какое течение ислама в саудовской аравии

Публичное богослужение и прозелитизм немусульман в Саудовской Аравии, включая распространение немусульманских религиозных материалов (таких как Библия ), являются незаконными.

СОДЕРЖАНИЕ

История

Аль Сауд и ибн Абд аль-Ваххаб

Эра нефтяного экспорта

В 1960-х и 1970-х годах религиозные власти разрешили некоторые практики, которые ранее были запрещены (харам). По настоянию правительства и после энергичных дебатов религиозные власти разрешили использование бумажных денег в 1951 году, отменили рабство в 1962 году, разрешили обучение женщин в 1964 году и использование телевидения в 1965 году.

К 1970-м годам, в результате нефтяного богатства и государственной политики модернизации, экономическое и социальное развитие продвигалось чрезвычайно быстрыми темпами, преобразуя инфраструктуру и систему образования страны; во внешней политике были развиты тесные связи с США.

К 1976 году Саудовская Аравия стала крупнейшим производителем нефти в мире. Власть улемов пришла в упадок.

В ответ королевская семья потребовала более строгого соблюдения традиционных религиозных и социальных норм в стране и предоставила улемам большую роль в правительстве. Сначала были запрещены фотографии женщин в газетах, затем женщин на телевидении. Кинотеатры и музыкальные магазины были закрыты. Школьная программа была изменена, чтобы обеспечить гораздо больше часов религиозных занятий, исключив занятия по таким предметам, как неисламская история. Гендерная сегрегация распространилась «на самую скромную кофейню». Религиозная полиция стала более напористой.

Больше внимания уделялось религии в средствах массовой информации (рост религиозных программ на телевидении и радио и увеличение количества статей о религии в газетах), индивидуальному поведению, политике правительства, проповедям в мечетях. В 1986 году король Фахд заменил свой титул «Его Величество» на « Хранитель двух священных мечетей ». В частности, были усилены полномочия и финансовая поддержка улемов, им был предоставлен больший контроль над системой образования и было разрешено более строгое соблюдение ваххабитских правил морального и социального поведения. Эта политика не смогла подавить рост и силу религиозных консерваторов, недовольных королевской семьей.

Текущая позиция

Роль в государстве и обществе

какое течение ислама в саудовской аравии

Религиозная полиция или Комитет по поощрению добродетели и предотвращению порока насчитывает 3 500-4 000 человек. Члены патрулируют улицы, соблюдая дресс-код, строгое разделение мужчин и женщин, совершая намаз мусульман во время молитв, расследуя сообщения о колдовстве и другом поведении, которое, по их мнению, предписывается или запрещено исламом.

Ваххабизм

В 1990-х руководство Саудовской Аравии не подчеркивало свою идентичность как наследника ваххабитского наследия как такового, равно как и потомки Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, Аль-аш Шейха, по-прежнему занимали высшие посты в религиозной бюрократии. Влияние ваххабитов в Саудовской Аравии, однако, оставалось ощутимым в физической форме в одежде, в поведении и в публичных молитвах. Наиболее важно то, что наследие ваххабитов проявилось в социальном этосе, предполагавшем ответственность правительства за коллективное моральное упорядочение общества, от поведения отдельных лиц до институтов, предприятий и самого правительства.

Не салафиты

Суннизм

Хотя ваххабизм является одной из разновидностей суннитского ислама, распространение несалафитского суннизма ограничено.

Шиитский ислам

Ахмадия

Исламское паломничество

какое течение ислама в саудовской аравии

Министерство по делам паломничества и религиозных трестов решает огромные материально-технические и административные проблемы, порождаемые таким огромным международным собранием. Правительство выдает специальные паломнические визы, которые позволяют паломникам посетить Мекку и совершить обычную экскурсию в Медину, чтобы посетить могилу Пророка. Принимаются меры к тому, чтобы паломники не оставались в королевстве после хаджа в поисках работы.

Сложная гильдия специалистов помогает совершать хадж. Гиды (mutawwifs), говорящие на языке паломника, организуют необходимые приготовления в Мекке и инструктируют паломника о правильном выполнении ритуалов; помощники (вакилы) предоставляют вспомогательные услуги. Отдельные группы специалистов заботятся о паломниках в Медине и Джидде. Кюветы для воды (замзами) обеспечивают воду, забираемую из священного колодца.

Ислам и политика

Исламская легитимность

Трещины между правительством и молодым поколением усилились в мае 2003 года, когда Эр-Рияд уволил или приостановил работу тысяч из них. Многих предстояло «перевоспитать», а других просто выгнали из религиозного истеблишмента. Этот шаг мало что сделал для того, чтобы расположить правительство к уже разочарованным и религиозно радикальным клерикам.

Исламская легитимность современного саудовского государства подвергалась сомнению многими радикальными исламистскими группами и отдельными лицами, включая Аль-Каиду.

Как критика, так и общественный отклик на нее указывают на растущий уровень инакомыслия не только внутри религиозного истеблишмента королевства, но и среди общественности. Примечательно, что вопрос был задан и дан ответ на публичном форуме, а затем перепечатан в средствах массовой информации, в том числе в газетах на арабском и английском языках. Подобные вопросы легитимности возникнут в ближайшие месяцы, когда религиозное, политическое и, возможно, военное руководство королевства станет центром все более интенсивной критики. Тот факт, что Аль-Аль-Шейх столь открыто ответил на вопрос о влиянии правительства на фетвы, является явным признаком растущей обеспокоенности общественности по поводу легитимности религиозных лидеров. Кроме того, то, что заявления были перепечатаны в прессе, сигнализирует о том, что правительство Саудовской Аравии, которое имеет огромное влияние на местную прессу, собирается ответить на обвинения в ненадлежащем влиянии, коррупции и незаконности.

Источник

Саудовская Аравия

В административном отношении разделена на 13 провинций (103 округа).

Столица – Эр-Рияд. Население – 24 млн. 293 тыс. человек (2003).

Городское население – 80%, сельское – 20%.

Площадь – 2,15 млн. кв. км. Самая высокая точка: гора Сауда (3207 м). Государственный язык – арабский. Основная религия – ислам.

Денежная единица: саудовский риал = 20 киршам = 100 халялям.

Национальный праздник: День провозглашения королевства – 23 сентября.

Государственный гимн: «Королевский салют Саудии!».

Саудовская Аравия занимает почти 80% территории Аравийского п-ова и несколько прибрежных островов в Красном море и Персидском заливе.

Климат. На севере – субтропический, на юге – тропический, резко континентальный, сухой. Лето очень жаркое, зима теплая.

Водные ресурсы. Почти вся Саудовская Аравия не имеет постоянных рек или водных источников, временные потоки образуются только после интенсивных дождей.

Проблема водоснабжения осуществляется посредством развития предприятий по опреснению морской воды, созданием глубоких колодцев и артезианских скважин.

Население

В 2003 в Саудовской Аравии проживало 24 293 тыс. чел., в т.ч. 5576 тыс. иностранцев. С момента первой переписи, проведенной в 1974, численность населения возросла в 3 раза. В 1990–1996 среднегодовой прирост населения составлял 3,4%, в 2000–2003 – 3,27%. В 2003 рождаемость была 37,2 в расчете на 1000 человек, смертность – 5,79. Продолжительность жизни – 68 лет. В возрастном отношении более половины жителей страны моложе 20 лет. Женщины составляют 45% населения. По прогнозам ООН, численность населения к 2025 должна возрасти до 39 965 тыс. чел.

Состав населения. Подавляющее большинство населения Саудовской Аравии составляют арабы (саудовские арабы – 74,2%, бедуины – 3,9%, арабы Персидского залива – 3%), в большинстве своем сохранившие племенную организацию. Наиболее крупные племенные объединения – аназа и шаммар, племена – авазим, авамир, аджман, атайба, бали, бейт ямани, бени атийя, бени мурра, бени сахр, бени яс, вахиба, давасир, дахм, джанаба, джухайна, кахтан, манасир, манахиль, муахиб, мутайр, субей, сулейба, шарарат, харб, хувейта, хутейм и др. Племя сулейба, населяющее северные районы, считается неарабского происхождения и состоит по некоторым данным из потомков крестоносцев, захваченных в плен и обращенных в рабство. Всего в стране насчитывается более 100 племенных объединений и племен.

Кроме этнических арабов, в стране проживают саудовские арабы смешанного этнического происхождения, имеющие турецкие, иранские, индонезийские, индийские, африканские корни. Как правило, это потомки паломников, осевших в регионе Хиджаза, или африканцев, ввозившихся в Аравию в качестве рабов (до отмены рабства в 1962 в стране насчитывалось до 750 тыс. рабов). Последние проживают преимущественно в прибрежных районах Тихаме и Эль-Хасы, а также в оазисах.

Иностранные рабочие составляют ок. 22% населения и состоят из несаудовских арабов, выходцев из африканских и азиатских стран (Индии, Пакистана, Бангладеш, Индонезии, Филиппин), а также незначительного числа европейцев и американцев. Арабы иностранного происхождения живут в городах, в районе нефтепромыслов и районах, пограничных с Йеменом. Представители всех остальных народов сосредоточены в крупных городах и на нефтепромыслах, где образуют, как правило, более половины всего населения.

Язык

Официальный язык Саудовской Аравии – стандартный арабский, относящийся к западно-семитской группе афразийской семьи. Один из его диалектов – классический арабский, в виду своего архаического звучания в настоящее время применяется главным образом в религиозном контексте. В быту используется аравийский диалект арабского (аммия), наиболее близкий к литературному арабскому языку, который развился из классического языка (эль-фусха). Внутри аравийского диалекта различаются близкие между собой говоры Хиджаза, Асира, Неджда и Эль-Хасы. Хотя различия между литературным и разговорным языком здесь менее заметны, чем в других арабских странах, язык городских жителей отличается от диалектов кочевников. Среди выходцев из других стран распространены также английский, тагальский, урду, хинди, фарси, сомали, индонезийский и др.

Религия

Саудовская Аравия является центром исламского мира. Официальная религия – Ислам. По разным оценкам, от 85% до 93,3% саудовцев являются суннитами; от 3,3% до 15% – шииты. В центральной части страны почти все население ханбалиты. На западе и юго-западе преобладает шафиитский толк суннизма. Здесь встречаются также ханифиты, маликиты. В небольшом числе проживают шииты-исмаилиты и зейдиты. Значительная группа шиитов (примерно треть населения) проживает на востоке, в Эль-Хасе. Христиане составляют около 3% населения (по оценке Американской конференции католических епископов, в стране проживает св. 500 тыс. католиков), все прочие конфессии – 0,4% (на 1992, неофициально). Информация о количестве атеистов отсутствует.

Государственное устройство

Первые юридические документы, закрепляющие общие принципы государственного устройства и управления страной, были приняты в марте 1992. Согласно основам системы власти, Саудовская Аравия является абсолютной теократической монархией, управляемой сыновьями и внуками короля-основателя Абдель Азиза ибн Абдель Рахмана аль-Фейсала Аль Сауда. Священный Коран служит конституцией страны, которая управляется на основе исламского законодательства (Шариата).

С 1932 страной правит династия Саудидов. Глава государства и религиозный лидер страны (имам) – Служитель двух Священных мечетей, Король (малик) с 13 июня 1982 страной правил Фахд бен Абдель Азиз Аль Сауд одновременно являющийся премьер-министром, главнокомандующим вооруженными силами и верховным судьей. 1 августа 2005 скончался король Саудовской Аравии Фахд и правителем стал наследный принц Абдалла, брат Фахда.

Глава государства обладает всей полной исполнительной, законодательной и судебной власти. Его полномочия теоретически ограничены только нормами Шариата и саудовскими традициями. Король призван поддерживать единство королевской семьи, религиозных лидеров (улемов) и прочих элементов саудовского общества.

По конституции, король возглавляет правительство (в нынешней форме существует с 1953) и определяет основные направления его деятельности. Совет министров сочетает в себе как исполнительные, так и законодательные функции. Все его решения, которые должны быть совместимы с нормами шариата, принимаются большинством голосов и подлежат окончательному утверждению королевским декретом.

Судебная система

Король является высшей апелляционной инстанцией и имеет право вынесения помилования.

В стране сохраняется смертная казнь; начиная с войны в зоне Персидского залива в 1991, в Саудовской Аравии отмечается устойчивый рост числа казней.

Внешняя политика

Саудовская Аравия – член ООН и Лиги арабских государств (ЛАГ) с 1945, с 1957 – член МВФ и МБРР, с 1960 – член Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК). С 1948 находится в состоянии Войны с Израилем. Играет значительную и конструктивную роль в Международном валютном фонде (МВФ), Всемирном банке, в арабских и исламских институтах финансовой помощи и развития. Один из крупнейших доноров в мире, она оказывает помощь ряду арабских, африканских и азиатских стран. С 1970 в Джидде расположена штаб-квартира секретариата Организации исламской конференции (ОИК) и ее вспомогательной организации – Исламского банка развития, созданного в 1969.

Один из основных принципов внешней политики Саудовской Аравии является исламская солидарность. Саудовское правительство часто помогает в разрешении региональных кризисов и поддерживает израильско-палестинские мирные переговоры. Как член Лиги арабских государств, Саудовская Аравия выступает за вывод войск Израиля с территорий, оккупированных в июне 1967; поддерживает мирное решение арабо-израильского конфликта, но при этом осуждает Кэмп-Дэвидские соглашения, которые, по их мнению, не способны гарантировать право палестинцев на создание собственного государства и определить статус Иерусалима. Последний по времени план ближневосточного мирного урегулирования был предложен наследным принцем Абдаллой в марте 2002 на ежегодном саммите ЛАГ. В соответствии с ним Израилю предлагалось вывести все свои силы с оккупированных после 1967 территорий, вернуть палестинских беженцев и признать независимое Палестинское государство со столицей в восточном Иерусалиме. В обмен Израилю гарантировалось признание его всеми арабскими странами и восстановление «нормальных отношений». Однако в результате позиции, занятой рядом арабских стран и Израилем, план провалился.

Страна имеет дипломатические отношения с Российской Федерацией. Впервые они были установлены с СССР в 1926. Советская миссия была отозвана в 1938; в сентябре 1990 была достигнута договоренность о полной нормализации дипломатических отношений между СССР и Саудовской Аравией; посольство в Эр-Рияде функционирует с мая 1991.

Вооруженные силы

С 1970-х Саудовская Аравия затратила огромные средства на расширение и модернизацию своих вооруженных сил. После войны в Персидском заливе в 1991 вооруженные силы страны были еще больше увеличены и оснащены новейшим вооружением, большая часть которого поступила из США. По данным Международного института стратегических исследований, военный бюджет Саудовской Аравии в 2002 составил 18,7 млрд. долл., или 11% ВВП.

Экономика

В настоящее время основу экономики Саудовской Аравии составляет свободное частное предпринимательство. Между тем правительство осуществляет контроль над основными сферами экономической деятельности. Саудовская Аравия имеет самые большие запасы нефти в мире, считается крупнейшим экспортером нефти и играет ведущую роль в ОПЕК. Доказанные запасы сырой нефти составляют 261,7 млрд. баррелей, или 35 млрд. т (26% всех запасов), а природного газа – около 6,339 трлн. куб. м. (на январь 2002).

Имеются также запасы железных руд, хрома, меди, свинца, цинка, золота.

Нефть приносит стране до 90% доходов от экспорта, 75% государственных доходов и 35–45% ВВП. Приблизительно 25% ВВП поступает из частного сектора. В 2001 ВВП Саудовской Аравии был эквивалентен 241 млрд. долл., или 8460 долл. на человека.

Общество и культура

Религия всегда играла доминирующую роль в саудовском обществе и все еще определяет образ жизни большинства населения.

Вся социальная и культурная жизнь страны регламентируется мусульманским Лунным календарем (лунная хиджра), такими событиями, как паломничество в Мекку (хадж), месячный пост (рамадан), праздник разговения (ид аль-фитр), праздник жертвоприношения (ид аль-адха).

Во главе религиозной общины стоит Совет улемов. В каждом городе имеются комитеты общественной морали, следящие за выполнением правил поведения.

Образ жизни

Арабы-кочевники, населяющие пустынные районы, кочуют между пастбищами и оазисами в поисках корма и воды. Их традиционным жилищем являются шатры, сотканные из черной овечьей и козьей шерсти. Для оседлых арабов характерны жилища из высушенного на солнце кирпича, побеленные или окрашенные охрой. Трущобы, ранее довольно распространенные, теперь стали редкостью благодаря государственной политике жилищного строительства.

Основными продуктами питания арабов являются баранина, ягнятина, цыплята и дичь, приправленные рисом и изюмом. К распространенным блюдам относятся супы и тушеное мясо, приготовленное с луком и чечевицей. В пищу употребляется много фруктов, особенно фиников и инжира, а также орехи и овощи. Популярным напитком является кофе. Употребляется верблюжье, овечье и козье молоко. Для приготовления пищи обычно используется топленое масло из овечьего молока (дахн).

Положение женщин

Главенствующую роль в саудовском обществе играют мужчины. Женщины не появляются в общественном месте без покрывала на лице и накидки, которые закрывают ее тело с головы до ног.

Брак считается гражданским договором и сопровождается финансовым соглашением между супругами, которое должно быть зарегистрировано в религиозном суде.

Основной обязанностью жены является уход за мужем и воспитание детей. Как правило, браки являются моногамными, хотя мужчине разрешено иметь до четырех жен.

Женщина может обратиться к кади с требованием развода, если для этого имеются основания, например, плохое обращение со стороны мужа и скудное содержание, или сексуальное пренебрежение.

Медицина

В стране действует бесплатная система здравоохранения. Благодаря высоким расходам на здравоохранение (свыше 8% бюджета) медицинское обслуживание в королевстве за последние десятилетия достигло весьма высокого уровня. Оно распространяется практически на всё население страны – от жителей больших городов до кочующих в пустыне бедуинских племен.

Иммунизация младенцев и маленьких детей обязательна. Создание в 1986 системы эпидемического контроля позволило устранить такие заболевания, как холеру, чуму и желтую лихорадку.

Образование

Образование является бесплатным и открытым для всех граждан, хотя и не обязательным. В 1926 принят закон об обязательном начальном обучении и о создании светских государственных школ.

В стране насчитывается 16 вузов, 7 университетов. Университеты находятся в ведении министерства высшего образования. Численность студентов университетов в 1996 составляла 143 787 человек, преподавательского состава – 9490 человек. Около 30 тыс. студентов обучаются за границей.

Благодаря государственным образовательным программам властям удалось существенно снизить уровень неграмотности среди населения.

Искусство

Религия пронизывает все общество: она формирует и определяет культурную и художественную жизнь страны. В историческом плане Саудовская Аравия не подвергалась иностранному культурному влиянию, которое испытали другие арабские государства.

Традиции в области устной прозы и поэзии, берущими начало еще с доисламских времен, имеют глубокие корни. Музыка не является традиционной формой искусства в Саудовской Аравии. На ее развитие в последние десятилетия в качестве средства художественного выражения было наложен запрет Совета улемов в связи с использованием музыки в увеселительных целях. Исполнителей народной музыки и песен немного, и все они мужчины.

Такой же жесткий запрет введен на изображение человеческих лиц и фигур в живописи и скульптуре, хотя это и не касается фотографии.

Наиболее значительной религиозной архитектурной работой последних лет, по-видимому, является восстановление и отделка мечети Пророка (мир ему и благословение) в Медине, а также значительное расширение и обновление Большой мечети в Мекке. Строгость религиозной архитектуры компенсируется расцветом гражданской архитектуры.

В городах в больших масштабах ведется строительство дворцов, общественных зданий и частных домов; в большинстве из них гармонично сочетаются современные идеи и традиционный дизайн.

Деятельность саудовских СМИ является наиболее регламентированной во всем арабском мире. Газеты в Саудовской Аравии могут учреждаться только королевским указом. Издаётся 10 ежедневных газет и несколько десятков журналов (2003).

Правительством осуществляется цензура, действуют системы защиты, блокирующие доступ на веб-сайты, которые считаются оскорбительными с точки зрения исламской морали. В общей сложности заблокирован доступ к нескольким тысячам веб-сайтов.

Достопочтенная Мекка

Кааба – мечеть, в сторону которой ежедневно обращены взоры всех мусульман во время совершения молитвы. Так происходит в течение более 1400 лет со времен Пророка Мухаммада (мир и благословение ему).

Высота Каабы составляет 12,05 метров, и ее общая площадь равна 191 м2. Внутренняя площадь Каабы составляет 13х9 м. Ширина стен Каабы – 1 метр. Пол внутри на 2,2 метра выше, чем место, где совершается Таваф. Потолок и крыша сделаны из тика, который покрыт нержавеющей сталью. Стены сложены из камня, который отполирован с внутренней стороны. В углу мечети Кааба, главной мечети всех мусульман, установлен Черный камень. Именно с него начинают обход вокруг Каабы паломники.

Есть варианты рассказов, связанные со строительством Каабы и совершением тавафа (обхода) ангелами за две тысячи лет до рождения пророка Адама (мир ему). Истину знает только Всевышний!

Мудрость того, что Аллах повелел пророку Ибрахиму (мир ему) построить Каабу, состоит в следующем. Когда прошло время призыва (даават) пророков, обманутые сатаной и плотскими прихотями люди поклонялись различным идолам. Поэтому отличительным признаком поклонения и единственности Аллаха, несмотря на расовую принадлежность, нации и языки, для объединения всех мусульман мира и их защиты по воле Аллаха была построена Кааба. Всевышний сделал Каабу еще и местом, куда направляют свои лица все мусульмане во время намаза. Обязал также всех, кто в силах, совершить к Каабе хадж и зиярат, и оказывать почет ей и уважение.

Всевышний обязал мусульман совершать таваф (обход) вокруг нее, совершать намаз в ее сторону и лицезреть ее. За эти дела Он высоко награждает поклоняющихся. Аллах увеличил воздаяние за добродетель, совершенную вокруг Каабы и в самой заповедной Мекке, до ста тысяч раз.

Мекка и ее окрестности являются священной землей: здесь запрещены войны, вырубка деревьев, убийство живых существ, исключая убой животных ради пропитания и жертвоприношения. Харамом («Святилищем») иногда называют всю Мекку с окрестностями.

Мекка задолго до рождения Мухаммада (мир ему и благословение) была важным торговым городом.

Лучезарная Медина – город Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)

Это один из трех, наряду с Меккой и Иерусалимом священных городов Ислама.

В Медине Пророк (мир ему и благословение) основал первую мечеть (Масджид ан-Наби). Здесь же были заложены основы исламского государства, первой столицей которого и стала Медина.

В Медине Мухаммад (мир ему и благословение) покинул этот мир и похоронен в мечети Масджид ан-Наби, к которой примыкал его дом. Паломники всегда посещают могилу Пророка (мир ему и благословение).

Со священными городами Мекка и Медина также связано совершение пятого столпа Ислама хаджа.

Слово «хадж» в переводе с арабского означает сильное желание, намерение и посещение того, кого возвеличили. А в Шариате это означает намерение и посещение высокочтимой Каабы с целью совершения специальных богослужений, связанных с определенными условиями и правилами.

Паломничество – наиважнейший ритуал, без которого вера теряет свою полноту. В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится, что тот, кто совершит хадж ради Аллаха, не сквернословя и не греша при этом, вернется таким же чистым от грехов, как в день своего рождения.

Хадж отличается от других столпов Ислама тем, что он совершается только в определенном месте Земли – в Мекке и определенное время. Поэтому каждый миллионы мусульман со всего мира собираются в Саудовской Аравии для совершения хаджа.

Страны Аравии. Справочник. М., 1964

Луцкий В. Б. Новая история арабских стран. 2 изд., М., 1966

Новейшая история арабских стран. М., 1968

Васильев А.М. История Саудовской Аравии (1745–1982). М., 1982

Foster L.M. Saudi Arabia (Enchantment of the World). School & Library Binding, 1993

Рамазанов К.А., Султанмагомедов С.Н., Гаджиев М.П. Азбука Ислама. (Махачкала, 2008).

какое течение ислама в саудовской аравии

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *