какое течение в движении революционных народников возглавлял ткачев н п
Три течения революционного народничества
После 1861 общественное движение разделилось на несколько направлений. Были консерваторы, которые хотели сохранения старых порядков. Либералы решили легально бороться за изменения в стране, за реформы. И наконец, появилось революционное народничество, которое разделилось на три направления. Революционеры выбрали путь борьбы против власти. Основой взглядов все народников было представление об особом историческом пути России. Они были уверены, что к социализму можно прийти, минуя капитализм.
Пропагандистское направлению революционного народничества. Идеологом пропагандистского направления был П.Л. Лавров. Ведущей силой, которая способна привести к революции это интеллигенция, которая должна сделать все для того, чтобы нести революционные идею в народ, просвещать необразованных крестьян. Лавров считал, что народ не готов к революции и его нужно подготовить и объяснить, что такое революция и зачем она нужна. Пропагандисты ставили цель не поднять народ на революцию, а подготовить народ к ее проведению. Лавров изложил свои идеи в следующих произведениях: «Исторические письма», «Очерки вопросов практической философии». Вдохновили Лаврова такие авторы социализма как Карл Маркс, Г.Спенсер.
Бунтарское или анархистское направление революционного народничества представлял М.А.Бакунин. Он выступал за полное уничтожение государства и государственной власти. Революцию, по его мнению, должен совершить русский крестьянин, который по своему менталитету по своей природе является бунтарем и только он способен совершить революцию, свергнуть власть. Предполагался переход к социализму. Основой управления должна стать община. Бакунин также как Лавров считал, что движущей силой революции является интеллигенция. Но если Лавров считал, что крестьяне не готовы к революции, их надо подготавливать путем пропаганды, то Бакунин был уверен, что интеллигенция должна сразу же поднимать народ на революцию, народ уже готов.
Заговорщическое направление революционного народничества. Представителем заговорщиков был Петр Никитич Ткачев. Он считал, что государство давно лишилось опоры в лице крестьян. Революцию должна совершить группа заговорщиков-интеллигентов. Он считал, что заговорщики легко смогут захватить власть без опасения возмущения со стороны народа.
Стоит отметить, что ни одно выше названных направлений революционного народничества не получила широкого распространения. В основном деятельность революционеров сочетала в себе методы все трех направлений революционного народничества: бунтарского, заговорщического и пропагандистcкого. С 70-х годов народники начали создавать свои кружки. С 1874 года практиковалось «хождение в народ». Эта практика заключалась в том, что представители интеллигенции (чаще всего студенты университетов) переодевались в обычных крестьян и шли группами в деревню, они пытались объяснить простому люду, что их эксплуатируют, нужно подняться на бунт, крестьянам объясняли революционные идеи. Однако этот план народников не увенчался успехом. Крестьяне были необразованными, они не понимали смысла речей народников и чаще всего просто считали их сумасшедшими и сдавали их полиции. Позже народники Плеханов, Желябов, Фигнер, Перовская создали революционную организацию «Земля и воля». Пропаганда, которую веля организация опять же не дала никаких результатов, поэтому народники решили перейти к террору. Были совершены покушения на чиновников и царя. После убийства Александра II народники перешли к более мирным действиям.
Какое течение в движении революционных народников возглавлял ткачев н п
П. Н. Ткачев и русские народники-бланкисты
Антианархистскую линию в движении 70-х годов отстаивали так называемые якобинцы (точнее — народники-бланкисты). Зарождение бланкистской тенденции в русском революционном движении относится к 60-м годам. В первой половине 70-х годов в эмиграции возник небольшой русско-польский бланкистский кружок, в центре которого стоял Касиер-Михал Турский (к его возникновению был причастен Нечаев). С 1874—1875 гг. во главе течения русских «якобинцев»-бланкпстов находился П. Н. Ткачев (1844—1885 гг.). Это течение имело за рубежом свой печатный орган «Набат» (1875—1881 гг.). Ткачев, одаренный литератор, активно участвовал в революционном движении 60-х годов, привлекался к суду по делу «нечаевцев», в конце 1873 г. бежал за границу. Он разделял веру в силу общинных традиций русского крестьянства, но, в отличие от бакунистов и лавристов, отвергал принцип «освобождение народа посредством народа», считая, что сам народ «не может провести и осуществить в жизни идеи социальной революции». Такие задачи он возлагал на заговор «революционного меньшинства» из интеллигенции. Это меньшинство должно было, используя «разрушительно-революционную силу народа», захватить власть, создать «революционное государство» и положить основание «новому разумному порядку общежития». В своей «реформаторской» деятельности захватившее власть революционное меньшинство, по мнению Ткачева, не могло рассчитывать на активную поддержку народа. Признание идеи революционного государства отделяло Ткачева и его последователей от Бакунина и бакунистов, с которыми он, однако, сходился в утверждении, что народ всегда готов к революции. Он находил, что осуществление социальной революции в России пока не представляет никаких затруднений, так как русское государство еще является «фикцией», висит в воздухе (эти взгляды Ткачева были подвергнуты исчерпывающей критике Энгельсом). Однако «огонь, экономического прогресса* 1*», как выражался Ткачев, имея в виду рост «форм буржуазной жизни», ведет к изменению соотношения сил и подрывает шансы на победу социальной революции. Вследствие этого он настойчиво призывал использовать «настоящий исторический период». «Наша непосредственная цель,— писал Ткачев, — революция. именно теперь, в ближайшем к нам настоящем» ‘.
Ткачев критиковал «субъективный метод» в социологии. В статье о работе П. Л. Лаврова «Опыт истории мысли» Ткачев упрекал его в том, что он «видит в истории не науку о законах, управляющих развитием обществ, а искусство нанизывания исторических фактов на нитки субъективных идеалов» 2. Ткачев считал себя сторонником исторической теории Маркса. Между тем социально-политическая концепция самого Ткачева была проникнута духом волюнтаризма едва ли не в большей даже степени, чем построения других видных идеологов народничества. Круг последователей Ткачева и «Набата» был ограниченным. Большинство революционных народников отгораживалось от них как в силу того, что они отвергали принцип «освобождение народа должно быть делом самого народа», так и вследствие отрицательного отношения их к анархизму. Но к концу 70-х годов некоторые лозунги «набатовцев», в частности требование «дезорганизации и терроризации правительственной власти», оказались в какой-то степени близкими к позициям части действовавших в России революционеров. В «народовольчестве» появился уже и лозунг «захвата власти». Не следует, однако, преувеличивать в этом отношении прямое влияние Ткачева, к чему он сам был весьма склонен. Речь шла в гораздо большей мере о сходстве отдельных идей, да и то эти последние проявились во многом в иных формах и сочетаниях.
Народничество – идейное течение радикального характера, выступавшее против крепостничества, за свержение самодержавия или за глобальное реформирование Российской Империи. В результате действий народничества был убит Александр 2, после чего организация фактически распалась. Неонародничество было восстановлено в в конце 1890-х годов в виде деятельности партии эсеров.
Видные исторические деятели народничества:
Идеология революционного народничества
Революционное народничество в России зародилось в 60-х годах 19 века. Изначально она называлась не «народничество», а «общественный социализм». Автором этой теории выступили А.И. Герцен Н.Г. Чернышевский.
У России есть уникальный шанс перейти к социализму, минуя капитализм. Основным элементом перехода должна являться крестьянская община с ее элементами коллективного землепользования. В этом смысле Россия должна стать примером для остальных стран мира.
Идейные течения народничества 70-х годов
В 70-х года народничество вступило в новый этап, когда организация фактически была разделена на 3 различных идейных течения. У этих течений была общая цель – свержение самодержавия, но методы достижения этой цели различались.
Идейные течения народничества:
Все направления развивались параллельно.
Хождение в народ
Вхождение в народ – массовое движение, начавшееся в 1874 году, в котором приняли участие тысячи молодых людей России. Фактически они реализовывали идеологию народничества Лаврова и Бакунина, ведя пропаганду с жителями деревень. Они переходили из одной деревни в другую, раздавали людям агитационные материалы, беседовали с людьми, призывая их к активным действиям, объясняя, что дальше так жить нельзя. Для пущей убедительности вхождение в народ предполагало использование крестьянской одежды и беседы на понятном крестьянам языке. Но эта идеология была встречена крестьянами с подозрением. Они настороженно относились к незнакомым людям, говорящим «страшные речи», а также мыслили совсем не так как представители народничества. Вот, например, один из задокументированных разговоров:
Очевидно, что народничество с трудом себе представляло образ мысли простых людей, а значит и пропаганда их была крайне неэффективной. Во многом из-за этого уже к осени 1874 года «вхождение в народ» начало угасать. К этому же времени начались и репрессии правительства России против тех, кто «ходил».
«Земля и воля»
В 1876 году была создана организация «Земля и воля». Это была тайная организация, которая преследовала одну цель – установление Республики. В качестве достижения этой цели была выбрана крестьянская война. Поэтому, начиная с 1876 года, основные усилия народничества направлялись на подготовку этой войны. В качестве подготовки были выбраны следующие направления:
К лету 1879 года «Земля и воля» распадается на 2 организации: «Черный передел» и «Народная воля». Этому предшествовал съезд народников в Санкт-Петербурге, Воронеже и Липецке.
Черный передел
«Черный передел» возглавил Г.В. Плеханов. Он призывал отказаться от террора и вновь вернуться к пропаганде. Идея заключалась в том, что крестьяне просто были не готовы еще к той информации, которую народничество на них обрушило, но в скором времени крестьяне начнут все понимать и сами «возьмутся за вилы».
Народная воля
Окончание деятельности народничества и краткие итоги
В результате покушений на императора в народе начались волнения. Александр 2 в этой ситуации создал специальную комиссию, возглавил которую М.Т. Лорис-Меликов. Этот человек усилил борьбу с народничеством и его террором, а также предложил проект закона, когда отдельные элементы местной власти могли быть переданы под управление «выборщикам». Фактически это было то, что требовали крестьяне, а значит этот шаг существенно укреплял монархию. Данный проект закона должен был быть подписан Александром 2 4 марта 1881 года. Но 1 марта народники совершили очередной террористический акт, убив императора.
Революционное народничество в России. Основные течения народничества и мысли русской интеллигенции
Революционное народничество (или народническая идеология) начинает оформляться во второй половине 1860-х – начале 1870-х годов. Суть народничества лежит в теории крестьянского социализма. Всех «народников» объединяли три основных идейных положения:
Интеллигенция исторически являлась наиболее революционной группой, так как формируется из различных слоёв населения.
Направления народничества зависели от того, как народники решали тактические вопросы. Они делились на революционных и либеральных. Несмотря на это, они существовали параллельно друг другу. В 70-е годы XIX века ведущая роль принадлежит революционным народникам, а в 80-е годы – либеральным народникам.
1. Анархизм Бакунина М. А. – анархистское народничество
Идеолог народничества М. А. Бакунин – дворянин из старинного, но не очень богатого рода. Он вёл бесшабашную жизнь офицера, увлекался философией. И вот, он решает выйти в отставку, а потом заняться переустройством общества революционным путём.
Сначала его преследует цепь неприятных событий: он был посажен на цепь в Австрии, но Николай I потребовал его выдачи, хотя сам сажает его в Петропавловскую крепость. М. А. Бакунин пишет покаянную и остаётся в живых. Александр II отправляет его в Сибирь. Бакунин становится чиновником особых поручений. После этого переправляется в Японию, потом в Америку и наконец попадает в Европу, где и начинает разрабатывать нормы анархизма.
Революционное народничество Бакунина: главные идеи
По мнению М. А. Бакунина основная ценность человеческого общества – это свобода. Но в современном обществе человек её не имеет. На гражданах лежат оковы: семья, общественные отношения, основы государства.
Он провозглашал, что государство является абсолютным злом, которое порабощает человека. По его мнению, главная задача революции – уничтожить государство. Каким образом это можно сделать? М. А. Бакунин писал: «Славяне – это революционеры по природе, так как в них заложен революционный инстинкт. В России нет революции, потому что этот инстинкт задавлен условиями жизни, а именно крепостничеством, безграмотностью. Задача революционеров – его пробудить».
Пробудить революционный инстинкт способны интеллигенция и молодёжь, путём «хождения в народ». Но учить народ не надо, необходимо учиться у него самим. Достаточно выступить перед народом, показать ужасы жизни и призвать на борьбу. Крестьянская революция уничтожит государство и другие цепи. А главная задача революционеров – не дать возможности ему возродится.
Поэтому М. А. Бакунин предполагал, что будет создана вертикаль власти прямо противоположная государственной вертикали. Основу власти составит община, все члены которой будут иметь право принимать решение, а лица, попавшие в выбранные органы должны выполнять эти решения под контролем общины. Чтобы назначенцы общины не захватили власть, не отделились от народа, будущее государство должно представлять федерацию свободных сельских общин.
Теория анархизма изложена М. А. Бакуниным в работах «Кнуто-германская империя» и «Анархизм и государство».
Бакунин М. А. категорически отрицал политическую борьбу, считая, что она – предательство интересов народа. Ведь целью политической борьбы являются реформы, которые улучшат жизнь простого человека. В свою очередь, улучшение жизни ведёт к ослаблению революционного инстинкта. В данной стране революция невозможна, политическая борьба и революция несовместимы. Так родился лозунг «Чем хуже народу, тем лучше революции».
Таким образом, задачи революционного движения, по Бакунину, сводились к тому, чтобы поднять народ на революцию, которая разрушит государство и другие цепи.
2. П. Л. Лавров – народничество пропагандистское или теория пропаганды
Теорию пропаганды разработал П. Л. Лавров на революционном поприще. Пётр Лавров, в революционное движение пришёл поздно. Находясь в ссылке в Вятке, он написал одно из самых известных своих произведений «Исторические письма». Там он вывел формулу прогресса.
Прогресс заключается в развитии отдельных личностей. Чем больше может совершенствовать себя личность, тем больше прогресса в обществе. П. Л. Лавров обосновал исторический долг молодёжи перед русским народом. Он утверждал, что все достижения российской цивилизации оплачены кровью и трудом народа. И Россия в своём развитии дошла до такого момент, когда необходимо отдать должное народу.
Его «Исторические письма» произвели огромное впечатление в русском обществе. Он становится знаковой фигурой. П. Л. Лавров смог сбежать из ссылки и отправляется за границу.
Пётр Лавров – пропаганда как способ прихода России к социализму
Лавров П. Л. считал, что есть один путь прихода к социализму в России – путь крестьянской революции, в результате которой будет построено социалистическое общество. Он ставит вопрос о готовности русского народа к такой революции и сам на него отвечает – народ не готов.
Ещё он высмеивает учение о революционном инстинкте М. А. Бакунина и утверждает, что русский народ тёмен и забит, поэтому социалистические идеи необходимо внести в его сознание. Только после того как народ воспримет идеи социализма можно поднимать его на социалистическую революцию. Идеи социализма должна вносить в народ молодёжь. Для этого им было разработано учение о партии. Партия должна состоять из двух частей:
Первые это критически мылящие личности, которые должны вести за собой толпу. Они – герои. И толпа должна двигаться за ними и поклонятся им. После победы революции, как считал Лавров П. Л., перед новым государством возникнут большие трудности и проблемы. Поэтому он настаивал на создании новых органов государственно власти. Власть должна была исполнять внешнеполитические функции защиты от врагов революции. Также она должна решать внутриполитические вопросы, а именно: обеспечение продовольствием, борьба с контрреволюционными проявлениями.
Центральной идеей теории пропаганды П. Л. Лаврова было исполнение главной задачи, стоящей перед революционерами – внесение в народ революционного сознания.
3. Народничество Ткачёва П. Н. – террористическая теория или заговорщическое народничество
Идеологом данной теории был Пётр Николаевич Ткачёв. Он происходил из обедневшей дворянской семьи. Рано вступил в революционную деятельность. За это был исключён из университета. После ссылки уехал за границу.
Ткачёв был последователем политических взглядов Огюста Бланки. Отсюда теория получила название русский бланкизм. В отличие от М. А. Бакунина и П. Л. Лаврова, П. Н. Ткачёв заявлял, что для пропаганды идей социализма у революционеров нет времени. Пока они её ведут, капиталистические отношения разрушат общину и тогда социализм в России будет невозможен.
Теория Ткачёва об изменениях в России
Современную ему ситуацию в России, Ткачёв П. Н. рассматривал как совершенно уникальную. Уникальность заключалась в том, что русское государство лишилась своей последней социальной опоры – дворянства, а новая (буржуазия) ещё не сформировалась. Это создаёт очень благоприятные условия для революции. Но народ к революции не готов.
Выход из положения только один – революцию должны сделать революционеры, но так как их мало, то это можно сделать только методом террористической борьбы. Революционеры уничтожат видных государственных деятелей правительства, чем парализуют его деятельность. После этого следует цареубийство, которое по мнению П.Н. Ткачёва, обязательно вызовет крестьянское восстание.
Таким образом, революционеры захватят власть в центре, а восстание крестьян уничтожит местные органы власти. Ткачёв П. Н. заявляет, что в стране должна установиться диктатура революционеров, которые физически уничтожат все контрреволюционные элементы и заставят принять народ идеи социализма.
Только после этого революционеры соберут выборный общероссийский орган, который определит форму правления в государстве. Главный вывод П. Н. Ткачёва – революционеры делают революцию путём террора.
История Росcии. 19 век. 8 класс
После крестьянской реформы 1861 г., наряду с либеральным и консервативным движениями, резко усилилось и революционное движение. Это было вызвано несколькими причинами.
1. Недовольство умеренным характером реформ: сохранением помещичьего землевладения, обременительными для крестьян условиями выкупа земельного надела и введением временнообязанного состояния.
2. Медлительность правительства при претворении реформ в жизнь, а также непоследовательность самого Александра II, сохранение им на ведущих постах многих деятелей николаевского времени.
Идейным вождем революционного движения в России в конце 50-х — начале 60-х гг. стал редактор петербургского журнала «Современник» Н. Г. Чернышевский. Он выступал в своих статьях за крестьянскую революцию, развивал идеи А. И. Герцена об «общинном» социализме, ратовал за создание революционной организации.
В июле 1862 г. Чернышевский был арестован и помещен в Петропавловскую крепость, где провел около двух лет. Там он написал роман «Что делать?», который был напечатан в журнале «Современник». В романе Н.Г.Чернышевский изложил свои взгляды на будущее социалистическое устройство общества, на новую мораль и нравственность. Эта книга стала настоящей «библией» для русских революционеров. Идеи и образ жизни героев романа стали на долгие годы примером для молодежи. В 1864 г. Чернышевский был приговорен к каторге и последующему поселению в Сибири.
Деятельность Герцена и Чернышевского, других пропагандистов «общинного» социализма не пропала даром. Еще в 1861 г. в Петербурге возникла тайная революционная организация. Для ее названия были взяты ключевые слова одной из статей Н. П. Огарева, помещенной в «Колоколе», — «Земля и воля». Организация объединила несколько десятков единомышленников, людей из разных общественных групп и сословий: студентов, мелких чиновников, младших офицеров, выходцев из мещан, купцов, низшего духовенства, разорившегося дворянства, т. е. «лиц разного чина и званий» — разночинцев.
Программа «Земли и воли»:
-требования созыва парламента и установления демократической республики,
широкое местное самоуправление,
Выдвигалась также идея передачи крестьянам всей земли и объединения не только сельского, но и городского населения в самоуправляющиеся общины.
-содействие побегам революционеров из тюрем,
-материальная помощь ссыльным.
«Земля и воля» готовилась начать открытое выступление в 1863 г., когда, по мнению ее членов, можно было ожидать крестьянского восстания в связи с тем, что в этом году истекал срок подписания Уставных грамот.
Но уже в 1862 г. были арестованы наиболее активные члены «Земли и воли». А в 1863 г. русским революционерам пришлось испытать самое горькое разочарование — не оправдались их расчеты на массовые выступления крестьян. Весной 1864 г. «Земля и воля» приняла решение о самороспуске.
Три течения в народничестве.
Народники рассматривали народ, прежде всего крестьянство, как реальную политическую силу и считали своей главной задачей сделать эту силу сознательной и организованной. Они хотели поднять крестьян на революцию, которая дала бы возможность России миновать стадию капитализма и установить новый строй, основанный на принципах равенства и справедливости. Наиболее крупными теоретиками революционного народничества в 70-х гг. были М. А. Бакунин, П. Л. Лавров и П. Н. Ткачев.
Михаил Александрович Бакунин (1814—1876) считался идеологом анархического крыла народничества.
М. Бакунин уповал на стихийный народный бунт против самодержавия, даже если он будет, как писал Пушкин, «бессмысленный и беспощадный». Русский народ он считал изначально народом-бунтарем, но его должна была разбудить интеллигенция — «умственный пролетариат». Обращаясь к молодежи, Бакунин писал: «Бросайте же скорее этот мир, обреченный на гибель, бросайте эти университеты, академии, школы, ступайте в народ, чтобы стать «повивальной бабкой» самоосвобождения народного, спасителем народных сил и усилий».
Бакунин был творцом теории анархизма, отрицающего государство. Если почти все социалистические мыслители считали главной причиной всех народных бед частную собственность, то для Бакунина высшим злом являлось государство. При этом он критиковал любое государство, даже так называемое «народное». Отвергая управление централизованное, сосредоточенное в одних руках, идущее «сверху вниз», он предлагал взамен государства свободную организацию «снизу вверх» — рабочих ассоциаций (союзов), групп, общин, волостей, областей и народов. Свободное общество, по мысли Бакунина, — это общество, в котором осуществился бы принцип самоуправления народа.
Начинать создание такого общества необходимо на следующий же день после победы революции, которая сметет старую власть и государство. Инициативу возьмут на себя революционеры, объединенные в небольшие группы на всей территории России. В бушующем море революционной стихии они должны ненавязчиво, не преследуя никаких личных интересов, убеждать и вести народные массы к созданию народного самоуправления, при котором «волости собственным народным движением соединились в уезды, уезды в области, области образовали бы между собою федерацию».
Петр Лаврович Лавров (1823—1900) стал идеологом пропагандистского крыла в народничестве.
П.Лавров, в отличие от Бакунина, не преклонялся перед стихийным бунтом. Он считал, что народная революция нуждается в длительной подготовке.
Осуществить такую подготовку могло, по мнению Лаврова, даже незначительное меньшинство лучших людей общества, так называемые «критически мыслящие личности», имеющие основательную научную подготовку. Они должны запастись терпением, идти в народ и при помощи пропаганды помочь ему уяснить его потребности и силу. Построив справедливое социалистическое общество, интеллигенция сможет «оплатить» свой «долг народу». Ведь она получила образование и другие жизненные блага благодаря трудам и лишениям многих поколений народа.
Петр Никитич Ткачев (1844—1885) являлся идеологом заговорщического направления в народничестве.
В отличие от других народников, П.Ткачев полагал, что крестьянство не способно самостоятельно осуществить революцию. Революция должна принять форму переворота, который совершит строго законспирированная организация революционеров, члены которой прошли строгий отбор и подчиняются железной дисциплине. Но предварительно эта организация должна была «расшатать» существующую власть путем террора. Выступая против анархизма Бакунина, Ткачев считал невозможным разрушение государства. В ходе революции, по его мнению, должна была произойти замена старых государственных институтов на новые, революционные.