какое суждение относится к определению понятия внешняя переменная
Тема 10
1. + Независимые переменные;
2. + Зависимые переменные;
3. + Промежуточная переменная
4. Рандомизированная переменная
2. Какое суждение относится к определению понятия «независимая переменная»?
а) система экспериментальных воздействий, которая является причиной определенного экспериментального эффекта;
б) + система психологических воздействий, произведенная экспериментатором.
в) система внешних факторов, влияющих на эффект эксперимента и являющаяся причиной артефактов.
3. Какое суждение относится к определению понятия «зависимая переменная»?
а) + система экспериментальных воздействий, которая является причиной определенного экспериментального эффекта;
б) система психологических переменных, которые регистрируются в ходе эксперимента;
в) система внешних факторов, влияющих на эффект эксперимента и являющаяся причиной артефактов.
4. Какое суждение относится к определению понятия «внешняя переменная»?
а) система экспериментальных воздействий исследователя, которая является причиной определенного экспериментального эффекта;
б) система психологических переменных, которые регистрируются в ходе эксперимента;
+в) система внешних факторов, влияющих на эффект эксперимента и являющаяся причиной артефактов.
5. Способы контроля внешней переменной
3. + Двойной слепой метод
4. Ранжирование испытуемых
6. Создание контрольной группы для контроля внешних переменных
7. Приемы фиксирования зависимой переменной
1. + Срочное измерение
2. + Отсроченное измерение
3. Постепенное измерение
8. Какое суждение относится к монотонно-возрастающей связи между переменными в исследовании?
1. Зависимая переменная не чувствительна к изменение зависимой переменной
2. + Увеличению значений независимой переменной соответствует увеличение зависимой переменной
3. Увеличению значений независимой переменной соответствует уменьшение значений зависимой переменной
9. Выявите номер определения, который адекватно бы соответствовал определению переменных:
а) Независимая переменная
б) Зависимая переменная
в) Полномочная переменная
г) Промежуточная переменная
1) Переменная, изменяемая экспериментатором
2) Переменная, которая не оценивается непосредственно, но ее свойства могут быть выделены и проинтерпретированы на основании систематических измерений
3) Переменная, изменение которой вызывает независимая переменная
4) Переменная, используемая в качестве косвенного измерения другой переменной, когда вторую переменную трудно измерить или непосредственно наблюдать
10. Процедура, которая гарантирует равную возможность каждому члену популяции стать участником эксперимента
11. Прием контроля дополнительной переменной чаще всего применяют тогда, когда эксперимент включает в себя несколько серий.
12. основные приемов контроля над влиянием внешних («прочих») переменных на результат эксперимента:
Тема 10
1. + Независимые переменные;
2. + Зависимые переменные;
3. + Промежуточная переменная
2. Какое суждение относится к определению понятия «независимая переменная»?
б) + система психологических воздействий, произведенная экспериментатором.
3. Какое суждение относится к определению понятия «зависимая переменная»?
а) + система экспериментальных воздействий, которая является причиной определенного экспериментального эффекта;
4. Какое суждение относится к определению понятия «внешняя переменная»? +в) система внешних факторов, влияющих на эффект эксперимента и являющаяся причиной артефактов.
5. Способы контроля внешней переменной
3. + Двойной слепой метод
6. Создание контрольной группы для контроля внешних переменных + Балансировка
7. Приемы фиксирования зависимой переменной. + Срочное измерение + Отсроченное измерение
8. Какое суждение относится к монотонно-возрастающей связи между переменными в исследовании? + Увеличению значений независимой переменной соответствует увеличение зависимой переменной
9. Выявите номер определения, который адекватно бы соответствовал определению переменных:
а) Независимая переменная
б) Зависимая переменная
в) Полномочная переменная
г) Промежуточная переменная
1) Переменная, изменяемая экспериментатором
2) Переменная, которая не оценивается непосредственно, но ее свойства могут быть выделены и проинтерпретированы на основании систематических измерений
3) Переменная, изменение которой вызывает независимая переменная
4) Переменная, используемая в качестве косвенного измерения другой переменной, когда вторую переменную трудно измерить или непосредственно наблюдать
10. Процедура, которая гарантирует равную возможность каждому члену популяции стать участником эксперимента +Рандомизация
11. Прием контроля дополнительной переменной чаще всего применяют тогда, когда эксперимент включает в себя несколько серий. +Контрбалансировка
12. основные приемов контроля над влиянием внешних («прочих») переменных на результат эксперимента:
1) +элиминация внешних переменных;
2) +константность условий;
Тема 11
1.Порядок предъявления группам испытуемых или отдельным испытуемым (испытуемому) различных уровней независимой переменной (переменных) называется
2. Определитеплан экспериментального исследования
+План для двух рандомизированных групп с предварительным и итоговым тестированием
+ План для двух групп с тестированием после воздействия
4. Типы отношений между компонентами эксперимента
2. + Структурный 3. + Дифференциальный
5. Определите тип отношений между компонентами эксперимента
6. Признаки плана «истинного» экспериментального исследования
1) +применение одной из стратегий создания эквивалентных групп, чаще всего — рандомизации;
2) +наличие экспериментальной и, как минимум, одной контрольной группы;
3) +завершением эксперимента тестированием и сравнением поведения группы, получившей экспериментальное воздействие (X1), с группой, не получившей воздействия Х0.
7. Определить план эксперимента
3. Эксперимент 2: R X О5
8.Типы гипотез в факторном эксперименте
1)+ гипотезы о раздельном влиянии каждой из независимых переменных;
2) +гипотезы о взаимодействии переменных, а именно — как присутствие одной из независимых переменных влияет на эффект воздействия на другой.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
В чем отличие термина «психология эксперимента» от термина «экспериментальная психология»?
а) нет отличий – это одно и то же;
б) первый термин обозначает особый предмет психологических знаний,
который заключается в исследовании психических явлений, проявляющихся в ходе эксперимента;
в) второй термин определяет особый предмет психологических знаний, который заключается в изучении сущности отношений между исследователем и испытуемым в ходе эксперимента.
7. Сущностью экспериментального метода является:
а) наблюдение за испытуемым в период работы с
ним в специально созданных экспериментальных условиях;
б) тестирование объекта исследования для получения определенной ин-
формации в ходе эксперимента;
в) моделирование изучаемых психических явлений, воздействие на модель
независимыми переменными для измерения экспериментальных переменных.
8. К основным формам экспериментального исследования относятся:
а) идеальный эксперимент, эксперимент полного соответствия;
б) лабораторный и естественный эксперимент;
в) реальный эксперимент, моделирование.
К основным структурным элементам экспериментального метода от-
носятся:
а) задача, планирование, организация исследования, интерпретация результатов;
б) гипотеза, планирование, тестирование, выводы;
в) социальная (научная) потребность, гипотеза, проведение эксперимента,
10. Сущностью экспериментальной гипотезы является:
а) научно доказанная система фактов;
б) система научных догадок, основанная на косвенных эмпирических и
в) концептуальная схема проведения эксперимента.
Какое суждение относится к определению понятия «независимая переменная»?
а) система экспериментальных воздействий, которая является причиной
определенного экспериментального эффекта;
б) система психологических переменных, которые регистрируются в ходе
в) система внешних факторов, влияющих на эффект эксперимента и являющихся причиной артефактов.
Какое суждение относится к определению понятия «зависимая переменная»?
а) система экспериментальных воздействий, которая является причиной
определенного экспериментального эффекта;
б) система психологических переменных, которые регистрируются в ходе
в) система внешних факторов, влияющих на эффект эксперимента и являющихся причиной артефактов.
13. К какому типу выборки испытуемых относится следующее суждение:
«Выборка испытуемых, на которую направлено экспериментальное воздействие»?
а) репрезентативная выборка;
б) экспериментальная выборка;
в) контрольная выборка;
г) эквивалентная выборка.
Раздел 2. Понятие о психике, сознании, неосознаваемых психических процессах
Понятие о психике и ее развитии в филогенезе
Цель: сформировать научные представления о сущности психики, гипотезах о ее происхождении и механизмах функционирования.
Задачи:
— помочь студентам в усвоении сущности и специфических особенностей психического отражения у животных;
— воспитывать познавательную активность;
— развивать исследовательские умения.
Формируемые умения: анализировать, сравнивать, делать выводы, приводить примеры из жизни.
Вопросы для теоретической подготовки
1. Гипотеза о происхождении психического отражения в эволюции живой материи (А.Н. Леонтьев).
2. Основные функции психики и их развитие в филогенезе.
3. Особенности психической деятельности животных.
Практические задания
1. Изучите лекцию11 учебного пособия Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию (С.169-197). Письменно ответьте на следующие вопросы: В чем суть проблемы поиска объективного критерия психики? Какие особенности психики и поведения животных выделяет автор? Каковы главные особенности психики животных, отличающие ее от психики человека?
2. Решите задания по данной теме из сборника задач по общей психологии/ Под ред. В.С.Мерлина. – М., 1974.
Литература:
1. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. М., 2002. С.65-102.
2. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. Т.1. М., 1996. С.24-37.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций М., 2002. С.169-197.
4. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2007. С.70-87.
5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М., 1998. С.130-199.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999. С.90-134.
7. Сборник задач по общей психологии/ Под ред. В.С. Мерлина. – М., 1974.
Тестовое задание
I. Верно ли предложенное утверждение:
Психика-это единство высших психических функций.
II. Выберите один или несколько правильных ответов:
1. К основным функциям психики относятся … а) отражение окружающей действительности; б) приспособление к условиям окружающей среды; в) регуляция поведения и деятельности; г) формирование психологических свойств индивида.
2. Психическое отражение характеризуется следующими особенностями …
а) носит опережающий характер; б) избирательно; в) преломляется через индивидуальность человека; г) носит постоянный характер.
3. Для психики человека характерно прохождение следующих этапов психического отражения … а) отражение межпредметных связей; б) стадия предметного восприятия; в) стадия элементарной чувствительности; г) стадия инстинктов; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
4. В рамках системно-деятельностного подхода выделяют следующие принципы … а) детерминизма; б) активности; в) системности; г) опосредованное; д) объективности; е) субъективности.
5. Для животных характерен следующий вид раздражимости …
а) «тропизм»; б) чувствительность.
6. Критичность – это … а) способность выделять себя из среды; б) способность осознавать различия между противоположностями; в) способность осознавать и формировать свое поведение.
7. Цепное поведение характерно для …а) человека; б) животного; в) насекомого; г) рыбы.
8. У животных на стадии навыков и предметного восприятия развивается следующий вид памяти:
а) двигательная; б) образная; в) смысловая.
III. Вставьте пропущенные слова:
1. Развитие психики реализуется в форме:
4.Способ и уровень адаптации животных к условиям существования определяется.
5.Сочетание внутренних и внешних условий среды предваряет возникновение такой формы реагирования как.
Тестирование усвоенной учебной информации
Тестирование является промежуточной формой контроля знаний обучающихся и преследует цель выявить качество усвоенного понятийного аппарата изучаемого курса. Основная идея тестирования заключается в определении минимально допустимого теоретического усвоения знаний по соответствующим темам. Тесты проводятся по окончании изучения курса по всем темам и используются в качестве предварительной оценки знаний магистрантов в процессе допуска к экзамену.
Основные понятия, их определение, логические связи и развитие представляются в тесте в виде вопроса и пяти альтернативных ответов, один из которых является истинным (определенным в учебной литературе как основное мнение ведущих авторитетных авторов специалистов в данной области знаний, теме, проблеме и пр.). Дискуссионные, неоднозначные понятия или понятия, которые не являются устоявшимися в среде экспертов в данной области знаний, в тесты не включаются или включаются на правах дополнительных тем.
Вариант теста проверки знаний магистрантов по курсу «Качественные и количественные методы исследований в психологии»
1. К какому виду валидности относится следующее суждение: «Это мера возможности распространения результатов тестирования на генеральную совокупность»?
2. Какой из перечисленных признаков не является показателем оценки способностей?
1) время выполнения задания;
2) количество правильно решенных заданий;
3) общее количество решенных заданий;
4) время усвоения инструкции к методике;
5) количество неверно решенных заданий.
4. К какому типу относится выборка испытуемых, на которую направлено экспериментальное воздействие?
1) репрезентативная выборка;
2) экспериментальная выборка;
3) контрольная выборка;
4) эквивалентная выборка;
5) случайная выборка.
5. Качественные исследования — это:
1) оценка деятельности человека, выраженная в цифровом виде, включающая статистические процедуры анализа и обобщения эмпирических данных, основанная на номоте-тическом представлении о филогенезе личности и группы;
2) описательно-интерпретативные формы работы психолога с клиентами и пациентами в процессе консультирования и терапии;
3) комплексное исследование, основанное на полевой форме работы, предполагающее сбор информации о человеке, описание переживаний, смыслов, анализа текста с учетом социокультурного контекста, путем использования специальных процедур при отсутствии жесткой стандартизации данных, особого внимания к единичным случаям и опоре на рефлексию исследователя;
4) нечетко выраженные гипотезы об особенностях протекания психических процессов как индивидуальных, так и групповых объектов исследования, предполагающие дальнейшие верификации данных при помощи точных статических процедур и методов;
5)индивидуально-личностная форма исследования подготовленного психолога, включающая различные формы взаимодействия с клиентом и предполагающая путем анализа его высказываний осуществлять достоверное заключение о психологических особенностях испытуемого в настоящий момент времени и на перспективу.
6. Что понимается под экспериментальной психологией ‘
1)отрасль психологии, имеющая свой специфический предмет изучения, который заключается в количественном исследовании психических явлений;
2)совокупность психологических знаний, которые нмми ляются путем эксперимента;
3)система частных методов и методик, при помощи к
4)вероятностное определение сущности психологических явлений;
5)двоичная система оценки качества выявленного свой ства субъекта.
7. Для чего используется коэффициент согласия Пирсона (Хи-квадрат — х2)?
1)для расчета статистической связи переменных, измеренных в шкале интервалов;
2)для расчета статистической связи переменных, измеренных в шкале порядков;
3)для расчета статистической связи переменных, измеренных в шкале наименований;
4)для расчета статистической связи переменных, измеренных в шкале отношений;
5) для расчета статистической связи переменных, измеренных в абсолютной шкале.
8. Каким термином в экспериментальной психологии обозначаются конкретные события, происходящие в период про ведения эксперимента и активно влияющие на испытуемых?
1) реактивный эффект;
2) статистическая регрессия;
4) естественное развитие;
5) эффект тестирования.
9. Какое суждение относится к определению понятия «независимая переменная»?
1)система экспериментальных воздействий, которая является причиной определенного экспериментального эффекта;
2) система психологических переменных, которые регистрируются в ходе эксперимента;
3) система внешних факторов, влияющих на эффект эксперимента, и являющаяся причиной артефактов;
4) система «внутренних» причин поведения субъекта в ходе эксперимента;
5) случайные воздействия на исследуемый объект в эксперименте.
10. Укажите традиционный алгоритм проведения психологического эксперимента.
1)задача, планирование, организация исследования, интерпретация результатов;
2) гипотеза, планирование, тестирование, выводы;
3) социальная (научная) потребность, гипотеза, проведение эксперимента, подтверждение гипотезы;
4) организация, наблюдение, интерпретация, гипотеза;
5) планирование, моделирование, гипотеза, интерпретация.
Оценка знаний магистрантов осуществляется в пределах следующих количественных критериев: «неудовлетворительно» — 0—40% правильных ответов (к экзамену не допускается); «удовлетворительно» — 41—60% правильных ответов; «хорошо» — 61—80% правильных ответов; «отлично» — 81% и более правильных ответов.
Методы психологических исследований (стр. 8 )
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 |
образований разработал и предложил:
30. Автором естественного эксперимента является:
31. Понятие «эксперимент полного соответствия» в научный оборот ввёл:
32. Промежуточный между естественными методами проведения
исследования и методами, где применяется строгий контроль
а) мысленный эксперимент;
в) лабораторный эксперимент;
33. Активно изменяемая в психологическом эксперименте характеристика
34. По Д. Кэмпбеллу, потенциально управляемые переменные относятся к
35. В качестве критерия достоверности результатов валидность, достигаемая
в ходе реального эксперимента по сравнению с идеальным, называется:
36. Мера соответствия экспериментальной процедуры объективной
реальности характеризует валидность:
37. При лабораторном эксперименте в наибольшей степени нарушается
38. Понятие «экологическая валидность» чаще используется как синоним
39. Восемь основных факторов, нарушающих внутреннюю валидность, и
четыре фактора, нарушающих внешнюю, выделил:
40. Фактор неэквивалентности групп по составу, снижающий внутреннюю
валидность исследования, Д. Кэмпбелл назвал:
в) экспериментальным отсевом;
г) естественным развитием.
41. Эффект плацебо был открыт:
42. Фактор присутствия любого внешнего наблюдателя в эксперименте
в) социальной фасилитации;
43. Влияние экспериментатора на результаты наиболее значительно в
б) «глобальных» индивидуальных процессов (интеллекта, мотивации,
принятия решения и т. п.);
в) психологии личности и социальной психологии;
44. Применяемый в возрастной и педагогической психологии метод
прослеживания изменений психики ребёнка в процессе активного
а) пилотажный эксперимент;
б) формирующий эксперимент;
в) констатирующий эксперимент;
г) включённое наблюдение.
45. В наибольшей мере соответствует биогенетическому подходу к изучению
психического развития следующий эксперимент:
46. Синонимами формирующего эксперимента являются:
б) контрольный эксперимент;
в) генетико-моделирующий эксперимент;
г) проективный эксперимент.
47. В наибольшей мере обеспечивает соединение психологических
исследований с педагогическим поиском и проектированием
эффективных форм учебно-воспитательного процесса:
б) формирующий эксперимент;
в) лабораторный эксперимент;
г) метод анализа продуктов деятельности.
48. В исследовании предполагается построение или порождение объекта
внутри его структуры, после чего он и становится предметом
а) естественнонаучный эксперимент;
б) формирующий эксперимент;
в) констатирующий эксперимент;
г) естественный эксперимент.
49. В качестве специально разработанной методики интроспекция наиболее
последовательно использовалась в психологических исследованиях:
50. Психологические приёмы, конструируемые на учебном материале и
предназначенные для оценки уровня овладения учебными знаниями и
навыками, известны как тесты:
51. Оценка возможностей личности по овладению знаниями, умениями и
навыками, носящими общий или специфический характер,
осуществляется с помощью тестирования:
52. Оценка согласованности показателей, получаемых при повторном
тестировании тех же испытуемых и тем же самым тестом или
эквивалентной его формой, характеризует тест с точки зрения его:
53. Критерий качества теста, используемый при выяснении его соответствия
области измеряемых психических явлений, представляет валидность
54. Критерий качества теста, используемый при измерении какого-либо
сложного психического феномена, имеющего иерархическую структуру,
измерить который из-за этого одним актом тестирования невозможно,
а) конструктивная валидность теста;
б) валидность теста по критерию;
в) валидность теста по содержанию;
г) надёжность теста.
55. На данные личностных опросников не должно влиять:
а) использование обследуемыми неверных эталонов;
б) отсутствие у обследуемых навыков интроспекции;
в) несоответствие интеллектуальных возможностей респондентов
требованиям опросной процедуры;
г) личностное воздействие исследователя.
56. Для установления статистической взаимосвязи между переменными
а) t – критерий Стьюдента;
б) корреляционный анализ;
в) метод анализа продуктов деятельности;
57. Факторный анализ в психологии впервые начал применять:
58. Наиболее часто встречающееся значение в совокупности данных
59. Если психологические данные получены по интервальной шкале или
шкале отношений, то для выявления характера взаимосвязи между
признаками применяется коэффициент корреляции:
60. Табулирование, представление и описание совокупности результатов
психологического исследования осуществляется:
а) в описательной статистике;
б) в теории ститистического вывода;
в) в проверке гипотез;
61. Наиболее широкий диапазон применения математических методов в
психологии допускает квантификация показателей в шкале:
62. Дисперсия является показателем:
б) меры центральной тенденции;
63. К многомерным статистическим методам не относится:
а) многомерное шкалирование;
в) кластерный анализ;
г) корреляционный анализ.
64. Наглядную оценку сходства и различия между некоторыми объектами,
описываемыми большим количеством разнообразных переменных,
а) многомерное шкалирование;
б) факторный анализ;
в) кластерный анализ;
г) структурно-латентный анализ.
65. Совокупность аналитико-статистических процедур выявления скрытых
переменных (признаков), а также внутренней структуры связей между
этими признаками называется:
а) многомерным шкалированием;
б) факторным анализом;
в) кластерным анализом;
г) структурно-латентным анализом.
66. Метод психологической диагностики, использующий стандартизированные
вопросы и задачи, имеющие определённую шкалу значений:
67. Метод, который заключается в получении информации в процессе
непосредственного общения исследователя и испытуемого:
68. Стандартизированное психологическое испытание, в результате которого
делается попытка оценить тот или иной психический процесс или
69. Вариант метода анализа продуктов психической деятельности,
позволяющий выявить психологические характеристики человека на
основе характеристик литературных, научных, публицистических текстов:
70. Сущностью экспериментального метода является:
а) наблюдение за испытуемым в период работы с ним в специально
созданных экспериментальных условиях;
б) тестирование объекта исследования для получения определённой
информации в ходе эксперимента;
в) моделирование изучаемых психических явлений, воздействие на
модель независимыми переменными для измерения
г) создание константных условий.
71. К основным формам экспериментального исследования относятся:
а) идеальный эксперимент, эксперимент полного соответствия;
б) лабораторный и естественный эксперимент;
в) реальный эксперимент, моделирование;
г) научный и житейский эксперимент.
72. Под «моделью» понимается:
а) образец или подобие какого-либо предмета (объекта исследования);
б) способ переноса объекта исследования в экспериментальные
в) схема объекта исследования, применяющаяся в ходе
г) идеальный эксперимент.
73. К основным структурным элементам экспериментального метода
а) задача, планирование, организация исследования, интерпретация
б) гипотеза, планирование, тестирование, выводы;
в) социальная (научная) потребность, гипотеза, проведение
эксперимента, подтверждение гипотезы;
г) гипотеза, планирование, моделирование, интерпретация.
74. Какое суждение относится к определению понятия «внешняя
а) система экспериментальных воздействий, которая является
причиной определённого экспериментального эффекта;
б) система психологических переменных, которые регистрируются в
в) система внешних факторов, влияющих на эффект эксперимента и
являющаяся причиной артефактов;
г) репрезентативная выборка.
75. К какому типу выборки испытуемых относится следующее суждение:
«Выборка испытуемых, на которую направлено экспериментальное
а) репрезентативная выборка;
б) экспериментальная выборка;
в) контрольная выборка;
г) эквивалентная выборка.
1. В методах конкретизируется …………………., которую обычно понимают
как систему принципов научного исследования. (методология).
2. Основными группами методов в классификации выделены:
организационные методы, …………………. группа методов, методы
обработки данных, и интерпретативные методы психологических
3. Назовите метод, характеризуемый как краткое стандартизированное
позиций, убеждений и общих принципов в процессе научного познания.
5. Назовите метод, состоящий в изучении явления через его искусственную
6. Назовите метод количественной обработки данных, состоящий в
нахождении среднего арифметического.
7. Назовите метод количественной обработки данных, состоящий в
нахождении наиболее часто повторяющегося значения.
8. Создателем первой экспериментальной психологической лаборатории
9. Метод самонаблюдения в психологии называется ……………..
10. «Идеальным экспериментом» в психологии называется ……………..
11. «Реальным экспериментом» в психологии называется ……………..
стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определённую шкалу
систематическом и целенаправленном восприятии внешнего поведения
человека с целью последующего анализа и объяснения.
количественные характеристики генеральной совокупности.
эксперимент со стороны испытуемого или экспериментатора и влияющий
18. Системой научных догадок, основанной на косвенных эмпирических и
теоретических сведениях называется …………………..
20. К ……………….. типу выборки испытуемых относится следующее
суждение: «Выборка испытуемых, исследуемые характеристики которой
идентичны экспериментальной выборке».
психических явлений и их закономерностей. (методы)
22. Важными характерными признаками науки являются: систематический
характер входящих в её состав знаний; пользование лишь допускающими
проверку объяснительными гипотезами; пользование определёнными
позиций и усвоенных принципов специфическая система
аргументированных взглядов, оформляющая то или иное понимание
изучаемой реальности и предопределяющая стратегию её изучения. (концепция)
процедурная стратегия исследования. Эта стратегия выстраивается в
зависимости от уже определённых предмета и задач исследования. Но
именно она определяет ход исполнения исследовательского процесса, в
том числе выбор конкретных методов и методик на этапах сбора,
обработки и интерпретации данных об изучаемом объекте. (подход)
25. ……………….. можно охарактеризовать как совокупность сведений о
целесообразном проведении метода в конкретных условиях. Отражает
оперативный уровень научного познания. (методика).
26. …………………… является теоретико-мировоззренческой основой
научного познания. Выступает как учение о методе познания. (методология).
27. Познавательными приёмами, которые могут быть использованы в любой
общие отношения, закономерности и свойства изучаемых объектов и
предметов называют …………………… методами. (Всеобщими).
28. Методы, которые могут применяться в разных, но не во всех областях
знания и использоваться многими, но не всеми науками называют
29. Методы, применяемые в отдельных областях знания, которые характерны
для какой-либо конкретной науки или группы смежных наук называют
……………. методами. (конкретно-научные; специальные).
30. По типу ответов исследуемого методы психологических исследований
делят на: субъективные, объективные и …………….. (проективные).
31. С помощью исследовательских методов психологического исследования
возможна не только констатация и объяснение какого-либо
психического явления, но и ……………. его развития. (прогноз).
32. Данная группа методов психологического исследования нового знания о
предмете не дают, но позволяют установить наличие (отсутствие) или
уровень развития каких-либо заведомо известных психических
характеристик объекта. Они носят, как правило, констатирующий
характер и служат главным образом целям диагностики, поэтому их
обычно называют ……………… методами. (психодиагностическими).
консультанта с объектом (человеком, группой), нуждающимся в
психологической помощи, без непосредственного вмешательства в ход
его жизнедеятельности и без прямого регулирования его психической
33. Согласно делению методов психологического исследования по степени
унификации они подразделяются на: стандартизированные,
нестандартизированные и ………………… (полустандартизированные).
34. Методы психологических исследований, которые предполагают то или
иное техническое оснащение и специальное оборудование; применение
которых эффективно обычно в определённых стационарных условиях
называют ………………….. методы. (аппаратурные).
35. Методы, которые не предусматривают в своей организации жёсткой
привязки процедуры к тем или иным вариантам аппаратурного или
бланкового обеспечения и обеспечение которых зависит в большей
степени от возможностей исследователя и решаемых им задач
называются …………… методами. (Свободными).
36. Деление методов по их познавательным возможностям подразделяет
методы объяснительной, описательной и ………………. психологии.
37. Согласно классификации методов психологического исследования
и в основе которой заложена идея
соотношения между субъектом (исследователем) и ……………… в
познавательном процессе. (объектом «исследуемым»).
38. Безаппаратурные методы не требуют специальной аппаратуры и
обходятся в основном бумагой и карандашом, за что получили название
39. Одной из наиболее успешных, удобных и широко признанных является
классификация психологических методов, предложенная …………….
40. Организационные методы психологических исследований включают в
себя методы сравнительного изучения, лонгитюда и …………… подхода.
41. Эмпирическая группа методов психологических исследований
подразделяется на деление в этой группе методов на: основные и
42. К интерпретационным методам в психологии относят: генетический
метод, структурный, функциональный, комплексный и ………………
43. В психологии методы обработки данных представлены количественными
и …………………. Методами. (Качественными).
44. Согласно классификации методов психологических исследований,
соответствии с ………………… психологического исследования.
45. Процессом, организующим и регулирующим совместную
экспериментальную деятельность называется …………….. (Общение).
46. Эффекты, которые могут привноситься в эксперимент со стороны
исследователя и испытуемого и влияют в дальнейшем на его результаты
в психологии принято называть ………………… (Артефактами).
47. Эффект …………….. был обнаружен медиками и возникает в результате
действия самой атмосферы проведения эксперимента, а не выделенная
независимая переменная. (Плацебо).
48. Эффект ………………… заключается в том, что испытуемый старается
угодить экспериментатору, старается ему понравиться, боится обидеть,
что в свою очередь влияет на выбор стратегии экспериментальных
49. Влияние одного из условий эксперимента на следующее за ним
возбуждение, адаптацию, попытку угадать правильный ответ сводят в
психологии к содержанию эффекта …………… (Последовательности).
50. Присутствие любого внешнего наблюдателя, в частности
экспериментатора и ассистента, изменяет поведение человека,
выполняющего ту или иную работу. Данный механизм описывается с