какое важнейшее понятие лежит в основе теории т парсонса
Статья №2: Структура + Функция = Общество. Теория Толкотта Парсонса
Опираясь на данные кибернетики (науки о закономерностях функционирования информации в сложных системах), свою комплексную теорию создает американский социолог Толкотт Парсонс. Работы Парсонса и по сей день продолжают оказывать влияние на ученых. Специалисты признают, что его теории в плане основательности и целостности нет равных в области социологичекой мысли. А положения его структурно-функциональной социологии легли в основу целой научно-исследовательской школы.
Как и всякий фундаментальный теоретик, Парсонс придерживался принципа системности. Точкой отсчета возникновения социологии как науки он считал первую попытку рассмотрения общества как системы. Такую попытку, по его мнению, предпринял Маркс.
Исходя из дефиниции системы как совокупности элементов, взаимосвязь которых образует определенное единство, Парсонс определяет общество в качестве разворачивающихся в пространстве и времени социальных отношений, которые, закрепляясь в устойчивых формах (от ежедневных разговоров на лавочке до организации политических институтов), образуют устойчивую, находящуюся в равновесии сеть (научная метафора), которая устанавливает рамки для всех видов социальной деятельности.
Таким образом Парсонс трактует социальную систему как систему действий, которая регулируется сетью общественных отношений. Регламентация рамок этих действий предполагает не только их закрепление на правовом уровне (институциональная легитимация), но и неформальное ценностное признание со стороны членов общества (аксиологическая ориентация). Социум закрепляет стандарты видов деятельности внтури себя и сохраняет их по отношению к внешним условиям.
Например, получение полного среднего образования осуществляется в течение одиннадцати лет, и это длящийся во времени устойчивый формат, который не изменится даже в случае инфляции, роста числа эмигрантов и т. д. Поскольку элементы, образующие систему, находятся в отношении взаимозависимости, любое изменение части системы сказывается на ее целом. Основными элементами социальной системы являются:
Физические условия жизни, при которых возможна полноценная человеческая деятельность (удовлетворение базовых витальных потребностей).
Психологические условия, обеспечивающие продолжительность существования общества (удовлетворение социальных потребностей).
Наличие устойчивого набора социальных норм и ценностей, формируюших определенный способ деятельности (удовлетворение духовных потребностей).
Вышеперечисленные пункты образуют структуру общества. Но в соответствии с теорией Парсонса каждая структура обладает еще и функцией (напомним, что его теория получила название «структурный функционализм»). Если структурный аспект составляют системообразующие факторы, то функциональный составляют факторы контролирующие. Их тоже три:
Экономика (обеспечивает контроль производства и распределения ресурсов среди населения).
Политика (обеспечивает внешний контроль над событиями, происходящими на территории, на которой проживает общество).
Культура (обеспечивает внутренний контроль жизнедеятельности людей в соответствии с принятыми в обществе нормами и ценностями).
Можно заметить, что системообразующие и контролирующие факторы соотносятся друг с другом: экономика создает необходимые физические условия, политика – психологические (толерантность, транспарентность [открытость информации], демократизм), культура дает духовную пищу. При этом, по Парсонсу, любой социум как система стремится к адаптации, целеполаганию, интеграции и порядку.
Адаптация
Адаптация – это приспособление общества к природным условиям окружающей среды. Важно понять, что Парсонс представляет общество состоящим из множества подсистем, в том числе физиологических. Поэтому функцию адаптации выполняет такая подсистема как организм.
Целеполагание
Целеполагание – это преобразование обществом окружающей среды, и поскольку оно гораздо сложнее простого приспособления, эту функцию выполняет личность (еще одна подсистема общества).
Интеграция
Интеграция – это установление устойчивых форм взаимодействия между человеком и обществом. Оно осуществляется на основе общей ценностной ориентации. Например, в восточных обществах ценность коллектива ставится выше ценности индивидуума, в то время как на Западе все обстоит ровно наоборот – отсюда различие форм взаимодействия внутри обществ.
Порядок
Порядок основывается на принятии и одобрении (легитимации) большинством одних и тех же норм и ценностей. Эту функцию выполняет культура. Она создает комплексы значений тех или иных социальных действий, тем самым ограничивая возможность произвольности их совершения. Проще говоря, человеку запрещается как попало совершать свою деятельность. Одним из таких комплексов является, например, этикет.
В ходе анализа эволюции человеческих обществ Парсонс обнаруживает тенденцию к росту их адаптивной способности за счет усложнения социальной организации. Это проявляется в сознательном увеличении контроля и регламентации способов человеческой деятельности. Другими словами, Парсонс считает, что современное общество более жизнеспособно и устойчиво во времени, чем традиционное.
Исторический пример: Наполеон считал, что захватив Москву, он покорит Россию. Подобная стратегия может быть сработала, если бы это был древний Вавилон, где все общество зависит от сакрального центра (столицы). Однако в случае с Россией XIX века ничего не вышло, поскольку способ организации общества Российской империи носил модульный, а не централизованный характер.
Основной недостаток этой теории критики видят в нивелировании свободы воли человека и роли творческого потенциала отдельных субъектов. Системная теория Парсонса предлагает модель общества как огромной хорошо работающей машины, винтиками которой являются люди. Однако если отбрасывать в сторону неправомерную идеализацию образа человека, можно сказать, что в действительности так оно и есть.
Социология
Вопросы для самоконтроля
1. Раскройте основные позиции теории структурно-фундаментального анализа Т.Парсонса.
2. Проанализируйте и поразмышляйте над пятью основными видами ценностных ориентации «теории социального действия».
3. Раскройте содержание социологического метода P. Mеpтона.
4. Определите социологический метод Р. Миллса.
Вопросы для самоконтроля
1. Как обосновывали «субъективный метод» социологии H.К. Михайловский и П.Л.Лавров?
2. В чем состоит главная заслуга М.М.Ковалевского в coциологии.
3. Сформулируйте основные положения теории «социального взаимо-действия» П.А.Сорокина.
4. Назовите и раскройте содержание трех основных типов культуры по П.А.Сорокину.
6
Общая характеристика современной западной социологии
В заключение главы дадим общую характеристику современной за-падной социологии. В структуре этой социологии выделяются три направ-ления.
Первое — различные социально-философские концепции: фрейдист-ская социология, интегральная социология П.А.Сорокина, концепция массо-вого общества и массовой культуры, теории индустриального и постиндуст-риального общества.
Второе — социология в узком смысле слова, или академическая со-циология, для которой характерен интерес к фундаментальным научным проблемам, декларирование свободы от ценностных суждений (идеологиче-ская нейтральность) и стремление опереться на эмпирические факты. Сюда относятся: концепции структурно-функционального анализа, «понимающая социология», бихевиористская социология и др.
Третье направление — прикладная социология, занятая исследованием и разработкой рекомендаций в различных сферах общественной жизни — произ-водстве, здравоохранении, образовании, административных органах и др. Меж-ду названными направлениями существует определенная связь: социально-философские концепции нередко опираются на различные академические со-циологии, а последние могут иметь прикладное значение.
В развитии современной западной социологии можно выделить два эта-па:
1) с 20-х до 60-х годов XX в., когда социология окончательно утверждает-ся в качестве научной дисциплины, получает финансовую поддержку государ-ства, а рекомендации социологов становятся составной частью многих соци-альных программ по борьбе с преступностью, бедностью, по социальному обеспечению, здравоохранению и т.д.;
2) с 70-х годов, когда происходит дифференциация в области социологии, проявляющаяся в идейно-теоретическом плюрализме и усилении интегратив-ных тенденций в поисках единой теоретической концепции.
Применительно ко второму этапу можно говорить о трех основных со-держательных направлениях:
а) позитивистско-натураписгическом — это концепции методологиче-ского позитивизма, структурализма, структурного функционализма, бихевио-ристской социологии, постпозитивизма;
б) различные версии понимающей социологии — символический ин-теракционизм, феноменологическая социология, экзистенциальная социология;
в) концепция неомарксистской социологии – Франкфуртская школа, структурализм Гольдмана (Франция), социальный реализм (Англия), радикаль-но-критическая социология США (Миллс, Бирнбаум, Гоуднер).
Расшифровка позиций каждой из названных школ не представляется воз-можной. Заметим лишь, что интеракционистская социология изучает преиму-щественно межличностные отношения, оставляя в стороне общие проблемы структуры общества.
Для социолога-позитивиста характерно сведение социальных ценностей и норм к фактам «открытого», наблюдаемого поведения (например, к статистике участия или неучастия в выборах). А социолог-феноменолог интересуется тем, какой внутренний смысл имеет то или иное социальное действие для его участ-ников. Предметом этнометодологии являются этнометоды, т.е. свойственные той или иной культуре методы организации практической повседневной дея-тельности. С позициями представителей других концепций можно при необхо-димости познакомиться с помощью дополнительной литературы
Социологическая теория Т.Парсонса
Начав разработку систематической теории в социологии, Парсонс ввел в научный оборот систему координат «действующее лицо — ситуация», аналогичную системе координат в биологии — «организм — среда».
К середине 30-х гг. социологи США накопили значительный эмпирический материал, осуществив большое количество разнообразных по масштабу и тематике эмпирических социологических исследований, которые, однако, не выходили за рамки отдельных регионов страны и касались лишь некоторых проблем общественной жизни. Анализируя эмпирические факты, они добивались только частных обобщений частных явлений или их классов, увеличивая численность «дискретных теорий». Но чем больше появлялось таких теорий, тем острее осознавалась необходимость разработки систематической теории науки, которая сама является наиболее важным показателем ее зрелости.
Толкотт Парсонс (англ. Talcott Parsons; 13 декабря 1902, Колорадо-Спрингс — 8 мая 1979, Мюнхен) — американский социолог-теоретик, глава школы структурного функционализма, один из создателей современной теоретической социологии.Президент Американской социологической ассоциации (1949), её секретарь (1960—1965). В 1950—1970-е годы — крупнейшая фигура теоретической социологии, наиболее известный и влиятельный из американских социологов. Труды Парсонса переведены на многие языки, они составляют основу в изучении социологической теории и истории социологической мысли.
Теория Парсонса базируется на методологических принципах волюнтаризма и эпистемологических принципах аналитического реализма. Теория Парсонса была попыткой создать баланс между двумя основными методологическими традициями: утилитарно-позитивистской и герменевтико-идеалистической. Для него волюнтаризм был третьей альтернативой между этими двумя традициями. Парсонс представил теорию социальной эволюции и конкретную интерпретацию «побудительных механизмов» и направлений всемирной истории. Синтезировав теоретические подходы Макса Вебера (труды которого он переводил), Георга Зиммеля, Эмиля Дюркгейма, Вильфредо Парето, Альфреда Маршалла, Зигмунда Фрейда, разработал общую теорию действия и, в частности, социального действия (структурный функционализм) как самоорганизующейся системы. В последней, которая задана набором функциональных проблем любой системы (адаптация, достижение цели, интеграция, поддержание образца), Парсонс аналитически вычленяет подсистемы социальной структуры, культуры, личности.
Структурный функционализм:
Общество в структурном функционализме — любое социальное явление, учреждение или институт, рассматриваемые с точки зрения их вклада в развитие общества; функционально взаимосвязанные переменные.
Требования к обществу:
Структурно-функциональный анализ — принцип исследования социальных явлений и процессов как системы, в которой каждый элемент структуры имеет определенное назначение (функцию). Функция в социологии — роль, которую выполняет определённый социальный институт или процесс по отношению к целому (напр., функция государства, семьи и т. д. в обществе).
Теория социального действия
Деятельность — процесс, выражающийся в целесообразном изменении и преобразовании человеком мира и сознания, включающий цель, средства и результат.
Поведение — система взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью реализации определённой функции и требующих его взаимодействия со средой. В поведении проявляются личность человека, особенности его характера, темперамента, его потребности, вкусы; обнаруживаются его отношения к предметам.
Подсистемы социального действия:
Цель теоретической деятельности Т.Парсонса — усилить внимание к пренебрегаемым ранее «социальным элементам» социальной системы как доминирующим факторам на основе разработки обобщающей концептуальной схемы анализа социальных систем. Каждый исследователь старается добиться «адекватного» описания эмпирической реальности, когда даются определенные и эмпирически проверяемые (верифицируемые) ответы «на все относящиеся к делу научно важные вопросы». А важность этих вопросов определяется логической структурой обобщенной концептуальной схемы.
Для разработки структурно-функциональной теоретической системы, полагал Парсонс, сложились следующие теоретические предпосылки. Э.Дюркгейм осуществил анализ стабильности социальной системы, состоящей из функционально-дифференцированых ролей. М.Вебер обосновал необходимость эмпирического изучения социальных организаций и институтов, используя обобщенную теоретическую схему. Антропологи стали рассматривать общество как единую функциональную систему. Психологи начали анализировать человека как динамическую структурно-функциональную систему.
Из положения этих осей в крестообразных таблицах возникает набор из четырех основных функциональных категорий: адапта ции, целедостижения, интеграции и воспроизводства структуры. Эти функции социальной системы, по Парсонсу, обеспечиваются различными подсистемами. Так, внутри социальной системы функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения — политическая подсистема, функцию интеграции — правовые институты и обычай, функцию воспроизводства структуры — система верований, мораль и органы социализации, включая системы и институты образования.
Начав разработку систематической теории в социологии, Парсонс ввел в научный оборот систему координат «действующее лицо — ситуация», аналогичную системе координат в биологии — «организм — среда». Эмпирическая работа социолога приобретает смысл благодаря «системе координат» как наиболее общей конструкции категорий. Но для описания и анализа эмпирической системы необходимы и структурные категории. Т.Парсонс подчеркивает, что функции системы координат и структурных категорий при использовании их на дескриптивном (описательном) уровне «состоят в установлении необходимых фактов и в постановке проблем динамического анализа».
В отличие от Э.Дюркгейма, социальную систему он рассматривает не как систему «культурных стандартов», а как систему мотивированного поведения, взаимодействующую с культурными стандартами как с окружающей средой. Для выведения из системы координат «действующее лицо — ситуация» социальных систем ему понадобился расчет дифференцированной социальной структуры; зависимость дифференциации семей от различий в положении людей в профессиональной структуре; неосуществимость на практике абсолютного равенства возможностей. Учитывая их, можно создавать условия для предотвращения перерастания латентных конфликтов в классовое противоборство.
Посредством структурированного нормативного порядка в обществе организуется коллективная жизнь населения. Общество также представляет собою огромный коллектив, который Парсонс называл социетальным сообществом. Для выживания и развития такое сообщество, состоящее из личностей, должно придерживаться единой культурной ориентации. А для этого личности в социетальном сообществе должны обладать соответствующим уровнем культуры поведения и действия. Несмотря на совершенствование в социетальном сообществе механизма достижения соглашения между его членами по основным вопросам его жизнедеятельности, считал Парсонс, всегда будет сохраняться потребность в особом механизме принуждения. Поддержание нормативного порядка связано непосредственно с осуществлением контроля за поведением личностей и групп в границах определенной территории и за ее пределами.
Сводя воедино использованные при определении понятия «общество» различные критерии самодостаточности, Т.Парсонс утверждал, что общество как социетальное сообщество должно иметь не только «отличительный статус членства». Самодостаточность социетального сообщества, по Парсонсу, не требует выполнения его членами всех ролевых обязательств внутри общества. Но общество должно предоставить своим членам достаточный набор ролевых возможностей для реализации фундаментальных потребностей личностей и самого общества в целом.
Анализ Т.Парсонсом эволюции обществ неразрывно связан с его подходом к социальным системам и социальным сообществам как к процессу взаимодействия (интеракции). Это взаимодействие, отмечал Парсонс, происходит на лингвистическом уровне выражения и в коммуни-кации, хотя взаимодействующие могут использовать такие средства интеракции, как, например, деньги, власть., Все это — символические уровни взаимодействия.
Среди всех процессов изменения общества Т.Парсонс выделяет процесс усиления адаптивных возможностей и рассматривает его в основном в рамках общей традиции функционализма, основанной еще Г.Спенсером. Т.Парсонс исследует дифференциацию основных элементов и! подсистем общества. Обладающие своим местом в обществе элементы и подсистемы со временем делятся в масштабе более широкой системы на различающиеся одновременно по структуре и по функциональной роли элементы и подсистемы. Процессы дифференциации порождают проблемы интеграции.
Положение о росте общей адаптивной способности общества Т.Парсонс сознательно использовал в своей теории эволюции обществ, проводя аналогию с заимствованным из теории органической эволюции положением о росте общей адаптивной способности организма. Согласно этому положению, главным отличительным признаком наиболее примитивного типа общества является чрезвычайно низкий уровень дифференциации между его основными подсистемами.
Источник социальных изменений функционалисты видят прежде всего во внутреннем взаимодействии тесно связанных элементов социальной системы, а также во взаимодействии разных систем. Стабильность и консенсус в рамках «социального равновесия» не означают идеального равновесия социальной системы и не исключают социальных изменений, в том числе и радикальных. Социальные изменения, по Парсонсу, следует рассматривать как «подвижное равновесие», которое может относиться, как к той или иной части общества, так и к нему в целом. Задача общества как социальной системы состоит в том, чтобы прежде всего с помощью правовых норм упорядочивать общественные отношения и тем самым предотвращать или снижать вероятность возникновения конфликта, а если он все же возник,, то урегулировать его так, чтобы это не дезинтегрировало всю социальную систему.
Ролевые теории личности
Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Дж. Мидом и Р. Минтоном, активно разрабатывались Р. Мертоном и Т. Парсонсом, а также западногерманским социологом Р. Дарендорфом.
Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Т. Парсонсом. Он считал, что любая роль описывается пятью основными характеристиками:
Любая роль характеризуется некоторым набором этих пяти свойств.
25.01.2017, 17315 просмотров.
Реферат: Толкотт Парсонс и его теория
Название: Толкотт Парсонс и его теория Раздел: Рефераты по социологии Тип: реферат Добавлен 01:05:57 21 июня 2005 Похожие работы Просмотров: 6378 Комментариев: 16 Оценило: 6 человек Средний балл: 4.7 Оценка: 5 Скачать |