какое суждение обосновывает идеалистическую философию

Тема 1. Философия, ее проблемы, функции, место в культуре

какое суждение обосновывает идеалистическую философию какое суждение обосновывает идеалистическую философию какое суждение обосновывает идеалистическую философию какое суждение обосновывает идеалистическую философию

какое суждение обосновывает идеалистическую философию

какое суждение обосновывает идеалистическую философию

2. Учение об общих принципах бытия, познания и отношения человека и мира – это: философия.

3. Совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека – это: мировоззрение;

4. Мыслитель, первым объяснивший слово «философ» – это: Пифагор;

6. Философское направление, объясняющее все из материи как первого источника всех вещей – это: материализм.

7. Философское направление, выводящее все из одного духа, объясняющее возникновение материи из духа или подчиняющее ему материю – это: идеализм;

8. Разновидность идеализма, провозглашающая независимость идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека: объективный идеализм;

9. Разновидность идеализма, утверждающая зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека:

10. Идеалистическое направление, по которому законы бытия определяются законами логики – это: панлогизм.

11. Идеалистическое направление, отрицающее возможность разумного и логического познания действительности – это: иррационализм;

12. Разумное и логическое познание действительности невозможно, утверждает: агностицизм;

13. Крайняя форма субъективного идеализма, согласно которой с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я» и моих ощущений – это: солипсизм;

14. Существую только «Я» и мои ощущения, утверждает: солипсизм (Беркли);

15. Мировоззренческая позиция, игнорирующая объективный подход к действительности: субъективизм;

16. Философское направление, представители которого признавали бога, как мировой разум сотворивший природу и придавший ей движение, но не вмешивающийся в ее бытие – это: деизм.

17. Представление о боге, как мировом разуме, сотворившем природу, но вмешивающемся в ее бытие, характерно для: теизма;

19. Мир имеет или материальное начало, или духовное, утверждает: монизм;

21. Материальное и духовное первоначала мира равноправны, утверждает: дуализм;

22. Философская позиция, предполагающая множество исходных оснований и начал бытия, – это: плюрализм.

23. Существует множество исходных оснований и начал бытия, утверждает: плюрализм;

24. Направление философской мысли, утверждавшее, что мир принципиально не познаваем, – это: агностицизм;

25. Мир принципиально не познаваем, утверждает: агностицизм;

26. Философское направление, отрицающее возможность достоверного знания, – это: скептицизм.

27. Достоверное знание о мире не возможно, утверждает: скептицизм;

28. Система приемов теоретического и практического освоения действительности, способ построения и обоснования системы философского знания – это: методология;

29. Методологический принцип, заключающийся в признании относительности, условности и субъективности познания, – это:

30. Функция философии, связанная с абстрактно-теоретическим, понятийным: теоретическая;

31. Функция философии, в которой философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности: методологическая.

32. Функция философии, подвергающая все сомнению: критическая; Функция философии, связанная с исследованием социальных, нравственных, эстетических, идеологических и др. ценностей: аксиологическая;

33. Функция философии, объясняющая общественное бытие и способствующая его материальному и духовному изменению:

34. Уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ – это: антропоморфизм;

35. Наделение человеческими качествами окружающей природы:

36. Суждение, обосновывающее идеалистическую философию:

дух первичен, материя вторична;

37. Философское направление, утверждающее: «Божий дух оживляет материю и приводит ее в движение»: идеализм (теизм);

какое суждение обосновывает идеалистическую философию

38. Способ рассмотрения многообразия мира в свете единой основы бытия: монизм;

40. Концепция бытия, признающая многообразие мира: плюрализм;

41. Концепция бытия, признающая один тип реальности: монизм;

42. Концепция бытия, признающая два типа реальности: дуализм;

43. Функция социальной философии, формирующая у человека общий взгляд на социальный мир, на существование и развитие общества: мировоззренческая;

44. Функция социальной философии, позволяющая проникнуть в глубь социальных процессов и судить о них на уровне теории:

45. Функция социальной философии, заключающаяся в применении положений социальной философии при исследовании отдельных явлений и процессов общественной жизни: методологическая;

46. Функция социальной философии, положения которой способствуют предвидению тенденций развития общества: прогностическая;

Источник

Современная западная философия

1. Что является более характерным для иррационализма?

2. Какое философское направление развивалось во взглядах А. Шопенгауэра?

3. Философию сверхчеловека, который способен отбросить культурные запреты мешающие ему жить, провозглашает:

4. Критерием истинности является практическая польза – такова позиция:

5. Какую идею можно определить как прагматичную?

а) «мыслю, следовательно, существую»;

б) «имеет смысл лишь то, что имеет практическую пользу»;

в) «все разумное – действительно, все действительное – разумно».

6. Основателем психоанализа является:

7. Психоанализ – это:

а) часть психотерапии;

б) врачебный метод исследования психики человека;

в) современная философско-психологическое учение;

8. Какие бессознательные влечения З. Фрейд считал первичными?

а) влечение к жизни (или либидо, Эрос);

б) влечение к смерти (инстинкт агрессии, Танатос);

9. Почему бессознательное З. Фрейд называл «Оно»?

а) потому что на бессознательном уровне человек не осознает себя как «Я»;

б) потому что оно лишено связей с реальностью;

в) потому что оно вневременно.

10. Кто из названных мыслителей был последователем З. Фрейда (фрейдистом)?

11. Какие комплексы выявил на бессознательном уровне З. Фрейд.

б) комплекс неполноценности;

в) комплекс гениальности.

12. Какой уровень психики, по З. Фрейду, выполняет роль цензора и вытесняет запретные желания обратно?

13. На какие области культуры оказали влияние идеи З. Фрейда?

в) на все названные.

14. Кто является основателем феноменологии?

15. Исходная задача феноменологии Э. Гуссерля состоит:

а) в истолковании научного текста;

б) в выработке понятия «бытие осознанности»;

в) в определении смысла жизни человека;

г) в интерпретации новых знаний о мире.

16. Герменевтика – это:

а) искусство объяснения и толкования;

б) вид классической науки о языке;

в) иррациональная философия;

17. «Герменевтический круг» – это:

а) поиск смысла текста;

б) проблема соотношения «целое-часть-целое»;

в) поиск истинного знания;

г) интерпретация нового знания.

18. Что является более характерным для герменевтики?

19. Кто является автором «Логико-философского трактата»?

20. Кто из философов впервые употребил термин «персонализм»?

21. Основная проблема, которую рассматривает экзистенциализм:

а) проблема познания;

б) проблема человеческого существования;

в) поиск наилучшего общественного устройства.

22. Кто из экзистенциалистов писал, что человек есть просвет Бытия?

23. Кому из экзистенциалистов принадлежит открытие, что второй стороной свободы является ответственность?

24. Когда возник экзистенциализм в России?

а) накануне Первой мировой войны;

б) накануне Второй мировой войны;

в) в годы Второй мировой войны.

25. О каких свойствах жизни Х. Ортега-и-Гассет утверждал, что «жизнь в целом и в каждый момент похожа на выстрел в упор»?

а) о ее смертельной опасности;

б) о ее непредсказуемости;

в) о том, что от нее невозможно уклониться.

26. Кто из названных философов принадлежал к логическим позитивистам?

27. Что показывает метод фальсификации?

а) что теория ложна;

б) что теория ненаучна;

в) либо первое, либо второе.

28. Чему соответствует у Т. де Шардена «пункт омега»?

б) стадии сверхжизни;

в) сказанному в пунктах 1 и 2.

Русская философия

1. Характерные черты самобытной русской философии:

а) осмысление объективной реальности;

б) критическое осмысление Российской действительности;

г) верны все определения.

2. Назовите основную черту русской философии:

в) нравственно-религиозный характер;

3. С трудов какого мыслителя в России начинается философия как стройная мировоззренческая система?

4. Древнерусская философская мысль развивается под влиянием:

а) византийской духовной культуры;

б) западноевропейской философии;

в) арабской философии.

5. Самостоятельная философия в России возникает в период:

б) правления Петра I;

6. Как следует понимать термин «ненасилие» в мировоззрении Л.Н.Толстого?

а) непричинения зла другому;

б) сотворение добра;

в) середина между добром и злом;

7. В каком веке жил Ф.М. Достоевский?

8. Назовите направление в философии, представители которого считали, что у России свой особый путь развития:

9. Представители какого философского направления считали, что Россия должна перенимать прогрессивный опыт западной цивилизации:

10. Социальную историю П. Чаадаев рассматривал:

а) как обусловленный религией процесс;

б) как нечто неподвижное;

в) как процесс, определяемый государством;

г) как нечто фатальное.

11. В философии славянофила Хомякова ключевое понятие:

12. Идею всеединства разрабатывал и пропагандировал русский философ:

13. К какому идеологическому направлению принадлежал А.И. Герцен?

14. Что означает термин «всеединство» в философии В.С.Соловьева?

а) единство природы и общества;

б) единство человека, природы и общества;

в) учение о сущности Единого;

г) единство Бога со всем миром.

15. В основу мира, согласно Н. Бердяеву, заложено:

а) иррациональное начало, существовавшее раньше Бога;

б) стремление к свободе;

16. Причина русского коммунизма, согласно Н. Бердяеву, находится:

в) в русском национальном характере;

г) в продолжении западнической политики Петра I.

17. Какое философское направление было доминирующим в советской философии:

а) диалектический материализм;

Онтология

1. Раздел философии, который изучает проблемы бытия, называется:

2. Кто ввел в оборот термин «бытие»?

3. Бытие – это философская категория, означающая:

б) жизнь общественной среды;

в) материальную сферу общественной жизни;

г) все существующее.

4. В каком суждении дано более полное определение бытия?

а) бытие – это весь материальный мир;

б) бытие – это вся бесконечная вселенная;

в) бытие – это все формы психической деятельности;

г) бытие – это все то, что существует.

5. Какое суждение выражает материалистическое понимание единства мира?

а) мир един, поскольку в его основе лежит единая субстанция;

б) единство мира определяется его общей структурностью;

в) единство мира состоит в его общей закономерности;

г) единство мира состоит в его материальности.

а) субъективная реальность;

б) абстрактное мышление человека;

в) умственное осознание бытия;

г) все сказанное верно.

7. Какое суждение обосновывает идеалистическую философию?

а) идеи должны соответствовать вещам;

б) вещи должны соответствовать идеям;

в) должно быть взаимное соответствие между вещами и идеями.

8. Какому философскому направлению принадлежит следующее суждение: «Божий дух оживляет материю и приводит ее в движение»?

9. Что означает понятие «материя»?

а) материя есть постоянная возможность ощущений;

б) материя – «…есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.»;

в) материя есть лишь символ, который отражает ощущения различных наших чувств.

10. Что лежит в основе существования материи?

г) движение в пространстве и во времени.

11. Каковы основные причины движения материи?

а) материя движется (изменяется) по воле божьей;

б) источником всякого движения является механическое воздействие;

в) движение изначально присуще материи.

12. Человеческое сознание – это:

а) свойство человеческого мозга;

б) субъективная реальность;

в) продукт человеческого мышления;

г) все сказанное верно.

13. Какое из приводимых ниже определений сознания соответствует метафизическому материализму:

а) сознание – такой же материальный продукт деятельности мозга, как желчь – продукт печени;

б) сознание является не физиологической функцией головного мозга, а свойством человеческого общества;

в) сознание – этап в развитии Абсолютной идеи, на котором она приближается к самой себе;

г) сознание – божественный дар человеку.

14. Общественное сознание это:

а) отражение общественной жизни;

б) идеология класса, общественной группы;

в) общественная психология;

г) все вместе взятые.

15. Сознание людей – это:

а) всеобщее космическое явление;

б) присущее всем животным психическое качество;

в) исключительно человеческое свойство;

г) все сказанное верно.

16. Что означает время как философская категория?

а) время существует не в самих вещах, а только в мышлении, осуществляемым нашим разумом;

б) время есть образ движения, поскольку мы представляем в движении то, что совершается раньше и позже, или последовательность;

в) форма возникновения, становления, течения, разрушения в мире, а также его самого вместе со всем тем, что к нему относится.

17. Что характеризует пространство как философскую категорию?

а) пространство – бесконечная протяженность, вмещающая в себя всю материю;

б) пространство – форма существования материальных объектов, характеризующаяся протяженностью и объемом;

в) пространство – всеобщее внешнее условие бытия тел, созданное Богом вместе с материей;

г) пространство – это не реальность мира явлений, а способ, которым мы воспринимаем вещи.

18. Материя существует объективно и независимо от сознания, согласно философскому:

19. Кто из перечисленных философов относится к материалистам?

20. Назовите представителей философского идеализма:

21. Какое свойство сознания акцентируется в суждении о том, что сознание не только отражает объективный мир, но и творит его?

22. Какому из перечисленных ниже философских направлений соответствует положение о том, что «отражение – всеобщее свойство материи, а формы отражения зависят от уровня ее организации»?

а) объективный идеализм;

б) субъективный идеализм;

в) метафизический материализм;

г) диалектический материализм.

23. Как можно охарактеризовать следующий ряд: раздражимость, возбудимость, психика, сознание?

а) атрибуты человеческого мозга;

б) ступени в развитии отражения в живой материи;

в) свойства любых живых существ.

Гносеология

1. Гносеология – это:

а) философское учение о сущности бога;

б) раздел философии, в котором изучается природа познания;

в) философское учение о человеке.

2. Гносеология – это:

а) философская дисциплина (раздел философии);

б) учение о человеческом познании;

в) проблема поиска истинного знания;

г) все сказанное верно.

3. Агностицизм – это философское учение:

а) отрицающее возможность познания мира;

б) признающее сложность процесса познания;

в) отрицающее существование объективного мира;

г) отрицающее логику и силлогизмы.

4. Что обозначает термин «субъект познания»?

а) познающего человека;

в) познаваемую часть реальности.

5. Когда появляется человек разумный?

б) 35-40 тыс. лет назад;

в) 300 тыс. лет назад.

6. Что такое «рефлексия»?

а) самонаблюдение и самопознание;

б) самопознание и размышление;

в) единство всех названных выше интеллектуальных процессов.

7. Когда примерно возникло познавательное отношение человека к миру?

б) 35-40 тыс. лет назад;

8. Основными формами рационального познания являются:

а) ощущения, восприятия;

б) понятия, суждения и умозаключения;

в) воля и представления.

9. К основным методам эмпирического исследования относятся?

а) наблюдение, описание, эксперимент;

б) анализ, синтез, аналогия;

в) индукция, дедукция.

10. Что из перечисленного не относится к рациональному познанию:

11. Какое суждение в наибольшей мере связано с чувственным познанием?

а) радуга состоит из частиц воды, освещаемых ярким светом;

б) радуга, своими яркими красками, придает ощущение бодрости;

в) радуга представляет собой результат квантовой гидродинамики.

12. Что из перечисленного относится к форме чувственного познания?

13. Что из перечисленного относится к форме рационального познания?

14. Что из перечисленного относится к форме логического познания?

15. Что из перечисленного не относится к формам научного знания?

16. Какой признак присущ истине?

17. Как понимается истина в корреспондентной теории истины?

а) как соответствие реальности;

б) как соответствие истинным утверждениям;

в) как сама реальность.

18. Являются ли научные истины конвенциями?

в) являются, но только некоторые.

19. Какое представление об истине закрепилось, благодаря Платону?

а) истина – идеал знания;

б) истина – результат познания;

в) истина – главная человеческая потребность.

20. В чем суть когерентной концепции истины?

а) утверждение считается истинным, если оно согласуется с другими истинными утверждениями;

б) утверждение считается истинным, если оно согласуется с реальностью;

в) истина – это сама реальность.

21. Диалектика – это:

а) наука о человеческом мышлении;

б) всеобщий метод познания мира;

в) учение о противоречиях;

г) все вместе взятое.

22. Законы диалектики сформулировал:

23. Каким признаком характеризуется процесс развития?

24. Каково соотношение между понятиями «движение» и «развитие»?

а) развитие является частью движения;

б) движение является частью развития;

в) движение и развитие частично входят друг в друга;

г) движение и развитие исключают друг друга.

25. В каком из перечисленных примеров не проявляется причинно-следственное отношение?

а) день, сменяющий ночь;

б) зерно, прорастающее в дерево;

в) ураганный ветер, ломающий дерево;

г) раскаты грома, прозвучавшие после удара молнии.

26. Какой из названных законов относится к основным законам диалектики?

б) закон единства и борьбы противоположностей;

в) закон противоречия;

г) закон взаимосвязи содержания и формы.

27. Как называется метод выделения одного признака в предмете с отвлечением от других его признаков?

28. Для какого метода характерно «принудительное» соединение несовместимых признаков предмета?

29. Механицизм – это:

а) метод познания, основанный на признании механистической формы движения материи в качестве единственной;

б) взгляд на мир как на естественный механизм природы;

в) автоматизация социальных процессов;

г) взгляд на мир как на божественный механизм.

30. Какое направление в философии считает, что достоверность научных знаний проверяется путем эксперимента?

31. Как называется учение о всеобщей связи и развитии всех явлений и процессов материального мира?

32. Как в философии понимается движение?

а) перемещение в пространстве;

б) колебание молекул;

в) изменение, развитие, взаимодействие.

33. Какой метод научного познания используется в данном рассуждении: «Все планеты вращаются вокруг солнца. Земля – планета. Следовательно, она вращается вокруг солнца»?

34. «Все люди смертны. Сократ – человек. Следовательно, Сократ смертен.» Это пример:

Аксиология

1. Какое учение имеет своим предметом систему ценностей?

2. Что является определяющим признаком для понятия «ценности»?

а) справедливость и добропорядочность;

б) драгоценности и богатство;

в) то, что значимо в жизни;

г) то, что является необходимым в жизни.

3. Как называется философская дисциплина, исследующая ценности?

4. Существуют ли ценности в природе, без человека?

в) некоторые ценности существуют.

5. Что такое «оценка»?

а) выражение отношения к ценности;

б) с помощью оценок мы зачисляем что-либо в ценности, определяем характер ценности;

в) то, что соответствует сказанному в пунктах 1 и 2.

6. Что в большей мере помогает передаче ценностей?

а) хорошее разъяснение;

б) собственное эмоциональное отношение передающего;

в) математические расчеты.

7. Можно ли обойтись без такой материальной ценности, как бытовой комфорт?

б) можно, но не нужно;

8. Выберите верные высказывания о роли ценностей в поведении людей:

а) ценность – это осознание и усвоение потребностей людей;

б) ценность ориентирует деятельность человека, его поведение;

в) ценностная ориентация – побудительный мотив деятельности.

а) философский принцип обоснования морали, по которому счастье – высшая цель человеческой жизни;

б) философский принцип обоснования морали самоограничения;

в) философский принцип обоснования спокойствия и невозмутимости.

10. Выделите среди приведенных ниже тип ценностной ориентации человека, когда в качестве цели признаются не свои индивидуальные ценности, а ценности других конкретных людей:

11. Какова причинная связь между свободой и ответственностью?

а) полная независимость от обстоятельств;

в) осознанная и практически освоенная необходимость.

13. «Учение о благородном муже» в китайской философии – это:

а) рекомендации о том, как обрести хорошего мужа;

б) учение о нравственном человеке, секретах его благородства;

в) ироническая формулировка китайских философов, скрывающих истину;

г) учение о китайской этике.

14. В каком смысле понимается в философии термин «культура»?

а) это умение вести себя в обществе;

б) это синоним искусства;

в) это совокупность всех форм человеческой деятельности и ее результатов.

15. Что из названного является нравственной ценностью?

б) нравственные идеалы;

16. Каким образом, согласно Ж.-П. Сартру утверждаются в жизни моральные ценности?

а) через выбор ценности на словах;

б) через поступки людей;

в) через воспитание.

17. Что из названного относится к религиозным ценностям?

а) вера в реальность мифологических событий;

в) свобода вероисповедания.

18. Как можно определить искусство?

а) высшая степень мастерства в художественном творчестве;

б) способность писать картины;

в) способность к эстетическому восприятию.

19. «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим поступком». Эта формула И. канта является:

а) категорическим императивом;

б) экономическим законом;

в) рациональным максимализмом.

20. Что лежит в основе свободы?

а) способности и умения человека;

б) осознание необходимостей жизни;

в) уровень жизненного благополучия.

а) для заявления своей атеистической позиции;

б) для привлечения интереса к своей философии;

в) для объявления свободы человеческого духа.

Социальная философия

1. Что изучает социальная философия?

2. Сферами жизни общества являются:

г) все вместе взятые.

3. Развитие общества определяется природными условиями – такова позиция:

4. Для какого периода развития общества, было характерно стремление изменить общественное устройство путем распространения положительных знаний среди широкого круга образованных людей:

а) эпоха Возрождения;

б) эпоха Просвещения;

5. Смысл понятия «культура»:

а) вторая (искусственно созданная) природа;

б) возделывание земли;

в) творческая, созидательная деятельность людей;

г) все перечисленное.

6. Культурой Цицерон называл:

а) возделывание души;

б) воспитание чувств;

в) укрепление моральности;

г) все перечисленное.

7. Классическое искусство можно отнести:

а) к массовой культуре;

б) к элитарной культуре;

8. Что в наибольшей мере определяет общественный прогресс?

а) уровень свободы и демократии в обществе;

б) уровень развития производительных сил;

в) уровень интеллектуального развития общества;

г) уровень жизненного благополучия в обществе.

9. Что из перечисленного составляет производственные отношения?

а) технические средства;

б) работники и специалисты;

в) профессиональная квалификация.

10. В чем состоит главная причина разделения общества на классы?

а) наследие, переходящее людям из поколения в поколение;

б) собственность на средства производства;

в) различие между людьми по способностям;

г) трудолюбие одних людей и ленность других.

11. Выберите правильное определение практики:

а) материальная деятельность по преобразованию мира;

б) основная форма и способ духовной жизни общества;

в) производственная деятельность людей, создающая благо;

г) любая деятельность людей, в которой достигаются цели.

12. К какому понятию относится процесс преобразования различных сфер общественной жизни, не меняющий основы общества?

13. Какие отношения К.Маркс считал основными в сфере производства?

а) отношения распределения;

б) отношения собственности;

в) отношения потребления;

г) отношения обмена.

14. Что считал Арнольд Тойнби основным объектом философского изучения истории?

а) общественно-экономические формации;

б) национально-исторические системы;

в) духовно-исторические основы общества;

г) культурно-исторические типы общества.

15. Общественное сознание – это:

а) сознание живущих в обществе людей, отражающее общественное бытие;

б) сознание, отражающее массовизацию общественной жизни;

в) совокупность психических явлений, лежащих вне сферы человеческого разума.

16. Философия культуры – это раздел философии, исследующий:

а) сущность и значение культуры;

б) культурное творчество человека;

в) нравственную культуру;

г) проблемы человека и религии.

17. Какая трактовка науки является наиболее правильной:

а) законы науки – научные утверждения, имеющие общезначимый смысл;

б) законы науки – отражение закономерностей, присущих природе и обществу;

в) законы науки – следствие законов человеческого разума, организующих эмпирический материал;

г) законы науки – отражение общих и повторяющихся связей, вещей и явлений.

18. Что отличает гражданское общество от тоталитарного?

а) первое ориентировано на личность, обеспечивает ее свободу;

б) первое создает возможности для реализации прав человека;

в) для гражданского общества справедливо сказанное в пунктах 1 и 2.

19. Как делятся люди в антагонистических формациях?

а) на рабов и рабовладельцев;

в) на борющиеся классы.

20. Что представляет собой, по определению В.И. Ленина, диктатура пролетариата?

б) власть одного класса, используемая в его интересах;

в) власть одного класса, используемая в интересах всех трудящихся.

21. Какой из названных считался принципом распределения при социализме?

а) от каждого – по способностям, каждому – по потребностям;

б) от каждого – по способностям, каждому – по труду;

в) кто не работает, тот не ест.

22. Что представляет собой техноструктура, согласно теории индустриального общества?

а) новую форму власти, которой не было в традиционном обществе;

б) иерархию технических специалистов;

в) соответствует сказанному в пунктах 1 и 2.

23. Какие государства называются тоталитарными?

а) в которых установлен всеобщий контроль над гражданами;

б) в которых все граждане контролируют государство;

в) в которых все граждане трудятся.

24. Что можно считать самым большим злом тоталитаризма?

а) низкий уровень жизни;

б) экономическую несвободу граждан;

в) ограниченность мышления, неспособность самостоятельно думать и принимать решения.

25. С какого времени существует информационное общество в индустриально развитых странах?

а) с начала ХХ века;

б) с 70-х гг. ХХ века;

в) с середины ХХ века.

Философская антропология

1. Антропология – это учение:

2. Кому принадлежит афоризм «Человек – это звучит гордо!»?

3. Личность – это образ «я» человека, его внутренняя самооценка. Кто из философов выделял в структуре «я» сознание, подсознание и бессознательное?

4. Какое определение понятия «человек» наиболее полно раскрывает его содержание?

а) индивид с присущей ему генетической программой;

б) субъект познания, трудовой деятельности, общения, управления;

в) животное, способное изготавливать орудия труда;

г) биопсихосоциальное существо, способное мыслить, говорить и трудиться;

д) общественное животное, способное мыслить.

5. Укажите составляющие структуры человека:

6. Укажите, каким концепциям смысла жизни соответствуют следующие принципы:

а) живи и наслаждайся;

б) из всего извлекай пользу;

в) следуй своему идеалу и предназначенному долгу;

г) будь смирен, живи во искупление своих грехов;

д) счастье – вот подлинное предназначение человека;

е) цель оправдывает средства.

7. Какие определения понятия «личность» наиболее полно выражают его смысл:

б) человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, познания и общения;

в) сознательный исторический деятель;

г) человеческий индивид со всей совокупностью взаимосвязанных биологических, социальных, и психологических качеств;

д) человек, обладающий совокупностью социальных качеств, обеспечивающих его гражданскую активность. Способность справляться с окружающей средой, иметь в обществе права и обязанности.

8. Отчуждение – это философский термин, означающий:

а) процесс, при котором результат человеческой деятельности превращается в нечто, независимое от него самого;

б) изоляцию человека от других людей;

в) изоляцию одного общества от другого;

г) состояние независимости вообще.

9. Фатализм – это философская концепция, согласно которой:

а) вера выше разума;

б) все события в нашей жизни заранее предопределены;

в) все события в нашей жизни определяет наша свободная воля.

10. Философская позиция, согласно которой жизнь человека полностью определяется его свободной волей, называется:

11. Закончите выражение Д. Локка: «Свобода одного человека заканчивается там, где…»:

а) кончаются его желания;

б) начинается свобода другого человека;

в) определит государство.

12. Какое из высказываний определяет философскую позицию И. Канта:

а) «свобода это не произвол, а поведение в соответствии с нравственным долгом»;

б) «свобода должна принадлежать сильному, тому, кто может ее за­
воевать и отстоять»;

13. По мнению Ф. Энгельса, главную роль в формировании человека сыграл:

а) естественный отбор;

14. Моральный принцип, согласно которому высшая цель человеческой жизни – достижение счастья, блаженства:

15. Кто ввел в оборот термин «антропология»?

16. Какому термину соответствует определение: «разумное живое существо, занимающее высшую ступень эволюции живой материи, обладающее качествами, свойственными всем людям».

17. Какой принцип сформулировал Ч. Дарвин?

а) принцип эволюции;

б) принцип естественного отбора;

в) принцип тяготения.

18. Кому принадлежит трудовая теория антропогенеза?

а) К. Марксу и Ф. Энгельсу;

б) П. Тейяру де Шардену;

19. Каким образом, согласно марксистам, совместный труд изменил человекообразных обезьян?

а) способствовал зарождению мышления и членораздельной речи;

б) стимулировал прямохождение, развитие кисти, увеличение объема головного мозга;

в) справедливо сказанное в обоих пунктах.

20. Продолжается, согласно марксисткой теории, ли эволюция человека в обществе?

в) продолжается, но как социальный, а не биологический процесс.

Дата добавления: 2021-03-18 ; просмотров: 74 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *