйгуров было взято несторианское христианство. Монголы часто заимствовали из вновь узнанных верований ритуалы, которые им казались «полезными». Многочисленное войско пополнялось представителями вновь захваченных народов, поэтому было многоконфессиональным. К моменту нашествия на Русь конница исповедала тенгрианство и несторианство, большое количество воинов были тюркского происхождения, исповедовавшими ислам. По свидетельству Васааф-аль-Хазрата (ученого из Персии), хан Батый стал христианином, хоть и не интересовался особого какой-либо конкретной религией.

Историческая справка! В XIII веке обширная Монгольская империя начала распадаться на отдельные улусы. Крупнейшими среди них стали империя Юань, Золотая Орда (улус Джучи), Чагатайский улус и государство Хулагуидов. Территория современной Монголии полностью входила в буддистскую империю Юань, поэтому основное вероисповедание современных монголов – буддизм. Ислам Золотой Орды и Чагатайского улуса не оказал на их религию заметного влияния. Сегодня ислам в Монголии – это вера в основном этнических казахов. Его называют основной религией татаро-монголов из-за того, что это название закрепилось за представителями Золотой Орды, державшей Русь под игом.

Ислам в Монголии

Историки предполагают, что впервые монголы познакомились с исламом в походе Чингисхана на Афганистан. Одним из первых правителей, принявших эту религию, был внук Темуджина Берке. Немало правителей и представителей знати приняли ислам под влиянием своих жен. Официальной, государственной религией в отделившейся от Монгольской империи Золотой Орде ислам стал в начале XIV века, когда при поддержке мусульман в борьбе с тенгрианцами на трон взошел хан Узбек. С 1326 года он стал официальной верой и другого крупного «куска», отколовшегося от Монгольской империи, – Чагатайского улуса. Жители государства Хулагуидов, кроме ислама, исповедовали шаманизм, несторианство и учение Будды.

какое вероисповедание у монголов

Христианство

Несторианство пришло на монгольские земли в XI веке. Найманы и кереиты (монгольские племена) придерживались именно этой христианской религии. Известно, что не только сын Темуджина Чагатай стал несторианским христианином, но и другие Чингизиды. После 1990-х годов на территории страны появилось еще и протестантство.

Шаманизм

Монголы, появившиеся за 5 тысяч лет до нашей эры, изначально исповедовали шаманизм. Лишь появление буддизма в этой стране смогло существенно изменить верования. Суть шаманизма сводилась к обожествлению разнообразных сил природы. Поклонялись небу и земле, луне и солнцу, священным местам, определенным животным. Особенно почитался огонь. В нем нельзя было сжигать сор, плевать в пламя, перескакивать через костры. В Средние века поклонение животным сменилось тенгрианством – обожествлением вечного синего неба. Как и встарь, белыми (добрыми) или черными (злыми) шаманами могут быть не только мужчины, но и женщины.

какое вероисповедание у монголов

Буддизм

Это вероисповедание распространялось в Монголии несколькими волнами. Впервые оно проникло в страну во II веке до н. э., но было побеждено традиционным шаманизмом. Как таковая история монгольского буддизма началась в XIII веке. Тогда сын хана Угэдэя Годан отправился обучаться у главы буддийской школы Сакья. В империи Юань основным вероисповеданием стал ламаизм. Третья волна, возникшая в XVI веке, распространила учение Гелуг на всю нацию.

Вошедшая в историю своей удивительной веротерпимостью Монгольская империя и сегодня продолжает эту традицию. В современной Монголии продолжают уживаться разнообразные религии, когда-то пришедшие на ее территорию. Даже принятый большинством населения страны буддизм отличается от исходной тибетской версии тем, что вобрал в себя большое количество местных шаманских обрядов.

Источник

Религия монголов

какое вероисповедание у монголов

Монголы поклоняются природе тысячи лет, это отражено в сказках и легендах кочевого народа.

Поклонение природе

Поклонение природе насчитывает тысячи лет и отражено в сказках и легендах монгольского народа. Со времени распада патриархальной системы в Центральной Азии процветали как форма поклонения благоговение и уважение к старейшинам и к явлениям природы. Делались подношения солнцу, луне, звездам, планетам и небесным телам, земле, небу, горам и холмам. Это увековечено в изображениях на скалах и камнях, обнаруженных на обширных степных землях. Подношения были напрямую связаны с кочевым образом жизни скотоводов.

В декабре прошлого года монгольская традиционная практика поклонения святым местам была включена ЮНЕСКО в список нематериального наследия. Тогда межправительственный комитет по охране нематериального культурного наследия открыл свою двенадцатую сессию в Чеджу и 6 декабря прошло заседание ЮНЕСКО, на котором было решено зарегистрировать монгольскую традиционную практику поклонения святым местам в качестве нематериального наследия ЮНЕСКО.

Монгольские практики поклонения святым местам развивались в культурном пространстве, в котором царит кочевой образ жизни, характеризующийся тесной гармонией с природой и окружающей средой. Согласно древнему шаманизму, эти практики основаны на вере в существование невидимых божеств неба, земли, гор и природной среды. Местные старейшины учат молодых людей тому, как вести себя во время церемонии и как участвовать в ней.

Церемонии поклонения создают чувство общности и солидарности и повышают осведомленность о взаимозависимости людей и окружающей среды.

Обожествление святых духов

Идолопоклонство или обожествление святых духов было самой ранней верой монголов. В периоды Хунну, Сумбе, Кидана и Панмонгольских племен было распространено поклонение оленям, лошадям, крупному рогатому скоту, волкам и соколам. На древних наскальных пиктограммах олень, дикая коза и медведь изображены как священные идолы.

Самыми популярными объектами идолизации были Бөрте Чоно и Гоо Марал, тесно связанные с почитанием и поклонением небу и земле. Поклонение огню также было одним из духовных убеждений монголов, связанных с его очищающей силой.

Церемония возложения огня была очень популярна среди западных монголов и проводилась в присутствии всего поселения. Во время этой церемонии костру предлагалась грудная кость жирных овец. Традиция все еще сохранилась.

Ранним утром в первый день Цагаана Сар семья по традиции делала подношения, бросая в огонь жир и ароматные веточки можжевельника.

Самая известная традиционная практика поклонения святым местам или традиция монголов во всем мире — это ОВОО. Овоо — культовые места в культуре монголов. В традиционной форме представляют собой кучи из камней или деревья, украшенные ленточками и флажками. Располагаются у дорог, на горных перевалах, на вершинах, у озёр, аршанов, на берегах рек. Встречаются как одиночные овоо, так и их группы.

Считается, что овоо создаёт погоду, отвечает за урожаи, здоровье, благополучие, не пускает людей на гору. Широко распространены придорожные овоо, у которых путешественники оставляют подношения на «добрую дорогу».

Шаманизм или Бөө мөргөл

Вечное небо считалось высшей Вселенной, содержащей много небес, как хорошие, так и плохие. В Асарском небе есть 99 небес, из которых 55 являются западными, считающимися хорошими для человека и ответственными за добрые дела. 44 восточных неба считаются злыми и высокомерными, ответственными за плохие поступки.

Шаманы верят, что когда-то эти небеса были объединены под властью могущественной Асуры. Когда Асура умерла, небеса разделились. Лидером западных небес был Хан Хурмаст, лидером восточных небес была Атаа Улаан-Тэнгэр. Каждое из небес было тесно связано с естественным явлением, управляющим аспектом человеческой жизни, судьбы и участи. Это похоже на греческую космологию и греческих богов во главе с Зевсом.

Черные шаманы связывались с плохими духами, чтобы нести хаос, в то время как белые шаманы связывались с добрыми духами и совершали добрые дела. Шаманы считаются обладателями необычайной духовной силы.

Считалось, что монгольские шаманы с ранних лет имеют право призывать дождь из безоблачного неба, вызывать грозы, заставлять реки течь в другом направлении, преодолевать трудности во времени и пространстве и предсказывать будущее. Во время маньчжурского господства, говорят, монгольские шаманы убили молнией тысячи маньчжурских воинов. Все монгольские знамена следовали за шаманизмом.

Модун хаан из Хунну, первого монгольского государства, поклонялся раннему утреннему солнцу и вечерней луне. В империи Хунну было много шаманских монастырей и храмов, в которых Хунну хаан был глубоко уважаем как Тэнгэрийн Хөвүүн (Сын Неба). В государственных церемониях использовались ритуальные шаманские молитвы, которые, как представляется, стали шагом к превращению шаманизма в государственную религию.

Через поклонение солнцу, луне, земле, рекам, озерам и старейшинам, а также с принесением в жертву овец и крупного рогатого скота, монгольское государство Сумбе также придерживалось шаманизма.

Монгольское племя Тоба во время шаманских ритуалов «приносило в жертву» семь или 49 деревянных человеческих фигур.

Монгольское Жужанское ханство тоже было последователем шаманизма, а мужчины и женщины-шаманы занимали важные должности во дворце хана жужанов.

Племя түрэгов также верило в шаманизм и совершало шаманские ритуалы, поклоняясь синему небу и земле. Киргизы совершали шаманские ритуалы в степях и поклонялись богам земли и воды. Уйгуры также поклонялись небу и земле и следовали за шаманизмом, совершали походы в горы и строили овоо.

Во времена Монгольской империи шаманизм уважался как государственная религия. Когда Чингис Хаан объединил монгольские племена, одним из его близких соратников был шаман по имени Дев Тэнгэр. Шаман играл важную роль в государственных церемониях и совершал обряды перед отправкой воинов в бой. Подношения овоо и предсказание будущего были самыми популярными формами шаманизма в Монголии.

В сельской Монголии по-прежнему очень часто встречаются шаманские ритуалы, выполняемые в горах и возле воды, ритуалы с просьбой о дожде, а также шаманы часто принимают участие в празднике Наадам. Гадание по бараньей лопатке (кости) все еще широко распространено. Ясно, что шаманизм и его ритуалы, вызывающие духов, сильно повлияли на интеллектуальную культуру Монголии.

Религии в Монгольской Империи

Самый интересный период религиозных взглядов был тогда, когда Чингис Хаан основал Монгольскую империю. Он и его преемники поклонялись святым духам в Хөх Мөнх Тэнгэр и шаманизме, а шаманы, которые поклонялись вечному голубому небу, никогда не были изгнаны представителями других религий.

Харахорум, столица Монгольской империи, был всемирным культурным, религиозным и политическим центром, где буддисты, христиане, несторианцы, мусульмане и конфуцианцы создали храмы и монастыри со своими руководящими центрами и властями. В Харахоруме, наряду с шаманизмом, были буддийские ламаистские монастыри, две мечети, одна христианская церковь и 12 храмов других религий.

Во времеан Чингис Хаана никогда не подвергались дискриминации религии покоренных народов, ко всем относились одинаково. Хубилай Хаан отмечал в своей стране фестивали различных религий. Говорят, что в Монгольской империи Юань отмечались такие праздники как Рождество и Пасха, а также мусульманские, буддийские и еврейские праздники.

Хубилай Хаан сказал: «Эти святые глубоко почитаются во всех уголках мира». Историки утверждают, что монголы были терпеливы ко всем конфессиям в государствах, подчиненных монгольскому правлению, что хааны и дворяне, которые проехали полмира, никогда не подвергались дискриминации на основе веры. Возможно, это было причиной того, что Монголия завоевала огромную территорию и управляла половиной известного мира.

Есть еще несколько примеров мирного сосуществования разных религий в Монгольской империи. Польский историк В. Котвич писал: «В XIII веке монголы создали мир во всем мире». Он отметил, что Марко Поло извлек выгоду из Pax Mongolica, не беспокоясь о безопасности во время своего путешествия из Венеции через Азию и обратно. «Его приключения стали вдохновением для исследований европейских навигаторов» (из World History, том 1, 4-е издание, 1996, стр. 170).

Распространнение буддизма в Монголии

С ранних времен монголы культурно и духовно взаимодействовали с буддизмом. Считается, что буддизм развился в период Хунну, самых ранних монгольских предков. Историки предполагают, что жертвоприношения совершались на юго-западе империи Хунну возле трехметровой золотой статуи Будды.

Му Инь, лидер Сумбе, знамя Му Иня монгольской нации, приказал, «Мы должны накапливать заслуги, совершая добрые дела и заставляя их расти, выполняя достойные поступки».

История говорит, что монгольское государство Нирун (4-6 вв. нашей эры) сделало буддизм своей государственной религией. Лама, названный Дхармаприйей на западе (нынешний Ганьсу) в 420 году стал учителем буддизма в государстве Нирун. Буддизм распространился через Монголию из турецкого ханства в Нирун и вплоть до конца уйгурского государства (IX-XI вв. н.э.).

Кидан-монголы, прежде чем возникла их собственная империя, основали первый буддийский монастырь в 902 году нашей эры.

Чингис Хаан, основавший единую Монгольскую империю, написал письмо тибетскому ламе Саджин Хамбо в 1206 году. В нем говорится: «Хотя я хочу пригласить вас, мои государственные дела еще не закончены. Помолись за меня.» В следующих письмах Чингис Хаан освобождал глав тибетской религии от налога. Некоторые из министров Чингис Хаана были буддийскими религиозными учеными.

Поощряя буддийскую религию, Өгөдэй Хаан (1229-1241) начал распространение буддизма в Харакоруме, которое завершилось в 1256 году в царствование Мөнх Хаана.

Буддизм процветал в империи Монголии Юань, основатель которой Хубилай-хаан (1215-1294) следовал политике монгольского хана, почитал и поддерживал буддизм. Он в 1260 году пригласил в свой дворец для написания книг Пагву Ламу Лодойжалцана из секты тибетских саджей и предложил ему возглавить лам штата Юнь в городе Шанд, вручив печать государственного учителя. Преемники Хубилая приветствовали лам в качестве пропагандистов буддийской идеологии, предоставив им титул государственных учителей.

Среди значительных фигур этого возрождения были Өндөр Гэгээн Занабазар из Халха, Зая Пандида Лувсанпэрэнлэй, Зая Пандида Намхайжамц, Просвещенный Лама Чойзад, Нэйж Тойн, Пандида Аюуш-гүн из Хөх хота, Алтан Хан из Түмэд, Автай Сайн Хан из Халх, Лигдэн, Галдан Бошигт хана из Ойрада и Түмэн Сайн Ноён Хан.

Вы знали.

Четвертый Далай-лама, Ёндонжамц (1589-1616), был монголом.

Он был внуком монгольского Алтан Хаана и получил отличное образование. был окружен особой заботой, пока не умер в монастыре в Брэйвене, в Центральном Тибете.

Алтан Хаан Түмэда (1507-1589) пригласил в Монголию тибетского ламу Юндонжамца и дал ему титул Очирдари Далай-ламы, родив настоящее имя Далай-ламы. С тех пор многие хааны поощряли буддизм, стремясь помочь духовной преданностью воссоединить свою распадающуюся нацию.

какое вероисповедание у монголов

Лигдэн Хутагт Хаан (1592-1634) распорядился о переводе сутры Ганжура и Данжура на монгольский язык (1628-1629). Тридцать пять ученых, возглавляемых Гунгаа Одсэром, выполнили эту работу. Монголы начали активно распространять буддизм. Кроме переводов и разъяснений работ индийских и тибетских ученых, ученые ламы Халхи и Ойрата, в частности, писали книги о религиозной философии.

Многие произведения, составленные такими известными учеными как Нагарджуна, Асанга, Васуванду, Дигнага, Дхармакирти и Дхармоттара, были переведены на монгольский язык. Более 200 монголов также написали несколько сотен религиозных книг на тибетском языке.

Буддийские религиозные знания и интеллектуальное развитие в Монголии вплоть до начала 20 века были одними из лучших в мире. Многие мудрецы проникли в философскую глубину буддийских религиозных доктрин. Буддизм носил официальную идеологию, значительно укрепляя монгольские отношения с высокоцивилизованными восточными странами.

Буддийские художественные шедевры хранятся в монастыре Гандантэгчинлэн и других храмах, монастырях и музеях Монголии. Доктрины буддийской философии глубоко повлияли на монгольскую культуру, традиции и обычаи.

Современное положение буддизма и других религий

Поскольку демократия наступила в 1990 году, с принятием Конституции в 1992 года Монголия вновь пользуется свободой религиозных убеждений. Религиозные верования, кроме биддизма, начали проникать в Монголию, ища почву для своих доктрин. Конституция дает гражданам свободу вероисповедания и люди могут свободно выбирать, какой религии следовать.

Была заложена правовая основа для возрождения традиционной религии и для сосуществования других религий. В Положении 9 Конституции Монголии говорится: «Государство должно уважать монастырь, и монастырь будет уважать государство. Отношения между государством и религией будут регулироваться законом».

Сегодня в Монголии насчитывается более 250 культовых мест различных религиозных конфессий, таких как буддизм, христианство, ислам, шаманизм, Ананда Марга, бахаи, бомбо и секты Кришны. Отношение государства можно охарактеризовать как терпимое. Опрос показал, что в Монголии буддистов в 13 раз больше, чем верующих всех других религий.

Однако монгольские буддисты тесно сотрудничают с другими конфессиями из Азии, Европы и США. Хамбо-лама Д.Чойжамц из монастыря Гандантэгчинлэн, центра монгольского буддизма, был в 2003 году избран президентом и возглавил конференцию азиатских буддистов за мир. Выдающиеся монгольские буддисты были избраны на руководящие должности Азиатской буддийской федерации.

Монгольские казахи придерживаются мусульманской религии, в Монголии насчитывается шесть мечетей.

Источник

Религия в Монголии

1. Религия монголов и современной Монголии

На территории государства за всё время его развития существовало множество религиозных верований. 35,9% населения современной Монголии не причисляет себя ни к одной из конфессий.

Содержание статьи:

Государство гарантирует гражданам свободу вероисповедания и терпимость к каждой из религий. Так, сегодня, в Монголии исповедуют буддизм, ислам, шаманизм, христианство и другие конфессии.

2. Отношение религий в Монголии

Религией большинства верующего населения в Монголии является тибетский буддизм традиции Гелуг «Добродетель», основанной в Тибете в XIII веке. Она также известна в монголосфере как шара шашин «жёлтая вера».

2.1 Современная статистика религий в Монголии процентах кратко

На начало 2020 года приблизительная статистика распределения религий в Монголии в процентах такова:

3. История религии Монголии

какое вероисповедание у монголов

Во древности и до прихода буддизма предки монгол были шаманистами. В 1271 году в результате распада Монгольской империи на несколько империй и государств, образовалась империя Юань, официально религией которой стал буддизм традиции Сакья, позаимствованный у тибетских монахов. Империя просуществовала, по историческим меркам, недолго, в 1368 году её не стало, а монголы вновь вернулись к шаманизму.

В самом конце XV столетия, монгольские ханы начали активно насаждать своим подданным традиции сразу двух буддийских школ Гэлуг и Кагью. В итоге, философия первой школы победила и к концу XVI века шаманизм в Монголии был почти полностью вытеснен тибетским буддизмом традиции Гэлуг.

Но создание Монгольской Народной Республики, начатое в 1924 году с подачи пролетарской России, повлекло за собой конфискацию ценностей, гонение и репрессии буддийского духовенства, закрытие и разрушение храмов, а также полное искоренение философии. Пострадали и шаманисты, которые подвергались масштабным репрессиям в 1937-38 годах.

Во времена перестройки первый и последний президент СССР М.С. Горбачёв призвал руководство Монголии снять запрет на буддизм и шаманизм, а также закрепить в Конституции страны свободу вероисповедания. Ограничения на религиозную деятельность, в итоге, были сняты в 1989 году.

В настоящее время основных религией в Монголии несколько — буддизм, исламизм, шаманизм и христианство. Более 44 тысяч монгол называют себя неверующими.

3.1 Основная религия монголов при Чингисхане

В Монгольской империи во времена правления Тэмуджина был создан институт, который обеспечивал полную свободу религии, а все религиозные лидеры были освобождены от налогообложения и государственной службы. Так, монголы могли исповедовать и буддизм, и христианство, и ислам, и шаманизм. Однако большинство подданных Монгольской империи во времена Чингисхана исповедовали – тенгрианство.

3.1.1 Религии в Монгольской Империи Чингисхана

Историки считают, что монголы во времена Чингисхана были терпимы ко всем религиям в странах, которые подчинились монгольскому правлению. Вероисповедания покоренных народов никогда не подвергались дискриминации. Возможно, это стало одной из причин того, что империя Чингисхана смогла завоевать огромную территорию и управлять половиной мира.

3.1.2 Какой религии был Чингисхан и его воины

какое вероисповедание у монголов

Как и все тенгрианцы, он особо почитал огонь и приносил необходимые жертвы, как стандартные для язычников (скот, птицу и т.д.), так и, вероятно, человеческие.

Но особая жертва богу Тенгри приносилась во время военных походов: дым от пожарищ целых городов и поселений, убитые воины вражеских отрядов — все это должно было радовать Тэнгэр Эцэг сладким запахом горящей человеческой плоти…

Однако, не только древние шаманские верования были по душе хану. Тэмуджин был религиозно терпимым и интересовался философскими и моральными уроками других религий. Он консультировался с буддийскими монахами (в том числе с дзенским монахом Хайюнь), мусульманами, христианскими миссионерами и даосским монахом Цю Чуджи.

3.2 Какая религия была у монголо-татар

Мировоззрение военно-политического образования, каким являлась империя Чингиз-хана, направлено на достижение светской власти. Идеология того времени сводилась к главной задаче — поддержанию единства внутри аристократического семейства и созданию Монгольской империи.

Верховный вождь и рядовой воин носили одинаково сложную прическу. Известно, что волосам во многих магических обрядах придают особый смысл. Возможно, что и в данном случае имперская мода служит элементом посвящения в великую монгольскую общность. Чужеземец из союзнических или захваченных племен, желая примкнуть к титульному народу, должен был постричься под монгола. Внешнее сходство, достигаемое таким образом, избавляло постриженного от риска попасть под стрелу соплеменника.

Загадка средневековой Монголии, покорившей полмира, не перестает волновать умы до сих пор. А религия эпохи великих завоеваний Чингиз— хана, объединившего воюющие кочевые племена и создавшего мощное государство, вызывает жгучий интерес и одновременно горячие дискуссии.

3.2.1 Монголы заимствовали религии каждого покорённого ими народа

какое вероисповедание у монголов

Монголы считаются наиболее религиозно открытой империей, чем все остальные в мире. По мере продвижения и захвата южных и западных земель, монголы приобщались к мировым вероисповеданиям. Так, в Тибете для них открылся буддизм, в Корее – синтоизм, а в Китае и на Ближнем Востоке – даосизм и ислам.

Специалисты выделяют несколько важных постулатов в верованиях монголов:

По мере продвижения на юг и запад, монголы перенимали религиозные взгляды народов этих земель.

От уйгуров — христианство несторианского толка, которое считалось ересью, но после завоевания Руси, православный патриарх принял несторианское учение, а не протекцию Константинополя. В Тибете монголы переняли буддизм, в Корее — синтоизм, а уж в Китае и на Ближнем Восток — постулаты даосизма и ислама.

Поэтому на Русь пришли представители всех мировых конфессий, кроме иудаизма. Большинство войска, состоявшего из тюрок, придерживалось ислама, монгольская конница была наполовину несторианами и шаманистами.

3.2.2 Почему монголы терпимо относились ко всем другим религиям

Принятие такого разнообразия вероисповеданий охарактеризовало Чингисхана, как искусного политика. Будучи наблюдателем крестовых походов, борьбы между исламом и христианством, шиитами и суннитами, он покровительствовал всем конфессиям, а также духовенству, понимая какое влияние оно имеет над людьми.

3.3. Во что верили монголы во время нашествия на Русь

Войско, совершавшее набеги на территорию Руси, состояло из представителей разных конфессий.

Большинство воинов были тюрками, придерживающиеся ислама, конница, например, состояла в основном из приверженцев несторианства и тенгрианства. А сам хан Батый, по словам персидского историка Васааф-аль-Хазрата, хоть и не проявлял расположения ни к одной из религий, но принял христианство. При этом Бату покровительствовал своим воинам-мусульманам и во время похода позволил присутствие в армии имамов и муэдзинов, а также возведение временных мечетей.

3.4 Религия в Монголии сейчас

В современной Монголии главной религией считается тибетский буддизм традиции Гэлуг, который был модифицирован монгольской культурой. Эту форму буддизма можно назвать государственной религией Монголии, хотя республика является светским государством. Большой пласт населения остается неверующими.

В религиозной жизни монголы обращаются к шаманизму или «черной вере», которая играет большую роль и по сей день. Ислам не распространен широко и уходит корнями к этническим казахам. С 1990 года, с приходом демократии, деятельность прибывших в страну проповедников дала толчок стремительному распространению такого вида христианства, как протестантство. Локально встречается и православие.

какое вероисповедание у монголов

По данным службы Гэллапа, Монголия занимает десятую строчку среди самых нерелигиозных стран мира, она расположилась между Францией и Белоруссией. Всего 27% опрошенных граждан ответили, что религия оказывает заметную роль в их повседневной жизни.

По данным за 2015 год, в Улан-Баторе функционировали 399 храмов и домов собраний, 298 из которых официально зарегистрированы. 66% храмов расположены в юрточных поселениях, 160 из них являются христианскими церквями.

4. Религии в Монголии

Самая древняя религия монголов — шаманизм. В XVI в тибетский буддизм (ламаизм) стал официальной религией Монголии, но к шаманизму продолжала (и продолжает по сей день) прибегать часть населения, особенно в Северной Монголии.

4.1 Христианство в Монголии

История христианства начианется в Монголии в XI веке в виде несторианства. Существуют отрывочные сведения о том, что племена кереитов, найманов и другие исповедовали христианство несторианского толка.

Известно, Чагатай, сын Чингисхана, был несторианином, как и некоторые другие представители рода Тэмуджина и их родственники.

4.1.1 Протестантизм в Монголии

Первые миссионеры от протестантства появились в Монголии в 1817 году. Протестантизм считается крупнейшим направлением христианства в стране, а также одним из быстрорастущих. Так, в 2000 году на территории государства было около 15 тысяч протестантов, а к 2010 их количество возросло до 40 тысяч.

4.1.2 Католицизм в Монголии

В XIII века римский папа Иннокентий IV отправил посольство к монгольским ханам, и в 1299 году в Монголии была построена первая католическая церковь. Однако после падения династии Юань в 1368 году католики свернули миссии на территории Китая и Внутренней Монголии и возобновили их только в 1840 году.

Сейчас апостольская префектура насчитывает на территории страны шесть католических приходов и более тысячи прихожан.

4.1.3 Православие в Монголии

Распространение православия в стране началось в конце XIX века с прибытием в Ургу, столицу Внешней Монголии, штата российского консульства. В 1864 году здесь была построена церковь в честь Святой Троицы, ставшая первым православным храмом. До начала действия антирелигиозной компании, проводившееся Монгольской Народной Республикой, на территории страны было построено ещё три храма, но все они были закрыты в 30-е годы XX века. Возрождение православного прихода произошло только в 1996 году.

Сегодня в Монголии возведена одна домовая православная церковь и один собор.

4.2 Ислам в Монголии

какое вероисповедание у монголов

Считается, что первое знакомство монголов с исламом произошло во время военной кампании Чингисхана на Афганистан, причём приход религии непосредственно на территорию государства лежит между 1222 и 1254 годом.

Одним из первых правителей, которые приняли ислам, был Берке, внук Чингисхана. Также другие правители империи становились мусульманами под влиянием своих жён, а к 30-м годам XIV века ислам приняло три четверти знати Монголии.

4.2.1 Мусульмане Монголии сейчас

В настоящее время ислам исповедуют в основном этнические казахи. В Монголии действует почти 40 мечетей, а также школы, обучающие основам религии.

4.2.2 Кто сделал ислам государственной религией монголов

4.2.2.1 Официальная религия у монголов в XIII веке

В 13 веке официальной религии у монголов еще не было, так как большая часть огромной Монгольской империи относилась к различным верованиям, где каждая группа обладала своими ценностями и даже культурой.

Однако, отвечая на вопрос «Какая религия у монголов в 13 веке была самой популярной?», большинство исследователей склоняется к тенгрианству.

4.2.2.2 Хан Узбек и принятие государственной религии в Монголии

какое вероисповедание у монголов

В начале XIV века на престол Улуса Джучи или Золотой Орды, при поддержке сторонников ислама и в условиях жесткого соперничества за власть с представителем традиционной религии тенгрианства, всходит хан Узбек. Возможно, в качестве спасибо за это, правитель, в 20-х годах XIV века, принимает ислам официальной государственной религией Монголии и всех монголов, соответственно.

Присвоение исламу статуса государственной религии, наткнулось на сопротивление аристократов Орды. Главные представители оппозиции Тунгуз, Таз и эмир Сарая Кутлуг-Тимур заявили Узбеку: «Ты ожидай от нас покорности и повиновения, а какое тебе дело до нашей веры и нашего исповедания и каким образом мы покинем закон и устав Чингисхана и перейдём в веру арабов?». Мятеж был жестоко подавлен, а сами эмиры и царевичи отправились на казнь.

Знающие хана, называли его крайне религиозным человеком. Но заключение династического брака с дочерью Византийского императора, наводит на мысль о использовании религии, как политического инструмента.

4.2.2.3 Почему ордынцы были мусульманами, а современные монголы – буддисты

В XIII веке империя начал распадаться на улусы, где каждый хан объявил о своей независимости. Крупнейшими стали Империя Юань, Улус Джучи (Золотая Орда), государство Хулагуидов и Чагатайский улус. Территория современной Монголии находилась в составе империи Юань, где большинство жителей были приверженцами тибетского буддизма. Поэтому в настоящее время среди населения так распространена эта религия.

4.3 Шаманизм

Согласно официальной истории, появились монголы за 5 тысяч лет до нашей эры, и в течение всего своего существования оставались верными приверженцами шаманизма. Однако появление буддизма оказало существенное влияние на монгольский шаманизм.

4.3.1 Поклонение природе

Поклонение природе сказывалось в подношениях солнцу и луне, небу и земле. Широко были распространены практики поклонения святым местам.

Верующие обожествляли природу и стремились прийти к балансу, чтобы своими действиями ничему не навредить.

4.3.2 Обожествление святых духов

4.3.3 Особенности шаманизма в Монголии

какое вероисповедание у монголов

В средние века поклонение животным было заменено идеей Вечного синего неба – тенгрианством. Вечное небо полагалось высшим созданием, содержащим в себе 99 небес: 55 из которых благоприятствуют человеку, а 44 создают неприятности и зло.

Все религиозные храмы в Монголии возведены в честь Утреннего Солнца и Вечерней Луны, а также сына Неба, которого местные называют Тэнгэрийн Хөвүүн.

4.4 Вера Бахаи

Впервые это учение появилось в стране в 80-х годах XX века. Один из вдохновляющих принципов учения – единство человечества, необходимость всеобщего образования и устранения всех форм предубеждений.

4.5 Буддизм в Монголии

Буддизм, в его тибетской форме, является основной религией в Монголии по количеству верующих (около 53 % населения) и обладает национальными особенностями.

4.5.1 Буддизм в мире

Учение возникло в середине первого тысячелетия до нашей эры, а его основателем считается Сиддхартха Гаутама, получивший имя Будды. В настоящее время буддизм исповедают около 500 миллионов человек в мире.

4.5.2 Буддизм Тибета и Монголии

какое вероисповедание у монголов

Принятие буддисткой религии в Монголии датируется 1578 годом, когда на съезде монгольской знати, глава школы тибетского буддизма Гелугпа, так называемых сектой «жёлтошапочников», великий Цзюнкаба провозгласил буддизм государственной религией.

Господствующая школа Гелугпа, первая из четырех буддистских школ, основанная в 1400 году или «жёлтая секта», упорядочила учение тибетско-монгольского буддизма, ею основаны самые крупные монастыри и храмы ламаистов. Другие школы буддистов, даже более старые, подчиняются Цзюнкабе, как бодхисатве и третьему Будде и считают, что он и его ученики подвергнутся перевоплощениям, так, как только им доступны буддийские истины.

С целью распространения догматов своего учения великий лама встретился с правителем туметов Алан-ханом в 1578 году. Церемония вручения символической золотой печати с надписью его титула «Далай-лама» третьему главе буддийской школы Гелуг Сонама Джамцо и всем его последующим перевоплощениям состоялась. Так произошло единение, а в дальнейшем продолжение развития всей тибетско-монгольской цивилизации.

Для Монголии это была третья волна буддизма со II века до нашей эры. Преемники учения были подготовлены, во-первых, падением шаманизма, во-вторых, в стране еще сохранились традиции древних индусов, традиции школы Сакья, и главы тибетского буддизма Хубилая до падения империи Юаня.

4.5.3 История проникновения буддизма в Монголию

Впервые монголы познакомились с буддизмом в XIII веке, когда Годан, сын хана Угэдэя, стал обучаться у главы школы Сакья.

Распространение буддизма в Монголии происходило волнообразно, и было обусловлено влиянием индийской культуры, а затем проникновением религиозных течений Тибета.

Империя Юань, существовавшая с 1271 г., территориально включала в себя как монгольские, так и завоеванные китайские земли с народами, исповедовавшими несколько религий.

4.5.4 Развитие буддизма – три волны буддизма в Монголии

какое вероисповедание у монголов

Впервые буддизм проник в Монголию из Индии ещё во II веке до нашей эры, но в то время он не смог выдержать конкуренции с шаманизмом.

Второй волной учение занесло в страну во время правления Чингисхана, на этот раз из Тибета. Причём большую популярность новое направление – ламаизм – получило в империи Юань, где стал основной религией. Однако в середине XIV века империя пала.

Третья волна пришлась на XVI век и вначале существовала в качестве религии для элиты. Однако к концу столетия распространилась на всю нацию.

4.5.5 Упадок и возрождение буддизма в Монголии

4.5.5.1 Состояние буддизма при социализме

После становления Монгольской Народной Республики в 20-х годах XX века и проведении антирелигиозной кампании в 30-х годах все монастыри были закрыты, многие из них разрушены, а ламы репрессированы.

4.5.5.2 Возрождение буддизма

После прекращения существования Монгольской Народной Республики начался активный процесс возрождения религии, в рамках которого был приглашен Богдо-гэгэн IX – тибетский лама, который был главой местных буддистов.

4.5.6 Особенности монгольского буддизма

На буддизм в Монголии оказал существенное влияние шаманизм, так, к отличиям от основного учения можно отнести:

4.6 Культ ламаизма в Монголии

какое вероисповедание у монголов

Заметим, что ламаизм в Монголии окреп только тогда, когда ему удалось войти в контакт с верованиями монголов. Основателем культа лам считают тибетского монаха Дзонхава, который приспособил буддизм к интересам тибетского народа.

Часть местных шаманских обрядов вошли в культовую практику лам. Помимо шаманства в него входили:

Все эти культы трансформировались и адаптировались, в следствии «обработки» буддизмом, и почти в оригинальном классическом исполнении, вошли в состав ламаистской практики и сыграли роль духовной опоры.

5. Буддийские храмы и монастыри Монголии

Монастырь Гандан (Гандантэгченлин) в Монголии – крупнейший в Улан-Баторе, был основан в 1835 году и знаменит 26-метровой статуей Авалокитешвары – «Мэгжид Жанрайсэг». Сейчас в монастыре проживают более 150 монахов.

какое вероисповедание у монголов

Монастырь Эрдэни-Дзу – старейший на территории страны, расположен в городе Хархорин. Монастырь был основан в 1585 году и является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Кроме этого, он считается частично действующим, хотя представителем религии принадлежит лишь один из храмов.

Храм Чойжин-ламы, основанный в 1904 году и построенный под влиянием китайского зодчества, сегодня является музеем тибето-монгольского искусства религии.

6. Быт и обычаи монголов – страна с уникальной культурой

Монголия – страна с уникальной культурой, которую в большинстве своём определил образ жизни кочевников-скотоводов. Даже в языке народа присутствует целые классы терминологии, посвящённые скотоводству, климату и географическим особенностям степей.

Некоторые монголы до сих пор придерживаются образа жизни их предков и живут в юртах, носят традиционную одежду и верят в знаки.

Культовые места обо, которые представляют собой кучи из деревьев или камней, обязательно украшенных ленточками или флажками, до сих пор встречаются в стране. К ним традиционно подносят конфеты и рис, чтобы задобрить духов перед ответственной поездкой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *