какое вероисповедание на кубе

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Общество

Куба: верующие под надзором (Le Figaro, Франция)

Вдали от ритмов Гаваны, в самом центре Кубы существует милый городок, несущий на себе глубокий след католицизма. Сьенфуэгос (250 км к востоку от столицы), жемчужина юга, как его называют кубинцы, был основан французами в 1819 году. На католиков здесь приходится почти две трети из 480 000 жителей, хотя в среднем по острову их обычно меньше половины. В 7 утра в соборе Непорочной Богоматери на службу уже собрались прихожане. Только вот один из них далеко не такой верующий, как остальные.

«Это агент МВД. Он каждый лень приходит наблюдать за нами. Раньше у нас был полицейский в форме. Он снимал ее перед тем, как прийти, но я его знал», — рассказывает прихожанин Рэнди. В чем смысл надзора? «Они знают, что церковь против них. Поэтому они делают все, чтобы помешать нам или, по крайней мере, не помогать. Храмы разваливаются».

Церковные власти оценивают восстановление собора в 3,7 миллиона кубинских песо (158 000 евро). Целое состояние для Кубы, однако на этом коммунистическом острове содержание церквей ложится на верующих. «Мы ведем работы вот уже десять лет. Рабочие приходят, а потом уходят на месяцы из-за более прибыльных контрактов в частном секторе», — объясняет Рэнди. Приходит время исповеди, и он сжимает в руке четки. «В городе ни о чем нельзя говорить. Там повсюду стукачи в штатском. Поэтому разговаривать я могу только с Богом», — объясняет он. Мнение людей в этой церкви (местным священником до недавнего времени был испанец, как и нынешний епископ) резко отличается от других провинций, где прихожане теперь считают, что их вера свободна.

Страсти шанговы

Любовь к Христу на Кубе все еще переплетена с афро-кубинскими религиями. Они прошли через века, бросив вызов терпевшим их испанским колонистам. Католические власти боролись с ними, видя в них соперников. Не без основания, поскольку даже католики зачастую исповедуют афро-кубинские религии, даже если и отрицают это. Так, христианка Жизель никогда не забывает почтить память предков, когда открывает новую бутылку рома. В чем состоит ритуал? Нужно капнуть напитком на порог.

Ключевую роль среди афро-кубинских верований играет сантерия. Она объединяет в себе католических святых и африканских божеств. В ней есть свои собственные боги, например, Шанго, бог войны и огня. Церемонии проходят в домах священников «бабалао». «Это колдовство», — говорит Жизель, чей дед был одним из главных бабалао на востоке острова. В отличие от других культов, у мирной сантерии нет политических планов. Тем не менее это не мешает ей становиться все меркантильнее в лице своих советников «падрино». «Требование падрино денег за прием верующих стало недавним явлением. Это искажение религии наблюдается уже около 15 лет», — говорит верующий Энрике. Весьма трезвое суждение при том, что взгляд кубинцев на духовную жизнь может показаться удивительным. «Существует три религии: христиане, бабалао и палеро (другой афро-кубинский культ), — рассказывает молодая медсестра Мэйлин. — Христиане помогают понять веру, бабалао дают советы о жизни, а палеро занимаются смертью. Я сама читаю Новый Завет. Он всегда лежит у меня под матрацем, но я не закрыта для других религий, когда они помогают мне».

Какова позиция государства по отношению к религии? В вышедших в 1980-х годах «Беседах о религии» Фиделя Кастро с бразильским доминиканским священником Фреем Бетто (Frei Betto) отмечается следующее: «Не было никаких проблем с анимистами и прочими. (…) Некоторые протестантские церкви вроде «Свидетелей Иеговы» (организация запрещена в РФ — прим.ред.) столкнулись с напряженностью после революции. (…) Мы имели дело с проповедями, которые выступали против военной службы». Куда большая напряженность в отношениях возникла у Гаваны не со «Свидетелями Иеговы», а с католическими властями. До революции кубинское духовенство было по большей части испанским и поддерживало режим Батисты. Участие нескольких священников в операции в заливе Свиней, которая была организована ЦРУ в 1961 году, резко накалило обстановку. Фидель отправил сотни священников в жуткие трудовые лагеря. В статье 8 конституции 1976 года четко прописано, что «государство признает, уважает и гарантирует свободу вероисповедания», однако только визит папы Иоанна-Павла II в 1998 году позволил католицизму вернуть себе свободу при условии, что он воздержится от враждебных позиций.

В 2010 году духовенство даже поддержало режим во время очистки занятых диссидентами церквей. По мере приближения к Богу Кастро отзывались о католической вере исключительно в положительном ключе, и Ватикан даже сыграл роль посредника в сближении США и Кубы. Как бы то ни было, это оказалось лишь видимостью. В начале 2018 года церковь раскритиковала режим и будущую конституцию (должна быть принята в феврале 2019 года) за ограничения свободы. В частности кубинские католические власти призывают правительство прописать право на плюрализм политических взглядов. После многих взаимных политических претензий церкви и власти время примирения еще не пришло, тем более что все еще помнят о старых обидах.

В отличие от пятидесятников, баптистов и «Свидетелей Иеговы», которые занимаются раздачей еды и одежды, католической церкви обычно нечего предложить, кроме духовной пищи, которая далека от продовольственных проблем кубинцев. Финансируемые американскими верующими евангелические культы привлекают все больше людей в ущерб католицизму. Притягивают они и своей музыкальностью, что особенно важно в стране, где религия должна нести радость. Кроме того, эти зачастую нелегальные церкви пользуются доверчивостью верующих. «Преподобный был мошенником. У него было несколько любовниц, и он сбежал с пожертвованиями», — рассказывает Гладис, прихожанка методистской церкви.

Возрождение маленьких культов

Контекст

какое вероисповедание на кубе

ИноСМИ: Куба отказалась легализовывать однополые браки

Новая Куба и ее отношения с Россией и США

Не верю!

Именно религиозные люди чаще всего нарушают 10 заповедей

Хотя «большие» религии находятся под надзором власти, режим понял стратегический интерес привлечения на свою сторону маленьких культов. В 2003 году Фидель Кастро подарил Греческой православной церкви храм в старой Гаване. В 2008 году он поддержал строительство православного Храма Казанской иконы Божией Матери, чтобы укрепить ослабшие связи с Россией. Есть в столице и две синагоги. Хотя Рауль Кастро участвовал в праздновании Хануки в 2010 году, иудейская община Кубы сильно поредела по сравнению с дореволюционным периодом: около 1 000 человек против 15 000 до 1959 года. Отношения Кубы с Израилем до сих пор непростые: остров долгое время был прибежищем для палестинских активистов, тогда как Израиль — единственная страна, которая все еще голосует вместе с США за эмбарго в отношении Кубы.

Более динамичная мусульманская община состоит из потомков сирийских и палестинских иммигрантов. Во время визита в Гавану несколько лет назад президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган пообещал профинансировать строительство мечети, которая была закончена в 2015 году. Хранитель готовится к полуденной молитве в пустой мечети: «Наша община насчитывает 3 000 верующих, прием многие по собственному решению приняли ислам. Как, например, я 17 лет назад. Этого мало, но на пятничную молитву тут собирается 300 человек».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник

Какая вера, религия и ритуалы на Кубе?

Вероисповедание

Религиозная вера оказала на кубинскую культуру не такое сильное влияние, как на другие страны Латинской Америки по двум основным причинам. Во-первых, в колониальный период духовенство на Кубе было представлено исключительно испанцами.

Они символизировали собой мощь колониальной державы, поэтому такая религия, как католицизм не особо ценилась среди населения Кубы, которое всегда боролось за независимость. Во-вторых, в сельских районах, особенно в Ориенте, было не так много священников. Верующие кубинцы следовали своим религиозным практикам. Именно поэтому вера на Кубе, которая получила распространение среди белокожих кубинцев и креолов, была смесью католической религии с африканскими традициями.

Сантерия – это продукт такого религиозного синкретизма. В свое время на Кубу прибыли нигерийцы, от них кубинцы и переняли эту систему религиозных верований. Эта религия была основана на налаживании отношений между людьми и божествам, которые называются Ориша. Боги Ориша взаимозаменяли католических святых.

Название «сантерия» религии дали испанцы. Оно выражало все их презрение к данному вероисповеданию. Испанцы весьма насмешливо относились к такому усердному почитанию святых, которое требовалось в религии. Именно поэтому кубинцы считают название «сантерия» унизительным и чаще называют данную религию лукуми.

Одной из самых главных традиций сантерии является церемония «кормления» священных камней. Этот обряд проводят трижды в год, ритуал длится три дня. Камни окропляют кровью жертвенных животных, после чего омывают руки специальным настоем. Примечательно, что для каждого камня используется кровь определенного животного.

В 1990-е годы на Кубу начали прибывать протестантские миссионеры. С этого момента на острове Куба вероисповедание начинает претерпевать значительные изменения. Постепенно увеличивается и число католиков: Папа Римский посетил остров в январе 1998 года. Особенной популярностью в последнее время пользуется такая религия, как евангелический протестантизм, который отвечает запросам бедного местного населения.

На данный момент подавляющее число кубинцев является христианами, эту религию исповедует свыше 59 % местных жителей, это примерно 7 миллионов человек. Помимо самих кубинцев, христианами являются и другие жители острова — ямайцы, испанцы, греки, русские.

В 1941 году был создан Кубинский совет евангельских церквей, который спустя 54 года переименовали в Кубинский совет церквей. Кроме того, две кубинских церкви включены а Международный совет церквей.

Представители церкви

Многие религиозные деятели принимали участие в революционном движении, но в 1961 году выяснилось, что церкви использовались только в качестве военных баз, и священникам было предложено покинуть остров. Враждебное отношение к религии укрепилось благодаря декларации атеизма, которая была включена в текст первой социалистической Конституции 1976 года.

Согласно ей, представителям церкви и верующим запрещалось занимать определенные посты. Однако Кастро был под впечатлением от Теологией освобождения в Латинской Америке, которая встала на сторону бедных в их борьбе против деспотичных правительств и неолиберального капитализма.

Кастро также отметил ведущую роль христианских священников в социалистической революции в Никарагуа, и в итоге он смягчил свое отношение к ней. В 1980-е годы было разрешено печать религиозные материалы и вести проповеди, а в 1991 году отменили все ограничения для верующих в плане карьеры.

Ритуалы и святые места на Кубе

Из-за непопулярности и подавления религиозных практик в самом начале революционного периода христианские ритуалы стали редким явлением. Особых святых мест или церквей для паломничества на Кубе нет, хотя церкви в Сантьяго и Гаване являются знаковыми местами для христиан. В церквях регулярно проводятся мессы.

Большей популярностью на Кубе пользуются дома-жертвенники, где соединились христианские и африканские традиции. Церковные служащие отмечают события христианского календаря, но большого ажиотажа среди населения они не вызывают.

Смерть и жизнь после смерти

Единой картины загробной жизни у жителей Кубы нет. Приверженцы религии сантерии верят в духов предков. Похороны могут включать в себя религиозный обычаи, но чаще всего это простая светская церемония, в рамках которого близкие и друзья вспоминают покойного, отмечая его вклад в развитие общества.

Источник

Какая вера, религия и ритуалы на Кубе?

Вероисповедание

Религиозная вера оказала на кубинскую культуру не такое сильное влияние, как на другие страны Латинской Америки по двум основным причинам. Во-первых, в колониальный период духовенство на Кубе было представлено исключительно испанцами.

Они символизировали собой мощь колониальной державы, поэтому такая религия, как католицизм не особо ценилась среди населения Кубы, которое всегда боролось за независимость. Во-вторых, в сельских районах, особенно в Ориенте, было не так много священников. Верующие кубинцы следовали своим религиозным практикам. Именно поэтому вера на Кубе, которая получила распространение среди белокожих кубинцев и креолов, была смесью католической религии с африканскими традициями.

Сантерия – это продукт такого религиозного синкретизма. В свое время на Кубу прибыли нигерийцы, от них кубинцы и переняли эту систему религиозных верований. Эта религия была основана на налаживании отношений между людьми и божествам, которые называются Ориша. Боги Ориша взаимозаменяли католических святых.

Название «сантерия» религии дали испанцы. Оно выражало все их презрение к данному вероисповеданию. Испанцы весьма насмешливо относились к такому усердному почитанию святых, которое требовалось в религии. Именно поэтому кубинцы считают название «сантерия» унизительным и чаще называют данную религию лукуми.

Одной из самых главных традиций сантерии является церемония «кормления» священных камней. Этот обряд проводят трижды в год, ритуал длится три дня. Камни окропляют кровью жертвенных животных, после чего омывают руки специальным настоем. Примечательно, что для каждого камня используется кровь определенного животного.

В 1990-е годы на Кубу начали прибывать протестантские миссионеры. С этого момента на острове Куба вероисповедание начинает претерпевать значительные изменения. Постепенно увеличивается и число католиков: Папа Римский посетил остров в январе 1998 года. Особенной популярностью в последнее время пользуется такая религия, как евангелический протестантизм, который отвечает запросам бедного местного населения.

На данный момент подавляющее число кубинцев является христианами, эту религию исповедует свыше 59 % местных жителей, это примерно 7 миллионов человек. Помимо самих кубинцев, христианами являются и другие жители острова — ямайцы, испанцы, греки, русские.

В 1941 году был создан Кубинский совет евангельских церквей, который спустя 54 года переименовали в Кубинский совет церквей. Кроме того, две кубинских церкви включены а Международный совет церквей.

Представители церкви

Многие религиозные деятели принимали участие в революционном движении, но в 1961 году выяснилось, что церкви использовались только в качестве военных баз, и священникам было предложено покинуть остров. Враждебное отношение к религии укрепилось благодаря декларации атеизма, которая была включена в текст первой социалистической Конституции 1976 года.

Согласно ей, представителям церкви и верующим запрещалось занимать определенные посты. Однако Кастро был под впечатлением от Теологией освобождения в Латинской Америке, которая встала на сторону бедных в их борьбе против деспотичных правительств и неолиберального капитализма.

Кастро также отметил ведущую роль христианских священников в социалистической революции в Никарагуа, и в итоге он смягчил свое отношение к ней. В 1980-е годы было разрешено печать религиозные материалы и вести проповеди, а в 1991 году отменили все ограничения для верующих в плане карьеры.

Ритуалы и святые места на Кубе

Из-за непопулярности и подавления религиозных практик в самом начале революционного периода христианские ритуалы стали редким явлением. Особых святых мест или церквей для паломничества на Кубе нет, хотя церкви в Сантьяго и Гаване являются знаковыми местами для христиан. В церквях регулярно проводятся мессы.

Большей популярностью на Кубе пользуются дома-жертвенники, где соединились христианские и африканские традиции. Церковные служащие отмечают события христианского календаря, но большого ажиотажа среди населения они не вызывают.

Смерть и жизнь после смерти

Единой картины загробной жизни у жителей Кубы нет. Приверженцы религии сантерии верят в духов предков. Похороны могут включать в себя религиозный обычаи, но чаще всего это простая светская церемония, в рамках которого близкие и друзья вспоминают покойного, отмечая его вклад в развитие общества.

Источник

Личный ЧОП из духов мёртвых. Монолог адепта сантерии

какое вероисповедание на кубе

Продолжаем публиковать монологи представителей различных религий, конфессий и культов. Сегодня русская кубинка Вера Кастильо рассказывает о сантерии и сантеро: как санто помогает тебе выжить, почему за косяки придётся отвечать в этой жизни, а не в загробной, и как вообще жить, когда нет ни рая, ни ада, ни понятия греха.

Родной город Веры — Тула, но десять лет назад она уехала оттуда, сначала в Москву, а потом и вовсе на Кубу. Так и жила между Кубой и Москвой, изучала испанский, сальсу и культуру Острова Свободы. А потом привезла в Россию мужа-кубинца, выбрав его образ жизни, ритуалы и религию. Сейчас Вера вернулась на Родину, работает редактором на разных сайтах, но жизнь её теперь между Кубой и Россией.

какое вероисповедание на кубе

Первый раз я поехала туда после окончания института — в танцевальный тур. Я тогда жила в Москве. Набралась компания таких же, как я, любителей и любительниц сальсы, и мы двинули на две недели, чтобы позаниматься там с профессиональными танцорами, выпускниками гаванского Института искусств, ну, и чтобы пожить в Старой Гаване, среди местных — без всяких отелей, туров и экскурсий.

С мужем я познакомилась намного позже. К тому моменту на Кубу я уже ездила года три, довольно сносно говорила по-испански и заинтересовалась сантерией и другими афро-кубинскими культами, распространёнными на Острове. Потому что сначала ты об этом ничего не знаешь, не видишь, не замечаешь — и огромная часть жизни простых кубинцев проходит мимо тебя.

Свели меня по знакомству с одним бабалао — так называются колдуны в сантерии. Впоследствии он, кстати, стал моим крёстным. А мой муж — его младший брат: он как-то заехал помочь по дому, так и состоялась наша первая встреча, которая только год спустя получила романтическое продолжение.

какое вероисповедание на кубе

Религия важна, да. Знаете, почему? Когда в стране наступает реальная задница с экономикой, когда «денег нет, а держаться надо», когда помощи ждать практически неоткуда — а Куба живёт в такой обстановке с самого развала СССР, — люди обращаются к потусторонним силам. И они дают им надежду, что в самой патовой ситуации будет защита. С такой надеждой не так страшно заглядывать в завтрашний день.

Если смотреть по датам, расцвет сантерии начался именно с 90-х, со страшнейшего экономического кризиса в стране. Конечно, сыграл роль и тот факт, что долгое время афро-кубинские культы официально «не приветствовались», за исповедование этих религий можно было лишиться работы, и только с наступлением «особого периода» Фидель сам отменил преследования — думаю, понял, что любые средства хороши, чтобы удержать людей внутри страны.

Когда я жила в Гаване, сантерия помогала мне на каждом шагу. Потому что такую очевидную некубинку, как я — блондинку, светлокожую, с типично славянской внешностью, — там на каждом шагу пытаются «нагреть» хоть на копеечку. Что поделать, выживать как-то надо, а туристы (то есть любые иностранцы) — это для местных такие кошельки с ушками, от которых из-за 50 центов не убудет.

Но, увы, когда ты там живёшь, а не на недельку приехал, от тебя ещё как убудет: 50 центов — это проезд на маршрутке, либо бутылочка воды, либо девять яиц, два фунта риса, одно манго, десять белых булочек и много чего ещё эквивалентного.

И только когда на мне видели мои опознавательные сантерийские украшения (практически неприметные для русского глаза), некоторые как-то удивлялись: «Что ты такое?», — и обмануть пытались уже на порядок реже. Такие вот социальные бонусы от высокодуховных дел.

какое вероисповедание на кубе

Сантерия — это религия про здесь и сейчас. Её главная цель — счастливое существование конкретного человека в этой жизни. Не в следующей. Она не учит терпеть и ждать, что потом воздастся. Тебе сегодня нечего есть — ты просишь санто, «колдуешь», если назвать это каким-то общепонятным словом, — и ты сыт. Всё.

Сантерия, кроме Кубы, существует в Бразилии и в нескольких странах Африки, по большей части в Нигерии — оттуда в своё время и были набраны рабы, которые завезли религию на Кубу, на тот момент, благодаря испанцам, католическую. Но самый большой процент сантеро живёт именно на Острове — по официальной статистике, эту религию исповедует около 60% населения, по неофициальной — 85%. Неофициальная версия мне кажется более близкой к правде. Ну и, разумеется, с миграцией самих кубинцев сантерия «расселяется» по миру — в частности, очень много сантеро живут в США, в Майами. Но опять же, поскольку опознать одного сантеро может только другой сантеро, или, по крайней мере, человек «в теме», в глаза они не бросаются.

Между женщинами и мужчинами различия есть, но относительно небольшие. Например, женщина не может стать бабалао — колдуном. Но, что касается ритуалов, они одинаковые и для мужчин, и для женщин, так что никакой дискриминации не чувствуется.

Вся сантерия — именно про быт, потому что про здесь и сейчас. Дома у сантеро есть множество «штучек», всяких оберегов, камней и прочего, что обычно не выставляется напоказ, но и не скрывается. Просто никто особо не обращает внимания на какую-нибудь, например, статуэтку за дверью. Или куклу на диване. Но для самого человека все эти предметы очень значимы, требуют особого отношения. В этом плане, конечно, удобнее, если в доме нет нетерпимых представителей других конфессий. Например, у нас — нет.

В сантерии есть дни каждого санто в течение года — кто-то их празднует, кто-то нет, дело добровольное. Скажем, 24 сентября был день Оббаталы — это санто мой и моего мужа, так уж совпало. Мы оделись во всё белое, зажгли свечку перед санто, потом пошли ужинать в ресторан.

Плюс у каждого сантеро есть свой собственный праздник — кумплеаньос де санто — такой второй день рождения, день, когда этому человеку «сделали санто». Его отмечают застольем с семьёй, в доме делают «трон» — красиво оформленный уголок с подношениями для санто-прокровителя этого человека. Часто приглашают барабанщиков, танцуют.

какое вероисповедание на кубе

В сантерии нет понятия греха, нет рая и ада. За всё, что ты «накосячил» вчера, ты будешь отвечать сегодня, максимум — завтра, но не через пятьдесят лет, когда тебя закопают. Что касается загробной жизни — умерший, вернее, его душа, после смерти остаётся жить с любимыми людьми, защищать их, потом защищает их детей, внуков, правнуков и так далее.

Поэтому, по нашей вере, у каждого человека есть целый эдакий ЧОП из духов мёртвых — от самых сильных, близких, недавно умерших родственников, которых сам человек держит возле себя своими мыслями и воспоминаниями, до самых дальних, скажем, времён татаро-монголов или там феодальной раздробленности, о которых никто не помнит в семье, но они тоже есть и тоже тебя охраняют.

Отчасти поэтому сантерия не делает зла. Если и называть её колдовством, то речь тут идёт о белой магии. Почему? Потому что сами подумайте: вот ты наколдовал какую-нибудь болезнь другому человеку, а у него куча духов-защитников. С ним, может, и произойдёт что-то нехорошее, но и тебе аукнется, уж они постараются.

какое вероисповедание на кубе

какое вероисповедание на кубе

То есть схема «Я украл у сирот миллиард, но сейчас я построю церковь — и мне всё простится» тут не работает. Санто советуют тебе через твоего личного бабалао, как лучше поступить в спорной ситуации. Они никогда не скажут делать что-то злое. А уж если пропустил совет мимо ушей и сделал по-своему — ну, извини, тебя предупреждали, как надо было. Теперь получай по полной — болезни, неудачи, банкротство, проблемы с документами и кучу прочих жизненных неурядиц.

Ну и да, есть один действительно неразумный поступок — выбросить своих санто. То есть в один день перестать верить, собрать все статуэтки, камни и куклы, выкинуть их на помойку и начать глумиться над этим своим «нелепым» бывшим увлечением.

Вот такое и правда редко прощается. Бывает, конечно, ведь санто, по преданию, и сами когда-то были людьми, а значит, человеческие слабости им понятны, — но редко. Обычно такой «богохульник» просто сходит с ума.

Именно поэтому принимать религию, ничего не зная о ней, — это очень опрометчивый шаг. «Раскреститься» тут не получится.

Какого-то превосходства над нерелигиозными людьми сантеро не чувствуют и не выказывают — вообще-то, санто есть у каждого человека, как и духи мёртвых, вне зависимости от того, верит он в них или нет. И они его все так или иначе защищают по жизни, пусть и слабее, чем состоявшегося сантеро. Так что верить или нет — вопрос добровольный, никого постороннего не касающийся.

Пост, читай «воздержание», и кубинцы — это вещи несовместимые. В сантерии нет ничего похожего на пост или Рамадан. На Кубе, кстати, есть и мусульмане, но такие, особого извода — они не постятся в Рамадан (месяц без секса? — одного этого достаточно, чтобы навсегда оттолкнуть кубинца от любой религии), они пьют пиво и ром и, конечно, едят свинину, потому что это единственное доступное мясо на Острове. Ну а в остальном всё, как положено,— намаз, покрытая голова.

Сантеро о своей религии не кричат на углах, не пропагандируют, никого не агитируют, в общем, миссионерством не занимаются. На Кубе есть такая фишка — «постучать в дом к бабалао». То есть колдун никогда не придёт к тебе первым и не начнёт убеждать, что надо обратиться в сантерию. Человек приходит сам, с конкретной проблемой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *